Лакцы и лезгины в чем сходство и различие
Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия
Главная лента
Одного ли гнезда леки и лаки?
Близость наших народов заслуживает внимания ученых
Раздел: Информация / Главная лента / Общество / Культура / География / История
ФЛНКА предлагает вниманию читателей довольно любопытную версию представителя нашей организации в Агульском районе Гаджи Алхасова об этнокультурной близости народов лезгинской группы и лакцев.
Данная версия не претендует на истинность в последней инстанции и предлагается вниманию читателей для инициирования дискуссии по данной теме. Надеемся на то, что и другие специалисты в области истории, этнографии и лингивстики выскажут свое мнение по озвученной ниже теме:
Известно, что дагестанские языки связаны между собой глубокими родственными узами. Однако если сам факт генетического родства их никем не оспаривается, но степень близости их друг к другу оценивается по-разному.
К лезгинской группе причисляют лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, крызский, будухский, удинский и хиналугский языки. Количество даргинских языков доходит до двенадцати.
Но, несмотря на то, что расхождения между ними носят более существенный характер, чем, например, расхождения между самостоятельными германскими языками их принято считать диалектами.
В системе подобных отношений из всех дагестанских языков единственный лакский язык выводится за пределы родственных группировок. Однако ряд фактов, как этнографического, так и лингвистического характера позволяют выдвинуть гипотезу о возможно более близком отношении лакцев к народам лезгинской группы.
Прежде всего, речь идет об этнических названиях лезгин и лакцев. В этом плане исследователи сходятся во мнении, согласно которому оба эти этнонима являются более поздними модификациями исторического названия леки.
А это значить, что в хронологически отдаленные от нас времена и лезгины и лакцы носили одно и то же имя. А носить одно и то же имя может лишь один и тот же народ. Безусловно, это соображение логического порядка. Но помимо него в озвученной выше мысли нас убеждает и следующие обстоятельства.
Как известно по поводу этимологии исторического названия леки существует множество версий. Но наиболее популярной из них является версия, в рамках которой леки сопоставляется со словом лекь «орел» лезгинских языков. Впервые эта мысль была высказана покойным профессором Ражидином Гайдаровым.
Однако сама версия основана лишь на простом сопоставлении созвучных слов и не подкреплена какими-либо лингвистическими доводами, т.е. носит характер «народной этимологии».
Кроме того необходимо отметить, что сравниваемые лексемы в историческом плане восходят к разным корням и, соответственно, для них реконструируются разные праформы. Так для слова лекь «орел» реконструируется праформа *леркь с сонорным звуком в основе и связанная с обозначением «крыла», тогда как для этнонима лек восстанавливается структура *вул(е)г / булл(е)г со значением «волк» и в точности до звука повторяющее даргинское название лакцев – вулеги / булеги.
Очевидно, эта лексема сама относиться к категории слов образующие многочисленные праиндоевропейско-северокавказские лексические изоглоссы. И, соответственно, в контексте настоящей статьи представляет интерес и его европейскими параллели: русск. волк; немец. вульф и т.д.
Основой для реконструкции семантики этнонима лек служит сопоставление этого термина с обозначениями собственно «волка» в некоторых лезгинских языках: рут. убул; крыз., будух. еб; удин. ул; агульск. бу / ву «вой» и т.д. с одной стороны, а с другой – с древнеперсидским обобщенным названием лезгинских народов горги (они же гарг-ары в армянской традиции), которое, как известно, также возводиться к названию волка «горг».
Здесь не трудно заметить, что персидское название является смысловой калькой лезгинского этнонима. Отметим также, что страну горгов персы называли Горганией, буквально «страна волков».
Для справки отметим еще, что речь идет о тех же горгах (читай леках, лезгинах), которые согласно Плутарху во время персидского похода Александра Македонского похитили у него любимого коня Буцефала и держали его до тех пор, пока знаменитый полководец не заплатил им выкуп.
Теоретически отталкиваясь от регулярного перехода г-й в лезгинских языках к персидскому горги нетрудно возвести и внутреннее название современных лезгин: лезг. йаркI-ар; агульск. йаркк-ар; рут. йаркк-ар и т.д.
Следующий аргумент в пользу лезгино-лакской исторической близости опирается на терминологическую общность обозначения теперь уже агулов и лакцев. Так лезгины между собой агулов называют йахулар. В свою очередь агулы этим же словом называют лакцев.
В этимологическом плане в основе данного термина лежит понятие дальности в виду того, что агулы географически расположены дальше лезгин, а лакцы – дальше агулов, чем и объясняется двойной характер его использования. Но здесь важно то, что второй раз подряд одним и тем же термином называется два разных, как принято считать, народа.
Несомненный интерес представляет и чисто лингвистические данные. В этом плане необходимо вспомнить, что любой язык это явление динамичное. Исходя из этого, можно констатировать, что современные облики дагестанские языки, приобрели в процессе долгого развития.
Однако, несмотря на расхождения в родственных языках можно обнаружить массу схожих черт. Но сопоставление лакского языка с лезгинскими языками показывает, что схожего в них больше, чем это можно себе предоставить особенно по части исконной лексики. Но даже на этом фоне несомненный интерес представляет лексика с архаичными чертами. Приведу лишь один пример.
В современных лезгинских языках понятие «слово» передается лексемами чIал, чIел, чIат, гаф, айит и т.д. Но после дешифровки Синайских полимпсестов выяснилось, что «слово» в них передавалось лексемой «махъ».
Но и фонетически и семантически в неизменном виде это лексема сохранилось в лакском языке – ма1хъ «слово». И таких примеров достаточно много. Исходя из приведенных доводов, можно предположить, что некогда лакский язык относился к лезгинскому языковому континиуму, но рано от него откололся и стал развиваться самостоятельно.
Это и не удивительно, поскольку считается, что именно лезгинский сегмент дагестанского праязыка первым начал распадаться на отдельные ветви. Этим и объясняется особый интерес к лезгинским языкам в науке.
Но политический аспект – полное разведение народов лезгинской группы по отдельным «национальным квартиркам» в 60-е годы 20 века Абдурахманом Данияловым – еще больше усугубил проблему. В то время как вокруг аварского народа все эти годы шла консолидация 13-ти народов андо-дидойской группы, язык которых весьма далек от аварского.
Гаджи Алхасов, историк лингвист
Региональное представительство ФЛНКА
Лезгины и лакцы в джихаде с воинствующим куфром
То, что лезгины и лакцы в современном Дагестане отличаются меньшей религиозностью по сравнению с аварцами, даргинцами и кумыками, знает любой, знакомый с этой республикой. Многих удивляет данный факт. Ведь эти два народа первыми приняли Ислам не только на Кавказе, но и на всей территории современной России.
Два народа дали Кавказу большое число ученых, на их землях до сих пор стоят мечети, построенные еще в первые века Ислама. При глубоком изучении архивных данных становится очевидным, что причиной ослабления религии является не слабая приверженность ей этих народов, а как раз наоборот. Последнее сделало их объектом самых страшных антиисламских репрессий…
Смешение большевизма с Исламом
После своей победы большевики некоторое время проводили на Кавказе особо осторожную и гибкую политику. Делалось все для того, чтобы убедить горские народы встать на сторону новой власти. Основным козырем большевиков, конечно же, было предоставление им широкой автономии и возвращение горцам отнятых царской властью земель.
На съезде народов Дагестана 13 ноября 1920 года в дагестанской столице Темир-хан-Шуре, в «Декларации о Советской автономии Дагестана» нарком по делам национальностей Иосиф Сталин заявил: «Советское правительство считает Шариат таким же правомочным, обычным правом какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены».
Такая политика нашла поддержку у некоторых исламских лидеров Дагестана. Кроме того, первоначально определенная часть исламских ученых и шейхов в различных районах региона отнеслась довольно лояльно к активной деятельности большевистских ревкомов. Последние местами в Дагестане устанавливали советскую власть под лозунгами Ислама и восстановления шариатских судов.
Таким образом, в Дагестане в эти годы были созданы удивительные политические образования горцев с советской эмблемой на знамени и адатско-шариатской конституцией в жизни. Во всех правительственных учреждениях, школах и других публичных местах, по приказу самих же большевиков развешивались портреты Шамиля и его наибов. Причем они размещались под лозунгами «Вся власть – Советам!»
На протяжении нескольких лет дагестанские большевики отождествляли Коран с программами ВКП(б) и сравнивали Ислам с социализмом. В ряде населенных пунктов праздник разговения Ид аль-фитр (Ураза-байрам) отмечали вместе с днем Октябрьской революции, в 1930 г. в некоторых мечетях проводили сбор заката в пользу большевистского комитета «Наш ответ Чемберлену». Антибольшевистский джихад
Вместе с этим, со второй половины 20-х гг. резкий поворот большевиков к антирелигиозной политике не сразу был воспринят в среде местных мусульман. Наиболее ожесточенный характер борьба с религией приобрела именно в районах, населенных лезгинами и лакцами, поскольку среди них позиции Ислама были наиболее крепки.
Первые факты публичного сожжения экземпляров Корана и рукописных арабских книг были зафиксированы именно в Дербентском районе в начале 1930 г. Подобные акции местных атеистов были названы даже центральным руководством в Махачкале «левыми перегибами».
Именно по той причине, что в лезгинских и лакских землях Ислам пустил глубокие корни еще с первых веков распространения на Кавказе, местные шейхи также сопротивлялись новой власти наиболее ожесточенно. К примеру, только в 1926 г. на территории лезгинских Самурского и Кюринского округов произошло 45 случаев антисоветских выступлений, организованных местными суфиями.
К 1930 году в Рутульском и Ахтынском районах, населенных народами лезгинской группы, власти не смогли добиться масштабного закрытия молитвенных зданий. Местные ячейки Союза воинствующих безбожников сообщали в Центральный комитет Махачкалы, что в данных районах «…Работать трудно, нет поддержки из-за полной охваченности населения религиозным фанатизмом».
В то же время, после того как в лезгинском Касумкентском районе было закрыто свыше 40 мечетей и усилились темпы коллективизации, местные шейхи возглавили вооруженные протестные выступления. Часть жителей селений Ичин, Махмуд-Кент и Цилигун самостоятельно открыли мечети и организовали отряды ополченцев, которые возглавил суфийский шейх из селения Штул Хаджи Мухаммад Эфенди Рамазанов.
В селах Хутхул, Курах, Штул, Ашакент, Ирича, Кушхур (ныне Кочхюр) Курахского района практически была низложена советская власть. Восстание охватило Курахский, Касумкентский и Табасаранский районы.
Следует заметить, что штульский «бунт» катализировал в самых разных районах Дагестана резкие религиозные протесты, направленные против перегибов сплошной коллективизации и антирелигиозной политики большевиков – ликвидации шариатских судов, закрытия мечетей, арестов богословов, лишения избирательных прав имамов и алимов и т. д.
В мае того же года религиозные деятели Муса Ширинбеков и мулла Мухаммад организовали восстание жителей двух сел Ахтынского района Хнов и Фий, а также села Борч Рутульского района. Повстанцы были поддержаны восставшими Закатальского и Нухинского округов Азербайджана, населенных в основном дагестанцами, выступивших под руководством шейха Мустафы Шейх-заде и Исмаила Эфенди. В тоже время в марте в дидойском селении Шаури Цунтинского района бывший сподвижник пятого имама Дагестана и Чечни Нажмуддина Гоцинского Вали Даглаев организовал вооруженные отряды сельчан, разогнал сельсовет и восстановил шариатские суды. Антисоветские силы, подержанные духовными лидерами, активизировались и в аварских селах Харахи и Орота Хунзахского района.
В марте религиозные «бунты» вспыхнули в селении Дургели и ряде сел Хасавюртовского района с чеченским приграничьем, возглавленные Байраковым при поддержке накшбандийского шейха Арсанукая Хидирлезова Дейбукского (Амая).
В декабре 1936 г., после того, как в Лакском районе были закрыты практически все мечети, по всей области вновь стали вспыхивать стихийные протесты с требованием открыть молитвенные здания. В 16 населенных пунктах исламские лидеры вновь усилили свои позиции в сельских джамаатах.
На подавление этих выступлений власти бросили значительные отряды ОГПУ, войсковые подразделения. После жестоких репрессий все руководители стихийного джихада были или убиты или арестованы, а последние очаги сопротивления были жестоко подавлены и ликвидированы.
Политика уничтожения Ислама у лезгин и лакцев
В то же время непокорные исламские анклавы становились объектами карательных акций, силовой секуляризации, активной атеистической пропаганды, на которую направлялись значительные усилия и ресурсы. Если в начале 1937 г. в заселенном аварцами Цумадинском районе не существовало ни одной ячейки Союза воинствующих безбожников, то в лакском Хосрехе уже действовало 25 местных атеистов, в Каши – 12, Вихли – 16.
В 1938 г. только в одном лезгинском селе Усухчай Докузпаринского района было открыто 16 ячеек Союза воинствующих безбожников. В лакском Кази-Кумухе и лезгинских Ахтах стояли самые мощные в республике радио громкоговорители для антиисламской пропаганды. Только в Ахтах, где прежде было 10 квартальных мечетей и одна соборная, в начале 30-х гг. было установлено 320 радиоустановок.
После подавления хновского восстания из села было выслано свыше 100 жителей, включая целые семьи. А большую часть крупного рогатого скота у «бунтарей» Хнова конфисковали и передали ахтынскому колхозу.
Следует заметить, что именно в лакских районах впервые в Дагестане вошел в практику непосредственный снос мечетей. В 1938-1940 гг. из 14 лакских населенных пунктов Кулинского района в пяти были снесены мечети, села остались без каких-либо молитвенных помещений, пусть даже пустых или превращенных в колхозные склады, но номинальных символов былой мусульманской культуры.
Атеистическая политика широко использовала советские школы, превратив их в орудие целенаправленной борьбы с Исламом, через активное внедрение светского начального образования по районному признаку. Например, в 1929 г. в лезгинском Касумкентском районе на 134 населенных пунктов действовало 25 школ, в Лакском на 92 пункта – 26 школ, в лезгинском Ахтынском районе на 48 – 24.
Для сравнения на 110 населенных пунктов в Дахадаевском районе в местах компактного проживания даргинцев функционировало 11 школ, в аварском Кахибском районе на 46 населенных пунктов – 6 школ, в населенном аварскими народами Цумадинском районе на 128 – 11. Ислам в лезгинских и лакских районах был фактически обезглавлен, шейхи и имамы казнены и арестованы, мечети снесены или закрыты, а Кораны и исламская литература уничтожена.
Потерявшие духовные ориентиры лезгины и лакцы, все больше отрывались от национальных и религиозных традиций, пропитывались светскими идеями и образом жизни. Что же касается аварских, даргинских и кумыкских районов, то до них у советской власти просто руки дошли в меньшей степени. К моменту завершения активной борьбы с Исламом у лезгин и лакцев грянула Великая Отечественная война.
В ходе этой войны Сталин несколько ослабил давление на религию. Он даже пытался использовать ее для мобилизации населения на войну и для повышения духа солдат на фронтах. Таким образом, именно в незатронутых столь жестокими антиисламскими репрессиями селах аварского нагорья, даргинского предгорья и кумыкской плоскости, в советский период сохранились анклавы, в которых удалось законсервировать исламскую жизнь на бытовом уровне. Постепенно в подобных местах сложились неформальные центры религиозной мысли, подпольного изучения религии, заучивания Корана и передачи религиозных знаний. К моменту краха СССР именно из подобных анклавов подпольной религиозной жизни в аварских, даргинских и кумыкских районах и началось бурное возрождение Ислама.
Сегодня это исламское возрождение все больше начинает охватывать лезгинские и лакские районы. Попытки воинствующего куфра уничтожить Ислам у лезгин и лакцев полностью провалились. Народы, которые первыми приняли Ислам, заплатили большой кровью за верность религии Аллаха, сегодня возвращаются к ней все активнее.
Немного о ЛАКцев и собирательном этнониме ЛЕЗГИ
Recommended Posts
Архивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.
Our picks
Почтовый Ящик Деда Мороза
Прием писем будет проходить с 3 по 22 декабря 2021-го года. Постараемся учесть все пожелания в рамках скромных возможностей форумчан. Подарки будут вручены в последних числах декабря в канун Нового Года непосредственно самими форумчанами, которые и купят тот или иной подарок.
1) Письмо обязательно должно быть написано самим ребенком на любом удобном ему (ей) языке. Дополнение рисунком и любое творчество не обязательно, но приветствуется. В письме нужно указать имя и возраст ребенка, а также пожелание.
2) Вы должны лично знать ребенка и его адрес чтобы помочь с доставкой подарка.
3) Ребенок должен быть уверен что подарок от Деда Мороза и Снегурочки, поскольку все письма будут переданы на Северный Полюс for confirmation and final approval.
4) Письма можно прикреплять в этой теме (скан либо качественное фото).
Приглашаю присоединиться к доброму и светлому предновогоднему делу прошлогодних «Дедов Морозов» и «Снегурочек» @Адам Малхиев @Кулеманс @SANTA911 @овсянка @Assembler а также других форумчан, что пожелают купить подарки и обрадовать детишек. Благодарность @Bercana за помощь в получение разрешения от Администрации, еще раз спасибо @Rufat_714 за своевременное напоминание и активное участие. Напомнинаю что тема не место для политических и религиозных дискуссий, если Вам чем-то не нравится празднование Нового Года и подарки детям прошу просто пройти мимо темы. Ссылка на тему 2019-го года:
Picked By
Daily Mail: Глобальное Исследование По Алкоголю Назвало Австралию Самой Пьющей Страной
Согласно данным Глобального исследования по наркотикам и алкоголю, самой пьющей нацией мира признали австралийцев. Об этом пишет Daily Mail.
По результатам исследования, за 2021 год жители Австралии напивались в среднем 27 раз, что почти вдвое превышает средний мировой показатель (15). Опрос показал, что граждане шестого по площади государства в мире наполняют бокал пивом, вином или другой выпивкой в среднем два дня в неделю.
Второе место рейтинга по количеству употребляемого алкоголя заняла Дания, третье — Финляндия. Жители Великобритании и США также названы одними из самых пьющих в мире — они замкнули пятерку лидеров, расположившись на четвертой и пятой строчках списка стран соответственно.
Отмечается, что больше всего угрызений совести по поводу количества выпитого алкоголя испытывали ирландцы — примерно в четверти случаев. При этом самой распространенной причиной сожалений среди всех участников опроса стал ответ «выпил слишком много и слишком быстро», он набрал 49 процентов голосов.
По частоте употребления алкоголя лидировала Франция — жители Пятой республики признались, что количество дней за год, когда они употребляли спиртные напитки, равняется не менее 132. На втором месте Новая Зеландия — 120 дней, следом идут Нидерланды — 112 дней.
Picked By
Споры о правильности обучения на иностранных языках в Азербайджане не угасают вот уже много лет. Мнение общественности в вопросе необходимости наличия в местных школах русского сектора разделилось на «за» и «против».
Темой нового выпуска проекта Baku TV «Двое на одного», ведущими которого являются Ната Османлы и Гамид Гамидов, стали вновь вспыхнувшие разногласия в вопросах, связанных с системой образования страны.
Гостями очередного выпуска стали журналист Вячеслав Сапунов и известный исследователь Фуад Ахундов.
Подробнее в видеосюжете:
Picked By
Дяниз 17 posted тему in Новостройки, December 2
Picked By
Министр Рассказал О Негативном Влиянии Пандемии На Образование
Picked By
Новые 20 Манат В 2022 Году
В рамках существующей концепции Центробанк также обновил купюру в 20 манатов, посвященную «Карабаху», и планирует выпустить ее в следующем году. Основными мотивами дизайна этой банкноты, посвященной теме «Карабах», являются дополнительные элементы дизайна, в том числе мечи, шлемы и щиты, изображающие силу, мощь и решительность азербайджанского народа, в том числе значок Харыбюлбюль, который считается жемчужиной Карабаха,ф лора и символ победы, и на первый план вышло слово «Карабах».
банкнота будет вертикальной как и 1,5,50.
НЕ знаю будут ли выпущены 10,100 и 200?
Лакцы и лезгины в чем сходство и различие
Рамазан, Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года: «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова, — лезгинская (кюринская) группа дагестанских народов, к котором относятся лезги (лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова)[26].»
М. М. Ихилов в частности писал:
Рамазан, Грузины и армяне леками в первую очередь называли лезгин. Для народностей Северо-Западного Дагестана они употребляют этнонимы «дидо», «анди», «дурдзуки»(), Еавари «авары» и др. Характерно и то, что лезгиноязычные народности испокон веков известны под именем лезгин, в то время как другие народы Дагестана в разные времена выявляли себя под различными названиями. Аварцы раньше были известны под названием андийцы, дидойцы.
У греческих и римских историков и географов Геродота,Страбона, Плиния, Птолемея и др. предки народностей лезгинской группы были известны под именем племен гели и леги. Под этими этнонимами, а также: леки, лесги, лакзы, лязги, легзи, они были известны средневековым армянским, грузинским, азербайджанским и персидским авторам. В арабских источниках IX-X вв. имеются сведения о «царстве лакзов», расположенном на территории Южного Дагестана. Гораздо больше данных о народностях лезгинской группы содержится в кавказоведческих хрониках. К ним относятся «Дербент-Намэ», отрывки из «Ахты-намэ», «Тарихи-Дагестан», «Картли-Цховребе», «Гюлистан- Ирам» А.Бакиханова, «Асари-Дагестан» Г.Алкадари.
Средневековый автор «Армянской географии» упоминает леков в числе 26 народов, населяющих Кавказскую Албанию1. О них мы находим сведения и в «Истории Армении»2.
Вслед за леками-лезгинами в средневековых хрониках появляются упоминания о табасаранцах, цахурах, рутулах, агулах.
У грузин во всех источниках наряду с леками указываются дидойцы, хунзахи, дзурзуки (вайнахи).
Очерки истории Грузии III в. до н. э. — ЭПОХА МОГУЩЕСТВА КАРТЛИЙСКОГО ЦАРСТВА» :
«Пользуясь, возможно, более поздней номенклатурой, «Картлис цховреба» при повествовании о древнейших событиях в качестве северных соседей грузин называет леков (лезгины), дурдзуков (вайнахи), дидойцев (один из нынешних аварских), а несколько позже также и двалов () и т. д. Это были племена, говорившие на языках бацбийско-кистинской (дурдзуки, двалы) или дагестанской (леки, дидойцы) группы кавказских языков. Границу между этими двумя группами племен «Картлис цховреба» проводит по реке Тереку. Восточнее, вплоть до самого Каспийского моря, жили «леки», а к западу — «кавкасиани» («кавказцы»), среди которых в качестве наиболее выдающихся «Картлис цховреба» называет дурдзуков (КЦ, с. 5—6, 11). Племена бацбийско-кистинской группы занимали центральную часть Главного Кавказского хребта. Западнее от них уже тогда, несомненно, жили племена абхазо-адыгейской группы. О (КЦ, с. 45).»
Во всех грузинских источниках мы можем увидеть такие названия как Дидоэти(Дидойцы,аварцы),Хонзахети (Хунзахцы.аварцы), Дзурдзукети (вайнахи,чеченцы), Лекети (Лезгины,леки).
Лезгины тоже граничат с Грузией,особенно лезгины Азерстана. А те времена даже гораздо больше.
Было установлено, что современная география расселения аварцев (Джаро-Белоканы, Салатавия) и историческая территориально не совпадают.