Лакцы и шумеры что общего
Лакцы и шумеры что общего
Анатолий Алексеевич, здравствуйте!
В начале сентября здесь прошла новость о результатах могильника из Болшево
«Получены ДНК-данные из средневекового славянского могильника Болшево-1 близ Москвы. В 11-12 веках там была усадьба древнерусского дружинника, располагался волок между Яузой и Клязьмой. Ископаемая ДНК была выделена из останков, обнаруженных в ходе раскопок Ю.Г. Гендуне начала 20 века. Захороненный принадлежал к племени кривичей и имел гаплогруппу E-V13»
Расскажите, пожалуйста, в рамках какого исследования проводился анализ и где можно узнать подробнее о нем? Как интерпретировать такие неожиданные результаты тестирования, если исходить из того, что по данным из современных популяций, такая гаплогруппа распространена далеко от России? Как она здесь оказалась?
Да, мне известна эта работа, и я знаю ее авторов. Она еще не опубликована. На мой взгляд, и насколько мне известно, эта работа относится скорее к отработке методологии анализа древних ДНК, чем к историческим исследованиям, хотя при соответствующей постановке вопроса можно затронуть и последнее. Но здесь есть несколько общенаучных «моментов». Во-первых, на единичных образцах исторические исследования не проводятся, если только это не вписывается в ожидаемые результаты, или не закрывает пробел в знаниях. Например, если было уже известно, что кривичи имели гаплогруппу E1b-V13, и этот образец подтверждает статистику. Но этого пока нет. Мы даже не можем сказать, что, как Вы пишете «захороненный принадлежал к племени кривичей», это явная натяжка. А что, если это был греческий монах (в Греции есть много гаплогруппы E1b), который прибыл паломником в племя, чтобы нести свет христианства? Или проезжий купец? Или пленник, раб, или кто угодно? Вот если бы провели анализ ДНК нескольких человек из разных захоронений, и археологи провели детальную аттестацию, например, по другим материальным признакам, что в каждом захоронении именно кривичи, и в каждом оказались E1b, это было другое дело. Но это как-то плохо вяжется с нашими знаниями, и потому маловероятно. Это не исключено, мы много не знаем, но маловероятно.
Вот так и надо интерпретировать «неожиданные результаты тестирования», а именно, не по одной точке, и увязывать с нашим уровнем знаний по данному предмету. Тем более если результаты неожиданные.
«Так что удивление вопрошавшего смотрится явно наигранным»
Игорь Львович, конечно нет никакой наигранности. Я видел образцы, о которых Вы говорите, как и те современные «северные», которые представлены на yfull, но это первый так далеко на востоке в этот период, к тому же среди кривичей. Поэтому и возник вопрос. Спасибо!
Уважаемый Ильяс, носителей гаплогруппы J2a в Азербайджане по разным данным от 18% (данные FTDNA) до 30.5% (данные Eupedia). Как видите, даже на этом простейшем уровне данные значительно расходятся. Чтобы разрешить «вечный спор», о котором Вы пишете, нужны данные ДНК по тюркам-огузам, иранским племенам восточного Кавказа и Кавказскими Албанам. А также провести анализ ДНК по племенам. Кто, как Вы думаете, будет этим заниматься? Ясно, что азербайджанец. Но пока таких не было, во всяком случае, мне об этом неизвестно. Среди многих сотен гаплотипов-субкладов, которые прошли тестирование в Академии ДНК-генеалогии, есть всего три человека из Азербайджана, из них двое русских и один лезгин. Как Вы думаете, далеко мы уедем с такой активностью азербайджанцев в отношении тестирования своих ДНК? А без этого никаких достоверных ответов на вопросы, которые Вы задаете, быть не может. А также без того, чтобы правительство Азербайджана проявило интерес к этой тематике. Такое ощущение, что они свою историю знать не хотят.
Далее, ответ на Ваши вопросы может оказаться таким, что гаплогруппа J2 продвинулась на Кавказ еще 7 тысяч лет назад, с так называемыми урукскими миграциями, из Месопотамии и Ближнего Востока. Тогда то, что Вы перечисляете, может быть уже вторичным, а именно те, на кого разошлись те мигранты с юга. А может оказаться, что гаплогруппа J2 на Кавказе коренная, местная, автохтонная, и с Кавказа ее носители ушли в на юг, в Закавказье. Ответов на эти вопросы пока нет. Надо, повторяю, чтобы кто-то из азербайджанцев взялся за это исследование. Без такого исследования никто надежных ответов не даст.
Уважаемый Harout, Вы уверены, что в Гёбекли-Тепе найдены человеческие останки? Если нет, то Ваш вопрос теряет смысл. Мне такое неизвестно.
>многие русские понимают так, что только они являются потомками ариев.
Я не знаю, откуда Вы это взяли, особенно в отношении «только они». Если кто-то так считает, из русских или из кого угодно, то это просто признак неинформированности, дилетантства, или манипулирования, сознательного или нет. Вы совершенно правильно написали, что носителей гаплогруппы R1a множество в самых разных современных народах.
Теперь по Вашим вопросам:
1. Нет, перечислить нельзя, потому что Вы упомянули здесь термин «народы». ВСЕ народы являются составными по происхождению. Поэтому надо говорить не о народах, а о доле гаплогруппы R1a-Z645 в этих народах. У одних она составляет 55%, у других 40%, у третьих 10%, у четвертых 2% или меньше. Вот это и есть доля прямых потомков древних ариев.
Но должен сказать, что быть потомком гаплогруппы R1a-Z645 ничуть не более значимо, чем гаплогруппы I2a-Y3120, N1a1-L550, R1b-Z2103 Или любой другой гаплогруппы или субклада. Как я не раз говорил, в том числе и в этом ресурсе, у каждой гаплогруппы должен быть свой певец, потому что история любой гаплогруппы не менее славная и героическая, чем других гаплогрупп.
Повторяю, что никакого превосходства у ариев нет, просто они «раскручены» более, чем многие другие. Отчасти потому Гитлер провозгласил прямое отношение к нему немцев того времени. Но ариев активно исследовали задолго до Гитлера, у меня в домашней библиотеке есть книга «Лекции по ариям» британского генерала Альберта Пайка, которые он читал в последней четверти 19-го века. Это – толстый том. И понятие «арийская раса» тоже ввел не Гитлер или какой другой нацист, это (неверное) понятие широко использовалось в Европе еще в 19-м веке. На самом деле никакой «арийской расы» не было, это были европеоиды, как большинство наших читателей.
>Все понимают так, что чуть ли не индусы произошли от славян.
Нет, не значит. Татары гаплогруппы R1a – это R1a-Z645-Z93, но только отчасти, у них много также относительно недавних Z280 и M458, которые в основном славянские. А вот у русских субклада Z93 почти нет, на уровне одного процента.
3. Если славяне появились на «русской» равнине 4000 лет назад, то какой коренной народ они начали вытеснять?
Непохоже, чтобы на Русской равнине в те времена были «коренные народы». Таких пока мы не знаем. Были носители гаплогруппы R1b, в частности, носители ямной культуры (5300-4600 лет назад) и более ранней хвалынской культуры, в Приволжских степях, их, видимо, вытеснили, или сами ушли на юг, через Кавказ в Месопотамию, но их не назвать «коренным народом», они сами прибыли с востока, из Сибири. На Балтике были I2a, R1b, R1a, но они тоже прибыли с разных сторон, и чтобы назвать их «коренными народами» нужно дать соответствующие определения.
МОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АККАДСКОГО ЯЗЫКА. Исследование аккадского языка. Резюме леки осколок шумера в высокогорьях кавказа
МОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АККАДСКОГО ЯЗЫКА. РЕЗЮМЕ:
1. Аккадский язык не является семитским языком в том понимании, котором принято рассматривать термин «семитский» у лингвистов, то есть родственным арабскому или другим ближневосточным языкам.
2.Шумерский язык и аккадский язык не являются разными языками: это один единый язык, максимум – диалекты единого языка двух географических частей Шумеро-Аккадского царства, северной части – Аккада, и юга- Шумера.
4.Версии лингвистов и историков об образовании языков этносов Дагестана вследствие распада единого праязыка примерно 3500 лет назад являются заблуждением. В обозримой ретроспективе это были самостоятельные этносы со своими собственными языками, которые входили в империю Месопотамии либо граничили с ней. Правильная расшифровка клинописных текстов Месопотамии прольет свет на идентификацию этих этносов, их связь с многочисленными племенами и народами Леванта и его империй.
Перехожу к защите тезиса 1.
Некие семиты – аккадцы а) должны быть могущественны, завоевать и подчинить Шумер; б) должны иметь гораздо более высокий уровень знаний и технологий, чтобы подчиненный ими в войне либо культурной экспансией народ отказался от своего в пользу их языка. Или шумеры завоевывают, либо мирно воссоединяются с семитским аккадским народом и перенимают их язык, как например, ассирийцы переняли, будучи завоевателями, арамейский язык. Но тогда необходимо допустить, что шумеры столкнулись с народом настолько прогрессивней их, выше по развитию, что перешли на язык этого народа, а такими фактами наука не располагает, и говорит как раз о противоположном явлении, то есть о культурной экспансии Шумера на весь регион и далее на весь мир.
A 2, 94, amurru, «…ana a-mur-ri-en sa GN… habbulaku…» Лак. вана амуриен сса ГН… кьабулаку— вот аморейское ГН (географическое название)…кабулаку. То есть в цитируемом тексте ссылка на географическое название, и частью его, продолжением идет слово habbulaku.
Слова, означающие отца, родителя во многих языках- ata, abu, арабские отчества ibn, bint восходят к шумеро – аккадскому banu (B, 83, banu A) и к его производным. Лакские babba (,баба) – мама, amu (аму) – бабушка, имена женские Amu, Ata, Baniatu, Bani, Ummu, Ammu (Аму, Ат1а, Баният, Бани, Умму, Амму) имеют происхождение от этого же слова.
Весьма интересна «архитектура» слов saharru, kurku, kissuratu.
Слово saharru из Чикаго – ассирийского словаря и слово лакского языка sahar (чагъар) – письмо, послание; бумага.
(S shin 1, 80) «…gi.sa.har = sa-har-ru…gi.sa.har.du…»- Ки.са.хар.ду = чахарру, то есть высказанные, отраженные на глине строки слов. Эти письма везли сопровождающие торговый или иной груз, списки товара для предъявления получателю груза. В дальнейшем слово стало обозначать как письмо, послание, так и бумагу для письма и вообще бумагу, и в таком смысле продолжает жить в языке.
Слово из Чикаго – ассирийского словаря kurku и слово из лакского языка kurk, kuruk (кьуркь, кьурукь) – журавль.
K, 561, kurku «…hu.ru.ug = hu—ru—gu = kur—ku—u…».Hu.ru.ug (хъуру-ук) –птица, издающая звук «хъур», далее превратилось в «кьур-ук» и затем в «кьурукь». Слово переведено как «гусь», но для обозначения гуся в Чикаго – ассирийском словаре тоже есть слово, оставшееся не истолкованным: H, 166, hazu (hasu) – «сущ.; (птица)». Лак. hazu, hazi (къаз, къази) – гусь.
M1, 166, malkatu B (malikatu) –«сущ.; (титул Иштар)…Innin galga sud …= ma—li—qa—tu…».Лак. слово сохранилось в виде женского имени Malikatu (Маликат) и мужского имени Malik (Малик), также про искусного в речи человека говорится, что говорит он, как malaik (малаик). Шумерское слово из пояснения galga (гъалгъа) означает речь.
M1, 166, malku A (maliku) – «сущ.; король, (иностранный) правитель…urmah =ma—al—ku…ma—al—ku, ma—li—ku, lu-li-mu, pa-rak-ku, e-tel-lum = sar—ru Malku… ma—li—ku = sar—ru…». Слово urmah (урмакъ) существует в лакском языке, и видимо, оно означает меткое, острое слово (в лакском языке много слов, ограниченно применяемых в речи, конкретного значения и происхождения которых никто не знает, этимология потеряна). Остальные слова все также имеют отношение к характеристике речи, sarru (чарру) – речь; говорим, изрекаем.
Следующее слово- puhru, также широко известное ассириологам, как «ассамблея», «совет».
The Assyrian dictionary, volume 1 A, part 1, Chicago, Illinois, 1964
The Assyrian dictionary, volume 1 A, part 2, Chicago, Illinois, 1968
The Assyrian dictionary, volume 2 B, Chicago, Illinois, 1965
The Assyrian dictionary, volume 3 D, Chicago 37, Illinois, 1959
The Assyrian dictionary, volume 4 E, Chicago, Illinois, 1958
The Assyrian dictionary, volume 5 G, Chicago, Illinois, 1956
The Assyrian dictionary, volume 6 H, Chicago 37, Illinois, 1956
The Assyrian dictionary, volume 7 I and J, Chicago, Illinois, 1960
The Assyrian dictionary, volume 8 K, Chicago, Illinois, 1971
The Assyrian dictionary, volume 9 L, Chicago, Illinois, 1973
The Assyrian dictionary, volume 10 M, part 1, Chicago, Illinois, 1977
The Assyrian dictionary, volume 10 M, part 2, Chicago, Illinois, 1977
The Assyrian dictionary, volume 11 N, part 1, Chicago, Illinois, 1980
The Assyrian dictionary, volume 11 N, part 2, Chicago, Illinois, 1980
The Assyrian dictionary, volume 12 P, Chicago, Illinois, 2005
The Assyrian dictionary, volume 13 Q, Chicago, Illinois, 1982
The Assyrian dictionary, volume 14 R, Chicago, Illinois, 1999
The Assyrian dictionary, volume 15 S, Chicago, Illinois, 1984
The Assyrian dictionary, volume 16 S tsade, Chicago, Illinois, 1962
The Assyrian dictionary, volume 17 S shin, part 1, Chicago, Illinois, 1989
The Assyrian dictionary, volume 17 S shin, part 2, Chicago, Illinois, 1992
The Assyrian dictionary, volume 17 S shin, part 3, Chicago, Illinois, 1992
The Assyrian dictionary, volume 18 T, Chicago, Illinois, 2006
The Assyrian dictionary, volume 19 T, Chicago, Illinois, 2006
The Assyrian dictionary, volume 20 U and W, Chicago, Illinois, 2010
The Assyrian dictionary, volume 21 Z, Chicago, Illinois, 1961
Генеалогическая история Дагестана-3
Э.Дейнекин. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА.
Раздел 3 (согласно набора иллюстраций)
АЛБАНЦЫ ДАГЕСТАНА
Российские историки, включая и дагестанских академиков, написанную выше древнейшую эпоху скрывают за терминами «не известно», «возможно», «не доказано»,…
Более-менее дружно классики ведут историю Дагестана от Куро-Аракской археологической культуры и последующей за ней Кавказской Албании.
Карта 8-Д. КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ http://sergeytsvetkov.livejournal.com/275399.html
ЛАКЦЫ – древнейшее самоназвание самого «горного» из этносов Дагестана. [8]. Лакское «лак» по своему значению не имеет отношения к таким наименованиям на других языках как «лагъ», «лыг», «л;г» или «лек». Мифических «легов» относят более к «лезгинам». По главному городу-крепости Кумух лакцев именут «казикумуки».
Страбон.География. Перевод Ф. Г, МИЩЕНКО
Книга XI, гл. 5-я.
6. Наивысшая часть подлинного Кавказа — южная, об¬ращенная к Албании, Иберии, к колхам и гениохам. Часть эта заселена народом, который, как я сказал, сходится к Диоскуриаде; а сходится сюда главным образом для покуп¬ки соли. Одни из них занимают вершины гор, другие обита¬ют в ущельях, питаясь преимущественно мясом диких зве¬рей, дикими плодами и молоком. Зимою горные вершины недоступны, а летом люди взбираются на них, прикрепивши к ногам подошвы из бычачый кожи, обитые гвоздями, подошвы эти широки, как литавры, а подвязывают их ради снега и льда. Спускаются с горы лежа на звериной шкуре вместе с кладью и скользя по льду, что встречается также в Атропатской Мидии и на горе Масии в Армении; там к подошвам прикрепляются еще деревянные, обитые гвоздями колесца. Таковы вершины Кавказа. Спускаясь к подошвам гор, мы вступаем в область более северную, но и более теплую, потому что местности эти соединяются уже с равнинами сираков. Здесь есть и часть троглодитов, живущая по причине холода в пещерах; у них хлеб в изо¬билии. За троглодитами следуют так называемые хамай-койты и полифаги, деревни ейсадиков, которые могут об¬рабатывать свою землю, так как живут не совсем на се¬вере.
2
Рис.2-Д. Тотем «волк» на флагах народов Дагестана.
СКИФСКОЕ ЦАРСТВО НА КАВКАЗЕ
Классика, описывающая те же самые события, опирается на сведения греческих историков, которые почему- то напрочь не видели роль уральского Иделя в судьбе скифов-завоевателей. [W]: «Ассирийские хроники называют Партатуа «царём» и впервые упоминают Скифское царство в Передней Азии – Ашкуз. Центр Скифского царства находился в Восточном Закавказье – на территории современного Азербайджана. О характере скифского царства того времени можно только догадываться, потому что у скифов не было собственной письменности, а другие хроники писали о них мало. Однако утверждение скифов на новой территории очевидно сопровождалось так же как и в Северном Причерноморье подчинением местного населения и кочевого и земледельческого. Это подчинение было достаточно прочным, так как Скифскому царству удалось просуществовать около 80 лет, примерно до 90-х гг. 6 в. До н. э.
После Партатуа царем скифов был его сын Мадий. В его время скифы продолжали оставаться союзниками Ассирии. Но в тоже время Ассирия начинает клониться к упадку и постепенно теряет свою гегемонию в Азии. А новый скифский царь Мадий является внуком ассирийского царя Ассархадона и претендует на своё господство в Азии. Неслучайно именно при нём Скифское царство было в зените своего могущества. Как повествуют Геродот и Диодор Сицилийский он разгромил мидийского царя Киаксара, когда тот осаждал Ниневию, и установил скифскую гегемонию в Азии.»
Владычество скифов не могло быть продолжительным, потому что они не заботились об укреплении своей власти. Обложив побежденных данью, скифы не создавали собственного аппарата управления, а сохраняли существовавшие до них государства. Скифское царство было прежде всего закавказской базой для набегов. Семья, дом, родина ждали скифского воина в северных степях. А Передняя Азия оставалась для него целью дальних походов, достойным военным поприщем, неисчерпаемым источником добычи и приключений.
Военные маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям. Вторжение конных отрядов кочевников в Переднюю Азию происходило по кавказскому побережью Черного моря и через перевалы Большого Кавказа. Пользуясь перевальными дорогами, скифы очень скоро освоили обе стороны Кавказского хребта. По данным археологии, зона постоянного скифского присутствия сложилась к северу от реки Куры и к западу от Арагвы. Важно заметить, что именно этот участок Главного Кавказского хребта никогда не служил границей между народами и культурами. По обеим его сторонам в раннем бронзовом веке жили племена куро-аракской культуры, а в эпоху поздней бронзы — кобанцы(Кобанская архео-культура). Внутренним был этот хребет для территории средневековой Алании и Осетии нового времени. Легкость освоения скифами кобанской территории и тот факт, что именно этот район стал очагом непрерывной (от скифов до современных осетин) иранской этнокультурной традиции, некоторые ученые считают доказательством индоиранского происхождения кобанцев.»
В любом изложении видно, что Дагестан не входил в «царство скифов», но близкое соседство горских народов Восточного Кавказа не могло отобразиться в их жизни. Скифы – это саки, но саками были пришедшие в Дагестан даги=дахи, касбы=кушане, хотя первые были «западники Турана», а вторые – «восточники Турана». Во всяком случае неизвестно, чтобы мощное наступление сармато-скифов на Англы-Самар плохо отразились на жизни горских народов Дагестана.
Карта 9-Д. САВРОМАТЫ В СЕВЕРНОМ ДАГЕСТАНЕ.
САРМАТСКИЕ СОЮЗЫ
СТРАБОН: 8. Далее живущие народы между Меотидою и Каспией — кочевники, каковы набианы, панксаны, а также племена сираков и аорсов. Аорсы и сираки, как кажется, беглецы из среды народов, обитающих выше. они севернее аорсов. Абеак, царь сираков, выставил 20000 всадников, когда Фарнака овладел Боспором; Спадииа, царь аорсов, выставил 200000, верхние аорсы еще больше. Они занимали большую страну, владели почти всем самым длинным Каспийским берегом, так что вели караванную торговлю и вавилонскими товарами, получая их от армян и мидян; они носили золотые украшения, потому что были богаты. Аорсы жили вдоль Танаида. Сираки — вдоль Ахардея, который вытекает из Кавказских гор и впадает в Меотиду).
Аорсы и сираки. Восточные сарматские союзы аорсов и сираков населяли пространства между Азовским и Каспийским морями, на юге их земли простирались до Кавказских гор. Сираки занимали приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани. Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии. Название аорсов в переводе означает «белые». Судя по сообщениям древних авторов, аорсы были самым сильным и многочисленным объединением сарматских племен. В одной из войн I в. до н.э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин — 200 тысяч, «а верхние аорсы еще больше, так как они владели более обширной страной».
По словам древнегреческого географа и историка Страбона, аорсы и сираки «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». Подчинив на Кавказе скифо-кобанские, меотские и, возможно, другие племена, сарматы включали их в состав своих союзов. Археологи установили, что происходило постепенное продвижение сарматов от степей к горам. Смешиваясь с местным населением, сарматы осваивали его хозяйственные и культурные достижения. Господство кочевников над земледельческими областями приводит, как правило, к усложнению их политической организации — к возникновению ранних форм государства. Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали свое государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.
Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» — через нее шел путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям. Этот путь огибал Каспийское море с севера. Другой торговый маршрут шел по западному берегу Каспийского моря через проход, который позже стали называть Дербентским. По этому пути аорсы вели верблюжьи караваны с индийскими и переднеазиатскими товарами, которые получали от армянских и мидийских купцов. Еще одна дорога, которую называли Сарматской, проходила по долинам Терека и Арагвы. Третий путь в Закавказье шел по черноморскому побережью Кавказа.
В начале новой эры аорсы, вытесняя роксоланов, освоили междуречье Дона и Днепра и дошли на западе до дельты Дуная. По-видимому, именно аорсы первыми в скифском мире сумели объединить под своей властью огромную территорию от Северного Причерноморья на западе до Аральского моря на востоке, от Поволжья и Южного Приуралья на севере до Кавказа на юге. Экономической основой такого объединения была, несомненно, заинтересованность скифо-сарматских правителей в развитии международной торговли и необходимость контролировать широкую сеть караванных дорог.
Впоследствии аорсы и сираки вошли в аланское объединение, включившее всех скифо-сарматов Кавказа и Восточной Европы.
Судя по сообщениям древних авторов, аорсы были самым сильным и многочисленным объединением сарматских племен. В одной из войн I в. до н.э. царь аорсов Спадин предоставил дружественному царюФарнаку, сыну Митридата 200 тысяч, «а верхние аорсы еще больше, так как они владели более обширной страной».
Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» — через нее шел путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям. Этот путь огибал Каспийское море с севера и с юга по западному берегу Каспийского моря через проход, который позже стали называть Дербентским. По этому пути аорсы вели верблюжьи караваны с индийскими и переднеазиатскими товарами, которые получали от армянских и мидийских купцов. Еще одна дорога, которую называли Сарматской, проходила по долинам Терека и Арагвы. Третий путь в Закавказье шел по черноморскому побережью Кавказа.
Из энциклопедии Брокгауза и Эфрона: «Аорсы (Aorsi) — capмaтскoe племя, признаваемое некоторыми за аваров. Об аорсах говорят Птоломей и Страбон. Могущественнейшая и богатейшая ветвь этого племени обитала по берегам Каспийского моря и вела обширную торговлю.»
Маскуты составляли основу кавалерии войска Албанского царства
Впрочем «главная массагетская карта» была разыграна на другой стороне Каспия – в Парфии.