Ламповый звук что это

Сеанс тёплой ламповой «магии» с разоблачением

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Ожесточенные баталии между ловерами и хейтерами ламп приводят к приступам дискуссионной гиперсаливации, выходу из строя клавиатур, и бурному словоизвержению на соответствующих форумах. Кроме этих враждующих сторон, темой ламповых УМЗЧ интересуются люди, не дискутирующие о нём – это: радиолюбители, создающие эти усилители и «не true» аудиофильствующие товарищи, которых устраивают особенности имеющейся техники вне парадигмы поиска бескомпромиссного звучания.

Сомневаюсь, что мой пост поставит в спорах о ТЛЗ жирную точку, но я попробую пролить луч света на «таинственный», «метафизический» «феномен» «живого» ТЛЗ.

Я не являюсь ни ярым хейтером, ни горячим приверженцем бескомпромиссной теплой ламповости, но как слушатель часто ощущаю существенную разницу между трактами с транзисторным/интегральным и ламповым усилением. Вопрос происхождения этой разницы для меня действительно интересен. Полуметафизические и маркетинговые объяснения меня устраивают мало, посему я решил структурировано изложить всё, что мне удалось найти, о так называемом ТЛЗ в одном небольшом посте.

История ламповой «магии»

С момента зарождения и массового распространения транзисторной техники появилось понятие «мертвый», «холодный» транзисторный звук, детально о причинах возникновения которого можно прочитать здесь.

Транзисторные усилители ушли далеко вперед с момента своего появления, и, благодаря совершенствованию схемотехники, феномен «транзисторного звука» перестал существовать.
При этом многими заинтересованными людьми отмечалось, что при прочих равных (КНИ, АЧХ, источник, тракт и т.п.) одно и то же произведение, при воспроизведении на ламповых и транзисторных УМЗЧ звучит по-разному. Эта разница, а также несколько подмоченная репутация транзисторных аппаратов и явились причинами представления о превосходстве ламп, формирования понятия ТЛЗ, а также многочисленных спекуляций на ламповой теме.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Рост массового выпуска недорогих интегральных усилителей и AV- ресиверов, при снижении их себестоимости (а соответственно и качества элементной базы), укрепил мнение некоторых аудиофилов о негодности транзисторных систем. Это явление стало известно как ренессанс ламповой техники в конце 90-х — начале нулевых.

Производители не стояли на месте, качество транзисторных и цифровых решений росло, при этом цены на теплые лампы кусались с остервенением американских бульдогов. Последнее обстоятельство сделало лампы интересными лишь узкому кругу фанатично настроенных искателей безупречного звука, очень богатых людей и радиолюбителей-энтузиастов.

Ламповая «магия» в психоакустике и схемотехнике

Когда мы говорим о ТЛЗ, мы имеем в виду тембральные особенности воспроизводимого звука, т.е. так называемую «окраску». По сути «окраска» — это ничто иное, как гармонические искажения + характерные особенности графика АЧХ. Полностью избавиться от искажений нельзя, но можно свести их присутствие в спектре к минимальным значениям, при которых человек не будет их воспринимать.
В случае с ламповыми усилителями – это преимущественно четные гармоники. Известно, что четные гармоники человек воспринимает как более благозвучные (приятные на слух) искажения. При этом в транзисторных усилителях КНИ, как правило, значительно ниже, что говорит о более высокой верности воспроизведения.

Именно благодаря большому количеству четных гармоник в спектре, ламповое усиление активно применяется для гитарной аппаратуры. Там искажения позволяют создать необходимое звучание (т.е. фактически усилитель является частью инструмента). При этом наличие их в звуковоспроизводящей аппаратуре многими считается недостатком, так как аппаратура должна максимально точно воспроизводить записанное, а не искажать (приукрашивать, изменять). Другие, напротив, считают этот эффект преимуществом, ввиду благозвучности таких искажений.

Также необходимо отметить, что человеческий слух по-разному воспринимает гармоники разного порядка. Scott Frankland, Ирина Алдошина, Александр Войшвилло и прочие замечательные люди, проводившие исследования на эту тему, пишут, что чем выше гармоника, тем она заметнее влияет на восприятие и тем субъективно хуже человеком оценивается звук. Например, 1% второй гармоники не смогут услышать даже эксперты-профессионалы, а в диапазоне 1,8-3,5% вторую гармонику способны обнаружить большинство людей. При этом десятую замечают уже при наличии 0,1%.

Психоакустические исследования выявили, что:
«Заметность на слух какой-либо гармоники прямо пропорциональна квадрату ее номера»

Характерная особенность: в спектре сигнала ламповых усилителей гармонических составляющих не более пяти, что существенно меньше, чем в спектре транзисторных устройств (где в него нередко «просачиваются» 9-я, 11-я и др. высокие гармоники).

Также было установлено, что присутствие одних гармоник способно маскировать другие. Например, наличие второй гармоники скрывает от восприятия третью. Эти исследования привели к выводу о том, что наиболее благозвучным для человеческого слуха является сочетание постепенно спадающих по уровню гармоник (вторая большая, третья меньше второй, четвертая меньше третьей и т.п.). Именно так дело обстоит с гармониками при использовании ламповых УМЗЧ.

Краткие сведения о схемотехнике ТЛЗ
«Магически» правильными, с точки зрения схемотехники, считаются однотактники без ООС. Линейные характеристики ламп, лучше, чем характеристики полупроводников. Отсутствие же ООС позволяет предотвратить появление значительного количества интермодуляционных искажений. С той же целью в ламповых усилителях, созданных в рамках этой философии (иначе не назовёшь), отказываются от установки импульсных блоков питания (по утверждению ряда авторов, использование импульсников приводит к увеличению IMD и появлению фона). В большинстве случаев ещё одним средством изменения (благозвучного искажения) являются мощные выходные трансформаторы, которые, не редко, снижают линейность АЧХ, акцентируя средние частоты.

Но это в теории, а на практике… «благодаря» этим решениям многие HI End ламповики поступают в продажу с уровнем IMD более 7-10 %, а КНИ (коэффициент гармоник) может достигать 3-5%, что не соответствует даже классическому Hi-Fi стандарту. О типичных минусах однотактных схем и отсутствия ООС написано достаточно: КПД, теплогенерация (в прямом смысле), энергопотребление, высокая масса, низкая мощность – это «сакральные» жертвы «божественному звуку».

Получается, что лампа звук как бы «облагораживает», но делает это за счет спектрального состава и особенностей гармонических искажений, а также спорных схемотехнических решений, изменяющих АЧХ и тембральные особенности. Т.е. фактически получается, что для пользователя «теплой лампы», помимо прочих свойств звука, важна не верность воспроизведения, а наличие благозвучных искажений. Это и является камнем преткновения в спорах о таких УМЗЧ.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

В сухом остатке, получается, что легендарный ТЛЗ – это:

Суть ТЛЗ во вполне конкретных, типичных особенностях изменения (обработки, искажения) сигнала. Критика транзисторных усилителей должна остаться в далёких семидесятых, так как качественные образцы этой техники ничуть не уступают лампам, а порой значительно превосходят (при одинаковой стоимости), благо камни в работе уже больше 40 лет.

Ламповые УМЗЧ архаичны, с точки зрения схемотехники и философии HI-FI, но представляют высокую субъективную ценность для людей с определёнными вкусовыми предпочтениями. Лампам не пора на свалку, так как, не смотря на возможность полного цифрового эимулирования эффектов ТЛЗ (доказано гитарной аппаратурой), производители ориентируются на производство TRUE ЛУМЗЧ, угадывая ожидания традиционалистов от аудио. Кроме того лампы — предмет интересных экспериментов и опытов радиолюбителей, создающих звуковую аппаратуру.

Какой усилитель выбрать каждый решает сам, а последнее слово всегда остается за субъективным восприятием.

Буду рад живой и корректной дискуссии по теме.

Источник

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что этоdzeso

dzeso

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Что такое ламповый звук? Много о нем существует и мифов, и ожесточенных споров, и честных попыток разобраться. Я попробую рассказать максимально просто, чтоб и не инженерам было понятно о чем идет речь. И если совсем образно, то ламповый звук — это примерно как пленочная фотография. С одной стороны — просто определенный этап развития техники, где каждый последующий, как правило, — совершеннее предыдущего. Например, цифровому фотографу сложно представить, какую проблему представлял расчет количества пленки, необходимого для съемки. В одной кассете помещалось пленки всего 36 кадров. Десять кассет — это уже кулек, но всего 360 снимков, причем до момента проявки ты не знаешь, что у тебя получилось. Да и сами проявка с печатью были нетривиальной проблемой. «Цифра» же радикально все упростила и технологически дала фотографу возможности, о которых в пленочную эру даже профессионалы могли только мечтать. Но с другой стороны, почему-то большой популярностью пользуются «фильтры» для придания «цифровому» снимку «пленочного» вида. В чем тут дело? Зачем и почему люди портят технически «более совершенные» кадры?

Дело тут в том, что человек (пока) —это аналоговая система, полная искажений и условностей, впрочем, как и остальной окружающий нас мир. Если же мы ощущаем что-то «дискретным», «симметричным» и «рафинированным», то мы такому подсознательно не «верим». Для нас оно становится «имитацией» или «неживым». И неважно речь идет о глянцевых «клубных муклах», цифровом фото или транзисторном звуке. Мы с трудом можем выразить возникающее чувство, но хорошо ощущаем «неправильность» правильного. И поэтому, например, женскую красоту а-ля Playboy 60-х с возрастом начинаешь ценить сильно больше аналогичных вариантов 2000-х (хотя бы потому, что уже точно знаешь как бывает на самом деле). То же самое происходит со звуком, с цветом, со вкусом. Везде, зашумленное и неправильное большинству подсознательно нравится больше, чем рафинированное. Мы так устроены.

Но вернемся к «ламповому» звуку. Усилители, построенные на лампах, при своей работе объективно вносят в исходный сигнал, значительно «больше» измеримых искажений, потребляют больше электричества, сильнее нагреваются, менее мощные, сложнее в эксплуатации и требуют регулярной замены (подстройки) ламп. Но при этом по сравнению с «транзисторами» ламповый звук воспринимается лучше. Почему?
Ответ прост «ламповый» звук: даже искаженный, больше напоминает по природе натуральный естественный, опознаваемый «своим» нашими органами чувств, а остальное легко исправят наше адаптивное восприятие. При этом насколько, с «рациональной» точки зрения ламповый звук «хуже», а «теплота» его — вымышлена, можно посмотреть тут:

Автор очень хорошо и правильно теоретически все объясняет. Грамотно и убедительно. Но к реальной жизни это имеет отношение примерно такое же, как и математика. С одной стороны, она — царица наук, а с другой — Теорема Гёделя о неполноте и невозможность описания с помощью математики чувственного восприятия.

Так как работает ламповый усилитель? Почему с ним продолжают «носиться», хотя, с технологической точки зрения, он, безусловно, проигрывает «транзистору» практически во всем?

Ну, а что делать на практике для «грамотного» искажения звука до «приемлемого» звучания за разумный бюджет — в следующей части.

Источник

Штрихи об аудиофилах. Тут слышно, а там — нет?

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Содержание

Содержание

Любители техники высокой точности для воспроизведения музыки зовутся аудиофилами. В интернете ходят легенды про усилители за десятки тысяч долларов, провода ценой в автомобиль и подставки для них, за стоимость которых можно купить неплохой компьютер. При всем этом преимущества таких девайсов вызывают сомнения у рядовых пользователей. Эта статья прольет свет на то, что же аудиофилы находят в подобной технике и действительно ли она открывает новые горизонты в звуке.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Что такое Hi-Fi, Hi-End и немного истории

Понятие аудио высокой четкости возникло в 70-е годы прошлого столетия. Схемотехника бытовой аудиоаппаратуры была тогда далеко не на высоте. Дешевый усилитель делали по самой простой схеме, в дорогих приборах могли встречаться решения посложнее. Звучало все соответственно. Никаких стандартов в то время не было. Хороший звук давала в основном профессиональная звукотехника, на которой работали звукоинженеры.

Чтобы как-то исправить ситуацию, в 1974 году были стандартизированы параметры аудиотехники класса Hi-Fi. Основные критерии — величина нелинейных искажений и уровень сигнал\шум. В СССР по тем же критериям начали делить технику на классы — от третьего до высшего.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Советский усилитель высшего класса Бриг 001

Цифровая эпоха полностью перевернула мир аудиотехники. Сегодня почти любой цифровой плеер, смартфон и даже встроенная в компьютер аудиокарта намного превышают параметры стандарта Hi-Fi. Революцию совершили цифровые усилители класса D. КПД таких усилителей составляет 90-95% — это значит, что они почти не греются, их не нужно охлаждать и можно заключить в миниатюрный корпус. Коэффициент гармонических искажений при этом достигает 0,01%, что и не снилось большинству аналоговых усилителей. Радиодетали, используемые в усилителях класса D, стоят сущие копейки, а схему штамповать можно бесконечно без какого-либо разброса показателей. Словом, сегодня просто невыгодно делать одну схему для плохого и дешевого усилителя, а вторую — для дорогого и хорошего, ведь можно сразу произвести недорогой и хороший продукт.

Почему же тогда в магазинах продаются дорогие усилители для тех же смартфонов или плееров, и вообще дорогая аудиотехника?

Во-первых, встроенный в среднестатистический смартфон усилитель чаще всего просто недостаточно мощный, чтобы совладать с высокоомными наушниками (например, Sennheiser HD 650 с импедансом 300 Ом), которые так любят ценители качественного звука.

Во-вторых, в дорогие модели стационарных усилителей нередко встраиваются дополнительные штуки — оптические порты, пульты управления и еще куча всего.

Наконец, в-третьих, дорогая аппаратура нередко вмещает в себя передовые технологии. Передовые — не значит нужные и вообще различимые на слух. К примеру, при слепом тесте люди не улавливают разницы между частотой дискретизации в 16 и 26 бита (в аудио CD используется 16 бит), в то время как ЦАП большинства Hi-End усилителей работает с не менее чем 24 битами, а некоторые аудиоплееры способны воспроизводить форматы в разрешении до 32 бита. Якобы, чем больше бит — тем выше качество звучания, вот только разницу слышат далеко не все.

Таким образом, образовался новый класс аудиотехники — Hi-End. По параметрам она стремится быть похожей на студийную аппаратуру, но только с первого взгляда. К примеру, высокая частота дискретизации имеет значение при записи и работе со звуком, но при воспроизведении музыки 24 бита избыточны. Класс Hi-End отличает также наличие дополнительных фишек и дизайн с намеком на элитность. Часто эта техника производится мелкими сериями, а то и вовсе на заказ, стоимость при этом соответствующая.

Теплый ламповый звук

Даже самая современная цифровая аудиотехника с раскаченными как у бодибилдера показателями не стоит десятки тысяч долларов. Этот ценовой диапазон занимают аналоговые девайсы — в первую очередь, усилители, особенно ламповые. Почему они стоят так дорого, и почему аудиофилы их так любят?

Дело в том, что как раз ламповые усилители, в отличие от цифровых, вносят очень много искажений в звук. Правда, искажения эти не режут ухо цифровыми артефактами, а насыщают его приятными «ламповыми» гармониками. Исследователь звука Рассел Хэмм в 1972 году провел эксперимент, согласно которому искажения лампового усилителя были вдвое менее заметны на слух, чем идентичные по силе искажения транзисторного прибора. Хэмм объяснил это тем, что ламповый усилитель окрашивает сигнал в основном четными гармониками (где первая гармоника — основной тон, вторая — на октаву выше, третья — на квинту выше второй, четвертая — на две октавы и т.д.). Тембр с четными гармониками считается благозвучнее и музыкальнее. Именно по этой же причине большинство гитаристов в рок-музыке до сих пор используют ламповые усилители для своих гитар — транзисторная и цифровая схемы звучат слишком резко и неприятно. Вот за этими самыми гармониками и гоняются аудиофилы. Для многих из них честный, почти студийный звук будет слишком «сухим» и «пресным».

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Ламповый усилитель Антрацит MKII

То же касается и динамиков в аудиосистемах — даже студийные мониторы вносят в аудиосигнал небольшие искажения.

Не существует системы, способной воспроизвести идеально ровную амплитудно-частотную характеристику (далее — АЧХ). Соответственно, раз избежать искажений не удастся в любом случае, производители Hi-End-акустики стараются сделать их наиболее музыкальными, приятными на слух. Именно эта музыкальность и стоит порой десятки тысяч долларов.

Что же касается проводов, то их качество действительно влияет на звук. Но только в том случае, если провод соединяет усилитель с прибором, у которого большая индуктивность. Это может быть катушка звукоснимателя проигрывателя пластинок, или звукосниматель электрогитары. В сочетании с ним провод с большим сопротивлением (R) и электрической емкостью (C) образует фильтр высоких частот — звук при этом будет глуше.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Как рассчитать конкретную частоту среза и узнать, насколько он будет глуше.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Однако провода, соединяющие усилитель с акустической системой, или, тем более, аудиотехнику с электрической розеткой, влияют на звук ничтожно мало. К примеру, даже очень плохой провод с большим сопротивлением (скажем, 100 Ом) при соединении линейных входов срежет высокие частоты очень незначительно — они станут тише примерно на 0.2 Дб, что едва сможет услышать даже очень опытный звукорежиссер. В то время как любой качественный провод имеет сопротивление в 100 раз меньше — около 1 Ом, в этом случае кабель никак не будет влиять на звучание аудиосистемы.

Если же взять обычный медный провод и кабель, изготовленный из воспетой производителями бескислородной меди — то разница в сопротивлении между ними будет всего 1%. Поскольку даже стократную разницу в сопротивлении проводов различить очень сложно, то разницу между медью и бескислородной медью услышит только Супермен. И, конечно, аудиофилы.

Почему они ее слышат?

Восприятие мира каждым человеком индивидуально. У восприятия есть множество особенностей, или, иногда можно сказать, «багов».

Во-первых, острота слуха у каждого своя, более того — на протяжении жизни она меняется. Например, чем старше человек — тем хуже он слышит высокие частоты.

Во-вторых, имеет значение предыдущий опыт, ожидание и потребности. Человек, увлекающейся аудиотехникой и привыкший к апгрейду своей аудиосистемы, в начале своего хобби замечает улучшение звука каждый раз при покупке нового девайса. Когда же максимально качественная аудиосистема уже собрана, результаты ее дальнейшего апгрейда становятся трудно различимыми на слух. Тем не менее, человеческий мозг, привыкший к алгоритму «покупка — улучшение звука», продолжает искать и, чаще всего, находит отличия в звучании.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Говорят, подставки под акустические кабели улучшают звучание

В-третьих, настроение влияет на восприятие мира. К примеру, даже на восприятие цветов и красок. Соответственно, эмоциональное состояние и самочувствие влияет на восприятие звуков. Один и тот же трек может восприниматься по-разному с утра и вечером, после чашки кофе и после кружки пива. Таким образом, радость от покупки нового девайса для аудиосистемы влияет на восприятие звука, и человеческий мозг запросто может услышать изменения в лучшую сторону.

Это объясняет, почему аудиофилы слышат разницу на собственных аудиосистемах, но не слышат ее при слепых закрытых тестах — например, не могут отличить провод за сотню долларов от вешалки.

Наконец, главное, что оценивает любитель качественного звука — это тембр звучания аудиосистемы и воспроизводимой ею музыки. Тембр является субъективно ощущаемым параметром, с определением которого возникают такие же проблемы, как с определением понятий «жизнь» или «сознание». Измерить его почти невозможно, осциллограмма не даст полного представления о тембре даже одного инструмента, не говоря уже о целом оркестре.

Тембровые качества нельзя описать числами и данными. Отсюда и такие понятия, как «бархатная середина», «глубокий бас», «хрустальные верха», над которыми нередко потешаются. Однако для описания тембра сложно подобрать более научные определения. Вот, например, одна из классификаций тембров, взятая из более чем научного собрания лекций профессора кафедры звукорежиссуры СПбГУП Алдошиной И.А. «Лекции по психоакустике» (архив журнала «Звукорежиссер»: 2001: №2):

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Индивидуальное восприятие принципиально неизмеряемых вещей и приводит к тому, что аудиофилы слышат разницу там, где ее не слышат другие.

В защиту аудиофилов

Подходя к концу, нельзя не сказать несколько слов в защиту аудиофилов. Некоторые воспринимают музыку как фон, с которым веселее жить, а кто-то — как самодостаточную форму искусства. Не стоит осуждать ни тех, ни других, ведь музыка призвана приносить удовольствие, а, значит, что нравится — то и хорошо. Но разумеется, что среди последних появляются желающие получить от любимой музыки максимум впечатлений. Так же, как киноманы возводят себе домашний кинотеатр, они строят себе «музыкальный театр».

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Как говорит звукоинженер, проектировщик студий и автор множества публикаций на тему акустики Филипп Ньюэлл в своей книге “Project-studios”: «Помните: мы все в долгу перед аудиофилами за их постоянное требование качества. Они поддерживают нас. Кто знает, насколько упали бы стандарты звукозаписи без них. Они заслужили право слушать на своей супер-качественной аппаратуре что-нибудь получше записей для «среднестатистического» потребителя».

Источник

«Тёплый ламповый» звук своими руками. Что если скрестить магазин, клуб и мастерскую?

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Словосочетание “Тёплый ламповый” давно стало мемом. Его применяют повсеместно и в самом необычном контексте. Лично у меня, при этих словах всплывает в памяти старый ламповый радиоприёмник из моего детства, к которому я присобачил внешнюю антенну (с целью повышения чувствительности) и конвертор для ухода в более короткие волны, на которых глушение “вражеских голосов” было менее интенсивным. У большинства, они скорее ассоциируются с усилителями низкой частоты.

Однако, статья эта больше про маркетинг. Сегодня offline торговля гаджетами начинает испытывать кризис, но хоронить её ещё рановато. А вот искать новые форматы продаж самое время. Первопроходцы на этом пути могут повторить успех создателя ИКЕА.

Под катом я постараюсь подробнее раскрыть тему на примере одной из своих идей, положенных на дальнюю полку — на их реализацию всегда не хватает ни времени ни денег. По ряду причин, описанных в статье, необычный формат имеющий в себе признаки клуба, магазина и мастерской, является идеальным для объединения любителей ламповой техники. Он может стать полигоном для обкатки новых форм продажи, органично сочетающих преимущества оффлайн и онлайн процессов.

Что общего, между лампой и искусством?

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что этоЛамповая техника — очень необычное для сегодняшних дней направление электроники. Схемотехника ламповых усилителей существенно проще транзисторных, но простота эта кажущаяся. Особенностью ламповых усилителей является работа с тракта с минимальным уровнем обратной связи. С одной стороны это уменьшает характерные для транзисторной техники искажения, вызванные наличием глубокой ООС(подробнее можно почитать в моей статье двухгодичной давности), которые производители полупроводниковых УНЧ сейчас искусно маскируют хорошо подобранным набором параметров красиво смотрящихся в инструкциях по эксплуатации, но не всегда сильно коррелирующих с точностью воспроизведения реального звукового сигнала. С другой, ламповые усилители более склонны к самовозбуждению, и от характеристик применяемых компонентов, способа их монтажа, взаимного расположения деталей и соединительных проводов зависит очень многое.

Две лампы с одинаковой маркировкой и даже одного производителя, могут иметь существенно отличающиеся друг от друга характеристики. В результате, для достижения стабильной качественной работы требуется тщательный подбор номиналов пассивных компонентов и индивидуальная установка режимов работы каждого каскада усиления.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что этоКроме этого, “звучание” усилителя может сильно зависеть от типа применяемых пассивных элементов — конденсаторов, резисторов, моточных изделий, поскольку большое значение играют паразитные элементы. Очень существенные и противоречивые требования предъявляются к согласующим трансформаторам, особенно выходным. В условиях высокоомных и высоковольтных цепей серьёзным фактором становятся шумы сопротивлений, паразитные ёмкости самих ламп, пассивных компонентов и монтажа. В результате, не понимая сути происходящих в усилителе процессов, очень сложно надеяться на успех даже повторяя удачную, проверенную годами схему. Всё это является идеальной средой для возникновения и распространения многочисленных мифов на которых с успехом паразитируют мошенники разного уровня и пошиба.

Процесс наладки усилителя порой обретает магические черты. Во многом благодаря этому, к “тёплому ламповому звуку потянулись не только ностальгирующие “старички”, но и уставшее от виртуальности и цифры молодое поколение. Каждому хочется почувствовать себя немного волшебником.

Ну а девушки? а девушки чуть позже

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Попробуем обобщить портреты людей, интересующихся ламповой техникой.

А что сейчас?

Итак, мы выяснили что на рынке ламповых УНЧ существует спрос, причём растущий. Однако сам рынок уже поделен на сегменты, в каждом из которых наблюдается достаточно острая конкуренция.

Салоны по продаже дорогих устройств HiFi уровня фабричного производства. В лучших из них продажа становится гламурным процессом. Вы можете послушать как звучит устройство, которое собираетесь купить. Получить консультацию от продавца по подключению и требуемым дополнительным аксессуарам. Наконец забрать выбранное творение домой, на прослушивание с гарантией того, что если звучание не пришлось по душе, товар можно вернуть без объяснений. Уровень сервиса высочайший, как впрочем и цены. Норма прибыли также велика. Однако на открытие и раскрутку такого салона требуются огромные инвестиции, а спрос может пойти вниз, вслед за вымыванием среднего класса.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что этоДешёвый сегмент готовых устройств представлен в основном Алиэкспрессом. Впрочем, совсем дешёвым его уже назвать язык не поворачивается. Покупка готового устройства на этом рынке сопряжена с большими рисками. Звучание ламповых усилителей очень сильно зависит от качества сборки и настройки, в которой очень много ручных операций, а это как раз то, что китайцам удаётся хуже всего. Кроме того, у них просто в крови стремление на замене комплектующих на более дешёвые. В результате, сэкономив пару долларов на сопротивлениях, они легко могут настолько угробить звук УНЧ за несколько сот долларов, что покупка потеряет весь смысл.

Кроме этого, ламповые устройства отличаются солидным весом. В результате их доставка влетает в копеечку, а к качеству упаковки предъявляются особые требования. Вернуть такой товар практически невозможно. Понять по какой причине не оправдались ваши надежды, а тем более исправить ошибки без богатого опыта невозможно.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что этоТе, кто хотят сэкономить ещё больше или/и сделать что-то своими руками покупают конструкторы. Основные проблемы там примерно те же, что и в предыдущем случае, к которым добавляются отсутствие опыта сборки, необходимых инструментов для настройки и плохая сопроводительная документация. Лично я купил ради интереса в своё время набор для сборки простенького лампового усилителя для стереотелефонов, сетевой трансформатор которого оказался с обрывом в первичной обмотке. Это при том, что по отдельности его нехитрую комплектацию в магазинах радиодетелей можно было купить минимум в два раза дешевле, чем впарили мне этот комплект!

По щучьему велению, по моему хотению!

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Представим, что вы решили тем не менее открыть магазин по продаже ламповой техники и пофантазируем чего бы вы хотели получить в идеале.

Закупаю только детали. Покупатели сами собирают усилитель, а мне за это ещё и доплачивают.

Кроме торговых помещений ведь нужен склад, мастерская для мелкого ремонта, кухонька для персонала…

Пусть покупатели сами всё это оплачивают, а мне ещё и приводят новых клиентов!

Магазин, это же куча работы — покупатели мельчешат, проблемы с арендой проверками. Зачем мне всё это? Пусть лучше другие открывают эти магазины, а я деньги получать буду.

Вот теперь совсем отлично получилось, даже Иванушка обзавидуется! Пора вспомнить заветные слова, как это там было в сказке: “По щучьему велению, по моему хотению!”
Эээх, какая жизнь тогда бы началась!

Вы скажете, что такое возможно только в сказках? А если нет?

А что же хочет покупатель?

Попробуем понять, чего же хотят наши потенциальные покупатели?

Большинство из них совсем не прочь поработать и собрать свой усилитель собственными руками, вложить в него душу и частичку своей индивидуальности, но для этого им не хватает самой малости, а именно:

Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с их потребностями!

Давайте вспомним основателя ИКЕА. При создании своей сети он применил очень много инноваций, но одна из главных — его мебель замечательно подходит для самостоятельной сборки даже покупателями с низкой квалификацией, не имеющих дома инструментов.

Однако, мы поставили себе несколько более сложную задачу, поэтому придётся пойти дальше Феодора Кампра.

Если проанализировать написанное выше, то можно прийти к мысли, что удовлетворить наши желания и их потребности можно путём объединения клуба, мастерской и магазина.

Для людей, которые готовы собирать усилители своими руками, очень важно общение — обмен опытом, поддержка, знаки одобрения. Переписка в мессенджерах и конференциях не способна дать такого эффекта, как личное общение. Зато его может обеспечить клубная система. Подобно посетителям фитнеса, членам клуба выдаётся карточка, содержащая гибкий тарифный план, в зависимости от которого определяется количество и время посещений и другие условия.

Самый простой вариант вовлечения новичков в конструирование ламповой техники — конечно продажа несложных стартовых конструкторов. Для начала необходимо отобрать несколько наиболее легко воспроизводимых моделей. В дальнейшем, модельный ряд можно расширять, повышая сложность, выходную мощность и снижая искажения.

Основной концепт

Базовое помещение — мастерская. В ней находятся рабочие места, оборудованные паяльным оборудованием, устройства для контактной сварки, измерительная техника, моточный станок и т. п.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что это

Особо хочется отметить необходимость доступа к наборам дорогостоящих активных и пассивных компонентов и аксессуаров. Одна из серьёзных проблем начинающих конструкторов усилителей — подбор оптимальных для каждого конкретного случая компонентов, например, цена конденсаторов одной и той же ёмкости может отличаться на порядки, в зависимости от материала диэлектрика и качества исполнения. Покупая дорогостоящие компоненты в магазине, а особенно по интернету, человек сильно рискует. Нет гарантии что затратив в 10 раз большие деньги он сможет заметно улучшить качество звучания. Благодаря наличию широкого выбора компонентов для тестирования, участники клуба могут выбрать подходящий для них вариант.

Члены клуба не обязаны покупать имеющиеся в наличии конструкторы, они могут принести для доработки свой собственный усилитель или купленный в другом месте набор для сборки и заняться его доводкой до совершенства. Наиболее опытные члены используя возможности и оборудование клуба могут заняться разработкой и сборкой собственных моделей с нуля.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что этоВо второй комнате находится базовое оборудование для механической обработки и покраски. Недорогие, но приличного качества модели с ручным управлением. Сверлильный и фрезерный станки с координатными столами, дремели, ручной инструмент. Что касается более сложных операций, требующих дорогого оборудования и высокой квалификации для обращения с ним (например изготовление шасси), их проще отдать на аутсортинг, установив с выбранными исполнителями отношения на долгосрочной основе. Членам же клуба обеспечить поддержку в разработке документации для их изготовления и централизованно размещать заказы.
Если размеры позволят, отдельную комнату можно выделить под сборку и доработку акустических систем.

Также необходима складская комната для хранения оборудования, где каждый член клуба может арендовать собственную ячейку, в которой будет храниться его детище.

Отдельную комнату неоходимо выделить для прослушивания собранной аппаратуры, она же может использоваться как место, для проведения мастерклассов.

Онлайн поддержка и масштабирование бизнеса

На стадии начального развития проекта с таким необычным форматом продаж наверняка будет найдено множество интересных решений, произойдёт оптимизация процессов, налаживание каналов поставок…

Нащупав оптимальную модель можно будет с успехом организовать продажу франшизы, причём выйти с ней за пределы территории России.

Это потребует необходимости развития онлай части проекта, вокруг которого будет формироваться комьюнити. Сайт, страницы в соцсетях, ведение блогов, оповещение о проведении мастерклассов и сеансов прослушивания.

Ламповый звук что это. Смотреть фото Ламповый звук что это. Смотреть картинку Ламповый звук что это. Картинка про Ламповый звук что это. Фото Ламповый звук что этоДополнительным стимулом для членства в клубе может стать помощь в продаже аппаратов, собранных его членами через единый интернет портал. Все усилители, выставленные в интернет магазине на продажу будут проходить проверку качества, что для покупателя может являться определённой гарантией того, что он не истратит свои кровные на откровенную халтуру.

В результате, через несколько лет после старта проекта мы будем иметь некую «экосистему», пронизанную горизонтальными связями сетевую структуру, реклама которой будет распространяться не сколько по платным каналам, сколько за счёт лидеров мнений и через «сарафанное радио».

Приглашаю принять участие в опросе

Меня очень интересует мнение хабраюзеров по поводу общественных мастерских. Этот формат родился в США и получил там наибольшее развитие, но в последнее время всё больше входит в моду в Европе. Предлагаю абстрагироваться от конкретной специализации мастерской и представить что её направление соответствует вашему хоби, не важно чем вы увлекаетесь — робототехникой, умным домом или или сборкой ламповых усилителей. Важно само отношение к подобному формату.

Дополнение: пользователь Ivanii поделился в комментарии интересной ссылкой заведений, имеющих признаки публичных мастерских, надеюсь среди них много действующих. Я делал свои исследования года три назад на эту тему и тогда большинство заведений, координаты которых удалось найти в Москве оказались мёртворождёнными — сделанными чиновниками для отчёта и «галочки». Надеюсь сегодня всё изменилось к лучшему. В январе на месяц вернусь в Москву, постараюсь посетить некоторые ради интереса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *