Лапка закрепляется на стержне штатива с помощью чего
Цель: изучить основные виды химической посуды, лабораторного оборудования и правил работы с ними.
Знакомство с лабораторным штативом. Устройство лабораторного штатива.
Объясните, почему подставка штатива изготавливается массивоной?
Для увеличения устойчивости.
Задание 1. Знакомство с устройсвом штатива.
Снимите с установленного на столе штатива лапку и кольцо. Для этого ослабьте винст крепления муфты со стержнем и, поднимая муфту с лапкой или кольцом вверх, снимите ее со стержня штатива. Освободите лапку и кольцо от муфты: поверните против часовой стрелки винт, удерживающий лапку и кольцо, и выньте их из муфты. Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий ее, был слева от стержня, а стержни лапки или кольца укреплялись бы таким образом, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта
Почему стержни лапок и колец располагаются сверху муфты?
Чтобы они не упали, если будут плохо закреплены.
Задание 2. Пользование штативом.
1. Почему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно поворачиваться?
Чтобы при нагревании стекло не лопнуло.
2. Заполните таблицу 3.
Химическая посуда.
НАЗВАНИЕ | РИСУНОК | МАТЕРИАЛ | НАЗНАЧЕНИЕ |
мерный цилиндр | стекло | для отмеривания определеного объема жидкости | |
реторта | стекло | для перегонки жидкостей | |
круглодонная колба | стекло | проведение реакция, перегонка жидкостей | |
плоскодонная колба | стекло | для проведения химических реакций без нагревания | |
коническая колба | стекло | для жидкостей | |
пробирка | стекло | для проведения реакций с небольшим количеством реактивов | |
химический стакан | стекло | для жидкостей | |
конусная воронка | стекло | для переливания жидкостей | |
чашка | фарфор | для выпаривания растворов, измельчения твердых веществ |
3. Как вы думаете, почему для изготовления химической посуды наиболее часто используется стекло?
Так как стекло прочное, химически стойкое, инертное. С ним не взаимодействует большинство химических веществ.
4. Назовите лабораторное оборудование.
Мир глазами химика
Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса
1.6. Немного о технике лабораторных работ
Чтобы работать в лаборатории, надо хорошо знать химическую посуду, оборудование и инструменты. Посуда используется стеклянная и фарфоровая. Стеклянную посуду делают из специального стекла, чтобы она не могла треснуть при нагревании. С лабораторным оборудованием и посудой мы будем знакомиться постепенно, по мере изучения химии.
А вот теперь внимание! Все то, о чем сейчас будет говориться, нельзя понять и освоить только при чтении книги. Нужно все делать своими руками.
При помощи пипетки налейте в пробирку нужное количество воды. Если нужно смешать в пробирке две или три жидкости, то каждой
Рис. 1.8. Правильное (а) и неправильное (б) перемешивание жидкости в пробирке
из них берут еще меньше, иначе их будет трудно перемешать. Смешивают жидкости в пробирке, слегка постукивая по ней пальцем (рис. 1.8, а), но ни в коем случае не встряхивая ее, закрыв отверстие пальцем (рис. 1.8, б), т. к. можно, во-первых, повредить палец, а во-вторых, загрязнить содержимое пробирки.
Если в пробирке приходится смешивать жидкость и твердое вещество, часто пользуются стеклянной палочкой (рис. 1.9). Перемешивать стеклянной палочкой надо осторожно: медленно, не стучать палочкой по стенкам пробирки, т. к. их легко пробить. Некоторые из предосторожности надевают на конец палочки маленький кусочек резиновой трубки. Это можно делать только тогда, когда работающий уверен, что содержимое пробирки не вступит в реакцию с резиной. После перемешивания стеклянную палочку нельзя класть на стол, а надо опускать ее в другую чистую пробирку. Если вы хотите использовать эту стеклянную палочку для перемешивания другой жидкости, ее нужно предварительно тщательно вымыть и высушить.
Хотя пробирка изготовлена из специального стекла, вносить ее в пламя нужно осторожно, поскольку при резком нагревании только какой-нибудь ее части она может лопнуть. Чтобы этого не произошло, пробирку сначала прогревают равномерно по всей длине и только потом нагревают ее донышко. Наблюдать за поведением нагреваемого вещества надо сбоку (рис. 1.10), через стенку, ни в коем случае не заглядывая в пробирку.
Если пробирку с раствором нужно нагреть, ее следует закрепить в держатель (рис. 1.11) или в лапку штатива (рис. 1.11, б). Штатив (рис. 1.12) используют не только для закрепления пробирок, но и для сборки более сложных приборов. Он состоит из вертикального стержня (1), ввинченного в тяжелое плоское основание (2), на котором с помощью муфт (3) закрепляются различные приспособления, например лапки (4) и кольца (5). Штативами также часто называют подставки для пробирок (рис. 1.13).
Рис. 1.11. Держатели для пробирок (а) и пробирка, закрепленная в держателе (б)
Рис. 1.12. Штатив для крепления химической посуды и приборов (а); пробирка, закрепленная в лапке (б):
1 – вертикальный стержень; 2 – основание; 3 – муфты; 4 – лапка; 5 – кольцо
Заметим, что пробирку в держателе или в лапке штатива закрепляют около самого отверстия (см. рис. 1.11, б, рис. 1.12, б). Закрепите пустую пробирку в держателе. Другую пробирку закрепите в лапке штатива. Внимание! Не забудьте, что стекло пробирки хрупкое, ее легко раздавить в лапке, если сильно затянуть винт. Поэтому все время при завинчивании проверяйте, не слишком ли туго вы его затянули. Делайте это осторожно, постепенно. Как только пробирка перестанет выпадать из лапки, завинчивание следует прекратить.
Пробирке, укрепленной в лапке штатива, можно придать любое положение, пользуясь винтами муфты. Можно ее поднять повыше или опустить, придать ей наклонное или даже горизонтальное положение, а можно установить ее вертикально. Сделайте это, чтобы научиться работать винтами штатива.
Кроме пробирок и штативов очень важны в химической лаборатории нагревательные приборы, т. к. при проведении опытов вещества часто приходится нагревать. Это прежде всего спиртовка (рис. 1.14), состоящая из резервуара (2) со спиртом, в который опущен фитиль (1). Верхний конец фитиля выходит наружу через трубку держателя. Сверху спиртовка закрывается колпачком-крышкой (3). Для того чтобы воспользоваться спиртовкой, надо снять с нее колпачок и поджечь фитиль. Горящую спиртовку нельзя передвигать, потому что есть риск разлить находящийся в ней спирт; он может загореться и тем самым вызвать пожар. Гасить спиртовку следует, закрывая ее колпачком. Нельзя дуть на пламя, потому что при этом пламя может проскочить внутрь спиртовки.
Конечно, если в вашем распоряжении имеется не спиртовка или газовая горелка, а электронагреватель, то его мощность можно регулировать, добиваясь нужной для нагрева температуры. Но на открытом пламени спиртовки или горелки тоже можно регулировать нагрев. Для этого нужно знать строение пламени. Его лучше всего изучать на примере пламени свечи.
Опыт 1.3. Для опыта нам понадобятся свеча и тонкая деревянная лучинка. Зажжем свечу и внимательно рассмотрим ее пламя (рис. 1.15, а). Мы видим, что оно неоднородно. Около самого фитиля пламя почти не светится, а вот средняя широкая часть его светится ярче всего. Наружная часть пламени опять более бледная, а над факелом можно иногда заметить идущую вверх струйку сажи. Возьмем лучинку и внесем ее на 3 с в пламя, как бы разрезая его лучинкой поперек (рис. 1.15, б). Рассмотрим после этого лучинку. Замечаем, что она обуглилась в двух местах (1), соответствующих наружной части пламени. Это значит, что наружная часть – самая горячая.
Рис. 1.15. Исследование пламени свечи: а – строение пламени; б – внесение лучинки в пламя; в – выведение паров парафина с помощью трубки из центра пламени:
1 – места обугливания лучинки
Теперь возьмем тонкую стеклянную трубочку и внесем ее одним концом в нижнюю часть пламени, а у другого конца попробуем зажечь выходящие газы (рис. 1.15, в). Удалось ли вам это сделать? Если они загорелись, то, следовательно, внутри пламени собираются несгоревшие пары парафина, из которого сделана свеча, и эта часть пламени – самая холодная.
Средняя часть пламени – самая яркая, потому что в ней находятся раскаленные частицы углерода, входящего в состав парафина и образующегося в свободном состоянии на определенной стадии реакции горения парафина. Однако тот факт, что лучина обуглилась только в наружной части пламени, указывает на то, что внутри пламени средняя часть не самая горячая. Струйка сажи вверху говорит о том, что образующийся в результате разложения парафина углерод не весь сгорает из-за недостатка кислорода.
Химический практикум для учащихся медико-биологических классов краснодар
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Правила пользования лабораторным штативом.
Сборку штатива проводят в следующем порядке (рис. 34.):
сначала ввинчивают стержень в подставку; нужно следить за тем, чтобы стержень был до отказа ввинчен в подставку ;
затем закрепляют на стержне зажимы (муфты);
затем присоединяют лапки и кольца; обратите внимание на правильное положение лапки или кольца в зажиме (муфте) (рис. 35); также следите за тем, чтобы зажимы прочно удерживали лапки и кольца: иначе при проведении опыта стеклянный прибор может разбиться;
после закрепления лапки (или кольца) в зажиме можно приступать к укреплению пробирки или другого стеклянного прибора.
Рис. 34. Приемы обращения с лабораторным штативом:
1– ввинчивание стержня; 2 – закрепление зажима на стержне;
3 – закрепление лапки в зажиме; 4 – закрепление пробирки в лапке.
Рис. 35. Крепление лапки или кольца в зажиме: а – правильное; б – неправильное.
При закреплении пробирки в лапке штатива следует соблюдать следующие правила:
пробирку зажимают около отверстия, а не на середине (рис. 36), чтобы можно было нагревать ее поверхность по всей длине;
пробирка должна быть зажата в лапке так, чтобы она не выпадала из лапки и вместе с тем ее можно было передвигать (крепко зажатая пробирка может лопнуть).
Рис. 36. Крепление пробирки в лапке: а – вертикально; б – горизонтально.
Для укрепления в стакане на кольцо штатива кладут специальную асбестированную сетку, а на нее ставят стакан. Фарфоровую чашку можно помещать на кольцо штатива без сетки.
Правила обращения с реактивами.
Вещества, с которыми работают в химической лаборатории, называются реактивами. Их хранят в специальной таре: банках или склянках. На склянках (или банках), в которых хранятся реактивы, всегда должна быть этикетка с названием вещества или его химической формулой (рис. 38). Если на банке или склянке нет этикетки, то реактив использовать нельзя. Такие реактивы уничтожаются. На этикетке также указывается степень чистоты реактива: «х.ч.» – химически чистый; «ч.д.а.» – чистый для анализа; «ч.» – чистый; «техн.» – технический. На этикетках обязательно указывают и особые свойства веществ, на которые нужно обращать внимание при работе с реактивами: степень ядовитости, горючесть, способность образовывать взрывоопасные смеси с другими веществами и др.
Рис. 38. Склянки с этикетками.
Некоторые реактивы, изменяющиеся под действием света, хранят в склянках из оранжевого или темного стекла, дополнительно эти склянки также оборачивают черной бумагой. Есть реактивы, которые нельзя хранить в стеклянной посуде, например, плавиковую кислоту, которая вступает во взаимодействие со стеклом. Такие реактивы хранят в полиэтиленовой таре.
Запомните!
Насыпать или наливать вещества можно только над специальным подносом.
Для опыта брать только указанное количество вещества; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 см 3
Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью шпателя, ложечки, пробирки, но не руками (рис. 39).
Рис. 39. Взятие пробы сухого вещества: а – шпателем; б – пробиркой.
Нельзя использовать один и тот же шпатель или одну и ту же пипетку для отбора проб разных веществ.
Ошибочно взятый излишек реактива нельзя высыпать (или выливать) обратно в склянку.
При отборе пробы растворов или жидких веществ, чтобы не испортить этикетку, склянку держать так, чтобы этикетка была закрыта ладонью (рис. 40).
Рис. 40. Положение склянки с реактивом в руке при отборе пробы.
Для определения запаха вещества держать склянку надо на небольшом расстоянии от лица и легким движением руки над горлом сосуда направить пары вещества в свою сторону и осторожно вдохнуть (рис. 41). ( Никогда не наклоняйтесь над склянкой и не подносите близко к лицу открытую склянку: пары некоторых веществ могут вызывать раздражение слизистой оболочки глаз, носа, рта и даже отравления! )
Рис. 41. Ознакомление с запахом вещества.
Пробки от склянок нужно класть на стол широкой частью вниз. Чтобы не перепутать пробки, нельзя открывать одновременно несколько склянок.
Измельчение твердых веществ разрешается проводить только в фарфоровой ступке с помощью пестика (рис. 42).
При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их большим количеством холодной проточной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2%-ыми раствором уксусной кислоты или гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.
ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРЫХ РАБОТ
Для измельчения веществ чаще всего используют ступки. Перед измельчением веществ под ступку кладут чистый лист бумаги, для того чтобы сохранить вещество, если оно случайно рассыплется.
В ступку насыпают небольшое количество вещества и растирают его круговыми движениями пестика. Бить пестиком по веществу недопустимо и опасно : можно разбить ступку и осколки вещества могут попасть в глаза.
Рис. 42. Растирание твердого вещества в ступке.
Для того чтобы добиться наибольшего измельчения, вещество следует брать маленькими порциями. Время от времени надо снимать растертое вещество со стенок ступки с помощью шпателя и после этого продолжать растирание.
Для взвешивания в школьных химических лабораториях, как правило, используют аптекарские весы (рис. 43), технические (рис. 44) или электронные (рис. 45).
Рис. 43. Аптекарские весы с разновесами.
Рис. 44. Технические весы с разновесами.
Рис. 45. Электронные весы.
Аптекарские весы имеют точность взвешивания до 0,05 г, технические – до 0,01 г. Каждые весы имеют свой разновес, т.е. набор гирь (рис. 46). На каждой гире разновеса указана ее номинальная масса, т.е. масса, которой гиря должна соответствовать. Разновесы обычно изготовляют из металлов или их сплавов (алюминия, платины, латуни, нейзильбера).
Рис. 46. Разновесы. Рис. 47. Приемы обращения с разновесами.
В школьном наборе разновесов есть гири массой 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 граммов. Для измерения масс меньше 1г используют разновесы в виде пластин с отогнутым у одного угла краем массой 500, 200, 100, 50, 20 и 10 мг. Разновесы хранятся в специальном ящике, каждая гирька в своем гнезде (рис. 46). При взвешивании категорически запрещается брать руками разновесы любой массы! Чтобы извлечь разновес из ящика (или футляра), пользуются специальным пинцетом, который хранится в ящике с разновесами. Разновесы от 1г и более берут за удлиненную верхнюю часть, разновесы менее 1г – за отогнутый угол (рис. 47). После взвешивания разновесы кладут обратно в ящик (или футляр) обязательно в те же гнезда, в которых они находились.
При определении массы образца вещества следует соблюдать следующие правила.
Правила взвешивания на аптекарских весах
при определении массы образца вещества.
Перед началом взвешивания проверьте, находятся ли весы в равновесии и в порядке ли разновесы.
Нельзя ставить на чашки весов горячие, мокрые или грязные предметы.
Нельзя помещать взвешиваемое вещество непосредственно на чашку весов. Для этого можно использовать часовое стекло, бюкс, стакан.
Часовое стекло, бюкс или стакан помещают на левую чашку весов (если вы левша – то на правую) и уравновешивают весы, насыпая на правую чашку дробь (для левши соответственно – на левую).
На часовое стекло, в бюкс или стакан поместите взвешиваемое вещество. На правую чашку весов помещают разновесы, начиная с ближайшего значения к предполагаемой массе взвешиваемого вещества.
Помещая вещество или разновесы на чашку весов, придерживайте ее, чтобы избежать резких качаний весов. Придерживать весы за стрелку нельзя! ( Так можно сломать весы.)
Разновесы берут только пинцетом. Снимая разновесы с чашки весов, сразу ставьте их в гнезда ящика, но не на стол.
Разновесы следует ставить на чашку весов по порядку от большей массы к меньшей. Если масса разновесов превышает массу вещества, то последнюю в ряду разновеску нужно заменить следующей меньшей. Если же масса разновесов меньше массы вещества, то, ничего не снимая, добавьте следующую меньшую.
После того, как будет достигнуто равновесие, запишите результаты взвешивания.
Например, в ящике с разновесами пустыми являются гнезда: 20; 10; 2; 0,5; 0,1; 0,02 г (если в гнезде нет разновеса, значит он находится на чашке весов). Выпишите в столбик значения разновесов и сложите их: 20,00 + 10,00 + 2,00 + 0,50 + 0,10 + 0,02 = 32,62 г.
На правую чашку весов положите часовое стекло или поставьте бюкс (стакан).
Уравновесьте весы с помощью дроби, насыпая ее на левую чашку весов.
Поставьте разновесы нужной массы на правую чашку весов.
С помощью шпателя или специальной ложечки аккуратно добавляйте отвешиваемое вещество до наступления состояния равновесия. Будьте внимательны и аккуратны, следите за тем, чтобы вещество не просыпалось на чашку весов. Помните о том, что избыток вещества нельзя возвращать в банку, из которой его взяли.
Многие химические опыты выполняют при нагревании. Для этого в химической лаборатории используют различные нагревательные приборы: спиртовки, газовые горелки, электронагреватели, электроплиты, колбонагреватели, водяные бани, муфельные печи (рис 54).
Рис. 54. Нагревательные приборы: а – спиртовка; б – электроплиты; в – колбонагреватель; г – пробирконагреватель; д – водяная баня, е – муфельная печь.
Нагревание жидкостей и твердых веществ можно проводить в тонкостенной стеклянной, фарфоровой или металлической посуде. Нагревать вещества в посуде из толстого стекла нельзя – стекло треснет. При использовании стеклянной или фарфоровой посуды следует обращать внимание на состояние наружных стенок. Они обязательно должны быть сухими, так как даже незначительные капельки воды на внешней стенке пробирки или колбы приведут к неравномерному нагреванию стекла и, как следствие, к его растрескиванию.
Круглодонные пробирки и фарфоровые чашки можно нагревать на открытом огне, а химические стаканы и колбы нагревают через асбестированную сетку или на водяной бане (рис. 55).
Рис. 55. Нагревание: а – на «голом огне»; б – через асбестированную сетку; в – на водяной бане.
Спиртовка состоит из резервуара (обычно стеклянного), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском, и колпачка (рис. 56).
Рис. 56. Спиртовка: 1 – резервуар; 2 – спирт; 3 – фитиль; 4 – трубка с диском; 5 – колпачек.
Спиртовку заправляют в следующем порядке (рис. 57): в резервуар через воронку наливают спирт (не более 2/3 объема спиртовки); в металлическую трубку вставляют фитиль из хлопчатобумажных нитей так, чтобы он входил не слишком плотно, но вместе с тем не выпадал из трубки. Конец фитиля обрезают ножницами. Чтобы предотвратить испарение спирта, сверху спиртовку закрывают стеклянным притертым колпачком. (На лабораторных и практических занятиях вы всегда будете получать заправленную спиртовку.)