Ладовая окраска в музыке что это
Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста
Елена Кучерова
Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста
Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — грустным. В некоторых случаях это бывает именно так, но далеко не всегда. Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту).
Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.
Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.
— Восприятие выразительной сущности регистров в процессе слушания произведений (например, «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
— Восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительной сущности направления движения мелодии (например, при пении прибауток, музыкальных загадок).
— Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V и III, I и III и т. д.) на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковых инструментов.
— Формирование представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам, например русские народные песни «Кукушка», «Лиса»).
— Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средств отражения света и тени, радости и горя (при многих, однако, отклонениях от этих сравнений). Примером может служить пьеса Д. Кабалевского «Клоуны».
Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.
Наглядные пособия и настольные игры на узнавание произведения. В них картинка или игрушка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто используются настольные игры типа лото, в которых дети, слушая музыку, должны закрыть соответствующий рисунок маленькой карточкой на большой (например, с изображением разного состояния природы, созвучного настроению музыки). Эти игры предполагают различение характера музыки, частей произведения, определение жанра. Могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные, в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения. Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для развития у детей ладового чувства необходимо:
— отбирать такой музыкальный материал, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
— использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
— устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов музыкальной деятельности на каждом занятии.
Воспитание и подготовка ребенка к жизни через развитие его внутреннего потенциала и выявление его способностей В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений образовательных учреждений нашего города, в том.
Социально-коммуникативное развитие через патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие.
Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов. «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель:.
Музыкальное развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Музыкальное развлечение для детей младшего возраста «Весенняя капель» Задачи: закрепление знаний о сезонных изменениях в природе на основе.
Развлечение «Игрушки». Влияние мелкой моторики на музыкальное развитие детей дошкольного возраста Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Игрушки». Цель: приобщить детей к музыкальному искусству через знакомство с циклом.
Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.
Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства» Воздух и его свойства Занятие для детей старшего дошкольного возраста Шилова И. В. Воспитатель МБДОУ «Ильинский детский сад» комбинированного.
Ладовая окраска в музыке что это
Что означает жанр вокальной музыки романс.
В романсах особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, его отношение к жизни, к природе.
Передать различные эмоциональные переживания ком позитору помогают особые средства музыкальной выра зительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.
Множество поэтических произведений обрели новое зву чание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, на пример, часто становились основой песен, романсов.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты
1.Можно ли назвать его лирическим пейзажем? Почему?
2.Какой еще смысл заложен по этом в этих строках?
Найди особую интонацию голоса, темп, динамику, которые выразили бы душевное состояние человека, любующегося красотой природы.
Движениями рук передай пластиче ский образ стихотворения. Обрати внимание на знаки препина ния. Почему точка появляется только в конце стихотворения? Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?
Музыка и поэзия подчас неразделимы.
На стихотворение «Из Гёте» написали свои романсы «Горные вершины» два русских
композитора XIX в.- Антон Григорьевич Рубин штейн и
Задание: определи композитора и состав исполнителей.
«Музыка и поэзия подчас неразделимы. ритм поэзии
— писал К. Г. Паус товский.
• Можно ли эти слова отнести к романсу Варламова или Рубинштейна?
В стихотворении Лермонтова всего восемь строк.
В ро мансе Рубинштейна оно повторяется дважды: сначала
его поет один голос,
потом оно звучит в исполнении двух голосов — дуэта.
Это диалог разных действующих лиц или внутренний диалог автора,
лирического героя, с самим собой?
Возникает ощущение, что один человек, начиная повествование, вы зывает непосредственный отклик другого человека.
И вступ ление этого голоса, восторженно воспринимающего
окружаю щее, внимающего этой красоте, становится кульминацией в романсе.
Сначала звучит как бы перекличка голосов (втора), а затем, на
словах «Подожди немного. », голоса сливаются в одновременном
— это их общий вывод, итог раз мышлений, успокоение.
Построение одноголосного романса А. Варламова иное: в нём
повторяются каждые четыре строки стихотворения,
но мело дия постоянно варьируется.
Романс очень близок к городской песни.
В этом можно убедиться на примере романса А.Рубинштейна «Горные вершины» (характер мелодики
1-й части ро манса Рубинштейна напоминает мелодию
2-я часть — с более развитой мелодикой — характерна именно для романса); можно ощутить и отличия романса
от пес ни: в песне, как правило,
бывает куплетная форма,т.е. куплеты и припевы,
а в роман сах нет привычного запева и припева.
Вслушайся в сопровождение каждого из романсов. Сравни вступления, изобразив движением руки или графически изобразить движение мелодии каждого вступления.
1. Как слово связано с музыкой?
Послушай ещё раз романсы А. Варламова и А. Рубинштейна и сравни их.
2. Как музыкальное прочтение стихотворения каждым из композиторов сказывается на особенностях музыкальной формы романсов?
3. Какими приёмами развития музыкальных образов пользуются
компо зиторы в этих романсах?
4. Чем романс отличается от песни?
Разновидности певческих голосов
Принято делить голоса на детские, женские и мужские.
Сюжеты всех художественных произведений различны. Но их роднит поэтическое мировосприятие, высокое чувство любви к Родине, которое рождает ответственность каждого из нас за её судьбу. Художественно-поэтическая мысль этих произведений во многом сходна. Она ярко выражается и в жанре русской народной песни, образный строй и музыкально – поэтический язык которой складывался веками. Не случайно до сегодняшнего дня народная протяжная лирическая песня волнует нас и дорога нам.
Послушай и напой мелодии народных песен:
Наравне с образцами высокой классической музыки и старинных народных песен мысль о Родине находит своё воплощение и в песенном творчестве современных композиторов. Послушай и спой вместе с записью песеню о Родине «Красно солнышко» муз, П.Аедоницкого сл..Шаферана.
Что такое ладовая окраска в музыке
Петрушка — перчаточная кукла, персонаж русского народного кукольного театра, главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой.
2(частично найдёшь в первом)
3 Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено, хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками
4 В XX и XXI веке
И в сюжетах
Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке[1].
По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.).
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Лад в музыке
Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание
«…Каждая музыкальная пьеса должна описать определённое состояние души, определённую душевную настроенность…» – цитата из «Лекций по эстетике» немецкого философа эпохи Просвещения Краузе. За эту «определенную душевную настроенность» в музыке отвечает в первую очередь лад (mode) как одно из средств музыкальной выразительности.
Традиционно термин лад (mode) трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд, объединенный центральным тоном или созвучием.
Окраска лада в первую очередь зависит от его наклонения – мажорного или минорного, обусловленного соответствующим интервалом большой либо малой терции между 1-й и 3-й ступенями звукоряда.
Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от трихорда, тетрахорда к гексахорду, гамме. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника как основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия (в додекафонии).
Философские труды Платона и Аристотеля включают в себя разделы, описывающие влияние различных ладов на настроение и проявления характера. Аристотель отмечал, что интонации каждого лада соответствуют определенному характеру или эмоциональному настрою. Так, он считал звучание дорийского лада «мужественным» и уравновешенным, а также полезным для воспитания. (Аристотель «Политика» VIII 7, 1342 b). В этом отношении дорийский лад нередко противопоставляли фригийскому как экстатическому.
В ладовую систему Древней Греции входили шесть основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.
Лады в средневековой европейской музыке
Лады в средневековой европейской музыке переняли названия греческих. Семь основных ладов можно построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.
Эолийский лад соответствует натуральному минору:
Локрийский — особый лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В основе – лежит уменьшённое трезвучие. Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом:
Ионийский лад соответствует натуральному мажору:
Дорийский лад соответствует натуральному минору с высокой шестой ступенью:
Фригийский лад соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью:
Лидийский лад соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью:
Миксолидийский лад соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью:
Пентатоника (от др.- греч. πέντε — пять и τόνος — тон) — бесполутоновая пятиступенная ладовая система (ангемитоника), все звуки которой могут быть расположены по восходящим чистым квинтам.
Пентатонический звукоряд имеет пять вариантов строения:
В отличие от гамм семиступенных ладов, состоящих из 2-х тетрахордов, пентатоническая гамма состоит из двух трихордов.
В европейской музыке последних столетий утвердились две контрастные ладовые системы — мажор и минор.
Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также мажорная окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (например, C-dur, или до мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Тоны мажорного трезвучия совпадают с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда. Мажорный лад имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке. Мажор («мажорность») может пониматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом большой терции между первой и третьей ступенями лада.
Швейцарский теоретик музыки Глареан в 1547 писал, что ионийский лад (современный натуральный мажор) – самый распространенный во всех странах Европы и что «за последние… 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские».[7]
К 18 в. мажор приобрёл свой классический вид с опорой на три главных аккорда – Т, S, D, и стал доминирующим типом ладовой структуры. В конце. 19 в. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами и функциональной децентрализации. В современной музыке мажор существует как одна из основных звуковысотных систем.
Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, а также минорная окраска (наклонение) этого трезвучия (например, c-moll, или до минор). Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Лад такой структуры называется натуральным минором. Он характерен для русской народной музыки. Встречается и в музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Минор («минорность») может восприниматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом малой терции между первой и третьей ступенями лада.
В процессе развития музыкального искусства сформировались 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.
Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим. Примерно с 17 века он стал основной разновидностью минорного лада.
Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим, применяеся значительно реже чем гармонический минор (И. С. Бах. Ария №47 из «Страстей по Матфею», Э. Григ. Вальс соч.12, № 2 из «Лирических пьес»).
Условно диатонические лады:
1) гармонический мажор с VI пониженной ступенью:
2) гармонический минор с VII повышенной ступенью;
3) дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад):
4) Дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма):
5) мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;
6) мелодический минор с VI и VII повышенными ступенями
Ладовые системы нового времени
Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине 19 века.
В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:
Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».
Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад для создания призрачных образов (К. Дебюсси, прелюдия «Паруса»).
Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов. В основе его – Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,
Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.
Ц. Когоутек: «Уже композиторы «Могучей кучки» и позднее французские импрессионисты своим творчеством подорвали многолетнее господство мажорных и минорных ладов. Национальные музыкальные школы находили обильную пищу для своего творчества во вновь открытых ладах народной музыки. Народная музыка, особенно восточная … была животворным импульсом для общепринятых классико-романтических норм в области всех музыкальных элементов».[4]
В итоге основная классификация ладов может быть представлена следующим образом:
1) ангемитоновые (бесполутоновые) лады;
2) диатонические средневековые лады;
3) условно диатонические лады;
4) искусственные (симметричные– термин Ю. Холопова) лады: увеличенный, уменьшённый, в т.ч. лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.
Высотное положение лада называют тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.
Квинтовый (или кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:
Обратите внимание, что тональности с 6-ю ключевыми знаками энгармонически равны: соль-бемоль мажор (Ges-dur)=фа-диез мажор (Fis-dur), а ми-бемоль минор (es-moll)=ре-диез минор (dis-moll).
1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. – М.,1978.
2. Берков В. Гармония. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 1. – М., 1973.
3. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1985.
4. Ц. Когоутек. Техника композиции в музыке XX века. Новые лады. М., 1976. С. 57.
5. Краузе Ф. Лекции по эстетике. // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Том 1. – М., 1981.
6. Розеншильд К. История зарубежной музыки. М., 1973. С. 46.
7. Холопов Ю. Лад. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 3. – М., 1973.