Кумир это что означает
Значение слова «кумир»
1. Статуя, изваяние языческого божества; идол. | Устар. О статуях античных богов, царей, героев. Любил я светлых вод и листьев шум, И белые в тени дерев кумиры, И в ликах их печать недвижных дум. Пушкин, В начале жизни школу помню я.
2. перен. Тот, кто (или то, что) является предметом обожания, восторженного поклонения. О Русь, когда ж проснешься ты, И мир на месте беззаконных Кумиров рабской слепоты Увидит честные черты Твоих героев безыменных? Н. Некрасов, «Несчастные». Во время предыдущего сезона у Бородая играл Павел Самойлов — кумир казанской молодежи, которого в Казани в буквальном смысле слова носили на руках. Юрьев, Записки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кумир — конь, на котором маршал Г. К. Жуков принимал Парад Победы в Москве.
Кумир — горная река в горном Алтае.
Кумир — система программирования, предназначенная для обучения информатике в средней и высшей школе.
КУМИ’Р, а, м. (книжн. поэт.). 1. Изваяние языческого божества, идол. 2. перен. Предмет слепого поклонения. Созревших барышень к., приехал ротный командир. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кумир
1. река в России ◆ Кумир — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
кумир
1. изваяние языческого божества; идол ◆ «Проклят, ― прочитал Иуда, ― кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость перед Господом, произведение рук художника и поставит его в тайном месте!» Давид Маркиш, «Стать Лютовым. Вольные фантазии из жизни писателя Исаака Бабеля», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. нар.-поэт. статуи античных богов, царей и т. п. || божество ◆ кумир был огромной величины, сделан из дерева, о четырёх лицах наподобие фонаря, и со всех сторон образ его видеть было можно М. Д. Чулков, «Пересмешник, или Славенские сказки», 1766-1768 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. тот, кто служит предметом восхищения, поклонения ◆ Дело в том, что все пятнадцать детей Антеунисов названы в честь Элвиса Пресли, членов его семьи либо в честь мест, где бывал кумир. Саша Грибоедова, «Хулиганские новости», 2004 г. // «Хулиган» (цитата из НКРЯ)
4. то, что признается единственно достойным поклонения, является предметом исключительной преданности, служения, смыслом жизни и т. п. кого-либо ◆ 2) анализ чувства светлой точки: она является, когда все разрушено, и она (точка) вновь создает завтра: чтобы обрести эту точку, нужно разрушить все, что имеешь. Зарождение потребности сотворить кумир. История, рассказанная арендатором Шалыгиным: (история крестьянина Шабрина и Коли (1 нрзб. )). М. М. Пришвин, «Дневники», 1923 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: леечка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
Стена Цоя на Арбате, где московские фанаты вспоминают своего кумира. Фото: РИА Новости / Ольга Головко
В поэзии кумирами порой называют статуи, памятники.
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (1833)
«Кумир на бронзовом коне». Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Фото: Depositphotos
Синонимы к слову кумир
Синонимы к слову кумир: идол, изваяние, истукан, статуя, памятник, божество, икона, фетиш, властитель дум, предмет поклонения.
Кумир и фанат. Почему их не стоит путать
Кумир. Примеры употребления
И пришед Добрыня в Новгород, поставил кумира Перуна над рекою Волховом; и оному людие новогородские приносили жертвы, яко богу.
В.Н. Татищев. «История российская в семи томах» (1750)
Одна свобода мой кумир,
Но все люблю, мои поэты,
Счастливый голос ваших лир.
А.С. Пушкин. «Дельвигу» (1821)
Ленька был кумиром всего дома, начиная от мамаши и кончая последней горничной.
А.И. Куприн. «Штабс-капитан Рыбников» (1905)
В это время преобладало атеистическое направление, и кумирами молодежи были: Писарев, Добролюбов и Чернышевский.
С.Ю. Витте. «Воспоминания» (1911)
В лице красавца Феоктистова он имел верного адъютанта, старавшегося походить на Мамочкина во всем и даже отпустившего усики по примеру своего кумира.
Э.Г. Казакевич. «Звезда» (1946)
Мрачный музыкант, ставший кумиром целого поколения, и экстравагантная вокалистка панк-группы были слишком разными людьми.
Александр Шувалов. «Nirvana наизнанку» // «Психология на каждый день» (2011)
Но не сотвори себе кумира ― даже из Ньютона!
Сергей Смирнов*. «Год 1745: новые конкистадоры» // «Знание-сила» (2014)
* Сергей Смирнов включён Минюстом в реестр иноагентов
Кумир
Куми́р — то же, что идол; 1) природный или искусственно созданный предмет почитания, ложно признаваемый за божество или образ, олицетворяющий бога; 2) мысленный образ Бога, основанный на ложном представлении о Нём; 3) воображаемый образ, мечтательно наделённый сверхъестественной силой; 4) возвеличенный почти что до обожествления человек; 5) вообще всё то, чему поклоняются вместо Бога; всё, что занимает в сердце то место, которое должно принадлежать Господу.
1) Несмотря на то, что кумиры, будь то силы природы, «священные» камни, дубравы, высоты или же созданные руками искусного мастера образы (резные, литые, чеканные, живописные) представляют собой совершенно бессмысленные в религиозном отношении объекты почитания, результат воздействия идолопоклонства на человека всегда пагубен.
С определенной долей условности можно сказать, что первыми в истории идолопоклонниками были прародители. Возжелав приобрести через запретный плод то, чего можно было достичь исключительно в единстве с Богом, они, по сути, вверили себя той иллюзорной, не существовавшей в действительности силе, источником которой, по их разумению, был плод. К чему это привело, хорошо известно: к разрыву отношений с Богом, подчинению диаволу, тленности, смертности, греху.
По мере приумножения народов приумножалось и идолопоклонство. Всё это отдаляло человека от Бога, ввергало его в растление, вело к духовно-нравственной деградации.
Избрав из всех народов один, Израильский, и заключив с ним Завет, Истинный Бог строго-настрого запретил изготовлять и почитать ложных богов ( Исх. 20:3-5 ), ибо кумиры суть «мерзость», «соблазн», «сеть ногам неразумных» ( Прем. 14:11 ), препятствие на пути к Царству Божьему ( 1Кор. 6:9 ).
Согласно Откровению, идолопоклонство обнаруживает такие сильнейшие нравственные болезни как омрачение сердца и безумство ( Рим. 1:21 ). Кроме того, хочет того человек или нет, оно вводит его в непосредственное общение с бесами ( 1Кор. 10:20 ).
Насколько велик перед Господом грех поклонения кумирам, видно и из того, что если союз человека и Бога уподобляется брачным отношениям, то служение идолам — прелюбодеянию, блуду. Сказать больше, идолопоклонники не просто уподобляются блудникам, они находятся с ними в едином преступном ряду ( 1Кор. 6:9-10 ).
2) Извращенное представление о Боге, запечатленное в сознании человека, тоже может играть роль идола или кумира. В частности это происходит тогда, когда Бога желают знать не таким, Каков Он есть, а таким, Какой удобен. Иллюстрацией к сказанному могут служить бесчинные молитвы, содержащие просьбы, явно не соответствующие Божественным свойствам и совершенствам, положим, когда, желая навредить тому-то и тому-то, ставят за него, заведомо живого, свечки за упокой. Бог в этом случае представляется молящемуся слепой темной силой, которую можно легко развернуть, по своему усмотрению, туда или сюда.
3) Другой пример идолопоклонства — вера в силу и действенность всевозможных примет, относящихся к суеверию, и обрядов: трижды сплюнуть через левое плечо; бросить на поминках рюмку о стену с возгласом: понеслась душа в Рай…
4) Кумиров, в самом дурном понимании этого слова, можно сделать и из людей, коими часто бывают представители шоу-бизнеса, театра, кино. К сожалению, доходит и до того, что кумиров делают из священников, старцев, совершенно не спрашивая их о том, хотят ли они заслонять собою Христа. Кроме того, Откровение называет идолопоклонством и «противление», как одну из форм возвеличивания самого себя.
5) Достаточно часто кумирами или идолами служат охватывающие человека пристрастия, страсти. Так, например, апостол Павел называет идолослужением любостяжание ( Кол. 3:5 ). Вообще же, в ранг идола можно воспроизвести даже и нейтральные в нравственном отношении предметы обожания, скажем, музыку, посвящая ей всё свободное время, и не находя «минуты» для молитвы, чтения Библии, святоотеческой литературы.
— Есть ли у тебя кумир?
— Нет.
— А чем занимаешься в воскресенье, вместо того, чтобы идти в храм? Вот это и будет тот самый кумир.
— На службе стоишь — где мысли? У кумира…
КУМИР
кумир м. 1) а) Изваяние языческого божества; идол. б) нар.-поэт. Статуи античных богов, царей и т.п. в) Божество. 2) а) перен. Тот, кто служит предметом восхищения, поклонения. б) То, что признается единственно достойным поклонения, является предметом исключительной преданности, служения, смыслом жизни и т.п. кого-л.
Кумир — см. Язычество.
КУМИ́Р, а, ч.
Суворі, німі, незрозумілі стояли ці кумири, навкруг них на високих кілках біліли черепи тварин, у повітрі над требищем, чуючи поживу, літало вороння (С. Скляренко);
// заст. Статуя взагалі.
[Кембль:] Бачиш, портрети лиш мальовані бувають, все ж ліплене і різьблене – кумир, а не портрет (Леся Українка).
2. перен. Той, хто служить предметом захоплення, поклоніння; ідол (у 2 знач.).
Юрба і побожно, радісно, з ентузіазмом слухає свого новоутвореного кумира (В. Винниченко);
[Шалімов:] Я бачу, ти тут не нудьгуєш без мене. Швидко знайшла собі кумира. Поряд, під самим боком (І. Кочерга);
Невдячні глядачі на час його й забули, як те й буває подеколи з черговим кумиром юрби (О. Ільченко);
Були палкі та пристрасні шанувальники, ладні відстоювати честь свого кумира будь-якими засобами (О. Авраменко, В. Авраменко);
Дмитро саме тому й носив коротенькі вусики і зачісувався навскіс, аби бути схожим на свого неперевершеного кумира (В. Кожелянко);
У всякого молодого актора чи актриси звичайно є свій кумир, якому він беззастережно віддається всім серцем і таємно чи явно схиляється перед ним. Таким кумиром для мене був видатний актор українського театру Василь Юрчак (з мемуарної літ.).
Куми́рный, ая, ое. Нрд. I 322, ФРЛ 1 II 550.
І́ДОЛ (статуя, якій язичники поклонялися як божеству), КУМИ́Р, БОЖО́К, БОВВА́Н заст., ІСТУКА́Н рідше. Століттями десь на кургані в степу стояла (камінна баба) — ідолом скіфським чи половецьким (О. Гончар); (Годвінсон:) Що Моїсей зробив з кумиром золотим? (Метью Фільдінг:) Спалив його і потім дав ідолотворцям випить (Леся Українка); Це був африканський божок, майстерно зроблений з чорного дерева (Л. Дмитерко); Перед бовваном різьбленим, на знак невблаганного гніву Зброю несуть (М. Зеров); Із Новгорода народ До бережних іде висот, Високий там стоїть курган, На нім священний істукан (переклад М. Рильського)
І́ДОЛ (той, хто або те, що є предметом схиляння, захоплення, обожнення), КУМИ́Р, БОЖЕСТВО́ заст., БОЖО́К заст. Він.. був ідолом для всіх сусідських панів (І. Нечуй-Левицький); І хоча невмолимий час теж наклав на нього свою печать, Демон усе ще залишався кумиром місцевих дам (П. Кочура); (Милевський (витягає білета і подає їй):) Чим маю вмилостивити розгніване божество? (Леся Українка); — Вона зрозуміє, нарешті, підлість свого недавнього божка і викине його на смітник (В. Гжицький)
Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя.
Слово кумир не пропущено высочайшею ценсурою
А. С. Пушкин. Дневник (1833-1835)
1) Существующая этимология
Этимология (по Максу Фасмеру, сокращена)
Происходит от неустановленной формы; русск.-церк.-слав. кумиръ, ст.-слав. коумирь (греч. eidolon, agalma; Супр., Еuсh. Sin.) сравнивают с семитск. *kumra, сир. kumra «жрец», откуда, вероятно, арм. kurm (род. мн. krmас). В русский пришло из церк.-слав.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Кумир. «идол, божок», русск.-цслав. кумиръ, ст.-слав. коумирь греч. eidolon, agalma (Супр., Еuсh. Sin.). В русский пришло из цслав.; источник установить трудно. Младенов (262; Сб. Шишманову 87 и сл.; RЕS 1, 49) ищет его в семит. *kumra, сир. kumra «жрец», откуда, по его мнению, арм. k;urm, род. мн. k;rmас, а также ст.-слав. слово.
Трудность представляет знач., как и при этимологии из осет. gumir «великан» от библейского Gоmеr (Вс. Миллер у Горяева, ЭС 174). Абсолютно невозможна этимология из фин. kumartaa «кланяться, поклоняться» (против которой уже Мi. ЕW 147; Бернекер 1, 644). (Этимологию Миллера повторяет Абаев, Ист.-этимол. словарь, I, стр. 530. – Т.) Я считаю совершенно ошибочной этимологию из нов.-греч. kourmi «ствол дерева» от kormos – то же (Грегуар у Якобсона, «Slavic Word», 2, стр. 612).
б) См. сайт Алекса Луговского; http://lugovsa.net/p/5489
«Возвращаясь к русскому кумир, я бы все-таки отдал свой голос в пользу «сирийско-еврейской версии». Причем именно значение «языческий священник» вполне могло быть переосмыслено как «языческий объект поклонения»».
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1981, вып. 8
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf
* Кумиръ, кумирь. 1. Языческое божество, идол. «Акы словесы некыими таиныими чяруюште бесове. …, кумиря и стеня…». Изб. Свят., 1073. 2. Изображение в виде истукана… Лавр. лет. 98О г.
* Кумирище. Языческий храм, капище. XI-XIV вв. Кумирник. 1. Языческий храм. XIII-XIV вв. 2. Идолопоклонник. XV в.; и т.д.
б) Национальный корпус русского языка
* Нестор-Искандер. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году (1453-1500): «И постави на нем кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на глав; семь лучь».
* Вологодско-Пермская летопись (852–1538 гг.) (1550-1590): «И пришед Добрыня к Новугороду и постави кумир Перунъ над рекою Волховомъ, и жряху ему людие Ноугородстии, яко богу».
* Александрия (перевод ок. XIII в.)
«…ємоу въ градъ мемфь,и посадиша египтяне на ифестове пр(с;)тлe,якы египетскаго цря.видевъ же александръ въ мемфе высокъ коумиръ,сделанъ чернымъ камениемъ,и бяше на столпе написано, на нем же стояше. сице събежавыи црь приидеть пакы въ египетъ, не старъ, но оунъ, и врагы ваша пръсы покорить вамъ. пыташе же александръ, чии оубо єсть коумиръ. пр(о;)рци же реша єму. се єсть кумиръ последнии єгипетскыи црь нектонавъ, и пришедшимъ пръсомъ египта».
3) Обобщение и вывод
а) Религиозная лексика
В Словаре русского языка XI-XVII вв. представлена терминология идолопоклонства: кумирослужение, кумиротворение, кумирослужебник, кумирослужитель и т.д.; относящаяся к жрецам, деятелям язычества. Лексикон фиксируется с XII века, развитие получает с XV в., что вероятно связано с продвижением русских на Восток, где они сталкивались с языческими культами, преобладающими у местного населения.
Среди русского населения бытовали также различные языческие обряды и предрассудки, исследователи отмечают «двойственность» религиозного сознания в раннем русском обществе. «Не подобает христианам игр бесовских играти, еже есть плясанье, гуденье, песни мирские и жертвы идольские…».
Культов и суеверий было множество, различать и объяснять их Церковь не желала (до нас дошли редкие факты, упоминание – пропаганда язычества), все языческие верования населения сводились духовенством к одному понятию – идолопоклонству. Лексикон иудеохристианской церкви по отношению к языческим культам был ограничен принятой библейской терминологией: идол, идолопоклонник, кумир, волхвы и немногими другими.
Применения термина «кумир» НКРЯ (1800-2015) фиксирует в сфере художественной литературы и публицистике в 400 документах, в религиозно-богословской литературе в 7 документах. Как не вспомнить А.С. Пушкина: «Слово кумир не пропущено высочайшею ценсурою».
* Исследователь Алекс Луговской (см. выше) считает: «значение «языческий священник» вполне могло быть переосмыслено как «языческий объект поклонения»».
Итак, мы выделили историко-религиозный (теологический) образ. КУМИР (идол) тождественен = КУМИР (жрец), не иудейский.
4) Терминология иврита и библейский образ
русск. КУМИР = без огласовок ивр. К.М.Р., с огласовками КОМЕР жрец, священник (лжебогов). В арамейском КУМРА священник бога.
* См. стронг ивр. 3649, КОМЕР
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_213.htm
б) Библейский образ
* Софония 1:4, 5: «4. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов (КОМЕР) со священниками, 5. и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим».
* Осия 10:5: «За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нем народ его, и жрецы (КОМЕР) его, радовавшиеся о нем, будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него».