Кьянти с петухом что означает
Всё, что вы хотели знать о Кьянти Классико
Виноделием здесь занимались ещё во времена этрусков; с XIII в. н.э. за этими тосканскими землями был закреплен статус винодельческой территории под названием Кьянти, а в 1716 г. великий герцог Козимо III Медичи специальным указом определил границы этой территории. В XVII в. это вино использовалось в торговле как ценный товар для размена.
Чем же Классико отличается от других вин области Кьянти? Узнать его можно по розовой этикетке с чёрным петухом на золотом фоне. Это этикетка консорциума «Vino Chianti Classico», образованного в 1924 г. с целью охраны этого вина и его наименования.
Кьянти Классико — это вино высшей категории DOCG, гарантирующей географическое происхождение и метод производства вина, оно уникально и обладает рядом точных характеристик. Для получения наименования Классико недостаточно производить вино в области Кьянти: оно должно на 80% состоять из винограда сорта санджовезе, характерного для этих земель, а состав остальных 20% волен определять сам производитель. Как правило, в ход идут такие сорта, как канайоло и колорино, каберне совиньон и мерло, а также ряд других.
Также Кьянти Классико отличается живым рубиново-красным цветом, фиалковым ароматом и сухим, приятным и гармоничным вкусом; минимальный уровень его крепости — 12°.
Ну а лучшим гроздям санджовезе уготована иная судьба: из них производят Кьянти Классико Ризерва (Chianti Classico Riserva) — марочное вино насыщенного рубиново-красного цвета, которое выдерживают не менее 24 месяцев, причём как минимум 3 из них — в бутылке. Его минимальный уровень крепости — 12,5°.
Говорят, что, однажды попробовав Кьянти Классико, никогда его не забудешь. Не верите — убедитесь сами!
Легенда о чёрном петухе
Символ Кьянти Классико — чёрный петух на золотом фоне. По легенде, Флоренция и Сиена, без конца боровшиеся друг с другом на протяжении XIII в., однажды заключили очень необычное соглашение. С первыми петухами из каждого города должен выехать всадник, и в точке, где они встретятся, проведут границу между землями Флоренции и Сиены. Флорентийцы выбрали чёрного петушка и якобы держали его без еды в темноте несколько дней; так что петух запел, как только его освободили, задолго до первых лучей утреннего солнца, и флорентийский всадник успел забраться вглубь чужих земель. Граница пролегла на расстоянии меньше 20 километров от стен Сиены. В XIV в. чёрный петух стал символом военно-политического союза «Лига Кьянти», а позднее оказался на этикетке этого знаменитого вина.
Кьянти: вино, война, поруганная репутация и Черный петух
Да да. Я,как и любой любитель сухих красных вин, предпочитаю их пить, а не растекаться мыслью по древу.
И, если в средние века всё было как всегда – каждый местный винодел, имеющий в своём распоряжении пару-тройку лоз, бодяжил себе в подвальчике Кьянти «кто во что горазд» из любого винограда, который можно было заферментировать и разливал дешевое деревенское вино в пузатенькие бутылки в соломенной оплётке, то в наши дни всё строго регламентированно и упорядочено. Хотя для этого и понадобились столетия, войны, и революции.
Впервые о вине под маркой Кьянти упоминается еще в 1398 году – это нотариально заверенный Лигой Кьянти документ о регулировании отношений между производителями вина из винограда сорта Санджовезе.
Однако официально границы винодельческого района Кьянти установили только во времена Медичи – в 1716 году по Указу герцога Козимо III. Он своим Указом разграничил район виноделия и определил, что вино может носить название Кьянти только если оно изготовлено из винограда сорта Санджовезе, который произрастал в районе между деревнями Спедаллуцо и Греве.
Традиционно для производства вина под маркой Кьянти использовался сорт винограда Санджовезе. Но в наше время под маркой Кьянти используют также смесь (еще называют это словами купаж или ассамбляж) винограда Санджовезе с Мерло и Каберне Совиньон. Правда, есть строго прописанные ограничения и в наше время – так, вино Кьянти Классико должно содержать не менее 80% винограда Санджовезе и до 20 % разных других сортов, включая белые. И должно быть выдержано в дубовой бочке не менее семи месяцев.
Поэтому вина кьянти такие разные на вкус. Каждый из производителей делает свое фирменное вино по своему собственному рецепту, смешивая разные сорта винограда в разных пропорциях – главное, чтобы винограда Санджовезе было не менее 80 %.
А при чём же здесь Черный Петух спросите Вы.
Сейчас логотип, по форме напоминающий крышку от бутылки, с Черным Петухом на золотом фоне в красном круге с аббревиатурой «CHIANTI CLASSICO DAL 1716» (На итальянском Gallo Nero) известен во всём мире и гарантирует качество вина. В Италии, если Вы спросите в супермаркете, какую бутылку вина выбрать – Вам посоветуют выбрать бутылку с Gallo Nero.
Всё началось, как водится, с итальянской мафии и винодельческих войн между двумя большими консорциумами в 20-х годах прошлого века.
В это время вино Кьянти уже получило мировое признание и тут на тосканские виноградники произошло нашествие филлоксеры – гнусного насекомого, завезенного в Европу в начале прошлого века из Америки. Насекомое, для которого виноградная лоза – самый вкусный деликатес. Много виноградников было просто сожрано этой филлоксерой. Плюс революции, войны, эпидемии. мафия в конце концов и «сухой закон» в США. Короче говоря – образовался жуткий дефицит вина. И многие на этом захотели заработать.
Если опустить легенду про Черного и Белого петуха, то изначально под брендом Черного Петуха объединились все маленькие винодельни исторического региона Кьянти для того, чтобы совместно рекламировать своё вино и противостоять винодельческому гиганту «Consorzio Vino Chianti». Они взяли себе название Черный Петух и к Кьянти добавили слово Классико, подразумевая, что него входит только группа из 33 производителей вина Кьянти, из четырех коммун, расположенных в районе между деревнями Спедаллуцо и Греве, чьи виноградники были расположены в округах, упомянутых в Указе Козимо III от 1716 года.
Чёрный Петух – это логотип консорциума производителей Кьянти Классико – он красуется на акцизной марке.
Мелкие виноделы-частники в одиночку финансово не могли потянуть рекламу своего вина и несли убытки, так как не могли соперничать с крупным концерном, захватившим рынок сбыта вина. По сути вино кьянти с эмблемой Черного петуха вовсе не означает что это вино лучше остальных. Даже более того – как раз наоборот, под брендом Черного Петуха почти весь 20-й век часто бодяжили и втюхивали покупателю вино разного качества полуподпольного розлива. Реклама была довольно агрессивной и гласила « Если видишь на этикетке Чёрного петуха – бери – не раздумывай. Потому что вино с черным петухом – это самое правильное вино»).
Участие в этом консорциуме, естественно, подразумевает уплату членских взносов. Но. оно того стоит. Почти сто лет со дня образования консорциума тосканский гигант вел войны с консорциумом и отказывался участвовать в этой итальянской авантюре. Но сейчас вроде-бы договорились и с середины нулевых все клеят акциз с Черным Петухом на бутылки, если Кьянти произведено именно в историко-географических областях, закрепленных Указом Казимо III.
Путаница с Кьянти сохраняется и сейчас. Главное, что надо запомнить:
Еще пару слов о пузатеньких бутылках Кьянти в соломенной оплетке:
Они называются фьяски. Их разрешено использовать законодательно.
Но нужно понимать что сегодня – это чисто туристический аттракцион и в таких бутылках всегда вино не самого лучшего качества.
В средние века стеклянные бутылки из толстого стекла стоили очень дорого. И небогатые виноделы не могли себе позволить покупать их для розлива вина. Поэтому они стали покупать дешевые пузатые бутылки из очень тонкого стекла. Такие бутылки очень легко было разбить. И, чтобы при перевозке они не бились их обвязывали соломой. Вот так и появились знаменитые пузатенькие бутылки Кьянти в соломе.
И пару слов о легенде про Черного петуха:
Во времена Козимо III, как раз когда и проходило официально разделение винодельческих районов Италии, где делали Кьянти – на эти земли претендовала Флоренция и Сиена.
Флорентийцы выбрали себе черного петуха, которого держали взаперти и три дня не кормили. И, когда выпустили его на волю – он от радости запел еще до восхода солнца. А сиенцы выбрали белого петуха, кормили и лелеяли его и петух обленился, растолстел и проспал. Поэтому гонец из Флоренции выехал намного раньше и проскакал на 20 километров больше и встретился с гонцом Сиены практически у самих сиенских стен. Таким образом, флорентийцы оттяпали себе большую часть тосканских земель, на которых традиционно производят Кьянти.
Впрочем, другая версия легенды гласит, что накануне хитрые флорентийские купцы подкупили сиенских купцов, которые, в свою очередь, напоили петуха кьянти и петух, пьяный, всё проспал.
ага. Я таки в блоге рекламирую свой магазин)
Кьянти Классико. Черный Петух
В Италии есть огромное количество винных районов.
Есть различные марки вина и вкусы, о которых не спорят.
Но есть Кьянти, его лесистые холмы и затерянные в зелени Тосканы крепости, маленькие города и проселочные дороги, которые куда-то бегут, то спускаясь, то поднимаясь по живописным ландшафтам небольшой территории где стоит побывать и хорошенько распробовать, то самое «Кьянти Классико», как в поместьях громких, звонких и больших, так и в поместьях маленьких, но таких же вкусных и трепетных своей страстной любовью к истории, вековым традициям, легендам своего винодельческого края.
Те, кто пил «Кьянти Классико», должен помнить, что горлышко бутылок это марки украшено рисунком черного петуха.
Почему же этот символ изображен на горлышке каждой бутылкии?
Черный Петух, является символ консорциума «Кьянти Классико». Символ этот был еще при царе Горохе взят Лигой Кьянти (Liga et Societas de Chiant), ввоенно-административным округом, возникшим в конце 14 в. Лига была образованна на холмах исконных земель Кьянти, между двумя вечно воюющими городами Флоренцией и Сиеной и входила в состав Флорентийского государства, чтобы всем миром рубежи держать, если что. А «если что» ой как часто бывало…
Почему именно черный петух?
По старой-старой легенде, в один из прекрасных, теплых и солнечных дней надоело двум городам вечно бодаться между собой, и решили они мирно разобраться, как поделить между собой желанные земли. Решили, по первом зову петуха в назначенный день выйдут два рыцаря из ворот каждого города и пойдут навстречу, тихо так пойдут, чинно, а где их лошади встретятся, там граница и проляжет. Флорентийцы выбрали себе черного петуха для первого кукарека и заперли его в сарае, не поили, не кормили неделю. Бедный петух от голода раньше времени зарницу начал орать…
Кто победил, вы уже догадались: конечно же, хитрые флорентийцы! И пролегли границы между двумя городами в двадцати километрах от Сиены, и все земли Кьянти с их Лигой и тощим, голодным петухом в 1348 году встали под белые флаги с черным петухом, который стал символ военной тактики, хитрости, непобедимости. (Я бы на месте сиенцев что-нибудь с белым отъевшимся петухом придумала, какую-нибудь лигу, марку, легенду на всякий случай, но «я бы» не считается…)
По всей территории Кьянти можно сейчас встретить не только магазины с маркой петуха, но и символические скульптуры петушков, украшающих каждую деревеньку, чтобы напомнить нам, нерадивым туристам, где мы ходим-бродим и кто эти земли охраняет.
И не только охраняет!
Охранять сейчас, живописные просторы Кьянти не от кого, сиенцы с флорентийцами с 16 века живут вместе, пусть и не так дружно порой, вспоминая свое боевое прошлое, но все же: вместе высаживают лозы, растят виноградники, собирают виноград и в древних замках и крепостях, стены которых видели не одно сражение между двумя городами, делают великолепное вино которое называется- «Кьянти Классико».
«Классико», потому что в Тоскане есть два консорциума Кьянти, один, более молодой, в которое входят обширные территории региона называет свое красное вино- «Кьянти», второй с вековыми традициями, легендами и даже исторической территорией, и символом, называет свое вино-«Кьянти Классико».
«Кьянти Классико.» это историческая марка Тосканы. Уже в 1716 году Великий Герцог Тосканы, Козимо III, определил земли, где можно было высаживать виноград и производить из него красное вино Кьянти, сейчас эти земли входят в современный консорциум образованный местными виноделами в 1924 году, все винодельни, входящие в этот консорциум, располагаются между Флоренцией и Сиеной, на небольшом участке земли, размером в 72 000 гектар.
А вот купаж этого вина, в 19 веке создал сам Барон Рикасоли в совем замке Бролио. Прозвали барона в то время «Железный Бароном», Беттино Рикасоли, в 19 веке был успешным политиком, и успел посидеть в кресле мера Флоренции, министра внутренних дел и премьер-министра в молодом, объединенном Королевстве Италии, строго вести политику, честно управлять страной, за что и получил свое прозвище.
Удалившись в отставку и вернувшись в свое родовое гнездо, замок Бролио, железный барон, стал «бароном винным» и со своими друзьями, профессорами пизанского университета, продолжил эксперименты по улучшению качества вина Кьянти, так родился первый бленд Кьянти Классико, который состоял из 70% винограда сорта санджовезе, 15 % канайоло и 15 % мальвазии, в этот бленд можно было так же добавлять белый виноград сорта треббьяно который до сих пор произрастает на просторах лесистых холмов и из него производится крепленое сладкое, десертное вино тосканы- Вин Санто (Vin Santo).
Современный бленд вина Кьянти Классико включает от 80% винограда санджовезе, не больше 20% местных и европейских сортов красного винограда.
Но покручивая небрежно за обедом, пузатый стеклянный тюльпан, слегка поддерживая его за тонкую ножку, мы не задумываемся о том, в какой процентности и какие сорта винограда нам подарил красно-рубиновый эликсир в нашем бокале.
Мы жаждем наслаждения- от запаха, вкуса, ощущения полноты и гармонии винного бытия. Хитрый Вакх, на козлиных ножках, с мудрыми лукавыми глазам нам обещает радость.
И мы эту радость с благодарностью принимаем.
Кьянти. Итальянская легенда
«Владимир Ильич совсем испортился, — жаловалась матери его родная сестра Анна — Вместо молока пьет кьянти». Ради такого вина грех не отказаться от молока. Не будем, правда, сейчас спорить о пользе. К тому же, лично мы предпочитаем перед сном бокальчик кьянти стакану молока.
Кьянти — это легендарное итальянское вино. Ни один итальянский ресторан, как на территории этой прекрасной страны, так и в любой другой, не позволит себе отсутствие кьянти в винной карте.
Вообще, кьянти сейчас уже почти поглотило своим авторитетом Италию и поглощает весь мир. На самом деле в год выпускается невероятное количество этого вина: 21 млн. ящиков!
Кьянти — вино достаточно старое, но все не могло найти свой путь: то войны, то филлоксера, «убившая» весь урожай винограда. Лишь в 20 веке можно было спокойно вздохнуть и начать демонстрировать себя во всех своей красе. Да, это мы сейчас именно про вино.
Привет, петух!
Кстати, производители кьянти даже создали свой консорциум: попросту — объединились в группу и даже выбрали свой символ — черного петуха. Так что, если вы встретите вино с такой вот эмблемой, то знайте, что производитель данного кьянти состоит в этом самом «кьянтичном» сообществе. Кстати, если черных петух не красуется на бутылке, то это вовсе не означает, что вино плохое и кьянти — не кьянти. Просто не захотел человек-производитель вступать в консорциум. Самостоятельный.
Откуда взялся петух?
Кстати, легенда про этого черного петуха забавная, хотя и отдаленно имеет отношение к самому вину.
Спорили себе две итальянские провинции — Флоренция и Сиена по поводу одно территории, якобы именно там находится зона Кьянти (хотя сейчас кьянти производят в различных регионах). Итальянцы — ребята мирные, особенно в то время — никаких драк и кровопролитий, решили просто встать с первыми петухами и отправиться навстречу друг другу. Мол, где встретятся, там и проляжет граница двух провинций.
Хитрые флорентийцы выбрали черного петуха, который призван был послужить будильником. Его не кормили несколько дней и держали в темноте. Несчастный петух, когда его выпустили на волю, сразу прокричал, хотя до рассвета было далеко. С первыми петухами, так с первыми петухами — флорентийцы отправились в путь и прошли в итоге на 20 км больше, чем жители Сиены. Зона Кьянти досталась Флоренции.
Вот эта легенда и послужила основой для эмблемы консорциума кьянти.
Каким бывает кьянти
Кьянти все же разное. Все. Возьмите кьянти разных производителей, и вы получите два абсолютно разные вина.
Кьянти
Просто кьянти и ничего лишнего. Это очень простое вино, которое производится в любой коммуне из зоны Кьянти. Главное, чтобы это вино на 70% состояло из санджовезе. Вот и все требования. Конечно, качество — это само-собой разумеющееся в итальянском виноделии. Вина эти незамысловатые, не вызовут гастрономического восторга, но к их производству не прикопаться.
Кьянти Супериоре
За этими винами следят чуть строже, чем за предыдущими, выдерживаются они дольше, соответственно, и букет уже более сложный и насыщенный. Правда, стоят такие вина чуть дороже простых кьянти.
Кьянти Классико
Это классическое кьянти, которое очень строго регламентируется. Вот здесь именно вы и встретите эмблему в виде черного петуха. Вина, производящиеся только в четырех коммунах зоны кьянти, заслуженно считаются одними из лучших в мире кьянти.
Кьянти Классико Резерва
Это высшее вино среди кьянти. Резерва — то есть выдержанное. Это вино очень сложное и интересное. Разумеется, потенциал к длительной выдержке у них очень и очень высок.
Другие кьянти
Есть и экспериментальные виды кьянти, не относящиеся ни к одной из перечисленных категорий. Это уже авторские вина или супертоскана. Здесь как получится: или очень понравится или не понравится настолько, что кьянти никогда больше пить не будете.
Купить вино кьянти можно в магазине WineStreet.
Другие статьи из рубрики «Гид по вину и шампанскому»
Можете себе представить, что завод Инкерман был образован на базе подземных выработок подземного камня? Звучит странно и несколько даже нелепо, но это всего лишь на первый взгляд.
Красные вина заслужено считаются классикой виноделия. Они были известны еще со времен римских императоров, присутствовали на столах лучших домов Европы в средние века и до сих пор остаются главными фигурами торжеств. При этом не стоит забывать, что в категорию красных вин попадают сладкие и сухие напитки. Мы же поговорим именно о сухих, ведь у этой категории вин поклонников куда больше, чем у самых известных кинозвезд современности.
Кьянти (Chianti) – самое известное итальянское вино
Кьянти – красное сухое вино из Тосканы крепостью 11,5-12,5%, названо в честь гор на Юге от Флоренции, визитная карточка итальянского виноделия. Отличается живым рубиновым цветом и слегка вяжущим вкусом. Классическое кьянти производится исключительно из винограда сорта Санджовезе, в иных вариациях возможно купажирование с Каберне, Мерло, Колорино и другими сортами, но доля Санджовезе должна быть не меньше 75%.
Винодельческая область Кьянти разбита на зоны: Классико, Колли Аретини, Колли Фьорентини, Колли Сенези, Коллине Пизане, Монтальбано и Руфина («Колли» в переводе с итальянского «холмы»).
Виноград Санджовезе
Наиболее знамениты зоны – Кьянти Классико и Руфина, остальные вина продаются чаще всего под названием кьянти. Букет вина кьянти – сочетание терпких обертонов, нежного аромата лесных ягод, освежающей вишневой кислинки и нюансов фиалки. (с) Гюнель Асадуллаева, сомелье.
Барон Джованни Рикасоли-Фиридольфи, президент консорциума производителей кьянти, утверждает, что настоящий Chianti Classico отдает чистым цветочным медом и свежеиспеченным деревенским хлебом, еще благородное вино должно чуть заметно горчить.
Характерный цвет кьянти
Сегодня вина кьянти, как и любые другие, поставляются на рынок в толстостенных бутылках стандартной формы. Но раньше, когда кьянти было напитком бедняков, а не господ, оно разливалось в характерные пузатые бутылочки тонкого стекла (называются «fiasco»), а чтобы тара не разбилась в дороге, сосуды оплетали соломой и лыком.
Fiasco (фиаско) – старая итальянская бутылка для транспортировки вин
Считается, что настоящее кьянти обязательно должно иметь узнаваемую эмблему – черного петуха в красном круге. На самом деле, этот символ всего лишь знак Консорциума Кьянти, то есть свидетельство того, что производитель вина входит в торговую ассоциацию, созданную для продвижения продукта на рынке. Отсутствие птички вовсе не выдает подделку – наоборот, возможно, этот винодел настолько хорош, что не нуждается в дополнительной рекламе.
А вот что действительно важно – это аббревиатура DOCG (Denominazione di Origine Controllata e Garantita) – гарантия того, что вино соответствует самым высоким стандартам качества и создавалось по предписанной законом технологии.
Тайна черного петуха
Петух появился на горлышке кьянти не случайно. По легенде эта птичка помогла флорентинцам одержать победу в территориальном споре с соседями, жителями Сиены, и благодарные итальянцы таким образом увековечили утреннего певца – тем более, что историческая зона Кьянти как раз и простирается между Флоренцией и Сиеной.
Дело было так: спорящие стороны решили, что с первым криком петуха из городов навстречу друг другу выедут два всадника, и там, где они встретятся, и будет проходить граница. То ли хитрые флорентинцы не кормили свою птичку, чтобы она проснулась и запела как можно раньше, то ли петух сам поторопился поприветствовать солнышко, но сиенский шевалье вскочил на своего скакуна на 20 минут позже флорентийского коллеги. Результат до сих пор виден на карте Италии: в том споре Флоренция действительно отхватила знатный кусок.
Эмблема консорциума производителей вин кьянти
Виды кьянти
Любое вино, произведенное в коммуне Кьянти на территории от Пизы до Тосканы и соответствующее принятым в регионе стандартам виноделия, может именоваться «Кьянти». Чтобы не запутаться в этом обилии, принято ориентироваться на следующую классификацию.
Вино Chianti. Это самое несложное и недорогое вино этой категории. Обычно оно только на 75-80% состоит из Санджовезе. В магазине бутылочка в среднем стоит от 10 евро, его можно пить за обедом, не дожидаясь особого повода – простое кьянти приятно на вкус, но не является ни редкостью, ни изысканным лакомством для гурманов.
Chianti Superiore. К этому вину предъявляются уже более высокие требования – оно должно выдерживаться не менее 9 месяцев, причем отсчет ведется с 1 января, после сбора урожая, так что купить молодое Superiore можно только ближе к зиме. Оно уже дороже простого кьянти, бутылочку подобного напитка не стыдно поставить на праздничный стол.
Chianti Classico. Вино, изготовленное на «исторической родине» кьянти – том самом участке земли между Сиеной и Флоренцией. Это довольно обширная территория площадью в 70 тысяч гектаров, поэтому характеристики кьянти классико сильно зависят от местности. Например, вина из Кателлины обладают боле тонким ароматом, а их аналоги из Кастельнуво Берарденьи отличаются насыщенным пряным вкусом.
Chianti Classico Riserva – выдержанное кьянти, вершина винодельческого мастерства и вино премиальной категории. Выдерживается не менее 27 месяцев, имеет крепость от 12.5%. Chianti Riserva – выбор тонких ценителей или тех, кому требуется эксклюзивное вино, чтобы отметить значимое событие.
Экспериментальные кьянти. В эту категорию входят вина, изготовленные по собственному фамильному рецепту винодела с использованием личных «фишек». Например, для напитка могут использоваться только старые лозы Санджовезе или виноград исключительно с солнечной стороны холма. Качество и вкус зависят от производителя.
Лучшее вина кьянти родом из провинций Прато, Ареццо, Пистоия, Флоренция, Сиена и Пиза, но рядовым винолюбам не обязательно разбираться в таких тонкостях, достаточно будет увидеть на акцизной этикетке заветную маркировку DOCG. Из восьми зон производства отдельно выделяют только Classico и Rufina, вина с других территорий обычно поставляются на рынок под общим названием Chianti.
Как и с чем пить кьянти
Вина Chianti принято пить из тюльпанообразных бокалов объемом 500-600 мл, наполненных максимум на треть. В таком сосуде хорошо раскрывается и сохраняется аромат напитка. Оптимальная температура подачи – 16-18°C.
Лучше всего вино кьянти сочетается с традиционными блюдами итальянской кухни, но неплохо идет и с красным мясом, птицей, сырами твердых сортов. Чем дороже и качественнее вино, тем проще в закуску к нему подбирают. Самыми дорогими сортами наслаждаются без закуски или подают бутылку с белым хлебом или красным виноградом.
Правильно наполненные бокалы позволяют уловить все оттенки аромата