Курды и армяне что общего

История двух родственных народов курдов и армян.

Вокруг Света > Наша эра > История двух родственных народов курдов и армян.

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

В настоящее время курды, населяющие Ирак, Турцию и Иран, не имеют своего государства. А цари армянского государства известны в течение 2,4 тысячи лет. (Ксенофонт в «Анабазисе» упоминает под 401 годом до нашей эры армянского сатрапа Ерванда I, женатого на дочери персидского царя.).
Существует много теорий о происхождении курдов. Их производили то от мидийцев, то от хурритов, но, скорее всего предки курдов – это древние индоевропейцы, которые проникли на территорию Малой Азии в начале второго тысячелетия до нашей эры вместе с хеттами, лувийцами, палийцами и предками армян. Хетты и Лувийцы создали свои государства, в которых жили и предки курдов и предки армян.
В 1150 года до нашей эры «народами моря» было разрушено Хеттское государство. В разрушении государства хеттов активно участвовали фригийцы (мушки). Основная территория запада хеттского государства вошла в состав Фригийского государства. Народы, проживавшие в восточной части государства хеттов, вошли в другие государства. Армяне вошли в государство Урарту, а курды в Ассирийскую державу.
Урарту и Ассирия воевали, пока не были захвачены Мидией, в которой воцарились персидские династии, создавшие государство Ахеменидов.
Армяне смогли создать свое государство, признавая зависимость о Ахеменидов, потом от Македонского, затем и от Селевкидов. А курды так и оставались подданными этих же правителей, но не провозглашали собственного государства. Когда на международной арене появились Римская и Парфянская империи, Армения стала местом борьбы между римской (затем Византийской) и парфянской (персидской) империями, пока территории, где жили курды и Армению не завоевали арабы в 7 веке нашей эры.
Во время ослабления арабского Халифата курды создали свои независимые княжества Шахрезур и Мерванидов. Но эти государства были разгромлены турками-сельджуками и монголами.
Многочисленные курдские феодальные государства, на которые делился Курдистан в средние века, лишь номинально входили в состав деспотических монархий, но в 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном.

Подсчитаны люди убитые ради становления и развития советской власти

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

«Понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие…

Источник

Курды и армяне что общего

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

С одной стороны, курды (в основном, мусульмане-сунниты) были более чем соучастниками Геноцида армян 1915 года и выступали исполнителями воли османского правительства. Именно курды в основном и осуществляли хамидийские погромы, так как именно они составляли большинство Хамидийцев, грабивших армянские деревни на протяжении 1890-х годов.

Курды и армяне веками жили бок о бок, и отношения между ними обычно были в лучшем случае напряженными. Два народа не воевали в открытую, потому что оба народа не имели в течение веков государственности, но было много столкновений, стычек. Большинство армян будут помнить курдов за то, что они по приказу османского правительства, постоянно совершали набеги на армянские деревни.

С другой стороны, курды-езиды пытались помочь армянам во время геноцида и до геноцида. Кроме того, курды-мусульмане признали геноцид и неоднократно извинялись за свою роль в нем. Все три основные курдские партии-РПК, Партия демократического общества Турции и КДП Ирака-признали свою роль в геноциде и принесли свои извинения.

В идеале это полностью восстановило бы их репутацию в глазах всех армян. Но, к сожалению, есть некоторые армяне, которые все еще винят курдов за то, что они сделали 100 лет назад, несмотря на их многочисленные извинения.

Кстати, езиды в настоящее время являются самым многочисленным этническим меньшинством в Республике Армения, они приняты и интегрированы в общество Армении. Езиды живут мирно и вносят свой вклад в армянские общество и экономику.

В целом я бы сказал, что курды не вызывают неприязни у большинства армян, и даже нравятся некоторым армянам за их искренность и стремление к примирению. Но есть некоторые армяне, которые все еще питают негативные чувства к курдам из-за прошлого.

Армяне симпатизируют борьбе курдов за независимость, хотя и не полностью поддерживают все их политические действия. Отношения курдов и армян можно сравнить с современными немецко-польскими или венгерско-румынско-словацкими отношениями- дружественными, но очень осторожными.

Надеюсь, будущие отношения армян и курдов будут всегда мирными и дружественными.

Источник

Курды и армяне что общего

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

К курдско-турецкому конфликту, к эрдоганским бомбардировкам курдов

Оригинал взят у Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общегоmaximus101 в О родстве турок и армян

Я давно заметил, что очень многие комментаторы в моем блоге плохо понимают кто такие жители современной Турции, т.е.турки. Считается, что они якобы пришельцы в Малой Азии, почему-то турок обвиняют в какой-то свойственной им агрессивности, примитивности и прочих неблаговидных вещах.

Поэтому я решил собрать здесь некоторые материалы, частично раскрывающие этот вопрос. Хоть я и «не люблю» генетику и не раз о ней высказывался критично в этом вопросе без нее, к сожалению, не обойтись. Выводы ученых генетиков дают яркое представление о том, почему турки претендуют на территорию Анатолии, и почему они являются преемниками древних культур Византии и Армении.

ДНК-анализ выявил родство между армянами, турками
Результаты проведенного ДНК-анализа в рамках «Armenian DNA Project» выявили родство между армянами, турками, курдами, ассирийцами и евреями, пишет газета Миллиет

Забавно, что, в частности, армяне, оказываются более тюрками, чем турки. Авторы исследования объясняют это тем, что исследованные территории получили примерно одинаковое вливание тюркской крови, но коренное население Анатолии было гораздо более многочисленным, поэтому тюркский генетический след в нем менее заметен.

Под катом выдержки из работы Еремеева Д. Е. «Этногенез турок», раскрывающей исторический механизм формирования турецкого этноса в Малой Азии. В частности, здесь идет речь о возникновении тюркской династии Данишмендов, они длительное время были соперниками Сельджукидов в этом регионе.

В заключение выводы армянского генетика Левона Епископосяна, свидетельствующие о том, что современные турки генетически почти идентичны древним народам Малой Азии.

— Да. Это не мои данные, об этом автор исследований сам в своей статье пишет. Они вычислили, что в мужском генофонде современного населения Турции, я подчеркиваю, без учета дифференциации их на отдельные этнические группы, тюркского компонента 5-6%. Если делать какую-то поправку на учет этнической принадлежности, то может быть на 1-2% выше. То есть сегодня подавляющая часть генофонда населения Турции, это, конечно же, генофонд аборигенного населения. Это факт непреложный, достаточно достоверный и нам нужно исходить из этого.

Поэтому многим руссо-туристо, любящим качать права в турецких отелях, стоит помнить, что они с вероятностью в 95 % общаются там с потомками гордых византийцев и древних армян:)

Источник

Курды и армяне что общего

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Курды и армяне: детские сказки против исторической истины

Курды и армяне что общего. Смотреть фото Курды и армяне что общего. Смотреть картинку Курды и армяне что общего. Картинка про Курды и армяне что общего. Фото Курды и армяне что общего

Когда-то, много лет назад, мне на глаза случайно попался материал в курдской газете, в котором шла речь о непосредственном участии курдов в создании исламской религии и, более того, в нем говорилось, что и авторами Корана являются именно курды. Посмеялся тогда. Не думал, что это только начало известной болезни.

Затем, особенно в последние годы, несколько раз получал от друзей ссылки на антиармянские, а порою откровенно армянофобские тексты в русскоязычной курдской прессе. Но предпочитал на них не реагировать. И вот почему.

Как бы ни пытались курды оптимистично выдавать себя за сложившийся этнос с де-факто состоявшейся государственностью, это далеко не так. Клановая принадлежность до сих пор является определяющей в курдском обществе, и задачи и стратегические цели курдских общин в разных странах порою кардинально разнятся. Кроме наличия полунезависимого Иракского Курдистана, получившего эту самую полунезависимость исключительно благодаря поддержке иракскими курдами американского вторжения в Ирак, говорить о каких-то других курдских достижениях в сфере государственного строительства, по меньшей мере, преждевременно.

Что же касается курдских вооруженных сил, называемых пешмерга, то и здесь оптимистические оценки курдских деятелей напрямую опровергаются нынешними реалиями. Несмотря на задекларированное наличие в рядах пешмерга более 100 тысяч бойцов, не считая резервистов, это не помешало боевикам группировки «Исламское государство Ирака и Шама» (ИГИШ), позднее ставшей ядром военно-политической организации «Исламское государство», захватить обширные территории, находившиеся под курдским контролем. Причем, сделать это, несмотря на свое одновременное ведение боевых действий против законных властей Сирии и Ирака, а также противостояние с другими исламистскими группировками, в числе которых «Джабхат ан-Нусра», «Джабхат-аль-Исламия», «Армия моджахедов», «Повстанческий фронт Сирии» и др. И только прямая военная помощь западных стран смогла остановить дальнейшее продвижение исламистов. Тем не менее, испытания еще не состоявшейся курдской государственности на этом далеко не завершены.

Особняком стоит вопрос и о политике курдских властей в отношении других народов на контролируемых ими территориях. Массовое изгнание арабов из Мосула и Киркука в ходе американского вторжения, притеснения и насилия в отношении христианских меньшинств, оставление отрядами пешмерга на произвол судьбы провинции Синджар – территории компактного проживания езидов в ходе наступления ИГИШ в августе прошлого года, что фактически привело к исходу этой религиозной группы со своей родины, – вот лишь некоторые из фактов, характеризующих национальную политику властей Иракского Курдистана.

В силу всех этих причин переоценивать курдский фактор, на наш вслед, не стоит. Впрочем, как и недооценивать.

Итак не слишком активные политические связи армян и курдов сдерживает неопределенность будущей судьбы Западной Армении, на обширные территории которой курдские националисты не скрывают своих претензий. А для некоторых курдов и вовсе врагами являются не исламисты из ИГ или турецкие власти с их машиной подавления, а… армяне. К сожалению, не можем говорить за всю курдскую прессу по причине невладения курдскими языками. Но на русскоязычных курдских сайтах в сети уже давно ведется оголтелая антиармянская кампания, а регулярные негационистские визги столь же регулярно чередуются с безосновательными обвинениями армян… в геноциде курдов и депортации курдского населения Армении, упразднении Красного Курдистана и даже, представьте себе, в участии в отражении исламистских атак в составе Сирийской арабской армии, а не каких-нибудь иных структур.

«Даже если какая-нибудь конференция посвящена курдской проблеме и сирийскому кризису, это отнюдь не мешает армянской стороне лишний раз замолвить слово за геноцид и так называемую Западную Армению! Не хорошо кусать руку, которая вас кормит! (? – Пандухт) Для того чтобы нам с вами договориться, естественно расчет должен быть взаимовыгодным. Что сегодня Армения и армянский народ может предложить курдам?» – пишет безымянный курдский автор со странички Kurdistana Nûranî в соцсети ВКонтакте.

А это художества некоего курдского «историка» Хасана Хшъяра Сарда:

«Одна из причин бегства курдов заключалась в следующем: приход на их земли русских войск сопровождался приходом и армян, которые зверски, глумливо убивали курдов. Убивали за то, что их убивали турки. Как говорится, они «мстили седлу осла». В благодарность за доброту и человеколюбие, армяне вспарывали беременным курдским женщинам животы, извлекали ребенка и рвали его пополам. А еще они на коже тельца еще живого младенца делали надрез в виде карманчика, засовывали туда их ручонки, хохотали и восклицали: «Какой у тебя хороший карманчик, курдо!»».

Конечно, курдская «великодержавная» интернет-риторика, как и попытки самих курдов представить себя мощной региональной силой, далеки от реальности. Тем не менее, необходимость представить нашим читателям позицию курдов в отношении Армении и армян назрела уже давно.

Недавнее открытие в тематической группе «Вопросы и ответы» в социальной сети Facebook темы «Армяно-курдский диалог: есть ли шанс?» немедленно привело к появлению в ней одного из вышеупомянутых деятелей – Вакила Мустафаева.

Мустафаев, уже давно вместе с семьей оформивший статус беженца «в связи с утерей р аботы из-за политических взглядов на восстановление Красного Курдистана » (так, во всяком случае, утверждают курдские источники – П.), обитает в итальянской Анконе. То есть каким-либо весом в принятии решений не обладает. Однако свои наполеоновские фантазии о «великом» Курдистане периодически выплескивает на бумагу, которая, как известно, все стерпит.

Любопытно, что после освобождения армянскими войсками Бердзора (бывший Лачин – П.) нахиджеванскому милиционеру Мустафаеву, как и его соплеменнику, комитетчику Худояну-Анкоси, ныне яростному арменофобу, было предложено возглавить курдскую администрацию Бердзора. Но Анкоси – специалист по выявлению в курдской среде затесавшихся туда закавказских турок, банально проворовался, за что и вылетел с должности военного коменданта города и потому позднее пополнил рать обиженных армянами. Мустафаев также прибыл в Бердзор ч ерез три дня после его освобождения армянами.

Начнем с того, что в книге Мустафаева содержится на удивление много невольных признаний. Например, о том, что в действительности представляли из себя его «миролюбивые» соплеменники:

«Во время войн курдские эмиры принимали активное участие в боевых действиях османов, а после войны курды с награбленным возвращались в свои края».

Мустафаев также самолично подтверждает, что в период начала распада Союза Армения поддержала требования курдов, а депутаты Верховного совета СССР от Армении поднимали курдский вопрос в Москве перед союзным руководством.

Несмотря на это, с обострением Карабахской проблемы единственная дорога из осажденного Арцаха через «курдский» Лачин была наглухо закрыта. Мустафаев утверждает, что, дескать, это «азербайджанские власти использовали своих женщин и детей », дабы не пропускать армянский транспорт, а курды здесь совершенно не причем.

Тем не менее, он признает, что на стороне закавказских турок против армян действовал курдский отряд под командованием некоего Мсто: «Азербайджанская пропаганда почти ежедневно хвалила курдский отряд, а его командиру Мсто присвоили титул «герой Азербайджана» ».

Однако спустя всего 3 дня началось широкомасштабное наступление азербайджанской военщины и войсковых соединений армии СНГ на Арцах и Лачинский гуманитарный коридор, и курдам выпала возможность не на словах, а на деле доказать свое право на создание собственного государства. Что произошло потом – процитируем лучше самого Мустафаева:

Руководство Армении неоднократно просило, чтобы курдское население, доверившись своим защитникам и руководству Армении, переехало жить на свою независимую Родину. Представили РПК категорически отказались.

Президент Армении Роберт Кочарян заявил следующее: «Переезжайте на свои земли и станьте хозяевами своей судьбы. Но если вы отказываетесь от своей Родины, то ваши земли мы присоединим к Карабахской республике, так как среди курдов жили и армяне, что подтверждается не только историей, но и наличием на этих землях древних армянских церквей».

Курды Кавказского Курдистана, не выполнив свои же решения по восстановлению своего государства, проявили недальновидность и политическую слепоту ».

По-моему, все изложено предельно ясно и без сантиментов. Сейчас можно приводить тысячу причин – нежелание воевать, мусульманский фактор, трусость, влияние пропаганды и проч., но факт остается фактом: шанс на создание собственного государства в Закавказье курды упустили, что, собственно, и признает Мустафаев.

Однако затем, в этой же самой книге, курдский автор начинает опровергать сам себя:

« «Цивилизованные и умные армяне» полностью сожгли Красный Курдистан, а ее столице – Лачину нанесли ущерб на сумму 7 млрд. долларов США (! – П.). Около миллиона этнических курдов осталось без средств к существованию».

И далее включается знакомая пластинка. Обвинения армян в захвате «чужих» земель, отрицание своего непосредственного участия в Геноциде армян (в лучших традициях турецкой пропаганды, несмотря на публичное покаяние многих курдских деятелей), мифические геноциды курдов со стороны древних греков, македонцев, арабов, иранцев, турок анатолийских и закавказских, русских и… армян. Если сосчитать, сколько раз на протяжении книги Мустафаев употребляет слово «геноцид» в отношении своих соплеменников, боюсь, выйдет цифра с несколькими нулями…

На этом, пожалуй, закончим о грустном.

Поскольку книжица Мустафаева дала нам возможность пополнить коллекцию сочных перлов эрзац-историографии и вражеской пропаганды. При этом курдский автор с присущей ему скромностью заявляет:

«В отличии от большинства сказочников и лжеисториков, мы основываемся на неопровержимых фактах и доказательствах, которые невозможно опровергнуть или фальсифицировать».

«Сегодня мало кто знает, что первые пророки Заратустра и Авраам были курдами. Также мало кто знает, что курдами были ученые и историки такие как Ибн-ал-Асир, ал-Бируни, Низами Ганджави и сотни других»;

«Завоевание Египта курдами началось, судя по именам фараонов, еще в ХVIII в. до н. э. и продолжалось до 1540 г. до н. э.»;

«Установлено, что ашираты Бабан, Горис, Холде, Бото, Бобил, Джалали (алиевский клан, привет! – П.) существуют 6 тыс. лет»;

«Как известно, Иаков, патриарх и родоначальник народа Израилева, сын Ревекки, по желанию своей матери, бежал в Курдистан. Весьма примечательно, что все родоначальники 12 колен Израилевых родились на земле Курдистана. Из этого и следует доказательство того, что предки евреев говорили на курдском языке»;

«Наличие знаменитых курдских текстов, записанных на пергаменте, полностью подтверждает тот факт, что, когда другие народы писали на глиняных табличках, курды уже писали на пергаменте»;

«Предки курдов первыми провели аграрную революцию 6 тысяч лет до н. э.»;

«Курды построили город Вавилон 5300 лет тому назад»;

«В 743 до н. э. курдские эмиры (мусульманские правители! – П.) начали войну со скифами»;

«Армянские и некоторые российские историки курдов путают с армянами, называя Урарту армянским государством»;

«Страна курдов Наири в эпоху Тиглатпаласара достигала на севере области озера Ван»;

«Ассирийские цари усилили свои войска курдскими добровольцами»;

«Греки, переселившись в курдские земли и основываясь на курдской мифологии и истории, создали не только свою мифологию, но и культуру»;

«Римлян заменила Византийская империя, которая в целях грабежа не давала покоя курдам вплоть до арабского нашествия»;

«В 562 г. византийский император Юстианос напал на Курдистан. В первом же бою войска разгромили армию Византии и вынудили ее в течение 50 лет ежегодно платить Курдистану 30 000 золотых монет. В Курдскую империю вошли Емен, Палестина и Египет»;

«Границы империи курдов простирались от Индийского океана до Средиземного моря, от Персидского залива до Кавказского Дагестана, от Черного моря до гор Тянь-Шаня в Средней Азии. Курды жили счастливо и радостно, в обществе царили справедливость и равноправие, честь и правдивость»;

«В результате постоянных агрессий со стороны европейских стран миллионы курдов были уничтожены, десятки миллионов, боясь смерти, покинули свою родину, и со временем ассимилировались или же поменяли свой язык и веру»;

«Также курды переселились на земли Южного Урала от современного г. Казани до г. Челябинска включительно и до сих пор называют себя «головными курдами»»;

«Макаренко утверждает, что предками русских являются курды»;

«Благодаря курдам армяне в течение 2500 лет сохранили не только свой язык и быт, но и свою религию»;

«В 1827 г. курды отдали России Кавказский Курдистан. За счет курдских земель в начале ХХ в. было создано 4 новых государства: Ирак, Сирия, Азербайджан и Армения»;

«Армянские вооруженные отряды начали поголовное уничтожение курдов, стремясь побольше освободить земли под платформу «Великой Армении». В ходе истребления курдского населения была впервые применена тактика «выжженной земли», так же, как в 1992-93 гг. на землях Красного Курдистана. Армянам помогали не только русские, но и ассирийцы и греки. Это продолжалось более 100 лет. В результате, по неполным подсчетам было уничтожено 2 млн. 300 тысяч курдов»;

« В современной Армении города: Ереван (по-курдски «Раван» т. е. душа), Дилижан (дословно «сердце-душа»), Мегри (древнейшее курдское государство Мехри — Митра-Бог Солнца), Горис (название курдского племени, а также просо), Сисиан (название курдского племени), Кумре, переименован в Гюмри (песочная дорога), Ванадзор (Могучий Ван), Говар, переименован в Гавар (родина быков), Двин (видный), Севан (три Вана), Веди (Ведические индоарии Куру являются предками курдов), Спитаг (имя сына мидийского императора Астиага, также означает «Белая гора»), Горанзор, переименован в Корнидзор (могучий горан), Фраздан, переименован в Раздан, Маркара (змеиное дело), Алагаз (крапивная местность), Арарат (святая курдская гора), гора и река Гарни (место путешествия) и т. д. »…

Источник

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

Из истории Курдско-Армянских отношений в начале ХХ века в Турции

34350

2009-11-04 Kurdistan.Ru

Курды и армяне с древнейших времен населяли обширные территории Малой Азии, они оказались под господством Османской империи. Хотя эти народы исповедовали разные религии, однако исторически это никогда не становилось непреодолимой стеной для тесных связей между ними. Полковник А. Путята, например, пишет: «По поводу отношений армян к курдам путешественники по Курдистану справедливо замечают, что оба народа не могли
жить один без другого. Армянские базары больших городов переполнены армянскими товарами, предназначавшимися преимущественно для курдов.
В голодные времена армяне продают свои хлебные запасы курдам, они служат их постоянными банкирами…». Связи армян и курдов на бытовом уровне были действительно очень тесными.
Иногда было трудно отличить армянскую деревню от курдской и наоборот. В некоторых
районах связи были столь тесными, что соседи усваивали язык друг друга, при этом забывая свой родной. Путешественники свидетельствуют, что
бывали в деревнях, по всем внешним признакам курдским, и лишь по некоторым обычаям можно было определить, что жители деревни по происхождению армяне. Армянских крестьян и оседлых курдов еще более сближала общность социально-экономического положения. Ряд представителей армянской интеллигенции предпринимали шаги к сближению с курдами.

Еще в 1860 г. деятели армянского движения — Свачян, Момчян и другие организовали в Константинополе
благотворительное общество, целью которого было распространение грамотности среди курдского населения. Попытки установления связей с курдами были предприняты также в 1870–1880 гг. Известный армянский филолог Степан Малхасян пишет о том, что в начале 80-х гг. ряд армянских политических деятелей, перейдя из Закавказья в Турцию, повели тайные переговоры с курдом по имени Симко бей, который обещал поднять курдов на помощь армянам в борьбе против турок. Камсаракан пишет: «Мне много рассказывали об агитации среди кызыл-башей, начатой в последнее время армянскими комитетами, и, нужно полагать, что в случае повторения восстаний среди армян, дерсимские курды могут явиться их надежными союзниками».

Однако, в то время эти попытки почти всегда заканчивались провалом. К началу XX в. в Турции развернулось мощное армянское национально-освободительное движение — в форме нелегальной политической пропаганды, как в самой стране, так и в Европе и в форме деятельности фидаев — вооруженных партизанских отрядов на территории армянских вилайетов. Под давлением нараставшего подъема курдского национально-освободительного движения уже с конца XIX в. на внутриполитической арене Турции появились небольшие группы и курдских патриотов, получивших европейское образование и проникнутых идеями просвещения курдского народа. Эти группировки, как и армянские, по своим общественно-политическим взглядам примыкали к различным течениям среди младотурок. Их национальные требования совпадали с планами и программой действий младотурок в Курдистане.

Курдские интеллигенты высказывали желание относительно союза с другими угнетенными народами Османской империи. В число этих молодых курдов входили Абдул Кадер, Абдуреззак, братья Бадрханы. По инициативе последних начала выходить 8 свет первая курдская газета «Курдистан». Первый номер газеты вышел в 1898 г, в Каире. Появление газеты было результатом личной инициативы создателя, и она не представляла какую-либо политическую организацию. В первый период своей деятельности «Курдистан» преследовала сугубо просветительские цели и проповедовала распространение грамотности среди курдов, повышение их культурного развития.

Уже в первых номерах газеты Мидхат Бадрхан затрагивал тему армяно-курдских отношений, считая их важным фактором для дальнейшего развития отношений между армянским и курдским народами. Однако наиболее четко эта позиция отразилась в женевских изданиях «Курдистана» 1898–1908 гг. Здесь, в Женеве, Абдуррахман Бадрхан примкнул к децентрализаторскому крылу младотурок. Сотрудничая с оппозиционными абдулхамидовскому режиму армянскими, младотурецкими и другими партиями, Бадрхан использовал их органы печати. Здесь же завязались контакты с армянскими литераторами. Со своими статьями он выступил на страницах газеты «Дрошак» («Знамя») — органа партии «Дашнакцутюн», Через тайных армянских эмиссаров он пересылал в Курдистан листовки и прокламации. Бадрхан нередко посещал редакцию «Дрошак», где вел долгие беседы с членами партии. Он обращался к своим далеким соотечественникам, призывал их к восстанию, уговаривал наладить дружественные отношения с армянами, не участвовать в их резне. Эти листовки, написанные на курдском языке арабским шрифтом, отправлялись в Курдистан и распространялись там с помощью армян. Так, в одной из прокламаций говорилось: «…Курды должны сообща с армянами изгнать тех чиновников, которых присылает султан. Абдул Хамид говорит, что армяне — наши враги. Это вводит вас в заблуждение. Разве вы не знаете, что армяне не могут быть вашими врагами. Ваш враг — султан».

Газета «Курдистан» пропагандировала опыт борьбы армянских патриотов за свои права. Залог успеха газета видела в объединении их усилий. К сожалению, не этими лозунгами и чистыми порывами характеризовались реалии в армяно-курдских отношениях. И вряд ли они могли повлиять на существующее положение вещей. Курдская пропаганда и вся организация курдских патриотов в целом были слишком разрозненны и слабы и находились слишком далеко от Курдистана, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. В одной из прокламаций писалось: «Хоть раз вы спросили у своих соседей-армян, какова их цель, почему они восстают? Они бы ответили вам: „Проливали кровь во имя освобождения“. Насколько похвален подобный поступок армян, настолько беспечна занятая вами позиция в отношении правительства. Теперь не время разделять нации и религии. Сегодня век гуманности».

Позиция армян в отношении соседних народов была официально обоснована в программах их партий, Так, в программе партии «Тнчак» этому вопросу был посвящен отдельный пункт: «Заслужить симпатию соседних и находящихся в одинаковом с армянами положении народов, таких как курды и айсоры, Добиться их содействия, а деле национально-освободительной борьбы». Аналогичный пункт содержится и в программе «Дашнакцутюн». Армянский деятель Карапет Натанян еще в начале века предложил идею союза курдских, турецких и армянских партий в рамках Ванского вилайета. Предпринимали ли партии конкретные шаги в этом направлении? Конечно, предпринимали, преимущественно на местах, в самом Курдистане и Армении, со стороны представителей сил армянской самообороны — фидаев, Между ними и некоторыми курдскими беями, например, Касым-беем, завязывались дружеские отношения. Касым-бей объявил себя союзником армян и даже записался в члены «Дашнакцутюн». Варандян вспоминает, что однажды Касым-бей нанес ответный визит армянским фидаям. Произошла волнующая встреча в лесу, в которой участвовало 100 курдов и армян. Звучали лозунги о дружбе и братстве.

Армяне не могли соперничать по своему влиянию с турецким правительством, располагающим достаточно сильными средствами, чтобы привлечь курдов на свою сторону. Так, когда в 1905 г. турецкая армия подошла к Сасуну, то она долго не начинала военных действий, Турки постепенно подготавливали почву для атаки, подстрекая глав аширетов против армян.

Проводимая агитация потребовала усилий, так как курды отказывались от участия в операции, напоминая туркам о событиях десятилетней давности: «Тогда вы тоже натравливали нас на армян, но когда прибыли европейские надзиратели, то вы переложили всю вину на наши плечи, мол, это мы, по собственной инициативе, устроили резню армян». Существуют и другие сведения о контактах между армянами и курдами в дореволюционный период (младотурецкая революция. — Ред.). В. Папазян пишет: «Нас особенно радовало то обстоятельство, что в это движение вовлекались турецкие и курдские угнетаемые массы. Со всех сторон обращались к нам с просьбой принять их, выслушать, дать советы и поручения». После продолжительной и неутомимой работы в Ване местному органу «Дашнакцутюн» удалось перетянуть на свою сторону довольно большую группу передовой турецкой молодежи, с помощью которой армяне распространяли свои идеи среди мусульманского турецкого и курдского населения.

Турецкие
власти прекрасно понимали возможные последствия создавшейся ситуации.
Поэтому они еще более усилили антиармянскую пропаганду. Так, одним из аргументов, выдвигавшимся против армян, было то, что борьба армян направлена не просто против турок, против мусульман вообще, а следовательно и против
курдов…. Кроме того, существовал еще один немаловажный фактор, который
академик Гордлевский обосновал следующим образом: «Постепенно нерв
жизни страны отошел к армянам, а господа армян — курды и турки неожиданно попали в кабалу к своим недавним крепостным. Так на основе экономических условий создался новый источник для недоразумений, для озлобленности между армянами и курдами». В 1908 г. в Турции произошла младотурецкая революция, положившая конец ненавистному режиму «зулюма».

Турецкие конституционалисты выступали в блоке с различными национальными партиями, самой влиятельной из которых можно по праву назвать «Дашнакцутюн». Гнчакисты отказались от союза с младотурками. Несмотря на то, что ни «Дашнакцутюн», ни «Гнчак» не верили младотуркам, первая заключила с ними союз. Партия же «Гнчак» посчитала, что младотурки неискренни и что в союзе с ними практически ничего нельзя добиться. Что касается курдских патриотов, то они, как и все прогрессивные элементы Турции, поддержали революцию.

Они не имели тогда самостоятельной организации и выступали как органическая часть созданной младотурками платформы. Выступая в блоке с младотурками, курдские деятели, так же как и армянские партии, не выдвинули в тот момент лозунга немедленной независимости. Тем не менее, они надеялись, что союз с младотурками
принесет им долгожданное решение курдского национального вопроса.
Победа революции стала толчком для развития курдской общественной
мысли. Осенью 1908 г. Эмином Али Бадр-ханом, Шериф-пашой и Абдул Кадером в Стамбуле было образовано политико-просветительское общество «Таали ве терраки Курдистан» («Расцвет и прогресс Курдистана»), выпускавшее газету на турецком языке «Кюрт таавун ве терраки газетеси» («Газета курдской взаимопомощи и прогресса») под редакцией Джамиль-бея. Политическая разрядка в стране способствовала активизации деятельности курдских политических деятелей, интеллигентов и студенчества.

На
волне всеобщей демократизации возникли многочисленные курдские
автономные клубы, формально объединявшиеся обществом «Кюрт таавун ве
терраки джемиети» («Общество курдской взаимопомощи и прогресса»), выполнявшим роль скорее идейного, чем организационно-политического центра. Повсюду формируются курдские клубы, главный из которых — в Константинополе — возглавляется Абдул Кадером. Членами клуба являются представители знатных родов. Среди них и Бадрханы. «Именно в этих клубах осуществлялись основные связи между курдскими и армянскими деятелями. На заседаниях клубов много говорилось о совместной деятельности и сотрудничестве. Газета „Мшак“ пишет: «Абдул Кадер созвал представителей трех национальностей — армян, курдов, турок. Присутствовало около 300 человек… Интересным было выступление одного курдского вождя по имени Муртулла. Также как и все выступавшие, Муртулла назвал причиной всех зол абдулхамидовский режим.» Курдские вожди подписали письмо, в котором обещали поддерживать с армянами добрососедские отношения.

С первых же дней установления в Турции конституционного режима в столице регулярно проходили совместные манифестации и митинги под лозунгами дружбы и сотрудничества. Курдский клуб Стамбула специально организовывал вечера дружбы армян и курдов. Газета «Горц» писала: «Среди нас, армян, это вызывает восхищение и удовлетворение, поскольку является отзвуком столь желательной и взлелеянной идеи сотрудничества, нашедшей отклик среди курдских соотечественников». В конце ноября 1908 года совместное заседание провел битлисский клуб, на котором присутствовали Кор Хусейн-паша, Мехмед Сатыг, Муртулла-бек и др. И опять здесь прозвучали призывы к дружбе и сотрудничеству. Курдский клуб открылся также в Хынысе.

. « Торц» пишет: «Уже заметно, что притесняемые курды понимают эксплуататорскую политику своих ага и настроены на то, чтобы сплотиться для противостояния своим хозяевам. Именно эти элементы сближаются с армянами и только с ними возможно установление прочных отношений». Та же газета сообщает из Малатьи: «Несколько дней назад произошло открытие курдского клуба, на котором присутствовали и армяне. Это сближение курда и армянина, в котором туркам нет места». Но эти все шаги в направлении сближения ограничивались. Тех политических контактов, которые должны были завязаться в сложившихся условиях, не происходило. На заседаниях парламента курдские и армянские депутаты держались обособленно. Если между курдами и армянами
был возможен контакт, налаживание дружеских отношений, то первый период
после революции предоставлял для этого самые благоприятные условия.
Тогда курды и армяне стояли на позиции неделимости империи. Дашнаки считали необходимым сближение с другими
национальными меньшинствам империи. Революцию они рассматривали как
удобный предлог для установления более тесных контактов. Однако
фактически сближения не происходило.

Само младотурецкое правительство ничего не предпринимало для сближения двух народов, наоборот — противостояло этому. Армянские партии не были свободны в своих действиях, всякие контакты курдов и армян находились под контролем властей и регулировались властями в их интересах. Курдские же клубы, единственные национальные органы на местах, далеко не способствовали просвещению курдов. Хотя они и считались отделениями комитета «Единство и прогресс», они в действительности занимались антиправительственной деятельностью.

Однако со временем политическая ситуация стала меняться. Для захвата власти младотуркам была необходима поддержка такой партии, как «Дашнакцутюн». Все три армянские партии — «Дашнакцутюн», «Тнчак» и «Рамка-вары» приспособились к требованиям младотурок, приняли идею целостности и неприкосновенности Османской империи. Однако вскоре, когда прошел период эйфории, свобода, предоставленная нетурецким организациям, в особенности христианским, стала тревожить и раздражать младотурок. Трагические события в Адане в апреле 1909 г. ясно показали шовинистическое лицо иттихадистов. Именно 1909 г. можно считать переломным в национальной политике младотурок.

Они чем дальше, тем больше отстраняли партию «Дашнакцутюн» и армянских депутатов в парламенте. В итоге политика младотурок привела к их окончательному разрыву с партией «Дашнакцутюн» в августе 1913 г. Причиной разрыва был тот факт, что младотурки не выполнили своего обещания относительно улучшения положения народов, населяющих империю. На рубеже XX в. курдские политические и общественные организации, возникшие на волне общей антисултанской оппозиции, были слишком малочисленны и слабосильны для воздействия на народ. Армянские и курдские партии, теоретически выполнявшие одинаковые функции, на деле очень отличались своей практической деятельностью. 18 января 1918 г. в Париже открылась Мирная конференция между странами Антанты, с одной стороны, и странами Четвертого союза — с другой. К этому времени по турецкому или ближневосточному вопросу определились позиции только Англии, Франции и США, причем по курдской части этого вопроса — в самом общем, неконкретном виде.

Понятно, что мнение побежденных Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии насчет «оттоманского наследства» никого в Париже не интересовало. Однако Турцию нельзя было сбрасывать со счетов. Хотя страна была практически оккупирована, а султанское правительство было превращено в марионетку союзного командования, Стамбул сохранял еще способность воздействовать в армянско-курдском регионе. Порта могла, хотя бы некоторое бремя, играть на противоречиях между державами-победительницами. Правда серьезного противодействия захватническим планам Антанты 8 этом регионе Турция оказать не могла, собственных же идей в отношении курдского (или армянского) вопроса она не имела, если не считать сохранения статус-кво, то есть турецкого господства. В Стамбуле считали, что этого вопроса просто не существует. Такого же мнения придерживался и Тегеран. И конечно же, не посчитались с курдами и другими народами региона. Никто не спросил их мнения относительно их дальнейшей судьбы. Однако мнение это существовало, и оно, вопреки ожиданиям империалистов, стало постоянно действовавшим политическим фактором, оказывавшим возрастающее влияние на ситуацию в Курдистане и сопредельных странах. Ниже мы помещаем обращение официальных представителей армянского и курдского народов к Мирной конференции в Париже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *