Культура аниме что это
Почему Аниме такие популярные
Аниме популярно во всем мире среди людей разных возрастов. Одни жанры находят поклонников среди детей, другие – среди подростков и даже взрослых.
Однако не все понимают, почему эта разновидность мультипликации оказалась столь привлекательной.
Разберемся в том, что представляет собой аниме, каким оно бывает, как возникло и почему нашло своего зрителя.
Что такое аниме-культура
Аниме-культурой можно назвать все, что связано с самим аниме, то есть японской анимацией.
Причины возникновения
Появление аниме стало ответом на возникновение мультипликации как таковой. В начале ХХ века японские художники, вдохновленные западными мультфильмами, начали работать над собственными. Первые картины не вызвали широкого интереса.
Когда анимация вышла на новый уровень (обрела звук и цвет) японские мультипликаторы просто не могли применить это к своим картинам.
Ситуация изменилась после Второй мировой войны. Западные мультфильмы все еще доминировали в Японии, и это побудило местных художников приложить все усилия, чтобы создать собственный качественный продукт.
Первый значительный шаг в этом направлении сделала студия «Тоэй», которая распределяла ресурсы таким образом, чтобы большую детализацию получали важные сцены, в то время как прочие рисовали их более простыми.
В этой же студии начал карьеру художник, который буквально определил судьбу всей японской анимации – Осаму Тэдзука. В 1962 он открыл свою студию, назвав ее «Муши».
Тэдзука – создатель аниме «Астробой», что обрело популярность не только на родине, но и в США.
Мультипликационный фильм «Кимба» стал первой цветной аниме-картиной в Японии. Примечательно, что из последнего сериала компания Дисней многое взяла для «Короля льва».
С 60-х индустрия активно развивалась. Японскую анимацию покупали и заказывали западные кинокомпании. В 80-х начался «Золотой век» аниме – оно стало популярно по всему миру, новые студии появлялись с невиданной скоростью.
В этот же период засияла звезда Хаяо Миядзаки – культовый японский художник, основателя студии «Гибли» и создателя таких известных картин, как «Навсикая из Долины ветров», «Мой сосед Тоторо» и других.
Почему аниме популярные
Главное отличие аниме от западной мультипликации заключается в том, что оно не ограничивается сюжетами для детей. Напротив, большая часть японской анимации рассчитана на подростков и взрослых.
Именно поэтому аниме стало так популярно – оно рассказывает и показывает самые разные истории, которые интересны в любом возрасте.
Здесь и приключенческие «Покемоны» для детей и подростков и киберпанк «Акира», и фэнтезийный детектив-триллер «Тетрадь Смерти», и многие другие.
Свою роль играет и красивая рисовка, присущая большинству картин. Она создает особенную атмосферу и не оставляет эстетов равнодушными.
Жанры в аниме и их значение
Здесь выделяют те же жанры, что и в кино или литературе, однако есть и ряд специфических разновидностей. Для удобства их можно разделить на группы.
Целевая аудитория
Следующие жанры подходят для тех, на кого рассчитано аниме.
Кодомо – анимация для детей младше 12 лет. В нем нет особенного идейного наполнения, нет жестокости и грубости. Кроме того, по стилю рисовки оно значительно отличается от прочих жанров, где западный зритель может и не догадаться, что мультфильм выпущен в Японии, если не будет знать об этом.
Сёнэн рассчитан на юношей 12-18 лет. Ключевые особенности – динамика, изображение мужской дружбы, изобилие юмористических сцен, наличие соперничества, к примеру, в спорте.
Женские персонажи изображаются подчеркнуто привлекательными и сексуальными.
У сёнэн есть несколько поджанров:
Сёдзё предназначен для девушек 12-18 лет. Сюжет чаще всего строится вокруг любовной линии, рисовка нередко отличается гротескной юмористичностью или утонченной романтичностью, развитие персонажей проработано лучше, чем в сёнэн. Юношей наделяют красивой внешностью.
Можно выделить такие поджанры:
Сэйнэн – жанр для взрослых мужчин. Здесь хорошо показано развитие персонажей, присутствует психологизм, эротика и сатира.
Сюжет не завязан любовных отношениях, однако они могут присутствовать. Отличается от сёнэн большей реалистичностью и мрачностью.
Дзёсэй – рассчитан на взрослых женщин. В основе сюжета обычно повседневная жизнь женщины, отдельно уделяется внимание ее школьным годам, когда она знакомится с другими героями истории. Романтические отношения показаны более детально, а рисовка реалистичнее, чем в сёдзё.
Сеттинг и отношения между персонажами
Именно по сеттингу аниме имеет множество общих жанров с другими видами художественных произведений, а именно такими:
Это общеизвестные жанры, потому нет смысла останавливаться на их толковании. Специфичными можно назвать следующие:
По характеру взаимоотношений между персонажами выделяют:
Каждый жанр находит своего зрителя.
Почему аниме – это плохо
У каждого свой взгляд на аниме, и в России он не всегда положительный. Так, до сих пор бытует мнение, что анимационные фильмы и сериалы для детей, а не для взрослых.
Однако, оно как правило, присуще тем, кто не знаком с аниме-культурой вовсе или судит по одной-двум просмотренным картинам.
Аниме – это богатый, по-настоящему разнообразный мир, в котором можно найти, как добрые и жизнеутверждающие истории, так и мрачные или такие, что многим покажутся аморальными.
Однако все это элементы человеческой культуры в целом, и они характерны не только для японской анимации. Впрочем, каждый сам вправе решать, считать ли их хорошим явлением, плохим или нейтральным.
Так, аниме зародилось примерно в одно время с западной анимацией и постепенно приобрело поклонников по всему миру.
Популярность подобных мультипликаций объясняется разнообразием жанров и истории, а также тем, что они ориентированы не только на детей, но и на взрослую аудиторию.
Аниме и пропаганда. Теперь и в армии: почему Силы самообороны Японии взяли на вооружение аниме?
В 2010-х годах на аккаунтах и сайтах Сил самообороны Японии всё чаще стали мелькать анимешные персонажи, в основном барышни разной степени кавайности и всевозможные маскоты. Казалось бы, ничего удивительного: аниме-культура давно уже затопила весь мир и особенно интернет, так почему бы и нет? Однако не всё так просто. Путь аниме в японские вооружённые силы (которых как бы нет, но при этом они одни из сильнейших в мире) был непрост – и за время этого пути нашлось место и скандалам, и хитрым планам, и тонкому расчёту.
▍ Немного предыстории
Японским военным не впервой работать с анимацией в целях пропаганды. Первые эксперименты, широко известные в узких кругах фанатов военной истории, относятся к годам Второй мировой войны: это полнометражные ленты Momotaro-no Umiwashi и Momotaro: Umi-no Shimpei, «Момотаро и его морские орлы» и «Божественные моряки Момотаро». На всё ещё чёрно-белых киноэкранах страны Восходящего солнца милые зверушки во главе со сказочным героем, мальчиком Момотаро, громили американскую базу в Пёрл-Харборе, высаживались в джунглях Малайского полуострова и штурмовали британский тогда Сингапур.
Единственным «наследником» лихих зверушек Момотаро парадоксальным образом стал многолетний суперхит… КНДР, бывшей японской колонии. В северокорейском «Тарамива Косымдочхи», «Бурундуке и Белочке», героические белки, бурундуки и ежи отважно противостоят проискам империалистических волков и хорьков. Только уже во славу не духа Ямато, а идей Чучхе. Угодив в руки иностранной аудитории, некоторые из персонажей немедленно оказались культовыми в среде фурфагов – но это уже другая история.
▍ Новые вызовы
В девяностые и нулевые японцам казалось, что наконец-то настал конец истории по Фукуяме. Советский колосс рухнул, КНДР голодала, Китай от маоистских экспериментов перешёл к рыночной прагматике Дэн Сяопина, став для Японии прилежным учеником и идеальной площадкой для инвестиций. Ощущение стратегической безопасности не колебала даже длящаяся по сей день рецессия, сменившая пугавший американцев и породивший эстетику классического киберпанка экономический взлёт.
Это продлилось недолго. Прокачав экономику, КНР перешла к прокачке вооружённых сил, а также всё более амбициозной внешней политике. Разваливающиеся корыта чуть ли не образца Второй мировой сменили авианосные группы с высокотехнологичными эсминцами, а окружающие Китай воды (и крайне важные для снабжения островной Японии) всё более открыто объявлялись зоной приоритетных интересов Пекина.
Чтобы привлечь на военную службу молодёжь, пришлось прибегнуть к необычным методам пропаганды. И аниме играет в этом не последнюю роль.
▍ Как аниме «проросло» в Силы самообороны
Японская анимация ещё в 80-е начала завоёвывать весь мир – но не души японцев старших поколений. Только в нулевые почтенные японские чиновники, скрепя сердце, признали, что «эти странные мультики для детей и извращенцев» — тоже часть японской культуры, полезная как часть «мягкой силы» как минимум не меньше каратэ и икэбаны.
Военные оказались ещё консервативнее.
В 2013 году военкоматы, уставшие биться лбом в стену нежелания молодых японцев идти в Силы самообороны, начали заказывать себе аниме-маскотов. Всё чаще в аккаунтах и на агитационных плакатах стали появляться анимешные девушки, юноши и зверушки в униформе разных родов войск. И оно «выстрелило». В некоторых префектурах рост числа добровольцев составил 20%. В высоких штабах поняли, что аниме – это не только «про трусы, добро и сексменьшинства», но и в агитации полезно. С другой стороны, производящие аниме компании увидели, что околовоенная тематика прекрасно заходит аудитории, утомлённой бесконечными гаремниками и рефлексирующими ОЯШами.
Спустя пару лет военные и аниме-студии начали сотрудничать так бурно, что в прессе пошли обсуждения: не грозит ли это всё новой волной воинствующего милитаризма, и не отправятся ли наши анимешники в форме Сил самообороны завоёвывать КНДР во славу Мадоки?
▍ Безудержная милитаристская пропаганда.
Опасения оказались не совсем беспочвенными. Конечно, мало что сравнится с океаном российских попаданцев к Сталину и Николаю II, но тема попаданчества популярна и в Японии. Такуми Янаи отдал немало лет службе в Силах самообороны, а затем стал автором попаданческих романов и манги «Врата: там бьются наши воины».
Переход на гражданку его не попустил: на страницах Янаи бравые японские бойцы отправляются в мир классического фэнтези, где учиняют демократию и права человека посредством превосходящей огневой мощи. Что может быть лучше против орды орков, чем залпы РСЗО? Почему бы не решить проблему драконов ракетами «воздух-воздух», и не спасти угнетённых эльфиек посредством высадки спецназа при поддержке ударных вертолётов под Вагнера с прямым цитатированием «Апокалипсиса сегодня»?
Экранизация «Врат» в качестве аниме-сериала в 2015 году прямо и открыто сопровождалась массовой агитационной кампанией Сил самообороны. Вся Япония покрылась плакатами и баннерами с персонажами «Врат» и призывами надеть военную форму и кого-нибудь защитить. Более того, «так совпало», что именно в это время кабинет Абэ продвигал в парламенте законопроект о разрешении использовать Силы самообороны для операций за рубежом.
Популярность аниме про бравых попаданцев, крушащих орков танками и спасающих эльфиек от феодальных шовинистов, во многом помогла военным и правительству переломить ситуацию в свою пользу и провести законопроект, невзирая на массовые протесты и сопротивление пацифистов.
Ну а на прямые вопросы прессы официальные лица изображали покерфейсы и утверждали, что аниме и законопроект – совершеннейшее совпадение.
Настолько откровенной милитаристской пропаганды Силы самообороны больше старались не допускать, помимо явного успеха наблюдался и сильный негативный хайп – но к настоящему времени аниме проникло в японское военное ведомство с вездесущестью тентаклей. Аниме-маскоты завели себе почти все ведомства и подразделения, и, хотя пик популярности околовоенных аниме остался в середине десятых – то и дело то один, то другой актуальный тайтл загадочным образом оказывается и на агитационных материалах военкоматов.
Ведь китайская военная мощь крепнет, перспектива новой войны в «южных морях» растёт, и привлекать молодёжь на службу во всё более амбициозные и высокотехнологичные Силы самообороны нужно во всё больших количествах. Например, в возрождённый пару лет назад впервые со Второй мировой корпус морской пехоты. Ну а денег не очень много, приходится держаться, поэтому вместо высоких окладов военным – против которых немедленно выступят все пацифисты парламента и либеральные СМИ – проще нарисовать ещё несколько анимешных девочек на агитационных плакатах.
Что забавно, эксперимент оценили и в Пентагоне. Совсем недавно, в мае 2021 года, армия США запустила на YouTube серию агитационных роликов с анимационными персонажами – правда, в отличие от японских, подчёркнуто разнообразными. Цикл «The Calling», то есть, «Призыв», описывает судьбы пятерых бойцов американской армии. Иммигрант Рики с Гаити и дочь иммигрантов из Доминиканской республики, японец Тогучи с Гавайев, белая калифорнийка Эмма, воспитанная однополой семьёй, певица Джанин из чернокожей военной династии призывают вступать в армию США — и, эмм, спасать и помогать людям по всему земному шару.
Почему аниме так популярно и как оно стало главным символом японской культуры
Как в аниме раскрываются идеи синтоизма, почему важно обращать внимание на цвет волос героев и что посмотреть тем, кто только знакомится с жанром.
Большая часть выпускаемых аниме предназначена не только для детей, но и для взрослых. Именно поэтому жанр японской анимации завоевал популярность во всем мире. Аниме быстро переросло в целую культуру, которую ценят за многообразие жанров.
За 2020 год, по данным Ассоциации японской анимации, прибыль от полнометражных аниме возросла на 62,4 %, а выручка от распространения аниме в интернете выросла на 15,1% и составила 68,5 млрд иен (2 млрд долларов). Зарубежный рынок аниме также вырос на 19% и достиг отметки в 1,2 трлн иен (19 млрд долларов).
Первые аниме, покорившие зрителей
Самой первой анимационной картиной в Японии является мультфильм «Кацудо Сясин» 1907 года, у которого нет автора. Аниме состоит из пяти кадров, где мальчик рисует иероглифы, означающие «движущиеся фотографии». Но как жанр мультипликации аниме становится популярным только в 1928 году, когда мангака — автор манги — Осаму Тэдзуке снял анимационный сериал по манге Tetsuwan Atom.
Еще одной работой, изменившей отношение к аниме, становится работа Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров». Для 1984 года аниме стало настоящим феноменом благодаря новой технике плавной анимации и проработанным сюжетным линиям. Диапазон зрителей японской анимации расширился, а на аниме начали смотреть другими глазами, приравнивая его к фильмам.
Символика и религия в аниме
Немаловажным фактором японской анимации является символика цвета. Традиции, зародившиеся в Японии в отношении цветов, отражаются и в аниме через цвет волос главных героев или их одеяние.
Например, японцы воспринимают черный цвет как цвет радости, а белый надевают, чтобы почтить память умерших. Зеленый ассоциируется с вечной жизнью, синий — преданностью, а красный — с воинственностью.
В современном аниме с помощью цвета можно понять характер героя, его чувства, эмоции и внутренний мир. Цветовая гамма отражает темперамент героя, например, у главного героя аниме «Наруто» желтые волосы, что отражает его жизнерадостность, открытость и дружелюбие. А второй герой Саске, наоборот, облачен в темные цвета, говорящие о его мрачности и замкнутости.
Не менее важное место в японской культуре занимает религия. Синтоизм и буддизм проецируются на сюжеты анимационных картин. Например, в «Наруто» идеи синтоизма транслируются через характеры и образы главных героев. Персонажи аниме принадлежат к кланам, в связи с чем у них определяются силы и способности.
Один из главных героев Саске принадлежит к клану Учиха, а способности их членов названы в честь трех главных богов в синтоизме: Аматэрасу — богини солнца, Сусаноо — бога земли, ветра и грома, Цукиёми — богини луны. Миф о волшебных мечах Аматэрасу и Сусаноо — один из основных мифов в синтоизме. Представители клана Учиха владеют навыками обращения с мечом, управляют стихиями молнии и огня, а в их глазах заключается лунная сила, которая может контролировать людей.
Японская литература и фольклор также находят свое отражение в сюжетной линии аниме. К примеру, в «Наруто» присутствуют детали одного из знаменитых японских эпосов «Сказание о храбром Дзирайе», который создавался разными авторами с 1839 по 1868 годы. Это история про ниндзя по имени Дзирайя, который умел ездить верхом на жабах.
Любовь всей его жизни Цунаде могла управлять улитками, а бывший друг Дзирайи — Орочимару — предал его и превратился в змею. Абсолютно идентичный сюжет есть и в «Наруто»: Цунаде, Орочимару и Дзирайя являются центральными персонажами и способны управлять этими же представителями животного мира.
Классификация японского аниме
Аниме делится на категории, в соответствии с которыми у зрителя есть выбор направления и жанра картины. Эти категории имеют пометки для детской, подростковой и взрослой аудитории.
Какие полнометражные аниме посмотреть
Ученик чудовища
История рассказывает о мальчике-сироте, который по воле случая оказывается в мире животных. Ему предстоит понять, что такое воля души и как с помощью дисциплины, упорных тренировок и обретения гармонии найти равновесие между миром людей и миром животных.
Зрителя ждет поучительная, мотивационная история, после которой хочется верить в то, что с помощью упорности и целеустремленности можно добиться желаемого.
Шепот сердца
Аниме о девочке, которая обнаруживает, что все библиотечные книги уже были прочитаны одним человеком до нее. Она хочет найти его и доказать, что читает и знает больше, чем незнакомец, но в результате находит свою мечту, родственную душу и открывает магию любящего сердца.
Аниме переносит зрителя в мир детства и заставляет вспомнить все свои детские мечты, а музыкальный ряд картины завораживает своей искренностью и детской непосредственностью.
Девочка, покорившее время
В этом аниме каждый может найти частицу себя в главной героине. Аниме про путешествия во времени, любовь и крепкую дружбу, а также про взросление и внутреннюю борьбу. Зрителя ждет удивительный мир школьницы с необычным даром и интересный конец.
Мирай из будущего
История о трехлетнем мальчике, у которого родилась маленькая сестренка. Мы можем увидеть, насколько тяжелым может быть для ребенка появление в семье еще одного ребенка, как привыкнуть к тому, что внимание, по обыкновению принадлежащее единственному ребенку, переносится на нового члена семьи.
Дети моря
История этого аниме может показаться наивной, но, на самом деле, транслирует мысль об изменении мира вокруг: морские обитатели из исчезают из их привычной среды обитания. Главной героине необходимо выяснит, с чем связано такое странное природное явление и к каким последствиям это может привести. Помимо интересного сюжета, перед зрителем открывается удивительный морской мир.
Аниме как Субкультура
«Человек не может жить одной мечтой, мечты заражают, но даже помня об этом, люди продолжают мечтать»
Цитата из аниме
Аниме – это прежде всего название анимационных картин, которые производятся в Японии. Датируются первые мультфильмы серединой двадцатого века, причем очень быстро для каждого сегмента зрительской аудитории были задуманы свои фильмы. Самым широким сегментом стали подростки в возрасте 12-15 лет, то есть в том возрасте, когда психика наиболее восприимчива к внешним картинкам, а воображение помогает воссоздать необходимые картинки. Так и появилась субкультура аниме (или, как их еще называют, анимешников) в чем-то похожих на уже ставших практически родными толкиенистов. А именно тем, что пытаются воссоздать в реальной жизни то, что увидели на экране.
Фантазия является главным помощником анимешников и во время написания авторских работ или фанфиков. Эти работы по стилю не должны выходить за рамки, поставленные японскими коллегами, но в то же время раскрывают необычную для тех живость нашей мысли. Кстати, тех, кто занимается подобным творчеством называют еще отаку, в отличие от просто поклонников аниме, они постоянно заняты творчеством.
Косплей это полное воссоздание необходимого персонажа, включая копирование костюма, манеры, речи макияжа, прически и так далее – то есть своеобразный театр. Внешним сходстволм фанатов аниме не обманешь оно должно быть внутренним. Отаку славятся тем, что вживаются в образ и нередко идентифицируют себя с ним.
Интересно еще и то, что у анимешников полностью отсутствует какая-либо идеология, зато хорошо представлен характерный слэнг, изобилующий японскими словечками, изредка на русский манер («кавайно», «хентайно» и проч.).
В 2005-6 годах, когда аниме-культура заполонила постсоветское пространство, к ней поначалу относились весьма критично. Позже критика сама по себе преобразовалась в такое же яростное увлечение. И хотя настоящие приверженцы этой субкультуры считают такое действо профанацией, но современные модники, начиная от светских девиц и заканчивая умудренных опытом бухгалтеров, стали устраивать вечеринки в японском стиле. Молодежный образ, представленный японскими мультипликаторами, пришелся по душе русским тинэйджерам, и они с ловкостью подхватили эстафету героичных, но несколько инфантильных персонажей.
В это же время производство мультфильмов и мультсериалов аниме только растет. Если в 2000 году эта индустрия переживала кратковременный кризис, связанный с бюджетом, то после того, как показ вынесли на более широкой пространство (включая мультсериалы «Сейлор Мун» и «Покемоны» прошедшие на отечественном телевидении), то возросла и потребность в них. Так как аниме пронинкуто истинно японским духом и взглядом на вещи, многие представители этой субкультуры не останавливаются на простом копировании – чтобы понять саму философию, они погружаются в историю и практики Японии, понемногу изучают чужой язык.
Эта субкультура нередко встречает своих противников, по большей части, из-за того, что сегодня она стала модной тенденцией. Критики говорят об оторванности взглядов от мира и уходе талантов в другую культуру. С другой стороны представители аниме не устраивают общественных протестов и политических волнений. Они просто пребывают в своем мире.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов