Кунг фу вин чунь что это
Боевое искусство Вин Чун
Суть ведения боя в стиле Вин-Чун
До начала 50-х годов прошлого века данная системе распространялась только в узком кругу и уж тем более была недоступна европейцам и американцам. Патриархом современной истории Вин-Чун считают и не без основания известного всему миру великого мастера Ип Мана. У этого прославленного мастера занимался кумир многих поклонников различных единоборств киноактер Брюс Ли.
Техника стиля Вин-Чун уже давно признана безупречной. Здесь нет ничего лишнего, все движения предельно рациональны, экономичны и к тому же эффективны. Бой в заданном стиле очень скоротечный и заканчивается не отбиваемым ударом.
Высшим мастерством принято считать умение чувствовать руки противника. Иногда ведущие специалисты на семинарах употребляют выражение “считайте мысли по рукам противника”. И это не безосновательно, так как обучаемые особое внимание уделяют развитию чувствительности рук. Также естественным образом все те навыки, которые получают ученики, незаметно для них переходят в их ежедневную бытность.
Вы приобретаете навык чувствовать любую важную для жизни ситуацию, стараетесь избежать всевозможных острых углов и в нестандартной ситуации всегда сможете найти правильное решение и в итоге выиграть. Данный стиль относят к «внутренним». Здесь стараются не противостоять силе, а наоборот использовать силу противника для достижения победы над ним.
Свое признание в мире боевых искусств Вин-Чун заслужил благодаря своей простоте и практичности техники, которая в свою очередь нацелена только на одно: выведение из строя противника максимально короткое время. Цель во время поединка бойца данного стиля довольно проста – быстро войти в ближний контакт с противником и, не давая возможность оппоненту развязать атаку, провести серию сокрушительных ударов по уязвимым местам. В конечной фазе схватки опрокинуть его на землю, лишив его возможности сопротивляться, нанести серию финальных ударов.
Во время боя с представителями других единоборств боец стиля Вин-Чун старается навязать свою манеру ведения схватки, тем самым создает большие неудобства тем, которые ведут бой в общепринятой “рукопашной” манере. Всем кто практикует Вин-Чун, следует помнить, что система работы в данном стиле построена в основном для работы на средней дистанции.
Характерной чертой стиля Вин-Чун, в отличие от других стилей ушу, является одновременно использование двух рук, то есть защита и нападение выполняется одновременно. Это во первых экономит время, а во вторых дает возможность удерживать инициативу боя.
Для различных видов единоборств будь то каратэ, бокс, муай тай, кикбоксинг отличительной особенностью является частые обмены ударами, последствия которых трудно предсказуемы и очень часто одерживает победу тот боец, который обладает наилучшей скоростью и силой.
Техника же стиля Вин-Чун построена таким образом, которая исключает возможность попадания в такую “рубку”. Здесь на первый план выходит техническое действие, а не сам принцип держание удара. Все это существенно содействует на пути к цели одержания победы над более сильным противником. Не забывая о защите, следует обратить внимание на саму технику нанесения ударов как руками и ногами. Она существенно отличается от ударов в общепринятых единоборствах. Принцип ударов Вин-Чун заключен в экономии энергии и доставки к цели по самой кратчайшей траектории. Это позволяет бойцу значительно опережать противника, нанося разрушительные повреждения.
Как в передвижениях, так и в ударах используется принцип удержания центральной линии. Это дает правильное использование и экономно распределение силы. Боец Вин-Чун удерживая центральную линию, постоянно прессингует, выводя из равновесия противника.
И в заключении хотелось бы отметить, что Вин-Чун это система самообороны, ее цель пресечь бой в максимально короткие сроки. Поэтому, когда устраивают спортивные поединки, бойцы Вин-Чун не могут полностью реализовать себя, так как спортивными правилами запрещены большинство используемых приемов в данном стиле.
Немного о легендарном деревянном манекене для отработки ударов Вин-Чун
Деревянный манекен Вин Чун заменяет человека на тренировке, чтобы не калечить друг друга при отработке ударов, т.к. Брюс Ли говорил: “Мне не страшен противник, который знает много ударов, а страшен противник, который отрабатывает один удар”.
Существует много ветвей Вин Чунь. Наиболее известными из этих других ветвей являются:
и несколько других ветвей в китайской провинции Фуцзянь и некоторых других частях Китая.
Конструкция деревянного манекена такова, что все техники Вин Чунь можно отрабатывать на нём, или сделать самому такой манекен под свою технику. Смотрите фото умельцев.
Первое и главное: манекен позволяет отработать позицию. Деревянные руки манекена расположены под фиксированными углами к его телу. Это делает движения бойца очень точными. Все пути вступления в контакт с противником и все последующие движения могут быть выполнены с манекеном.
Комплекс техник с деревянным манекеном преподаётся в большинстве школ Вин Чунь по всему свету. После этого боец свободно импровизирует и нарабатывает свою технику. Все техники из комплекса с деревянным манекеном могут выполняться и с партнёром. Манекен особенно ценен для обучения, когда у вас нет никакого партнёра.
Манекен также используется как тренировочное устройство в дополнение к мешку с песком для тренинга ударов на короткой дистанции кулаками, ладонями, пальцами и ногами. Преимущество манекена перед мешком с песком состоит в том, что приёмы защиты стиля могут также быть отработаны на нём.
В идеале манекен изготавливают в соответствии с размерами тренирующего. Правильно изготовленный манекен способствует отработке правильной позиции, обеспечивает правильный угол руки, правильное перемещение и правильное развитие силы. Вся суть этого манекена в том, что другие боевые искусства не могут получить максимальную выгоду от деревянного манекена Вин Чунь без понимания этих концепций.
Посмотрите видео техники Вин Чун, также для понимания стиля есть хорошо снятый фильм Ип Ман, вроде даже уже 3 части, советуем просмотреть их.
Как я постигал Вин-Чун и пытался стать мастером кунг-фу
Кунг-фу под сушеной крапивой на берегу реки, марийский ушу-мастер с дефектами речи, чеченец, угорающий по Ницше — занятия Вин-Чуном оставили мне исключительно позитивные воспоминания. Научился ли я хоть одному приему? Нет. Стал ли я сильнее и увереннее в себе? Тоже нет. Мы просто угорали, смеялись и доводили нашего сенсея до бешенства. Особенно, когда он был с похмелья.
Владимир Бровин рассказывает о том, как пытался постичь ушу в марийской глуши, ничему не научился, но зато провел пару месяцев в хорошей компании.
Что такое Вин-Чун (очень кратко)
Маленькая справка: Вин-Чун — это такой стиль ушу (или, если угодно, кунг-фу), которым занимался Брюс Ли и его знаменитый учитель Ип Ман. Про мастера Ип Мана, кстати, снята трилогия с фантастически-красивыми драками. Вин-Чуном увлекался Роберт Дауни младший и угарный толстяк Сэммо Хун, который снимался вместе с Джеки Чаном и наверняка запомнился вам тем, что похож на кунг-фу панду в человеческом обличье.
По легенде Вин-Чун появился в монастыре Южный Шаолинь в незапамятные времена. Но, кажется, это просто гонево, и он возник не раньше XVIII века. В XIX веке стиль расцвел и стал неплохим подспорьем в самозащите простых горожан (особенно в Гонконге). Вин-Чун и вправду выглядит так, словно создан не для красивых драк в стиле уся, а для уличных потасовок. Битва ведется на крайне близком расстоянии, фирменная фишка — «техника липких рук», которая, видимо, чудо как хороша, но только в барной драке, или в переулке Гонконга, где не получается как следует размахнуться.
Как я пошел на Вин-Чун ради веселья и не прогадал
Честно говоря, я — рыхлый и похожий на орангутанга пассажир, мне эти ушу и карате не упирались с детства. Бокс я еще понимаю — просто полезная штука. А мистика и восточный пафос лишь вызывают отторжение. Но на Вин-Чун я все же пошел — просто за компанию. А компания была что надо, таких в хорошем смысле фриков еще надо поискать.
Я учился на первом курсе аспирантуры. Это было солнечное ленивое лето, в которое ничего не происходило и не могло произойти. Я ковырял в носу, читал Бодрийяра и Чжуан-цзы и баловался плюшками. В это же время я столкнулся с самой нелепой школой кунг-фу в мире. Моим новым знакомцем был чеченец по имени Заур. Заур был белобрысым светлокожим парнем, который не походил на чеченца вообще ничем, кроме знатного носа. Он больше напоминал какого-то древнего римлянина.
Общение с ним сильно пошатнуло мои представления об однородности кавказцев. Заур увлекался Ницше, постоянно напоминал о том, что он атеист и любил подшутить над своим происхождением. Он мог идти по улице и громко, с нарочитым акцентом, нести какую-то чушь вроде: «Э, братуха, жи есть! Дзен-буддизма рот шатал!». Если не считать тягу к эпатажу на людях — милейший человек. Он и притащил меня на занятия.
У Заура был брат Ахмат — похожий на татарина невротичный, но вежливый гитарист, который только что вернулся из армии без пары зубов. Компанию довершал уже реальный татарин Марат, который тоже вернулся из армии, обожал радиотехнику, а также слушать хардкор-панк и джазец на пластинках (проигрыватель, если ему верить, он спаял сам). Была еще какая-то пара человек, тоже братья, но мутноватые — «черемисы», как они сами себя отрекомендовали (тут нужно объяснить, что «черемисы» — крайне обидное прозвище для марийцев, это как n-word для чернокожих в Америке — за него можно с ходу отхватить).
Если не считать мутноватых братюней, я тут был самый скучный и невыразительный. И мне это нравилось — ни дня не обходилось без какого-то угара. То пьяный Заур залезет на дерево и останется там на все занятие «потому что хочет посмотреть на кунг-фу сверху», то нерд Марат начнет рассказывать жестковатым и хмурым «черемисам» про стрейт-ейдж. Не скучал там ни дня.
Как проходили занятия
Наш Ип Ман был тоже из марийцев, что придавало ему некую аутентичность: он был очень крепко сбитым, невысоким, узкоглазым, но с ломаными ушами борцухи. Говорил очень невнятно из-за шепелявости. Ни одно название приема я с его слов так и не смог уловить. Он, кажется, прибухивал, но никогда перед занятиями и никогда не говорил ни о чем, кроме Вин-Чуна и физической подготовки. В общем, вызывающий доверие человек.
Занимались на берегу реки под сенью древ. Это было потрясно. Мы стояли в ряд как шаолиньские монахи и ме-е-е-е-е-е-е-дленно делали какие-то пассы по два часа к ряду. Первые две недели учили главную стойку, оказалось что это мучительно. Мы были настолько корявыми, что в итоге мастеру пришлось раздать нам пластиковые бутылки с водой, чтобы мы держали их между ног и тем самым тренировали мышцы, сохраняя нужную позу, часы напролет.
Перед занятиями мы разминались и бегали по полузаброшенному сельскому стадиончику (это было у частного сектора, и при этом близко к центру города). Тут было благостно: уточки, рыбаки, лягушки, вечный ветерок и мост, по которому неспешно катят троллейбусы.
Особый секрет кунг-фу мы держали в тайне даже от мастера. На место мы приходили под сушеной крапивой. Заур давил лыбу, я чувствовал себя так, словно попал в гонконгскую комедию про кунг-фу идиотов, Марат размахивал руками и изображал дыхание дракона. Я подыгрывал ему на варгане. Мы были прекрасными утырками. Было лето.
Как все кончилось
Потом все начало клониться к упадку.
Как гласит 12 гексаграмма И-цзин, «Упадок»:
Негодные люди упадка
не благоприятствуют стойкости
благородного человека.
Великое отходит;
малое приходит.
Через какое-то время к нам начали подъезжать какие-то братки на черных иномарках. Они были примерно нашими ровесниками, но строили из себя бывалых якудза. Подкатывали прямо к нашей площадке и прямо из окон спрашивали Ип Мана: «Эй, а сможешь натренировать 20 пацанов, чтоб они быстро научились ибошить?». Тренер отвечал им: «Я их так натренирую, что ходить не смогут». Лысые в иномарках уезжали, но приезжали снова.
Это было сюрреалистично. Как-будто реальность пыталась повторить штампы из гонконгских боевиков. Злые бандиты из триад приходят в благородную школу Вин-Чун, чтобы заставить мастера тренировать злобных ублюдков для саньхэхуэй. Но одного взгляда на нас было достаточно, чтобы понять: мы — натуральные идиоты и простофили. Можно было подумать, что браткам просто нравится так шутить. Но они довольно сильно досаждали тренеру и хамская, назойливая манера общаться выдавала скорее требование, чем затянувшуюся шутку.
Заур предлагал показать им наш Вин-Чун. Угу, только сначала зажмем полторашки с водой между ног и подождем, пока хамы сами подойдут поближе.
Потом наш мастер Ип Ман, кажется, забухал. Забухал так крепко, что не появлялся на занятиях неделями. Братки приезжали, мы спокойно слали их к черту, и те уезжали. Однажды перестали приезжать даже они. Первыми отклеились мутные братья, имена которых я не запомнил. Вскоре перестал ходить Заур и его брат. Мы с Маратом просто приходили на привычное место, болтали про джазец, нарезали круги по стадиону, отжимались и делали упражнения. Потом надоело, и началась осень.
Больше Вин-Чуном я не занимался. Но я убежден, что это величайшая школа боевых искусств на Земле. Она подарила мне один из лучших летних сезонов в жизни и научила ценить моменты веселья и дурачеств.
Вин Чун
Вин Чун или Вин Чунь Куэн – это название древнего китайского боевого искусства, возникшего более 300 лет назад. Основой Вин Чун считается шаолиньское Кунфу.
Часто Вин Чун называют одним из стилей шаолиньского Кунфу.
Вин Чун являются едва ли не самым простым и эффективным восточным единоборством, подходящим для самообороны.
Название стиля — Вин Чун (咏春) можно перевести с китайского, как «Восхваление весны» или «Вечная весна».
Легенда о Вин Чун
Существуют несколько легенд о возникновении Вин Чун.
По одной из них боевое искусство получило свое название по имени девушки, ученицы китайской монахини Нг-Май бежавшей из монастыря Шаолинь. Нг-Май был сформирован новый стиль боя, а ее ученицей – девушкой по имени Вань Вин Чун данный стиль был освоен и усовершенствован.
По другой легенде создание Вин Чун является результатом совместного творчества пяти мастеров Южного Шаолиня. Мастера задались целью реформировать технический арсенал древнего стиля рукопашного боя, который практиковался в монастыре. Результатом стал более простой и эффективный стиль, включающий в себя лучшие техники древнего стиля, скрепленные индивидуальным видением каждого из пяти шаолиньских мастеров.
Как все было на самом деле, доподлинно неизвестно. Достоверных источников – не сохранилось…
Стили Вин Чун
В настоящее время существуют ряд направлений (стилей) Вин Чун.
Наиболее известными являются:
Китайский Вин Чун
Китайское направление Вин Чун тесно связано с именем мастера боевых искусств китайского происхождения Е Вэнь, получившего известность под именем Гранд-мастер Ип Ман.
Во многом благодаря Ип Ману с середины 20 века, Вин Чун стал доступен практически для каждого, кто готов был обучаться у мастера. А благодаря одному из учеников Ип Мана киноактеру и мастеру восточных единоборств Брюсу Ли, о Вин Чун узнали миллионы людей по всему миру.
Для китайского направления Вин Чун характерно большое количество модификаций. Они отличаются между собой, как наименованием, так и основным набором технических действий.
Таким образом, большинство обучающихся Вин Чун при жизни мастера получили знания не от самого Ип Мана, а от его учеников, которые внести существенные коррективы в первоначальную технику.
В результате длительных споров решение так и не было найдено. Каждый из учеников, претендовавших занять место Учителя, основал собственную школу.
Ученики, провозгласившие себя мастерами, стали по разному трактовать техники стиля, что вызвало соперничество и жесткую конкуренцию, временами переходящую в открытую вражду.
Вьетнамский Вин Чун
Основателем вьетнамского направления Вин Чун считается Жуань Цзиюнь, более известный под именем Нгуен Те Конг.
Общим между создателями китайского и вьетнамского направлений, Ип Маном и Нгуен Те Конгом является то, что они оба:
Нгуен Те Конг основал собственную школу после переезда во Вьетнам, дополнив технику своим индивидуальным видением стиля.
Общие черты и различия
Общие черты:
Отличия:
Принципы Вин Чун
Базовыми принципами Вин Чун являются:
Принцип Центральной линии
Важнейшим понятием Вин Чун считается Принцип Центральной линии (ДЖОАН СИЕН). Иногда его также называют Теорией Центральной линии.
Под Центральной линией понимается воображаемая вертикальная линия, которая проходит посередине тела и делит тело на 2 части.
Именно вдоль Центральной линии, согласно древним даосским трактатам, положенным в основу китайской медицины, расположены энергетические центры, обеспечивающие жизнедеятельность человека.
Основой техника Вин Чун является:
Теория неподвижного локтя
Еще одним важнейшим элементом техники Вин Чун является Теория неподвижного локтя (БАТ ДОАН ЯН).
Суть теории заключатся в том, что определяются границы в соответствии с движения руки в стороны, вверх и вниз. Верхняя граница — зона бровей, в стороны — чуть шири плеч, нижняя граница — уровень бедер.
Локоть всегда остается неподвижным, в то время, как рука движется во всех направлениях в пределах данных границ.
Нередко данную технику ассоциативно сравнивают ураганом.
Локоть — эпицентр урагана. Всегда остается неподвижным и спокойным.
Рука — движется с огромной силой и скоростью, сметая все на своем пути.
Принцип четырех врат
На основе принципа четырех врат основывается вся атакующая и защитная техника Вин Чун.
Описать данный принцип можно следующим образом:
Тело человека схематично разделяется на 4 части. Проводится воображаемая горизонтальная линия на уровне солнечного сплетения и вертикальная – являющаяся Центральной линией. Таким образом, образуются 4 зоны, называемые в Вин Чун – «врата».
Врата разделяются на внешние и внутренние, высокие и низкие.
Область тела со стороны вытянутой руки называется внешние высокие «врата» (от линии бровей до солнечного сплетения) и внешние низкие «врата» (от солнечного сплетения до бедер).
Область тела со стороны отведенной к груди руке называются внутренние высокие «врата» (от линии бровей до солнечного сплетения), внутренние низкие «врата» (от солнечного сплетения до бедер).
Принцип четырех врат позволяет подбирать экономичные и эффективные действия.
Данный принцип позволяет легко использовать в бою сразу обе руки одновременно выполняя, как атакующие, так и защитные действия.
Одновременная защита и атака
Принцип одновременной защиты и атаки является, пожалуй, самым известным принципом Вин Чун.
Атакующие и защитные действия должны выполняться одновременно, без задержки.
Одновременная защита и атака позволяет получить существенное преимущество в реальном поединке. И именно это является основой Вин Чун.
Не противодействие силой силе
Вин Чун не использует грубую физическую силу.
Атака противника не блокируется за счет принятия на себя удара.
В настоящее время Вин Чун является одним из самых популярных и известных боевых искусств в мире.
Элементы Вин Чун включены в системы подготовки военных, сотрудников спецподразделений и полиции практически всех стран мира. Также Вин Чун широко используется в качестве базовой техники при обучении самообороне.
Простота и эффективность стиля позволяет заниматься в любом возрасте. А отсутствие особых требований к экипировке и помещениям для тренировок – делает Вин Чун доступным для всех. Вне зависимости от возраста, пола и места проживания.
Стиль Вин-чун
Вин Чунь (wing tsun), что в переводе означает «вечная весна» – один из видов единоборства китайской школы ушу, получивший широкое распространение и популярность среди жителей «Поднебесной», а также по всему миру, благодаря известному мастеру Ип Ману из Фошани, учеником которого был небезызвестный нам Брюс Ли, ставший впоследствии легендой Вин Чунь Куен Пай (кулак вечной весны).
Связано это в первую очередь с тем, что данное направление боевого искусства не включает в свой состав сложных движений и приёмов, отличается красивым исполнением различных комбинаций ударов и позиций защиты.
Отличительные черты
Вин Чунь, как боевое искусство, предполагает быструю победу над противником без ущерба для себя.
В овладении данным стилем делается упор не столько на развитие физических качеств, сколько на совершенствование техники ведения боя, которая включает в себя стремительные удары и глухую защиту.
Обратить натиск противника против него самого, даже если он превосходит в весе и физическим показателям – таков один из основных приемов Вин Чунь.
Принято считать, что Вин Чунь относится к стилю шаолиньского Кунг-Фу. Википедия дает определение данному виду единоборств, как прикладное направление Ушу, но, тем не менее, ключевые тактические приемы и методы во многом разняться с Шаолиньсы цюань (шаолиньское ушу).
Данный стиль вобрал в себя уникальные приемы, которые не встретишь в других направлениях Кунг-Фу. Перечислим отличительные черты Вин Чунь: бой ведется на ближних и средних дистанциях, манера ведения схватки отличается натиском, и в то же время может переходить на умеренный темп. Поединок, как правило, не носит затяжной характер, а, напротив, рассчитан на кратковременный исход.
Особенности техники
Техника нанесения ударов данного стиля имеет свои уникальные особенности, присущие лишь ему одному.
В основу всех движений положен принцип экономии сил, что позволяет находиться в выгодном положении в схватке с противником.
Еще одна особенность – выбор наиболее минимального расстояние для нанесения удара. Такой прием дает возможность опередить противника и застать его врасплох.
В то время когда соперник находится в смятении, следует жесткая серия ударов. Ключевым моментом, на который нужно обратить особое внимание, является так называемая техника овладения центральной линии.
Указанная линия представляет собой прямую линию, идущую от центральной оси вашего тела по направлению к лицу вашего противника.
Центральная линия служит для того, чтобы четко определить направление удара, какую позицию нужно занять, в какую сторону от линии сместиться и четко определиться с положением рук при ударе или защите.
В том случае, если вам удалось обеспечить защиту центральной линии, то направление удара противника сместиться вправо или влево, что даст вам возможность выбрать правильный стиль действий и обеспечить свою защиту.
Захват центральной линии также позволит вам наносить удары по противнику с минимального расстояния. Кроме этого, для того чтобы полностью овладеть ситуацией, применяют технику липкие руки – Шисао.
Данный прием помогает заметно увеличить чувствительность рук и обрести контроль своего тела при полной расслабленности и спокойствии, что позволит вам манипулировать противником и контролировать его действия.
Предпосылки появления
В технику данного боевого искусства заложены, в первую очередь принципы самообороны.
Поэтому и создавался данный стиль для обеспечения своей защиты с минимальным ущербом для своего здоровья.
Стиль Вин-Чунь отличается различными видами ударов, которые являются недопустимыми для спортивных видов боевых искусств. Поэтому его нельзя отнести к таковым ещё и по той простой причине, что при использовании различных средств защиты, выполнение большинства ударов в Вин-Чунь утрачивает свою эффективность.
Вин Чунь получил широкое распространение по всему миру. Многие годы проводятся соревнования по этому боевому искусству при поддержке международной организации китайских единоборств. Все больше и больше людей хотят постичь китайскую мудрость и силу, скрытую в этом замечательном восточном стиле борьбы.