Ламарк считал что организмы меняются под действием условий внешней среды

Факторы эволюции и законы эволюции по Ламарку

Отвечая на вопрос, каковы причины эволюции, приводящие к усложнению организации, выраженному в градации, и приспособленности организмов к среде, Ламарк называл два основных фактора эволюции:

Ламарк считал что организмы меняются под действием условий внешней среды. Смотреть фото Ламарк считал что организмы меняются под действием условий внешней среды. Смотреть картинку Ламарк считал что организмы меняются под действием условий внешней среды. Картинка про Ламарк считал что организмы меняются под действием условий внешней среды. Фото Ламарк считал что организмы меняются под действием условий внешней среды

При этом Ламарк считал, что под влиянием внешней среды всегда возникают лишь полезные для организма приспособительные признаки.

Ламарк полагал, что растительные организмы изменяются под непосредственным влиянием внешней среды. Измененные условия среды при длительном действии настолько изменяют растительный организм, что он может быть причислен к новому виду. Изменение условий среды является, таким образом, непосредственным фактором видообразования.

Для животных организмов действие среды опосредовано нервной системой. Изменившаяся среда изменяет в первую очередь потребности животного, затем его поведение, привычки. В силу этого, органы, наиболее функционально нагруженные, постоянно упражняются, а другие не используются. Упражняемые органы прогрессивно развиваются, увеличиваются в размерах, а неупражняемые, наоборот, уменьшаются, регрессируют. Таким образом, организмы приобретают новые признаки.

Логическое развитие идеи и роли среды в процессе формирования видов привело Ламарка к признанию возможности передачи по наследству признаков, приобретенных под влиянием среды. Это нашло отражение в двух его законах, которые кратко могут быть сформулированы следующим образом.

Законы эволюции по Ламарку

Первый закон, или закон об изменчивости,— у всякого животного более частое и более длительное употребление органов приводит к их увеличению и, наоборот, неупотребление — к уменьшению или исчезновению.

Второй закон, или закон о наследственности,— все, что приобретено организмами под влиянием внешних условий и в результате упражнений или утрачено из-за неупотребления, наследуется потомками, если эти изменения присущи обоим полам или тем особям, от которых происходят потомки.

Доказательства приводимые Ламарком

Для доказательства правильности выведенных им законов Ламарк ссылался на многочисленные примеры. Наличие плавательных перепонок на ногах водоплавающих птиц он объяснял тем, что при плавании птицы стремятся растягивать пальцы: в силу этого кожная складка растягивается, а приобретенный признак передается по наследству.

Более того, в каждом новом поколении этот признак, благодаря упражнению, усиливается и снова, уже в увеличенном виде, наследуется потомками.

Точно так же длинные ноги и длинная шея у береговых птиц, по Ламарку, обусловлены тем, что птицы их вытягивают, стремясь не замочить тело при ходьбе по болоту и добывании пищи со дна. Длинная шея и ноги у жирафа — результат вытягивания их при доставании листьев с высоких деревьев.

Несостоятельность теории Ламарка

Гипотеза наследования приобретенных признаков, впервые сформулированная Ламарком, в течение целого столетия являлась предметом острых дискуссий. Данные современной генетики говорят о ее полной научной несостоятельности.

Как известно, упражнениями можно достичь в ряде случаев увеличения или уменьшения размеров некоторых органов в пределах нормы реакции, но эти изменения не сопровождаются соответствующими изменениями в половых клетках, так как являются модификациями. Для появления новых признаков, передающихся по наследству, необходимо возникновение мутаций, т.е. изменений генетической информации в половых клетках.

Исходя из представления Ламарка, невозможно понять появление таких признаков, как покровительственная окраска и мимикрия (например, сходство гусеницы с формой и окраской сучка). Естественно, что животные не могут «упражнять» окраску или форму тела. Тем более не выдерживает критики положение Ламарка о присущей якобы организмам тенденции к совершенствованию, обусловливающей их прогрессивное развитие.

Источник

Теория эволюции Ламарка

Теория эволюции Ламарка — что из себя представляет

Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века Жаном Батистом Ламарком в трактате «Философия зоологии».

Основные положения работы:

Причины и движущие силы эволюции по Ламарку

Эволюционная теория Ламарка может быть разделена на составляющие, раскрывающие причины и движущие силы эволюции организмов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Градация организмов

Ученый считал, что первые существа появились путем самозарождения и развивались благодаря усложнению от низших форм к высшим.

Градация — это имеющее закономерный характер развитие организмов, которое происходит в направлении постепенного и неуклонного совершенствования, повышения общего уровня организации.

Ученый создал классификацию организмов, которая отражала их развитие от простых до сложных систем организации:

Объясняя способ развития организмов от низшего уровня к высшему, Ламарк пришел к выводу, что в каждом организме есть стремление к совершенствованию, которое изначально заложено Богом.

Ламарк видел ограниченность своего учения о градации в его приемлемости лишь в отношении классов, полагая, что каждый класс есть новый шаг развития, новая, более высокая организация. Следовательно, выделение классов должно быть основано на результатах изучения строения не любых органов, а лишь «существенных» их систем:

Изменчивость организмов

Изменчивость как процесс, с точки зрения Ламарка, присуща развитию материи. Причины изменчивости заключаются в изменении климата, питания, почвы, влаги, а также заложенной Богом способности изменяться. Процесс может отклоняться из-за условий окружающей среды, вызывая тем самым приспособление организмов.

Исходя из уровня организации живых существ, Ламарк выделял две формы изменчивости:

Как происходит косвенная изменчивость:

Наследственность

Изучение изменчивости организмов привело Ламарка к другому важному фактору эволюции — наследственности. Ученый считал, что уникальные изменения организма, которые передаются из поколения в поколение, являются признаками определенного вида. Ламарк предположил, что в процессе эволюции многие изменения наследственно закрепляются, что позволяет одним видам превращаться в другие и развиваться в определенном направлении.

Закономерности в теории эволюции Ламарка наиболее полно раскрылись в его труде «Естественная история беспозвоночных животных»:

Свою теоретическую позицию Ламарк проиллюстрировал примерами:

Птица, постоянно находящаяся в поисках добычи, необходимую ей для поддержания жизни, растопыривает пальцы ног, когда хочет грести и двигаться по поверхности воды. Постоянные движения растягивают кожу, соединяющую пальцы у их основания, что приводит к возникновению перепонок. Таким образом такие птицы, как гуси и утки, получили возможность искать еду на воде с помощью перепонок.

Птица, которая ищет пищу на берегу, опасается каждый раз окунать тело в воду из-за риска погрузиться в ил. Птица вынуждена прилагать усилия, чтобы удлиниться, из-за чего ее ноги со временем стали длиннее. Примером такой птицы выступает цапля.

Достоинства теории Ламарка

Несмотря на ошибочные тезисы Ламарка, которые были опровергнуты исследователями процесса эволюции, теория ученого обладает определенными достоинствами:

Недостатки теории Ламарка

Теория Ламарка, несмотря на свою целостность, активно критиковалась как его современниками, так и последователями. Минусы теории Ламарка:

Дарвин отрицательно отнесся к позиции Ламарка о возникновении изменений в организме из-за необходимости. Наивность представления о целесообразности раскрывается в примерах, которые приводил ученый:

Ламарк считал приспособление результатом заложенной способности изменяться, когда на самом деле способность приспособительно изменяться является лишь формой самого приспособления, что также нуждается в причинном объяснении.

Данное заблуждение тесно связано с приравниванием Ламарком процессов изменения и приспособления. Изменение связано с физиологическим аспектом, приспособление — историческим. Изменение является основой приспособления, поэтому для изучения эволюции важно дифференцировать данные понятия.

Принципиальная разница между ламаркизмом и дарвинизмом состоит в том, что ламаркизм видит творческие силы эволюционного процесса в активности организма, имеющего возможности совершенствовать свою организацию, а дарвинизм — в работе внешнего по отношению к организму фактора — отбора, действующего на поле неопределенной наследуемой изменчивости.

Сравнение теорий Дарвина и Ламарка

Сравнение теорий Дарвина и Ламарка можно произвести по нескольким позициям:

Доказательства несостоятельности теории

Несостоятельность теории Ламарка ярко проявляется в концепциях, которые стали основой эволюционных выводов ученого:

Данные концепции опровергаются современной наукой, фактами и законами генетики.

Некоторые ученые проводили опыты для доказательства несостоятельности теории Ламарка. Например, немецкий зоолог Август Вейсман, который первоначально был сторонником идеи о наследовании приобретенных признаков Ламарка, впоследствии стал ее противником. Исследователь утверждал, что вопрос о наследовании приобретенных признаков может быть решен только опытным или экспериментальным путем с помощью механического воздействия.

Эксперимент Вейсмана заключался в следующем: ученый разводил мышей поколение за поколением, обрубая им хвосты. Согласно теории Ламарка, из-за таких воздействий хвосты у животных должны атрофироваться из-за отсутствия необходимости их использовать. Ошибка Ламарка заключалась в том, что механические изменения не затрагивают генетический уровень, поэтому естественное отмирание хвоста оказалось невозможным.

Однако эксперимент Вейсмана был неточным ввиду отсутствия у мышей упражнения, которое требовало бы избавления от хвоста для выживания. Август не учитывал фактор необходимости и стремления организмов к изменению органов, о котором говорил Ламарк, поэтому данное доказательство несостоятельности теории ученого требует дополнительных уточнений.

Серьезной ошибкой Ламарка было суждение, что приобретаемые в ходе жизни полезные свойства передаются по наследству.

Дарвином и современной наукой доказано, что только мутации в половых клетках организмов могут передаваться по наследству. Мутации чаще всего носят случайный характер и не связаны с определенной окружающей средой, системно воздействующей на живое существо.

Источник

Конспект по биологии на тему «Ж.Б. Ламарк»

Первая теория эволюции Ж.Б. Ламарка

В отличие от своих предшественников выдающийся биолог-энциклопедист Ж. Б. Ламарк впервые разработал целостную теорию об эволюционном развитии животных и растений.

Разработал основные принципы классификации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

Проводил исследования в области ботаники, зоологии, систематики, палеонтологии, гидрогеологии, минералогии, метеорологии, психологии.

В условиях господства феодально-церковной идеологии деизм был прогрессивным мировоззрением. Иногда он служил ширмой, позволявшей скрыть материалистические и атеистические взгляды.

Ламарк утверждал, что творец вселенной создал лишь материю и «порядок вещей» т. е. законы, постоянно действующие в природе и приводящие ее в движение. Все же тела и явления природы возникли естественным путем. Материя наделена свойством протяженности и неуничтожаемости, но она, по представлению Ламарка, совершенно пассивна. Движение привносится в материю извне «порядком вещей».

Мировоззрение Ламарка привело его к убеждению, что органический мир не создан творцом, а развивался естественным путем из неорганической материи. По убеждению Ламарка, сложные организмы не могли возникнуть внезапно; это было бы равносильно признанию чуда. Он утверждал, что жизнь могла возникнуть лишь в форме наиболее простых живых тел. Они в течение длительных периодов истории Земли развивались от простого к сложному, от низших ступеней организации к более высоким. Таким образом, Ламарк защищал представление об исторической последовательности развития органического мира.

Фактический материал, на котором основывался Ламарк, заимствовался им преимущественно из области систематики растений и животных. Первую половину творческой жизни Ламарк посвятил изучению систематики растений. Он был одним из лучших ботаников своего времени. В 1793 г. ему было предложено занять кафедру насекомых и червей (так назывались в то время все низшие животные). Разрабатывая их систематику, он основал новую область зоологии, которой дал название «зоологии беспозвоночных».

Широкое знакомство Ламарка с растительным и животным миром дало ему возможность подойти к вопросу об эволюции органического мира как к важнейшему вопросу биологии. Необходимо указать, что термин «биология» тоже введен в науку Ламарком.

Ламарк о происхождении жизни и характерных чертах живого

Принцип градации форм

Все 14 классов животных Ламарк разделил на 6 градаций, или последовательных ступеней усложнения организации. Выделение градаций осуществлялось с учетом анатомо-физиологических особенностей основных систем организма (нервной, кровеносной). Подобная ступенчатость, утверждал Ламарк, имеет место и в растительном мире.

Постепенное усложнение организации Ламарк объяснял отражением прогрессивного развития органических форм под влиянием естественных причин.

Ламарк об изменчивости и наследственности

Вторым главным фактором изменчивости видов Ламарк считал упражнение или не упражнение органов у животных: с изменением внешней среды изменяются потребности животных, что влечет за собой изменение их привычек, которые в свою очередь вызывают напряженность новых групп мышц и нервной ткани. Вследствие этого одни органы, необходимые в новых условиях, постоянно упражняются, укрепляются и развиваются, другие вследствие неупотребления ослабевают, а затем постепенно атрофируются, исчезают, что выражается в изменении строения организмов.

Законы изменения организмов под воздействием окружающей среды
(по Ж.Б. Ламарк)

    Закон упражнения и не упражнения органов

    Закон наследования благоприобретенных признаков

    Исходя из уровня организации живых существ Ламарк выделял две формы изменчивости:

    прямую непосредственную изменчивость растений и низших животных под влиянием условий внешней среды;

    косвенную изменчивость высших животных, которые имеют развитую нервную систему, с участием которой воспринимается воздействие условий существования.

    В последнем случае в измененных условиях среды у организмов, по Ламарку, возникают новые потребности, для удовлетворения которых вырабатываются новые привычки, действия, движения. Это в свою очередь обусловливает изменение интенсивности упражнения органов, а, следовательно, и степени их развития или редукции, т. е. изменение органов и организмов.

    Объяснение Ламарком целесообразности и прогрессивного развития

    Ламарк о происхождении человека

    Положения об эволюции органического мира Ламарк распространил и на объяснение происхождения человека от высших «четвероруких обезьян».

    Он рассматривал человека как часть природы, показал анатомо-физиологическое сходство с животными и отметил, что развитие тела человека подчиняется тем же законам, по которым развиваются и другие живые существа.

    Оценка теории Ламарка

    Ламарк был первым натуралистом, который не ограничился отдельными допущениями изменчивости видов. Он смело восстал против креационизма, метафизики и последовательно разработал первую целостную эволюционную теорию об историческом развитии органического мира от простейших форм, которые образовались из неорганической материи, до современных высокоорганизованных видов животных и растений. С позиции своей теории он рассматривал и происхождение человека.

    Ламарк подробно проанализировал предпосылки эволюции (изменчивость, наследственность), рассмотрел главные направления эволюционного процесса (градации классов и многообразие в пределах класса как следствие изменчивости), пытался установить причины эволюции.

    Ламарк успешно для своего времени разработал проблему изменчивости видов под влиянием естественных причин, показал роль времени и условий внешней среды в процессе эволюции, которую рассматривал как проявление общего закона развития природы. Заслугой Ламарка является и то, что он первым предложил генеалогическую классификацию животных, построенную на принципах родственности организмов, а не только их сходства.

    Ламарк сумел разработать в общем удовлетворительную для своего времени схему прогрессивного развития природы. Однако его теория не лишена недостатков и ошибок, которые имели исторические корни и были обусловлены низким уровнем развития биологической науки. Фиксируя внимание на самом факте усложнения организации живых существ в процессе развития, Ламарк не сумел правильно решить вопрос о движущих силах эволюции. Он не смог дать правильного объяснения градациям и допускал, что для живых существ характерно внутреннее стремление к усовершенствованию, прогрессу. Этим же он объясняет и адаптивность новообразований. У Ламарка между изменчивостью и целесообразностью стоит знак равенству, все изменения носят адекватный характер. Положения Ламарка о наследовании благоприобретенных признаков не подтвердились дальнейшими исследованиями.

    Сосредоточив все внимание на обосновании положения о неограниченной изменчивости видов и происхождении одного вида от другого, о постепенности развития, Ламарк не видел перерывов развития, скачков и не признавал виды как реально существующие категории. Он отмечал условность разделения растений и животных на виды, потому что виды хотя и медленно, но беспрерывно изменяются, превращаются в другие. Исходя из этого, он отрицал естественное вымирание видов. Ламарк не сумел дать причинного объяснения важных черт эволюционного развития. Эту проблему решил лишь Ч. Дарвин, разработав теорию естественного отбора.

    Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

    В разработке урока, посвященным первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интерактивных схем). Работа проводится в группе, которая составляет схему на бумажном носителе, в данном случае в виде ромашки, в центре которой помещен портрет Ж.Б. Ламарка. В лепестках ромашки помещаются основные достижения этого великого ученого. После проверки на основе презентации, используя компьютеры, учащиеся составляют интерактивную схему. При помощи данной схемы можно на следующем уроке проверить успешность освоения программного материала, так как среди «лепестков» ромашки с достижениями Ж.Б. Ламарка помещены «лепестки» с достижениями К.Линнея. Данный способ проверки можно отнести к активным. Для представления разработки выбран фрагмент программы, посвященный Ж.Б. Ламарку, человеку энциклопедического ума, благородному и бескорыстному. Проводя урок подобным способом, мы воспитываем в учащихся благородство, бескорыстность, желание личностного роста.

    развитие интересов каждого ученика;

    освоение ими различных способов нахождения новых знаний;

    освоение различных способов обработки информации;

    развитие коммуникативных возможностей;

    формирование навыков разрешения проблем

    1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Профильный уровень. М., Дрофа, 2004.

    2. Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. Профильный уровень. М., Дрофа, 2006.

    В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. М:, Дрофа, 2006

    Количество часов: 4 часа в неделю

    Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

    Цель: сформировать знания о первой эволюционной теории (Ж.Б. Ламарк).

    Обобщить знания учащихся об истории развития эволюционных представлений.

    Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в XYIII-XIX веках.

    Дать понятие «Эволюционная теория». Познакомиться с движущими силами эволюции по Ж.Б. Ламарку.

    Обучение методике работы в группе

    Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.

    Развивать целостное восприятие окружающего мира

    Развивать навыки исследовательского труда, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы.

    Обучение методике составления интерактивных схем.

    Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентации.

    Листы формата А3, маркеры

    Карточки с тестовым заданием

    Карточки с выдержками из хрестоматии по биологии «Образование длинной шеи у жирафа».

    Определение целей и задач урока

    Презентация «Шевалье Ламарк», см. приложение №1.

    Презентация «Система органического мира Ж.Б.Ламарка», см. приложение №2.

    Проверка правильности выполнения задания.

    Тест «Основные положения учения Ж.Б. Ламарка (формат ЕГЭ)

    Вступительное слово учителя. Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи урока и примерный его план

    Презентация «Шевалье Ламарк»

    Групповая работа Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку

    Тьюториал №1. «Правила работы в группе»

    1. Сформируйте группу, для продуктивной работы в группе не должно быть более 5-6 человек

    2. Выберите лидера группы (организует и руководит деятельностью группы); эксперта (осуществляет связь с учителем, решает вопросы спорного характера); тайм-менеджера (отслеживает время выполнения заданий, ведет записи).

    3. Все обсуждения в группе строятся на основе конкретного задания

    4. Осуществляйте персонификацию (говорить от своего имени)

    5. Не выносите на всеобщее обсуждения всё, что происходило во время работы в группе

    6. Не критиковать, не допускать непосредственные оценки человека, оценивать только действия, терпимо относиться к чужому мнению.

    7. Активно сотрудничать

    8. Не оказывать давления на участников группы.

    9. Все участники делают замечания кратко и по существу

    10. После завершения работы в группе, после окончания занятия проанализируйте деятельность вашей группы

    Работа по карточкам. Карточки с выдержками из хрестоматии по биологии «Образование длинной шеи у жирафа».

    Обстоятельства влияют на форму и организацию животных: Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности: Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития

    Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту

    Проверка схемы на основе презентации «»Теория Ж.Б. Ламарка»

    Тьюториал №2. Обучение интерактивным методам обработки информации.

    1. На основе бумажной схемы, составленной во время групповой работы, составьте интерактивную схему на компьютере.

    2. Дополните схему основными положениями учения К. Линнея.

    3. Составьте задание для проверки знаний о движущих силах эволюции по Ж.Б. Ламарку.

    4. Проверьте движение автофигур к портрету Ж.Б. Ламарка.

    5. Продемонстрируйте интерактивную схему на уроке.

    1. Почему современники Ж.Б. Ламарка не оценили его труды?

    2. Почему современные ученые все чаще обращаются к теории Ж.Б. Ламарка?

    Тест «Основные положения учения Ж.Б. Ламарка

    Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени :.

    6 градаций животных по Ламарку:.

    Его классификацию можно считать естественной, так как:

    Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются:

    Как появилось многообразие видов по Ламарку?

    В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку :.

    Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк?

    Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было :.

    Его гипотеза не была принята, не все признавали, что :.

    Значение теории Ж.-Б. Ламарка

    Представления о постоянстве природы были привычны — кто своими глазами видел превращение одного вида в другой? Что мог этому противопоставить Ж.-Б. Ламарк? Абстрактные рассуждения о стремлении живых существ стать совершеннее? Об усилиях внутреннего чувства, направленных на появление нового органа? Что касается наследования благоприобретенных свойств, — пункт теории Ж.-Б. Ламарка, вызывающий наибольший протест с точки зрения ученых XX и XXI веков, — то во времена Ж.-Б. Ламарка такой взгляд на наследственность был достаточно распространен и не вызывал особых нареканий. Но в целом на фоне работ Ж. Кювье, блестяще оперировавшего точными фактами, учение Ж.-Б. Ламарка выглядело беспочвенной фантазией, оно не было понято и замечено современниками.

    Слабая обоснованность построений Ж.-Б. Ламарка не позволяет назвать его теорию подлинно научной. Отсутствие фактических доказательств автор пытался восполнить обилием чисто умозрительных допущений.

    2. Жизненный путь Ж. Б. Ламарка

    3. Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка

    4. Значение работ Ж. Б. Ламарка

    1. Аскиз М. Е. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1986.
    2. Бабий Т. П. Коханова. Биологи. Биографический справочник. 1984.
    3. Бляхер Л. Я. История биологии с древнейших времен до наших дней. 1972.
    4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию М.: Мир, 1988.
    5. Ламарк Ж. Б. Избранные произведения. Т. I. М., Изд-во АН СССР, 1955.
    6. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1998.
    7. Правдин Ф. Н. Дарвинизм: Учебник для пединститутов. М.: Просвещение, 1968.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *