Лакановский психоанализ что это
«Никто не знает, что такое благо для пациента»: как работает психоанализ по Лакану
Работы Жака Лакана входят в списки «самых сложных книг для восприятия». Он был нацелен на практический результат в лечении, но его труды наполнены идеями о реальности, которые окрашивают ее в сюрреалистические тона. «Афиша Daily» поговорила с психоаналитиком Ингой Метревели, которая работает по Лакану, о том, как все это помогает ее клиентам.
Кто такой Жак Лакан?
Что такое психоанализ Лакана?
Традиционный психоанализ имеет нарративную структуру. У каждого симптома здесь есть тайный смысл, который надо разгадать, обговорить, потому что он является метафорой для вымещенного знания в бессознательном. Это знание не дает покоя и создает ощущение в теле: от волнения или страха до приступов ярости. Разгадав метафору, психоаналитик переводит знание в слова, то есть в символическое поле. Это решает проблему. Излечение происходит благодаря рассказу о болезни.
На чем основан психоанализ Лакана?
Как работают психоаналитики лакановской ориентации?
Психоаналитик Инга Метревели получила степень PhD по психоанализу в университете «Париж 8», где преподавали философы Жиль Делез, Мишель Фуко и Ален Бадью. Чуть раньше некоторые из них посещали семинары Жака Лакана, где воспринимали его прогрессивные идеи об изнанке человеческого рассудка. Сегодня Лакан только добрался до России, и здесь появились психоаналитики, которые отучились в Париже и вернулись, чтобы вести частную практику и рассказывать о тенях в сознании человека. Правда, по словам Метревели, среди тех, кого признает Всемирная психоаналитическая ассоциация, — всего пять человек.
«Афиша Daily» поговорила с Ингой Метревели о том, как работает психоанализ по Лакану и почему это совсем не про гармонию.
Сеанс, который закончится через сорок пять минут
«Фрейд очень любил конструкции (маленькие истории, объясняющие причины симптома пациента. — Прим. ред.) и вставлял их в свои интерпретации при разговоре с пациентами. Он буквально мог сказать: «Слушай, у тебя есть этот симптом, потому что ты был влюблен в свою мать», — и это работало, так как было чем-то новым и неизвестным. Никто не говорил про «оговорки по Фрейду», и люди не знали про бессознательное. Сегодняшний пациент уже полностью прочитал страницу на «Википедии» с «Эдиповым комплексом ».
Когда учение Фрейда попало в Америку, там оно было сильно искажено, и не последнюю роль в этом сыграла его дочь, Анна Фрейд. Лакану хотелось, чтобы во Франции перестали читать американских господ с их новомодной эго-психологией и вернулись к истокам, перечитывая оригинал. Его знаменитая фраза — «Вы можете считать себя лаканистами, я себя считаю фрейдистом». Другой знаковый момент для Лакана — когда он рвет с Парижской школой психоанализа. Было много нюансов, по которым они друг друга не удовлетворяли, но одна из главных причин — это фиксированное время сеанса.
Парижская школа психоанализа придерживалась сеттинга в 45 минут. Не важно, идет на пользу происходящее пациенту или нет, но сеанс не может закончиться позже или раньше этого времени. Лакан утверждал, что остановка сеанса тоже является актом психоанализа, который нужно использовать, например, чтобы закончить сеанс уже через 10 минут.
Акты в психоанализе Лакана
В лакановском анализе есть «акты» — действия, которые носят терапевтический эффект. У Лакана был случай, когда пациентка с травмой не могла отделаться от воспоминаний о немецкой полиции гестапо. На французском слово gestapo звучит не только как «гестапо», но и как «жест на коже», то есть geste à peau.
Что может стать «актом»? Невозможны сексуальные отношения с психоаналитиком, на сеансе стараются избегать телесных прикосновений. Все остальное (конечно, потенциально) может быть использовано: от изменения цены самого сеанса до реакции на опоздание пациента.
Слова ударяют по органам
Лакановский психоаналитик не фокусируется на самом симптоме, а скорее исходит из того, что его окружает. Человека окружает дискурс, он является базой для социальной связи, то есть любых отношений между людьми. Но, говоря о дискурсе, мы говорим не только о языке. На протяжении всего исследования Лакан пытался предоставить формулировку его минимальной структуры. Поскольку это не только обычное «говорение», но и, к примеру, описанная Фрейдом игра ребенка fort-da, представляющая собой структуру из двух слов или, говоря лакановским языком, двух означающих.
Как это работает. У ребенка в руках — катушка на нитке, и он совершает последовательно одно и то же действие из двух актов: в первом акте он отбрасывает от себя катушку, произнося «fort!» («прочь!»), при этом придерживая в руке нитку, чтобы во втором акте притянуть к себе катушку обратно, радостно восклицая «da!» («вот!»). Эта игра появляется на месте отсутствия взрослого как попытка ребенка с помощью простейшей символизации, дискурса из двух элементов, с этим отсутствием справиться.
Психодинамические подходы, часть 2:
индивидуальная психология Адлера, лакановский психоанализ
Мы продолжаем путешествие по миру бессознательного, и сегодня расскажем о двух видах терапии, выросших из фрейдовского психоанализа: это индивидуальная психология Альфреда Адлера и структурный анализ Жака Лакана.
Индивидуальная психология Адлера
Психодинамические подходы эволюционируют и изменяются со времён Фрейда и Юнга. Учёные и практикующие терапевты начала ХХ века, начинавшие карьеру в русле психоанализа, развивали собственные наработки, которые затем превращались в полноценные психотерапевтические методы.
Каждому из нас знаком термин «комплекс неполноценности». Но далеко не всем известно, что это понятие происходит из индивидуальной психологии Адлера — одного из первых психодинамических течений, отделившихся от классического психоанализа в начале ХХ века. Согласно Адлеру, жизнь каждого человека посвящена борьбе с комплексом неполноценности. Задача психотерапии — поддерживать и направлять его в этом процессе.
Адлер начал свою карьеру в качестве врача-офтальмолога в 1895 году. В начале 1900-х он заинтересовался неврологией, был весьма увлечён теориями Зигмунда Фрейда. Когда в 1901 году была опубликована работа Фрейда «Толкование сновидений», Адлер яростно защищал книгу от нападок критиков. Благодарный Фрейд пригласил Адлера присоединиться к дискуссионной группе, встречавшейся по средам и ставшей основой Венского психоаналитического общества, образованного в 1908 году.
В 1910 году Адлер возглавил общество по предложению Фрейда, однако уже в скором времени между двумя гигантами произошел разрыв. Дело в том, что в отличие от Фрейда, считавшего движущей силой человеческой психики сексуальную энергию и либидо, Адлер развивал собственные теоретические наработки и распространял среди аналитиков идею о том, что движущей силой является стремление к власти, желание принадлежать к социальной группе и чувствовать себя значимым. Идеи Адлера были восприняты в штыки догматичным отцом психоанализа.
Адлер покинул свой пост и психоаналитическое общество и вскоре основал Школу индивидуальной психологии и одноименный журнал. Индивидуальная психология приобрела широкую популярность в Европе и США в 20 – 40-х годах. Работы Адлера предлагают придерживаться холистического (ориентированного на целостность) взгляда на природу личности, призывают изучать человека как единую систему. Осознание подспудных внутренних стремлений пациента Адлер считает необходимым условием помощи ему.
Сегодня индивидуальная психология не очень часто используется, как психотерапевтический подход, хотя идеи Адлера оказали серьезное влияние на развитие психотерапии в целом. Специалистов по адлерианскому подходу мало как в России, так и за рубежом.
Как и классический психоанализ, индивидуальная психология видит большую важность в детских переживаниях человека. Здесь мы впервые сталкиваемся с термином комплекс неполноценности.
Адлер считал, что комплекс неполноценности может быть вызван физическими недостатками, ощущением собственной беззащитности, чрезмерной опекой или, наоборот, отсутствием родительского внимания. Бессознательное желание достичь превосходства, избавиться от чувства слабости становится двигателем для будущего развития человека.
Важную роль в формировании характера играет взаимодействие внутри семьи. Согласно Адлеру, из общения с матерью ребенок судит об отношении к нему внутри семьи: в зависимости от того, чувствует ли он тепло, любовь, уверенность в её расположении, он делает вывод о том, как к нему относится ближний круг. В коммуникации с отцом ребенок черпает информацию о том, как к нему настроен внешний мир и как следует с ним взаимодействовать. Так, если отец приходит с работы уставшим, подавленным или сердитым, ребенок делает соответствующие выводы о мире за пределом дома и отношении, с которым он там столкнётся.
Кроме того, становление характера зависит от порядка рождения. Среди братьев и сестёр Адлер отмечает высокий потенциал у первенцев, на которых в семье возлагают много ответственности и от которых родители ожидают раннего взросления: они склонны быть серьёзными, доминантными, прикладывать усилия к самообразованию, личностному росту, интересоваться широким кругом тем и стремиться учиться у старших. Средним детям выпадает незавидное положение: по сравнению с младшими и старшими они испытывают недостаток внимания, часто чувствуют себя ненужными и находятся в субдепрессивном состоянии (состоянии лёгкой, либо средней подавленности). Младшие дети получают много опеки, заботы как родителей, так и старших сиблингов, в связи с чем чувствуют уверенность и безопасность. Живые, веселые, они становятся хорошими спортсменами и в целом, как правило, достигают в жизни многого.
Благодаря семье и социальным влияниям к 5 годам завершается формирование так называемых жизненных целей ребенка. Естественно, в этот период оно происходит на бессознательном уровне: ребенок внутренне либо считает себя достойным и способным, либо убеждается в собственной слабости и невозможности преуспеть. От этого ощущения и зависит его будущий способ взаимодействия с социумом, его методы избавления от собственного комплекса неполноценности.
«Я должен противостоять», «Я должен отомстить, расплатиться»
Люди начинают терапию в адлерианском подходе, чтобы лучше понять свое поведение и реакции. В процессе выявления неосознанных целей и ценностей человек внимательно изучает свою жизнь, свой социальный контекст, влияние семьи, родителей и других факторов на личность.
Понимая эту организацию и ее влияние на самооценку, принятие и ожидания от себя, человек учится иначе воспринимать эмоции, которые он испытывает по отношению к событиям, которые он пережил в детстве. Этот процесс восприятия позволяет человеку, находящемуся в терапии, определить – возможно, впервые – свою истинную внутреннюю ценность. Работа с жизненными целями в адлерианском подходе позволяет переформулировать внутренние убеждения, видение себя и мира, что приносит позитивные изменения в жизнь человека.
Жак Лакан родился 13 апреля 1901 года в Париже. Начал изучать медицину в начале 1920-х годов, специализируясь на психиатрии, проходил интернатуру и позже получил практику в госпитале Сент-Анн. В 1934 году, вскоре после защиты диссертации «О паранойяльном психозе в его отношении к личности», которая была очень хорошо принята, Лакан был приглашен вступить в Парижское психоаналитическое общество. Параллельно он проходил курс психоанализа.
В 1936 году представил доклад под названием «Зеркальная стадия как формирующая функция Я, выявленная в психоаналитическом опыте». В нем Лакан назвал эго «нарциссическим имаго», которое не имеет отношения к реальности и сопротивляется лечению. В этой же статье он впервые обозначил три составляющие психики, которые сформировали его топологию. В своей теоретической системе он использовал понятия, символы, идеи из лингвистики, математики, искусства, литературы и философии.
В 1953 году Лакана избирают президентом Парижского психоаналитического общества (SPP), но уже через полгода изгоняют из ассоциации в результате спора по теории и практике психоанализа. В том же году он основывает Французское психоаналитическое общество (SFP) и начинает выступать с лекциями сперва в госпитале Сент-Анн, а позже – в Высшей нормальной (педагогической) школе и в Сорбонне. Записи лекций Лакана — основной теоретический материал, на котором строится система лакановского психоанализа. Они составляют 27 книг, 10 из которых переведены и изданы на русском языке.
Чтобы адаптировать классический психоанализ к текущим реалиям, Лакан детально изучал работы Фрейда со своими учениками и развивал его идеи в собственной оригинальной интерпретации.
В рамках новой топологии устройства психики Лакан выделил три регистра (области психики): Воображаемое, Символическое и Реальное. Видение Лакана основано на фрейдовских представлениях об эдипальной фазе, детской сексуальности, а также раскрытии бессознательных процессов с помощью языка и свободных ассоциаций.
«По Лакану, структура Эго входит в воображаемое. А воображаемое – это то, на что опираться довольно сложно. Это неосязаемые, фантазийные вещи, как, например, признание, исчислимое в лайках в Инстаграме. Лакан не говорит, что воображаемого не существует. Но только в воображаемом жить довольно сложно. Лакан говорит, что реальное — это то, что невыносимо, невозможно жить только в Реальном, необходимо набросить ткань, сотканную из Воображаемого и Символического.
Реальное — это когда ты ударяешься очень больно о ножку кровати. Это реально. Вот оно тело твое, оно болит. Боль естественная. Но мы смотрим на Реальное через некую призму как Воображаемого, так и Символического. И это целое искусство – опираясь на Воображаемое и Символическое, направляться к Реальному».
«Все люди наслаждаются. С пациентом мы анализируем те виды наслаждений, которые близки именно ему. Если они мешают жить, если в них есть зависимость и слишком много страдания, то мы стараемся найти более безопасное обрамление этому наслаждению, или найти другие способы наслаждаться.
Наша задача в том, чтобы не поддерживать те виды наслаждения, в которых человек страдает, и не наслаждаться с ним вместе. Помогаем пациенту найти такой вид наслаждения, который не разрушает его жизнь».
Как и другие виды психоанализа, лакановский анализ представляет собой разговорную практику. Как правило, сеанс проводится очно (за редким исключением). Лакановский анализ унаследовал у классического традиционную обстановку: сеансы проводятся в кабинете с кушеткой, однако пациент может выбирать, использовать ее или нет. Классический психоанализ подразумевает от трёх сеансов в неделю, лакановский же позволяет ограничиться 1−2 сеансами. Работу также можно проводить плотными курсами (к примеру, 10 сессий в течение нескольких дней).
Речь анализанта играет в работе ключевую роль. Важная особенность сеанса состоит в том, что он может длится разное количество времени. Остановка сеанса применяется, чтобы акцентировать внимание пациента на важном в его собственной речи. Лакан отклонил стандартную 50-минутную сессию, утверждая, что в некоторых случаях и 5 минут достаточно для достижения эффекта.
«Лакан придумал инструмент остановки сеанса, с помощью которого пациенту что-то открывается. Из бессознательного вышло новое, и аналитик хочет это подчеркнуть. Это может быть какой-то вопрос, который вдруг возник, или новое осознание, или изменение вида речи, в любом случае, это позволяет анализанту столкнуться с чем-то, на что намекает, но не настаивает аналитик. В этот момент мы делаем остановку. Я обычно пишу, что сессия длится до 40 минут, но она может завершиться через 20, 30 или 40 минут.
С помощью остановки у нас нет задачи навязать человеку какую-то истину о нем. Мы предлагаем увидеть по-новому убеждения, ограничивающие его жизнь, но оставляем возможность не согласиться с нами, запустив в субъекте интерес узнавать себя и менять свою жизнь в направлении, которое сам для себя выберет».
Лакановский психоанализ — это практика, которая уважает человека — в том смысле, в котором мы понимаем это сегодня, когда осознали, что каждый имеет свою цену — не только уважает его, но и не может функционировать, не уважая его
Лакановский психоанализ подходит тому, кто хотел бы узнать о себе нечто уникальное, присущее только ему. Он предполагает длительную работу, ориентированную на исследование бессознательного, которое может привести к существенным изменениям в картине мире и жизни. Но то, как далеко зайти — всегда решает анализант.
Из-за глубины и интенсивности изменений, которые он несёт, лакановский анализ не подойдёт тому, кто ищет быстрый ответ, практический совет, находится в остром горе или переживает последствия недавних травмирующих событий. В анализ приходят те, кто замечает повторяющиеся события в своей жизни и хочет глубже узнать себя. Среди возможных показаний можно выделить:
«Есть довольно большая разница между психотерапией и психоанализом. Психотерапия подразумевает поддерживание пациента. У человека есть проблема, страдание, что-то в жизни не складывается. И психотерапия поддерживает, помогает найти ресурсы справляться с возникшими трудностями.
У психоанализа задача другая. Она не в том, чтобы сделать сразу хорошо. В некотором плане, нам даже приходится сначала сделать хуже. Конечно, не существует универсальных прогнозов, как пойдет именно ваш анализ. Для кого-то эффект достигается сразу, человек решает свои вопросы и идет дальше строить свою жизнь в соответствии с новыми взглядами. Другим же требуется больше времени, чтобы изменения стали заметны в самоощущении, отношениях или в профессиональной деятельности.
Иногда нужно поставить под вопрос, расшатать уверенность пациента в том, что происходит в его жизни, чтобы он смог отделиться от идентификации с родителями, ближайшим окружением, поставить под вопросы ожидания и требования, которые выдвигались к нему на протяжении его детства и юношества. Чтобы в дальнейшем он смог создать что-то свое, а не жить, бессознательно пытаясь соответствовать ожиданиям общества. С какими-то пациентами приходится быть более бережными и аккуратно собирать обломки воспоминаний, восстанавливать образ себя и других, придумывать что-то уникальное, где человек сможет себя реализовать, найти свое место. Через какое-то время человек обнаруживает, что иначе смотрит на мир. То, что нравилось раньше, теперь не нравится. То, что он терпеть не мог, что пугало или злило, теперь кажется нормальным. Это не всегда заметно окружающим, но внутри он может чувствовать себя другим человеком. И самое интересное, что никто не знает, каким человек станет после курса психоанализа. Это путешествие в неизведанное, и аналитик не сможет точно обозначить в начале пути, куда приведет этот процесс».
«В моей практике есть яркий пример того, как быстро пациент может реагировать на анализ и внедрять изменения в жизнь. Молодой человек, назовем его Роман, 26 лет, обратился с жалобами на эмоциональное выгорание, отсутствие сил, непонимание своих желаний. Роман работает в крупной компании, где занимается продажами, руководит командой сотрудников.
На первой встрече Роман высказал, что ему не хватает обратной связи. Требовал ее от меня, а также жаловался, что его начальник, которого он низко оценивает, его не замечает. Я удивилась, что он ждет обратной связи от человека, которого сам не ценит. Для него это прозвучало как открытие, на этом я остановила сессию.
С тех пор пациент стал приходить ко мне два раза в неделю. Выгорание отступило быстро, появились новые темы для обсуждения: свои желания, отношения с девушкой, с коллективом, с компаниями друзей.
Отец Романа — бывший военный, после отставки стал работать в продажах, до сих пор работает в этой сфере. В 20 лет он встретил будущую мать Романа, вместе они уехали в Москву, где через два года у них родился сын. Отец выпивал, родители ссорились, мать использовала сына, так как при нем отец старался сдерживаться и заканчивал ссоры. Роману нужно было останавливать отца и спасать отношения родителей, с тех пор у него есть фантазия, что брак родителей не распался из-за него. С мамой отношения хорошие, с отцом — прохладные. Роман говорит, что вовлекается в чужие отношения и спасает других, чтобы чувствовать себя нужным и значимым. Мать хотела угодить отцу, а отцу это было неважно, она ждала решения от отца, но отец не принимал его. „Мать не знала, что хотела. Я не хочу такую жену».
Роман встречается с девушкой, которая ему нравится. Но она не может найти себя в жизни, изменила сферу деятельности. Он считает, что начинает ей помогать по своему любимому сценарию спасения. Девушка из другого города, сейчас не зарабатывает, и ему нужно решить, съезжаться с ней в одну квартиру или нет. Роман не может решить. Говорит, что это сценарий, как у его родителей. „Она удобная, как и я. Все слишком хорошо, не может же так быть. Нельзя же сейчас радоваться?» Остановка сеанса. Через некоторое время Роман принял решение попробовать пожить вместе».
Жак Лакан: структурный психоанализ
Ж. Лакан начинал как врач-психиатр, и защищенная им диссертация «О параноическом психозе и его отношениях к личности» (1932) относилась к области медицины. Затем круг его научных интересов значительно расширяется: он основательно изучает труды 3. Фрейда, увлекается философией Гегеля, проявляет интерес к социологии и искусству, особенно к сюрреализму С. Дали. К началу 1950-х гг. Лакан завершает разработку своей собственной концепции, основные идеи которой он изложил в программном докладе «Функция и поле речи и языка в психоанализе», прочитанном на первом конгрессе Французского психоаналитического общества (1953).
Свою концепцию Ж. Лакан разрабатывал под влиянием М. Хайдеггера, Ф. де Соссюра и К. Леви-Строса. Первый привлек его внимание философской проблематикой субъекта, истины и бытия. У второго он позаимствовал структурную теорию языка, в особенности понятия знака и системы, означающего и означаемого, а также диалектику отношений языка и речи, языка и мышления.
Вслед за Соссюром, который подчинял мышление языку, Лакан признает приоритет языка по отношению к бессознательному, что находит отражение в формуле: бессознательное организовано как язык. Поэтому функционирование каждого элемента бессознательного подчиняется принципу системности. Вместе с тем в понимании знака Лакан расходится с Соссюром, разрывая означаемое (содержание) и означающее (форма) и абсолютизируя последнее. Роль означающего при этом принадлежит бессознательному, которое, будучи языком, является синхронической структурой. Означаемым выступает речевой, дискурсивный процесс, воплощающий диахронию.
Из работ Леви-Строса Лакан берет понятие символического, а также толкование запрета инцеста и эдипова комплекса, пропуская их через призму собственного подхода и понимания.
Что касается фрейдовского психоанализа, то свои исследования Лакан подчиняет цели «буквального возврата к текстам Фрейда», не претендуя на их развитие или новое истолкование, ограничиваясь «ортодоксальным» прочтением. Лакан действительно опирается на фундаментальные фрейдовские категории бессознательного, сексуальности, вытеснения, замещения, импульса и т. д. Он восстанавливает определяющую роль либидо (энергии полового влечения), воплощающего творческое начало в человеческой деятельности. В отличие от неофрейдизма, отдающего предпочтение проблематике Я, Лакан ставит в центр своей концепции и исследований бессознательное, Оно, как это было у самого Фрейда.
В отличие от Фрейда, который в своих исследованиях сознательно избегал философии, Лакан придает психоанализу философское измерение, делая это в основном в свете немецкой философской традиции. Он стремится превратить психоанализ в строгую социальную и гуманитарную науку, опирающуюся на лингвистические и логико-математические понятия. Следует отметить, что эта задача во многом осталась невыполненной. В своих исследованиях Лакан допускает нестрогое, метафорическое использование понятий и терминов лингвистики, математики и других наук, вследствие чего некоторые его положения и выводы выглядят не вполне обоснованными и убедительными, а его концепция в целом оказывается непоследовательной и противоречивой.
5 книг о том, как вникнуть в лакановский психоанализ
Открытый Зигмундом Фрейдом психоанализ — это, в первую очередь, практическая деятельность, способ работы с людьми, облегчающий их страдания. Но вместе с тем он оказал огромное влияние на общество и культуру и затронул тем самым даже тех, кто никогда не обращался к психоаналитику и не открывал текстов Фрейда.
Ориентация в психоаналитической практике, предложенная психоаналитиком Жаком Лаканом, — одна из самых развернутых и убедительных. Лакан сумел не только дать новое теоретическое прочтение фрейдовских текстов, опираясь на структурализм, но и обосновал новые подходы к технике анализа и направлению лечения. Например, Лакан отстаивал гибкость психоаналитического сеттинга, формирующуюся под каждый конкретный случай, отсутствие автоматически заданного стандарта оплаты и длительности сеанса, завершение сеанса как форму интерпретации. Также Лакан, психиатр по образованию, много сделал для развития психоаналитической работы с психозами.
Вместе с тем к идеям Лакана обращаются сегодня не только психоаналитики, но и философы, антропологи, искусствоведы, филологи.
Среди разных школ психоанализа лакановской ориентации крупнейшей является Мировая ассоциация психоанализа (Association Mondiale de Psychanalyse, AMP), представители которой есть и в России. Но книг и журналов по лакановскому анализу до сих пор больше всего пишется и издается на французском языке. Из периодических изданий, доступных на русском, я бы хотел отдельно упомянуть «Международный психоаналитический журнал». В нем публикуются переводы статей Лакана и современных психоаналитиков AMP, а также тексты их русскоязычных коллег. Журнал примечателен ориентацией на вопросы психоаналитической практики — и способен прояснить теоретические построения, которые без учета практики остались бы темными.
Не только основополагающий теоретический труд, позволяющий понять, что же такое бессознательное, по Фрейду, но и очень личная для автора книга. Рискуя репутацией, словно хирург, демонстрирующий свой метод и устройство тела, публично проводя операцию на себе самом, Фрейд анализирует собственные сны и, по сути, показывает, что означает тезис «психоаналитика производит опыт своего анализа».
В лаканистской оптике в труде Фрейда обычно подчеркивают, что для толкования не следует доверять образам сна, а нужно читать его текст — что, несомненно, верно. Но тексты Фрейда всегда богаче, чем кажется при таких кратких редукциях: в «Толковании сновидений» в разделе, посвященном символике сновидений и породившем бесчисленные анекдоты про бананы и сигары, Фрейд говорит о важности регистра психоанализа, который Лакан определил как воображаемое.
В «Толковании сновидений» Фрейд выводит на первый план понятие желания, или же пожелания, Wunsch: один из ключевых тезисов книги — сновидение представляет желание в осуществленной форме. Эта проблематика была подхвачена и раскрыта Лаканом, различившим в своем V семинаре (который также очень стоит прочитать как основу лакановской теории неврозов) две переплетенные категории: требование, demande, которое может быть явно высказано, и желание, désir, высказываемое всегда лишь уклончиво, — в том числе и в сновидении.
Например, за одним из сновидений в «Толковании», так называемым «сновидением жены мясника», сам Фрейд раскрывает желание сохранить желание — путем поддержания неудовлетворенности.
Переломный текст Фрейда, знаменующий закат его оптимизма в отношении силы разъясняющего толкования для устранения симптомов. Вводя понятие влечения к смерти, шокирующее даже исходя из его собственной прежней теории, Фрейд указывает, что не только в сексуальности есть наслаждение, подавляемое требованиями реальности и Я, но и что наслаждение есть в самом подавлении, в том, что противостоит удовольствию, и что это наслаждение открывает другую сторону самой сексуальности.
Это открытие, в том числе, дало Фрейду новые основания для критики цивилизации. Но также оно поставило новые клинические вопросы и открыло новые клинические перспективы: в симптоме есть нечто фундаментальное для человеческого бытия, поэтому абсурдно пытаться полностью его устранить, но, вероятно, можно трансформировать?
Будучи психиатром, Лакан начал путь в психоанализ со стороны вопроса о психозах, а не об истерии, как Фрейд. Этот вопрос звучит на протяжении всей историю мысли Лакана, начиная со студенческих статей и диссертации, посвященной паранойе и вплоть до последних семинаров, где он говорит, например, о психозе Джеймса Джойса.
Третий семинар посвящен анализу случая судьи Шребера, привлекшему внимание Фрейда, и подводит к ключевой категории лакановской концепции психозов — предызъятию (форклюзии) Имени Отца, или же отцовской метафоры (которую Лакан сформулирует двумя годами позднее). Той метафоры, что в случае невроза позволяет интерпретировать желание Другого, раскрывая особую отделенную от реальности сцену фантазии.
В случае психоза такая готовая интерпретация отсутствует — что заставляет субъекта изобретать на этом месте что-то свое.
Семинар фокусируется на вопросе, ключевом для понимания лакановской практики психоанализа и его полемики с неофрейдизмом: как наследовать этике Фрейда? Помимо множества клинических и теоретических ориентиров, предложенных Лаканом, вопрос об этической позиции психоаналитика — той, что удавалось порой занять Фрейду, — является ключевым, и в следующем, VIII семинаре, посвященном переносу, кристаллизуется в понятии о желании аналитика. Но именно в VII семинаре Лакан, отталкиваясь, в том числе от статьи Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», показывает непримиримость к различного рода благоглупостям, которых в психотерапии сложно избежать.
Самый поздний из переведенных на русский язык семинаров Лакана, название которого не вполне переводимо: encore (еще) по-французски звучит так же, как en corps (в теле). Посвященный вопросам любви и пола — любви как восполнения несуществования сексуальной связи, которая, как говорит Лакан, «не перестает не писаться», — семинар предполагает радикально новые подходы к практике психоанализа. Практики — скептичной к смыслу: еще в XVII семинаре Лакан утвердил, что в результате психоаналитических отношений в осадок выпадает означающая материя как единичное, изъятое из языковой цепочки, — например, буква. В этом смысле психоанализ в конечном счете — не порождение смыслов, как часто думают, а, напротив, их редукция.
В XX семинаре речь идет об отношениях материи языка — буквы — с наслаждением. И, как и смысл, фаллическое наслаждение на этом пути становится препятствием к обнаружению пола — пола как инаковости наслаждения Другого по ту сторону значения и смысла.