Курпатов что такое мышление

Что такое мышление? Наброски

Наивно было бы полагать, что мы можем дать удовлетворительное определение понятию «мышление».

В погоне за ним, мы в лучшем случае сформулируем непрактичное представление о мышлении.

Нам необходим инструмент, точнее даже – инструкция к инструменту, который мы уже имеем, но не вполне понимаем, как же им пользоваться.

Без этой инструкции само наше мышление (как инструмент) не является еще мышлением в строгом смысле этого слова. Так что, эта инструкция – не просто правила пользования мышлением. Она должна создать мышление в качестве инструмента, придать мышлению статус мышления.

В результате мы получим даже не одно мышление, а несколько разных его типов. Нам предстоит понять, каким образом нечто, что следует называть мышлением, может работать в разных режимах.

Заключительные наброски 27

Андрей Курпатов
Что такое мышление? Наброски

© Издательство Трактат, 2016

Анатолий Алёхин
Мыслить мышление
[предисловие]

Новая книга Андрея Курпатова излагает результаты дальнейшей разработки проблемы мышления в Высшей школе методологии. Основные направления этого исследования были заданы предыдущей работой автора «Методология мышления. Черновик», где предложен общий абрис теории мышления, размечена структура объекта исследования и сформулирован терминологический аппарат для фиксации элементов этой материи. Условно говоря, «Черновик» предъявил «морфологию мышления», где этот процесс был схвачен в основном, а элементы его описаны и зафиксированы в надлежащих концептах. В нынешней работе мышление анализируется уже как самостоятельный процесс, отграниченный в объёме интеллектуальной активности, имеющий собственный генез, историю и функции. Это, опять же условно, в большей степени описание «физиологии» мышления, здесь оно исследуется как результат развития, подчинённого закономерностям врастания человека в культурно-историческую среду по мере его взросления.

Это развитие, которое определяют собственные движущие силы, проходит определённые этапы и венчается формированием матрицы интеллектуальных объектов разного уровня сложности, среди которых и «я» человека.

Методология мышления – то есть подход, лежащий в основе проводимых изысканий, – принципиально новый тип исследовательской практики, который точнее было бы назвать мета-методологией. В общеупотребимом значении методология – учение о методах, способах познания действительности. В истории научного познания известно немало методов, притязавших на особый уровень достоверности – это и материализм, и идеализм, и функционализм, и феноменология, и структурализм, и энактивизм и т. д. Однако последовательное проявление любого метода-подхода-способа познания, как об этом свидетельствует короткая история методологии, всегда приводит к вопросу об основаниях тех или иных умозаключений, лежащих в основе метода, – проще говоря, к человеческому мышлению, порождением и выражением которого любой заявленный метод и является. Мышление, таким образом, всегда оказывается исходным механизмом интеллектуального взаимодействия человека с действительностью, результатом которого может становиться знание о ней и соответствующие этому знанию практики. Задачей мета-методологии, следовательно, является анализ самого мышления и его достоверности.

Думать о мышлении, «мыслить мышление» – задача совершенно недоступная в традиционной системе представлений. Мышление, существующее до всего разнообразия знаний, остаётся прозрачным, а мы всегда имеем дело лишь со следами мышления – с представлениями об этой действительности. Сделать прозрачное видимым, увидеть за состояниями процесс, а под разнообразием представлений – то, что происходит в действительности, это и есть задача мета-методологии, или методологии мышления. Основной вопрос мета-методологии формулируется так: что происходит на самом деле? Ответ на этот вопрос невозможен в привычной парадигме, поскольку всё, что может быть высказано, уже не то, что есть. Следовательно, мышление о мышлении подразумевает нечто принципиально иное, и А. Курпатов всей своей теоретической и практической деятельностью настойчиво развивает такой – иной – способ думания. Детальное описание и именование этого метода – актуальная задача мета-методологии.

В предыдущих работах А. Курпатова («Начало психософии», «Философия психологии», «Психософия») был заявлен «метод принципа» – тот, что основан на проявлении собственных оснований, лежащих под любым формируемым человеком знании о действительности. Поскольку единственным объектом, доступным для познания, метод постулирует психологический опыт человека, философский, в смысле мета-предметный, анализ его позволил усмотреть систему таких оснований – «принципы», которые предопределяют организацию и динамику самого психологического опыта. Так новая методология обрела имя – «Психософия». Своё предельно концентрированное воплощение она на шла в «Психософическом трактате» А. Курпатова, где воплотились в форме текста процесс и результат «несодержательного мышления». Необходимо пояснить, что «Психософия» как новая методология («Философия психологии») не имеет никакого отношения к мистическим учениям с греческим корнем «софия» в названиях. О семантической слабости привычного языка мы писали ещё в «Началах психософии», и изобретение или изыскание концептов, позволяющих адекватно обозначить сущность исследуемого явления, самостоятельная и чрезвычайно сложная задача мета-методологии, последовательно решаемая в представленных изданиях. Отыскиваемые концепты должны, с одной стороны, означать, схватывать собой суть исследуемых явлений, с другой – должны быть свободны от множества иных значений, которыми со временем обременяется любое слово. Используя новую методологию в качестве технологии мышления, А. Курпатов конструирует знания о человеке, которые поразительным образом оказываются доступны как для людей неискушенных, так и для специалистов. Внимательный читатель мог бы усмотреть во всех его работах – и в популярных, и в строго научных – почти технические алгоритмы, определяющие эффект от их прочтения: ощущение цельности, ясности и понятности, а, нередко, и стойкую иллюзию того, что и «сам всегда так думал, просто сказать не мог».

«Психософический» метод разрабатывался строго аналитически, когда еще не были доступны современные данные нейрофизиологии, способные иллюстрировать установленные фундаментальные принципы интеллектуальной деятельности человека. Но вот уже и в науке о мозге за последние десятилетия произошла настоящая революция, а полученные результаты позволяют по-новому рассмотреть и интеллектуальные прозрения философов, и научные теории. Современные исследования человеческого мозга «in vivo» предоставляют недостающие элементы в основания теории познания, а факты об организации и функциях мозга позволяют наполнить конкретным содержанием те аналитически постигаемые принципы, которые положены в основу «несодержательного мышления». Таким образом, новая методология, благодаря успехам нейронаук, обретает дополнительное измерение, придающее ей статус естественно-научного подхода. И увиденная именно так нейрофизиология живого мозга, открывает возможности для аналитического исследования процесса, сохраняющего свою «прозрачность» при любой другой точке зрения – собственно мышления.

Работа «Что такое мышление? Наброски» является замечательной иллюстрацией разрешающей способности представленной методологии мышления.

Стоит предупредить читателя, что ответа на вопрос: «Что такое мышление?», то есть сформулированного определения, он в этой книге не найдёт. В данном случае текст – это подробный протокол мысленного анализа общепринятых представлений, которые нами не критично, но привычно считаются мышлением. В ходе последовательного и настойчивого разоблачения этих представлений становится очевидным, что ответом на этот вопрос не может быть ни знание, ни представление. Ответом становится особого рода состояние озадаченности, войти в которое можно, принимая иллюзорность любого окончательного ответа. Создать у читателя такое состояние и предполагает представляемый текст.

Источник

Курпатов что такое мышление

© ООО «Дом Печати Издательства Книготорговли «Капитал», 2019

Предисловие к книге

«Мышление. Системное исследование»

Начало этому исследованию было положено в 90-х годах прошлого века. По причине отсутствия адекватного термина, способного отразить суть этой новой области знаний, мы с Анатолием Николаевичем Алехиным называли ее «новой методологией».

Методология, как я ее себе представляю, занимается знанием, то есть некой организованной информацией, и реальными системами, являющимися источником этой информации. То есть, это, в некотором смысле, наука о методе создания знания о реальности.

Тогда я пытался описать суть «несодержательного мышления» – то есть мышления, которое схватывает отношение между элементами системы, вне зависимости от ее конкретного содержания. В конце концов, если мы всегда имеем дело с некими системами, должны существовать и какие-то общие принципы организации систем как таковых.

Те «принципы», которые тогда были сформулированы, действительно позволяют мыслить любую содержательную систему как набор «центров», «отношений», «третьих», а также как «процесс» в различных фазах его «развития». И хотя эта работа носила, в целом, теоретический характер, мы в ряде экспериментальных исследований могли убедиться в том, что этот «способ сборки» знания применим к практике и может быть весьма эффективен.

Одним из главных достижений того периода было создание «системной поведенческой психотерапии». Собственно, эта работа была, в каком-то смысле, сугубо методологическим исследованием.

Вполне очевидно, что пациент психотерапевта – это всегда человек, причем, страдающий весьма определенным кругом психических расстройств пограничного уровня. Впрочем, эта «очевидность» не помешала тысячам психологов и психотерапевтов от Зигмунда Фрейда и Берреса Фредерика Скиннера до Фредерика Перлза и Карла Роджерса создать сотни психотерапевтических школ и направлений, которые описывают этот – в сущности, один – предмет так, словно бы речь идет вообще о разных реальностях.

Это, конечно, самый настоящий «скандал в психологии», но, как выясняется, он вполне может быть устранен, если воспользоваться «новой методологией».

Если взять за общий принцип, что наличие действующей методики свидетельствует о том, что нечто имеет место в реальности, а затем создать концептуальный каркас, который способен схватить все случаи эффективной работы той или иной методики, то вы получите непротиворечивую модель; в данном случае – психотерапии.

В качестве концептуального каркаса системной поведенческой психотерапии были использованы концепты, сформулированные в отечественной нейрофизиологии – концепты «поведения» И. М. Сеченова, «динамического стереотипа» И. П. Павлова, «доминанты» А. А. Ухтомского, а также «знак/значение» Л. С. Выготского. Кроме того, использовались концепты адаптации, тенденции выживания и аспектов поведения.

Эта концептуальная модель позволила органично соединить в себе не только эффективные психотерапевтические методики разных направлений, но и создать систему психотерапевтической диагностики, а также описать психические механизмы, являющиеся точкой приложения соответствующих психотерапевтических методов.

Тут надо отметить и другой важный аспект, обнаруженный при создании «новой методологии», связанный с ограничениями, свойственными языку как таковому – с «семантической слабостью языка».

Понятно, что в рамках, например, психотерапевтической практики существенной проблемой являются «языковые игры», возникающие в рамках того или иного направления психотерапии. Эти языковые игры создают, с одной стороны, непреодолимую границу между разными психотерапевтическими направлениями (под знаками подразумевается один и тот же психический феномен), а с другой стороны, влияют на то, что психотерапевт, находящийся в рамках той или иной языковой игры, видит в реальности (как говорил Людвиг Витгенштейн: «Границы моего языка определяют границы моего мира»).

Как мне представлялось (да и сейчас представляется) проблема «семантической слабости языка» может быть решена с помощью «новой методологии». В частности, я, как мне кажется, показал это в работе «Психософический трактат», где все единицы языка несодержательны, а их смысл возникает благодаря перекрестному взаимоопределению.

Надо сказать, что «Психософический трактат» стал для меня некой кульминационной точкой первого этапа исследовательской работы, посвященной методологии. Мне казалось, что мы получили эффективный инструментарий создания, так называемых, «открытых систем».

Всякое знание неизбежно ограничено, и мы не знаем того, чего мы не знаем. Несодержательное мышление стало тем инструментом, который позволял формировать структуры знания, которые, в целом, оставались открытыми для новых, прежде неизвестных вводных, что и делало традиционно «закрытые» системы знания «открытыми».

Однако, у меня оставалось ощущение, что система «новой методологии» неполна, и я предпринимал какие-то попытки ее дополнить, но то ли я был еще не готов к тому, чтобы продвинуться дальше, то ли этот способ сборки интеллектуальных объектов (как я сказал бы теперь) был уже достаточен для решения широкого круга проблем, которыми я тогда занимался, начиная с организации медицинской помощи и популяризации психотерапии, заканчивая организацией бизнес-процессов.

Так или иначе, к проблематике «новой методологии» я вернулся лишь через десять лет, но с большим практическим багажом, полученным в разных сферах деятельности и на разных уровнях организации общества.

Те системные процессы, которые мне удалось пронаблюдать – в бизнесе, в медиа, в политике и культуре, – могли быть описаны в рамках «новой методологии», но эти описания не были в достаточной степени функциональны. Точнее, они были функциональны для меня, но конвертация этого знания вовне оставляла желать лучшего, что свидетельствовало об определенной методологической недостаточности.

Попытки концептуализации неких обнаруженных мною закономерностей вылились изначально в создание нескольких работ – «Способы думать. История и общество, дискурс и концепт», «Субъект и желание» (не опубликована), «Интеллектуальный ресурс. Капитал 3.0». Наконец, я подошел к написанию книги «Складка времени. Сущность и критерии», которая и стала для меня новой отправной точкой.

Работая над «Складкой времени», я пытался выделить ключевые, как мне тогда казалось, проблемы нового времени «информационной волны» и формирующегося «цифрового общества». Эти проблемы, как я смог обнаружить, концентрировались вокруг концептов субъекта («инфляция идентичности»), желания («нехватка нехватки») и, что самое важное, мышления («фальсификация мышления»).

Признаюсь, это было очень странным, казалось парадоксальным, нелепым и даже каким-то диким, что я, вдруг, наткнулся на тему мышления.

Казалось бы, я ведь все время только мышлением и занимался! Но вот внезапно выяснилось, что я делал это словно бы по умолчанию. Что такое «новая методология», если не наука о мышлении. Однако, выяснилось, что нет, это не наука о мышлении, а лишь наука о создании систем, наука об организации знания, но вовсе не о мышлении как таковом.

Чтобы создать методологию мышления как такового – предстояло вернуться назад, к тому самому человеку, к тому, чем он является на самом деле, и переосмыслить все заново. Благо современные нейрофизиологические исследования, появившиеся как раз в последние двадцать лет, существенно расширили наше понимание психических механизмов и особенностей работы мозга. Возможно, этого мне и не хватало для того, чтобы «новая методология» могла стать, наконец, «методологией мышления».

Собственно, четыре монографии, составляющие эту книгу, есть результат этого переосмысления, с учетом как моего нового опыта, так и самых последних нейрофизиологических исследований.

Источник

Курпатов что такое мышление

Андрей Курпатов — врач-психотерапевт, телевизионный продюсер, ученый, автор 40 книг и более 100 научных работ и монографий, генеральный директор компании «Красный квадрат».

3 из 5. Рекомендуется психологам, философам и другим специалистам в области гуманитарных наук.

Все, кто хочет более полно понимать природу мышления и применять эти знания на практике.

В книге описывается инструмент, позволяющий пользоваться мышлением. Эта инструкция дает возможность делить его на несколько типов, которые способны работать в разных режимах. Автор анализирует мышление как самостоятельный процесс с определенным генезом, историей и функциями.

Книга не случайно названа «Наброски», поскольку в ней отчетливо прорисованы контуры такой системы, которая задает теоретические и практические направления мышления. Мы можем попытаться найти то, что существует, но о чем ровным счетом ничего не известно. При полном сосредоточении на этом поиске мы можем обнаружить искомое, рассмотреть его, соотнести с другими вещами. И в какой-то момент оно станет определенным и полным.

Мышление, по мнению автора, — это интеллектуальная активность, но только совсем небольшая ее часть может называться именно мышлением. Она представляет собой любую работу интеллектуальной функции со всевозможными интеллектуальными объектами.

Интеллектуальные объекты — это то, что наша психика полагает чем-то целостным и пригодным для работы интеллектуальной функции с ними. Интеллектуальная функция означает любые операции, производимые психикой в отношении вышеупомянутых объектов. Интеллектуальная активность направлена на работу с любой информацией, то есть состоянием материального мира, который сообщает нам что-то о чем-то, кроме как о самом себе. Реципиент информации — это тот, кто способен считывать данное сообщение. Оно становится информацией, когда приобретает статус передачи «для кого-то».

Интеллектуальная функция биологического мозга может создать некое третье измерение:

Автор рассуждает о том, что все происходящее за пределами нашего сознательного участия является изменением состояний материального мира нашего мозга. Мы оказываемся в этих состояниях благодаря наступившим изменениям и способны объяснить их через создание историй о себе. Остается открытым вопрос, на котором из данных уровней происходит непосредственно само мышление.

Во второй части книги, посвященной интеллектуальной активности и мышлению, Курпатов рассматривает его генетические аспекты. Изучая индивидуальный онтогенез, он проясняет формирование мыслительного пространства, определяет роли ребенка и взрослого в их взаимодействии. В данном случае взрослый выступает проводником в «мир интеллектуальной функции». Мышление напрямую связано с речью и предполагает диалог с другим человеком. Даже вымышленный собеседник может стать необходимым условием мышления.

Когда ребенок усваивает язык, он получает возможность связывать слова и переживания без ограничения опытом. В его интеллектуальной активности формируется такой слой мышления, в котором новые интеллектуальные объекты проходят определенные эволюционные этапы. Сначала они представлены в виде комплексов, которые впоследствии наполняются зафиксированными в культуре значениями. Ребенок начинает переживать ситуации социального взаимодействия с тем взрослым, который наиболее значим для него. Тем самым он усложняет и обогащает психологический опыт, а сложные интеллектуальные объекты становятся так называемыми «тензорными метриками», которые вмещают в себя символические значения вещей.

Третья часть «Набросков» посвящена анализу процессов, которые представляют привычные для нас формы мышления. Условием системного генеза мышления выступает взаимодействие подростка с окружающими, когда желание близости встречает сопротивление со стороны других людей. Оно создает такие переживания, когда личностное «я» или их множество становятся объектами проблематизации. Подросток приобретает психологический опыт, делающий возможной реконструкцию «другого» в его персональном пространстве мышления. Эти переживания консолидируют личностное «я», которое становится позже якобы центром интеллектуальной активности.

Формирование мышления — это длительный процесс вхождения в мир интеллектуальной функции, в котором происходило само развитие наподобие тому, как оно осуществляется в социальной организации сообщества.

Четвертая часть книги посвящена социальной структуре и пространству мышления, эволюции смещения интеллектуальной активности в область культурно зафиксированных значений вещей. Она полностью подменяет опыт настоящего взаимодействия с реальностью. Подросток в данном случае размышляет о внутренних переживаниях, отношениях и чувствах, но думает не ими, а их. Эти мысли выстраивают его личностное «я».

Наши представления фактически отображают реальность, а в социальных отношениях мы обретаем иллюзию, что наше личностное «я» является «тем, кто думает». Наша личность как бы переносится в мир интеллектуальной функции, где понятия и слова означают больше, чем реальность. Тем самым мы формируем ту форму мышления, которая является стандартом и нормой для взрослого человека.

«Мышление, существующее до всего разнообразия знаний, остается прозрачным, а мы всегда имеем дело лишь со следами мышления — с представлениями об этой действительности».

— Любой наш собеседник — вымышленный человек, потому что мы не способны напрямую контактировать с сознанием других людей. Чужое сознание — это только наша реконструкция сознания другого человека.

— Нейронауки позволили новой методологии обрести дополнительное измерение, которое наделяет ее статусом естественно-научного подхода.

— Мы тренируем наши отношения с реальностью через создание навыков существования нашего личностного «я» в «мире интеллектуальной функции».

— Самыми перспективными направлениями работы автор считает создание технологий обучения формированию социального пространства и работы с интеллектуальными объектами, а также технологий, которые обеспечивают образовательный процесс.

Источник

Андрей Курпатов: Мышление. Системное исследование

Здесь есть возможность читать онлайн «Андрей Курпатов: Мышление. Системное исследование» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Санкт-Петербург, год выпуска: 2019, ISBN: 978-5-6040990-0-1, издательство: Капитал, категория: Психология / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Мышление. Системное исследование: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Мышление. Системное исследование»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Андрей Курпатов: другие книги автора

Кто написал Мышление. Системное исследование? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Курпатов что такое мышление. Смотреть фото Курпатов что такое мышление. Смотреть картинку Курпатов что такое мышление. Картинка про Курпатов что такое мышление. Фото Курпатов что такое мышление

Мышление. Системное исследование — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Мышление. Системное исследование», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Мышление. Системное исследование

© ООО «Дом Печати Издательства Книготорговли „Капитал“», 2019

Предисловие к книге

«Мышление. Системное исследование»

Начало этому исследованию было положено в 90-х годах прошлого века. По причине отсутствия адекватного термина, способного отразить суть этой новой области знаний, мы с Анатолием Николаевичем Алехиным называли ее «новой методологией».

Методология, как я ее себе представляю, занимается знанием, то есть некой организованной информацией, и реальными системами, являющимися источником этой информации. То есть, это, в некотором смысле, наука о методе создания знания о реальности.

Тогда я пытался описать суть «несодержательного мышления» — то есть мышления, которое схватывает отношение между элементами системы, вне зависимости от ее конкретного содержания. В конце концов, если мы всегда имеем дело с некими системами, должны существовать и какие-то общие принципы организации систем как таковых.

Те «принципы», которые тогда были сформулированы, действительно позволяют мыслить любую содержательную систему как набор «центров», «отношений», «третьих», а также как «процесс» в различных фазах его «развития». И хотя эта работа носила, в целом, теоретический характер, мы в ряде экспериментальных исследований могли убедиться в том, что этот «способ сборки» знания применим к практике и может быть весьма эффективен.

Одним из главных достижений того периода было создание «системной поведенческой психотерапии». Собственно, эта работа была, в каком-то смысле, сугубо методологическим исследованием.

Вполне очевидно, что пациент психотерапевта — это всегда человек, причем, страдающий весьма определенным кругом психических расстройств пограничного уровня. Впрочем, эта «очевидность» не помешала тысячам психологов и психотерапевтов от Зигмунда Фрейда и Берреса Фредерика Скиннера до Фредерика Перлза и Карла Роджерса создать сотни психотерапевтических школ и направлений, которые описывают этот — в сущности, один — предмет так, словно бы речь идет вообще о разных реальностях.

Это, конечно, самый настоящий «скандал в психологии», но, как выясняется, он вполне может быть устранен, если воспользоваться «новой методологией».

Если взять за общий принцип, что наличие действующей методики свидетельствует о том, что нечто имеет место в реальности, а затем создать концептуальный каркас, который способен схватить все случаи эффективной работы той или иной методики, то вы получите непротиворечивую модель; в данном случае — психотерапии.

В качестве концептуального каркаса системной поведенческой психотерапии были использованы концепты, сформулированные в отечественной нейрофизиологии — концепты «поведения» И. М. Сеченова, «динамического стереотипа» И. П. Павлова, «доминанты» А. А. Ухтомского, а также «знак/значение» Л. С. Выготского. Кроме того, использовались концепты адаптации, тенденции выживания и аспектов поведения.

Эта концептуальная модель позволила органично соединить в себе не только эффективные психотерапевтические методики разных направлений, но и создать систему психотерапевтической диагностики, а также описать психические механизмы, являющиеся точкой приложения соответствующих психотерапевтических методов.

Тут надо отметить и другой важный аспект, обнаруженный при создании «новой методологии», связанный с ограничениями, свойственными языку как таковому — с «семантической слабостью языка».

Понятно, что в рамках, например, психотерапевтической практики существенной проблемой являются «языковые игры», возникающие в рамках того или иного направления психотерапии. Эти языковые игры создают, с одной стороны, непреодолимую границу между разными психотерапевтическими направлениями (под знаками подразумевается один и тот же психический феномен), а с другой стороны, влияют на то, что психотерапевт, находящийся в рамках той или иной языковой игры, видит в реальности (как говорил Людвиг Витгенштейн: «Границы моего языка определяют границы моего мира»).

Как мне представлялось (да и сейчас представляется) проблема «семантической слабости языка» может быть решена с помощью «новой методологии». В частности, я, как мне кажется, показал это в работе «Психософический трактат», где все единицы языка несодержательны, а их смысл возникает благодаря перекрестному взаимоопределению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *