Лачка что за нация

Лакцы (лак) — исторический народ Дагестана

Лакцы относятся к одному из коренных народов Северного Кавказа. Этнокультурная территория этого народа называется Лакия и состоит из двух районов: Кулинский и Лакский. Старинной столицей Лакии было селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана. Там находилась резиденция лакских правителей. В мире насчитывается около 180 000 лакцев.

Где живут

Основная часть народа проживает на территории России, в Дагестане их 161 300 человек. Живут лакцы в Ставропольском крае, Тюменской и Московской областях, в Москве, Кабардино-Балкарии, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии, Грузии, Турции, на Украине и в Белоруссии. Небольшая часть представителей этой народности проживает в Латвии, Эстонии, Армении, Молдавии и Литве.

Лачка что за нация. Смотреть фото Лачка что за нация. Смотреть картинку Лачка что за нация. Картинка про Лачка что за нация. Фото Лачка что за нация

Название

Самоназвание народа — «лак» и «лаксса». «Лаккучу» переводится как лакский мужчина, лакец, «лакку маз» — лакский язык, «лакку билаят» — лакская страна, «Лаккуй» означает Лакия, «лакрал» — лакский. Народ использует «лак» как топоним и этноним.

Некоторые народы называют лакцев по-другому:

Лакский язык является одним из 14 официальных языков Дагестана и принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. Говорят на нем около 146 000 человек. На лакском выходит газета и передачи на телевидении.

В лакском языке есть десять диалектов:

До 1928 года лакская письменность была на основе арабского алфавита, с 1928 по 1938 годы — на основе латинского, с 1938 года — на основе русского алфавита с добавлением некоторых букв. Многие лакцы хорошо говорят и читают на русском языке.

Религия

Лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно была утверждена в народе в 11 веке. До этого у лакцев были божества, в которых они верили и старались всячески ублажать для своего благополучия и здоровья. Поклонялись огню, этот обычай существует в лакских обрядах и сегодня. Из камня и дерева мастерили изваяния в виде фигур человека, обмазывали жиром и просили о дожде, хорошем урожае, благоприятной зиме.

Лакцы верили, что дом защищает своего хозяина и его семью от бед, природных явлений и злых духов. Верили, что в доме жил добрый дух Киини, которого лакцы представляли в виде маленькой змеи, ящерицы и лягушки, он защищал от несчастий. Чтобы Киини не уходил, для него готовили халву без сахара и ставили в потайных уголках дома.

Лакцы в прошлом исповедовали христианство. На древних камнях в горах Лакии есть изображение креста и христианских древних храмов.

В рационе лакцев присутствуют молочные, мясные и мучные блюда, картофель и овощи. Из муки лакцы пекут лепешки, которые готовятся в специальной глиняной печке, похожей на опрокинутый чан без дна. Такая печь стоит под навесом во дворе дома. К повседневной пище можно отнести молочный суп с кукурузными клецками, вяленую баранину, брынзу, толокно, молоко, жареную баранину, скисшее топленое молоко с мукой и чай. Распространенными блюдами является плов, куриное мясо, обжаренное с яйцами, рисовая каша, голубцы с подливой из кислого молока.

Лачка что за нация. Смотреть фото Лачка что за нация. Смотреть картинку Лачка что за нация. Картинка про Лачка что за нация. Фото Лачка что за нация

Внешность

Сегодня лакцы практически перешли на одежду городского типа, но все еще встречается и традиционная. Мужчины носят кавказский пояс и папаху, бурки. Пожилые лакцы носят бешмет и черкеску. И женщины, и мужчины до сих пор иногда носят вязаную обувь. Пожилые женщины надевают длинные шаровары, которые раньше носили все лакские женщины.

Старинный женский свадебный костюм состоит из белого, длинного шелкового платья с большим вырезом в области груди и разрезом посередине. Эти вырезы стянуты шелковыми шнурами белого цвета. Рукава платья длинные, разрезаны по всей длине. Под платье надевают шелковую белую кофту с узким рукавом и стоячим воротником.

Женщины и девушки при выходе из дома голову покрывают большим платком из шелка, на котором вышиты узоры. В повседневной жизни носят черную сатиновую косынку. В селе Вихли еще носят старинные женские головные уборы лачек. Жительницы этого селения покрывают голову убором из материи, стянутой на затылке гармошкой. Из-под него до пояса свисает полотнище, низ которого вышит узорами и часто заканчивается бахромой. Сверху убора накидывают очень длинное, до 6 метров, белое покрывало, которое закрывает голову, спину и плечи. Вихлинские женщин носят белое покрывало, а женщины других сел — черное.

В Кулинском районе в зимний период многие женщины и дети надевают короткие овечьи полушубки. В других районах на детей надевают короткие куртки, пошитые из кусочков разноцветных материй. На спине и плечах верхней одежды пришивают серебряные монеты. На голову дети надевают шапку из парчи с плоским верхом. Сзади шапки спадает кусок пришитой материи. Маленьким девочкам волосы заплетают в мелкие косички.

Жизнь

Проживающие в горах лакцы занимались в основном скотоводством. Те, кто жил в более равнинных местностях, занимались земледелием. Из животных разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, мулов и ослов. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и горох, позже начали массово выращивать овощи. И сегодня лакцы занимаются пчеловодством, садоводством.

Производят керамику, гончарные изделия, занимаются ювелирным и медным делом, торговлей, работают удильщиками, каменщиками, шорниками, кондитерами, сапожниками. Из-за нехватки работы многие лакцы издавна уезжают в город работать.

Жилище

Лакцы проживают селениями «шар», которые расположены в горах. Улочки в селениях узкие и кривые. Каждое село поделено на несколько частей (кварталов), которые лакцы называют «жамят». Сегодня в селениях кроме мечетей есть школы, читальни, клубы, медицинские учреждения.

Дома лакцев в основном двухэтажные или состоят из трех этажей, строятся из камня, с плоской кровлей. У дома есть небольшой внутренний дворик, на втором этаже обязательно имеется галерея. В одной из комнат дома делают возвышение, которое занимает половину помещения. Его накрывают коврами, раньше на нем ели и спали. Сегодня во многих домах есть столы. Полы в домах глиняные, даже на втором и третьем этаже, из-за нехватки в местностях дерева. Раньше в домах были очаги и камины, которые сегодня заменили железными печками. На лето их убирают из комнаты.

Культура

В лакской литературе в период средневековья и эпохи русского завоевания основное место занимала религиозно-дидактическая литература и религиозная поэзия. Писатель-революционер Саид Габиев не только был основателем первой лакской газеты «Заря Дагестана», но и стал автором ряда стихотворных и прозаических произведений, написал на лакском языке первую социальную драму. Первую дагестанскую драму «Лудильщики» написал революционер, лакский писатель и публицист Гарун Саидов. Новый жанр в дагестанской литературе — прозу, перемежаемую стихами, создал лакский поэт Абуталиб Гафуров.

Музыкальный инструментарий лакского народа состоит из струнных, духовых и ударных инструментов, многие из которых широко используются и у других народностей Дагестана:

Позже лакцы начали использовать в музыке аккордеон, баян, мандолину и кеманчу. Последние два постепенно заменили чаган и чугур.

Лакский фольклор состоит из нескольких жанров:

В них рассказывается о таланте лакского народа, живости ума и жизнеутверждающем оптимизме. В преданиях и легендах выделяется оценка исторических событий, отношение к явлениям природы и историческим личностям. Лакские сказки очень разные, создано их большое количество. Главными героями выступают животные, много сказок у лакцев, где главным героем выступает муравей.

В Дагестане построен Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева. Все началось с того, что в 1914 году лакская интеллигенция открыла любительский кружок в селе Кумух.

Традиции

Лакцы являются народом очень гостеприимным. Для них считается большим позором не угодить гостям. Хорошо принять у себя гостя — почетное дело для каждого лакца. Все окружающие такого хозяина очень уважают.

Так как многие лакцы вынуждены были уезжать на заработки, у народа появились соответствующие обычаи. Из дому уходить положено вечером, когда сядет солнце. В дорожную сумку уходившего его мать, невеста или сестра клали печенье в форме сердца, чтобы мужчина о них не забывал.

До сих пор, если начинается строительство дома или какая-нибудь работа, для которой необходимо много рук, лакцы зовут родственников и соседей. Все работают в праздничной одежде, а за труд получают от хозяина угощения.

Очень важно у лакцев сохранить хорошую репутацию перед своей семьей и всем селом. Если в семье был вор даже 200 лет назад, этот позор останется в семье навсегда. Когда после дальнего путешествия горец возвращался домой, к нему приходили все соседи, желали ему здоровья, сохранности в пути и исполнения желаний. Если за время его отсутствия у соседей произошло несчастье, по приезде он должен навестить их со своими родственниками. На прощание они говорят следующие слова: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии».

У народа не принято, чтобы жених сам ходил просить руки и сердца возлюбленной у ее родителей. Ходили в дом невесты сваты, которых выбирали из близких родственников. Через три дня переговоров проводился обряд обручения. Дата свадьбы зависела от материального положения жениха. Молодые не должны были видеться со дня обручения и до самой свадьбы. За это время девушка шила свадебный костюм жениху, а он был обязан подготовить для невесты свадебное платье, украшения и подарки.

Руки невесты перед свадьбой красили хной, которую за неделю до торжества приносили родственники жениха вместе с подарками. В знак уважения родственников в доме невесты угощали медом. Когда девушке окрасят хной руки, она не должна выходить за порог дома до самой свадьбы.

Женщина рожала ребенка в доме своих родителей и оставалась там 40 дней после родов. В воду, которую пила роженица, клали кусочек бумаги, на котором написана молитва. Рожавшую женщину окуривали дымом подожженной соломы, принесенной из мечети.

Через 6 дней после родов приглашалась счастливая в браке женщина, которая должна была уложить новорожденного в люльку. В этот день в доме роженицы собирались самые близкие, младенцу давали имя. Часто давали имя в честь умершего родственника долгожителя. На следующий день ребенка стригли. Для этого выбирали самого уважаемого мужчину, он брил младенцу голову. Отстриженные волосы взвешивали на весах, и их вес приравнивали к деньгам, на которые покупали сладости. Всем жителям в округе раздавали эти сладости или деньги.

У лакцев есть обычаи на каждое время года. Лето встречают рано утром 22 июня на горе Вацила, просят здоровья и благополучия. Осенью, пред уборочными работами проводится день «хлебной жертвы». Люди молятся и едят баранину.

Зимой главный праздник — Новый год. Лакцы разжигают костры и прыгают через них, очищаясь от грехов и злых помыслов. Вместо современных салютов раньше разжигали и кидали с горных вершин глиняные шарики с соломой. Весной бережно собирают воду первого весеннего дождя, раньше ее использовали для приготовления оберегов и омовения. Если во время такого дождя выйти на улицу с непокрытой головой, можно очиститься от болезней.

Источник

Лакцы Дагестана – история происхождения народа, традиции и обычаи

Одна из уникальных особенностей республики Дагестан – это большое количество населяющих ее народов, и лакцы – один из них. Испокон веков они жили в центральной части региона, в так называемой Лакии, примерно в границах нынешних Лакского и Кулинского районов, где и сейчас преобладает лакское население.

Лачка что за нация. Смотреть фото Лачка что за нация. Смотреть картинку Лачка что за нация. Картинка про Лачка что за нация. Фото Лачка что за нация

Численность и место проживания лакцев

Тем, кто не был в горах Северного Кавказа, сложно представить, насколько они своеобразны и как сурова «страна» лакского народа. Здесь нет лесов, которыми так богаты предгорья, среди лета может выпасть снег, не вызревает большинство фруктов и овощей. Здесь скромная кухня – ее основные ингредиенты: мука, сыр, мясо (часто вяленое) и дикорастущие травы. Воздух так свеж и прозрачен, что его хочется пить, жгучее высокогорное солнце одарило всех девушек румяными щечками, а коровы так миниатюрны, что неизменно приводят в восторг, довольно редких в этих краях, туристов.

По данным последней переписи сейчас численность лакцев составляет около 160 000 человек. Места их компактного проживания – Лакский, Кулинский и Новолакский районы, но больше всего их, примерно 86 тысяч, проживает в столице Дагестана – Махачкале.

История происхождения лакского народа

Споры о происхождении этого народа начались, как только за изучение их истории взялись первые исследователи. Дело в том, что о племенах, населявших Северный Кавказ, упоминается во множестве источников, но под разными именами, и о каком именно народе идет речь в этих документах, узнать почти невозможно. Но так как источники есть – античные, персидские, арабские, есть и надежда, что их сопоставление постепенно приоткроет завесу над ранней историей лакцев и их соседей.

При этом все говорит о том, что государственность у этого народа появилась очень давно, одной из первых в Дагестане. Видимо в начале нашей эры произошло объединение разрозненных лакских поселений в одну страну и чуть позже началось строительство Кумуха. Это историческая столица Лакии, крепость которой была построена в VI веке по приказу персидского царя, когда горный Дагестан являлся частью его владений.

Следующий важный поворот в истории народа – Дагестан вошел в состав Арабского халифата. Произошло это в XIII веке, и тогда же шамхалы Кумуха, а за ними и весь лакский народ принимают ислам. Кумух превращается в крупный торговый и политический центр Кавказа.

К XV веку Шамхальство разваливается, но хотя власть переходит к ханам, государственное устройство остается прежним – страной правит хан, ему помогает совет, куда входят визири, советники, военачальники. Это нашло отражение в лакских сказках, где роль правителя и его свиты отводилась тигру, снежному барсу и другим хищникам.

Именно во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы соседних могущественных государств – Турции, Персии и России. Каждое пыталось втянуть его в свою зону влияния и горцам пришлось жестоко сражаться за свою свободу. В итоге Кавказской войны этот регион вошел в состав Российской империи, наступил мир, но в лучшую сторону жизнь заметно изменилась только после Революции 1917 года.

Образование стало доступно каждому, и местные этносы воспользовались этим в полной мере. Если до революции большая часть горцев, не умела читать, то после нее, особенно после усовершенствования письменности, безграмотность ушла в прошлое.

Этот небольшой народ дал стране немало прекрасных врачей, агрономов, летчиков, инженеров, ученых, писателей. В горных селениях появились настолько сильные учителя, что их выпускники легко поступали в лучшие вузы страны – московские, питерские, киевские. Распад СССР на какое-то время обесценил образование, но сейчас молодежь снова начала стремиться в ВУЗы.

Рассказывая историю лакцев нельзя не упомянуть и о такой ее странице, как переселение их на территории, которые ранее принадлежали чеченцам-акинцам, депортированным в Среднюю Азию по указу Сталина после ВОВ. С гор в Новолакский район было переселено более 1500 лакских семей, причем с приказом – не навещать родных 4 года.

Вернувшимся из ссылки чеченцам было запрещено селиться на родине, но в 1991 году они потребовали свои земли назад, что вызвало реакцию домино: лакцев переселение с обжитых мест не устраивало, деньги, выделенные на строительство новых домов, не доходили до людей. Земли, которые им выделили для новых поселков, оказались малопригодны для жизни, к тому же принадлежали кумыкам, недовольным этой идеей.

Лачка что за нация. Смотреть фото Лачка что за нация. Смотреть картинку Лачка что за нация. Картинка про Лачка что за нация. Фото Лачка что за нация

Культура, народные традиции и обычаи

Суровый климат и сложность жизни в горах сформировали своеобразный менталитет и обычаи. Они по-кавказски гостеприимны – любой, кто пришел с миром, будет встречен как дорогой гость. Всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается – в одиночку в горах не выжить. Любая серьезная проблема – ремонт дороги, подпорной стены, расчистка родника, поиск отары, решается сообща – соседи просто собираются вместе и делают работу.

Каждый лакец помнит много поколений своих предков, и какой бы малой не была степень родства, они все равно считают друг друга родственниками. Поэтому и забота о репутации для них крайне важна – ведь совершив проступок, ты вредишь репутации всей семьи, и неизвестно, сколько поколений понадобится, чтобы об этом забыли односельчане.

Лачка что за нация. Смотреть фото Лачка что за нация. Смотреть картинку Лачка что за нация. Картинка про Лачка что за нация. Фото Лачка что за нация

Обычаи достойны подражания – они любят детей, уважают старших, бережно относятся к старикам, трепетно к матери. Здесь царит культ мужчины – каждому мальчику с раннего детства внушают, что он мужчина, защитник, строитель и добытчик. Но и лакские женщины им под стать — они женственны, до старости сохраняют стройность, крайне деятельны и самостоятельны. Весь дом держится на них, причем выглядят дома (обычно весьма просторные) в лакских селениях так, словно ремонт закончен вчера – все в идеальном порядке.

Каждое селение лакцев – это свой язык, заметно отличный и от литературного, и от языка соседей. В каждом селе свои обычаи – как свататься, справлять свадьбу, хоронить и поминать умерших, праздновать рождение ребенка и отмечать сезонные праздники.

Народ с отличным чувством юмора, поэтому жители каждого селения из-за этих отличий постоянно подшучивают друг над другом. Зато спустившись с гор, стоят за земляков горой. Другие дагестанцы тоже шутят про лакцев, намекая на их ловкость в коммерческих делах: «Разрежь любой арбуз и оттуда выскочит лакец».

Практически каждое событие в их жизни сопровождает песня – душевные стихи под красивые самобытные мелодии звучат и на праздниках и на поминках. Музыкальное сопровождение – лишь дополнительное обрамление для голоса, который важнее и стихов и музыкальных инструментов. Поэтому хорошие певцы пользуются большим уважением, о них рассказывают легенды, родством с ними гордятся.

Культура малочисленного народа богата и разнообразна, ремесло развивалось на протяжении многих веков, причиной его развития явилось малоземелье. По всему миру известно балхарское гончарное исскуство, изготавливались изделия исключительно «золотыми» руками женщин. Центром, где их изготавливают является село Балхар, расположенное в Акушинском районе РД.

Это место известно как центр народной художественной керамики. Мастера изготавливают емкости для хранения зерна, кувшины, кружки, тарелки и любую кухонную утварь, а также статуэтки, декоративную посуду из глины, украшенные белой росписью. Исскуство расписной керамики появилось на рубеже XIII-XIV веков. Балхарская посуда имеет очень тонкие стенки и считается самой лучшей на Кавказе.

Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.

Знаменитые лакцы – герои СССР и России

Самые знаменитые лакцы XX века, это, без сомнения Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, он именно тот, кого упоминают его земляки, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали про такую национальность, как лакцы.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, причем такой, что его полеты и во время ВОВ войны и в мирное время, когда он занимался испытанием новых самолетов, описывают с придыханием даже летчики-асы и сами конструкторы этих машин.

Интересный факт – мать Амет-Хана Султана – крымская татарка и крымские татары считают его своим национальным героем. Что он лакец по отцу, замалчивается, из-за чего время от времени возникают забавные казусы. Самый известный из них – предложение назвать симферопольский аэропорт именем Амет-Хана Султана. Они даже не знали, что в России в г. Махачкала уже есть аэропорт, носящий его имя.

Кроме Амет-Хана Султана во время ВОВ еще несколько лакцев стали Героями Советского Союза: Макаев Ц. М., Буганов Г. О., Сулейманов Р. Б., Сулейманов Я. М-А. В непростые постсоветские времена тоже нашлось место подвигам – уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р. и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.

Лачка что за нация. Смотреть фото Лачка что за нация. Смотреть картинку Лачка что за нация. Картинка про Лачка что за нация. Фото Лачка что за нация

Хотелось бы, чтобы национальность лакцы с их самобытной культурой, собственными обычаями и уникальным языком, не растворились среди народов России, а наоборот сохранялась и развивалась, обогащаясь сама и обогащая культуры других народов.

Источник

Лакцы

Лачка что за нация. Смотреть фото Лачка что за нация. Смотреть картинку Лачка что за нация. Картинка про Лачка что за нация. Фото Лачка что за нация

ЛАКЦЫ, лак (самоназвание), народ в центральной части нагорного Дагестана.

Народ лакцы – это коренные жители Северного Кавказа. Первые упоминания о лакцах встречаются в арабских источниках VII-X веков, где рассказывается о феодальных царствах Туман и Гумик на территории современного Дагестана. Гумик – это древнее государство лакцев, а территория, которую они испокон веков заселяют, называется Лакией.

Версии о том, что лакцы происхождение имеют не дагестанское, опровергают наскальные изображения ущелья Виттурзивалу, рядом с которым предки лакцев поселились в незапамятные времена. Археологи датируют эти петроглифы V – I тысячелетием до н. э. По ним можно изучать, как совершалась эволюция мировоззрения людей, от которых произошли современные лакцы. Кроме того, эти наскальные изображения свидетельствуют о том, что предки лакцев через скифов, а потом через сармата-аланов взаимодействовали с индоиранским миром.

Также известно, что их древнее царство было христианским. Исламское государство на лакской территории возникло после нашествия Золотой Орды в XIII веке.

Территория проживания лакцев

Больше 4/5 представителей этого народа проживает в городах Дагестана. Они живут в основном в Лакском и Кулинском районах Дагестана. Из-за насильственного перемещения в сталинские времена часть лакцев были вынуждены перебраться в Ауховский (Новолакский) район.

Таким образом, лакский этнос исторически населяет центральную часть нагорного Дагестана. Это территория ущелий, труднодоступный горный край, где лето холоднее, чем в целом в Дагестане, и мало леса. В этих местах снег иногда может выпасть в июле, и фрукты вызревают плохо. Но нет и высоких хребтов, которые бы разделяли селения.

Численность лакцев

По данным переписи 2002 года, в России насчитывалось 178630 лакцев, в том числе на территории Дагестана – 161300.

История лакцев

Лакцы – первый этнос в Дагестане, у которого появилось государство. В начале новой эры разрозненные лакские поселки объединились в страну. А в VI веке по приказу персидского царя началось строительство Кумуха – исторической крепости-столицы Лакии, ведь в то время горный Дагестан был частью владений Персии.

В XIII веке Дагестан вошел в Арабский халифат. Именно тогда шамхалы (титул древних правителей Дагестана) Кумуха и остальной лакский народ приняли ислам, а Кумух стал крупным торговым и политическим центром Кавказа.

В XV веке Казикумухское шамхальство развалилось. Управлять страной стали хан и совет. Во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы между Турцией, Россией и Персией. После смерти последнего хана в 1859 году Казикумухское ханство расформировали на четыре наибства: Вицхинское, Кумухское, Мукарское и Аштикулинское.

В 1922 году Лакский округ был выделен в отдельный район в составе Дагестанской АССР.

В 1944 году часть лакцев переселились на равнинные земли депортированных чеченцев, что в 1991 году привело к местному конфликту. В 2012 году лакцы утвердили собственные флаг и герб.

Язык лакцев

Лакский язык признан государственным в Дагестане, как и еще 13 языков. Этот язык относится к нахско-дагестанской группе кавказских языков. В мире насчитывается 146 тысяч носителей лакского языка. На этом языке издаются газеты, выходят передачи на ТВ.

В лакском языке насчитывается десять диалектов. До 30-х годов XX века лакская письменность основывалась на арабском алфавите, затем была переведена на латинский. В 40-х годах XX века была разработана лакская письменность на кириллице с добавлением новых символов.

Религия лакцев

С XI века лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).
До принятия ислама лакцы мастерили себе божков из камней и дерева и обмазывали их жиром. У этих богов они просили обильных урожаев, дождя и тёплой зимы.

Предки лакцев также поклонялись огню, и у современных представителей этого народа сохранилось особенное к нему отношение.

Древние лакцы, кроме того, верили в свой дом: считалось, что он оберегает хозяев от злых сил и несчастий. В этом семье хозяина помогал добрый дух, живущий в каждом доме, – Киини. Он мог перевоплощаться в небольшую змею, лягушку или ящерицу. Чтобы Киини не ушел из дома, его задабривали: варили для него халву и ставили ее в потайной угол.

Обычаи лакцев

Лакец – национальность с интересными обычаями. В старину некоторые лакские семьи насчитывали до 25 и больше членов, объединяя 3-4 поколения близких родственников.

В старину у лакцев был распространены обычаи похищения невест, похищения прикосновением, «убег», левиратный (женитьба на вдове брата) и сороратный (женитьба на сёстрах) браки.

Родственные браки у лакцев не только не воспрещались, а поощрялись. Брачный союз заключался по отцовскому выбору.

Праздники всегда сопровождаются играми, развлечениями. Самый любимый – это праздник начала весны (инт дайдихьу). Его отмечали в день весеннего равноденствия и с него начинали новый календарный год.

Дату праздника первой борозды (хъурдуккаву) устанавливали по погоде. До него никто не пахал. Первого пахаря выбирали «с легкой рукой», так как от его сноровки зависел будущий общий урожай. После первой пахоты устраивали коллективное застолье с хлебом и бузой, а также соревнования между юношами, девушками и детьми с бегом и скачками.

Лакцы придавали очень большое значение кровнородственным связям (община родственников называется «тухум»). Кроме того, у них сильна традиция оказывать односельчанам и соседям взаимную помощь (марща, кумаг), например, в строительстве домов, на сенокосе и во время жатвы. Свадьбы, похороны, обработка и очистка шерсти, валяние войлока, производство паласов – все эти сельскохозяйственные работы лакцы не мыслят без взаимной помощи и обычно выполняют сообща. Марща всегда завершалась у них общим угощением. Хозяин работ накрывал стол, после еды начиналось веселье.

Как и все дагестанские народы, лакцы очень гостеприимны. Гостю выделяли лучшую комнату, его сытно кормили, ему помогали решать все его проблемы, его развлекали и щедро одаривали.

У лакцев также до сих пор развит культ мужчины. Мальчиков рано приучают к ответственности, решительности, их воспитывают мужественными. Девочек растят женственными.

Жениху нельзя самому сватать невесту, за него это делают специальные переговорщики. Невеста обязана до свадьбы успеть сшить своему будущему мужу праздничный костюм, а жених – подготовить для суженой шёлковое платье и украшения.

За неделю до торжества к невесте приходят родственники мужа с подарками и красят ей ладони хной. С этого момента она не должна выходить из дома до самой церемонии.

В день свадьбы невеста идёт в дом жениха. Там разжигают костер и расстилают ковер, на который становится новобрачная. Её обсыпают зерном, а свекровь при этом угощает её мёдом. Потом молодая смотрится в зеркало и входит в дом мужа, где в специальной комнате для новобрачных ждёт жениха. В полночь к ней приходит суженый.

Утром новобрачная идет за водой, где ее поджидает молодёжь, требуя выкуп. Молодая жена должна первым делом поднести мужу воды и только после этого ей можно будет браться за другие домашние дела.

Похоронный обряд лакцев сопровождается причитаниями с громким выражением скорби и соболезнованиями родственниками. В первый год после смерти лакца поминают пять раз. Среда считается у лакцев днём, когда душа усопшего приходит в дом.

Будущая мать перед родами уходит в дом родителей, рожает там и проводит первые 40 дней жизни ребёнка. Для роженицы готовят специальную воду, в которую кладут бумагу с молитвой. Кроме того, из мечети приносят солому, которую поджигают для окуривания роженицы.

Когда новорожденному исполняется неделя, в дом приглашают уважаемую лачку, чтобы она уложила ребенка в колыбель. Тем временем собираются родственники и выбирают малышу имя. На следующий день уважаемый лакец обривает ребенку голову. После взвешивания волос определяют их цену. На эти деньги покупают сладости и раздают соседям.

Через 40 дней мать и ребенок уходят в дом мужа и забирают с собой приданое малыша, а также несут с собой специально приготовленный по такому случаю плов и халву без сахара.

Культура народа лакцы

Лакцы – народ с большим чувством юмора. Они постоянно подшучивают друг над другом, но на чужбине стоят за земляков горой.

Любое праздничное или горестное событие у них сопровождается песней. Песня для лакцев – это самобытная музыка и красивые душевные стихи. В ней важнее всего голос певца. Хорошие певцы у лакцев всегда пользовались особым почётом. Про них есть много легенд и сказаний. Если в роду был известный певец, то этим гордятся на протяжении многих поколений.

Свои мысли, надежды и мечты лакский народ отразил в фольклоре. Лакские эпические поэмы, народные сказки, легенды, пословицы и притчи послужили основой для произведений выдающихся поэтов XIX века Махаммада Гаджиева, Малла-Магомеда, Гасана Гузунова.

Традиционные занятия лакцев

Основное занятие лакцев с конца XIX века – пашенное земледелие. В XX веке – животноводство, сукноделие, изготовление войлока.

Лакское золотое и серебряное шитьё отличается большой изысканностью.

Лакцы также славятся своим гончарным мастерством: мировую известность получила балхарская керамика. Самыми искусными мастерами керамики традиционно были лакские женщины. Созданная ими тонкая посуда с белой росписью считается на Кавказе наилучшей.

Жилище лакцев

Древнее жилище лакценв представляло собой вырезанный в склоне скалы одноэтажный дом с одной комнатой. В XIX веке лакцы начали строить себе жильё в два и три этажа с множеством комнат. Хотя вся семья обычно проводила время в общей комнате, где горел огонь и готовилась еда.

Хлеб лакцы выпекают в глинобитной печке с усеченным конусом, которая называется клапа. Перед топкой было специальное углубление, куда зимой выгребали горячие угли для обогрева.

У лакцев есть один уникальный предмет интерьера, который не встретишь больше нигде на Кавказе, – глинобитная обогреваемая лежанка. В ее основании каменными плитами выкладывали дымоходный канал от печки. Теплый дым равномерно прогревал лежанку.

При этом в лакских жилищах не было мебели, а постели располагались в нишах стен. Все наряды, украшения, приданое и прочее имущество лакцы хранили в покупных сундуках.

Первые два этажа трех- и двухэтажных домов занимали хозяйственные помещения. Помещения первого этажа, как и оконные проемы жилищ, были арочной конструкции.

В советское время лакские поселения стали разрастаться вниз по пологим склонам гор.

Одежда лакцев

В старину лакские мужчины обязательно носили кавказский пояс, папаху, бурки. Пожилые лакцы также надевали бешмет и черкеску.
Раньше основным головным убором мужчин была папаха. Ее размер и высота зависели от моды. В повседневной жизни мужчины чаще всего носили чабанские папахи.

Обувались мужчины в сафьяновые сапоги, мягкие чувяки, а поверх – в кожаные калоши. Для дома и мечети использовали пашмакъру – обувь без задника на деревянной подошве.

Зимой женщины и мужчины носили войлочные сапоги. Женские были украшены вышивкой и аппликацией из кожи.

Вязаную обувь до сих пор носят и лакские женщины, и лакские мужчины. Пожилые лачки, кроме того, традиционно носили длинные шаровары.

Одежда у женщин. Повседневное одеяние лачек – это широкое туникообразное платье-рубаха, которую иногда носили подоткнутой на бедре в штаны с неширокими штанинами. В торжественных случаях надевали широкие штаны.

Молодые девушки носили яркую одежду, старшие – тёмную.

У женщин всегда было много украшений из золота и серебра: пояса, кольца, серьги. Украшения с жемчугом, кораллами, полу- и драгоценными камнями они надевали на лоб и на грудь. Низ подола и рукавов украшали бляхами и цепочками.

Известные лакцы

Летчик-космонавт Муса Манаров.

Дважды Герой СССР, летчик-истребитель и испытатель Амет-Хан Султан.

Герой РФ Гапал Гаджиев.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *