Куришь шипку что это такое
Сердце поэта. Иосиф Бродский
Здесь игра слов, которая почти не считывается сегодня: «Солнце» и «Шипка» болгарские нефильтрованные сигареты, стоившие одинаково – 11 копеек, но ценившиеся по-разному: «Шипка» из крепкого и ароматного табака – для гурманов.
Есть и второе значение – та самая игра слов, которую любил Бродский: если у тебя есть «Шипка», то, в общем-то, внешний солнечный мир тебе и не нужен: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку, зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку!».
Уже в Америке, уже лауреатом Нобелевской премии Бродский курил «Кент» и «Честерфилд». Но так, словно хотел в них найти ту, советского времени, «Шипку» — отрывал фильтр и отщелкивал его указательным пальцем. Американцы недоумевали – зачем покупать сигареты с фильтром? Они не знали про нефильтрованную «Шипку».
Для него, сердечника, курение опасно, однако он не делал попытки курение бросить. Даже после первого инфаркта (в тридцать шесть лет), даже после операции на сердце.
Без сигареты у меня не получается писать, — говорил Бродский.
Врачей Бродский не очень жаловал. Может быть, ему казалось, что они вторгаются своим холодным металлом (скальпелями, зажимами и пр.) в божественное? Правда, с одним врачом у него отношения установились самые дружеские. Тот на первом же осмотре сказал: Вам курить нельзя, а Вы, кажется, курите. – Курю, — сознался пациент. Я тоже, — сказал врач и стал набивать свою трубку.
Бродскому сделали два шунтирования, третье исключалось по медицинским показаниям. Надо было бросить курить и согласиться на пересадку сердца. Медики ждали ответа, а Бродский тянул и тянул. Однажды кто-то услышал, как он, закуривая, бормотал про себя: пересадить сердце? как же они не понимают, что это такое – носить сердце другого человека…
У поэта может быть только одно сердце – сердце поэта.
Минздрав предупреждает, или Несколько слов о болгарской горе
В Петербурге ввели штрафы за курение на общей жилплощади в коммунальных квартирах. Новость очень «бродская»: и курение, и коммунальная квартира в одном инфоповоде.
О страсти (даже не любви) Бродского к курению сохранилось много свидетельств. Не смотря на категорические запреты врачей, он не отказался от этой привычки, очевидно, сократившей ему жизнь. В «Полутора комнатах» Бродский пишет, что курение как черту он унаследовал от матери. На вопросы друзей об опасности курения для его здоровья отмахивался: «Обезьяна взяла в руки камень и стала человеком, человек взял в руки сигарету и стал поэтом». Томас Венцлова в ответ точно заметил, что при Данте Европа не знала табака, но Бродский курить от этого, конечно, не бросил.
Самая известная строчка Бродского о курении продолжает «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»:
«Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?»
Так болгарский топоним стал фактом русской поэзии. Звучное название популярных в 1960-е годы сигарет без фильтра происходит от Шипкинского перевала Балканских гор. В русско-турецкую войну 1877-1878 годов здесь проходили тяжелые бои. В результате поражения Османской империи Болгария получила фактическую независимость, а Шипка стала один из ярчайших символов болгарской истории.
Сейчас «Шипку» не выкуришь даже в Болгарии. На официальном сайте компании «Булгартабак», успешно импортировавшей ее в Советский Союз, и вовсе не представлена современная линейка продукции. А если судить по результатам запроса «цигари Шипка» среди болгарских сайтов, в российском сознании эти сигареты запечатлелись намного ярче. В значительной степени благодаря поэтическому слову Бродского, продолжающего доказывать правоту своей позиции о превосходстве литературы над повседневностью.
Иосиф Бродский: 7 причин никогда не выходить из комнаты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Иосиф Бродский, 1970 год.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Не выходи из комнаты!
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса»
Иосиф Бродский, 1970 (!!) год.
«Пора выходить из комнаты».
Выйди из комнаты, в комнате душно,
Даже если проветрил, нужна отдушина,
Солнце необходимо, вдвойне – курящим,
Счастье бывает и настоящим,
Не успел в уборную, не возвращайся,
С природой лучше не разлучайся.
Выйди из комнаты, мотор не нужен,
Вбирай пространство легко, не натужно,
Кайфуй от простора, он бесконечен,
Если ты не дурак и душой не увечен.
Увидишь милую, обними сразу,
Не пускай никуда одну, никогда, ни разу,
Люби ее крепко, всегда и сразу.
Выйди из комнаты, когда ты болен,
Без стен и стульев ты телом волен,
Уходи с радостью, вернешься вечером,
Здоровым, новым, не изувеченным.
С любовью танцуй всегда,
С пониманием дела,
Верхней одежды не одевай никогда,
На голое тело,
Это унизит тебя, это совсем не дело,
Пахнет в прихожей, почисти, старайся не гадить снова,
Пиши много, от сердца, никогда не скупись на слово.
Ты мыслишь и существуешь, всегда улыбайся,
Выйди из комнаты, и никогда не скрывайся,
Форма только тогда хороша, когда вместе с субстанцией,
Скорее из комнаты, к счастью ты не во Франции.
Выйди из комнаты, не будь дураком занудой,
Будь просто умным, это совсем не худо,
Не мимикрируй, ни с кем не сливайся,
Не громозди вещи, в комнате не запирайся,
Будь открыт космосу, эросу, расам,
И не возьмет тебя ни вирус, ни хронос,
Ни блядский логос бандита Троцкого,
Ни словесный понос мудака Броцкага (2020)
Анализ стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты»
Попробуем разобраться, что имел в виду поэт.
Что это за комната?
Бродский помещает своего героя в замкнутое пространство, в котором время словно остановилось. Это комната без окон, но зато с большим, даже угнетающим количеством мебели. Бродский очень любит подобные перечисления, создающие атмосферу усталости от жизни.
Это могла бы быть комната самого Бродского, который к 1970 г. уже высказывал некоторые мизантропические мысли и не стремился к излишнему общению, которое наносило ему «увечья». Но также это могла быть и любая комната СССР, изобилующая нехитрыми предметами быта, счетчиками, надоевшими запахами. Но здесь перед нами не уютный советский быт, который он описывает в «Полутора комнатах». Это быт, который Бродский презирает.
К кому обращается поэт?
В каком-то смысле Бродский выражает в этом стихотворении свое неприятие советского общества. Он призывает запереться в своих комнатах идеальных советских граждан, отчаянно строивших коммунизм. «Если войдёт живая милка… выгони не раздевая» – с издевкой обращается Бродский к советскому мужчине, который не может состоять в интимных отношениях ни с кем, кроме жены. Он также призывает его «не вызывать мотора», то есть такси, которое советский человек и так не может себе позволить.
Это обращение к идеальным советским гражданам, которые ведут двойную жизнь и на публике порицают то, что делают сами, когда остаются наедине с собой в комнате, забаррикадированные шкафом, в котором наверняка прячутся скелеты.
Почему нельзя выходить из комнаты?
Человеком, по мнению Бродского, движет страх потерять материальный комфорт, ведь слишком высока цена свободы. Из слов Декарта «когито эрго сум» («мыслю, следовательно, существую») Бродский убирает «мыслю» и оставляет «инкогнито» (вымышленное имя). По сути, это означает перестать быть собой, стать никем. Бродский призывает буквально «слиться лицом с обоями». Повтор фразы «Не выходи из комнаты» становится уже не просто просьбой-убеждением, а повторяющейся молитвой, переходящей в приказ.
Поэт заставляет задуматься о мнимой и настоящей свободе. Это стихотворение о добровольной и сознательной потере самого себя.
Но это лишь одна трактовка.
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
Instagram |VK |Facebook |YouTube
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!