Лакец что за нация
Лакцы
Лак (лакру, лактал, лаксса, лаккучу)
Украина : 1019 (2001 г.) [5]
Казахстан : 382 (2009 г.) [6]
Белоруссия :64 (2009 г.) [7]
Лакцы или лаки (лакск. лак ) — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы). Административным центром лакцев является село Кумух.
Содержание
История этнонима
Этноним леги/леки
Историк М. Г. Магомедов пишет:
Согласно историкам М. Г. Гаджиеву, О. М. Давудову и А. Р. Шихсаидову:
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, лаки (т.е. лакцы) это
Этноним лакцы/казикумухцы
Слово «Лак» является самоназванием лакцев во множественном числе, как в лакском выражении «жува лак буру» — мы лак. Формы множественного числа в лакском языке образуются при помощи окончаний «ру» или «тал», как в «лакру», «лактал» — лакцы; «лакрал тарих» — история лакцев. Окончание «сса» в лакском языке означает принадлежность к имени или качеству, как в «лаксса» — лакский, лакцы, лакец; «лаксса лугъ» — лакский район. Слово «лаккучу» значит лакский человек, или человек из Лакии.
В 1887 году историк Гасан-Эфенди Алкадари писал:
Названия лакцев среди соседей
Лакцы именуют аварцев — авартал, ярусса; даргинцев — даргал, акъушал; кумыков — къумукътал, арнисса; агулов — агултал; лезгинов — лазгал, курал; табасаранов — табасарантал; цахуров — цIахуртал; рутулов — рутIултал; русских — уьрустал; чеченцев — мичихичтал; евреев — жугIуттал.
История
Общество
Литература и театр
Традиционная одежда, жилища
Лакские села
В настоящее время известно 60 лакских селений.
Другие районы Дагестана: Балхар, Уллучара, Цуликана, Аракул, Шадни, Шалиб, Верхний Катрух.
Известные представители
Писатели и поэты
Деятели искусства
Учёные
Политики
Военные
Спортсмены
Другие
Примечания
Примечания
В книге лирической прозы «Мой Дагестан» Расул Гамзатов приводит примечательные слова своего земляка, народного поэта республики Абуталиба Гафурова, обращенные на одной из пресс-конференций к зарубежным друзьям советской литературы: «Я, во-первых, лакец, во-вторых, дагестанец и, в-третьих, поэт Страны Советов». Или можно считать наоборот: во-первых, я советский поэт, во-вторых, я живу в республике Дагестан, а в-третьих, я по национальности лакец и пишу на лакском языке, Это все во мне нерасторжимо. Это — моё самое дорогое сокровище. Ни от одного из них я не хочу отказываться».
Первым в России полным кавалером Георгиевского креста, «для нехристиан установленного», стал юнкер 2-го Дагестанского полка, лакец по национальности Лабазан Ибрагим Халил-оглы.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лакцы» в других словарях:
ЛАКЦЫ — (самоназвания лак, тумал, вулугуни, яхулви, казикумухцы) народ общей численностью 118 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 106 тыс. чел, в т.ч. Дагестан 92 тыс. чел. Язык лакский. Религиозная принадлежность верующих:… … Современная энциклопедия
ЛАКЦЫ — (лаки, казикумухцы), народ в Дагестане (92 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек. Язык лакский дагестанской ветви иберийско кавказских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
лакцы — сущ., кол во синонимов: 2 • лаки (3) • лачка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
лакцы — ев; ЛАКИ, ов; мн. Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Лакец, кца; Лак, а; м. Лачка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Лакский (см.). * * * лакцы (самоназвание лак), народ в России, в… … Энциклопедический словарь
Лакцы — лаки, казикумухцы, один из коренных народов Дагестана. Основная масса живёт в горной части Дагистанской АССР (главным образом Лакский и Кулинский районы), часть на равнине Северного Дагестана (Новолакский район). Численность в… … Большая советская энциклопедия
ЛАКЦЫ — (самоназв. лак) народность, живущая в Даг. АССР. В прошлом были известны под именем казикумухов (по аулу Кумух). Числ. 64 т. ч. (1959). Лакский яз. относится к даг. ветви кавк. языков и включает 5 диалектов. Верующие Л. мусульмане сунниты. Л.… … Советская историческая энциклопедия
лакцы — мн. 1. Народ северокавказской этноязыковой семьи, составляющий основное население Дагестана. 2. Представители этого народа; лаки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лакцы — л акцы, ев, ед. ч. л акец, л акца, твор. п. л акцем … Русский орфографический словарь
лакцы — ла/ки; ев см. тж. лакец, лак, лачка, лакский Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу … Словарь многих выражений
ЛАКЦЫ Дагестане — ЛАКЦЫ (лаки казикумухцы), народ в Дагестане (91,6 тыс. человек ). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек (1992). Язык лакский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь
Лакцы
ЛАКЦЫ, лак (самоназвание), народ в центральной части нагорного Дагестана.
Народ лакцы – это коренные жители Северного Кавказа. Первые упоминания о лакцах встречаются в арабских источниках VII-X веков, где рассказывается о феодальных царствах Туман и Гумик на территории современного Дагестана. Гумик – это древнее государство лакцев, а территория, которую они испокон веков заселяют, называется Лакией.
Версии о том, что лакцы происхождение имеют не дагестанское, опровергают наскальные изображения ущелья Виттурзивалу, рядом с которым предки лакцев поселились в незапамятные времена. Археологи датируют эти петроглифы V – I тысячелетием до н. э. По ним можно изучать, как совершалась эволюция мировоззрения людей, от которых произошли современные лакцы. Кроме того, эти наскальные изображения свидетельствуют о том, что предки лакцев через скифов, а потом через сармата-аланов взаимодействовали с индоиранским миром.
Также известно, что их древнее царство было христианским. Исламское государство на лакской территории возникло после нашествия Золотой Орды в XIII веке.
Территория проживания лакцев
Больше 4/5 представителей этого народа проживает в городах Дагестана. Они живут в основном в Лакском и Кулинском районах Дагестана. Из-за насильственного перемещения в сталинские времена часть лакцев были вынуждены перебраться в Ауховский (Новолакский) район.
Таким образом, лакский этнос исторически населяет центральную часть нагорного Дагестана. Это территория ущелий, труднодоступный горный край, где лето холоднее, чем в целом в Дагестане, и мало леса. В этих местах снег иногда может выпасть в июле, и фрукты вызревают плохо. Но нет и высоких хребтов, которые бы разделяли селения.
Численность лакцев
По данным переписи 2002 года, в России насчитывалось 178630 лакцев, в том числе на территории Дагестана – 161300.
История лакцев
Лакцы – первый этнос в Дагестане, у которого появилось государство. В начале новой эры разрозненные лакские поселки объединились в страну. А в VI веке по приказу персидского царя началось строительство Кумуха – исторической крепости-столицы Лакии, ведь в то время горный Дагестан был частью владений Персии.
В XIII веке Дагестан вошел в Арабский халифат. Именно тогда шамхалы (титул древних правителей Дагестана) Кумуха и остальной лакский народ приняли ислам, а Кумух стал крупным торговым и политическим центром Кавказа.
В XV веке Казикумухское шамхальство развалилось. Управлять страной стали хан и совет. Во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы между Турцией, Россией и Персией. После смерти последнего хана в 1859 году Казикумухское ханство расформировали на четыре наибства: Вицхинское, Кумухское, Мукарское и Аштикулинское.
В 1922 году Лакский округ был выделен в отдельный район в составе Дагестанской АССР.
В 1944 году часть лакцев переселились на равнинные земли депортированных чеченцев, что в 1991 году привело к местному конфликту. В 2012 году лакцы утвердили собственные флаг и герб.
Язык лакцев
Лакский язык признан государственным в Дагестане, как и еще 13 языков. Этот язык относится к нахско-дагестанской группе кавказских языков. В мире насчитывается 146 тысяч носителей лакского языка. На этом языке издаются газеты, выходят передачи на ТВ.
В лакском языке насчитывается десять диалектов. До 30-х годов XX века лакская письменность основывалась на арабском алфавите, затем была переведена на латинский. В 40-х годах XX века была разработана лакская письменность на кириллице с добавлением новых символов.
Религия лакцев
С XI века лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).
До принятия ислама лакцы мастерили себе божков из камней и дерева и обмазывали их жиром. У этих богов они просили обильных урожаев, дождя и тёплой зимы.
Предки лакцев также поклонялись огню, и у современных представителей этого народа сохранилось особенное к нему отношение.
Древние лакцы, кроме того, верили в свой дом: считалось, что он оберегает хозяев от злых сил и несчастий. В этом семье хозяина помогал добрый дух, живущий в каждом доме, – Киини. Он мог перевоплощаться в небольшую змею, лягушку или ящерицу. Чтобы Киини не ушел из дома, его задабривали: варили для него халву и ставили ее в потайной угол.
Обычаи лакцев
Лакец – национальность с интересными обычаями. В старину некоторые лакские семьи насчитывали до 25 и больше членов, объединяя 3-4 поколения близких родственников.
В старину у лакцев был распространены обычаи похищения невест, похищения прикосновением, «убег», левиратный (женитьба на вдове брата) и сороратный (женитьба на сёстрах) браки.
Родственные браки у лакцев не только не воспрещались, а поощрялись. Брачный союз заключался по отцовскому выбору.
Праздники всегда сопровождаются играми, развлечениями. Самый любимый – это праздник начала весны (инт дайдихьу). Его отмечали в день весеннего равноденствия и с него начинали новый календарный год.
Дату праздника первой борозды (хъурдуккаву) устанавливали по погоде. До него никто не пахал. Первого пахаря выбирали «с легкой рукой», так как от его сноровки зависел будущий общий урожай. После первой пахоты устраивали коллективное застолье с хлебом и бузой, а также соревнования между юношами, девушками и детьми с бегом и скачками.
Лакцы придавали очень большое значение кровнородственным связям (община родственников называется «тухум»). Кроме того, у них сильна традиция оказывать односельчанам и соседям взаимную помощь (марща, кумаг), например, в строительстве домов, на сенокосе и во время жатвы. Свадьбы, похороны, обработка и очистка шерсти, валяние войлока, производство паласов – все эти сельскохозяйственные работы лакцы не мыслят без взаимной помощи и обычно выполняют сообща. Марща всегда завершалась у них общим угощением. Хозяин работ накрывал стол, после еды начиналось веселье.
Как и все дагестанские народы, лакцы очень гостеприимны. Гостю выделяли лучшую комнату, его сытно кормили, ему помогали решать все его проблемы, его развлекали и щедро одаривали.
У лакцев также до сих пор развит культ мужчины. Мальчиков рано приучают к ответственности, решительности, их воспитывают мужественными. Девочек растят женственными.
Жениху нельзя самому сватать невесту, за него это делают специальные переговорщики. Невеста обязана до свадьбы успеть сшить своему будущему мужу праздничный костюм, а жених – подготовить для суженой шёлковое платье и украшения.
За неделю до торжества к невесте приходят родственники мужа с подарками и красят ей ладони хной. С этого момента она не должна выходить из дома до самой церемонии.
В день свадьбы невеста идёт в дом жениха. Там разжигают костер и расстилают ковер, на который становится новобрачная. Её обсыпают зерном, а свекровь при этом угощает её мёдом. Потом молодая смотрится в зеркало и входит в дом мужа, где в специальной комнате для новобрачных ждёт жениха. В полночь к ней приходит суженый.
Утром новобрачная идет за водой, где ее поджидает молодёжь, требуя выкуп. Молодая жена должна первым делом поднести мужу воды и только после этого ей можно будет браться за другие домашние дела.
Похоронный обряд лакцев сопровождается причитаниями с громким выражением скорби и соболезнованиями родственниками. В первый год после смерти лакца поминают пять раз. Среда считается у лакцев днём, когда душа усопшего приходит в дом.
Будущая мать перед родами уходит в дом родителей, рожает там и проводит первые 40 дней жизни ребёнка. Для роженицы готовят специальную воду, в которую кладут бумагу с молитвой. Кроме того, из мечети приносят солому, которую поджигают для окуривания роженицы.
Когда новорожденному исполняется неделя, в дом приглашают уважаемую лачку, чтобы она уложила ребенка в колыбель. Тем временем собираются родственники и выбирают малышу имя. На следующий день уважаемый лакец обривает ребенку голову. После взвешивания волос определяют их цену. На эти деньги покупают сладости и раздают соседям.
Через 40 дней мать и ребенок уходят в дом мужа и забирают с собой приданое малыша, а также несут с собой специально приготовленный по такому случаю плов и халву без сахара.
Культура народа лакцы
Лакцы – народ с большим чувством юмора. Они постоянно подшучивают друг над другом, но на чужбине стоят за земляков горой.
Любое праздничное или горестное событие у них сопровождается песней. Песня для лакцев – это самобытная музыка и красивые душевные стихи. В ней важнее всего голос певца. Хорошие певцы у лакцев всегда пользовались особым почётом. Про них есть много легенд и сказаний. Если в роду был известный певец, то этим гордятся на протяжении многих поколений.
Свои мысли, надежды и мечты лакский народ отразил в фольклоре. Лакские эпические поэмы, народные сказки, легенды, пословицы и притчи послужили основой для произведений выдающихся поэтов XIX века Махаммада Гаджиева, Малла-Магомеда, Гасана Гузунова.
Традиционные занятия лакцев
Основное занятие лакцев с конца XIX века – пашенное земледелие. В XX веке – животноводство, сукноделие, изготовление войлока.
Лакское золотое и серебряное шитьё отличается большой изысканностью.
Лакцы также славятся своим гончарным мастерством: мировую известность получила балхарская керамика. Самыми искусными мастерами керамики традиционно были лакские женщины. Созданная ими тонкая посуда с белой росписью считается на Кавказе наилучшей.
Жилище лакцев
Древнее жилище лакценв представляло собой вырезанный в склоне скалы одноэтажный дом с одной комнатой. В XIX веке лакцы начали строить себе жильё в два и три этажа с множеством комнат. Хотя вся семья обычно проводила время в общей комнате, где горел огонь и готовилась еда.
Хлеб лакцы выпекают в глинобитной печке с усеченным конусом, которая называется клапа. Перед топкой было специальное углубление, куда зимой выгребали горячие угли для обогрева.
У лакцев есть один уникальный предмет интерьера, который не встретишь больше нигде на Кавказе, – глинобитная обогреваемая лежанка. В ее основании каменными плитами выкладывали дымоходный канал от печки. Теплый дым равномерно прогревал лежанку.
При этом в лакских жилищах не было мебели, а постели располагались в нишах стен. Все наряды, украшения, приданое и прочее имущество лакцы хранили в покупных сундуках.
Первые два этажа трех- и двухэтажных домов занимали хозяйственные помещения. Помещения первого этажа, как и оконные проемы жилищ, были арочной конструкции.
В советское время лакские поселения стали разрастаться вниз по пологим склонам гор.
Одежда лакцев
В старину лакские мужчины обязательно носили кавказский пояс, папаху, бурки. Пожилые лакцы также надевали бешмет и черкеску.
Раньше основным головным убором мужчин была папаха. Ее размер и высота зависели от моды. В повседневной жизни мужчины чаще всего носили чабанские папахи.
Обувались мужчины в сафьяновые сапоги, мягкие чувяки, а поверх – в кожаные калоши. Для дома и мечети использовали пашмакъру – обувь без задника на деревянной подошве.
Зимой женщины и мужчины носили войлочные сапоги. Женские были украшены вышивкой и аппликацией из кожи.
Вязаную обувь до сих пор носят и лакские женщины, и лакские мужчины. Пожилые лачки, кроме того, традиционно носили длинные шаровары.
Одежда у женщин. Повседневное одеяние лачек – это широкое туникообразное платье-рубаха, которую иногда носили подоткнутой на бедре в штаны с неширокими штанинами. В торжественных случаях надевали широкие штаны.
Молодые девушки носили яркую одежду, старшие – тёмную.
У женщин всегда было много украшений из золота и серебра: пояса, кольца, серьги. Украшения с жемчугом, кораллами, полу- и драгоценными камнями они надевали на лоб и на грудь. Низ подола и рукавов украшали бляхами и цепочками.
Известные лакцы
Летчик-космонавт Муса Манаров.
Дважды Герой СССР, летчик-истребитель и испытатель Амет-Хан Султан.
Герой РФ Гапал Гаджиев.
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Народ лакцы
Лакцы – вольный горный народ
В сердце гор Дагестана обитает народ, известный как лакцы. Их относительно немного: по данным последней переписи населения лакцев насчитывается 140 тысяч. Язык и самобытная культура выделяет их среди сотни других национальностей Дагестана. Благодаря лакцам на территории Дагестана возникло первое правоверное мусульманское государство.
Коренные жители Дагестана
Лакский писатель Саид Габиев допускает, что происхождение лакцев – результат дробления более крупных народов, «осколки» которых, спасаясь от многочисленных набегов, уходили в горы. У арабов, в Х веке н.э. принесших на острие сабли ислам в Дагестан, упоминается для определения горцев слово «лезгин» (lakz). После арабов территорию современного Дагестана завоевали монголы и тюрки. В частности, Северная и Приморская низменности к югу от Дербента долгое время относились к Золотой Орде. А в конце XIV века появились первые упоминания о Кайтаге и Кази-Кумухе. Кайтаг состоял в основном из христиан.
Пионеры ислама
Жители Кази-Кумуха – от них берёт своё начало история лакцев – прославились как ярые поборники ислама. Лакские правители, в то время называвшиеся себя шамхалами, по преданиям были ни больше ни меньше как прямыми потомками одного из близких родственников Пророка. Они собирали дань практически со всей территории не только Дагестана, но и большей части Чечни. И только через три века уступили эти права кумыкам.
Мастера на все руки
В конце XIX – начале ХХ веков в мире бурно развивается экономика. Одними из первых среди кавказцев лакские кустари стали открывать свои мастерские не только в России, но и за границей: в США и даже в Японии. Что неудивительно. Ведь лакец – это не просто национальность, лакец – это, в первую очередь, умелец.
По вековым традициям каждый дагестанский аул славился исключительно своим ремеслом. Народные промыслы и сейчас весьма востребованы. Из поколения в поколение бережно передаются навыки и знания, полученные несколько столетий назад. Лакские изделия участвуют (и совсем небезуспешно) в международных ярмарках, и, конечно, популярны у туристов, ведь в дагестанских аулах:
– Табасаранцы создают сказочные орнаменты на коврах.
– Балхары умеют делать уникальную в своём роде посуду. По традиции этим ремеслом занимаются исключительно женщины.
– Унукульцы славятся искусными деревянными поделками, недаром их аул называется «аул поющего дерева».
– Гоцатлинцы выделывают серебро, украшая изделия из него неповторимыми по красоте узорами.
Есть еще аул канатоходцев (Цовкра), аул ювелиров (Кубачи) и даже аул… поэтов, да-да, поэтов!
Вот такой народ лакцы – ловкие, сильные, умелые и отважные. Истории известен случай, когда лакскому ювелиру удалось дослужиться до министра финансов (!) у правителя Эфиопии, а его сына, командарма Насибу Эммануэля, за заслуги в итало-абиссинском военном конфликте (1936 год) объявили национальным героем Эфиопии. Не менее знаменит и другой лакец – Герой Советского Союза лётчик-космонавт Муса Манаров.
Лакцы – яркий пример народа, которого непростое выживание на небогатой каменистой земле не сломило, а наоборот, воспитало в нём сметливость и недюжинную деловую хватку.
Эволюция этнического состава Дагестана, часть 9: лакцы
Ещё в начале прошлого века лакцы жили исключительно в высокогорье в грубом треугольнике на территории Кавказа. Однако время внесло свои коррективы и для них.
Изначально, Лакский округ был очень грубым и включал в себя ряд даргинских сёл. В то же время в соседних округах, населённых аварцами, даргинцами и лезгинами также располагалось и располагается ряд лакских сёл, которые в результате последующего разукрупнения им так и не достались.
К 1939 году хоть и не видно существенных изменений, стоит отметить, что лакцы — народ довольно небольшой. Взять существенную долю в каком-либо районе или городе им намного тяжелее. Определённая доля лакцев отправилась в Каспийск и Буйнакск, но доля их была не велика. В образованных Лакском и Кулинском районах жили исключительно лакцы. Однако на момент переписи уже около 20% лакцев жило за пределами своего треугольника, что довольно много для того периода, когда горные народы только начинали свою миграцию на равнину.
В 1944 году СССР депортирует чеченцев, большая часть Ауховского района реорганизуется в Новолакский район, который государство заселяет лакцами. Лакцев селили прямо в те же дома и с течением времени они восстановили хозяйственную деятельность района. Копилку вопросов без ответов пополнил очередной вопрос — а почему собственно лакцы? Климат в Новолакском районе был другим. Да, в горной местности пахотной земли почти не было, но и Новолакском районе начиналось предгорье. Так или иначе, к 1970 году чеченцы в район ещё в значительной мере не вернулись, а большинство лакцев жили на равнине и предгорье. Лидером в административном плане стала Махачкала, а лакские районы не только перестали набирать в численности, но и постепенно сокращать её.
1989 год как правило отражает текучесть процессов предыдущих лет. С лакцами же всё не совсем так. Не смотря на то, что численность их росла, но горная доля продолжала падать, лакцы Ногайского и Бабаюртовского районов быстро покинуло данные районы, в основном переезжая в Махачкалу. Большая часть лакцев и так стремилась в Махачкалу (в которой жил уже каждый второй лакец) и Каспийск. Также к распаду СССР в Новолакский район вернулось довольно большое количество чеченцев, требовавшее восстановить этнобаланс в свою пользу путём переселения лакцев из района.
В конечном итоге эти планы начали реализовывать уже в России, создав т.н. Новострой, но из-за нехватки средств и отсутствия желания по настоящему реализовывать данный план, ситуация осталась в подвешенном состоянии. Если брать долевое распределение лакцев, то на сегодняшний день я его уже расписал здесь в контексте общего расселения на юге.
В 90-ых лакцы участвовали в общей тенденции создания нелегальных населённых пунктов в Бабаюртовском районе, численность которых не поддаётся оценке, но условное географическое распределение даёт им довольно значительную долю района. Оценить положение лакцев в целом довольно сложно, т.к. по различным оценкам это один из самых приписываемых народов Дагестана. Более подробное расселение лакцев
Напоминаю, в моём телеграм-канале работы выходят чаще и быстрее.