Курты что за нация
Бегут не от хорошей жизни. Рассказываем, кто такие курды и почему они хотят в Германию
С понедельника у границы Беларуси находится группа из нескольких тысяч мигрантов, которые пытаются попасть на территорию Польши. Эти люди — курды, а из Польши они собираются добираться до Германии. Мы решили рассказать о том, кто такие курды, зачем они покидают свои страны и почему хотят оказаться именно в Германии.
Кто такие курды?
Это большая по численности этническая группа с Ближнего Востока. Курдский институт в Париже в 2017 году оценивал численность народа в 36,4 — 45,6 млн человек, живущих по всему миру. Среди них распространены пять близких друг другу языков, в которых есть множество диалектов. Большая часть курдов — мусульмане-сунниты (самое популярное направление ислама). Миллионы также исповедуют шиитский ислам.
Где они живут?
Несмотря на свою численность, курды не имеют собственного государства. После окончания Первой мировой войны и подписания Севрского мирного договора предполагалось, что государство Курдистан будет создано в границах, которые определят Турция, Англия и Франция. Однако это обещание так и не было выполнено. С тех пор курды постоянно борются за создание собственной независимой страны.
Большая часть курдского населения живет в Юго-Западной Азии в гористой области под названием Курдистан. Он простирается на территорию сразу нескольких государств: Турции, Ирана, Ирака и Сирии.
Этнографическая территория Курдистана. Изображение Wikimedia Commons
Почти половина современных курдов живет на территории Турции. До 12 млн проживают в Иране, до 8,5 млн — в Ираке, до 3,6 млн — в Сирии. У народа также есть большая диаспора в Европе: Курдский институт в Париже оценивает ее численность в 1,2−1,5 млн человек, большинство из которых находятся в Германии.
Почему курды покидают свои родные места и едут в другие страны?
В Турции, Иране, Ираке и Сирии курды составляют значительную часть населения, но по сути во всех этих странах они — этническое меньшинство. Их стремление создать собственное государство постоянно вызывает опасения у властей этих стран, из-за чего курды нередко подвергаются репрессиям.
Так, в Турции они по разным оценкам составляют от 18 до 25% населения. При этом турецкие власти придерживаются политики отрицания, не признавая самого существования курдской народности. Ее они называли «горными турками» или «западными турками», считая их частью своей нации. В Турции было несколько восстаний курдов: в 1925, 1930 и 1938 годах. Еще до недавнего времени курдский язык находился под запретом, а сегодня местные власти не поощряют его использование: например, на нем нельзя учиться. С 1970-х власти Турции обвиняются Европейским судом по правам человека в арестах, казнях и пытках членов курдских организаций, журналистов, политиков, учителей и представителей интеллигенции.
В Ираке курды — это около 17% населения страны. Начиная с 1960-х они вели в стране вооруженную борьбу за автономию. Иракские власти депортировали курдское население в другие регионы, а во второй половине 1980-х случился геноцид, в результате которого были убиты от 50 до 182 тыс. человек. Власти Ирака использовали против них в том числе химическое оружие: например, в 1988 году в городе Халабджа при помощи газа были убиты около 5 тыс. человек. После свержения режима Саддама Хусейна, по новой иракской конституции 2005 года курды получили автономию в составе Ирака.
Мемориал на месте химической атаки в городе Халабджа, Ирак. Фото Reuters
Зачем курды едут в Германию? Почему через третьи страны?
Потому что там, как мы писали выше, огромная диаспора — больше миллиона человек. Их миграция в Германию началась еще в 1960-х: курды приезжали в страну в качестве гастарбайтеров. С годами число приезжих увеличивалось. В одном из исследований 2003 года назывались разные причины, по которым курды едут в Германию:
В исследовании отмечается, что усложнение легальных миграционных процедур приводит к тому, что люди не верят, что смогут въехать в Германию законным способом. Из-за этого большинство выбирает нелегальные пути, поскольку они считаются потенциально более успешными.
Темпы миграции курдов усилились после начала гражданской войны в Сирии и прихода талибов к власти в Афганистане.
Германия остается главной целью для мигрантов в Европе. Среди них существует мнение, что эта страна предоставляет наибольшие возможности для приезжих. В сентябре Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев Германии сообщало о том, что с начала года им было получено 100 278 просьб о предоставлении убежища.
Кто такие курды и откуда они взялись? Современные курды
Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:
Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении.
Кто такие курды и откуда они взялись?
Согласно генетическому анализу, курды тесно связаны с народами Азербайджана, Армении, Грузии, которые имеют общих предков в северной и ближневосточной части мира. Эти данные позволяют сформировать представление, кто такие курды и откуда они взялись.
Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).
Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.
Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.
Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.
В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.
Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.
Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.
Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.
Происхождение курдов
Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:
Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.
Вероисповедание курдов
В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.
Говоря о езидах всегда нужно помнить:
Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.
Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.
Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.
Курды в Турции сегодня
В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.
В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.
Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.
Традиции и обычаи курдов
В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.
Борьба курдов за независимость
Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце 1854 г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взятьБитлис, а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март 1855 г.) После этого восстание сошло на нет.
Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в 1880 г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.
В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с 1898 г. в Каире потомки Бадрхана.
Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции1908 года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.
Поражение Турции в Первой мировой войне, казалось, открыло перед курдами новые перспективы. На Версальской конференции курдов представлял генерал Шериф-паша, пытавшийся добиться создания независимого курдского государства. Однако курдские националисты, выступавшие в Париже, на деле не имели прочных связей с Курдистаном и реально не представляли никого, кроме узкого кружка курдских интеллигентов. Согласно Севрскому мирному договору 1920 г., предполагалось немедленное провозглашение Курдистана автономным с последующим (в течении года) предоставлением ему независимости, если курды выразят такое желание.
Между тем в самом Курдистане происходило следующее. В Мосульском вилайете (нынешний Иракский Курдистан), занятом англичанами, последние некоторое время носились с планами организовать конфедерацию курдских княжеств. В качестве первого шага, шейх Махмуд Барзанджибыл ими назначен правителем Сулеймании. Однако Барзанджи в мае 1919 г. поднял восстание, арестовал английских представителей, провозгласил себя королем Курдистана и двинулся на Киркук, но был разбит англичанами. Он был раненый взят в плен и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Индию. Осенью 1922 года, когда Мосульскому вилайету (то есть Южному, ныне Иракскому, Курдистану) стала угрожать турецкие войска, англичане вернули в Сулейманию Махмуда Барзанджи, который вновь провозгласил себя королем Курдистана, сформировал правительство, стал чеканить монеты и печатать марки со своим изображением; не доверяя англичанам, он вступил в тайные сношения с турками и послал письмо Ленину с просьбой о поддержке и протекторате. В феврале1923 г. англичане ультимативно потребовали от Барзанджи покинуть Сулейманию, после чего подвергли город воздушным бомбежкам. Барзанджи ушел в горы и держался там несколько лет, время от времени налетами беря Сулейманию; в 1927 г., видя безуспешность дальнейшей борьбы, он сдался на амнистию.
Весной того же 1922 года провозгласил себя королем «независимого Курдистана» и вождь иранских курдов Симко, сформировавший собственное правительство и начавший выпускать свою газету. В августе он был разбит персами, но продолжал оставаться «возмутителем спокойствия» вплоть до своей гибели в 1930 г.
Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля, обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.
После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.
Новое восстание турецких курдов началось в 1927 г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в 1931 г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До 1936 г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в 1938 г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.
Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В 1930 г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзанепроисходит новое восстание под руководством Мустафы Барзани. В 1946 г. в Мехабаде провозглашается курдская Мехабадская Республика. В то же время возникают и крупные курдские партии: Демократическая партия Иранского Курдистана (1945) и Демократическая партия Курдистана(Ирак) (1946). Наконец, в 1961 году в Ираке вспыхивает грандиозное восстание под руководством Мустафы Барзани, продолжавшееся до 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани.
В начале 1979 г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.
В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.
В марте 1991 года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО, действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство,
президентом которого является
В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота1980 г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в 1984 году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В 1998 г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.
В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».
Курды – народ, разделённый четырьмя государствами
Многие современные обыватели о курдах не слышали никогда и понятия не имеют, что это за народ. А ведь именно этот этнос является одним из самых многочисленных племён Турции и Ирана. Их родина издавна зовётся Курдистаном. Это не политическое образование, а скорее, историческая областьт.
Земли Курдистана затрагивают территории четырёх государств: Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Именно здесь насчитывается наибольшее число людей, что относят себя к древнему и таинственному народу – курдам. Чем же они интересны? Что рассказывает о курдах история?
Происхождение и название курдов
О происхождении курдов учёные высказывают самые разные теории. Значительная часть исследователей поддерживает данные, полученные ещё из античных источников. Согласно им, некогда иранское плато населяли куртии, что были предками современных курдов.
Генетическое изучение гаплогрупп этого этноса указывает, что курды имеют родство с народностями Азербайджана, Грузии, Армении. У ряда общин прослеживаются общие предки с современными евреями. Среди народов Ближнего Востока курды принадлежат к самым древним племенам.
Курдские вожди в традиционной курдской одежде / © Александр Иванович Ияс
Востоковед М.С.Лазарев отмечал, что “очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго”. Стоит отметить, что выгодное расположение Курдистана и его богатые земли вынуждали курдские племена отчаянно бороться, отстаивая свою родину и защищая от набегов захватчиков. Многие курды и сегодня мечтают о появлении собственной независимой страны.
Название курдов – ещё одна загадка для исследователей. Ряд учёных полагает, что слово “курд” может восходить к иранскому “горный”. И действительно, большинство предков курдов проживал в горной местности, что защищала их от врагов и помогала отражать атаки могущественных противников. Увы, точных данных об этнониме курдов не сохранилось, поскольку сам народ был деструктурирован.
Группа курдских мужчин в традиционной одежде Хаврамане, Курдистан
© Nodshah / commons.wikimedia.org
История курдов
Этническая неоднородность курдов проявляется и в их языке. Непосредственно курский язык объединяет несколько наречий и языковых групп. Наиболее распространённым среди них стал курманджи, на котором говорят представители северной этнической ветви. Выходцы из Ирана и Ирака используют для общения лаки, а на юге говорят на собственном южнокурдском диалекте.
Одним из самых значимых периодов прошлого народа стал расцвет Багдадского халифата. В это время происходит становление курдов как этноса, что было связано с немалыми испытаниями для людей. Подчиняться другим народам курды не желали, а потому Курдистан становится центром восстаний и бунтов, переходящих в кровопролитные столкновения.
После перехода земель курдов под власть персов ситуация несколько изменилась. Одним из знаменитых наместников Курдистана стал Идрис, представитель курдского народа, что прекрасно разбирался в обычаях своих соплеменников и стремился сохранить родную культуру. Поддержка авторитетных лиц даёт курдам новые силы для борьбы. Немалую роль в становлении этноса сыграл Али Паша Янпулат, пользующийся у курдов огромным уважением.
Курдская Пешмерга – военное формирование курдов в иранском Курдистане
В 1606 году в Курдистане вспыхивает новый бунт, что был подавлен турками. В дальнейшем курдам пришлось пережить господство Британской империи, что порождало новые восстания, противостояние Ирака и Ирана, стран, в каждой из которой по сей день живёт значительное число представителей курдского этноса.
Жизнь в Курдистане
Курдов нельзя назвать однородной народностью, поскольку даже их родина, Курдистан, разделена на четыре части между разными государствами. Тем не менее, единство курдов прослеживается в верности своей культуре. Увы, жизнь этих племён сложно назвать счастливой и безоблачной.
В Турции насчитывается более 16 миллионов курдов. Значительная его часть не умеет даже писать, оставаясь полуграмотным сельским населением. Нередко в адрес курдов Турции слышатся обвинения, что именно из-за их низкого уровня жизни, необразованности страну настиг кризис. Вряд ли эти заявления можно считать объективными, однако у курдов действительно немало конфликтов с правительством государства.
Девушка из курдов / © Габриэль Хаим / myartguides.com
В Иране курдам приходится не менее сложно. Из-за политических конфликтов, вспыхивающих в последние десятилетия, представители этого народа нередко поднимают восстания.
Постоянные стычки с правоохранителями и военными превратили этот народ в изгнанников, которые, несмотря ни на что, продолжают бороться за свои права. В самых разных странах всё большую силу набирает курдское движение, к которому присоединяются десятки тысяч людей. Курды, живущие в самых разных уголках мира, не забывают о том, что являются одним народом.
Курдский пастух / © Дарзан Серано / commons.wikimedia.org
Если говорить о характере курдов, они являются добрыми и отзывчивыми людьми. Многие представители этого народа отличаются религиозностью, а потому с особым уважением относятся к верованиям, святым местам – как своим, так и чужим. Возможно, именно поэтому конфликты с курдами на религиозной почве практически невозможны.
Курды – народ, чью историческую судьбу нельзя назвать лёгкой и простой. Пережив немало бедствий, войны и потрясения, они верят, что будущее приготовило им компенсацию за прошлые беды. Курды не перестают мечтать о собственном государстве. Зная настойчивость и силу духа этих людей, нельзя исключать, что даже самые невероятные мечты они могут воплотить в реальность.