Лаг ба омер что за еврейский праздник
Лаг ба-Омер 2019: история, традиции и обычаи еврейского праздника
Sputnik Грузия рассказывает историю возникновения Лаг ба-Омер, историей возникновения еврейского праздника, а также о традициях и обычаях, связанных с еврейским праздником.
История праздника
Одна легенда повествует, что в Лаг ба-Омер легендарный еврейский военачальник Бар-Кохба, возглавивший в древней Иудее восстание, одержал над римлянами победу при императоре Адриане (132-136 гг.).
Большинство добровольцев, по легенде, сражавшихся в армии Бар-Кохба, были учениками известного еврейского ученого и мыслителя рабби Акивы. Силы были неравные, восставшие были разгромлены, однако, Бар-Кохба сумел одержать крупную победу именно в Лаг ба-Омер. Евреи это событие отметили с размахом и продолжают праздновать его по сей день.
Другое предание рассказывает об учениках рабби Акивы, которые продолжали изучать Тору под страхом смерти.
В Талмуде говорится, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, которые, чтобы обмануть бдительность римских стражей, собираясь на свои тайные встречи, переодевались в охотников, а для правдоподобности брали с собой луки и стрелы.
Они уходили за город, забрав с собой еду и питье, и притворялись, будто любуются окрестностями Иерусалима и дышат свежим воздухом. А если приближался к ним кто-нибудь посторонний, делали вид, словно заняты охотой или играми.
По легенде, все ученики, кроме пяти, умерли во время эпидемии в наказание за неуважительное отношение друг к другу в период между Песахом и Шавуотом. Считается, что мор, длившийся 33 дня, прекратился именно в Лаг ба-Омер.
Число «33» неслучайно – оно скрыто в названии праздника, которое состоит из двух слов – «лаг» и «омер». В ивритском написании слово «лаг» состоит из двух букв, имеющие свое числовое значение, как и все остальные буквы алфавита: «ламед» – 30, а «гимель» – 3, что в общей сложности составляет число 33.
Слово «омер» означает, сноп пшеницы или ячменя, а также меру зерна, достаточного человеку на один день, чтобы быть сытым. Евреи, омерами также отсчитывали дни между Песахом (еврейская Пасха) и Шавуотом (праздник дарования Торы).
С Лаг ба-Омер также связывают различные событиями из жизни рабби Шимона Бар Йохая (Рашби) – одного из пяти выживших в эпидемии учеников рабби Акивы. Это день, когда он официально стал раввином, женился и умер. По преданию, после смерти над его телом вознесся огонь, отсюда и обычай зажигать костры в праздник.
Традиции и обычаи
По сей день еврейские общины, по обычаю, праздник отмечают широко по всему миру. В этот день заканчивается траур по ученикам Рабби Акивы и разрешается стричься, бриться и веселиться.
В Лаг ба-Омер, по традиции, проводят публичные мероприятия, пикники и жгут десятки тысяч костров по всей стране. Дрова для костров дети начинают собирать еще за месяц до праздника.
Школьники в праздник отдыхают – по традиции они целыми классами отправляются на природу, жгут костры и соревнуются в стрельбе из лука, в память о повстанцах, боровшихся за свободу еврейского народа.
В Лаг ба-Омер многие религиозные молодые пары бракосочетаются.
Праздничные шествия с горящими факелами и свечами, а также развлекательные мероприятия в Лаг ба-Омер, по обычаю, проходят во многих городах.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Лаг ба-Омер: история и современность
На самом же деле у этого праздника глубокие исторические корни и с ним связано множество легенд и преданий. Да и формы его празднования имеют множество вариантов, что, собственно в целом свойственно народу Израиля с его этнической пестротой и многообразием традиций.
Начнем с того, что это не совсем праздник. Подобно ряду других памятных дней еврейского календаря, которые имеют статус «моэд», а по-русски обычно называются полупраздниками, день Лаг ба-Омер не является выходным, предприятия и офисы работают по обычному расписанию, а если кому-то непременно хочется отметить дату «по полной программе», приходится брать на производстве отгул.
Само название Лаг ба-Омер означает «33 день омера», где число 33 передано с помощью букв ламед (30) и гимель (3) еврейского алфавита, а омер буквально означает «сноп» (хлебного приношения в Иерусалимском храме), и подразумевает период в семь недель, отсчитываемый со второго дня Песаха и заканчивающийся в праздник жатвы Шавуот.
История этого праздника отсылает нас к событиям эпохи Второго Храма, или, чтобы было понятнее современному читателю, к первой половине II-го века нашей эры. Между 132 и 136 годами в Иудее проходило восстание против римского владычество, вошедшее в историю под названием «Восстания Бар-Кохбы». Еврейские воины под предводительством Шимона Бар-Кохбы боролись за восстановление еврейской государственности. Восстание потерпело поражение, но оставило значительный след в еврейской истории и культуре, в том числе и в традиции разжигания костров в Лаг ба-Омер. Согласно одному из преданий, костры разводят в память о повстанцах Бар-Кохбы, зажигавших на вершинах холмов сигнальные огни, чтобы сообщить о начале восстания.
С восстанием Бар-Кохбы связан еще один обычай Лаг ба-Омер, не столь распространенный, как костры. Речь идет о стрельбе из лука, в которой упражняются дети в память о воинах Бар-Кохбы, среди которых было немало учеников рабби Акивы – еврейского философа и мудреца, собирателя и систематизатора Торы.
В период восстания разразилась страшная эпидемия, от которой стали умирать ученики рабби Акивы. За пять недель, прошедших со второго дня Песаха, погибли почти все из 24 тысяч учеников знаменитого раввина. И ровно на 33-й день эпидемия прекратилась. Согласно еврейской традиции, дни, предшествующие Лаг ба-Омер, принято считать траурными в память о гибели учеников рабби Акивы. В эти дни религиозные евреи не устраивают свадьбы и веселые застолья, в эти дни считается, что даже не следует стричь волосы и бриться.
Зато когда наступает день 18 ияра по еврейскому календарю, то есть тот самый 33-й день, все эти ограничения отменяются. И с этим связана еще одна традиция праздника: обычай проводить первую стрижку трехлетних мальчиков.
Всего пятеро учеников рабби Акивы остались в живых, когда окончился мор. И среди них был рабби Шимон Бар-Йохай, один из лучших учеников и участник восстания Бар-Кохбы. Он стал одним из тех, кто сумел возродить изучение Торы. Преследуемый римлянами, он вместе со своим сыном сумел скрыться в одной из пещер Галилеи, где провел 13 лет. Его имя в еврейской истории и традиции окружено мистическим ореолом, во многом благодаря тому, что ему неоднократно удавалось избегать верной гибели. Рабби Шимон Бар-Йохай был философом, аскетом, пророком, с ним связывают многочисленные чудеса, свидетелями которых были его современники. Одним из таких чудес стало символичное совпадение даты смерти Шимона Бар-Йохая с годовщиной прекращения гибели его товарищей, учеников рабби Акивы. Эти события разделяют четверть века.
Рабби Шимон Бар-Йохай был похоронен на горе Мерон. Согласно легенде, в день его смерти впервые за многие годы на небе появилась яркая радуга, символизирующая союз с Творцом. Вторым чудом стал огромный столп огня, появившийся над телом усопшего. Многие последователи еврейской традиции именно с этим событием связывают обычай зажигать костры в Лаг ба-Омер. В память о Шимоне Бар-Йохае среди верующих евреев существует традиция совершать паломничество на гору Мерон в день его смерти.
Говоря о традициях в Лаг ба-Омер, следует упомянуть еще одну. В этот день отменяется запрет на свадебные торжества, наложенный на все дни Омера. Эта традиция восходит уже к более позднему периоду, а именно к XVI веку, когда каббалисты из Цфата внесли новое содержание в Лаг ба-Омер. Согласно их учению, в день смерти Шимона Бар-Йохая его душа поднялась на небо и слилась с высшими мирами.
Не стоит думать, будто бы Лаг ба-Омер отмечают только религиозные евреи. Этот праздник, особенно та его часть, что связана с кострами и спортивными состязаниями, широко отмечается различными молодежными движениями. Известно, что еврейская спортивная традиция немало почерпнула от воинов Бар-Кохбы, отличавшихся силой и ловкостью.
Лаг баОмер
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Законы и обычаи Лаг баОмера [↑]
Рав Исраэль-Меир Лау
Лаг-баОмер — совершенно особенный день, резко отличающийся от прочих дней периода счета омера. Лаг — то есть буквы «ламед» и «гимель» — это обозначение цифры «33». Лаг-баОмер — тридцать третий день омера, 18 ияра. Предание говорит, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников раби Акивы.
По этой причине Лаг-баОмер несет на себе некоторый оттенок праздничности: в этот день можно стричься и бриться, можно устраивать свадьбы и веселиться, в молитвах этого дня не говорят «Таханун».
Сефардские евреи считают, однако, что в Лаг-баОмер та ужасная эпидемия все-таки унесла еще некоторое количество жертв, и поэтому не стригутся до начала следующего дня, 34-го дня омера.
А у ашкеназских евреев принято считать, что Лаг-баОмер был только короткой передышкой, которую дала та эпидемия, после чего она возобновилась с новой силой, продолжая уносить жизни учеников раби Акивы вплоть до рош-ходеш месяца сиван. Поэтому ашкеназские евреи и после Лаг-баОмера продолжают соблюдать траур — до первого сивана.
Ночь, с которой начинается Лаг-баОмер, — ночь костров. Главный костер зажигают на крыше здания, выстроенного над могилой раби Шимона бар Йохая в местности Мейрон, в Верхней Галилее. Основная причина того, что годовщина смерти раби Шимона бар Йохая отмечается в такой форме, — это предание, приписывающее именно ему авторство книги «Зогар». Раскрывая глубочайшее содержание Торы, эта книга ярким светом освещает мудрость Торы, которая, по словам царя Шломо, сама является источником света: «Мицва — светильник, а Тора — свет». А устами пророка Ирмеягу Сам Вс-вышний говорит: «Ведь таковы Мои слова — они как огонь!»
Принято в этот день привозить в Мейрон детей, которым исполнилось три года — возраст, когда детям впервые стригут волосы. И здесь, на могиле раби Шимона бар Йохая совершают церемонию «Халаке» — стригут ребенку волосы, оставляя пряди волос на висках («пеот»).
Кабалисты объясняют, почему так веселятся именно в день смерти — ведь согласно здравому смыслу, в этот день надлежит печалиться. Недаром есть точка зрения, что 7 адара, день смерти Моше-рабейну, был днем скорби! Но дело в том, что Моше-рабейну плакал в день своей кончины, а раби Шимон бар Йохай веселился. Согласно «Зогару», в этот день он дал последний свой урок ученикам и раскрыл им такие глубины, которых не касался в течение всей своей жизни. Он объяснил: «Я сам свидетельствую о себе, что все дни моей жизни жаждал увидеть этот день!»
Другая причина заключается в том, что вообще день смерти великого человека отмечают не скорбью, а весельем. В наших источниках сохранились сведения, что и день смерти Адама, первого человека на земле, отмечался как праздник.
Есть обычай, согласно которому в Лаг-баОмер дети выходят в поля и леса, вооруженные луками и стрелами. Это не только дань чести воинам Бар-Кохбы. Более глубокий смысл скрывается в этом обычае: радуга (на иврите кешет — слово, которое означает также «лук») — это знак свидетельства о клятве Вс-вышнего, о Его обещании никогда более не наводить на землю потоп.
Лаг баОмер [↑]
Из книги рава Элиягу Ки Тов «Книга нашего наследия»
18-е Ияра — тридцать третий день счета омера, на иврите — Лаг баОмер — день (радостного) прославления рабби Шимона бар Йохая. Еврейский народ сделал этот день праздником, «вклинившимся» в череду печальных дней, начавшуюся до него и продолжающуюся после него. В этот день не читается Таханун, устраиваются свадьбы, и — согласно ашкеназскому обычаю — принято стричься. Согласно сефардскому обычаю, как мы уже писали, стригутся на следующий день. 18-го Ияра надевают новую одежду, хотя в остальные дни счета омера стараются следовать мнению меньшинства еврейских авторитетов, запрещающих надевать ее в дни счета омера (несмотря на то, что еврейский закон, следующий мнению большинства, этого не запрещает). В синагоге зажигают множество свечей, и еврейские дети вместе со своими учителями отправляются на прогулку за город, где дети веселятся и стреляют из лука — согласно обычаю, принятому вне Эрец Исраэль.
А в Эрец Исраэль, в ее священных городах, этот день празднуется еще радостнее. Лаг баОмер стал здесь настоящим праздником, днем, когда поют и пляшут, зажигают большие костры и т.д. — все это в память о великом мудреце рабби Шимоне бар Йохае.
Естественно, самое большое празднество устраивается на горе Мирон — в месте, где похоронены рабби Шимон бар Йохай и его сын рабби Элазар. Тот, кто не видел празднества на горе Мирон в Лаг баОмер, никогда не видел истинного веселья и воодушевления тысяч людей, никогда не видел настоящей радостной пляски. Очень многие освящаются и очищаются в этот день при помощи молитвы и изучения Торы, все присутствующие поют песни в честь рабби Шимона бар Йохая, и эти песни достигают Небес. Огни разжигаемых на Мироне костров видны за много километров.
Истинный смысл этого праздника, включающего радостное прославление рабби Шимона бар Йохая, гиллулу, которую сравнивают со свадебным обрядом, хупой рабби, также связанным с этим днем, окутан глубокой тайной, известной только великим каббалистам древних и новых времен. И действительно, эта гиллула устраивается не только в честь рабби Шимона бар Йохая, но и в честь Торы, которую он преподал своим ученикам. Свое учение он сформулировал в священной книге Зогар, книге, которая вся — святость и вся — тайна, книге, истинная мудрость которой скрыта от большинства людей и доступна очень немногим.
Однако Магариль объяснял, что гибель учеников рабби Акивы продолжалась в течение всех дней счета омера, то есть от Песаха до Шавуота, в прямом соответствии со словами Гемары.
Исключение составляли те дни счета омера, когда не читается Таханун (и запрещены все признаки траура) — в эти дни они не умирали. Вот перечень этих дней: семь дней праздника Песах (включая последний день праздника), два дня новомесячья Ияра, один день новомесячья Сивана и семь суббот — всего 17 дней. Вычтем число 17 из 49 дней счета о мера и увидим, что ученики рабби Акивы умирали в течение 32 дней. В память об этом мы и отмечаем 33-й день счета омера как день, когда прекращается период траура.
Следует отметить, что все эти мудрецы не упоминают в своих объяснениях гиллулу в честь рабби Шимона бар Йохая.
Прославление рабби Шимона бар Йохая [↑]
Согласно приведенному выше объяснению Магариля, 33-й день счета омера сам по себе не принес никакого облегчения — ведь в это день ученики рабби Акивы продолжали умирать, так что только порядковый номер этого дня — 33 — заслуживает упоминания, ибо связан с прекращением траура (ведь траурных дней, согласно этому объяснению было 32). Почему же мы празднуем этот день?
Законы, связанные с этим днем, окутаны глубокой тайной, связанной с величайшими тайнами мироздания. Еврейские мудрецы открывают ее нам, непосвященным, только отчасти.
Древняя традиция донесла до нас, что рабби Шимон бар Йохай скончался в Лаг баОмер. В день его кончины мир наполнился ярчайшим светом, бескрайней радостью, ибо в этот самый день он открыл своим ученикам величайшие тайны, записанные в книге Зогар. Никогда ранее мир не был прекраснее, чем в этот день, когда величайшие тайны были открыты людям. Для рабби Шимона бар Йохая и его учеников это был радостный день, день гиллулы, подобный дню, когда жених радуется своему счастью под свадебным балдахином. Это день длился дольше, чем какой-либо другой день, ибо он закончился не прежде, чем рабби Шимон бар Йохай раскрыл перед своими учениками все тайны, которые имел право раскрыть — только после этого он разрешил солнцу зайти. Затем он скончался, и душа его поднялась на Небеса. Все это рассказывается в книге Зогар.
Несмотря на то, что обычно день смерти праведника объявляется днем поста, Лаг баОмер мы объявляем праздничным днем — ведь таково было желание рабби Шимона бар Йохая, и именно так установили мудрецы древних времен, из года в год отмечавшие годовщину его смерти как радостный и праздничный день — точь в точь как самый день его кончины.
Еще в древности был установлен важный обычай зажигать многочисленные свечи на могиле рабби Шимона бар Йохая в Лаг баОмер. Рабби Овадья из Бартиноры писал в письме к брату, написанном в 5249-ом (1489-ом) году: «18-го Ияра, в день кончины рабби Шимона бар Йохая, к его могиле приходят люди из самых разных мест и зажигают большие факелы — это вдобавок к обычной поминальной свече».
Когда великий Ари Гакадош и лучшие из его учеников поселились в Эрец Исраэль, они овладели всеми десятью ступенями тайного учения и объяснили всему народу важность празднования этой гиллулы. За ними пришли выдающиеся хасидские цадики, ученики Бешта (Баалъ Шем-Това), которые пошли по пути каббалистов, и таким образом Лаг баОмер стал днем, в который весь еврейский народ чтит память великого мудреца рабби Шимона бар Йохая и молит Всевышнего о том, чтобы его заслуги помогли всему Израилю, и излучаемый им свет озарил всю страну.
Свечи, факелы и костры [↑]
Мы уже говорили о том, что день кончины рабби Шимона бар Йохая был наполнен светом как никакой другой день — так отмечено в книге Зогар. Именно поэтому и существует обычай зажигать в этот день множество свечей в синагогах и ешивах с тем, чтобы при свете их изучать учение рабби, рассказывать прославляющие его истории и петь песни, сложенные в его честь. В этот день принято изучать Адра зота, приведенную в книге Зогар.
В еврейских общинах Польши и России было принято посылать подростков обходить город и собирать по домам свечи для гиллулы, устраиваемой в бейт-мидраше. Во многих местах в этот день было принято зажигать большие костры под открытым небом.
Многие великие руководители хасидских дворов в Восточной Европе устраивали в Лаг баОмер настоящий праздник. Они надевали праздничную одежду, накрывали особый праздничный стол — шулъхан — за которым изучалась Тора — в точности как в субботу и йом-тов.
Рабби Барух из Межибежа, внук Бешта, устраивал каждый год в Лаг баОмер сиюм — праздничную трапезу в честь окончания изучения книги Зогар. После того, как завершался сиюм, присутствующие брали книгу Зогар в руки и плясали с ней в течение нескольких часов с огромным энтузиазмом. Этот день был для них подобен дню Симхат-Тора.
В еврейских общинах разных стран существуют различные обычаи чтить память великого рабби Шимона бар Йохая, включающие чтение фрагментов книги Зогар, пение пиюпгим, сложенных в честь рабби, зажигание свечей и светлую радость исполнения заповеди в день гиллулы.
Пиют, составленный рабби Лави и посвященный рабби Шимону бар Йохаю, — «Бар Йохай, помазанник» — получил распространение по всех еврейских общинах. Он читается и поется повсеместно в ходе гиллулы по рабби Шимону бар Йохаю. В Цфате принято читать этот пиют, содержание которого основано на величайших тайнах Каббалы и десяти Сфирот, каждую субботу вскоре после ее начала.
В Северной Африке и в Тунисе существовал обычай усаживаться группами по несколько человек и в течение всего дня и всей ночи изучать книгу Зогар с дополнениями, после чего устраивалась большая трапеза. Богатые евреи в этот день щедро наделяли всем необходимым знатоков Торы в своих домах. В синагогах выделялся и посвящался рабби Шимону бар Йохаю специальный угол. В домах зажигались специальные люстры, украшенные яркими цветами, а в послеполуденные часы каждый еврей приносил свой светильник в синагогу и изучал Тору при его свете.
Обычай зажигать костры в Лаг баОмер в честь рабби Шимона бар Йохая восходит к Ари Гакадош и относится прежде всего к горе Мирон, где находится могила рабби Шимона бар Йохая и его сына рабби Элазара. Этот обычай был установлен самим Ари и его учениками.
Великие еврейские мудрецы, которым довелось пасть ниц на могиле рабби Шимона бар Йохая, рассказывали, что испытали великое воодушевление и в ряде случаев удостоились совершить настоящие чудеса и принести спасение еврейским общинам.
О рабби Хаиме бен Атаре, авторе книги Ор га-хайим, рассказывают, что однажды он принял участие в гиллуле по рабби Шимону бар Йохаю. Когда он поднялся на гору Мирон и доехал до подножия холма, на вершине которого находится могила рабби Шимона бар Йохая, он сошел с осла, пал на землю и поднимался дальше ползком, громко крича: «Куда пришел я, ничтожный, — туда, откуда извергается священный огонь, куда спускается Небесная свита Всевышнего и души праведников!» Так рассказывается в книге Квод млахим.
Хида в книге Море бе-эцба отмечает: «В Лаг баОмер надлежит радоваться в память о рабби Шимоне бар Йохае, да защитят нас его заслуги, ибо это день его гиллулы, и нам известно, что он хотел, чтобы мы радовались в этот день. Существует также прекрасный обычай изучать в ночь Лаг баОмера фрагменты книги Зогар, прославляющие рабби Шимона бар Йохая».
Рабби Йосеф Софер, переселившийся в Эрец Исраэль в 5525-ом (1765-ом) году, рассказывает в одной из своих книг: «Три раза в году ученики Ари Гакадош посещают могилу рабби Шимона бар Йохая — в Элуле, в Нисане и в Лаг баОмер. День Лаг баОмер назывется днем гиллулы по рабби Шимону бар Йохаю. У учеников Ари существует древняя традиция радоваться в этот день, устраивать праздничные трапезы с музыкой и плясками». Рабби Симха бар Йегошуа из Злошица, переселившийся в Эрец Исраэль в 5525-ом (1765-ом) году, рассказывает в книге Агават Цион, повествующей о его путешествиях, об обычае зажигать огни в Лаг баОмер: «Наверху, у здания, построенного вокруг могилы рабби Шимона бар Йохая, стоит столб, являющийся частью стены, а на нем — нечто вроде большой чаши, в которую наливают масло, а затем погружают в него старую одежду, сделанную из хлопка или шерсти, и поджигают ее. Этот свет распространяется на много миль, ибо гора Мирон высока. Зажигание огня в Лаг баОмер, день кончины рабби Шимона бар Йохая, и называется гиллулой в его честь».
Именно этот рассказ и стал источником обычая, согласно которому простые люди от излишнего энтузиазма бросают в огонь в этот день дорогие одежды и шелковые шарфы, а также золотые и иные дорогие предметы. Многие выдающиеся авторитеты в различные времена протестовали против этого обычая, ибо тот, кто так поступает, нарушает заповедь баль ташхит, запрещающую напрасное уничтожение ценностей. Ведь «если бы эти люди продали уничтожаемые ценности и роздали вырученные деньги беднякам Эрец Исраэль, рабби Шимон бар Йохай радовался бы гораздо больше».
Поэтому многие великие раввины, в том числе автор книги При Хадаш и Хатам-Софер сомневались, правильно ли с точки зрения Галахи устраивать в Лаг баОмер большое празднество, ибо наши мудрецы не упоминают его среди праздничных дней.
Обычай стричь детей в Лаг баОмер [↑]
В этот день принято [впервые] стричь мальчиков, достигших трехлетнего возраста, оставляя пеот, чтобы приучить их исполнять заповедь: «Не стригите краев волос вокруг головы вашей» (Ваикра, 19,27). Эта церемония называется халаке — «стрижка» по-арабски или опшерниш на идише.
Рабби Хаим Виталь рассказывает о своем учителе, великом Ари, что он привел своего маленького сына на гору Мирон вместе с остальными членами семьи и там постриг его в соответствии с распространенным обычаем.
Один из учеников Ари, автор книги Мишнат хасидим и сидура, составленного с учетом советов и поучений самого Ари,
также учит: «Тот, кто следует учению Ари, должен посетить его могилу и там обрести великие радость и веселье, тем более, если он делает это в первый раз и стрижет голову своего сына, оставляя пеот и исполняя таким образом заповедь».
Рабби Хаим Гурвиц, автор книги Хибат Йерушалаим, подробно рассказывает об исполнении этого обычая в 5595-ом (1835-ом) году: «Вначале приводят ребенка перед первой стрижкой на могилу рабби Йоханана Гасандлара с песнями и плясками, а оттуда возвращаются на двор, окружающий могилу рабби Шимона бар Йохая. Стрижка происходит у дверей бейт га-мидраша, при этом читают благословение Ми шеберах, Многие люди привозят своих сыновей из далеких стран, дав обет исполнить заповедь о пеа в этом священном месте. В таком случае им иногда приходится ждать очень много времени, пока ребенок не окажется в состоянии выдержать это путешествие, так что иногда он приезжает туда в возрасте существенно старше трех лет. Зачем это делается? Потому, что радостное исполнение одной заповеди влечет за собой исполнение других».
Лук и стрелы в Лаг баОмер [↑]
Обычай, в соответствии с которым еврейские дети в различных странах вне Эрец Исраэль играют в Лаг баОмер с луком (кешет) и стрелами, связан с рассказом наших мудрецов о том, что во все годы жизни рабби Шимона бар Йохая на небе не появлялась радуга (кешет). Таким образом, именно рабби защищал мир от различных бедствий — величайшая заслуга, которая может выпасть человеку. Поэтому мир в его времена не нуждался в «знаке радуги», посланном Всевышним в знак обещания, что новый потоп никогда не погубит его. Но сейчас, когда рабби Шимон бар Йохай уже не с нами, мы снова вынуждены опасаться того, что грехи нашего поколения переполнят чашу и, если бы не радуга — «знак союза с Всевышним» — мир будет разрушен.
В книге Бней Иссахар объясняется (методами Каббалы) еврейский обычай, связанный со стрельбой из лука в этот день. Он связывается со словами Танаха: «Следует научить сынов Йегуды владеть луком» (Шмуэль II, 1,18). Существует древняя традиция, рассказывающая, что в будущем именно в Лаг баОмер в небе появится радуга необычного цвета и возвестит о грядущем избавлении. Поэтому мы и стреляем в этот день из лука.
Еще несколько слов о Лаг баОмере [↑]
Магарша в своем комментарии к Мидрашу так объясняет радость и веселье, с которыми мы встречаем Лаг баОмер. Дни счета омера сопоставляются с пятидесятью годами жизни человека после того, как он достигает двадцатилетнего возраста. Если он не согрешил в течение первых 33 лет (из пятидесяти), он уже не согрешит и в будущем, ибо большая часть его жизни уже прошла. В память об этом мы и устраиваем небольшой праздник в Лаг баОмер — в память о том, что уже прошли две трети из 49 дней счета омера.
Рабби Яаков Амдин объясняет природу этого дня, пользуясь терминами Каббалы. Все дни счета омера — дни суда, а Лаг баОмер — год шебагод — день суда вдвойне. Поскольку мера суда удваивается в этот день, она изменяет свою природу и становится мерой милосердия. Ведь именно так принимал решение Сангедрин: если все его члены находили подозреваемого в убийстве виновным, он объявлялся невиновным.
Хатам-Софер доказывал, что ман начал выпадать в пустыне именно 18-го Ияра, то есть в Лаг баОмер. В самом деле, маца, принесенная евреями из Египта, закончилась 15-го Ияра, а затем в течение трех дней у них не было хлеба. Только 18-го Ияра впервые выпал ман, и в память об этом мы и отмечаем Лаг баОмер.
Другие авторитеты полагают, что именно в Лаг баОмер, 18-го Ияра, началось восстание евреев против римлян в конце периода Второго Храма, во время правления римского наместника Флора. Историк Иосиф Флавий рассказывает, что за день до этого, 17-го Ияра, Флор потребовал у руководителей еврейского народа в Иерусалиме передать ему 17 талантов золота как наказание за волнения в Кейсарии, где евреи выступили против римлян. Это требование вызвало волнения в Иерусалиме, где евреи собирались и публично проклинали Флора. Многие из них издевались над пристрастием Флора к золоту, ходили по улицам и собирали подаяние в его пользу. На следующий день началось открытое восстание.