Кум королю и сват министру что значит выражение
Не кум королю
Смотреть что такое «Не кум королю» в других словарях:
Кум королю — КУМ, а, мн. кумовья, ьёв, м. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Кум королю — Прост. Экспрес. 1. кто. Удачливый, преуспевающий человек, живущий беззаботно, богато. Они с женой стали хозяевами отдельной квартиры с видом на Волгу. Он сам не мог поверить в привалившее счастье. Всего то навсего чутко пошевелил мозгами, прижал… … Фразеологический словарь русского литературного языка
кум королю — О том, кто ни от кого не зависит и вполне доволен своим положением. Он мне ни кум ни сват (совершенно чужой) … Словарь многих выражений
Кум королю [государь дядя] — Народн. О самостоятельном, независимом, благополучном, довольном жизнью человеке. Ф 1, 272; СНФП, 87; СПП 2001, 48 … Большой словарь русских поговорок
Кум королю, государь дядя — Сиб. О самостоятельном, независимом, благополучном, довольном жизнью человеке. ФСС, 100 … Большой словарь русских поговорок
Кум королю, сват министру — Волг. Шутл. О самостоятельном, независимом, благополучном, довольном жизнью человеке. Глухов 1988, 78 … Большой словарь русских поговорок
КУМ — королю [государь дядя]. Народн. О самостоятельном, независимом, благополучном, довольном жизнью человеке. Ф 1, 272; СНФП, 87; СПП 2001, 48. Кум королю, государь дядя. Сиб. То же. ФСС, 100. Кум королю, сват министру. Волг. Шутл. То же. Глухов 1988 … Большой словарь русских поговорок
КУМ — КУМ, а, мн. кумовья, ьёв, муж. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери. • Кум королю о том, кто совершенно свободен и доволен, ни от кого не зависит. Сдал работутеперь я кум королю! | уменьш. куманёк, нька, муж.… … Толковый словарь Ожегова
кум — а; мн. кумовья, вьёв; м. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и его крёстной матери. ◊ Кум королю. О том, кто ни от кого не зависит и вполне доволен своим положением. Он мне ни кум ни сват (совершенно чужой). ◁ Куманёк, нька; м. * * * … Энциклопедический словарь
Кум — а; мн. кумовья, вьёв; м. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и его крёстной матери. ◊ Кум королю. О том, кто ни от кого не зависит и вполне доволен своим положением. Он мне ни кум ни сват (совершенно чужой). ◁ Куманёк, нька; м. * * * … Энциклопедический словарь
Ни кум, ни сват
Смотреть что такое «Ни кум, ни сват» в других словарях:
Кум королю, сват министру — Волг. Шутл. О самостоятельном, независимом, благополучном, довольном жизнью человеке. Глухов 1988, 78 … Большой словарь русских поговорок
Ни кум ни сват — Прост. Совершенно чужой кому л. Ф 1, 272 … Большой словарь русских поговорок
КУМ — королю [государь дядя]. Народн. О самостоятельном, независимом, благополучном, довольном жизнью человеке. Ф 1, 272; СНФП, 87; СПП 2001, 48. Кум королю, государь дядя. Сиб. То же. ФСС, 100. Кум королю, сват министру. Волг. Шутл. То же. Глухов 1988 … Большой словарь русских поговорок
СВАТ — СВАТ, свата, муж. 1. Человек, занимающийся сватовством, сватающий кого нибудь кому нибудь (дорев.). «Сватай Марью, Марью, сват.» Некрасов. «Девушка на выданьи, а каков сват, таков и жених… за кого же царь ее сватает?» Пушкин. Засылать сватов. 2.… … Толковый словарь Ушакова
кум — а; мн. кумовья, вьёв; м. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и его крёстной матери. ◊ Кум королю. О том, кто ни от кого не зависит и вполне доволен своим положением. Он мне ни кум ни сват (совершенно чужой). ◁ Куманёк, нька; м. * * * … Энциклопедический словарь
Кум — а; мн. кумовья, вьёв; м. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и его крёстной матери. ◊ Кум королю. О том, кто ни от кого не зависит и вполне доволен своим положением. Он мне ни кум ни сват (совершенно чужой). ◁ Куманёк, нька; м. * * * … Энциклопедический словарь
сват — а, м. СВА/ХА, и, ж. 1. Человек, сватающий невесту жениху или жениха невесте. ► Всем женихам отказ и вот За ней сам гетман сватов шлет. // Пушкин. Полтава // 2. Отец, мать, родственники одного из супругов по отношению к родителям или… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
кум — а, мн. кумовья, ьёв, м. 1. Крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери. 2. устар. и прост. Обращение к знакомому пожилому мужчине. Здорово, кум Егор! Ну, каково, приятель, поживаешь? И. Крылов, Два Мужика. ◊ кум королю о… … Малый академический словарь
Кум королю и сват министру
“Пименов – уникальный учитель,- сказал министр образования Саратовской области Сергей Суровов.
– Я в образовании более двадцати лет, но такого учителя не видывал. Талантливый, увлеченный!”
“Первый день твоей оставшейся жизни”
Назавтра, по логике учителя Пименова, вновь наступит первый день твоей оставшейся жизни. И послезавтра тоже. Оттого проживать каждый из них надо на пределе собственных возможностей. Если почему-то вдруг это не удалось, у него ухудшается самочувствие. Но это лишь до следующего дня. Утром он ринется наверстывать упущенное, ведь первый день оставшейся жизни – это все же не последний: он дает надежду и право в виде исключения прожить его набело.
“У меня все еще впереди. Многое надо успеть”.- И Анатолий Валентинович показывает рукопись еще неизданной книги “Биология животных”, а также красиво изданную 3 года назад книгу “Биология человека в вопросах и ответах”. Понятно, почему не было ни единого летнего денька, чтобы Пименов не пришел в лицей. Да и пока я знакомилась с его коллегами, он не терял времени – затворником сидел в лабораторантской. Новый компьютер, библиотека книг по специальности, тишина – вот заветный комфорт для учителя Пименова, который и жить торопится, и чувствовать спешит, словно открылся ему неведомый для большинства смысл жизни.
Анатолию Валентиновичу стукнуло 48 лет. Еще или уже 48? Если принять во внимание его наполеоновские планы, то, что он в этом году стал “Учителем года” Саратовской области, и то, что наконец-то решился его квартирный вопрос, понятное дело, Анатолию Валентиновичу еще 48, ибо только теперь жизнь-то и начинается. Сейчас он в лучшей своей поре – и забот о крыше над головой уже нет, и имя его звучит за пределами Саратова, что, само собой, придает силы жить по принципу шахматной королевы “Чтобы остаться на одном месте, нужно изо всех сил бежать вперед”. Бежит – не всякому удается догнать. Из 23-х саратовских призеров Российских олимпиад по биологии последних лет львиная доля – пименовские ученики. В его активе 4 призера и международного уровня. Поневоле привыкнешь к славе, к успеху, к своей исключительности.
“Да, я ощущаю себя первым,- без ложной скромности заявил Анатолий Валентинович, – потому что я хороший мастер. Кроме доброго имени, у меня, по большому счету, ничего нет”. Верно говорят, первую половину жизни ты работаешь на свое имя, вторую оно работает на тебя. Этот рубеж учитель перешел давно, и сегодня его уже не беспокоит воздала ли ему жизнь и начальство по заслугам. И потому что, уверен: воздано ему сполна, и потому что многого от жизни не требует – многое умеет сам.
“Я, увы, не одаренный, средний человек. Учился так себе. Был лентяем и прогульщиком, просто многое мне было неинтересно”. Вот тебе и на! Министр говорит о нем: талант, коллеги отводят роль лидера, а сам учитель не причисляет себя даже к когорте одаренных. Так что нужно человеку для успеха? Возможность и желание развивать голову, чугунную пятую точку – фундамент работоспособности – или все же получить от Неба и родителей сказочный подарок – одаренность, а то и талант при которых все дается легко? В идеале хорошо бы иметь и то, и другое, и третье. Третьего – побольше.
Анатолий Валентинович сказал: “Добиться успеха мне, среднему человеку, без упорного труда не удается. При малых способностях я много над собой работаю. Помогают семья и коллеги. Мне легко оттого, что я знаю, чего хочу. А целеустремленность, увлеченность и честолюбие вкупе с титанической работоспособностью компенсируют то, что недодал Бог”.
Строптивый супермен
Прошлой осенью Пименов с женой и дочкой наконец-то переехал из коммуналки в двухкомнатную квартиру. Больно уж нерасторопна была его судьба на удачи, а тут счастье привалило разом. Вскоре после долгих уговоров рискнул Анатолий Валентинович поучаствовать в конкурсе “Учитель года”, победил и в качестве приза получил еще одну квартиру – однокомнатную. Дочь Екатерина, тоже учительница и коллега отца по лицею, делает там ремонт. Для себя.
– Готовы ли вы, Анатолий Валентинович, к проигрышу в жизни, в российском конкурсе в частности?
– Я спокойно к нему отнесусь, ибо знаю, чего стою. Я много лет отказывался от участия в конкурсе, потому что я не шоумен – не умею петь и плясать. Нет голоса, внешность средненькая. Весь расчет только на урок, потому что я умею только учить. Директор в меня не верит. Когда он требовал красочности урока, моей светкости, что ли, я хлопал дверью. Зачем мне себя ломать?
Если бы я не слышала мнения коллег и министра Сергея Суровова, я сочла бы Пименова самовлюбленным человеком. Что толку, уподобясь глухарю во время брачных игрищ, распушать хвост: не буду себя ломать? Это верный способ запрограммировать себя на провал, а надо доказать, в первую очередь своим ученикам, что ты, коль считаешь себя во всем первым, таковым и являешься. Если надо ради этого научиться плясать, научись. А то, пожалуй, придется в случае проигрыша менять систему ценностных координат, иначе как докажешь ученикам, что ты все тот же успешный супермен. На мой монолог он ответил:
– О моем конкурсном уроке сказали, что это урок будущего. Я не самовлюбленный, потому что редко оцениваю свои уроки на “отлично”. Всегда чем-то недоволен, но неудовлетворенность – конструктивное состояние. Сразу после не понравившегося мне урока анализирую его, переписываю план.
Говорят, будто у Пименова все уроки однообразны. Он соглашается: да, структура одинакова, но оптимальна, ибо все элементы важны – повторение, объяснение нового материала, его закрепление. Урок-то раз в неделю. А вот содерджание – дело иное. Чтобы ученики работали с интересом, тут уж учитель припасает свои изюминки – использует компьютер, слайды, кинофильмы, образно говоря, олицетворяя собой фабрику по производству изюма.
Иначе нельзя – у Анатолия Пименова своя четко отработанная система, рассчитанная на успешное обучение не только одаренных детей. Он разработал и отработал свою педагогическую технологию и отныне получает стабильно хороший результат. В конце каждого учебного года учитель просит выпускников пожелать, что бы такое улучшить в преподавании биологии. И те уже с высоты своего независимого от учителя положения говорят: “Ничего не меняйте. Вы – молодец!” И эта оценка учеников поднимает низкооплачиваемого, несмотря на все регалии – заслуженного и соросовского – учителя, на некий пъедестал, который уравнивает его с сильными мира сего – от министров до королей – с теми, кому посчастливилось состояться профессионально и личностно.
…Ире Шачиковой, у которой по биологии было между “4” и “5”, учитель Пименов поставил высший балл только потому, что у нее горели на уроках глаза. Он лишь сказал: “Ценю твое личное отношение к предмету”. Эта “5”не была решающей в судьбе Иры, но она была для нее дорога уж тем, что учитель продемонстрировал ей один из гуманных принципов: если что-то в человеческих отношениях не имеет принципиального значения, можно пойти на компромисс, на жертву, дабы сохранить собственную человечность и чужое достоинство. Не это ли главный итог истинной педагогической технологии?
Галина СЮНЬКОВА
Саратов