Лакцы и лезгины в чем сходство
Лезгины и лакцы в джихаде с воинствующим куфром
То, что лезгины и лакцы в современном Дагестане отличаются меньшей религиозностью по сравнению с аварцами, даргинцами и кумыками, знает любой, знакомый с этой республикой. Многих удивляет данный факт. Ведь эти два народа первыми приняли Ислам не только на Кавказе, но и на всей территории современной России.
Два народа дали Кавказу большое число ученых, на их землях до сих пор стоят мечети, построенные еще в первые века Ислама. При глубоком изучении архивных данных становится очевидным, что причиной ослабления религии является не слабая приверженность ей этих народов, а как раз наоборот. Последнее сделало их объектом самых страшных антиисламских репрессий…
Смешение большевизма с Исламом
После своей победы большевики некоторое время проводили на Кавказе особо осторожную и гибкую политику. Делалось все для того, чтобы убедить горские народы встать на сторону новой власти. Основным козырем большевиков, конечно же, было предоставление им широкой автономии и возвращение горцам отнятых царской властью земель.
На съезде народов Дагестана 13 ноября 1920 года в дагестанской столице Темир-хан-Шуре, в «Декларации о Советской автономии Дагестана» нарком по делам национальностей Иосиф Сталин заявил: «Советское правительство считает Шариат таким же правомочным, обычным правом какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены».
Такая политика нашла поддержку у некоторых исламских лидеров Дагестана. Кроме того, первоначально определенная часть исламских ученых и шейхов в различных районах региона отнеслась довольно лояльно к активной деятельности большевистских ревкомов. Последние местами в Дагестане устанавливали советскую власть под лозунгами Ислама и восстановления шариатских судов.
Таким образом, в Дагестане в эти годы были созданы удивительные политические образования горцев с советской эмблемой на знамени и адатско-шариатской конституцией в жизни. Во всех правительственных учреждениях, школах и других публичных местах, по приказу самих же большевиков развешивались портреты Шамиля и его наибов. Причем они размещались под лозунгами «Вся власть – Советам!»
На протяжении нескольких лет дагестанские большевики отождествляли Коран с программами ВКП(б) и сравнивали Ислам с социализмом. В ряде населенных пунктов праздник разговения Ид аль-фитр (Ураза-байрам) отмечали вместе с днем Октябрьской революции, в 1930 г. в некоторых мечетях проводили сбор заката в пользу большевистского комитета «Наш ответ Чемберлену». Антибольшевистский джихад
Вместе с этим, со второй половины 20-х гг. резкий поворот большевиков к антирелигиозной политике не сразу был воспринят в среде местных мусульман. Наиболее ожесточенный характер борьба с религией приобрела именно в районах, населенных лезгинами и лакцами, поскольку среди них позиции Ислама были наиболее крепки.
Первые факты публичного сожжения экземпляров Корана и рукописных арабских книг были зафиксированы именно в Дербентском районе в начале 1930 г. Подобные акции местных атеистов были названы даже центральным руководством в Махачкале «левыми перегибами».
Именно по той причине, что в лезгинских и лакских землях Ислам пустил глубокие корни еще с первых веков распространения на Кавказе, местные шейхи также сопротивлялись новой власти наиболее ожесточенно. К примеру, только в 1926 г. на территории лезгинских Самурского и Кюринского округов произошло 45 случаев антисоветских выступлений, организованных местными суфиями.
К 1930 году в Рутульском и Ахтынском районах, населенных народами лезгинской группы, власти не смогли добиться масштабного закрытия молитвенных зданий. Местные ячейки Союза воинствующих безбожников сообщали в Центральный комитет Махачкалы, что в данных районах «…Работать трудно, нет поддержки из-за полной охваченности населения религиозным фанатизмом».
В то же время, после того как в лезгинском Касумкентском районе было закрыто свыше 40 мечетей и усилились темпы коллективизации, местные шейхи возглавили вооруженные протестные выступления. Часть жителей селений Ичин, Махмуд-Кент и Цилигун самостоятельно открыли мечети и организовали отряды ополченцев, которые возглавил суфийский шейх из селения Штул Хаджи Мухаммад Эфенди Рамазанов.
В селах Хутхул, Курах, Штул, Ашакент, Ирича, Кушхур (ныне Кочхюр) Курахского района практически была низложена советская власть. Восстание охватило Курахский, Касумкентский и Табасаранский районы.
Следует заметить, что штульский «бунт» катализировал в самых разных районах Дагестана резкие религиозные протесты, направленные против перегибов сплошной коллективизации и антирелигиозной политики большевиков – ликвидации шариатских судов, закрытия мечетей, арестов богословов, лишения избирательных прав имамов и алимов и т. д.
В мае того же года религиозные деятели Муса Ширинбеков и мулла Мухаммад организовали восстание жителей двух сел Ахтынского района Хнов и Фий, а также села Борч Рутульского района. Повстанцы были поддержаны восставшими Закатальского и Нухинского округов Азербайджана, населенных в основном дагестанцами, выступивших под руководством шейха Мустафы Шейх-заде и Исмаила Эфенди. В тоже время в марте в дидойском селении Шаури Цунтинского района бывший сподвижник пятого имама Дагестана и Чечни Нажмуддина Гоцинского Вали Даглаев организовал вооруженные отряды сельчан, разогнал сельсовет и восстановил шариатские суды. Антисоветские силы, подержанные духовными лидерами, активизировались и в аварских селах Харахи и Орота Хунзахского района.
В марте религиозные «бунты» вспыхнули в селении Дургели и ряде сел Хасавюртовского района с чеченским приграничьем, возглавленные Байраковым при поддержке накшбандийского шейха Арсанукая Хидирлезова Дейбукского (Амая).
В декабре 1936 г., после того, как в Лакском районе были закрыты практически все мечети, по всей области вновь стали вспыхивать стихийные протесты с требованием открыть молитвенные здания. В 16 населенных пунктах исламские лидеры вновь усилили свои позиции в сельских джамаатах.
На подавление этих выступлений власти бросили значительные отряды ОГПУ, войсковые подразделения. После жестоких репрессий все руководители стихийного джихада были или убиты или арестованы, а последние очаги сопротивления были жестоко подавлены и ликвидированы.
Политика уничтожения Ислама у лезгин и лакцев
В то же время непокорные исламские анклавы становились объектами карательных акций, силовой секуляризации, активной атеистической пропаганды, на которую направлялись значительные усилия и ресурсы. Если в начале 1937 г. в заселенном аварцами Цумадинском районе не существовало ни одной ячейки Союза воинствующих безбожников, то в лакском Хосрехе уже действовало 25 местных атеистов, в Каши – 12, Вихли – 16.
В 1938 г. только в одном лезгинском селе Усухчай Докузпаринского района было открыто 16 ячеек Союза воинствующих безбожников. В лакском Кази-Кумухе и лезгинских Ахтах стояли самые мощные в республике радио громкоговорители для антиисламской пропаганды. Только в Ахтах, где прежде было 10 квартальных мечетей и одна соборная, в начале 30-х гг. было установлено 320 радиоустановок.
После подавления хновского восстания из села было выслано свыше 100 жителей, включая целые семьи. А большую часть крупного рогатого скота у «бунтарей» Хнова конфисковали и передали ахтынскому колхозу.
Следует заметить, что именно в лакских районах впервые в Дагестане вошел в практику непосредственный снос мечетей. В 1938-1940 гг. из 14 лакских населенных пунктов Кулинского района в пяти были снесены мечети, села остались без каких-либо молитвенных помещений, пусть даже пустых или превращенных в колхозные склады, но номинальных символов былой мусульманской культуры.
Атеистическая политика широко использовала советские школы, превратив их в орудие целенаправленной борьбы с Исламом, через активное внедрение светского начального образования по районному признаку. Например, в 1929 г. в лезгинском Касумкентском районе на 134 населенных пунктов действовало 25 школ, в Лакском на 92 пункта – 26 школ, в лезгинском Ахтынском районе на 48 – 24.
Для сравнения на 110 населенных пунктов в Дахадаевском районе в местах компактного проживания даргинцев функционировало 11 школ, в аварском Кахибском районе на 46 населенных пунктов – 6 школ, в населенном аварскими народами Цумадинском районе на 128 – 11. Ислам в лезгинских и лакских районах был фактически обезглавлен, шейхи и имамы казнены и арестованы, мечети снесены или закрыты, а Кораны и исламская литература уничтожена.
Потерявшие духовные ориентиры лезгины и лакцы, все больше отрывались от национальных и религиозных традиций, пропитывались светскими идеями и образом жизни. Что же касается аварских, даргинских и кумыкских районов, то до них у советской власти просто руки дошли в меньшей степени. К моменту завершения активной борьбы с Исламом у лезгин и лакцев грянула Великая Отечественная война.
В ходе этой войны Сталин несколько ослабил давление на религию. Он даже пытался использовать ее для мобилизации населения на войну и для повышения духа солдат на фронтах. Таким образом, именно в незатронутых столь жестокими антиисламскими репрессиями селах аварского нагорья, даргинского предгорья и кумыкской плоскости, в советский период сохранились анклавы, в которых удалось законсервировать исламскую жизнь на бытовом уровне. Постепенно в подобных местах сложились неформальные центры религиозной мысли, подпольного изучения религии, заучивания Корана и передачи религиозных знаний. К моменту краха СССР именно из подобных анклавов подпольной религиозной жизни в аварских, даргинских и кумыкских районах и началось бурное возрождение Ислама.
Сегодня это исламское возрождение все больше начинает охватывать лезгинские и лакские районы. Попытки воинствующего куфра уничтожить Ислам у лезгин и лакцев полностью провалились. Народы, которые первыми приняли Ислам, заплатили большой кровью за верность религии Аллаха, сегодня возвращаются к ней все активнее.
Лакцы и лезгины в чем сходство
Ниже приведены схожие материалы:
Похожие новости по теме:
Древние тотемические и религиозные представления, связанные с образом орла, бытовали у многих народов в древности. Отголоском этих представленией является и тот факт, что в государственной символике целого ряда стран образ орла используется в качестве герба.
В разное время среди леков возвышались и доминировали какие-то отдельные племена, скажем йиги – цахурцы, лезгины, табасаранцы, и их древние историки и географы выделяли и указывали отдельно, а остальных просто называли собирательным названием леки
Неправда.В сочинении, датируемом 1404 годом, в одном ряду с аварами (предками современных аварцев) и казикумухами (современные лакцы) упоминаются леки (Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 г. Баку. 1980, с. 15). Особое упоминание лекзанского (т.е. лезгинского) языка еще в начале ХII в. арабским путешественником Абу Хамидом ал-Гарнати среди языков, распространенных в городе Дербент, является еще одним неопровержимым доказательством того, что этноним лек/лекзи/лезги первоначально распространялся исключительно на предков современных лезгин, так как уже в те давние времена даже близкие лезгинам табасаранцы упоминались отдельно!!
Вы себе что-то придумали и отстаиваете сами не знаете, что и вообразили себе виртуального противника))
Аварцам уж лучше известно, что ЛЕ происходит от слова «мужчина, человек». Точно также, как вам известно, что вы лезги-лезги, а не какой-то там кюринец))) И ещё вы скажете, что вы каспий (кас), албан, лек и всё, что можно и нельзя)) Если не быть, то нужно хоть казаться и это наверное про вас))
А земля лакцев это Лекия, как бы она там не называлась ещё.
Да, называться хоть тысячи раз можешь леком лековским, суть в другом, я пытаюсь втолковать, что все дагестанцы происходят от этнарха Лека, ты зациклился на своём леки-лезги, как на фетише каком-то.
В «Картли цховреба» упоминается, что из рода Лекоса вышел славный потомок Хозоних, который по легенде и стал основателем земли Хунз. «А Хозоних же, который был самым знатным среди потомков Лекана, подошел и обосновался в ущелье горном, построил город и назвал именем своим Хозанихети.»
Главное предок общий и в каждом языке сохранился этот этноним ЛЕК. Запомни это без ссылок.
То, что в лезгинском языке много совпадений с хуррито-урартскими лексемами это закономерно, как и закономерно связь с остальными нахско-дагсетанскими народами, ведь хуррито-урарты это первая волна переселения на Кавказ, где испокон веков жило автохонное население эпохи кроманьонского периода.
Но утверждать никто ничего не может, потому что история народов ещё не открыта нам до конца и этот путь дагестанские народы должны проходить вместе, а не тянуть на себя общее одеяло))
Лакцы потомки курдских племен Ирана известны как Лаки. К курдским племенам причисляют народности Загроса, близкие им антропологически (переднеазиатский тип) и культурно (кочевой образ жизни), в частности племена луров – кальхори (делятся на две части: мансури и шахбази), фейли и Лаки (на языке лаки говорит также курдское племя бейранванд), говорящие на ю.з. иранских диалектах лурского языка (к этому же языку относятся диалекты луров и бахтиаров).
Лаки — иранский язык, иногда рассматривается как диалект курдского языка, относится к северо-западным иранским языкам ]. Носители рассматривают себя не как курдов, а как отдельный народ — лаки.
Лаки в настоящее говорится в районы к югу от Хамадана и в том числе городов Nahawand, Tuisirkân, Нурабад, Илам, GeLan и Pahla (Пеле), а также сельской местности, в районах Horru, Selasela, Silâkhur и северных Alishtar на западе Ирана. Есть также крупный колонии Лаки распространился из Хорасана в Средиземном море. Карманы ораторов Лаки находятся в Азербайджане, Alburz горы, прикаспийские области, анклаве Khurasani (на юг до Бирдженд), горная страна между Кум и Кашан и области между Адияман и Джейхан реки в далекой западной Курдистана в Анатолии. Есть также много курдских племен имени Lak, которые сейчас говорят на других диалектов курдского (или других языков в целом) и находятся из Адана в центральной Анатолии в Турции, в Daghistân в Русской Кавказе, а с Ahar в пригороде Тегерана в Иране. Синтаксиса и лексики Лаки были глубоко изменены Лури, сам ответвление Новый персидский, Юго-Запад язык Iranic. Основные грамматические и глагол систем Лаки являются, как и во всех других диалектов курдского, четко Северо-Запада Iranic. Эти отношения еще более утверждается в остатках Лаки из курдских грамматических отличительной чертой, эргативной конструкции. Язык Лаки поэтому принципиально отличается от Лури, и грех iilar на курдском языке.
Так что лакцы(лаки) иранские пришельцы,возможно,смешавшиеся с дагестанскими племенами гумиками (предками нынешних лакцев).Гумики/казикумуки присвоили себе название курдского племени Лаки и ничего общего к лезгинам(лекам) не имеют.
Лакцы и лезгины в чем сходство
Рамазан, Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года: «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова, — лезгинская (кюринская) группа дагестанских народов, к котором относятся лезги (лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова)[26].»
М. М. Ихилов в частности писал:
Рамазан, Грузины и армяне леками в первую очередь называли лезгин. Для народностей Северо-Западного Дагестана они употребляют этнонимы «дидо», «анди», «дурдзуки»(), Еавари «авары» и др. Характерно и то, что лезгиноязычные народности испокон веков известны под именем лезгин, в то время как другие народы Дагестана в разные времена выявляли себя под различными названиями. Аварцы раньше были известны под названием андийцы, дидойцы.
У греческих и римских историков и географов Геродота,Страбона, Плиния, Птолемея и др. предки народностей лезгинской группы были известны под именем племен гели и леги. Под этими этнонимами, а также: леки, лесги, лакзы, лязги, легзи, они были известны средневековым армянским, грузинским, азербайджанским и персидским авторам. В арабских источниках IX-X вв. имеются сведения о «царстве лакзов», расположенном на территории Южного Дагестана. Гораздо больше данных о народностях лезгинской группы содержится в кавказоведческих хрониках. К ним относятся «Дербент-Намэ», отрывки из «Ахты-намэ», «Тарихи-Дагестан», «Картли-Цховребе», «Гюлистан- Ирам» А.Бакиханова, «Асари-Дагестан» Г.Алкадари.
Средневековый автор «Армянской географии» упоминает леков в числе 26 народов, населяющих Кавказскую Албанию1. О них мы находим сведения и в «Истории Армении»2.
Вслед за леками-лезгинами в средневековых хрониках появляются упоминания о табасаранцах, цахурах, рутулах, агулах.
У грузин во всех источниках наряду с леками указываются дидойцы, хунзахи, дзурзуки (вайнахи).
Очерки истории Грузии III в. до н. э. — ЭПОХА МОГУЩЕСТВА КАРТЛИЙСКОГО ЦАРСТВА» :
«Пользуясь, возможно, более поздней номенклатурой, «Картлис цховреба» при повествовании о древнейших событиях в качестве северных соседей грузин называет леков (лезгины), дурдзуков (вайнахи), дидойцев (один из нынешних аварских), а несколько позже также и двалов () и т. д. Это были племена, говорившие на языках бацбийско-кистинской (дурдзуки, двалы) или дагестанской (леки, дидойцы) группы кавказских языков. Границу между этими двумя группами племен «Картлис цховреба» проводит по реке Тереку. Восточнее, вплоть до самого Каспийского моря, жили «леки», а к западу — «кавкасиани» («кавказцы»), среди которых в качестве наиболее выдающихся «Картлис цховреба» называет дурдзуков (КЦ, с. 5—6, 11). Племена бацбийско-кистинской группы занимали центральную часть Главного Кавказского хребта. Западнее от них уже тогда, несомненно, жили племена абхазо-адыгейской группы. О (КЦ, с. 45).»
Во всех грузинских источниках мы можем увидеть такие названия как Дидоэти(Дидойцы,аварцы),Хонзахети (Хунзахцы.аварцы), Дзурдзукети (вайнахи,чеченцы), Лекети (Лезгины,леки).
Лезгины тоже граничат с Грузией,особенно лезгины Азерстана. А те времена даже гораздо больше.
Было установлено, что современная география расселения аварцев (Джаро-Белоканы, Салатавия) и историческая территориально не совпадают.
Лакцы и лезгины в чем сходство
Вы кому задаете этот вопрос? Получается, что куда-то в пустоту.
Вы кому задаете этот вопрос? Получается, что куда-то в пустоту.
Слово лагь в аварском и лакском могло получить значение раб в исламское время, имея ввиду значение раб божий, но видимо значение немного поменялось.
По табасарански раб это «бич». Вероятно у авар и лакцов тоже такое слово было, просто заменилось на то, что сейчас. По значению типа каждый человек раб бога. Хотя насчет авар не уверен, но по лакцам уверен.
Как тут заметили, лакцы самые кавкасионы в дагестане. Первое население дагестана это j1 и одни из первых скифо групп в даге. Самые древние j1 найдены только у аварцев, у других они тоже могут быть сохранены, просто аварцев проверено очень много. J1 это самое древнее население кавказа, возможно за исключением g в некоторых районах. Потом гелы и леги загнали их в горы, и остальные скифы, в том числе тавроскифы. Тавроскифы загнали самих легов и гелов в горы, и те начали ассимилироваться с местным населением от рода j1. Это основа ориентировочно на 0 год н.э. Позже тавасапары заселили территорию до ирана и армении.
Позже начинаются новые персидские, к слову тавроскифы и остальные скифы вероятно участвовали в скифо-перской войне, возможно она была затяжная, с элементами холодной войны.
Ну в смысле история есть, но она не такая красивая, как у лезгин. Армянские источники самым активным племенем в албании показывают таваспар, леги, и тем более гелы, почти не участвовали в походах.
Против армян не помогали воевать кайтаги точно, но армянам не удалось захватить кавказ, только часть. Когда армяне захватили ниже себя территории, то начинаются римские походы. Там армяне с албанами воевали против римлян. И в это же время армянские источники указывают, что таваспары заселили и закавказье.
А после персидского завоевания, часть албанцев, не таваспар, а именно гаргарецев двинулось на карабах. Вот к этим гаргарейцам могут быть близки кюринцы. Так как все жители севернее куры полезли в горы или ассимилировались с персами.
Далее арабская экспансия, государство Лакз, Табасаран княжество и кадийство. И вот в это время конечное. После него кюринцы не спускаются к куре уже никогда. Если верить в древнее происхождение этого этнонима. То есть получается, по языковому сходству, это таваспарское племя. Причем очень близкое основным таваспарам.
В средние века кюринцы и ахтынцы жили в лакзе. Государством правили, также как в табасаранском майсумстве арабы. В юждаге только табасаранскому кадийству удалось выгнать арабов.
И вот на основе лакза, который в разное время был придатком арабского халифата и персидских империй, происходит объединение лакского и таваспарского, на основе него получаются разные диалекты. На основе них укрупняются общины, и самой крупной была кюринская. Из-за равнинных территорий на юге они быстро размножались. А табасараны не пускали к ним никого с дербентского прохода, старались по крайней мере.
Далее тюрки атаковывают кавказ, начинается не только военная, но и культурная экспансия. В ходе которой к 18 веку часть равнинных кюринцев не только асимилировалась в тюрках и персах, но и усвоили их название. Тюрки звали горцев, бандитов и разбойник и всех «нечистых» лезгинами.
Происхождение основного значения «разбойники» связано с лакцами и аварцами. Из-за сложных условий именно они занимались разбоем и грабежом. Грузины в 18 веке несколько раз пытались с этим покончить и атаковали «столицу» лезгин Гумик. Но получилось это только у русских. Которые после добровольного присоединения табасарана начали ослаблять позиции Сурхай-хана. В конце концов они договорились, и внук сурхай-хана стал править кюринцам в васальном русским ханстве. Ханство было чисто фиктивным, русские ждали только кончины Сурхай-хана, после чего Юнус-бек кюринский сам передал власть русским через письмо, далее правили марионетки очень недолго.
И в это время начинается граматизация. Равнинные кюринцы называют себя лезги, ахтынцев переселяют на равнину для асимиляции. И всем им так сильно толкуют что они лезгины.
То есть грубо говоря, ареал расселения современных лезгин это Азербайджан и самый южный сгусток Дагестана. И 99 процентов всей инфы по лезгинам не относится к современным.
Слово лагь в аварском и лакском могло получить значение раб в исламское время, имея ввиду значение раб божий, но видимо значение немного поменялось.
По табасарански раб это «бич». Вероятно у авар и лакцов тоже такое слово было, просто заменилось на то, что сейчас. По значению типа каждый человек раб бога. Хотя насчет авар не уверен, но по лакцам уверен.
Как тут заметили, лакцы самые кавкасионы в дагестане. Первое население дагестана это j1 и одни из первых скифо групп в даге. Самые древние j1 найдены только у аварцев, у других они тоже могут быть сохранены, просто аварцев проверено очень много. J1 это самое древнее население кавказа, возможно за исключением g в некоторых районах. Потом гелы и леги загнали их в горы, и остальные скифы, в том числе тавроскифы. Тавроскифы загнали самих легов и гелов в горы, и те начали ассимилироваться с местным населением от рода j1. Это основа ориентировочно на 0 год н.э. Позже тавасапары заселили территорию до ирана и армении.
Позже начинаются новые персидские, к слову тавроскифы и остальные скифы вероятно участвовали в скифо-перской войне, возможно она была затяжная, с элементами холодной войны.
Еще несколько вопросов.
Лакцы и лезгины в чем сходство
Через сотню-другую лет в нашей стране будет проживать меньше народов, чем сейчас. Все знают, что вымерли многие североамериканские племена, остались лишь воспоминания о легендарных «половцах и печенегах», но немногие задумываются, что то же самое ждет и многие другие народы, которые мы сейчас не считаем ни редкими, ни вымирающими.
Почему нации исчезают с лица земли в современном мире, ведь рабство и уничтожение покоренных народов остались в прошлом.
Главные факторы риска — низкая рождаемость, высокая смертность, а также миграция и ассимиляция. Все это можно сказать о белорусах, украинцах, немцах, евреях, грузинах и коми, проживающих в России.
Численность представителей этих народов с 1989 по 2010 год сократилась с 7,4 до 3,4 млн. человек, больше, чем в два раза!
Низкая рождаемость и высокая смертность ставят под угрозу существование в России таких народов, как удмурты, чуваши, мордва, марийцы и молдаване. Их общая численность с 1989 по 2010 год снизилась почти на с 4,4 до 3,4 млн. человек, на 21,5%.
Еще семь народов убывают не такими высокими темпами. Это адыгейцы, башкиры, кабардинцы, русские, татары, азербайджанцы, казахи. С 1989 по 2010 г. представителей этих народов стало меньше на 8,4 млн. чел. Цифра огромная, а скорость сокращения всего-то около 0,5% в год.
Но есть, как говорится, и хорошие новости. Рождаемость выше смертности среди осетин, бурят, балкарцев, армян, чеченцев, калмыков, ингушей, корейцев и якутов. За 1989–2010 годы в России их стало больше на 1,8 млн. чел., или на 25,7%.
Быстрее растут такие народы, как тувинцы, табасараны, цыгане, аварцы, карачаевцы, лакцы, ногайцы, турки, лезгины, даргинцы и кумыки. За это же время их общая численность выросла на 1,5 млн. человек, или на 66,5%.
А самый высокий рост в России показали таджики, узбеки и киргизы благодаря иммиграции. Их стало больше на 387 тыс. чел., почти в 3 раза. В 2000-х рост составлял больше 10% в год. Не уверен, что и сейчас процесс идет такими же бодрыми темпами.
Но это все данные или прошлых переписей населения, или рассчитанные на их основе. Кто растет, а кто убывает и с какой скоростью сейчас, посмотрим после очередной переписи населения, которая пройдет уже в этом году.
Кумыков в Дагестане 431 тысяч. Это тюркоязычный народ кыпчакско-половецкой группы. Наиболее близки к кумыкскому карачаево-балкарский, крымскотатарский и караимский языки.
Лезгины: их 385 тысяч, язык нахско-дагестанской группы.
В российском дореволюционном кавказоведении исследователи к «лезгинам» часто, ошибочно относили все горские народы Дагестана.
Стоит отметить также наличие более мелких этносов о которых вы даже не слышали : Агулы, Рутульцы, Дидойцы (цезы).
однажды на севере
эту историю рассказал мне мой дедушка. однажды на севере в какой-то деревне жил лакец. он нигде не работал, ничем не занимался. и там, в местной школе нужен был учитель английского языка. и этот лакец услышал эту весть сходу пошел устраиваться на место учителя. село было такое отдаленное, что даже взрослые там не знали английского языка и сам лакец тоже. и так он в течении нескольких лет учил детей лакскому языку =DDDDD потом должна была приехать городская комиссия, чтобы проверить знания англ. языка, лакец заранее признался во всем и с тех пор о нем никто не слышал
P.S Лакцы являются одним из коренных народов Дагестана и исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана
Все мы разные
Как вы знаете, в Дагестане очень много наций, и как представитель одной из них я хотел бы рассказать немного о плюсах и минусах каждой нации. Я прочел недавно на эту тему статью и думаю, что вам будет интересно)
ДАРГИНЦЫ. Д: любят деньги. Н: очень любят деньги. Р: любят деньги, поэтому готовы работать или воровать их круглые сутки. Очень работящие (вороватые). Но из-за того, что так любят деньги, готовы «мать чужую продать». Так же известен «Танец пьяного даргинца». Т.е. у выпившего даргинца вырастают амбиции, и он готов наброситься на аварца.
«Даргинец вытаскивает из моря золотую рыбку. Она на него внимательно смотрит. Спрашивает:
— Даргинец?
— Да.
— Лучше зажарь.»
КУМЫКИ. Д: красивые. Н: любят показуху. Р: очень красивые девушки. Я начал верить в теорию наций после того, как несколько девушек подряд в 95-м, которые мне понравились настолько, что я с ними познакомился, оказались кумычками. Хотя большинство в нашем городе даргинцы, лезгинов хватает, лакцы и аварцы тоже присутствуют. Мужчины лучше всех танцуют лезгинку (профессиональных танцоров не считаю). Но очень много понтов. При мне ещё в 90-м один кумык последние деньги пытался отдать, чтобы случайному знакомому пыль в глаза пустить. Даргинец так бы никогда не поступил. Любят золото не потому что оно дорогое, а потому что блестит. У них мужики достаточно часто носят золотые перстни. При этом дома может быть шаром покати.
«Едут два кумыка в иномарке, на улице стоит жара неимоверная, а они едут с закрытыми окнами, в пиджаках и при галстуках. Один другому и говорит:
— Эй, Мага. Давай окно откроем!
— Hэт! Пусть все думают, что у нас кондиционер.»
ЛЕЗГИНЫ. Д: умные. Н: трусливые. Р: считается самой интеллектуальной нацией Дагестана. Большинство дагестанских ученых еще во времена СССР были лезгинами. Причем реальных ученых, которые сразу учились в России, там же и оставались в науке. Но безрассудной смелостью во всех стычках не отличались. Мне рассказывал один взрослый бандит, что Сулейман Керимов (лезгин из списка «Форбс») был бухгалтером у крутых аварцев в Москве, которые и награбили первоначальный капитал, а когда тех грохнули на какой-то разборке, он сумел заморочить голову их родственникам, а потом уже на эти деньги организовал свой бизнес. Но ведёт он его сейчас очень грамотно.
«Заходит лезгин в библиотеку:
— Дайте мне книгу про храброго лезгина.
— Фантастика на втором этаже.»
Я не буду перечислять более маленькие нации, но, поверьте, у них тоже есть свои плюсы и минусы.
Если вы обратите внимание, то недостатки являются как бы продолжением достоинств. Если бы аварцы много думали, то не были такими сильными (неудержимыми в драке и спорте) и т.д.
При этом речь идет про всю нацию целиком. Но когда сталкиваешься с конкретными людьми, то понимаешь, что недостатки всей нации не всегда воплощаются в каждом её представителе (к сожалению, и достоинств тоже на всех не хватает).
Спасибо за внимание) Если будет интересно, возможно напишу про достоинства и недостатки других наций)