Культурный кругозор что это
Кругозор человека по-новому. Кругозор это широта интересов человека
Свежий взгляд на кругозор. Мыслитель ли вы?
Что такое кругозор?
Кругозор – это объём знаний и широта интересов человека (по словарю).
Это объём разнообразных знаний. Чем больше увлечений в разных областях, тем шире кругозор.
Часто ли мы употребляем его? — Даже примеры привести не могу.
Ещё понимается как умственный горизонт – широта взгляда на явления мира.
Напоминает энциклопедиста: много знает обо всём, но толком ни о чём.
В таком понимании, кругозор – это книжное слово, не пригодное для обыденной жизни.
Освежающий взгляд на «кругозор»
Кругозор «наружу» – объём знаний с 1-й точки зрения.
Поверхностный взгляд.
Например.
Вы сидите на скамье в центре площади.
Смотрите по сторонам и делаете суждения:
Чем больше вы замечаете вокруг – тем шире кругозор.
Кругозор «внутрь» – объём точек зрения о 1-м предмете.
Глубинный взгляд.
Вставайте со скамьи.
Теперь ходите вокруг неё и делайте суждения только о скамье:
Всё? Нечего больше говорить о скамье? Только начинаем:
Глядя внутрь, наши готовые ответы стремительно закончились. Мы вынуждены задавать творческие вопросы.
Больше вопросов – шире кругозор.
Различия во взглядах наружу и внутрь
Различия на примере людей, с крайними проявлениями кругозора двух типов:
Энциклопедист Сильно развит кругозор «наружу» | Мыслитель (философ) Сильно развит кругозор «внутрь» |
---|---|
Уверен в том, что знает ответ | Уверен в том, что его ответ не полон |
Отвергает чужие мнения | Принимает и рад новым взглядам |
Стремится узнать то, чего не знал | Стремится дополнить то, что знает |
Источник решений – память | Источник решений – опыт и смекалка |
Отличительная черта: хвастовство знаниями | Отличительная черта: проницательность |
Новое понимание
Введу новые определения:
Кругозор – это широта точек зрения человека.
Кругозор – это способность смотреть на вещь с разных сторон.
Вы мыслитель или энциклопедист?
Выше приведены крайности. Все мы – где-то посередине.
Но тяготение к одной из сторон у вас есть, правда же?
Вы склонны быть энциклопедистом, если:
Ну а если вам понравилось читать, вы — мыслитель. Надеюсь вы ухмыльнулись 😉
Понаблюдайте пару дней за своими друзьями. Кто из них мыслитель?
Книги расширяющие кругозор:
Откуда ваши «проблемы»?
Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.
Пошагово разберите жизнь на молекулы
Для однобокого анализа есть компьютеры, а нам нужны люди мыслящие:
Формирование культурного кругозора младших школьников на уроке иностранного языка в начальной школе
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Многие психологи не раз отмечали в своих работах, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Это верно, но не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, – игра, общение и труд влияют на личностное развитие. В учении, как и в других видах деятельности, в данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются в подростковом возрасте.
Огромное значение для приобщения личности к культурному богатству мира, для ее вхождения в традиционное наследие культуры имеет язык, способный не только символически обозначить реальность, но и предметно артикулировать в слове, речи, диалоге.
Говоря об изучении иностранного языка, в данном случае английского, важно помнить о формировании общекультурного кругозора у детей, используя дополнительный и занимательный материал на уроках. В данном случае использование лингвострановедческих материалов. Для этого существует множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку.
Многие преподаватели иностранного языка считают, что обучение данному предмету не только младших школьников, но и учащихся других возрастов следует вести через материалы непосредственно связанные со страной, язык которой изучается. Дети, знакомясь с культурой и обычаями страны, стремятся понять людей этой страны. Следовательно, для понимания ими людей данной страны, детям необходимо изучать особенности общения этих людей.
“Непонимание и, вследствие этого, неприятие может быть вызвано несоответствием восприятия и истолкования явлений и событий представителями различных культур и отсутствием или ограниченностью знания о существовании подобных различий”. [1, с. 25] В результате человек демонстрирует различные способы реакции на столкновение с культурными различиями:
– проявление защитной реакции на столкновение с чужим, непонятным (ребенок осознает культурные различия, при этом считая свой образ жизни единственно верным);
– полное игнорирование существования подобных различий;
– осознание существования культурного многообразия, проявление толерантности по отношению к обусловленным им различиям и понимание их природы.
Педагогическая технология межкультурного воспитания младших школьников включает в себя ряд последовательных этапов работы с культуроведчески-ориентированными учебными материалами. Язык должен усваиваться детьми как средство общения, поэтому основной путь к овладению иностранным языком – коммуникативный.
Средством создания коммуникативной мотивации, т.е. инициативного участия ученика в общении, как на уроке, так и вне его, в разработанной технологии служат специально отобранные культуроведчески-ориентированные тексты, обладающие достаточной информативностью и эмоциональной насыщенностью. Они представляют собой ценный материал для осуществления анализа и сравнения культуроведческих явлений. Таким образом, обеспечивается приобщение обучаемых к иноязычной культуре.
“Используя отобранные тексты для сравнительного анализа, целесообразно привлекать личный опыт учащихся. Их собственное видение тех явлений родной культуры, которые имеют похожие или отличные значение и форму. Важно использовать уже имеющиеся знания по изучаемой теме, приобретенные в процессе изучения других школьных предметов, из средств массовой информации (СМИ), личных контактов с носителями иноязычной культуры, и одновременно создавать потребность в удовлетворении возникших в связи с этим новых познавательных интересов, инициировать детей на поиск дополнительной информации. А это позволит задействовать межпредметные связи в обучении и интегрировать такие предметы, как иностранный и русский языки, изобразительное искусство, музыка, ручное творчество вокруг одной темы”. [1, с. 97-98]
Школьники должны не столько запоминать учебный материал, сколько его понимать. Поэтому на занятиях необходимо предоставлять возможность самостоятельно устанавливать связи и отношения, сравнивать и находить между предметами и явлениями черты сходства и различия, тождества и противоположности, самостоятельно проводить анализ и синтез, т.е. пытаться учить детей самостоятельно и систематически мыслить.
Таким образом, комплекс дидактических средств межкультурного воспитания предполагает отбор культуроведчески-ценностной информации, разработку педагогической технологии межкультурного воспитания на основе методологических положений диалоговой концепции культур. Дидактическое оснащение межкультурного воспитания в начальной школе предполагает: опору на функционально-адекватные культуроведчески-ориентированные материалы; развитие самостоятельности учащихся в процессе сопоставления родной и иноязычной культур; обучение на основе ситуаций как системы социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения в “микросреде” изучаемой культуры.
Учебный материал является одним из генеральных факторов обучения. Он выступает связующим звеном форм и методов обучения. Несомненно, учебным материалом для приобретения знаний иноязычной культуры должен стать аутентичный материал, в частности аутентичный текст, как средство его фиксации. Аутентичный текст – оригинальное речевое сообщение в звуковом или графическом оформлении – признан многими исследователями проблемы межкультурной коммуникации основным источником знаний иноязычной культуры.
“Восприятие детьми художественной литературы есть активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Следовательно, использование сказок помогает достижению понимания, осознания особенностей иноязычной культуры и формированию положительного отношения к ее представителям. Работа с англоязычными сказками способствует формированию у детей определенного уровня лингвострановедческой компетенции, а также способности участвовать в опосредованном сказкой “диалоге культур”. Через знакомство со сказкой и сказочными персонажами дети имеют возможность узнать отношение представителей страны изучаемого языка к добру и злу, окружающему миру – природе, людям, сопоставить полученную информацию со знаниями о своей стране”. [1, с. 55-56]
Детская литература, фольклор – неотъемлемая часть общей культуры народа. С помощью сказок, народных песен, стихов дети приобщаются к культурному наследию страны изучаемого языка, знакомятся с некоторыми обычаями народов, одновременно они заочно знакомятся со своими зарубежными сверстниками. Следовательно, важное культуроведческое значение отобранного дидактического материала в том, что знакомство с ним младших школьников ведет к постижению ими глубины народного духа, образа жизни народа, говорящего на изучаемом языке, открывает нашим детям доступ к его культуре, формирует способность участвовать в межкультурном диалоге.
“Высоким потенциалом для развития у младших школьников умений анализа и сравнения социокультурных явлений обладает инсценировка литературных произведений”. [1, с. 62] Существует достаточно много видов инсценировок, из них в младшем школьном возрасте могут быть использованы драматизация, театрализованное выступление детей, ролевая игра, первоначально разработанная для обучения культуре вне контекста обучения иностранным языкам. Помимо навыков выбора вербального и невербального поведения, инсценирование произведений иноязычной художественной литературы способствует развитию позитивного отношения, эмпатии к представителям иноязычной культуры.
Идея обучения культуре через язык и язык через культуру еще не достаточно реализована в системе начального образования. Случается, что обучение иноязычной культуре ведется не с опорой и в единстве с родной, отечественной культурой школьника, а в отрыве от нее. Однако восприятие чужой культуры должно непременно преломляться через призму отечественной культуры. “Знакомство с культурой страны изучаемого языка должно проходить путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране”. [1, с. 63]
В заключение отмечу, что культурный кругозор младших школьников на уроке иностранного языка формируется при использовании различного лингвострановедческого материала, при знакомстве с которым дети имеют возможность узнать о представителях страны изучаемого языка, а также при использовании игр, основанных на лингвострановедческом материале, и некоторых видах инсценировки произведений детской литературы страны изучаемого языка.
Список использованной литературы:
Инструкция: как развить свой кругозор
Современная жизнь диктует свои правила и стремится навязать свой темп, не оставляя времени на все эти размышления и осмысления. Но природа человека такова, что он всё равно всегда стремится к развитию. Простой пример: вряд ли есть человек, который откажется от кругосветного путешествия или просто поездки в страну, где он никогда не бывал прежде. Ведь в таких поездках можно узнать много нового, расширить кругозор. К сожалению, далеко не все могут позволить себе жизнь в путешествиях, но все могут позволить себе личностное развитие.
Задумываясь о том, что ты знаешь и как много не знаешь, ты, возможно, ощутишь некую бессмысленность познания как такового. Ведь бездна незнания так широка и глубока, что её и за век не заполнить. Существует великое множество наук, и решительно непонятно, с чего начать вить собственную паутину знаний. К счастью, здесь работает эффект снежного кома. Собрав первый «снежок» из правильных материалов, дальше его нужно просто катить в любом направлении. Из чего именно собирать этот снежок, ты узнаешь сейчас.
1. История и география
Без истории и географии невозможно создать «каркас» кругозора. История знакомит тебя с выдающимися людьми, с вечными идеями и важнейшими событиями. География объясняет, как огромна и разнообразна наша планета, знакомит со странами, народами, языками и культурами. То, как эти науки преподаются в школах, вызывает массу вопросов. Всевозможные контурные карты с месторождениями угля или никеля — вот кому это нужно и кому это может быть интересно? Никому. Или заучивание параграфов из учебника отечественной истории, где веками происходит практически одно и то же, только имена меняются.
2. Астрономия
Начиная катать снежный ком из истории и географии, рано или поздно ты обязательно дойдешь до астрономии. Где-то «всплывёт» Галилей, где-то Южный Крест или спасительная для моряков Полярная звезда. Спроси у себя или у любых знакомых: что такое мир? Скорее всего, тебе ответят, что это вся наша планета Земля. Астрономия объясняет, что мир куда больше, мир — это Вселенная. Эта наука показывает истинный масштаб вещей, многие из которых впоследствии переосмысляются. Невозможно наблюдать Вселенную и не прикоснуться к философии, к физике с химией. Не останутся в стороне и новейшие технологии; робототехника, системы связи, компьютеры. Всё это как минимум в виде поверхностных знаний налипнет на ком в комплекте с астрономией.
Огромным плюсом астрономии является её «неточность», то есть после многих наблюдений, высказываний, гипотез и теорий можно добавить: «Но это не точно». Остаётся пространство для полёта собственных мыслей и личного понимания. Почти все любят хорошие фантастически фильмы с полётами в космос, со всевозможными инопланетянами и дальними мирами. Астрономия и пытается создать или найти всё это по-настоящему, и реальность часто оказывается смелей и невероятней любой фантастики.
Не знать порядок планет в своей звездной системе такой же позор, как не знать свой алфавит.
3. Квантовая физика
Квант — это наименьшая частица чего-либо, которая уже не может быть поделена на другие частицы. Например, свет состоит из фотонов, гравитация — из гравитонов, время — из хрононов (но это не точно). Квантовая физика изучает природу этих частиц, законы их движения и существования.
Стоять! Это только звучит страшно, на самом деле всё проще и безумно интересно. Необязательно углубляться в квантовую физику до уровня нобелевских лауреатов — это и невозможно без высочайшего знания классической физики. Этот подраздел сам «налипнет» на ком после слоя астрономии. Можно сказать, что квантовая физика изучает магию, то есть явления и процессы, механизмы, природа которых человеку сейчас непонятна. Как нечто может быть одновременно в нескольких местах, как нечто может проявлять себя и как частица, и как волна, как нечто может мгновенно передавать информацию на расстояния в триллионы километров. Если несколько упростить, то квантовая физика — это астрономия наоборот: она показывает масштабы микромира, и он не менее поразителен, чем более привычный нам макромир. Начать можно со статьи или документалки о Большом адронном коллайдере — это самое технологически продвинутое творение человека за всю историю.
Представь ситуацию: стучится тебе кто-то в личку со своим «Привет, чем занят?». «Читаю статью по квантовой физике», отвечаешь ты.
4. Палеонтология и археология
Запоминай: Индиана Джонс был археологом, а доктор Грант — палеонтологом. Вообще-то, Инди больше походит на мародёра, но смысл в том, что археология ищет следы древних народов, изучает их быт и культуру, а палеонтология изучает окаменелые останки животных и растений. Для поверхностного изучения и наращивания нашего снежного кома лучше брать их в комплекте. Они дополняют друг друга и вносят разнообразие в общий предмет изучения. Вместе с ними постепенно к кому прилипнет ещё с десяток наук и направлений: биология, геология, картография, климатология, тектоника и прочие. Зачастую ты и сам не будешь замечать, как перешёл к освоению другой науки.
Палеонтология и археология могут казаться скучными или неважными, но без них невозможно выстроить целостную картину мира, без них нет «точки отсчёта». Они расскажут, что значит «древняя высокоразвитая цивилизация»: выяснится, что речь не о древних «летающих тарелках», но о реальных вещах, причём не менее удивительных. Ещё они расскажут о великом разнообразии созданий, живших некогда на нашей планете, и динозавры — это далеко не самое удивительное из того, что обитало на Земле. Возможно, прозвучит неожиданно, но ты уже изучил палеонтологию и археологию лучше, чем все выше перечисленные науки. Наверняка что-то знаешь о пирамидах, о динозаврах, что-то слышал о майя и ацтеках. Остаётся, как говорил Михаил Сергеевич, «расширить и углубить».
5. Социология и философия
Обе науки «прилипнут» сами, когда накопится достаточный слой истории, но можно добавить их и самостоятельно в любой момент. Социология расскажет о формах устройства общества, о механизмах взаимодействия между людьми и государственными институтами. Расскажет о том, как и где эти механизмы менялись, какой ценой и с каким конечным результатом. Азбука социологии, с которой следует начать, — это изучение форм государственного устройства, видов политических режимов и систем.
Как расширить кругозор
Умение мыслить, запоминать информацию и применять ее в зависимости от меняющихся обстоятельств – способности, которыми обладает только человек. Благодаря обширным знаниям мы можем критично смотреть на вещи, избегать обмана и ложных фактов. Находим общий язык с другими людьми и становимся запоминающимся собеседником, контролируем эмоции и поведение [1].
Расширенный кругозор — это, в первую очередь, новые возможности сделать жизнь плодотворной, насыщенной и комфортной. Общее развитие и кругозор закладываются в детстве и юности, но это не значит, что взрослый человек не может работать над его расширением и углублением.
Кто такие эрудиты?
Этот термин известен давно. Так называют людей, обладающих масштабными знаниями в нескольких сферах одновременно, от трех и более.
Развитый кругозор, эрудированность, дают неординарную гибкость мышления, умение анализировать ситуацию и принимать нестандартные решения.
Галилео Галилей, Бенджамин Франклин, Томас Эдисон, Михайло Ломоносов – эти имена являют собой воплощение своих эпох. Идеи этих людей, возникшие благодаря обширности их знаний, оказали несомненное влияние на развитие человеческого общества.
Объединяя знания из разных сфер, эрудиты генерируют гениальные идеи, способные перевернуть мир.
В нашу информационную эпоху, люди с широким кругозором демонстрируют завидную успешность. Стив Джобс, Илон Маск, Джефф Безос и сумели придумать идею и разбогатеть. Попутно, благодаря широчайшему кругозору и умению комбинировать знания, выходя за привычные границы, стали кумирами своего поколения. Так что, когда мы развиваем кругозор, то делаем вклад в собственное будущее, в том числе в карьеру [2].
Зачем расширять кругозор?
Человек с широким кругозором – это человек знающий и мыслящий. Он умеет усваивать новую информацию с первого раза, способен анализировать ее и сопоставлять данные из разных источников. Делает не стандартные выводы, смотрит на привычные вещи с разных точек зрения, а значит, видит больше, чем другие люди.
Это не просто накопление знаний ради знаний. Статьи для развития кругозора, которые вы читаете, не только сообщают информацию, но и учат мыслить на уровень выше.
Развивать или расширять кругозор – это значит, подарить своему разуму ценные способности.
Нешаблонное мышление
Оригинальные взгляды, способность взглянуть на стандартную вещь или ситуацию с иной точки зрения открывает ее с новой стороны. Такая черта всегда ценилась обществом.
Действительно, мы учимся по стандарту, читаем одни и те же учебники, смотрим популяризованные фильмы и передачи. Отсюда, мышление большинства обыденное, не отличается оригинальностью. Тем более, что большинство людей предпочитают легкий путь «быть как все».
Однако добиться успеха в бизнесе или личной жизни проще, если стать нестандартной, запоминающейся, конкурентной личностью [3].
Интерес к жизни
Часто наша жизнь кажется однообразной и скучной, из-за того, что наполнена одними и теми же событиями, происходящими по кругу. Это делает ее серой, рутинной. Избавить от такого восприятия бытия помогает широкий кругозор. Не обязательно знания должны быть фундаментальными.
Подборка неизвестных ранее фактов, простые, и при этом нестандартные знания, разнообразят скучную рутину. И человек, общаясь с другими, превращает чаепитие на работе в приятное времяпровождение, наполненное информативной беседой.
Да, это мелочи, но и они способны избавить от депрессивной, отупляющей обыденности.
Предусмотрительность
Развитый кругозор – это не только набор фактов, но и способность смотреть на ситуацию глубже. Тренированная логика, большой объем знаний позволяют предсказывать наперед ход событий в том или ином случае. Человек заранее готовится к возможной кризисной ситуации, не растеряется в случае внезапных неприятностей.
Обладая достаточным опытом и багажом знаний, умея анализировать информацию, возможно с первого взгляда предсказать исход возникшей ситуации.
Предприимчивость
В мире цифровых технологий и информатизации, ценный ресурс, способный в мгновение ока вознести владельца на вершину – это не золото или полезные ископаемые, а идеи.
Не типичный взгляд на проблему, изящное решение или проработанный стартап – то, что делает людей богатыми, но и знаменитыми.
Это век тех, для кого мир – источник интересных фактов и информации. Естественно, что человек, обладающий широким кругозором, становится востребованным, а значит и высокооплачиваемым специалистом.
Здоровье и продолжительность жизни
Взрослые люди часто теряют желание узнавать что-то новое, шире смотреть на мир и учиться у своих детей.
Главный способ, как можно расширить культурный кругозор подростка или повысить уровень знаний – это найти цель, которая важна для взрослого или ребенка и осознать, понять, как широта взглядов позволит быстрее ее добиться.
Целенаправленное расширение кругозора привносит в жизнь новые события, продлевает интеллектуальную жизнь. Тем отодвигает деградацию тканей мозга, а вместе с ней старческое слабоумие, деменцию.
Непрерывное обучение и получение знаний заставляют мозг формировать новые нейронные связи, поддерживая и тренируя мыслительные процессы.
Как и мышцы, нейроны нуждаются в постоянных нагрузках, иначе их деятельность идет на убыль.
Действенные способы расширения кругозора
Если в детстве все кажется новым и захватывающим дух, то с возрастом такое ощущение пропадает. Мы погружаемся в круговерть быта, жизни с ее проблемами и задачами. Нам становится некогда отвлекаться на новое.
Однако нет ничего столь полезного для мышления взрослого человека, как расширить свой кругозор, ведь это первое, с чего стоит начать путь к качественному подъему на новый уровень жизни.
Предлагаем рекомендации как правильно повысить свой кругозор и стать более интересным человеком для общения [4]:
Если вы уже задаетесь вопросом, как развить свой кругозор взрослого человека, улучшить навыки, увеличить объем знаний, получить широкие взгляды, значит идете правильной дорогой развития. Такой путь сделает вашу жизнь лучше и наполненней.
Полезные привычки, активизирующие мозг
С помощью чего взрослые люди могут расширять кругозор, как развить собственный мозг? Это интересует каждого человека, желающего добиться успеха.
В погоне за новыми знаниями и информацией не стоит забывать, что работа мышления на максимуме возможностей зависит еще от сторонних факторов.
Способность синтезировать идеи улучшают такие привычки:
Решив сделать жизнь разнообразнее, стоит понимать, что расширение кругозора – это такое явление, которое касается всей жизни, а не только отвечает на вопрос, что поизучать для профессионального роста или общего развития.
Сформулируйте цель, зачем вам это нужно. Затем, определившись, что вы хотите получить в итоге, составьте план развития и качественного изменения жизни. В этом поможет консультация в Клинике Восстановительной Неврологии.