Кушак одежда что это
Дать ремня Как мужской аксессуар стал объектом желания модных женщин
Фото: Ian Gavan / Getty Images
«Лента.ру» продолжает серию публикаций об истории разных видов одежды и манере ее носить. В предыдущих материалах цикла речь шла о шпильках, мини-юбке, мужском платье, костюме, галстуке, колготках, пуховике и дубленке. Новая статья — о ремне, из детали мужского военного костюма ставшем модным женским аксессуаром.
И веревкой подпоясался
Все в мировой моде началось с Древнего Египта. Это уже общее место. Ремни и пояса — не исключение. Пожалуй, первый в истории документально зафиксированный пояс закреплял древнеегипетскую набедренную повязку «схенти». Это была, по сути, обычная веревка, но поскольку речь шла о фараонах и аристократах, в древнейших манускриптах упомянули даже такую мелочь.
Впрочем, нет сомнений, что люди перетягивали одежду в поясе задолго до того, как научились сообщать об этом в письменной форме. Главная задача пояса — не позволять ветру раздувать полы одежды, а холоду — пробираться под нее. Первоначально пояс (или веревку, которая служила поясом) завязывали на узел. Со временем человечество освоило работу с металлом, и у пояса появилась пряжка.
Кожаный пояс с пряжкой, который носили древние жители Киклад и других греческих остовов, а также полуострова Пелопоннес — уже ремень в нашем современном понимании. На античных статуях туники практически всех греческих богинь перетянуты поясами, и на некоторых из них можно рассмотреть высеченные скульптором узорчатые пряжки и тиснение.
С древности богато украшенный ремень считался признаком роскоши. Декорировалась не только пряжка. Сам ремень, то есть полоса кожи, украшался металлическими накладками («насечками»). По декору пряжек ученые судят ни много ни мало об уровне материальной культуры их обладателей. Люди бронзового века делали довольно примитивные литые застежки-фибулы, а в эпоху эллинизма ювелиры создавали настоящие шедевры из золота и серебра.
Статусная вещь
Как носить широкий ремень или пояс с платьем — 35 примеров
Широкий кожаный ремень или пояс-кушак смотрятся с платьем очень стильно. Но использовать этот аксессуар в ансамбле необходимо с некоторыми условиями. Как носить его мы расскажем в этой статье.
А стоит ли?
Широкий кожаный ремень или тканевый пояс добавят в образ соблазнительности, женственности, немного агрессивной грубости, и на фоне этого талия выглядит очень эффектно. Сегодня носить этот привлекающий внимание аксессуар очень даже актуально. А в сете с платьем можно разбавить изящество брутальностью!
В преимущества широкого ремня можно записать его уникальную способность скрыть лишние объемы, если такие присутствуют. И в то же время чересчур худенькую барышню такой аксессуар сделает женственнее.
Кому можно его носить?
1. Высоким женщинам. Замечательно смотрится широкий ремень на бедрах и скрадывает рост.
2. Обладательницам объемного бюста. В этом случае нужно надеть его на талию и даже выше под грудь.
Важно! Женщинам с небольшим ростом носить платье с широким поясом нужно с большой осторожностью. Он «режет» фигуру и делает ее еще приземистее.
3. Всем, у кого пропорциональна фигура.
Необходимо помнить, что аксессуар очень привлекает внимание, поэтому он должен быть не только безупречен сам по себе, но и идеально сидеть.
Важно! Иногда пояс может «сыграть злую шутку» и произвести абсолютно противоположный ожидаемому эффект. Это может случиться если затянуть ремень туго или, наоборот, оставить его «болтаться». Если в правильности посадки аксессуара нет уверенности, покупать его нужно обязательно с примеркой или выбирать эластичный вариант.
На бедрах или талии?
Ширина ленты ремня колеблется в пределах от 10 до 15 см, и конечно же он не сможет «работать» со шлевками. Однако он имеет свойство удерживать одежду в области талии так, чтобы она «не ездила». С его помощью можно сформировать комфортные складки, зафиксировать драпировку, например.
На бедрах лучше носить пояс из тонкой кожи. Он удачно «обнимает» изгибы тела. На талии можно использовать более жесткий вариант.
Важно! Широкий кожаный ремень на талии необходимо застегивать с осторожностью и обязательно оставлять пространство для дыхания.
Как носить ремень?
Момент! Нельзя добавлять широкий ремень в с сугубо деловой дресс-код. С кожаным платьем стоит его использовать с большой осторожностью. Но пояс — совсем другое дело. С маленьким черным платьем он смотрится очень соблазнительно и мило. А модель милитари отлично сочетается с огромной пряжкой.
Широкий ремень — для раскрепощенных образов, поэтому он не вписывается в классические строгие и спортивные наряды.
1. Стильно и соблазнительно смотрится такой ремень поверх шифонового или котонового расклешенного платья миди или макси.
2. Любой образ в стиле бохо будет неплохо сочетаться с аксессуаром.
3. В холодное время года он отлично смотрится с вязаным платьем или длинным свитером.
4. С летним платьем мини можно носить кожаный ремень в повседневном стиле. Выбирайте яркий, рыжий или коричневый аксессуар к цветной одежде.
5. Принтованное платье — идеальный фон к такому поясу. Можно попробовать мелкий цветочный рисунок, анималистичные расцветки.
6. С однотонным вечерним платьем и широким кожаным ремнем получается агрессивный соблазнительный образ. Ансамбль будет роковым и привлечет внимание к своей обладательнице.
Пояс-кушак
Такой аксессуар — идеальный способ скрыть небольшой животик. Только при этом бюст должен быть приличным, а талия достаточно узкой.
Важно! Если талия широкая, а грудь небольшая, этот дисбаланс будет сильно бросаться в глаза, особенно если перетянуть в проблемной области. С другой стороны, если фигура стройная, почему бы не попробовать?
Широкий пояс с завышенной талией
Ретро-мода не сдает своих позиций вот уже столько сезонов. Аксессуар корсетного типа отлично будет смотреться с платьем из тонкого материала — шифона, батиста, хлопка, например. Получится достаточно соблазнительно.
Крутые сеты с платьем и широким ремнем
Если классическое сочетание не нравится, попробуйте носить ансамбль с дополнительными элементами. Великолепно смотрятся следующие сеты:
С ремнем поверх жакета. Очень стильно и современно выглядит платье из тонкого материала с цветастой расцветкой в ансамбле с однотонным жакетом или пиджаком. Худенькие женщины и обладательницы фигуры «груша» оценят подобный лук.
С очень широким поясом-кушаком и запашным платьем. Стоит попробовать модель кимоно или оверсайз из тонкой ткани.
С легким платьем с рюшами. Летящий силуэт, огромные воланы отлично смотрятся в этом сезоне вместе с грубой кожей. В сет рекомендуется добавить босоножки с ремешками или гладиаторы.
Русский пояс
Пояс — это, пожалуй, один из самых архаичных элементов костюма, сохранившийся у староверов до сих пор, благодаря своему значению. Даже когда нет кафтана и косоворотки, мужчины подпоясывают сорочку, выпущенную поверх брюк; когда нет сарафана, женщины подпоясывают кофточки. И даже когда староверкам белокриницкого согласия задают вопрос: «Почему без пояса?» — они отвечают: «На рубахе есть». О необходимости присутствия пояса долго рассуждать не приходится. Давайте обратимся к его истории.
История русского пояса
Само слово «пояс» происходит от древнерусского «ясати», что означает «подпоясывать/вязать»; в свою очередь «ясати» связано со словом «ясало» — «пояс». Удивительно, как за тысячу лет эволюционировало слово. Глагол «поясати», буквально означающий «повязать ясалом», образовал новое существительное «пояс».
С глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни людей. В древнерусском костюме пояс применялся не столько для поддержки верхней части костюма (поясная одежда держалась не собственно на поясах, а на вздетых шнурах — чашниках), сколько для того, чтобы сохранить тепло. Пояс в это время и в последующие периоды истории являлся социальным знаком, нередко представлял регалии должностного лица. Простонародье подпоясывалось простым ременным или тканым поясом, люди побогаче имели на ремнях бляхи из меди и драгоценных металлов, а также железные пряжки разнообразных форм. Высшие должностные лица, военачальники, крупные феодалы, князья носили драгоценные пояса, часто украшенные золотом и усыпанные каменьями. Никоновская летопись в рассказе о междоусобной войне между сыновьями Всеволода III Юрием и Константином в 1216 г. в битве при Липице упоминает «Добрыню Рязанича Златого пояса». Иностранцы называли членов новгородского вече «золотыми поясами». В духовных грамотах великих князей и царей дорогие пояса нередко упоминаются в качестве наследуемых фамильных драгоценностей. Сыновья великих князей, наследуя уделы, вместе с ними получали и драгоценности, среди которых обязательно были золотые пояса. По свидетельствам современников, у Ивана Калиты было десять драгоценных поясов, у Дмитрия Донского — восемь. Из-за золотого пояса князя Василия Косого в 1433 г. разгорелась феодальная война. Софья Витовтовна, мать Василия II, публично сорвала золотой пояс с Василия Косого на свадьбе своего сына. Распоясать человека означало обесчестить его: это послужило поводом к боевым действиям.
Широкие матерчатые кушаки ярких расцветок стали непременной принадлежностью мужской одежды начиная с XIV века, вследствие, как считает Е.В. Киреева, ордынского влияния. В домонгольскую эпоху рубаху навыпуск подпоясывали исключительно нешироким ременным поясом. Рядовые горожане поверх кафтана подпоясывались кумачовыми кушаками, богатые имели кушаки из более дорогих, нередко привозных материй с особо украшенными концами, которые свисали впереди книзу.
Средневековый матерчатый кушак. Реконструкция Дмитрия Фролова
В ХVIII-ХIХ веках широкие цветные кушаки бытовали главным образом в одежде простонародья. Наряду с ними в постоянном обиходе были ременные пояса разной ширины и расцветок, но без металлических блях. Кожаные пояса носили, как правило, мужчины. В частности, представители средневековых воинских сословий носили ремни поверх матерчатых и тканых кушаков.
Ремень поверх матерчатого и тканого кушака. Здесь пояса выполняют разную функцию, держа разные предметы. Реконструкция
Бытовали также пояса из лыка. Наиболее широко были распространены в XIX веке плетеные и тканые пояса из шерсти, льна, шелка. Узкие тканые пояса служили в основном для подпоясывания рубахи, широкими же (кушак, опояска) подпоясывали верхнюю одежду.
Широкие и длинные пояса, длиной до 3-4 метров, несколько раз обертывавшиеся вокруг талии, наиболее характерны для украинского и южнорусского костюма. В старину в качестве праздничных поясов, особенно среди казачества, широко бытовали шелковые кушаки турецкого и персидского производства. В конце XVIII века в Белоруссии возникло производство шелковых, так называемых, слуцких поясов, которые не уступали по качеству и красоте поясам восточной работы. Однако большей частью пояса ткали сами крестьянки. Праздничные пояса орнаментировались, концы их украшались кистями, которые свешивались до колен и ниже. Девушки и женщины нередко укрепляли на поясе сшитый из ткани карман-лакомку для сластей или для денег.
Способы ношения пояса
Существовало два способа подвязывания пояса: очень высоко под грудью для женщин и низко под животом («под брюхо») у мужчин. Любопытно, что в XIX-XX вв. у крестьян сохранялось огромное количество способов повязывания поясного узла: гостевой — когда широкий кушак складывали пополам и оборачивали 2-3 раза вокруг себя, затем закрепляли простым перекидыванием концов кушака вокруг друг друга. Такой способ позволял быстро снять и повязать кушак. Дорожный — аналогичный предыдущему, но концы пояса закрепляли узлом, чтобы пояс не развязался дорогой. Рабочий — когда концы пояса завязывали узлом сложным или двойным так, чтобы концы не свисали сильно. У староверов Урала есть и свой моленный узел: пояс складывался пополам, получившейся петлей обворачивали концы и продевали их в петлю, получалась самозатягивающаяся петля, а концы пояса ровно свисали сбоку. У староверов Усть-Цильмы обязательным было оборачивать пояс вокруг себя три раза так, чтобы и с передней части, и со спины пояс «скрестился». У семейских староверов Забайкалья широкими браными кушаками подпоясывали и рубахи, кушак просто оборачивался вокруг тела и его конец прикалывался на булавку. А также огромное количество праздничных узлов, общей чертой которых был расчет на красоту и то, что человек не будет активно двигаться на празднике, как во время работы. Например, у бухтарминских староверов подтыкали концы пояса под основную линию с двух сторон.
Подоткнутые концы пояса на праздничном костюме молодой женщины. Из книги «Традиционный костюм русских крестьян-староверов»
Значение пояса
Пояс был предметом не только престижным, но и охранительным. Ходить без пояса было грешно, как и без креста. Более того, во многих староверческих согласиях сохранилась традиция носить тельный пояс-ниточку. Такой пояс дается ребенку при крещении и заменяется по мере его изнашивания.
Считалось особенно большим грехом быть без пояса на молитве, а также обедать и спать неподпоясанным. Многие снимали пояса только в бане. Пояс считался неким оберегом даже от нечистой силы. По представлениям староверов Урала, нечисть, стремящаяся отвлечь человека от молитвы или толкнуть на грех, заигрывается кистями пояса (либо пересчитывает его нити), забывая о том, зачем приступила к человеку.
Кроме апотропейного смысла, имелось и социальное значение. Например, в разных общинах мужчины и женщины носили концы пояса на разные стороны. В староверческом селе Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области мужчины носили пояса справа, а женщины — слева, а вот староверы в Шалинском районе — наоборот. Есть общины, где представители обоих полов носили пояс на одну сторону. Главное, обсуждая этот вопрос, помнить о вариативности.
Староверы с разных поселков Урала. Частный архив
Также в зависимости от обычая разные пояса предпочитали мужчины и женщины. Например, у семейских женские кушаки шире мужских, а вот в Свердловской области и в Пермском крае наоборот.
Аналогично разные узлы могли обозначать и социальный статус владельца и его семейное положение.
Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки. Поясом нередко невеста одаривала участников свадьбы. По описаниям свадеб в Чердынском уезде Пермской губернии за свадьбу могло быть раздарено до 140 поясов.
Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Англичанин Коллинз, посетивший Московию в 1659-1666 годах, отмечал, что по воззрениям русских пояс, надетый на одежду, придает человеку физические силы.
В этой связи очень интересным становится тот факт, что в Зауралье и старожильческих районах Свердловской области была чрезвычайно популярна борьба «на опоясках», где пояса играли роль своеобразного кимоно — за него осуществлялся фиксированный захват. Большую роль в этом виде народной борьбы играла именно физическая сила. Надо сказать, что эта борьба была популярна в староверческих селах и деревнях. Возможно, это было связано с тем, что на Ирюмском соборе 1723 года были запрещены кулачные бои.
Виды поясов
Виды поясов и кушаков напрямую связаны со способом их изготовления.
Топковый пояс со светильном кресту
Топковый пояс
Закладной пояс
Закладной пояс
Все эти виды изготовления поясов довольно древние и в разном соотношении существовали параллельно разным эпохам.
Пояс могли оставить как есть, с конечными нитками, однако есть и образцы поясных «украс» — это кисти из толстых шерстяных ниток, либо же валяные кисти, бисерные кисти, узелки из металлических нитей, иногда даже целые золотошвейные наконечники!
Бисерные украсы пояса
Украсы пояса. Слева направо: золотошвейные концы; узлы и валяные кисти; узел на конце пояса
Дальнейшая история пояса
Мода во многом бывает сурова, и в начале XX века в мужскую моду вновь входят ремни, а также круглые пояса, которые представляли собой косичку из ниток разной благородности (круглый пояс).
Старообрядцы с. Большой Куналей, середина XX века
Круглый пояс
В женском гардеробе появляются и пояса-шитики, выполненные из ткани, украшенной машинной отстрочкой, и застегивающиеся на пуговицы, подобно ремню.
Женский комплекс сибирских старожилов начала XX века с поясом-шитиком
Постепенно в среде староверов, за огромным количеством разных передряг в XX веке, пояс заменяется обычной тесемочкой, веревочкой и его значение становится функционально-религиозным.
От редакции. В отдельных старообрядческих приходах до сих пор сохраняется традиция, когда неподпоясанного человека могут не пустить на богослужение или сделать ему строгое замечание. Также в некоторых согласиях христиане носят еще и нательные пояса. Нательный, «нижний» пояс более прост и не украшен. Он надевается при крещении на голое тело. Некоторые носят его всю жизнь и даже в бане не снимают. Естественно, что нижний пояс достаточно быстро изнашивается, и тогда его могут заменить на другой, такого же вида.
Кушак одежда что это
Пояс — опояска, шнур, ремень, кушак, юсало, тонкая полоска материи, используемая для охвата верхней одежды по линии талии.
Старославянское – поясъ (стан).
Слово «поясъ» происходит от индоевропейского корня jasati (опоясывать).
Гачник, гашник, гасник, гачень, гач м. ремень, веревочка, снурок, тесма, для вздержки и
завязки шаровар. В. Даль.
Пояс — обязательная часть любого древнерусского костюма: будь то костюм женский, мужской или детский. Им подвязывали верхнюю, нательную, набедренную одежду, однако главное его назначение — охранение от злых сил: по древним поверьям нечистая сила всегда ходила не подпоясанная. Кроме того, пояс отражал социальный статус его владельца, а также был знаком воинского отличия. Он мог указывать на место воина в княжеской рати, его заслуги, принадлежность к какому-либо роду и, наконец, семейное положение.
Важную роль в русской одежде играли разного рода опояски – от простого плетеного пояса крестьянина и рядового горожанина до драгоценного золотого пояса с каменьями – регалии князя-военачальника, пояса, из-за которого однажды даже разгорелась феодальная война. Рассматривая предметы верхней и домашней одежды, мы говорили, какие из них подпоясывались. Но люди выходили на улицу, надевая один на другой несколько таких предметов, и как на мужчине, так и на женщине при этом могло оказаться несколько опоясок.
В древнерусском костюме использовались два, иногда три пояса. В разных областях России для обозначения поясов использовались и такие термины, как гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой, суконник.
Формы поясов менялись от губернии к губернии, но способов опоясывания в мужском и женском костюмах, как и в древности, было всего два:
И мужчины и женщины подвязывали пояса под левую руку, затягивали пояса слабо. В праздничных комплексах поверх широкого тканого пояса иногда повязывали узенькую плетеную пояску.
Ношение остальных поясов определялось полом и социальным положением:
К поясам крепились различные предметы обихода: гребни, ключи, огниво и прочее. В поздних костюмных комплексах из городской моды заимствуются подвешиваемые к поясам тканые карманы (гаманы), которые использовались как кошелек для денег или для хранения лакомств, в связи с чем их называли «лакомник» или «лакомка». В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родственников жениха.
Пояса у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин, к поясу привешивались гребешок и кисет, а также мешочек для денег.
Ремень – кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался. Кожаные ремни носили охотники.
В женских костюмных комплексах существовали возрастные варианты, в которых поясами подпоясывались.
Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветную полоску. Пояса всех типов оборачивались на талии два–три раза, что скрадывало стройность стана и подчеркивало традиционный идеал дородности.
Пояс в мужском костюме
Мужские одежды обычно стягивались поясами, которые изготавливались или из различных тканей и в таких случаях просто завязывались, или из кожи и имели металлические пряжки, а иногда еще наборные бляшки и наконечники. Наиболее полная серия металлических частей пояса происходит из раскопок городища Зимно. Здесь найдены бронзовые, серебряные и железные пряжки с круглыми, полукруглыми, овальными, восьмеркообразными и фигурными рамками и разнообразной формы основой, а также прямоугольные «гитаровидные» пряжки. Многочисленны бляшки от поясных наборов — двухщитковые и круглые прорезные; фигурные, с растительным орнаментом, крестообразная, в виде фигуры птицы. Поясные пряжки и бляшки неоднократно встречены и в других славянских памятниках VI—IX вв., но в IX в. они менее многообразны, а иногда представлены единичными экземплярами, однако принадлежат в основном к тем же типам. Так, восьмеркообразные пряжки встречены и на поселениях Южного Буга, и на Хотомельском городище, и в длинных курганах кривичей. В коллекции древностей из этих курганов имеются удлиненно-четырехугольные, овальные и кольцевые пряжки, а также пряжки В-образной формы. Необходимо подчеркнуть, что поясные пряжки, бляшки и наконечники, встречаемые в славянских памятниках VI—IX вв., не принадлежат к специфически славянскому убранству одежды, а имеют широкие аналогии в древностях многих племен и племенных группировок этого времени, от аварских могильников Паннонии до приазовских и северокавказских степей. Подобные вещи отражают значительные перемещения населения, широкие связи и заметную однородность дружинной культуры.
Пояс в женском костюме
А. В. Арциховский считает, что женская рубаха не подпоясывалась. (Арциховский, 1948, с. 239-241), но на изображениях женщин видны и подпоясанные рубахи (см. Радзивилловская летопись, л. 3-6 об.). Отсутствие в женских погребениях металлических пряжек и блях может указывать на то, что женский пояс представлял собой шнур без каких-либо дополнительных украшений, кроме кистей, и просто завязывался, ременных же поясов женщины не носили. В. П. Левашова отмечает у женщины шерстяной вязаный пояс (Левашова, 1966, с. 115-117). Такие пояса могли в погребениях не сохраниться.
Простейшими были пояса тканые, плетеные и витые, какие сохранились в крестьянском быту и в XIX в. (Русские, карта 61). Один узорный шерстяной тканый пояс найден при раскопках в Москве, в слое XVI в. (Рабинович, 1964, с. 281; Громов, 1977, с. 214). Таким поясом, а также витым шнуром подпоясывали мужскую и женскую рубахи, сарафан. На новгородской иконе XIV в. дети изображены в рубахах, подпоясанных поясами-шнурами с кистями на концах.
Место, где полагалось быть поясу, уточнялось модой. В XVII в., например, модно было подпоясываться ниже талии, чтобы больше казался живот — так считалось «солиднее» (Олеарий, с. 172-173). Некоторые исследователи предполагают, что и в ту пору молодежь все же старалась выглядеть стройней и подпоясывалась по талии (Гиляровская, 1945, с. 81). Верхнюю одежду подпоясывали ременным поясом (находки пряжек нередки) или матерчатым кушаком. Кушаки, надеваемые поверх кафтана, бывали из тканей ярких цветов — кумачные, бумажные, а у богатых – из дорогих привозных материй, с особо украшенными концами, которые свисали книзу. Среди царского платья в музеях Московского Кремля сохранился дорогой, вытканный золотом и серебром кушак из числа 12 кушаков, подаренных в 1621 г. царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом (Левинсон-Нечаева, 1954, с. 345-346). У князя Ю. А. Оболенского были даже «кушаки бумажные пушены горностаем» (АФЗИХ, II, № 207, с. 211).
Пояс — знак отличия
Высшие военачальники, крупные феодалы, князья носили и драгоценные золотые пояса. Недаром иноземцы называли членов новгородского Совета господ «золотыми поясами» (Никитский, 1869, с. 300). В духовных грамотах — завещаниях московских великих князей и царей — не раз названы эти фамильные драгоценности. У Ивана Калиты было девять драгоценных поясов, у Ивана Красного – четыре, у Дмитрия Донского – восемь (Базилевич, 1926, с. 8-12). Сыновья великих князей получали в наследство не только удел, но и драгоценности, среди которых обязательно был и золотой пояс.
Поясные накладки и привески
Кожаные калиты найдены при раскопках в Новгороде Великом и в Москве (Изюмова, 1959, с. 218-220; Рабинович, 1964, с. 112-115). Подобные сумочки носили мужчины и в Западной Европе, как на поясе, так и через плечо (TWW, t. I, tabb. 9, 19, 21, 25 u.a). У немцев они назывались в XIV-XV вв. Reisetaschen и комбинировались иногда с небольшим кинжалом. Эти сумочки обычно ничем не украшались, в то время как русские калиты зачастую богато орнаментировались.
Итак, пояс с калитой был не только необходимой частью туалета, но и украшением.
Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920гг насилии в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.
Завязывался пояс узлом спереди или с боку чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4 м., отдельные пояса достигают 5—6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22 мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.
Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».
Пояс — элемент одежды, маркирующий возрастной, половой и социальный статус человека, а также, наряду с крестом, символизирующий принадлежность человека к «своему», человеческому миру. Семантика пояса как универсального оберега, медиатора между человеком и окружающим миром, а также как эквивалента мужской производительной силы обусловливает его использование в «переходных» ритуалах, в охранительной, продуцирующей и лечебной магии. Особая магическая сила приписывалась поясам священника, мужскому, венчальному, красному, новому поясу, а также поясу «со словами», на котором вытканы слова молитвы. Близость к человеческому телу, вокруг которого пояс образует символический круг, а также посредническая функция пояса, отделяющая интимное пространство человека от внешнего мира, наделяет пояс символикой границы между человеком и средой.
У всех славян пояс рассматривался как знак принадлежности к миру людей. Ношение пояса считалось обязательным в повседневной жизни (рус.). Пояс — символ «одетости», без него, как и без креста (для женщины — и без платка), человек выключался из социальной и культурной сферы. Находиться в обществе без пояса у русских считалось грешно и неприлично. У старообрядцев Заволжья пояс, как и крест, не снимали даже в бане, чтобы не оказаться беспомощными перед нечистой силой. Ср. рус. распоясаться ‘утратить приличие поведения’; болг. распасъл(а)си пояс ‘всту-пил(а) во внебрачные отношения’. Распоясать, сорвать с человека пояс значило тяжело оскорбить, обесчестить его. Князь Василий Косой был оскорблен на пиру снятием пояса, что послужило предлогом к войне (XV в.).
Круг, столь наглядно воплощенный в поясе, во всех культурах мира считался идеальной формой, недоступной злым духам. По народным поверьям разных стран, в поясе, как во всяком круге, заключалась власть, противостоящая всякой нечисти и болезням. В отличие от специального шаманского опоясывания в роли пояса-оберега выступал любой ежедневно носимый ремень и каждый препоясывающийся по своей вере наделял его силой оберега.
Пояс — универсальный оберег от нечистой силы. Ночного демона змору можно отогнать, если на ночь положить в изголовье ремень, вырезанный из кожи руками живодера (кашуб.). У сербов для этой цели перед сном пояс перекидывали поверх одеяла. Если змора будет душить человека, ее нужно ударить поясом, тогда на следующее утро можно будет распознать, кто в селе является зморой — она придет к этому человеку просить соли (серб.). Мужской венчальный пояс клали под голову роженице как средство, защищающее от богинок (пол.). С помощью пояса можно было укрощать ведьм и колдунов. Считалось, что колдуна можно поймать венчальным поясом, а ведьму — поясом от мужских штанов (ю.-рус.) или поясом священника (з.-укр.). В Полесье пояс от нижних мужских штанов вешали на рога или на шею корове, особенно после отела, чтобы предохранить ее от сглаза. При первом выгоне через пояс и другие предметы-обереги (освященную вербу, хлеб и т. д.) перегоняли скот, чтобы уберечь его от сглаза и порчи (полес.); для этой же цели с поясом и иконой обходили корову (с.-рус.). На Рус. Севере хозяйка при первом выгоне, перегнав корову через свой пояс, надевала его на себя и уже не снимала до конца пастбищного сезона, чтобы «привязать» корову к дому. Накануне Юрьева дня пояс клали у входа в загон, чтобы овцы переступили через него. Пояс оставляли на этом месте до рассвета, чтобы ведьмы не отняли у овец молоко (серб.). При встрече с вихрем произносили охранительную формулу с упоминанием неотбеленного пояса и неотбеленной нитки (укр.).
Поясом пользовались при заговорах о сохранении здоровья. С помощью пояса стремились изгнать болезнь или передать ее.
В каноническом индуистском сборнике «Атхарваведа» (I тыс. до н. э.) есть заговор на долгую жизнь, обращенный к поясу: «О пояс, вложи в нас мысль, мудрость. Обними ты меня на долголетие, о пояс!». На Руси больному лихорадкой советовали пойти в лес, найти осину, поклониться ей и сказать: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу», и перевязать ее своим поясом.
Согласно народным поверьям с помощью пояса, как магическим кругом, можно было оградить себя от нечистой силы.
По русскому народному поверью, подпоясанного человека «бес боится, и леший в лесу не заведет», поэтому, отправляясь в путь, мастеровой или купец обязательно надевал пояс.
В России XVIII века имели хождение простонародные медицинские книги. В одной из них написано: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство».
В Полесье (Житомирщина) полагали, что ведьм можно ловить, как арканом, с помощью освященного пояса.
Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от сглаза, наговора и приворотов других женщин.
В XIX веке в Шенкурском уезде Архангельской губернии считалось, что пояс способен защитить вдову от домогательств нечистой силы, которая захочет ее посетить в облике покойного мужа.
В Коми, когда в дом заходил посторонний мужчина, все мальчики должны были быть препоясанными. Если же кто-либо из них оказывался без пояса, то сразу же после ухода посетителя мать ребенка осуществляла очистительные ритуалы.
В народных традициях разных стран с помощью пояса устанавливали границу между своим и чужим и символически притягивали добро к дому.
В Белоруссии глава семьи проходил в новый дом первым, а затем втягивал за пояс всех остальных.
В коми-зырянской загадке надевание пояса сравнивается с возведением укреплений вокруг городища: «. встретимся [два конца пояса] и срубим город».
В Центральной России считалось, что с помощью пояса можно «привязать» скотину ко двору. Во Владимирской губернии новокупленную скотину проводили через опояску, постланную у ворот, приговаривая: «Забывай старого хозяина, привыкай к новому!».
В южнорусских деревнях при первом выгоне скота пояс расстилали перед порогом хлева или воротами двора, дабы животные благополучно вернулись домой. С этой же целью пояс привязывали к рогам коровы или клали пастухам в сумку. Хозяева с волнением следили, чтобы при выходе корова «не уволокла ногами» пояс, поскольку это сулило несчастье по дороге на пастбище.
На Русском Севере накануне первого выгона скота хозяйка плела из трех льняных ниток пояс, нашептывая: «Как этот плетешок плетется, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся, ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях. ». Этот пояс хозяйка носила до самого выгона скота. Накануне она снимала его с себя и закапывала у выхода со двора со словами: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держался, так крепко коровка круг двора держись».
Некоторые обрядовые действия с поясом были направлены на стимулирование мужской и женской плодовитости и на защиту беременной женщины.
Согласно Сербскому списку XV века лыковым поясом лечились от мужского бесплодия.
Русский обычай опоясываться травами на Юрьев день ради беременности имел, по всей вероятности, глубокие языческие корни.
Заменой какого-то дохристианского обряда стал обычай, согласно которому бездетные русские женщины в надежде забеременеть носили при себе кусок пояса священника.
Православные сербки из Призрена и его окрестностей опоясывали старые церкви шерстяной ниткой, из которой они потом плели пояс и надевали на себя, чтобы забеременеть.
Сербки-мусульманки также использовали этот обряд, только первоначально они опоясывали шерстяной нитью мавзолей шейха Гусейна в Призрене.
При беременности женщины-коми начинали носить пояс своего мужа, считая его более сильным оберегом, чем свой. Им не рекомендовалось снимать пояс даже на ночь, чтобы не снились кошмары («не давил домовой»).
Пояс был необходим как при жизни, так и после смерти. Считалось, что и в потустороннем мире человеку надлежало быть препоясанным. Поэтому пояс включали в комплект смертной одежды и в разных местах по-разному использовали в траурных ритуалах.
В большинстве губерний России, когда хоронили умершего, пояс расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело. Согласно поверью если не сделать этого, то мертвый не обретал покоя.
В ряде губерний России пояс на покойном завязывали на один узел, в особенности если муж или жена покойного надеялись повторно вступить в брак.
В России, когда гроб выносили со двора, ворота завязывали поясом, чтобы оградить дом от повторных смертей. Лошадь, везущую гроб на кладбище, вели не за поводья, а за пояс.
В Белоруссии во время похорон хозяина дома по выносу его тела со двора ворота завязывали красным поясом для того, чтобы вслед за хозяином не пошел мор на домашний скот.
На Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, «чтобы больше покойников не было».
В южной Македонии поясом из шелковых нитей опоясывалась талия покойника, что защищало от исхода сил из семьи умершего.
«Тельник» или «нижник» носили на голое тело под одеждой с рождения до самой смерти и не снимали его даже в бане. Ходить, обедать, спать без «тельника», а особенно проводить обряды, ритуалы, гадания и т.п. невозможно:
Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.
Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.
С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.
Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому».
В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.
Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.
Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочку.
Пояс в свадебном обряде
Пояс невесты свидетельствовал об установлении брачных отношений и обязанностей. Пояс жениха в свадебном обряде символизировал сексуальную силу и, по народным представлениям, провоцировал рождение мальчиков.
В обрядах поиска суженого соединенные концы пояса ассоциировались со связанностью судеб будущих жениха и невесты.
В русских деревнях девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется.
В Вологодской губернии существовал обряд гадания о суженом на поясе. На ночь к поясу девушка привязывала замок, запирала его, а ключ клала под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня».
В обрядах сватовства с помощью пояса родные и близкие молодых стремились укрепить их брачные отношения и свои новые родственные связи.
В России XIX столетия крестьянская невеста до и после свадьбы раздаривала до ста поясов, и потому некоторые девушки начинали ткать пояса с девяти-двенадцати лет (см.Пояса русского народного костюма XVIII—XIX веков).
В Псковской губернии свата, собирающегося в дом невесты, одаряли пояском, приговаривая: «Не я бью, удача бьет».
В Тамбовской и Псковской губерниях сваты, приходя в дом невесты, раскладывали кругом на полу пояс, и если невеста впрыгивала в него, то это означало ее согласие на свадьбу.
В Рязанской губернии крестный отец невесты снимал с себя кушак, связывал им молодых и стукал их головами с тем, чтобы они «жили ладно да гладко».
В Тамбовской губернии дружка, сняв кушак с жениха, обвязывал им новобрачных и обводил их вокруг стола в знак неразрывной связи будущих супругов.
Русская невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах, после чего она уже не имела права изменить решение и отказать жениху.
В России по завершению сватовства матери благословляли молодых не только хлебом, но и поясом, положенным сверху.
В ряде русских губерний свадебный пояс на девушку впервые надевал отец или ее крестный при обряде помолвки.
У белорусов невеста на сговоре опоясывала жениха.
В обряде венчания пояс выступал в роли оберега от дурных помыслов и символизировал вступление молодых в новый социальный статус.
В русских деревнях молодые, идя под венец, опоясывались под одеждой узловатой ниткой или лыком, что должно было предохранить их от порчи.
В селениях Калужской области в 20-е годы ХХ века существовал обряд «надевания красного пояса». Он проводился перед отправлением невесты к венцу, когда невесту поверх венчальной тонкой льняной рубахи подпоясывали красным шерстяным поясом с кистями. В обряде участвовали только женщины, которые осыпали невесту шутками, часто откровенно эротического плана.
В некоторых областях центральной России поясами украшали расписные дуги свадебной повозки.
В центральных губерниях России пояс клали на подножное полотенце в церкви.
В Коми для молодых, отправлявщихся под венец, полагались специальные пояса, связанные так же, как рыболовные сети, с множеством узелков, символизировавших большое потомство.
В деревнях Италии существовал обряд обряжания невесты женихом, который включал две основные части — надевание на ноги невесты обуви и подвязывание одежды свадебным поясом. Пояс был красного цвета, что напоминало древнеримскую традицию накрывать голову невесты покрывалом красного цвета.
В Верхней Австрии и Тироле, а также в соседней Баварии, платье невесты подпоясывалось металлическим поясом, который надевался один раз в жизни.
Во Франции пояс служил одним из традиционных подарков жениха. Помимо пояса, в набор из четырех ритуальных предметов костюма невесты входили фартук, чулочная подвязка и туфли. В XIX-XX веках пояс был, как правило, белым, а в старину — пестрым.
Кто бы ни надевал свадебный пояс невесте в ходе свадебного обряда, у всех европейских народов снять его мог только будущий муж, что утверждало его власть над женой.
В селах Сумской области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом, с тем «чтобы дружно жили».
В Тамбовской области с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс».
После свадьбы русская молодая одаривала поясами за услуги тех, кто наливал воду в рукомойник, зажигал лучину, готовил постель и участвовал в прочих свадебных приготовлениях.
Традиционные свадебные обряды ушли в прошлое, но обычай дарить подарки как молодоженам, так и их родственникам остается в силе.
В мифологических представлениях пояс — принадлежность некоторых мифологических персонажей, в частности, русского домового или лешего. В болгарской мифологии пояс — атрибут самовилы (см. Вила), в котором сосредоточена ее магическая сила. Если украсть ее пояс, самовила лишится своих демонических способностей и будет послушна воле человека, пока не найдет способ вернуть себе пояс. Постоянный сюжет болгарских быличек: пастух крадет пояс самовилы во время ее купания. Лишившись пояса, самовила соглашается выйти замуж за пастуха и рожает ему ребенка. Через некоторое время самовила находит спрятанный пояс, надевает его и навсегда покидает семью, вылетев из дома через трубу очага.
Пояс в христианстве
«Да будут чресла ваши препоясаны..» Лука 12.35
Пояс воплощал честь и свободу славянина. Каждый уважающий себя русский старался даже по избе не разгуливать распоясанным [Жарникова С.В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда, 1991., с. 17-18].
Наравне с крестом пояс считался признаком принадлежности человека к христианскому вероисповеданию. «Ходит как бусурманин: без креста, без пояса», — произносили с осуждением [Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири. Н., 1992., с. 139].
В Древней Руси пояс надевали ребёнку во время крещения. «Поясы означают способность [Небесных Сил] охранять в себе плодотворные силы, и сосредоточение их действования в одной цели, утверждённого навсегда в одинаковом состоянии, как в правильном круге», — писал св. Дионисий [Дионисий Ареопагит, св. О Небесной Иерархии. М., 1848., с. 64].
Пояс нёс защитную символику, слова молитвы. Традиционная длина русского пояса доходила до 2,4—2,8 м; он завязывался на левом боку, под сердцем, концы свисали до земли [Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX — начала XX века (развитие этнических традиций). М., 1993. (Российский этнограф. Вып. 11.), с. 177-178].
Определение пояса из Церковно-славянского словаря свящ. Г. Дьяченко:
«Поясу християне всегда уделяли символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с невидимыми врагами (см.Еф.6,14).
О необходимости християнам носить пояс св. Василий Великий Писал следующее: «Что употребление пояса необходимо,доказывают прежде нас жившие святые: Иоанн. кожаным поясом стягивавший чресла свои (Мф.3,4; а еще прежде его Илия,потому что как отличие сего мужа описано: «Муж космат, и поясом усменным[кожаным] (препоясан) о чреслех своих» (4 Цар.1,8). Указывается, что и Петр употреблял пояс, как видно из слов Ангела, говорящего ему: «Препояши, и вступи в плесницы твоя» (Деян. 12,8). И блаженный Павел, по пророчеству о нем Агава, оказывается употребляющим пояс, ибо сказано: «Мужа. его же есть пояс сей, тако свяжут в Иеросалиме» (Деян. 21,11). И Иову повелевает Господь препоясаться. Как бы в ознаменование какого-то мужества или готовности ему сказано: «Препояши яко муж чресла твоя» (Иов. 38,3). И у всех учеников Господних было в обыкновении употребление пояса, как видно из запрещении «не иметь меди при поясех»» (журнал «Церковь», 1913, № 42).
И далее, тот же святой Отец наставляет: «. ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном. «.
Спаситель использовал пояс как символ служения, которое Господь потребует от своих учеников: «Да будут чресла ваши препоясани и светильницы горящи» (Лк. 12,35). «Препоясанные по чреслам суть ведущие деятельную жизнь. Ибо таково одеяние рабочих. Посему, говорит: «да будут чресла ваши препоясани», то есть вы всегда являйтесь готовым на дела своего Владыки, и «светильницы горящи», т.е. не живите во тьме и без рассуждения, но свет разума пусть указывает вам всё, что должно и не должно делать. » (блаж.Феофилакт).
Нравственное символическое значение пояса: целомудрие, умеренность и самоограничение.
Напомним и о том: в таинстве Крещения на каждого из нас одеваются вместе с нательным крестом и срачица (сорочка, рубашка) с поясом, которые никогда не снимаются, как принадлежности святого Крещения.
Мужчины должны опоясывать поясом сверху рубахи, а женщины носят пояс под сарафаном». (из книги «Правила благочестивого поведения в Доме Божием», 2011г., издание Донской и Кавказской епархии РПСЦ).
Пояс в других культурах
Тора уважали не только германские племена, но и вся Скандинавия, Исландия и Новая Англия.
В скандинавском эпосе бог грома, бури и плодородия Тор опоясывается поясом силы, благодаря которому его божественная энергия удваивается, что делает его главным защитником богов и людей от исполинов и чудовищ.
Пояс мужской и женский у славян
Упоминания в летописях, миниатюры и фрески XI—XII вв. дают некоторые сведения о ношении пояса в древней Руси. Золотым поясом стянута княжеская одежда, изображенная на миниатюрах Трирской Псалтири и Изборника Святослава. Дорогие золотые и серебряные пояса перечисляются в княжеских духовных завещаниях. Пояса жертвовали в церковь, о чем говорится в Киево-Печерском Патерике.
Богатые шили пояса из дорогих тканей или делали из кожи, с металлическими бляшками. В славянских курганах X—XIII вв., принадлежащих сельскому населению — «смердам», в мужских погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой. На этом основании нельзя считать, что подпоясывались только мужчины, как полагают некоторые исследователи. Этому противоречат этнографические данные, показывающие, что древнейшие виды мужской и женской одежды носили с поясом. Древние способы изготовления восточнославянских поясов, тканных без помощи ткацкого стана, указывают на исконность этой части мужской и женской одежды, как и обилие связанных с ними поверий. Малое количество находок поясов из кожи с пряжками объясняется тем, что типичными поясами для восточных славян были плетеные и тканые пояса из шерсти, льна, конопли, а может быть, как полагает Л. Нидерле, и из лыка, т. е. материалов, которые в земле не сохраняются.
Археологические материалы, начиная с середины I тысячелетия н. э., указывают на наличие у восточных славян пояса, как необходимой части одежды. Пояс в комплексе женской одежды изображен на браслете XII в., а также на миниатюре Кенигсбергской летописи XV в.
По данным этнографии XVIII—XIX вв., пояс остается существенной частью как мужской, так и женской одежды, в особенности нательной. Пояс — общевосточнославянский термин; имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень (рус.); пыяс, дяга, ремень (белор.); крййка, черес, баюр (укр.).
Кожаный пояс составлял, как правило, принадлежность мужской одежды: его надевали на рубаху и на верхнюю одежду. Ремень в 5—9 см шириной снабжали медными бляхами, пряжкой, иногда железной скобкой для ношения топора. Широкий замшевый пояс (черес), в виде длинного мешка с пряжкой, носил» чумаки на Украине. Кожаный пояс шириной до 20—30 см носят до настоящего времени карпатские горцы; он имеет пять-шесть застежек в виде ремешков с пряжками, небольшие карманы; нередко украшается тисненым узором.
Значительно более были распространены как у мужчин, так и у женщин плетеные и тканые пояса. Беднейшая часть населения употребляла часто в качестве пояса лыко или веревочку.
Ширина тканых или плетеных поясов различна. Можно выделить два типа поясов у восточнославянских народов: 1) узкий поясок в виде шнура или тесьмы (витой, плетеный — «дерганый» или тканый), который наиболее типичен для русских и белорусов, особенно для ношения с нательной или горничной одеждой 2)широкий матерчатый пояс — кушак, который носят обычно с верхней одеждой, а у украинцев — также с горничной, нательной. Домотканные пояса украинцев значительно шире русских и белорусских и достигают 10—20 см ширин. В литературе есть упоминания об употреблении холщевых полотняных широких поясов — рушников. У русских и белорусов широкими делали кушаки для подпоясывания полушубков и другой верхней одежды. Остальные пояса делали узкими, от 1 до 3 см, реже от 4 до 10 см ширины. Техника изготовления этих поясов очень разнообразна: их плели, ткали, вязали.
У великорусов известно так называемое дерганье поясов — древний способ плетения на пальцах, плетение на вилочке из шелковых или шерстяных ниток: пояса, плетенные на вилочке, имели характерный орнамент — ромбами или «елочкой». Изготовляли такие пояса крестьянки (например, в Калужской губ.), местами (Владимирская, Тверская губернии) — ремесленники на продажу. У уральских казачек такие праздничные пояса делали из шелковых нитей, вплетая серебряные или золотые.
Тканые пояса изготовляли преимущественно без помощи ткацкого стана — на дощечках, на ниту, на бердечке.
Для тканых поясов у русских и белорусов обычен прямолинейно-геометрический орнамент. Часто встречаются мотивы ромба, усложненные гребенчатым орнаментом, узор из двух перекрещивающихся линий, косых крестов, иногда роз. Распространенные названия узоров на русских поясах: кружки (ромбы), копытца, репьи и другие или названия, указывающие на количество нитей, взятых для образования добавочного зева, когда ткут браный узор,— за тринадцать, за двадцать и т. д. На широких поясах — кушаках — у всех восточнославянских народов особенно часто встречаются узоры из продольных полос, выполненные разноцветными нитями, проходящими в основе. Широкие пояса, напоминающие рушники, с узорами из поперечных полос, выполненных цветными нитями, проходящими в утке, были известны на Украине.
Преобладание вытканных геометрических узоров на поясах обусловлено, вероятно, самой техникой тканья и формой пояса в виде узкой полосы. Более сложные изображения фигур и растений чаще выполнялись вышивкой. Так, например, великоустюжские пояса, тканные на ниту из разноцветной шерсти, с узором в виде поперечных полос, на концах имеют вышитые изображения женских фигурок. Пояса из ткани часто вышивали узорами из цветов, веток (например, в Нижнем Поволжье). Кроме самодельных поясов, изготовлявшихся самими крестьянками, получили распространение пояса, сделанные городскими ремесленниками 1 или в монастырях, где производство их получило значительное развитие в XIX в.
В г. Череповце Вологодской губ. изготовлялись пояса, получившие довольно значительное распространение в русских северных губерниях; их выполняли закладной техникой: разноцветный уток пропускали не полностью, а лишь через часть основы, и поворачивали нить обратно. На фоне этих цветных полос нередко выступают слова, указывающие на год и место производства (например, «Череповец, 1898 год»), а также на имя и фамилию владельца пояса. Узоры из слов характерны для поясов второй половины XIX и начала XX в.: «Кого люблю, того дарю»; «Милый мой, носи не забывай, дарю, не теряй». Отсюда видно, что пояски служили подарком, имевшим особое значение. Иногда на поясе были вытканы слова молитвы; нередко их ткали в монастырях или старообрядки. Вытканный на поясе текст нередко включал, кроме обычной даты и имени хозяйки, отрывок народной лирической песни или частушку. Такие пояски наиболее распространены были в Вологодской и Костромской губерниях, где их, видимо, и изготовляли.
Матерчатые пояса (из куска ткани) известны еще в XVI—XVII вв. в московском костюме. Их носили также запорожские казак», у которых, кроме повседневных дешевых самодельные поясов, были для праздничного костюма пояса турецкой, персидской и китайской работы, шерстяные или шелковые, иногда затканные серебряной и золотой пряденой нитью, до одного метра шириной.
В связи со спросом на широкие восточные пояса в г. Слуцке в XVIII в. возникло местное производство таких поясов. Слуцкие пояса широко прославились и по богатству и красоте не уступали восточным. Их раскупало казачество. Слуцкая фабрика просуществовала до конца XVIII в. Было много и других, менее значительных фабрик, изготовлявших роскошные шелковые пояса. Слуцкие пояса (творчество белорусских ткачих Слутчины) представляют собой тонкую шелковую ткань с двухсторонней расцветкой и орнаментацией растительного характера. Во второй половине XIX в. на Украине и в Белоруссии, а частично и у русских, были распространены пояса, вытканные из хлопчатобумажной пряжи в подражание слуцким поясам.
Широкие пояса, плетенные особым способом «по стене», из шерсти красного, а отчасти зеленого и синего цвета, получили широкое распространение на Украине и у русских в Курской и Орловской губерниях.
«Один из предметов старинного малороссийского щегольства».
У русских и белорусов пояс преимущественно завязывали, а не подтыкали, поэтому концы пояса отделывали бахромой, кистями, помпонами из шерсти и т. д. Нашивка из разноцветных лент, позумента, блесток, пуговиц характерна для покромок — поясов бывшего однодворческого населения южной части Рязанской, Тульской и других областей. Не только женские, но и мужские старинные пояса украшались иногда кистями из шерсти и бисера. Своеобразный пояс с пришитыми длинными разноцветными шерстяными нитями отмечен у группы «русской мещеры» Пензенской обл.: его надевали поверх красной полосатой распашной поневы таким образом, что длинная бахрома спускалась сзади до колен, напоминая пулагай мордвы.
Существуют два способа повязывания пояса: высоко — под грудью и низко — под животом. Пояс, обернутый вокруг корпуса, завязывался чаще сбоку, иногда спереди или сзади, нарядными концами вниз. Женские пояса, которые обычно были длиннее мужских (до 5 м), нередко обертывались несколько раз вокруг талии. У украинцев, кроме завязывания поясов, широко применялась закладка концов пол пояс; у русских и белорусов концы закладывали только у кушаков, главным образом при ношении их с верхней одеждой.
Нельзя не упомянуть о капоушках, или уховёртках (по-белорусски — колупках) — оловянных или медных ложечках для выскабливания серы из ушей; чаще их носили на шейном шнуре или цепочке для креста.
У русских девушек в ряде областей было в обычае прикреплять к поясу матерчатый карман —лакомку для гостинцев; у замужних женщин — для разных мелких предметов и денег. Шили их из ткани и вышивали, а иногда составляли из различных кусочков ситца. В Самарской губернии в конце XIX в. девушка обычно заготовляла несколько таких карманов для одаривания родни жениха на свадьбе.
Некоторые виды подвесок к поясу связаны были с поверьями. Известно подвязывание нескольких куриных косточек к поясу «молодухи» для того, «чтобы молодая рано вставала» (б. Касимовский уезд Рязанской губ.); в б. Землянском уезде Воронежской губ. косточку от куриного крыла, так называемую вставаранку, привязывали к шейному гайтану, на котором висел крест. В Касимовском уезде Рязанской губ. в прошлом практиковалось подвязывание к поясу «молодой» лесных орехов-двояшек (являвшихся, видимо, символом плодородия). Орех с двумя ядрами вообще считался «счастливым». В Архангельской обл. орех-двойчатку носили в кармане или на шнуре вместе с крестом.
По русским поверьям, ходить без пояса было так же «грешно», как и без креста. В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои. Характерно, что при обрядах, связанных якобы с общением с «нечистой силой», снимали одновременно с крестом и пояс,— например, при добывании «цвета папоротника» в Иванову ночь, «неразменного рубля» и т. п.
И. Е. Забелин пишет о быте XVI—XVII вв.: «Появляться в каких-либо случаях без пояса на сорочке значило обнаруживать свой разврат. Так могла поступить только одна Марина Игнатьевна, призывая в свой терем Змея Горыныча». В былине о Добрыне говорится:
А молода Марина Игнатьевна
Она высунулась по пояс в окно,
В одной рубашке без пояса.
В былине Марина изображена колдуньей, называется «еретицей» и «безбожницей».
У восточных славян существовало представление о том, что пояс служит талисманом, охраняющим от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов, а также, что пояс увеличивает силу мужчины.
Значительна роль пояса в обрядах. У великорусов имелся обычай при выходе из избы свата, идущего сватать невесту, ударять его поясом, со словами: «Не я бью,— удача бьет!». Во время свадьбы невеста дарила пояса родне мужа, многочисленным сватам. Иногда пояс привязывали на дугу первой лошади свадебного поезда. Существовал такой обычай (по-видимому, пережиток жертвоприношения домовому и водяному): «молодая» бросала пояс на печь, а при первом набирании воды — в речку. Пояс употребляли в обрядах, связанных с первым выгоном скота в поле. По поясу гадали о суженом и т. д. У белорусов в прошлом пояски служили в качестве оферы, т. е. предмета, жертвуемого в церковь по обету. В этнографической литературе имеются попытки объяснить значение пояса как оберега у восточных славян и их соседей тем, что завязанный пояс напоминает как бы очерченный замкнутый круг (по народным верованиям имевший охранительное значение.
Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре