Культурный слой что это

Культурный слой и его юридическое определение

Уверен, что практически каждый человек в России купивший себе металлоискатель, хотя бы раз, но пытался понять юридический аспект данного хобби. И, с этого момента, всех любителей приборного поиска можно смело делить на тех, кто решил для себя, что копать запрещено везде и на тех, кто понял, что копать можно везде, корме территорий объектов археологического наследия.

Давайте и мы попробуем разобраться. Для начала, приведу полную цитату законодательного определения культурного слоя, что бы понять, на что нужно обращать внимание при разборе данного определения.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. № 73-ФЗ от 25.06.2002г.

Давайте разбираться по сути.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Следы существования человека – могут находиться исключительно в границах археологического объекта. Цитирую: 73-ФЗ от 25.06.2002 ст. 3 абзац 2. «Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах…» Понятно? Следы существования человека – это и есть объекты археологического наследия. Установить и выявить на земельном участке следы существования человека можно только в результате, и по факту проведения археологических раскопок.

Сто лет – установленная планка возраста следов существования человека относиться не к отдельно взятому предмету, а ко всему археологическому объекту. Поэтому, если в блиндаже на позициях времён ВОВ найдут монету старше 100 лет, это никак не означает, что блиндаж есть объект археологического наследия. И, уж тем более, там не может быть культурного слоя.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Археологические предметы – вот, это определение вообще, крайне размыто и ему мы посвятим отдельную заметку. (Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.)

Как мы видим, данное определение можно трактовать двояко. Поскольку, законом РФ не установлено определение термина «Источник информации» Понять определение археологического предмета сложно. Либо, это исключительно предмет обретённый в ходе археологических раскопок. Либо, любой предмет информацию о котором можно найти в научных археологических работах.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

По факту, археологическими предметами признаются извлечённый в ходе полевых археологических работ предметы, которые вызвали интерес у самих археологов. Посетив любые археологические раскопки, мы можем увидеть, как сотни керамических черепков сваливают в отвал переработанного грунта. При этом черепки с рисунком или нетипичной формовки забирают, описывают и вносят в реестр археологических предметов.

Судебная практика не имеет примеров, когда привлекаемые следствием или судом эксперты, выступая в суде или подписывая акты экспертизы, опирались на эти самые источники информации. Хотя, есть отдельные примеры, когда весьма громкие дела так и не доходили до суда в связи с тем, что так и не удалось точно установить информационную взаимосвязь изъятых предметов с археологическими раскопками.Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Так что же такое культурный слой?

Цитирую: 73-ФЗ от 25.06.2002 ст. 3 абзац 2. «Под объектом археологического наследия понимаются (дальше идёт перечисление видов ОАН и заканчивается данное причисление фразой) отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.» Получается, что культурный слой является объектом археологического наследия. В свою очереди ОАН является объектом культурного наследия с вытекающими от сюда всеми правилами регистрации, учёта и установкой границ охранных зон. А это, в свою очередь подразумевает, что, если на территории земельного участка нет выявленного и зарегистрированного ОКН, то там юридически нет культурного слоя. По факту культурный слой может быть, но его определение, выявление и регистрация может пройти только после проведения археологических раскопок.

Важно: В случае разрушения культурного слоя действует законодательный принцип обратной силы. То есть, если культурный слой был обнаружен, выявлен и зарегистрирован археологами после его разрушения, гражданин или организация разрушившие культурный слой несут всю полноту наказания. Хорошим примером того, как это происходит является дело юрьев-польского кладоискателя. Заметку об этом интересном случае вы, так же можете прочитать на нашем канале. Ссылка кликабельна.

Дорогие читатели, если наша заметка оказалась вам интересной, а информация полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. В ближайшее время мы продолжим публикацию заметок на тему правового регулирования приборного поиска.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Другие заметки на тему правового регулирования приборного поиска:

Источник

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что этоlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Как можно себе представить такую жизнедеятельность человека, в результате которой образуется «культурный слой» в 35 метров за пару веков?!

На это «историки» нам бодро ответят, этот слой может образоваться в результате того, что население, по каким-то причинам оставило поселение и оно было занесено ветрами, дождями, наводнениями.

Рассмотрим несколько примеров, которые покажут, что «культурный слой» это не жизнедеятельность человека, а всегда результат катастрофы.

Ссылаться на то, что центр Москвы, Кремль люди покинули и его замело не решится даже самый упоротый «историк».
Археологические раскопки в Кремле

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Те самые срубы, не покрыты «Культурным слоем»

Из Альбома Мейерберга (1622—1688). Т.е., что мы видим? На предыдущем снимке откопали домик Петра I? — это его времена, никаких «культурных слоев» не наблюдается.

Ну и стены, вокруг этих срубов окружала другая стена, на которой сейчас стоит новый Кремль [www.clumba.su/dopotopnye-texnologii], построенный в конце следующего, 18-го века:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Когда люди покинули Кремль, что его занесло с верхом и новые стены пришлось строить, опираясь на старые, как на фундамент?

Попутно обратим внимание на байку о том, что Царь-Колокол вынули из ямы при Николае I. Интересно: эта яма была выкопана во времена срубов? Какой глубины была, если ее копали от уровня, на котором стояли срубы и почему ничего не известно о раскопках Колокола?

В самом центре Москвы, у стен Кремля открыт музей археологии города. Допотопные камни старой Москвы не оставляют камня на камне от той мифологической версии истории, которую нам рассказывали в школе.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Вот такие мосты, подобно тем срубам, оказались укрыты «культурным слоем».

На Дворцовой площади С-Петербурга, к юбилею города вели земляные работы, перед царским дворцом тоже оказался солидный «культурный слой»:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Красной стрелкой обозначен, якобы, екатерининский уровень мостовой. Да про это уже только ленивый не говоирил: первый этаж Зимнего наполовину засыпан «культурным слоем».

Подземный музей, подобный московскому открыт в польском Кракове. Вот разрезы напластований:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Как могли умудриться горожане замусорить город таким образом: несколько поколений мусорили глиной, другие поколения — песком. Как это объяснить?

В природе такое встречается:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Меня не интересует, как этого добивается природа, очевидно что она может это сделать, но вот как люди могут сотворить подобное посреди живого города — это могут объяснить только «историки»:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Даже расписана хронология образования слоев. Высосанная из пальца, как и вся их хронология «древнего мира» и прочих потемкинских деревень.

А вот это из города, который, якобы. даже не был достроен — бросили строительство, т.к. умер царь. То есть в заброшенном городе накопилось «культурного слоя» выше крыши в буквальном смысле:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Ассирия, Хорсабад, дворец Саргона Дур-Шаррукин, 721-705 до н.э., Культурный слой таков, что уже в ворота и не пройти.

Ну ладно Сфинкс — отмазка, что там песка надуло, хотя бы выглядит правдоподобно, но как могло надуть столько глины — молчит наука, такая штука.

Но то что Большой Сфинкс был занесен за тысячелетия, если копнуть, тоже трещит такая версия по всем швам. Вот Сфинкс, песком засыпан по уши:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

А вот всего через несколько лет:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Оказывается «культурный слой» убрать не проблема, даже в пустыне, и вот объясните мне — как этот слой копился в Кракове, в Кремле и перед царским дворцом в Петербурге!

Нет, вы понимаете, что вся эта история с Петром Первым, и Екатериной Великой, которая дворников не могла нанять для уборки у себя под носом — это сплошная туфта, наглое вранье!

Так вот вернемся к Сфинксу. Стало быть, ветром песку надуло?

Вот карта петровских времен (Картограф Guillaume Delisle. Carte d’Afrique. Paris: 1722 год):

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Вот север Африки с этой карты:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Реки, озера, города. Откуда песку-то надуло менее чем за сто лет? Откуда взялся этот «культурный слой»?

Лет через пятьдесят — шестьдесят сюда отправят Наполеона. Зачем? Воевать? С кем — с этой страной? Прибыли, пушки на макушке, а тут такое? Да ведь в самой Европе было не лучше — посмотрите на музеи Москвы и Кракова.
Так что мотались суворовы, князи италийские, принцы сардинские, по Евразии вовсе не по тем причинам, что нам впаривают.

Вы этим картам не верите? А чему тогда верить-то? Лубочным «летописям» — «земля наша обильна, идите и володейте»?

Все что мы здесь видим — это артефакты, которые можно «пощупать руками», с «летописями» пусть разбираются наивные чукотские юноши — Фоменко с Носовским и их последователи.

Обрабатывать методами математической статистики совершенно сомнительные материалы — бессмысленно. Учитывая такое понятие как «войны» или «сражения» мы не можем определить а относятся ли к ним наполеоновские или суворовские походы — это, скорей всего, были экспедиции по инвентаризации того, что сохранилось после катастроф.

В 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз на острове Ява обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны.

Начали расчистку (опять война, и годы те же, что Наполеон ходил сначала в Египет, потом на Москву) — во время войны, оно, понятное дело, заняться больше нечем, чем счищать «культурный слой» — во время мира этот слой растет даже перед царскими дворцами, а вот как война — заняться-то больше и нечем.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Гораздо раньше, чем в Москве или Кракове археологический музей «Брестье» был открыт в Белоруссии, недалеко от Брестской крепости, где раскопки велись с 1968 года.

Под многометровым «культурным слоем» нашли вот это:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Неплохая сохранность для столетий, не правда ли?

А вот подобными предметами пользовались мои дед с бабкой, найдено там же, в Брестье:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Ножницы, подобные тем что по краям — сам видел — при мне ими стригли овец.

Так что, раскопки доминирующую версию истории закапывают в могилу.

Оригинал взят у Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что этоladstas в Кто нас засыпал?

Источник

Археология: что такое культурный слой

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Что такое культурный слой, как он образуется и каковы закономерности этого процесса. Постараемся просто, но подробно рассказать обо всем этом.

Итак, культурный слой — это слой земли на местах человеческих поселений, содержащий следы или остатки деятельности человека. Его мощность может быть от нескольких см до нескольких десятков метров.

Или можно сказать короче: культурный слой — это слой земли, содержащий остатки деятельности человека: древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу и т. д.

Для того чтобы понять что такое культурный слой, надо ответить на два основных вопроса.

1. Из чего состоит культурный слой?

2. Как он откладывается?

Из чего состоит культурный слой

Собственно говоря, культурный слой состоит из четырёх компонентов:

1. Артефакты
2. Сооружения
3. Биологические остатки
4. Неорганические остатки
Артефакты — это объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми.

К ним относится огромное множество предметов — орудия труда, украшения, сосуды, наконечники стрел, предметы одежды и т.д. и т. п.

Вот, скажем, фрагмент средневекового стеклянного браслета в культурном слое Пятницкого раскопа (Старая Русса):

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Деревянный гребень в культурном слое:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Обрывок кожаного пояса с металлическими накладками:
Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Остатки бревен, которые неудачно пытались расколоть на плахи при ремонте деревянной средневековой мостовой:
Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, — например, обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов.

Производственный комплекс, состоящий из сруба, остатков печи и напластований шлака. На переднем плане видна заготовка деревянной лопаты:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Сооружения. Это археологические объекты, представляющие собой созданные человеком крупные объекты и нарушения грунтового слоя. Простейшим и наиболее распространенным сооружением является выкопанная в земле яма. Её можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов.

Пятно ямы, выделявшееся на зачищенной поверхности пласта суглинка:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Также к сооружениям относят жилища, очаги, стены, насыпи, фундаменты, тоннели, гробницы, могилы и множество других тому подобных.

Остатки частокола, Курортный раскоп (Старая Русса):

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Остатки деревянного сруба:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Биологические остатки — любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе: необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, листва, навоз, зерна, уголь и древесина (и т. д. и т. п.). Из них исключаются предметы, ставшие в процессе обработки артефактами, например, льняная или шерстяная ткань, деревянная ложка или костяная игла.

Сами биологические остатки, в свою очередь можно разделить на четыре вида.

Палеолитическая стоянка Борщево-5. Охотники на мамонтов, обитавшие на стоянке 22 тыс. лет назад, оставили целые груды костей этого животного:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

2. Технические отходы. Материалы животного или растительного происхождения, образовавшиеся при изготовления артефактов. Так, техническими отходами являются осколки кости, из которой сделали упоминавшуюся выше иглу, деревянные щепки. Сюда же будут относиться побочные продукты и отходы, возникшие в результате технических процессов, при строительстве (щепки), обработке сельхозпродукции (солома), животноводстве и т. д. Кроме того, к таким отходам следует причислить и навоз.

3. Экофакты. Остатки (биологического происхождения), которые попали в культурный слой без прямого участия человека. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить: древняя пыльца или листья, принесённые ветром, раковины улиток, панцири насекомых, остатки растений, кости неодомашненных животных, обитавших на поселении или по соседству (например, домовые и полевые мыши, различные насекомые т. д.). Экофакты важны тем, что дают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.

4. Ещё один вид биологических остатков — это остатки, напрямую связанные с человеком. Непосредственно в слоях поселений (в отличии от культурного слоя могильников) кости человека встречаются нечасто и их наличие обычно свидетельствует о довольно экстремальных и катастрофических событиях. Но кроме них в слой попадает немало другого. Человек оставляет после себя экскременты, волосы, ногти, постоянно отжелушивающиеся чешуйки кожи и т.п. В итоге они и продукты их разложения могут составить существенную часть культурного слоя.

Неорганические остатки. Четвертую категорию составляют почвенные, галечные, песчаные и прочие отложения природных неорганических материалов и веществ, скопившиеся на площади памятника. Они подразделяются на:

• Антропогенные — принесённые человеком.

Прослойки песка, видимые в стенке курортного раскопа, представляют собой подсыпку, выполненную в 1970-ее годы при строительстве:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

• Неантропогенные — попавшие на территорию памятника в ходе природных процессов. Например, принесённые ветром песок, глина, принесённая водными потоками, вулканический пепел и т.п.

Палеолитическая стоянка Борщево-5. В стенке раскопа видна серая прослойка с разводами. Это вулканический пепел — свидетельство крупнейшего за последние 100 тыс. лет извержения в Европе — он прилетел из Италии (!). Ниже видны чёрные разводы — прослойка пожара.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Палеолитическая стоянка Борщева-5. В разрезе — геологическая история: светлые холодные суглинки (принесённых ледником) разделены прослойками палеопочв (эпизодами потеплений). Следы поселений разных первобытных племен 45-22 тыс. л. н. залегают друг над другом:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Каждый из компонентов культурного слоя несёт свою часть информации о прошлом и требует специального подхода. Следует также помнить о том, что на памятнике могут присутствовать не все компоненты слоя. Или присутствовать в незначительном количестве. Например — яма, в которой нет артефактов.

Как откладывается культурный слой

Прежде чем перейти непосредственно к описанию процесса отложения культурного слоя, надо рассмотреть ещё одно важное понятие — Археологический комплекс.

Дело в том, что все вышеописанные объекты и компоненты культурного слоя на памятнике находятся в определенной связи друг с другом — составляют комплексы. Которые могут быть закрытыми и открытыми.

А. Закрытый комплекс

Главная черта закрытых комплексов — это одновременность и неизменяемость. Вещи, составляющие закрытые комплексы, могли быть сделаны в разное время, но попали в землю в один и тот же момент. Такой комплекс существует объективно. Из него нельзя ничего изъять и нельзя ничего добавить. К закрытым комплексам относятся: клад (монетный или вещевой); инвентарь погребения и вещи, найденные на полу сгоревшего жилища. Закрытый комплекс отражает лишь один момент времени и тем важен для датировок. Закрытость комплекса так же важна для археологов, как, например, целостность коллекции для архивистов.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Если в могилу (являющуюся закрытым комплексом), впущено второе погребение, оно может нарушить комплекс, который перестает быть закрытым. Если удается доказать, что такого нарушения не произошло, то в одной могиле будут находиться уже два закрытых комплекса; причем второй будет отражать другой, более поздний момент времени.

Б. Открытый комплекс

Случайная яма, достигшая пола сгоревшего жилища, нарушает закрытый комплекс. Изъятый из земли клад, если в него добавлен новый предмет или изъят из него, также теряет качество закрытого комплекса.

Открытый комплекс может быть расширен, так как часто его границы зависят от археолога. Такой комплекс создается искусственно, в то время как закрытый комплекс независим от нас. Открытый комплекс отражает не момент, а отрезок времени. Таков снимаемый на раскопе пласт культурного слоя. Напластования и вещи накапливались в пласте на протяжении определенного времени, а не мгновенно. Археолог вправе расширить этот комплекс, если это ему нужно, рассматривая несколько пластов вместе (например, при построении стратиграфического яруса).

Культурный слой складывается из множества закрытых и открытых комплексов.

Процесс формирования памятника

Посмотрим на этапы накопления слоя.

1. Поверхность земли до появления поселения. На месте будущего археологического памятника находится слой почвы, под которым залегают материковые напластования глины или песка (именно их археологи называют «материком»).

2. После начала строительства поселения начинает откладываться слой. В него попадают щепки от брёвен, остатки трапез строителей, случайно разбитый горшок, камни и глина, оставшиеся после строительства печи, сломанный топор, отвалы из ям и т. д. Так формируется слой строительства.

3. Поселение живёт своей жизнью и в культурный слой откладываются пищевые отходы, потерянные и выброшенные вещи, битая керамика, навоз домашних животных, щепки, опилки, солома, отходы, образовавшиеся в ходе ремонта жилища и построек и т. д. В общем, все те компоненты культурного слоя, о которых я говорил выше. Постепенно уровень поверхности поднимается, и нижняя часть построек скрывается под напластованиями слоя жизнедеятельности, а некоторые объекты (например, настилы) оказываются полностью погребены. Этот эффект хорошо виден на примере старых зданий, которые кажутся вросшими в земля (иногда по самые окна).

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

4. Но вот наступает следующий этап — постройки разрушаются. Они могут погибнуть в огне, а могут быть разобраны за ветхостью. Но в итоге, так или иначе, образуется новая прослойка — слой разрушения.

5. Но жизнь не стоит на месте. Возводятся новые постройки и образуются новые слой строительства и жизнедеятельности.

6. Но и они со временем разрушаются, и начинается новая фаза строительства.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Этот процесс идёт непрерывно в течении всего времени существования поселения. В итоге мощность слоя может составить несколько метров, а в особых случаях больше 30 м.

Но это удивительно только на первый взгляд. Просто мы привыкли к тому, что сейчас мусор и различные отходы вывозят за пределы поселений, а в древности всё это в большинстве случаев оставалось на месте. Легко можно вообразить современный способ накопления культурного слоя, просто представьте, что мусор перестали вывозить вообще, канализацию отключили, при сносе старых построек все отходы оставляют на месте. Слой будет расти довольно быстро.

На это можно возразить, что в древности не было такого количества мусора, как сейчас (не было пакетов, бутылок и т.п.). Но следует помнить, что в средневековом городе было много таких отходов, каких нет у нас. Щепки, солома, остатки корма и подстилки домашних животных, огромное количество навоза, немало отходов ремесленного производства (шлаки, обрезки кожи и т.д.). Поэтому и накапливаются метры слоя. Хороший пример нарастания мощного слоя это телли — «рукотворные» холмы высотой до 30-40 м, образовавшиеся на месте древних городов на Ближнем востоке и в Средней Азии. Причиной их появления было то, что для строительства использовался преимущественно сырцовый кирпич. После разрушения построек глина откладывалась слоями, которые за тысячи лет складывались в десятки метров.

Но условия для отложения слоя не всегда благоприятны. Если слой состоит преимущественно из органических материалов, то он подвержен разрушению. Органика практически сразу начинает разлагаться. И после её разложения остаются преимущественно неорганические материалы, и вместо нескольких метров остаются 40-50 см. А если вступают в действие другие факторы разрушения (например, активная распашка), то и меньше.

Вообще, культурный слой формируется в результате одновременных процессов накопления и разложения органических остатков. Если процессы накопления более интенсивны, то слой откладывается; если же процессы накопления замедляются или прекращаются, то происходит преобразование органического культурного слоя в органо-минеральный и слаборазвитые почвы. При этом для разных географическо-почвенных условий схема будет различной.

В тех случаях, когда гидрогеологические и прочие условия благоприятны для сохранения органических материалов, накопление слоя идёт быстро и он в итоге может достигать нескольких метров. Например, в Старой Руссе зафиксирован слой, мощностью превышающий 6 м.

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Стратиграфические принципы

Порядок чередования напластований культурного слоя по отношению друг к другу, а также к подстилающим и перекрывающим его горным породам и отложениям называется в археологии стратиграфией. Анализ стратиграфии играет крайне важную роль в археологии, потому что только он может рассказать историю формирования слоя (и, соответственно, историю поселения). Все прослойки в раскопе тщательно фиксируются, фотографируются и зарисовываются.

Вот, например, фотография зачищенной стенки раскопа:

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

Культурный слой что это. Смотреть фото Культурный слой что это. Смотреть картинку Культурный слой что это. Картинка про Культурный слой что это. Фото Культурный слой что это

На них можно увидеть разрез срубной жилой постройки, наполовину попавшей в раскоп.

Для интерпретации стратиграфических данных в археологии существуют четыре основных принципа:

1) Принцип перекрывающих напластований состоит в том, что каждый слой отложений старше того, который лежит непосредственно над ним. Иными словами, делая раскопки, мы последовательно попадаем во все более ранние слои. Принцип перекрывания применим лишь к каждому месту по отдельности. Это означает, что глубина залегания предмета не является признаком его древности, потому что слой, находящийся в каком-то месте на глубине в 1,2 м от поверхности может быть старше того, который в другом месте лежит на 2,4 м ниже поверхности (и наоборот).

2) Принцип прорезания гласит, что каждое скопление, впущенное в другое, является более поздним. К примеру, яма, прорезавшая слой глины, появилась позже, чем это прослойка глины; в противном случае она не могла бы его прорезать.

3) Принцип terminus post quem (лат. «время, после которого») гласит, что некий комплекс (в том числе слой) сложился после изготовления самого позднего из содержащихся в нем предметов. Это естественно, поскольку предмет не может попасть в комплекс до того, как он был сделан.

4) Принцип ассоциации гласит — дата образования закрытого комплекса приблизительно совпадает со временем бытования входящих в него предметов. Классическим примером закрытого комплекса является могила, которую обычно выкапывают и засыпают всего за несколько дней. Поэтому можно полагать, что могила датируется тем же периодом, что и найденные в ней артефакты. Конечно, возможно, что в состав ее инвентаря вошли какие-то семейные реликвии, и в таком случае могила будет относиться к более позднему времени, чем эта реликвия. Принцип ассоциации представляет собой частный случай принципа terminus post quem.

В совокупности эти четыре принципа позволяют разобраться в самой сложной стратиграфии.

Использованные источники (они же рекомендованная литература):

Благодарим Сергея Лисицына за предоставленные фотографии стоянки Борщёво-5 и комментарии к ним.

P.S. Особенности формирования культурного слоя могильника

Он формируется несколько иначе чем слой поселения потому, что пласты слоя не нарастают вверх, а наоборот, как бы «углубляются». Связано это с тем, что он формируется за счёт могильных ям.

Выглядит это примерно так. Вначале у нас, как всегда, есть нетронутая поверхность земли, до начала человеческой деятельности. После того как появляется кладбище, поверхность и материковые напластования прорезают могильные ямы. Если могильник функционирует продолжительное время на одном месте (это характерно, например, для городских средневековых кладбищ), то новые погребения закладываются на месте старых и разрушают их, при этом остатки разрушенных объектов, попадают в заполнение более поздних ям.

Постепенно на участке, где расположено кладбище, формируется культурный слой, состоящий из перемешанной почвы, материкового грунта, остатков погребений и вещей из них, а также случайно попавших туда предметов. Если кладбище располагается в городе и (или) у церкви, то в слой попадает и другие разнообразные компоненты — например, стройматериалы, куски сбитой штукатурки, предмет из заполнения городского культурного слоя и т. д. Если же могильник прекращает функционирование, то нередко он подвергается распашке, которая перемешивает верхнюю часть культурного слоя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *