Кувд у осетин что это
Кувд – великий пир-жертвоприношение
Нам очень повезло попасть на кувд в Северной Осетии. Это был семейный кувд в честь примирения двух родов: жены и мужа.
Осетины свою народную религию считают монотеистической. Основной сакральной фигурой в ней является Великий (Большой) Бог — Стур Хуцау.
ОГлавный ритуал осетинского культа — великий молитвенный пир кувд. Это не трапеза или посиделки, но жертвоприношение. Три обязательных блюда на кувде – мясо, ритуальное пиво и три пирога – это три подношения Великому Богу.
ООсетинский историк В. Уарзиати писал: «Отметим связь между молитвой и пиршеством – и то, и другое в осетинском обозначается одним термином «куывд». С точки зрения современного человека это трудно представить, но это факт. В архаической древности молитва сопровождалась жертвоприношением».
ОЛюбимый посланник Большого Бога на Земле — Уастырджи, или Уасгерги (по-дигорски), ныне ассоциируется со святым Георгием. Уастырджи является посредником между Великим Богом и людьми, ему посвящены многочисленные святилища в Осетии. Уастырджи — покровитель мужчин, путников и воинов – важнейший дзуар (святой) в традиционной религии осетин.
Нам очень повезло попасть на кувд в Северной Осетии. Это был семейный кувд в честь примирения двух родов: жены и мужа. Эти молодые люди поженились 2,5 года назад, у них уже родилось двое детей, но всё это время их родители не общались друг с другом. Но, наконец, взаимопонимание было найдено. Согласитесь, это важное событие для обоих родов и всех поколений этой большой семьи. Родители жены устроили кувд и пригласили на него родственников и знакомых – больше ста человек. Столы, стулья и тенты от солнца брали на прокат и ставили во дворе. Посуду принесли соседи. Говорят, что это небольшое застолье. На свадьбы собирается до 700 человек. И тогда столы ставят прямо на улице села. Конечно, такое количество народа ни в одном дворе не поместится. Примечательно, что хоть кувд устраивает одна семья, помогает приготовить, а потом убрать стол почти всё село. Это считается нормой. В одиночку никто в Осетии большие праздники не собирает.
Кувд – великий молитвенный пир. Это не просто трапеза, но жертвоприношение Великому Богу — Стур Хуцау и его посланнику на Земле — Уастырджи, Святому Георгию.
Три главных подношения во время кувда — три пирога, мясо (баранина, говядина) и ритуальное пиво.
По сей день осетины всех поколений строго чтут традицию кувда – пира-жертвоприношения. Во всех святилищах есть столы для проведения кувда. Кувд устраивают и у себя дома в честь какого-либо религиозного праздника или в знак благодарности Богу за конкретную значимую удачу в семье: кто-то выжил, выздоровел, помирились родственники, родился ребёнок и т.д.
Для кувда приносят в жертву барана или быка. Эта традиция очень актуальна и сегодня. Купленное мясо в магазине или на рынке жертвоприношением не является.
Главное в жертве это — кровь, которая приносится в жертву богу, мясо съедают люди, а в святилищах остаются рога и черепа домашнего скота – вещественные свидетельства принесенной жертвы. Это можно наблюдать в древнем храме-святилище в Дзивгисе в Куртатинском ущелье.
После разделки туши варят на улице в огромных котлах целого барана.
Сваренное жертвенное животное разрезается на куски, а его голова кладется на отдельную тарелку.
Старейшины произносят тост за тостом, обсуждают текущие дела, шутят. Кстати, тосты за осетинским столом также имеют характер молитвенных речей, порядок которых строго предопределен.
Те мужчины, кто помоложе, подносят старейшинам новые блюда с пирогами и мясом. Во время кувда женщины не подают еду к мужскому столу, это делают только молодые мужчины.
К почитанию традиции относится обязательное отдельное сидение за столами мужчин и женщин во время кувда. В нерелигиозный праздник или при обычном застолье это никогда не соблюдается.
В Осетии араку (качественный домашний самогон крепостью не более 27 градусов) пьют не только из стопок, но и из рогов.
После застолья ребята, которые участвуют в ансамбле национального танца, хоть и без костюмов, но очень здорово и выразительно танцевали лезгинки.
Продолжение обрядов следует вечером после кувда в доме. Жених отведывает яичницу, приготовленную для него соседкой: соленая, перченная, она должна быть выкуплена им и съедена в знак того, что он выдержит все тяготы и проблемы в семейной жизни.
Вы тоже можете посетить кувд, если приедете в Северную Осетию в дни праздников и проведения обрядов.
Очень интересный материал о том, что такое народная религия осетин читайте
«О народной религии осетин»
О значение святилища Реком, древних осетинских обрядах, о религиозном синкретизме осетин читайте «Заповедный Реком»
Кувд у осетин что это
1 кувд
См. также в других словарях:
Габонай кувд — Габонай кувд, гулари габони (диг.) – хорарæх æмæ хосарæхы бæрæгбон, кодтой йæ Дзинагъа, Ногхъæу æмæ Гулары цæрджытæ. Габонай кувд йæ миниуджытæм гæсгæ ирæтты аграрон бæрæгбон Нафмæ хæстæг лæууы. … Габонай кувд, гулари габони (диг.) – праздник… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Николайы кувд — см. Николайы кувд – перевод Николайы кувд (диг.) – бæрæгбон Дыгургомы Лезгъоры хъæуыл аудæг чырыстонгонд дзуары номыл (æнæмæнг кæддæр уыцы хъæузæдæн уыдис æндæр ном). Æрвылаз майы дыккаг æмбисы чырыстон аргъуан кæнæ кувæндоны хæлддзæгтыл,… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Николайы кувд – перевод — см. Николайы кувд Николайы кувд (букв. «праздник в честь Николая» – праздник в честь христианизированного покровителя селения Лезгор Дигорского ущелья (несомненно, что некогда покровитель селения имел другое имя). Ежегодно во второй понедельник… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Хуарисæри кувд — см. Хуарисæри кувд – перевод д. – Йе Хуцау, табу Дæуæн! – Амменæ! – Йе Хуцау, аци хæдзарæ дин Дæ ном дзæбæхæй еруй! – Амменæ! – Йе Хуцау, Дæ хуарздзийнадæ дин дзæбæхæй есуй! – Амменæ! – Хуцау а хæдзарæн нивæ … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Еунæг Хуцауæн кувд — см. Еунæг Хуцауæн кувд – перевод д. – Хуцау, Ду еунæг дæ! – Амменæ! – Дæхецæн лигъстæ кæнæн, Дæхе æма Де ‘зæдти номбæл! – Амменæ! – Дæ уарзон пахампартæбæл, Де ‘зæдтæбæл дæ салан исæмбæлæд! – Амменæ! – … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Еунæг Хуцауæн кувд – перевод — см. Еунæг Хуцауæн кувд Молитва Всевышнему – Ты един, Всевышний! – Аммен! – Просим Тебя Во имя Твое и Твоих дзуаров! – Аммен! – Ниспошли благословение На Своих любимых пророков и ангелов. – Аммен! – … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Киндзхонти хестæри кувд — см. Киндзхонти хестæри кувд – перевод д. – Хæдзарæбæл æрцудæй устур хуарздзийнадæ, Æ хуæрзгæнæг устур Уасгерги адтæй, Табу ин æрбауа, табу! – Амменæ! – Уасгерги каййесгæнæг æй. Уасгерги хæстæггæнæг æй … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Киндзхонти хестæри кувд – перевод — см. Киндзхонти хестæри кувд Свадебная молитва старшего в доме невесты – В дом пришло большое благо, А благодетелем был великий Уасгерги, Табу ему, табу. – Аминь! – Уасгерги – тот, кто роднит, Уасгерги – тот, кто сближает. Пусть те, кто сегодня… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Нæуæгигурди кувд — см. Нæуæгигурди кувд – перевод д. – Дуйне ка искодта, еци Еунæг Хуцау! Ка райгурдæй, уой нивгун бони игурд фæккæнæ! – Амменæ! – Хуцау, цæруни игурд æй фæккæнæ! – Амменæ! – Хуцау, авдей хестæр æй фæккæнæ! – … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Нæуæгигурди кувд – перевод — см. Нæуæгигурди кувд Молитва в честь новорожденного – Хуыцау, создавший Вселенную! – Да будет счастливым день, в который родился этот младенец! – Аминь! – Хуыцау, да будет он рожден для жизни. – Аминь! – Хуыцау, да будет он старшим из семи… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Семейный кувд в Северной Осетии
В Северной Осетии на священную молитву и семейное застолье (кувд) один раз в пять лет собираются все представители фамилии, которые приезжают из самых отдаленных уголков региона.
В жизни каждого осетинского клана такая встреча считается особым событием. Торжество включает национальные ритуалы, которые насчитывают сотни лет, а их соблюдение является обязательной традицией.
На кувд приезжают не только из республики, но из разных регионов России и зарубежных стран. Попасть на такой семейный праздник в Северной Осетии — большая удача и честь. Старейшие представители фамилии произносят традиционную молитву над головой и мясом сваренного быка и тремя осетинскими пирогами. После этого кусочки от мяса передается гостям.
Основное угощение — мясо сваренного быка и осетинские пироги с разной начинкой. Из спиртного только арака — традиционный осетинский напиток, который имеет крепость в 30 градусов..
В начале застолья старшие произносят традиционную молитву, в которой желают здоровья и счастья всем членам фамилии, а затем куски мяса и пирогов, над которыми они молились, передаются собравшимся. Речь присутствующие слушают стоя. Второй тост посвящают святому Георгию, покровителю воинов и путников, у него просят защиты и поддержки. Третий тост обязательно говорит один из мужчин семьи — за здоровье и благополучие.
Застолье на фамильном торжестве может продолжаться несколько часов. Но при этом каждый из тостов строго регламентирован и посвящен одной из сторон жизни семьи. Последний бокал поднимают за младших в семье — за их здоровье и успехи.
Женщины и мужчины сидят за разными столами.
Краеведение. Рефераты. Туризм
Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика
Праздник Николы у осетин. Религиозные традиции Осетии, их связь с христианством, исламом, скифским язычеством, нартским эпосом
С именем грузинских миссионеров связана и последующая христианизация осетин, проходящая под руководством русского правительства в XVIII в.
… Главным выражением почтения к Богу у осетин является молитвенная трапеза, «кувд». То, что европеец назвал бы тостами, за осетинским столом имеет характер молитвенных речей, порядок которых строго предопределен. Первая такая речь всегда произносится во славу Великого Бога (Штыр Хусау), вторая — во славу покровителя Осетии св. Уастырджи (святому Уастырджи в православной традиции соответствует св. Георгий).
Кувд — моление, включает и обряд кровавого жертвоприношения. Для жертвоприношения осетины режут быка или барана. В дзуарах, перед тем, как зарезать жертвенное животное, по его голове проводят крестообразно огнем. Приносящий жертву, перекрестившись, режет животное, стараясь при этом, чтобы струя крови попала не на землю, а в подставленную посуду или специально вырытую для этого яму. Сваренное жертвенное животное разрезается на куски, а его голова кладется на отдельную тарелку. На столе также обязательно должны присутствовать три жертвенных пирога. По осетинским обычаям, каждая семья в течение года должна была устроить хотя бы один кувд. Традиция кувдов, порицаемая в советское время, в настоящее время традиция возрождена. Объявления о семейных кувдах, призывающие всех представителей фамилии собраться вместе в определенный день, печатают районные газеты. Семейные кувды, как правило, проходят в мае-июне на специально отведенных для этого полянах. По сообщениям очевидцев, в 1878 г. для участия в кувде новопереселенцев из Дигории в станицу Черноярскую был приглашен священник С. Машитов. Кувд проходил за станицей, под деревом. Во время кувда священник увидел, что на дереве висели десятки черепов животных. Дигорцы объяснили священнику, что они верят в святость голов приносимых в жертву животных. Машитов, нарушая проведение кувда, начал говорить собравшимся о том, что такое верование является грехом.
В Дигории исследователи начала ХХ в. наблюдали отправление домашнего кувда «бундори кувд» или «кувд нафаткак». Суть его заключалась в приношении жертвы домовому, могущему, по представлению дигорцев, принести семье как счастье, так и несчастье. Кувд этот устраивался каждой семьей втайне от других. Вечером мужчины резали барана и варили жертвенное мясо, женщины готовили пироги и ставили все это на стол. С наступлением темноты, вся семья выходила из комнаты, в которой был накрыт жертвенный стол. Таким образом комната была освобождена для того, кому приносилась жертва. Горцы считали, что если домовой принимает подношение, то он должен прикоснуться к пище. Через некоторое время кто-либо из мужской половины семьи входил в комнату и указывал на какое-либо из блюд, сдвинутое, по его мнению, домовым с места. Тогда объявлялось, что хранитель дома принял жертву. В следующей за этим трапезе могли принимать участие только члены семьи. Оставшиеся кости тщательно собирали и закапывали в землю.
Несмотря на богатый материал и наличие большого количества научных работ, освещающих различные компоненты системы религиозных взглядов осетин, исследователи часто дают противоположные оценки. В исследованиях архаичных форм религиозных воззрений осетин поражает разнообразие терминов, которыми определяются верующие осетины: «забывшие христианство иноверцы», «язычники», «полуязычники», «слабые в вере христиане», «приверженцы нецерковной обрядности» и их религия: «язычество», «двоеверие», «дохристианская религия», «народные верования», «традиционные верования», «национальная религия осетин», «православно-языческий синкретизм». Это далеко не полный перечень определений, используемых исследователями (Иосиф [15], Иоанн Болгарский [16], И.А. Гюльденштедт [4], А.В. Дирр [17], Г-Ю. Клапрот [7], В.Б. Пфафф [18], В.Ф. Миллер [19], Д.Кравчинский [20], А.Х. Магометов [21], Б.А. Калоев [22] и др.) с XVIII века по настоящее время. Для определения дохристианской и домусульманской религиозной системы в науке используется, с некоторыми оговорками, термин «язычество». По отношению к осетинам впервые данный термин употреблен в 1780 году главой Осетинской духовной комиссии Иоанном Болгарским. После он стал встречаться в трудах российских дореволюционных ученых от И.А. Гюльденштедта до В.Ф. Миллера, а через них – и в работах современных исследователей.
Однако ни в одном из них не уточняется содержание, вкладываемое в данный термин. Обычно исследователи исходят из того, что язычество «предполагает и многобожие, и приношение жертв» [23].
…. Осетины признают только одного Бога – «Хуыцау / Хуцау»-а. Он не только «великий Бог» («стыр Хуыцау / устур Хуцау»), но и единственный («иунæг Хуыцау / еунæг Хуцау»), не имеющий равных – «æмбал кæмæн нæй / æмбал кæмæн нæййес» (букв. «кому нет равного»). Остальные небожители воспринимаются не как Боги, а как ангелы («зæдтæ / изæдтæ») или архангелы («дауджытæ / идаугутæ»). У осетин существует и понятие «святой» («уас»), но оно также не нарушает иерархию сакрального. То, что отношение осетин к своим ангелам и святым противоречит в некоторых случаях канонам ислама и христианства, ни в коей мере не предполагает исповедание многобожия. Приношение жертв также – не показатель язычества. Одним из столпов ислама является справление праздника «Курбан-байрама», в основе которого – жертвоприношение. Жертвоприношение не чуждо и христианству.
Таким образом, термин «язычество» в таком понимании неприемлем к определению современной религиозной системы осетин. Употребляя термин «язычество» по отношению к традиционной религии осетин, мы должны, скорее всего, рассматривать его как понятие, выражающее комплекс первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой современной синкретической религиозной системы осетин. Изучая истоки религиозных верований осетин, нетрудно разглядеть в них пережитки почти всех древних форм религии. Так, многочисленные примеры из быта и фольклора свидетельствуют о значительном распространении среди народа в прошлом тотемических верований – веры в происхождение людей от животных – покровителей, которым они поклонялись или почитали их, а также связанные с тотемизмом суеверные представления о некоторых птицах (ласточке, удоде, вороне, сове и др.). Определенное место в древних верованиях осетин занимал фетишизм. [26: 470-472]. «Каждая семья имеет свой уважаемый предмет, которого втайне боится и которому оказывает глубокое уважение», – отмечал Н.Ф. Дубровин [28]. Зороастризм возник как религия мирных скотоводов-пастухов Восточного Ирана. Но когда он был возведен в государственную религию Ахеменидов и в этом качестве вернулся к восточным иранцам на острие меча персидского солдата, они от него отшатнулись. Маздеизм проделал тот же путь, что христианство: от религии бедных к государственной религии. Свободолюбивые народы Восточного Ирана, ненавидевшие персидский абсолютизм, стали с неприязнью относиться и к насильственно насаждаемой им религии. Цитаделью маздеизма стала Персия, сперва ахеменидская, позднее сасанидская. Но была одна группа иранских племен, которая с начала и до конца оставалась чужда зороастризму — маздеизму. Мы имеем в виду скифские (массагетские, сакские) племена.
Кувд у осетин что это
В осетинской мифологии черт.
В осетинской мифологии черт.
Мифический из авд-сарон — семиглавый, название великанов
Мифический конь особой породы, владельцем которого обычно считается Уастырджи. В один миг конь перелетает с небес на землю и так же быстро возвращается обратно.
Народ, с которым предки осетин, аланы, воевали в VI–VII веках нашей эры.
Гора в Северной Осетии
Арабский обычай, неписаный закон. Нормы обычаев народов Кавказа, выработанные в течение многих веков.
Мужское имя; в сказаниях–владетель неизвестной страны.
В сказаниях – волшебное дерево, обладающее целебными свойствами.
Один из трех главнейших нартских родов, живший в селении Средние Нарты. В селении Верхние Нарты жил род Ахсартаггата, третий род – Бората – жил в Нижних Нартах. Все три нартских рода имели, по словам сказителя, свои особенности: нарты из рода Бората были счастливы и богаты, род Ахсартаггата отличался мужеством, а род Алагата – храбростью и ловкостью.
Согласно осетинской мифологии мелкая порода выносливых коней, в сказании «Безымянный сын Урызмага» – собственное имя коня.
Владетель, господин; в эпоху развития феодальных отношений – князь, феодал, помещик.
Хмельной напиток нартов, приготовлявшийся из меда. Альчик. Нарты сохранили некоторые черты скифского быта. Альчик – распространенная в прошлом игра осетинских детей. Соответствует русской игре в бабки. Эта игра была воспринята от древних скифов.
Альчик – распространенная в прошлом игра осетинских детей. Соответствует русской игре в бабки. Круглый и плоский камень, который использовался в древней игре.
Мифический привратник Страны или царства мертвых. В сказаниях некое существо Аминон сидит около моста у входа в загробный мир и спрашивает покойника, что он сделал в жизни хорошего или плохого; после получения ответа указывает ему путь в рай (дзанат) или ад (зындон).
Воспитанник. В сказании «борьба ахсартаггата с бората» нарты отдают своих детей на воспитание в другой род, главным образом для прекращения межродовой кровной мести.
Нана. Мать; почтительное обращение членов семьи и родственников к пожилой женщине.
Неочищенная водка (самогон), приготовленная из ячменя, овса и кукурузы.
Небесная красавица. Бабушка двух мальчиков-близнецов — Ахсара и Ахсартага, сыновей нартовского героя Уархага (Уархага).
Имя коня знаменитого нартовского героя Созырко, в других вариантах — Урызмага
Горная охотничья обувь, сплетенная наподобие лаптей из сыромятных кожаных ремешков. В основном носили бедняки
Деревянное корыто, в котором месят тесто
Воспитанник. В сказании «борьба ахсартаггата с бората» нарты отдают своих детей на воспитание в другой род, главным образом для прекращения межродовой кровной мести.
Алагата. Нартский род. Один из трех главнейших нартских родов, живший в селении Средние Нарты. В селении Верхние Нарты жил род Ахсартаггата, третий род – Бората – жил в Нижних Нартах. Все три нартских рода имели, по словам сказителя, свои особенности: нарты из рода Бората были счастливы и богаты, род Ахсартаггата отличался мужеством, а род Алагата – храбростью и ловкостью.
Мифический владыка загробного мира; в осетинском эпосе – Страны мертвых. Он встречает мертвецов и определяет их места в загробном мире: одних отправляет в зындон— ‘ад’, других в дзанат —’рай’
Мифический ангел, святой. Болезни, эпидемии, эпизоотии, по мнению осетин, насылаются некоторыми духами, которым следует совершать куывд и приносить жертву. В горах пользовался особым почитанием такой дух под названием Рыныбардуаг—ангел (дуаг), имеющий власть (бар) над повальными болезнями (рын).
Жена знаменитого героя нарта Сослана, дочь Челахсартага.
Чудесный, непробиваемый шлем – сказочный нартский шлем, отличавшийся неуязвимостью и свойствами одушевленного предмета. Перед боем шлем сам надевается на голову воина.
Название фантастического рода карликов
Большой нартский дом
Дом, в котором пировали именитые нарты.
Звезда, восходящая на рассвете. С восходом звезды бонварнон начинался трудовой день горца.
Алагата. Нартский род
Так у осетин принято называть бородатого козла, вожака овечьего стада. Слово произошло от осетинского «боцо» – борода.
Клей, обладающий особым свойством, в некоторых сказаниях он именуется «сухим клеем».
Войлочный безрукавный палащ, часть осетинского национального костюма. Бурки валяли из шерсти сами осетины или покупали их у кабардинцев и дагестанцев-андийцев, среди которых были отличные мастера этого дела.
Владыка ветров. В период веяния хлебов осетины выпрашивали у него ветра, совершали в честь его различные магические обряды, в частности резали красного петуха.
Отец Сырдона; по некоторым вариантам–владыка рек.
Эпические великаны, которые будто бы населяли землю до нартов
Упоминаемая в некоторых сказаниях страна, местность; вероятно, под этим названием скрываются река Кума или Кумская равнина на Северном Кавказе.
Обращение детей к деду, иногда к отцу-старику. Дауаги (дуаг и)–духи, покровители людей и животных. Донбеттыр – владыка водного царства; донбеттыры вообще (по-осетински множественное число–донбеттырта)–обитатели водного мира. Дур-дура – так звали знаменитого коня нартского героя хамыца.
По древним верованиям осетин, злые существа, живущие под землей
Мифический святой, покровитель, дух, небожитель. Также–капище, святилище.
Любимое национальное блюдо осетин, которое приготовляют из сыра и пшеничной или ячменной муки
Мифические обитатели водного царства. Донбетр — владыка водного царства. Как рассказывается в эпосе, нарты жили недалеко от морских просторов (в сказаниях часто упоминается море), на нартовской земле протекали большие реки, в доме Донбетра воспитывались известные нартовские герои. По преданию, нарты произошли от дочери Донбетра — Дзерассы. С именем Донбетра у осетин был связан ряд поверий и семейных обрядов
Мифические небожители, покровители животного и растительного мира, гор, морей, рек.
Мифические небожители, покровители животного и растительного мира, гор, морей, рек.
Илиа. Бог грозы и хлебных злаков; встречается в эпосе и под именем Уациллы. В старину удары молнии приписывали Уацилле. Убитого молнией не оплакивали, чтобы не разгневать грозного божества; его хоронили там же, где он был убит, с особыми церемониями.
Склеп, который был широко распространен в горах центрального Кавказа, в частности на территории Осетии и Кабарды. Различают три вида склепов: подземный, полуподземный и надземный. Подземные склепы являются наиболее древними. Склепы Западз пришли на смену каменным ящикам и древним погребальным камерам, так называемым катакомбам, в IX в. Полуподземные и надземные склепы более позднего происхождения. Первые датируются XIII—XVI вв., вторые — XVI—XVIII вв. Склепы сооружались преимущественно из необтесанного камня. С одной стороны склепа оставляли проходы, через которые проносили покойников. Умерших клали в западз без гробов, на легкие деревянные настилы.
Мифический небожители, ангелы – в осетинской мифологии – небожители, подобные ангелам.
Равнина, поле, на котором нарты устраивали состязания, скачки, танцы, метание стрел и копий, занимались даже nunrni.
Мифический небожители, ангелы – в осетинской мифологии – небожители, подобные ангелам.
Волга, В осетинских нартских сказаниях сохранилось древнее название великой русской реки. Иногда она именуется в эпосе «Нарты стыр дон» (большая нартовская река).
Елиа. Бог грозы и хлебных злаков; встречается в эпосе и под именем Уациллы. В старину удары молнии приписывали Уацилле. Убитого молнией не оплакивали, чтобы не разгневать грозного божества; его хоронили там же, где он был убит, с особыми церемониями.
Название одной из низших социальных групп осетинского феодального общества, буквально «рожденный в яслях». Кавдасардами называли незаконнорожденных детей феодала; они эксплуатировались им, не пользовались никакими правами.
Мифический злые существа, бесы, обитающие под землей или в неприступных горах. Кандзаргас – гигантское семиглавое чудовище с двумя иногда отделяющимися от него крыльями, на которых оно, как видно из сказания «Симд нартов», часто носится над морем и сушей.
Чтобы не сбиться с пути, нарты во время походов на дороге, по которой они шли, ставили так называемые камни знаков
Весьма древний вид погребального обряда, соблюдавшийся, по-видимому, предками осетин. В то же время еще в xviii в. Он был известен жителям западного кавказа. По этому обряду тело покойника устанавливалось на помосте на четырех столбах, на вышке.
Глава, повелитель. Каф по-осетински – большая рыба, осетр, а по-скифски, как показал профессор в. И. Абаев, каиа – рыба. По мнению того же ученого, здесь речь идет о керченском проливе – пантикапе, отличавшемся своим рыбным богатством.
Гарелка, на которой приносили подарки в праздник кахцганан; иногда так назывался сам праздник.
Старинный осетинский праздник, связанный с рождением сына. В прошлом у осетин, как и у других народов Кавказа, рождение мальчика было радостным событием, рождение же девочки не отмечалось. При рождении сына устраивали пир, на который приглашались родственники и знакомые.
Фантастическое существо в виде колеса, обладающее необычайной силой. Посланное богом, колесо небожителя Балсага поражает нартовских героев, боровшихся с небожителями.
Часть продуктов, предназначенная как дароприношение в честь какого-нибудь святого; обычно куваггаг передавался после молитвы старшего самому младшему из присутствующих мужчин.
Пир, пиршество. Кувд устраивали во имя общих, фамильных и семейных культов, а также в честь рождения сына и других общественных и семейных событий. Пирующие рассаживаются на кувде по старшинству. Если присутствует посторонний гость, то его сажают со старшими. Прислуживает на пиру один или несколько человек из молодежи. Они накрывают стол, подают кушанья и напитки. Пиршество сопровождается песнями и танцами.
Наиболее плодородный участок пахотной земли в горах, расположенный обычно на солнечной стороне. Его засевали высокоурожайными зерновыми культурами – пшеницей, ячменем, рожью.
Женщина, сидящая на склоне горы, вещая женщина. В осетинском фольклоре она живет в стороне от людей.
Народный праздник, существовавший в Осетии вплоть до революции. Он помогает нартам в их борьбе с врагами.
По поверьям, чудесная мазь, делавшая предметы невидимыми
Феодалы, князья. В эпосе они совместно с великанами постоянно ведут борьбу с нартами.
Популярный в осетинских верованиях культ, включает в себя имена двух христианских святых – Михаила и Гавриила. В нартских сказаниях Реком, Мыкалгабырта, Таранжелос возникли на трех местах, куда упали слезы, пролитые Богом по поводу гибели нарта Батрадза. Мыкалыгабыр, считающийся в осетинской мифологии богом изобилия, почитался особенно жителями верхних районов по р. Ардон. Здесь в ущелье Касара он имел святилище.
Род повода, веревка, привязанная концами к рогам.
Ана. – мать; почтительное обращение членов семьи и родственников к пожилой женщине.
Небожитель святой Николай.
Беседа, слово, разговор; место, куда собирались мужчины после окончания трудового дня. На нихасе в прошлом, согласно сказаниям, у осетин решались общественные дела, улаживались спорные вопросы между односельчанами, выносились решения о найме общественного пастуха, постройке мостов, дороги и т. Д. Постановления нихаса подлежали исполнению всеми членами общества. На нихасе молодежь жадно слушала стариков, исполнявших, как правило, под аккомпанемент народных музыкальных инструментов предания, легенды, песни и сказания о нартах.
В осетинской мифологии–владыка Нового года; один из популярных народных праздников осетин, знаменовавший встречу Нового года. В буквальном переводе – новый день.
Бокал (чаша) с напитком (аракой, пивом, вином), который, по обычаю осетин, передается за столом гостю или уважаемому человеку. Обычай этот, не встречающийся у других народов кавказа, уходит своими корнями в скифскую эпоху, о чем свидетельствует описание геродота.
Место народных собраний, букв, «беседа»
Фантастическое существо, пожирающее огромные пласты дерна
Покровитель древнего осетинского рода Царазонта в Алагирском ущелье Северной Осетии. Позже ему поклонялись многие жители Осетии. Святилище Реком, представляющее большой историко- архитектурный интерес, находится около сел. Цей того же ущелья.
Двухсторонняя сумка, которую обычно привязывали к седлу лошади шади. Она шилась из домотканного сукна. Рифтаг был предназначен для небольшого груза.
В сказаниях – популярный хмельной и любимый напиток среди нартов, бытовавший, по-видимому, у алан, предков осетин, и частично сохранившийся до наших дней у сванов. Ронг приготовлялся из меда и отличался большой крепостью и приятным вкусом.
Алдар, убийца нартовского героя Батрадза
Мифический покровитель домашнего очага. Символом домашнего очага и семейного благополучия в прошлом считалась надочажная цепь, которая являлась святыней осетинской семьи.
Часть ноги быка, оленя.
Массовый танец, является одним из древнейших танцев осетин. Распространен также у кабардинцев, черкесов и адыгейцев он исполняется совместно мужчинами и женщинами, вначале одной парой, потом – двумя, затем к танцующим присоединяются другие пары. Мужчины и женщины, объединяясь в длинные ряды или замкнутые круги, танцуют вместе, потом вновь разбиваются на пары и т.д. Он является одним из древнейших танцев осетин. Круговой симд, или симд нартов, до сих пор бытующий во многих местах Осетии,— хороводный танец мужчин. Его обычно танцуют на свадьбах. Как считают некоторые исследователи, из этого танца затем возникли общие симды, исполняемые совместно мужчинами и женщинами
Популярный герой нартского эпоса. Исстари распространенное имя среди осетин.
Местность Сух, где происходило побоище, неизвестна. Тем не менее в осетинских поговорках до сих пор часто употребляется это выражение.
Игра, состоящая в толкании друг друга плечами и грудью
Плетеная из прутьев корзина
Мифический великан, владелец больших земель, неоднократно выступавший против нартов
В нартских сказаниях один из небожителей. В осетии он пользовался большой популярностью у жителей трусовского ущелья в верховьях терека. Здесь находится древнее святилище этого божества.
Название местности на севере Осетии; собственное имя небожителя-дауага.
Название несуществующего народа. Терк – название реки Терека, Турк – название народа турк. В то же время многие географические названия и наименования народов, встречавшиеся в эпосе, остаются пока неясными.
В осетинской мифологии–покровитель волков; это своеобразный пастух волков: он собирает их и отправляет на добычу, без его воли ни один волк не смеет тронуть животное. Желая наказать кого-либо из людей, тутыр посылает волков уничтожить его скот. Поэтому, когда на стада нападали волки, осетины призывали на помощь тутыра, задабривали его, устраивали в его честь пиры.
Имя одного из сказочных великанов.
Местность в Дигорском ущелье в Северной Осетии
Великан, одноглазый циклоп; в нартских сказаниях уаиги, живя в пещерах, в семиярусных башнях, в замках и крепостях, постоянно враждуют с нартами.
Мифический великан, циклоп
Небожитель святой Георгий, покровитель мужчин, воинов и путников. Сухское побоище. Многие события, описываемые в сказаниях, пока остаются не расшифрованными, в том числе и Сухское (или Суховское) побоище. По мнению некоторых исследователей нартского эпоса, в слове «сух» скрывается забытый этнический термин и в целом выражение «сухское побоище», вероятно, означает истребление некоего народа-суха. По народному представлению, он всегда находится с правой стороны от путника. Уастырджи оказывает помощь нартам в трудное для них время. Он является отцом Сатаны. В прошлом Уастырджи был одним из наиболее почитаемых божеств. Имя его часто произносится в клятвах и благословениях,— пишет В. Ф. Миллер.— Про него ходит в Осетии много легенд
Мифический бог грозы и урожая
Семь снопов, сложенных один на другой во время жатвы для просушки. Каждые десять угасов составляют одну копну.
В сказаниях – чудесный музыкальный инструмент, сделанный из булатной стали небесным кузнецом Курдалагоном.
Имя мифического покровителя мелкого рогатого скота. Некоторые исследователи народной религии осетин сравнивали Фалвара с христианскими святыми Флором и Лавром – покровителями лошадей.
Струнный музыкальный инструмент. В прошлом у осетин было несколько типов музыкальных инструментов, называвшихся фандырами. Фандыры встречались смычковые и щипковые. К последним относится «дыуудастанон фандыр» – двенадцатиструнная арфа, которая, по преданию, была изобретена сырдоном. Наибольшее распространение получила шестиструнная арфа, известная, по- видимому, еще предкам осетин – аланам в средние века.
Мир, спокойствие, изобилие, счастье
Мягкая сухая трава, которую горцы кладут в чувяки
Вилка с загнутыми концами, которой вынимают мясо из котла
Старинный осетинский круглый столик на трех низких ножках, украшенный фигурной резьбой; всякий накрытый для еды стол; угощение.
Жилой дом; помещение, в котором семья проводит большую часть своего времени–готовит пищу, обедает, отдыхает. Под хадзаром понимают также домашний очаг, семью.
Язык неизвестного народа. Некоторые исследователи связывают происхождение этого названия с хетским языком.
Глава, повелитель. Каф по-осетински – большая рыба, осетр, а по-скифски, как показал профессор в. И. Абаев, каиа – рыба. По мнению того же ученого, здесь речь идет о керченском проливе – пантикапе, отличавшемся своим рыбным богатством.
В осетинской мифологии – владыка хлебов.
Алдар, выступающий обычно как враг нартов, иногда — их союзник
Зерно, рассыпанное для просушки на солнце.
Имя одного из донбеттыров. Термин «гоп» не поддается расшифровке.
Название неизвестного народа. Слово «чинты», обозначающее какой-то народ, который, как видно из сказания, был еще более могущественным, чем нарты, относится к тем словам и терминам, происхождение и смысл которых раскрыть пока не удалось.