Куначество что это за обычай

Куначество

По форме и по сути куначество есть дальнейшее развитие обычая кавказского гостеприимства, которое по смыслу есть форма искусственного родства, побратимства.

Безусловно — куначество способствовало и повышению безопасности межэтнических контактов, так как обычай обязывал кунаков обеспечивать полную безопасность друг друга, как безопасность родных братьев. Об этом например — Ф. А. Щербина, писал так [3] : «Обычай куначества свято соблюдался черкесами. Взять кунака из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли.»

Содержание

Время возникновения обычая

Время возникновения этого обычая относят к седой старине, но точный период пока не установлен. Одним из самых ранних исторических свидетельств о существовании на Кавказе обычая Куначества может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце 15 века много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу в которой сообщалось следующее [4] :

«Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого. Хозяина и гостя они называют „конак“, что значит по-латински hospite. По уходе гостя хозяин провожает конака-чужестранца до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь как самый преданный друг. И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако конакам своим они обычно остаются верны и дома и вне дома и относятся к ним с величайшим радушием.»

Отличия от гостеприимства

Наиболее значимые отличия от гостеприимства следующие [5] :

Происхождения названия

Источник

Кунак – больше чем друг, гостеприимство и куначество

Гостеприимство и куначество — древнейшие обычаи, сохранившиеся на Кавказе до наших дней. Время возникновения куначества относят к седой старине, но точный период пока не установлен. Одним из самых ранних источников существования на Кавказе кунаков может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце XV много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу, в которой описал этот обычай.

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, было распространено наследственное куначество, когда тесные дружеские отношения поддерживались семьями на протяжении нескольких поколений. Семья, имевшая много кунаков, пользовалась уважением в селе, поэтому каждый по возможности старался иметь своего кунака.

Лев Николаевич Толстой в своем дневнике указывал, чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю нужно обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. Указывая на дружеские отношения между казаками и горцами, он писал: «Живя между чеченцами, казаки породнились с ними и усвоили себе обычай, образ жизни, нравы горцев».

Ни этнические, ни религиозные различия не препятствовали установлению куначеских отношений. Горцы, казаки, грузины и армяне поддерживали этот обычай. Напротив, это в каком-то смысле даже способствовало их возникновению, поскольку, только став кунаком, человек иной веры или иной этнической принадлежности мог с уверенностью рассчитывать на безопасность своего путешествия и успех своей деятельности. Казаки и горцы, поддерживавшие куначеские отношения, были взаимно связаны долгом гостеприимства, и в каждой станице можно было встретить казачьи семьи, которые заводили себе кунаков в горских аулах. Куначеские связи между казаками и горцами не прерывались даже в период Кавказской войны.

Каждый горец-еврей имел в других аулах своих кунаков, еврея или мусульманина, у которых он останавливался. В условиях Дагестана развитие торговли в значительной степени зависело от наличия более или менее развитых куначеских связей. Развитие балхарского керамического производства, например, было бы немыслимо без многочисленных куначеских связей балхарцев по всему Дагестану.

Армяне же, издавна жившие в Черкесии, осуществляя свою торговую деятельность, старались иметь кунаков среди адыгов. А грузины из Тушети имели кунаков в дагестанском селении Хварши.

Как принять кунака?

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

Нормы обхождения кунаков, традиционные правила приема, содержания и обслуживания кунака были детализированы до мелочей, их соблюдение вменялось в обязанность всем членам общества. В горах Дагестана зачастую весть о том, что в селение едет чей-то кунак, разносилась до его прибытия. Поэтому часто кунак был еще в дороге, в окрестностях селения, а хозяин с сыновьями, братьями и уже выходили его встречать. При этом считалось неприличным ожидать гостя за селением, в начале селения или на годекане. Встреча происходила у дома хозяина. Традиционные нормы поведения предусматривали особое отношение к кунаку со стороны принимающего его хозяина буквально с первых же минут свидания. Хозяин и его домочадцы всем своим видом подчеркнуто выказывали радость по поводу приезда кунака. Повсеместно горцы придерживались и такого неписанного правила: бульон, поданный кунаку, гость должен был съесть до конца. Поэтому посуда для этой цели подбиралась средних размеров.

Оказывая уважение хозяину и приезжему, в дом, где остановился кунак, часто приходили родственники, друзья, соседи и односельчане хозяина. Прибывший в дом, вначале приветствовал приезжего, хозяина, а после — остальных. Для гостей отводилась специальная кунакская комната, лучшая в доме.

Члены тухума, особенно близкие родственники, были обязаны оказать внимание кунаку своего родственника. Кроме визита к нему с добрыми пожеланиями, в дом, где остановился гость, отсылалось какое-то блюдо или несколько и приглашение в дом к родственникам. Гостю, назвавшему себя родственником или другом кунака, горец оказывал такое же внимание и уважение, как и непосредственно самому кунаку. Однако человек, рассчитывающий назваться в чужом месте родственником или другом кунака одного из жителей этого селения, обязательно должен был взять разрешение на это у своего родственника или друга. Пользоваться чьим-то гостеприимством без такого разрешения было равносильно унизительному поступку, граничащему с вымогательством.

Источник

За своих горой

Страна гор. Край джигитов. Вавилон. Последнее, пожалуй, лучше всего описывает Кавказ — многогранный, многонациональный, говорящий на десятках языках и диалектах. Как умудрялись люди разных народов и традиций уживаться друг с другом на небольшой территории? Им помогала необычная система социальных связей — куначество.

Это не просто гостеприимство. Куначество — нечто среднее между дружбой и родством, близко к понятию «названный брат», то есть человек, который с кем-то побратался, породнился. Причем именно брат, потому что на Кавказе понятие дружбы традиционно распространяется только на мужчин, а женщина — она ведь всегда при муже.

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

Иллюстрация: Даниил Берковский

Кунак в переводе с тюркского означает «гость». Похожее слово встречается и в других языках. У вайнахов есть понятие «къонах» — «достойный мужчина». Согласно традиции у одного человека могло быть сколько угодно кунаков, если он в силах поддерживать с ними добрые отношения. На кунаке лежала ответственность за других людей, он должен был принять их в своем доме и защищать — если придется, то ценой собственной жизни.

Кто такие кунаки?

Точную дату появления куначества на Кавказе назвать сложно, оно существует очень давно. Горцы, готовые отдать жизнь за своего кунака, удивляли и путешественников, и русских писателей, бывавших на Кавказе.

Упоминаются кунаки и в «Герое нашего времени», написанном в XIX веке: «Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь замуж, а мы были с ним кунаки: так нельзя же, знаете, отказаться, хоть он и татарин».

До середины XIX века армянские купцы могли пересекать неспокойный Кавказ только благодаря своим кунакам. В каждом селе кунаки сообщали друг другу, что идут обозы, и принимающая сторона гарантировала купцам безопасность.

Лермонтов дает понять, что между героем и старым князем были нерушимые обязательства — практически родственная связь, обязывающая его явиться на свадьбу. Эта связь устанавливалась независимо от национальности или сословия человека, обязательства никак не документировались. Люди договорились — ты мой кунак, и все.

Кроме того, в кавказских домах было принято иметь кунацкую — комнату, куда можно было поселить путника. Не каждый гость сразу считался кунаком. Им становились по взаимной договоренности — исключительно устной. Ее соблюдение считалось делом чести. Семьи кунаков были вхожи друг к другу.

В 1763 году на берегу Терека была основана крепость Моздок. Потом шли казачьи станицы: Червленая, Наурская, Ищерская. Все они располагались напротив чеченских сел. И у казаков в чеченских селах, и у чеченцев в казачьих станицах были кунаки.

Шла война, чеченцы совершали набеги на казачьи станицы, Ермолов проводил карательные операции против мятежной Чечни. Но и в те времена кунака из казачьей станицы пропустили бы все чеченцы. Никто бы не тронул его, потому что даже во время войны кунак — это святое.

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

Иллюстрация : Даниил Берковский

Кунаки могли забирать детей своих кунаков из села в город, чтобы дать им образование. Так, дагестанские дети жили в чеченской семье, принявшей их, и по возвращении у них не возникало вопросов, кто такие чеченцы. Кунак мог стать чужим по сути детям вместо отца.

Рецепт спасения мира

Может показаться, что куначество — это пережиток прошлого, а от старой традиции живы лишь упоминания в книгах и красивое название. Но есть на Кавказе люди, которые с этим не согласны. Идея возрождения куначества всегда привлекала Юни Успанова. В 2010 году он открыл ресторан «Кунаки» в Моздоке. А позже решил оживить традицию через интернет.

Однажды он предложил своим подписчикам в Facebook встретиться в ресторане в Грозном, чтобы «узнать друг друга лично». Акцию назвал «Глаза в глаза». Приехали 160 человек из Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Стало понятно, нужно собираться чаще. Так примерно четыре года назад появился интернациональный клуб «Кунаки». С тех пор Юни и члены клуба провели более 60 встреч, познакомили друг с другом около пяти тысяч человек разных национальностей и веры.

Каждое новое знакомство — гарантия помощи в трудной ситуации. Например, недавно Юни позвонил знакомый из Дагестана, сообщил, что у его ребенка врожденная патология — волчья пасть. Тот быстро связался с известным пластическим хирургом и договорился о бесплатной операции. Врач — кунак Юни и принял его знакомого как друга. Ребенка успешно прооперировали.

Юни говорит, клуб не приносит ему денег, только морально удовлетворение. Он верит, что инициатива уже сломала много стереотипов о чеченцах.

Народы Кавказа находили общий язык в те времена, когда, казалось бы, должны были друг друга перерезать. Потом было многое, в том числе советская власть, которая старалась перемолоть все национальное. Я не понимаю, зачем изобретать велосипед. Давайте забудем советский период и заглянем чуть дальше, во времена, когда люди уживались без помощи третьей силы. Мы не можем поменять мир. Но мы можем изменить то, что вокруг нас. Зачем грызться с соседями, если можно говорить друг другу «Добрый день»? Ведь нам же жить дальше вместе.

Юни не может перечислить всех своих кунаков, они живут в разных частях России и за границей. Но каждый из них может в любое время приехать в его дом — и двери всегда будут для него открыты.

Источник

Куначество и дружба между боевыми противниками

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

Как становились кунаками?

Принято считать, что куначество — это своеобразная глубокая модернизация гостеприимства, но это суждение слишком упрощённое и не отражает всех контрастных реалий Кавказа. Конечно, кунаком мог стать гость, но жизнь сложнее. Кунаками становились после совместных странствий, ими становились люди, близкие по духу или по статусу. Порой даже выдающиеся воины из враждующих лагерей, узнав о молве, витающей о них в народе, на тайной встрече знакомились друг с другом и при условии возникновения симпатии становились кунаками. Простой человек с улицы в кунаки никогда бы не набивался, т. к. с этим званием приобретался целый круг ответственных обязанностей.

Стоит, конечно, упомянуть, что «кунак» в переводе с тюркского означает «гость». Но у вайнахских народов есть весьма созвучное понятие «къонах», обозначающее «достойный мужчина». А гость не всегда может быть достойным, посему куначество глубже обычая гостеприимства.

Обязанности и привилегии кунаков

Кунаки до конца жизни обязаны были защищать друг друга и поддерживать. И вот как раз в защите и раскрывается глубокий смысл куначества. Если простой гость находился под защитой хозяина только у него дома, то кунак мог рассчитывать на помощь друга в любое время дня и ночи и в любом краю, в который его забросит судьба. Именно поэтому, если на кунака кто-либо охотился, то зарезать его было удобнее на горной дороге, потому что, будь тот в доме друга, врагу пришлось бы брать весь дом штурмом. Отсюда, кстати, и одна из горских поговорок: «Друг на чужбине – надёжная крепость».

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

Зажиточные горцы обязательно пристраивали к своим домам специальную комнату, так называемую кунацкую, где дорогого друга всегда ждала чистая сухая постель и горячий обед (завтрак, ужин) в любое время суток. У некоторых народов было принято специально во время ужина или обеда отдельно оставлять порцию на случай прихода кунака. Более того, если средства позволяли, для кунака на всякий случай держали комплект верхней одежды.

Конечно, кунаки обменивались подарками. Это было даже неким соревнованием, каждый старался преподнести более изысканный дар. Присутствие кунаков на всех торжествах семьи было обязательным, где бы они ни находились. Вхожи друг к другу были и семьи кунаков. Это подчёркивалось тем фактом, что в случае смерти одного из кунаков, в зависимости от обстоятельств, его друг был обязан взять семью умершего на попечение и под защиту. Порой куначество передавалось по наследству. В этот момент семьи кунаков практически сливались в одну семью.

Куначество как институт межэтнической связи

В вечно полыхающей на Кавказе войне и розни куначество было уникальным явлением межэтнической и даже торговой связи. Кунаки могли выступать своеобразными дипломатами, торговыми агентами и личной охраной. Ведь хороший ответственный кунак провожал друга не только до границ своего аула, но порой ввиду необходимости прямиком до следующего дружественного селения. А у зажиточных горцев было много кунаков. В тяжёлых условиях междоусобицы такие отношения представляли собой своеобразные пункты безопасности.

К примеру, почти до середины 19-го века, т.е. до официального окончания Кавказской войны, армянские купцы использовали во время дальних переходов через Кавказские горы с обозами своих товаров именно подобную кунацкую сеть. Кунаки встречали их ещё на подходе к аулу или селу и сопровождали до границ следующего дружественного селения. Пользовались такими связями и осетины, и вайнахи, и черкесы…

И, конечно, дорогих гостей из дальних краёв обязательно усаживали за богатый стол. А так как в те времена ни о каких клубах и прочих общественных заведениях никто и слыхом не слыхивал, то кунацкое застолье притягивало весь аул, чтобы узнать новости, поглядеть на товары, а быть может, самим завязать дружеские отношения.

Знаменитые русские кунаки

Куначество нашло глубокое отражение не только в фольклоре народов Кавказа, но и в классической русской литературе. К примеру, великий русский поэт Михаил Лермонтов, служивший на Кавказе, после кровавого боя у реки Валерик написал одноимённое стихотворение «Валерик»:

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

Куначество нашло своё отражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени»:

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

Другим не менее знаменитым кунаком был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, который попал на Кавказ в 1851-м году в чине юнкера 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады. Через некоторое время, будучи на Тереке, молодой юнкер сдружился с чеченцем по имени Садо. Дружба была закреплена кунацкой клятвой. С тех пор Садо стал для молодого Льва незаменим. Он неоднократно спасал писателю жизнь, помогал в тяжёлой армейской службе, а однажды отыграл столь опрометчиво проигранные Толстым в карты деньги.

Куначество по разные стороны фронта

Несмотря на бушующую Кавказскую войну, кунацкие отношения быстро завязались между русскими и горцами. Даже на берегах Терека, где друг против друга через реку стояли казачьи станицы и аулы, кунаки, ловя момент затишья, ходили в гости. Эти негласные отношения начальством почти не пресекались, потому как были ещё одним каналом обмена информации и наведения дипломатических мостов. Горцы приходили в станицы, а русские в аулы.

Одним из самых трагических и потому примечательных образцов куначества была дружба сотника Андрея Леонтьевича Гречишкина и старшего князя темиргоевского племени Джембулата (Джамбулата). Андрей, выросший в семье линейного казака станицы Тифлисской (ныне Тбилисская), уже в молодом возрасте снискал уважение старших товарищей, его имя народная молва носила с пиететом. По другую сторону Кавказской кордонной линии гремела слава князя Джембулата, которого считали лучшим воином Северного Кавказа.

Когда до Джембулата дошли слухи о молодом и отважном сотнике Гречишкине, он решил познакомиться со своим врагом лично. Опять же через кунаков, лазутчиков и негласные каналы связи удалось устроить встречу в заболоченных и потаённых местах реки Кубань. Два мужественных человека после недолгого разговора, как говорится, прониклись. Вскоре они стали кунаками. Гречишкин и Джембулат тайно ездили друг к другу в гости, на христианские и мусульманские праздники обменивались подарками, оставаясь при этом неумолимыми врагами на поле боя. Друзья делились всем, кроме политики и службы. При этом и в стане темиргоевцев, и в казачьем войске все знали об этой дружбе, но никто не смел их упрекнуть.

Куначество что это за обычай. Смотреть фото Куначество что это за обычай. Смотреть картинку Куначество что это за обычай. Картинка про Куначество что это за обычай. Фото Куначество что это за обычай

В 1829-м году по Кавказской линии полетели донесения, что крупный горский отряд готовит набег на казачьи станицы. Сведений о местонахождении было крайне мало. Поэтому 14 сентября подполковник Васмунд отдал приказ сотнику Гречишкину с полусотней казаков провести разведку по другую сторону Кубани. В тот же день полусотня выступила. Тогда никто не знал, что бравого сотника казаки видят последний раз.

В районе современного хутора Песчаный, что на берегу реки Зеленчук 2-й, отряд Гречишкина напоролся на шесть сотен всадников под темиргоевскими значками. Едва успев отослать одного казака с данными разведки, сотник с остальными оказался окружён и был вынужден принять самоубийственный бой. Но первая атака горцев захлебнулась. Поэтому Джембулат, ценивший отвагу, приказал узнать, кто старший у этого отряда. Каково было его изумление, когда он услышал родной голос кунака Андрея.

Джембулат сразу же предложил ему сдаться. Сотник посетовал, что пора бы кунаку знать, что потомственный линеец никогда на это не пойдёт. Князь согласно и несколько стыдливо кивнул. Вернувшись в свой стан, Джембулат начал убеждать своих старшин оставить казачий отряд в покое, т. к. наживы от них не будет, а воинской славы тут явно не снискать с такими-то силами. Но озлобленные горцы начали упрекать князя, что тот посмел поддаться своим чувствам.

В итоге первым в следующую атаку ринулся сам князь Джембулат. В первые же минуты штурма Джембулат получил крайне тяжёлое ранение, и его вынесли на руках с поля боя. Мстительные воины князя изрубили Гречишкина до неузнаваемости, но набег к тому времени уже был обречён. Ни воинской славы, ни наживы, как и предсказывал Джембулат, темиргоевцы в том сентябре так и не нашли. Словно грех нарушения благородной традиции проклял тот поход горцев.

Источник

Куначество – своеобразный обычай кавказского побратимства

Куначество – своеобразный обычай кавказского побратимства

Аралбаева Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Эколого-биологический лицей № 35» г. Майкопа

Кавказские народы издревле славились своим отношением к гостю. Гостеприимство было здесь основным не писаным законом, стоявшим выше государственных, а порой и религиозных постулатов. В основе обычая гостеприимства лежали известные общечеловеческие категории нравственности, что делало его популярным далеко за пределами Кавказа. Любой человек мог остановиться в качестве гостя в любом горском жилище, где его принимали с большим радушием. Путник – гость, кроме того, в прошлом он был почти единственным глашатаем, информатором обовсех происшествиях и новостях края и за его пределами. В дом, где останавливался гость, приходили мужчины всего аула не только отдать ему дань уважения, но и получить информацию о внешнем мире. Опасные тяжёлые горные дороги, отсутствие гостиниц или хотя бы постоялых дворов породили молчаливый, как бы негласный договор, сущность которого – обязательная, внимательная заботливость домохозяина о возможном удобстве и безопасности гостя, раз таковой зашёл к нему. По понятиям горцев, гость – лицо священное для них. «Кто не оказал почета гостю – у того поле не заколосится», – говорили в Дагестане. Пословицы вайнахов говорят об этом следующее: «С тем, кто не считается с гостем, не будет считаться и бог. Куда не заглянет гость – не заглянет добро». Поэтизация и идеализация этого явления прослеживаются в фольклоре горцев: легендарный пращур чеченцев родился с куском железа в одной руке (символ воинственности) и с куском сыра в другой (символ гостеприимства).

С обычаем гостеприимства был тесно связан институт куначества. Частое гостеванье одного человека в семье другого сближало их и, в конце концов, могло сделать их кунаками. Кунак – это не просто «друг, приятель», это – человек, не связанный узами кровного родства, но несущий обязанности близкого родственника. По отношению к кунаку отношения дружбы сохранялись на всю жизнь. В любых обстоятельствах кунаки должны были помогать друг другу. Кунаки принимали взаимное участие в различных жизненных ситуациях: в свадьбе детей, строительстве дома, похоронах членов семьи, необходимости выплаты «цены крови» при примирении близкого родственника-убийцы с родом убитого, в возмещении ущерба, нанесённого стихийным бедствием, и других. Часто такая дружба передавалась из поколения в поколение. Семья, имевшая много кунаков, пользовалась уважением в селе, поэтому каждый по возможности старался иметь своего кунака в других селах, и особенно среди представителей соседних народов.

По поводу куначества и его особенностей адыгский просветитель Хан-Гирей отмечал, что «. между разными племенами на Кавказе не было бы других отношений, кроме военных, если бы дружба и гостеприимство не производили между ними частных, но не менее прочных и для человечества полезных связей, кои, отлучая злобу от меча, приглашают вражду к отдохновению. Дружба на Кавказе имеет также свои особенности: слово «кунак» значит то же самое у черкесов, что у босняков «побратим», и в древности у наших предков «крестовый брат», т. е. друг, за которого жертвуешь имуществом и жизнью».

Существует ещё одна из форм обрядов установления куначества кавказцев. «Сделаться кунаками – значит сделаться братьями. Обряд совершения братства самый простой: два новых друга пьют пополам стакан молока и в этот стакан должна быть брошена серебряная или золотая монета или кольцо. Символический смысл этого обряда – чтобы дружба навеки «не ржавела». Бросается эта монета в стакан того, кто хочет дружбу, а достается тому, у которого просят дружбы. После свершения этих действий названные братья обменивались личными вещами: шашками, башлыками, бурками, что также символизировало братство».

О совершении обряда побратимства сообщалось семьям и родственникам обеих сторон. В честь этого большого события у одного из названных братьев устраивался обед, куда приглашались друзья побратимов и члены их семей. С этого момента обе стороны принимали на себя традиционные обязанности истинных родственников.

Среди женщин такой обряд широкого распространения не получил. В отдельных случаях две подруги объявляли себя сестрами, обменивались личными вещами, кольцами. Как правило, после замужества такое родство прерывалось, так как заботы, хозяйственные обязанности, зависимость от мужа мешали им поддерживать отношения. Посестрие бывает только до замужества. Хотя бывали случаи, когда и женщины преклонного возраста продолжали поддерживать отношения названных сестер, бывая друг у друга по случаю торжеств.

Хотя куначество по своему происхождению и связано с гостеприимством, но иногда в литературе ошибочно отождествляют слова «кунак» и «гость». Но если рассмотреть отточенный до мелочей церемониал встречи гостя, застольные нормы поведения, способы увеселения гостя, обмен подарками, церемонию проводов, то всё это относится именно к куначеству. А для обычного приезжего человека этот набор сложностей намного упрощался. Пришельца надо было вежливо встретить, накормить и предоставить ему удобный ночлег – вот, собственно, и все основные обязанности хозяина.

В горных селениях зачастую весть о том, что в селение едет кунак, разносилась ещё до его прибытия. Всем было известно, у кого он остановится. При встрече хозяин подробно расспрашивал кунака о его здоровье, о благополучии родных, о подробностях каких-либо значимых событий в его семье. В беседе с обычным гостем такой обмен вопросами совершенно исключался. Именно между кунаками происходил обмен подарками, только кунака, а не «рядового» гостя хозяин провожал за пределы своей округи и поручал его на новом месте своим друзьям. Могло случиться, что у приезжего в том или ином селении было два и более кунаков. В таком случае приезжий сразу же направлялся к дому того из них, с кем куначеские связи у него сложились раньше или к кунакам своего отца, старшего брата, дяди. Поприветствовав домочадцев и оставив свои вещи, приезжий наносил визит другому кунаку. Решив все свои проблемы на месте и заканчивая визит, кунак спрашивал у хозяина разрешения на отъезд. Хозяин обычно давал такое разрешение, всем своим видом показывая, что огорчен этим разговором, предстоящей разлукой.

Гостеприимство и куначество в своё время стали той благодатной почвой, на которой зародились и получили развитие всестороннее взаимодействие и сотрудничество русского и кавказских народов, стали основой укрепления дружбы между ними. В период Кавказской войны куначество было одной из главных составляющих в постоянном поиске формулы компромисса. Многие представители кубанского и терского казачества братались с горцами и становились их кунаками, понимая, что дружба, взаимопонимание, уважение к иноплеменной культуре, дают куда большие результаты, нежели ссоры и распри.

«Россия стала великой державой именно потому, что использовала политику сплава национальных культур населяющих её народов. Это послужило крепкой основой для завязывания торговых и других отношений между разными народами», – писал ростовский историк Александр Нетесов. Горцы свято хранили выработанные веками основы и правила куначества, вобравшего в себя признаки и гостеприимства, и искусственного родства, олицетворявшего традиционные методы горской народной дипломатии. Куначество имело широкое распространение у адыгов, абазин, вайнахов, карачаевцев, балкарцев, ногайцев, у народов Дагестана. Кунаком мог стать любой из представителей этих народов, а после присоединения к России и представители казачьего населения.

Продолжительное время, соседствуя и взаимодействуя с кавказскими народами, казачество впитывало в свою культуру и быт новые черты, одновременно передавая часть черт своей культуры горцам. Наиболее сблизились с кавказскими племенами гребенские и терские казаки.

Куначество было широко использовано иностранным купечеством для торговли с горцами. Это внесло в куначество новый элемент: появились «кунаки», нанимавшиеся за деньги. По словам С.М. Броневского: «Каждый старается иметь кунака в отдаленной стране и прибегает к нему в случае нужды. Лучший и весьма употребительный способ обеспечить себя от разбоев на случай переезда из одного места в другое внутри гор состоит в приискании надежного кунака, каковые охотно нанимаются в провожатые за умеренную плату и отвечают за ценность особы и пожитки путешественника. Частные люди и купцы не иначе ездят из Моздока в Грузию и из Кизляра в Дербент и Баку, как под покровительством кунаков».

Казаки и горцы, поддерживающие куначеские отношения, были взаимно связаны долгом гостеприимства, и в каждой станице можно было встретить казачьи семьи, которые заводили себе друзей в горских аулах и называли друг друга кунаками. Они часто приезжали друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали взаимную помощь во время сельскохозяйственных работ. Гребенские казаки куначились с кабардинцами, кумыками и др. По словам И.Д. Попко, «в Кумыках и Кабарде были лучшие оружейники, седельники, серебряки. Казаки водили с ними дружбу, принимали у себя горцев, так как знали их язык». По свидетельству Г.А. Ткачева, в XIX в. казаки давали детям кабардинские имена и прозвища, поскольку имели в Кабарде приятелей и кунаков. Бывало, что в семье казака воспитывался сирота – ногаец, калмык или горец, которые, повзрослев, получали все казачьи права, «становились, по словам Л.Б. Заседателевой, настоящими казаками, и за них могли выйти замуж девушки – казачки».

Одним из первых, кто описал обычай куначества и «испытал его на себе» был Л.Н. Толстой. В дневнике за 1852 г. он записал: «Чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю нужно обменяться подарками и принять пищу в доме кунака». Указывая на дружеские отношения между казаками и горцами, Л.Н. Толстой отмечал: «Живя между чеченцами, казаки породнились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни, нравы горцев».

Соблюдение и сохранение обычая помогало казакам в их «профессиональной» деятельности. Казаки неоднократно просили администрацию во время «командировок» в горы выделять им деньги на подарки кунакам, у которых они временно проживали, и без которых выполнять задания было просто невозможно. В свою очередь казаки принимали у себя «по обычаю» многочисленные горские посольства – и также настаивали на повышении жалования. Для приема горцев казачьим войскам с середины XVIII в. стали выделять по 70 ведер вина в год.

Институт куначества использовался многими горцами, которые из-за притеснения со стороны князей и дворян убегали в русские крепости и получали покровительство от русской военной администрации.

В ходе исторического развития сам институт куначества трансформировался, традиции добрососедства и взаимопомощи стали приниматься глубже, масштабнее, со временем это слово стало толковаться значительно шире, появилось понятие «побратимство», которое предполагало установление дружеских связей не только среди отдельных представителей народов, но и между отдельными аулами, станицами, городами, регионами и даже странами. Из недавнего исторического прошлого можно вспомнить побратимские связи городов Ставрополя и Черкесска с болгарскими городами Пазарджик и Пештера.

В Кабардино-Балкарской Республике был открыт молодежный проект «Куначество». Министр по делам молодёжи Борис Паштов, говоря о возрождении традиций куначества, подчеркнул, что «сложные общественно-политические процессы последних десятилетий негативно сказались на традициях добрососедства и взаимопомощи между народами, а новые механизмы народной дипломатии ещё не пришли на смену утраченным. Одним из решений этой проблемы является развитие таких традиций, как куначество, сформированных в кавказском социокультурном пространстве с незапамятных времён». Один из этапов проекта предполагал проживание подростка одной национальности в принимающей семье другой национальности. На открытии этой акции Б. Паштов рассказал: «У наших предков был обычай отдавать своих сыновей на воспитание в уважаемые семьи независимо от национальности. Принятый на воспитание ребенок становился кунаком родным детям хозяев, узнавал их обычаи и язык. Повзрослев, юноша возвращался к своим родителям, не забывая о приемных. Этот обычай связывал узами родства и дружбы представителей разных национальностей, живущих на Кавказе, и способствовал развитию мирных отношений между народами».

В этом году «кунаками» стали ребята из 14 семей. В проекте участвовали 3 кабардинские, по 2 балкарских, чеченских, осетинских, карачаевских, по одной ингушской, лезгинской и русской семьи. Подросткам, которые на 4 дня сменят семью и выедут в соседнюю республику, от 13 до 17 лет. Находясь на правах сыновей в принимающих семьях, они познакомятся с традициями и бытом другого этноса, примут участие в жизни новой для себя семьи, а также в проводимых в населенном пункте молодежных мероприятиях.

Год назад «кунаками» друг у друга были дети из 32 кабардинских, балкарских и русских семей. Этот проект поможет установлению добрых межрегиональных, межконфессиональных и межэтнических связей и контактов, поддержанию добрососедства.

О возрождении куначества говорилось и на заседании круглого стола на ВГТРК «Карачаево-Черкесия» с участием руководителей органов власти, депутатов, лидеров общественных национальных движений, представителей духовенства и творческой интеллигенции. Профессор Л.А. Бекизова, в частности, отметила, что необходимо возрождать мудрые традиции куначества, способствующие сохранению диалога культур и взаимопониманию между этносами. Участники «круглого стола» предложили создать в Карачаево-Черкесии Дом куначества, где под одной крышей объединились бы все национальные общественные движения республики.

Летом 2011 г. состоялись встречи делегаций районов Карачаево-Черкесской Республики, на которых состоялось подписание договоров о куначестве и побратимстве. Участники проекта посетили культурно-этнографические вечера, экскурсии, концерты и другие мероприятия, посвященные национальной культуре, промыслам, национальной кухне и т. д.

О том большом значении, которое придаётся возрождению традиций куначества и побратимства, говорит тот факт, что в Лазаревском районе г. Сочи прошли мероприятия в рамках фестиваля национального документального кино «Кунаки». Организаторами фестиваля выступили Союз журналистов России, Российская общественная академия национальной прессы. Как заявили устроители, они намерены сделать фестиваль «Кунаки» с участием регионов Южного федерального округа традиционным. Он будет проходить ежегодно в Сочи. Таким образом, Сочи станет не только столицей зимних Олимпийских игр, но и столицей куначества.

В рамках проекта «Кунаки» в регионах Северного Кавказа прошли совместные акции творческих коллективов северокавказских республик и Государственного академического Кубанского казачьего хора. В завершении творческих программ коллективы заключили Договор о куначестве и творческом содружестве, обменялись Верительными титулами с заповедями куначества и приняли Совместное обращение к народам Северного Кавказа с призывом к укреплению мира и единства народов на юге России.

Настоящую дружбу никогда не заменит в полной мере модное нынче слово «толерантность». Главная задача мероприятий по возрождению традиций куначества состоит в том, чтобы стремление к дружбе, согласию, взаимопониманию шло через людей, чтобы это стремление росло и крепло, чтобы возрождаемые ныне традиции стали основой добрососедских и уважительных отношений между народами Кавказа.

Примечания:

1. Нефляшева Н. Традиция гостеприимства на Северном Кавказе: старые смыслы и новые подходы: Режим доступа – http://www.kavkazuzel.ru/blogs/1927/posts/11014.
2. Мутиева О.С. Кавказский институт куначества у терских казаков: Режим доступа – http://www.slavakubani.ru/read.php?id=242.
3. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII – первая половина XIX вв.) М., 1967.
4. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII – начале XIX вв. Махачкала, 1957.
5. Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана в XIX – нач. XX вв. Махачкала, 2001.
6. Ш. Абитов. Мы с вами одной крови: Режим доступа – http://www.minnac09.ru/publ/quot_my_s_vami_odnoj_krovi_quot/1-1-0-1

Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 8 / М.Е. Галецкий, Н.Н. Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяно-адыгских культурных связей Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. – 220 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *