Кумир это что означает

Значение слова «кумир»

Кумир это что означает. Смотреть фото Кумир это что означает. Смотреть картинку Кумир это что означает. Картинка про Кумир это что означает. Фото Кумир это что означает

1. Статуя, изваяние языческого божества; идол. | Устар. О статуях античных богов, царей, героев. Любил я светлых вод и листьев шум, И белые в тени дерев кумиры, И в ликах их печать недвижных дум. Пушкин, В начале жизни школу помню я.

2. перен. Тот, кто (или то, что) является предметом обожания, восторженного поклонения. О Русь, когда ж проснешься ты, И мир на месте беззаконных Кумиров рабской слепоты Увидит честные черты Твоих героев безыменных? Н. Некрасов, «Несчастные». Во время предыдущего сезона у Бородая играл Павел Самойлов — кумир казанской молодежи, которого в Казани в буквальном смысле слова носили на руках. Юрьев, Записки.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Кумир — конь, на котором маршал Г. К. Жуков принимал Парад Победы в Москве.

Кумир — горная река в горном Алтае.

Кумир — система программирования, предназначенная для обучения информатике в средней и высшей школе.

КУМИ’Р, а, м. (книжн. поэт.). 1. Изваяние языческого божества, идол. 2. перен. Предмет слепого поклонения. Созревших барышень к., приехал ротный командир. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Кумир

1. река в России ◆ Кумир — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

кумир

1. изваяние языческого божества; идол ◆ «Проклят, ― прочитал Иуда, ― кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость перед Господом, произведение рук художника и поставит его в тайном месте!» Давид Маркиш, «Стать Лютовым. Вольные фантазии из жизни писателя Исаака Бабеля», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

2. нар.-поэт. статуи античных богов, царей и т. п. || божество ◆ кумир был огромной величины, сделан из дерева, о четырёх лицах наподобие фонаря, и со всех сторон образ его видеть было можно М. Д. Чулков, «Пересмешник, или Славенские сказки», 1766-1768 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. тот, кто служит предметом восхищения, поклонения ◆ Дело в том, что все пятнадцать детей Антеунисов названы в честь Элвиса Пресли, членов его семьи либо в честь мест, где бывал кумир. Саша Грибоедова, «Хулиганские новости», 2004 г. // «Хулиган» (цитата из НКРЯ)

4. то, что признается единственно достойным поклонения, является предметом исключительной преданности, служения, смыслом жизни и т. п. кого-либо ◆ 2) анализ чувства светлой точки: она является, когда все разрушено, и она (точка) вновь создает завтра: чтобы обрести эту точку, нужно разрушить все, что имеешь. Зарождение потребности сотворить кумир. История, рассказанная арендатором Шалыгиным: (история крестьянина Шабрина и Коли (1 нрзб. )). М. М. Пришвин, «Дневники», 1923 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Кумир это что означает. Смотреть фото Кумир это что означает. Смотреть картинку Кумир это что означает. Картинка про Кумир это что означает. Фото Кумир это что означаетПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: леечка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Кумир это что означает. Смотреть фото Кумир это что означает. Смотреть картинку Кумир это что означает. Картинка про Кумир это что означает. Фото Кумир это что означает

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

Кумир это что означает. Смотреть фото Кумир это что означает. Смотреть картинку Кумир это что означает. Картинка про Кумир это что означает. Фото Кумир это что означаетСтена Цоя на Арбате, где московские фанаты вспоминают своего кумира. Фото: РИА Новости / Ольга Головко

В поэзии кумирами порой называют статуи, памятники.

И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (1833)

Кумир это что означает. Смотреть фото Кумир это что означает. Смотреть картинку Кумир это что означает. Картинка про Кумир это что означает. Фото Кумир это что означает«Кумир на бронзовом коне». Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Фото: Depositphotos

Синонимы к слову кумир

Синонимы к слову кумир: идол, изваяние, истукан, статуя, памятник, божество, икона, фетиш, властитель дум, предмет поклонения.

Кумир это что означает. Смотреть фото Кумир это что означает. Смотреть картинку Кумир это что означает. Картинка про Кумир это что означает. Фото Кумир это что означает

Кумир и фанат. Почему их не стоит путать

Кумир. Примеры употребления

И пришед Добрыня в Новгород, поставил кумира Перуна над рекою Волховом; и оному людие новогородские приносили жертвы, яко богу.
В.Н. Татищев. «История российская в семи томах» (1750)

Одна свобода мой кумир,
Но все люблю, мои поэты,
Счастливый голос ваших лир.
А.С. Пушкин. «Дельвигу» (1821)

Ленька был кумиром всего дома, начиная от мамаши и кончая последней горничной.
А.И. Куприн. «Штабс-капитан Рыбников» (1905)

В это время преобладало атеистическое направление, и кумирами молодежи были: Писарев, Добролюбов и Чернышевский.
С.Ю. Витте. «Воспоминания» (1911)

В лице красавца Феоктистова он имел верного адъютанта, старавшегося походить на Мамочкина во всем и даже отпустившего усики по примеру своего кумира.
Э.Г. Казакевич. «Звезда» (1946)

Мрачный музыкант, ставший кумиром целого поколения, и экстравагантная вокалистка панк-группы были слишком разными людьми.
Александр Шувалов. «Nirvana наизнанку» // «Психология на каждый день» (2011)

Но не сотвори себе кумира ― даже из Ньютона!
Сергей Смирнов*. «Год 1745: новые конкистадоры» // «Знание-сила» (2014)

* Сергей Смирнов включён Минюстом в реестр иноагентов

Источник

Кумир

Куми́р — то же, что идол; 1) при­род­ный или искус­ственно создан­ный пред­мет почи­та­ния, ложно при­зна­ва­е­мый за боже­ство или образ, оли­це­тво­ря­ю­щий бога; 2) мыс­лен­ный образ Бога, осно­ван­ный на ложном пред­став­ле­нии о Нём; 3) вооб­ра­жа­е­мый образ, меч­та­тельно наде­лён­ный сверхъ­есте­ствен­ной силой; 4) воз­ве­ли­чен­ный почти что до обо­жеств­ле­ния чело­век; 5) вообще всё то, чему покло­ня­ются вместо Бога; всё, что зани­мает в сердце то место, кото­рое должно при­над­ле­жать Гос­поду.

1) Несмотря на то, что кумиры, будь то силы при­роды, «свя­щен­ные» камни, дуб­равы, высоты или же создан­ные руками искус­ного мастера образы (резные, литые, чекан­ные, живо­пис­ные) пред­став­ляют собой совер­шенно бес­смыс­лен­ные в рели­ги­оз­ном отно­ше­нии объ­екты почи­та­ния, резуль­тат воз­дей­ствия идо­ло­по­клон­ства на чело­века всегда пагу­бен.

С опре­де­лен­ной долей услов­но­сти можно ска­зать, что пер­выми в исто­рии идо­ло­по­клон­ни­ками были пра­ро­ди­тели. Воз­же­лав при­об­ре­сти через запрет­ный плод то, чего можно было достичь исклю­чи­тельно в един­стве с Богом, они, по сути, вве­рили себя той иллю­зор­ной, не суще­ство­вав­шей в дей­стви­тель­но­сти силе, источ­ни­ком кото­рой, по их разу­ме­нию, был плод. К чему это при­вело, хорошо известно: к раз­рыву отно­ше­ний с Богом, под­чи­не­нию диа­волу, тлен­но­сти, смерт­но­сти, греху.

По мере при­умно­же­ния наро­дов при­умно­жа­лось и идо­ло­по­клон­ство. Всё это отда­ляло чело­века от Бога, ввер­гало его в рас­тле­ние, вело к духовно-нрав­ствен­ной дегра­да­ции.

Избрав из всех наро­дов один, Изра­иль­ский, и заклю­чив с ним Завет, Истин­ный Бог строго-настрого запре­тил изго­тов­лять и почи­тать ложных богов ( Исх. 20:3-5 ), ибо кумиры суть «мер­зость», «соблазн», «сеть ногам нера­зум­ных» ( Прем. 14:11 ), пре­пят­ствие на пути к Цар­ству Божьему ( 1Кор. 6:9 ).

Согласно Откро­ве­нию, идо­ло­по­клон­ство обна­ру­жи­вает такие силь­ней­шие нрав­ствен­ные болезни как омра­че­ние сердца и безум­ство ( Рим. 1:21 ). Кроме того, хочет того чело­век или нет, оно вводит его в непо­сред­ствен­ное обще­ние с бесами ( 1Кор. 10:20 ).

Насколько велик перед Гос­по­дом грех покло­не­ния куми­рам, видно и из того, что если союз чело­века и Бога упо­доб­ля­ется брач­ным отно­ше­ниям, то слу­же­ние идолам — пре­лю­бо­де­я­нию, блуду. Ска­зать больше, идо­ло­по­клон­ники не просто упо­доб­ля­ются блуд­ни­кам, они нахо­дятся с ними в едином пре­ступ­ном ряду ( 1Кор. 6:9-10 ).

2) Извра­щен­ное пред­став­ле­ние о Боге, запе­чат­лен­ное в созна­нии чело­века, тоже может играть роль идола или кумира. В част­но­сти это про­ис­хо­дит тогда, когда Бога желают знать не таким, Каков Он есть, а таким, Какой удобен. Иллю­стра­цией к ска­зан­ному могут слу­жить бес­чин­ные молитвы, содер­жа­щие просьбы, явно не соот­вет­ству­ю­щие Боже­ствен­ным свой­ствам и совер­шен­ствам, поло­жим, когда, желая навре­дить тому-то и тому-то, ставят за него, заве­домо живого, свечки за упокой. Бог в этом случае пред­став­ля­ется моля­ще­муся слепой темной силой, кото­рую можно легко раз­вер­нуть, по своему усмот­ре­нию, туда или сюда.

3) Другой пример идо­ло­по­клон­ства — вера в силу и дей­ствен­ность все­воз­мож­ных примет, отно­ся­щихся к суе­ве­рию, и обря­дов: трижды сплю­нуть через левое плечо; бро­сить на помин­ках рюмку о стену с воз­гла­сом: понес­лась душа в Рай…

4) Куми­ров, в самом дурном пони­ма­нии этого слова, можно сде­лать и из людей, коими часто бывают пред­ста­ви­тели шоу-биз­неса, театра, кино. К сожа­ле­нию, дохо­дит и до того, что куми­ров делают из свя­щен­ни­ков, стар­цев, совер­шенно не спра­ши­вая их о том, хотят ли они засло­нять собою Христа. Кроме того, Откро­ве­ние назы­вает идо­ло­по­клон­ством и «про­тив­ле­ние», как одну из форм воз­ве­ли­чи­ва­ния самого себя.

5) Доста­точно часто куми­рами или идо­лами служат охва­ты­ва­ю­щие чело­века при­стра­стия, стра­сти. Так, напри­мер, апо­стол Павел назы­вает идо­ло­слу­же­нием любо­с­тя­жа­ние ( Кол. 3:5 ). Вообще же, в ранг идола можно вос­про­из­ве­сти даже и ней­траль­ные в нрав­ствен­ном отно­ше­нии пред­меты обо­жа­ния, скажем, музыку, посвя­щая ей всё сво­бод­ное время, и не находя «минуты» для молитвы, чтения Библии, свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры.

— Есть ли у тебя кумир?
— Нет.
— А чем зани­ма­ешься в вос­кре­се­нье, вместо того, чтобы идти в храм? Вот это и будет тот самый кумир.
— На службе стоишь — где мысли? У кумира…

Источник

КУМИР

кумир м. 1) а) Изваяние языческого божества; идол. б) нар.-поэт. Статуи античных богов, царей и т.п. в) Божество. 2) а) перен. Тот, кто служит предметом восхищения, поклонения. б) То, что признается единственно достойным поклонения, является предметом исключительной преданности, служения, смыслом жизни и т.п. кого-л.

Кумир — см. Язычество.

КУМИ́Р, а, ч.

Суворі, німі, незрозумілі стояли ці кумири, навкруг них на високих кілках біліли черепи тварин, у повітрі над требищем, чуючи поживу, літало вороння (С. Скляренко);

// заст. Статуя взагалі.

[Кембль:] Бачиш, портрети лиш мальовані бувають, все ж ліплене і різьблене – кумир, а не портрет (Леся Українка).

2. перен. Той, хто служить предметом захоплення, поклоніння; ідол (у 2 знач.).

Юрба і побожно, радісно, з ентузіазмом слухає свого новоутвореного кумира (В. Винниченко);

[Шалімов:] Я бачу, ти тут не нудьгуєш без мене. Швидко знайшла собі кумира. Поряд, під самим боком (І. Кочерга);

Невдячні глядачі на час його й забули, як те й буває подеколи з черговим кумиром юрби (О. Ільченко);

Були палкі та пристрасні шанувальники, ладні відстоювати честь свого кумира будь-якими засобами (О. Авраменко, В. Авраменко);

Дмитро саме тому й носив коротенькі вусики і зачісувався навскіс, аби бути схожим на свого неперевершеного кумира (В. Кожелянко);

У всякого молодого актора чи актриси звичайно є свій кумир, якому він беззастережно віддається всім серцем і таємно чи явно схиляється перед ним. Таким кумиром для мене був видатний актор українського театру Василь Юрчак (з мемуарної літ.).

Куми́рный, ая, ое. Нрд. I 322, ФРЛ 1 II 550.

І́ДОЛ (статуя, якій язичники поклонялися як божеству), КУМИ́Р, БОЖО́К, БОВВА́Н заст., ІСТУКА́Н рідше. Століттями десь на кургані в степу стояла (камінна баба) — ідолом скіфським чи половецьким (О. Гончар); (Годвінсон:) Що Моїсей зробив з кумиром золотим? (Метью Фільдінг:) Спалив його і потім дав ідолотворцям випить (Леся Українка); Це був африканський божок, майстерно зроблений з чорного дерева (Л. Дмитерко); Перед бовваном різьбленим, на знак невблаганного гніву Зброю несуть (М. Зеров); Із Новгорода народ До бережних іде висот, Високий там стоїть курган, На нім священний істукан (переклад М. Рильського)

І́ДОЛ (той, хто або те, що є предметом схиляння, захоплення, обожнення), КУМИ́Р, БОЖЕСТВО́ заст., БОЖО́К заст. Він.. був ідолом для всіх сусідських панів (І. Нечуй-Левицький); І хоча невмолимий час теж наклав на нього свою печать, Демон усе ще залишався кумиром місцевих дам (П. Кочура); (Милевський (витягає білета і подає їй):) Чим маю вмилостивити розгніване божество? (Леся Українка); — Вона зрозуміє, нарешті, підлість свого недавнього божка і викине його на смітник (В. Гжицький)

Источник

Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя.
Слово кумир не пропущено высочайшею ценсурою
А. С. Пушкин. Дневник (1833-1835)

1) Существующая этимология

Этимология (по Максу Фасмеру, сокращена)

Происходит от неустановленной формы; русск.-церк.-слав. кумиръ, ст.-слав. коумирь (греч. eidolon, agalma; Супр., Еuсh. Sin.) сравнивают с семитск. *kumra, сир. kumra «жрец», откуда, вероятно, арм. kurm (род. мн. krmас). В русский пришло из церк.-слав.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Кумир. «идол, божок», русск.-цслав. кумиръ, ст.-слав. коумирь греч. eidolon, agalma (Супр., Еuсh. Sin.). В русский пришло из цслав.; источник установить трудно. Младенов (262; Сб. Шишманову 87 и сл.; RЕS 1, 49) ищет его в семит. *kumra, сир. kumra «жрец», откуда, по его мнению, арм. k;urm, род. мн. k;rmас, а также ст.-слав. слово.
Трудность представляет знач., как и при этимологии из осет. gumir «великан» от библейского Gоmеr (Вс. Миллер у Горяева, ЭС 174). Абсолютно невозможна этимология из фин. kumartaa «кланяться, поклоняться» (против которой уже Мi. ЕW 147; Бернекер 1, 644). (Этимологию Миллера повторяет Абаев, Ист.-этимол. словарь, I, стр. 530. – Т.) Я считаю совершенно ошибочной этимологию из нов.-греч. kourmi «ствол дерева» от kormos – то же (Грегуар у Якобсона, «Slavic Word», 2, стр. 612).

б) См. сайт Алекса Луговского; http://lugovsa.net/p/5489
«Возвращаясь к русскому кумир, я бы все-таки отдал свой голос в пользу «сирийско-еврейской версии». Причем именно значение «языческий священник» вполне могло быть переосмыслено как «языческий объект поклонения»».

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1981, вып. 8
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf

* Кумиръ, кумирь. 1. Языческое божество, идол. «Акы словесы некыими таиныими чяруюште бесове. …, кумиря и стеня…». Изб. Свят., 1073. 2. Изображение в виде истукана… Лавр. лет. 98О г.
* Кумирище. Языческий храм, капище. XI-XIV вв. Кумирник. 1. Языческий храм. XIII-XIV вв. 2. Идолопоклонник. XV в.; и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

* Нестор-Искандер. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году (1453-1500): «И постави на нем кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на глав; семь лучь».
* Вологодско-Пермская летопись (852–1538 гг.) (1550-1590): «И пришед Добрыня к Новугороду и постави кумир Перунъ над рекою Волховомъ, и жряху ему людие Ноугородстии, яко богу».
* Александрия (перевод ок. XIII в.)
«…ємоу въ градъ мемфь,и посадиша египтяне на ифестове пр(с;)тлe,якы египетскаго цря.видевъ же александръ въ мемфе высокъ коумиръ,сделанъ чернымъ камениемъ,и бяше на столпе написано, на нем же стояше. сице събежавыи црь приидеть пакы въ египетъ, не старъ, но оунъ, и врагы ваша пръсы покорить вамъ. пыташе же александръ, чии оубо єсть коумиръ. пр(о;)рци же реша єму. се єсть кумиръ последнии єгипетскыи црь нектонавъ, и пришедшимъ пръсомъ египта».

3) Обобщение и вывод

а) Религиозная лексика
В Словаре русского языка XI-XVII вв. представлена терминология идолопоклонства: кумирослужение, кумиротворение, кумирослужебник, кумирослужитель и т.д.; относящаяся к жрецам, деятелям язычества. Лексикон фиксируется с XII века, развитие получает с XV в., что вероятно связано с продвижением русских на Восток, где они сталкивались с языческими культами, преобладающими у местного населения.
Среди русского населения бытовали также различные языческие обряды и предрассудки, исследователи отмечают «двойственность» религиозного сознания в раннем русском обществе. «Не подобает христианам игр бесовских играти, еже есть плясанье, гуденье, песни мирские и жертвы идольские…».
Культов и суеверий было множество, различать и объяснять их Церковь не желала (до нас дошли редкие факты, упоминание – пропаганда язычества), все языческие верования населения сводились духовенством к одному понятию – идолопоклонству. Лексикон иудеохристианской церкви по отношению к языческим культам был ограничен принятой библейской терминологией: идол, идолопоклонник, кумир, волхвы и немногими другими.
Применения термина «кумир» НКРЯ (1800-2015) фиксирует в сфере художественной литературы и публицистике в 400 документах, в религиозно-богословской литературе в 7 документах. Как не вспомнить А.С. Пушкина: «Слово кумир не пропущено высочайшею ценсурою».

* Исследователь Алекс Луговской (см. выше) считает: «значение «языческий священник» вполне могло быть переосмыслено как «языческий объект поклонения»».

Итак, мы выделили историко-религиозный (теологический) образ. КУМИР (идол) тождественен = КУМИР (жрец), не иудейский.

4) Терминология иврита и библейский образ

русск. КУМИР = без огласовок ивр. К.М.Р., с огласовками КОМЕР жрец, священник (лжебогов). В арамейском КУМРА священник бога.

* См. стронг ивр. 3649, КОМЕР

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_213.htm

б) Библейский образ

* Софония 1:4, 5: «4. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов (КОМЕР) со священниками, 5. и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим».

* Осия 10:5: «За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нем народ его, и жрецы (КОМЕР) его, радовавшиеся о нем, будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *