Культурные практики что это
СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
Воспитание растущего человека связано с освоением им культуры как квинтэссенции общечеловеческого опыта. Вызовы нового времени, потребности современного общества, прогнозы футурологов актуализируют изучение широкого круга культурологических проблем образования. В последние десятилетия созданы научные концепции, проведены диссертационные исследования, разработаны программно-методические комплекты культурологической направленности (в том числе культуросообразного воспитания, мультикультурного и этнокультурного образования). Вместе с тем все более острой становится следующая проблема: как расширить взгляд педагогов на культуру, помочь увидеть в ней суть всего образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного?
Культурология образования позволяет проектировать образовательную деятельность и прогнозировать ее основной результат — готовность ребенка к саморазвитию — из целей самой культуросообразной педагогики (поскольку нет целей образования вне самого образования) и предлагает идею организации всех уровней образования на основе культурных практик ребенка (Н.Б. Крылова [3]).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми (Н.Б. Крылова [3]). Культурные практики сопряжены с активной, самостоятельной, разноаспектной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного и начального школьного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.
В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие ценности — духовные и нравственные. Процесс овладения культурой рассматривается сегодня как восхождение до всеобщего социального опыта. По метафоричному высказыванию М.К. Мамардашвили, культура — это онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивают человека социально приемлемыми образцами и средствами успешного решения личностных задач [7]. Образование призвано помочь ребенку не только усвоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности «второго рождения» — самоактуализации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.
Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.
Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).
Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это — обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии. Здесь истоки «скрытого» нравственного воспитания, эмоционально-волевого развития и освоения «фонового» знания, в том числе приобретения «неясных» (Н.Н. Поддьяков [10]) знаний.
Культурные практики — явление интегративное, которое сплавляет в индивидуализированное целое различные элементы: освоенные ребенком способы действий, культурные нормы и правила, принятые в данном обществе образцы деятельности и поведения, личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого высказывания, самооценки, портфолио, выставки, проекта и др.
Культурные умения. В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения, по мысли Н.Б. Крыловой, интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека [3]. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм (Е.В. Боякова [2], Е.П. Олесина [8], О.И. Радомская [8]). Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности, стиль, «почерк»); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения (И.А. Лыкова [5, 9]).
Культурная память — это универсальная форма передачи и актуализации культурных смыслов, ценностно-значимых для каждого человека и выходящих за пределы индивидуального опыта (Я. Ассман (J. Assman) [1]). Это определенным образом сфокусированное сознание человека (и общества), в котором отражается особая значимость информации о культурном прошлом в его тесной связи с настоящим и будущим конкретного человека, семьи, Отечества и всего человечества. Культурная память, подобно исторической, может быть индивидуальной и коллективной. Она сохраняет, обобщает, воспроизводит и транслирует в ценностно-проективной форме культурный опыт человека, семьи, народа, страны, государства. Культурная память преобразует факты в универсальные (общечеловеческие) смыслы. «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно ее» (Д.С. Лихачев [4]).
Педагогам и родителям важно знать следующие особенности культурной памяти, которые со временем начинают выполнять роль функций:
• системности, основанной на установлении смысловых связей и отношений между предметами и явлениями культуры, а также на закономерностях функционирования самой культуры как целостной системы;
• аксиологичности, вырастающей из системы ценностных ориентиров (например, образцов, норм и моделей поведения человека);
• интегративности, предполагающей «вписанность» предмета или явления культуры во множество ценностно-смысловых контекстов;
• познавательной активности, связанной с мотивами любой деятельности человека (познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, исследовательской);
• проективности, связанной с установлением смысловых и эмоционально-ценностных связей между прошлым, настоящим и будущим; созданием моделей желаемого будущего на основе знания прошлого и настоящего.
Культурный опыт. Сущность культуры конкретного человека или общества в целом составляет информация, заключенная в культурном опыте. Культурный опыт — это те нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности, которые специфичны для данной социокультурной общности. (Причем слово «деятельность» нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материального и духовного освоения человеком окружающего мира.) Они формируются в ходе исторического развития социокультурной общности и приобретаются личностью в ходе ее развития и становления. Индивидуальный культурный опыт — это освоенная человеком информация как основа его готовности к культуросообразным действиям в конкретных ситуациях (И.А. Лыкова [5, с. 11]). По своей психологической форме культурный опыт выступает как знание предметов и закономерностей, чувственно «данных» познающему субъекту в процессе приобщения к культуре. Логическая структура культурного опыта обусловлена единством непосредственного и опосредованного знания (своеобразный «сплав» знаний, умений и чувств) растущего человека.
Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.
Индивидуальный стиль деятельности — это система своеобразных действий, способов, методов, приемов, эмоциональных реакций, которые применяет и которые проявляет человек, в т.ч. ребенок дошкольного возраста в своей деятельности и поведении. Наиболее ярко индивидуальный стиль проявляется в культурных практиках как самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка.
Картина мира как результат самоопределения. Картина мира — это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры. В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.
Картина мира ребенка-дошкольника имеет динамический характер, ее постоянное развитие обусловлено стремительным обогащением жизненного опыта, трансформацией ясных и неясных знаний, расширением круга все новых и новых понятий, которые постепенно обобщаются и интегрируются. При этом обобщение носит эмпирический характер, а интеграция осуществляется как результат глубинного пересечения разных линий развития (интеллектуального, эстетического, нравственного, физического) в процессе взаимодействия ребенка с другими людьми — детьми и взрослыми — в увлекательной, интересной, содержательно насыщенной деятельности.
Позиция педагога. Деятельность современного педагога направляется, в первую очередь, на создание психолого-педагогических условий для сознательного и самостоятельного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании разных видов деятельности (в первую очередь тех, в которых наиболее ярко проявляются индивидуальные интересы и способности), на консультирование детей по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий, а также на гармонизацию взаимодействия с родителями. Сегодня важнее не то, что знают и умеют выпускники образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. И это важная примета времени в современном образовании.
Выводы. Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.
Особенности внедрения культурных практик в систему работы дошкольных образовательных организаций
Елена Лазебная (Шаламова)
Особенности внедрения культурных практик в систему работы дошкольных образовательных организаций
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.
Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом, оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
Культурные игровые практики в ДОО рассматриваются как организационная основа формирования детской субкультуры. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, тесно связанные с содержанием его бытия и способствующие формированию готовности и способности ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Это сообщество по интересам. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.
Детская субкультура – в широком значении это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка.
Примеры содержания детской субкультуры.
— традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);
— детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
-детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);
— детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
— детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы);
— детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);
— детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);
— эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
— наделение прозвищами сверстников и взрослых;
— религиозные представления (детские молитвы, обряды).
Понятие «культурные практики» по классификации Крыловой Н. Б. :
• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
• Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия
• Это апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п. Здесь скрывается начало «скрытого» воспитания.
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками,относятся:
• игра (игры-экспериментирования, сюжетная игра, игра с правилами, досуговые игры, обрядовые игры)- совместная игра воспитателя и детей, самостоятельные игры детей
• продуктивная деятельность (творческие мастерские)
• творческая деятельность (музыкально-театральная деятельность, литературные и музыкальные гостиные, музицирование, фантазирование)
• познавательно-исследовательская деятельность во всех её проявлениях (проектная деятельность, опыты, экспериментирования, коллекционирование, путешествия по карте)
• чтение детям художественной литературы,
• практическая деятельность (трудовое воспитание, манипулирование с предметами)
• результативные физические упражнения («физкультура»)
• коммуникативный тренинг (развитие речи)
• сенсорный и интеллектуальный тренинг
• ситуации общения и накопления положительного социално-эмоционального опыта
Особенности культурных практик в ДОО:
-Культурные практики основаны на основных видах деятельности дошкольников.
-В основе организации культурных практик лежит культурологический и деятельностный подход.
-В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
-Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
-Разнообразные культурные практики ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
-Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему «прорывает» первоначальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка.
-ДОО определяет самостоятельно, исходя из своего опыта работы, пространственной предметно-развивающей среды, виды культурных практик.
Примеры организации культурных практик в соответствии с программой «Детство».
Игровые культурные практики
Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.
Ситуации общения и накопления положительного социално-эмоционального опыта
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в решении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим, условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы помогаем малышам одеваться» и пр.)
Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Наряду с работой по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками, детей следует учить строить отношения с младшими детьми. Организуямежвозрастное общение можно решить две задачи:
— формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений
— обогатить образ «я» старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых.
Цель межвозрастного общения – формирование положительных эмоций у детей обеих групп и создание отношения к подобному общению как к интересному и приятному событию.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров», просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки», игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями.И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др., способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Масловская Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет, говоря о внедрениии культурных практик в образовательную деятельность ДОО, определила такое понятие как культурно-антропологические практики:
• Культура – это способ существования человека, включающий в себя материальный мир, образцы человеческих отношений (может быть универсальной и специфичной для региона, технологии, ориентированные на результат взаимодействия, символические объекты и ценностные нормы.
• Антропология – наука о человеке, человек – это тонкое, целостное, высокосовершенное уникальное существо, имеющее свою индивидуальность, право выбора и свободы.
Виды культурных практик:
• правовые практики;
• практики культурной идентификации;
• практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка;
• практики свободы;
• практики расширения возможностей ребенка.
Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.
Правовые практики способствуют:
– знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
– воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;
– формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
– воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека;
– вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.
Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Практики культурной идентификации способствуют:
–формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
– реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
– интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности – это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.
Практики целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:
– физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;
– эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания Другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
– духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).
Практики свободы – практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Практики свободы способствуют:
– активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;
– овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
– формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
Практики расширения возможностей ребенка – практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.
Практики расширения возможностей ребенка способствуют:
– развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
– применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;
– в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).
Структура культурной практики:
Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
— проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Среда в ДОО для формирования детской субкультуры
• постоянные (разнообразные предметы –накопители: коробки, сундуки, сокровищницы с разными мелкими предметами,модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года», «Лошадки» и др.,
• временные, т. е. присутствующие в группе периодически (коллекции, выставки, оформленные совместно с родителями)
• продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки – малышки, альбомы, фотоальбомы, макеты и т. д.)
Методическая разработка «Новогодняя Эко-игрушка» для педагогов дошкольных образовательных организаций Мастер-класс. «Методическая разработка «Новогодняя Эко-игрушка» для педагогов дошкольных образовательных организаций» Автор: Ласточкина.
Главные особенности дошкольных образовательных систем мира Главные особенности дошкольных образовательных систем мира Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая.
Опыт работы «Досуг с родителями как один из видов детских культурных практик» Фролова Елена Викторовна, Кузовкина Юлия Александровна «Детские культурные практики в раннем возрасте»Не беспокойтесь, что Вы проводите.
Применение культурных практик в НОД. Конспект НОД на тему «Осень» «Применение культурных практик в НОД». Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.» А. С. Пушкин. Цель: расширить представление.
Организация и планирование культурных образовательных практик в группе детей с задержкой психического развития В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта в практике детского сада появилось такое понятие как культурные.
Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций. Тимофеева Ольга Дмитриевна. Согласно.
Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 2 В профессиональной деятельности педагогическим кадрам ДО рекомендуется использовать следующие технологии 1. Технологию развивающего обучения.
Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 3 Информационно-коммуникативные технологии Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные.
Методические рекомендации по реализации музейной педагогики как элемента культурных практик В тексте ФГОС введен термин «культурные практики». Что это такое? Мне кажется, что культурные практики – это не только и не столько опыт.
Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Инновационность.