Латеральные предпочтения у детей что это
Тесты для определения особенностей латерализации
ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
(ДОМИНАНТНОСТИ ПАРНЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ)
В научной литературе существует значительное количество анкет, проб для определения латеральных предпочтений. Это тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, М.М. Безруких, Л.И. Васссерман, С.А. Дорофеевой, Я.Л . Меерсон и других.
С точки зрения Н.Я. Семаго в процессе практической работы целесообразно использовать небольшой набор наиболее показательных и простых проб для получения значимых данных о специфике латеральных предпочтений ребенка
Предлагается использовать следующие процедуры.
Для исследования ведущей руки пробы:
переплетение пальцев рук;
поза «наполеона» (для детей после 7 лет);
Для исследования ведущей ноги пробы:
«попрыгай на одной ноге»;
Для исследования сенсорных предпочтений пробы:
«телефонная трубка» (ведущее ухо);
«подзорная труба» (калейдоскоп) (ведущий глаз)
Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности).
Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок
«Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
1. Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков.
Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
2. Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками.
Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк.
3. Проба «Телефонная трубка»
Инструкция «Позвони по телефону».
Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии.
4. Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой.
Инструкция «Протри стол».
Активные действия выполняет ведущая рука.
5. Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой.
Активные действия выполняет ведущая рука.
6. Ребёнку предлагается раздать карты.
Инструкция «Раздай карты».
Ведущая рука раскладывает карты.
Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп)
Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп».
Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии.
8. Хлопать в ладоши.
Инструкция «Похлопай в ладоши».
Ведущая рука сверху.
9. Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.
Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки.
Инструкция «Заведи часы».
Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы.
11. Переплетение пальцев рук.
Инструкция «Переплети пальчики».
Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки».
Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
13. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. друг от
друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута).
Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой». Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой.
Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них.
Для определения скрытых признаков левшества, которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и «аплодирование»
В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА
Для успешного обучения ребёнка необходимо знать, какой глаз и нога являются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действовать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания
1. Проба с калейдоскопом
Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает.
2. Проба с прицеливанием (проба Розенбаха)
Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим
3. Тест «карта с дырой»
В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1×1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается
В тёмной комнате ребёнка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечку, а затем
прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки
Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста
5. Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием
Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка
При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА
1. Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом
Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными
Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим
ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и
представьте, что слышите, как они тикают».
Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом.
Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.
. Проба «Телефонная трубка»
Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ
1. Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул
на колени
Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей.
2. Ребёнку предлагается прыгнуть в длину
Ведущая нога является толчковой.
3. Сесть и закинуть ногу на ногу
Сверху оказывается функционально преобладающая нога.
4. Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку
Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.
5. Измерение длины шага
Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.
Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.
Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
Актуальной проблемой, затрагивающей биологию, медицину, педагогику и психологию, является феномен сенсомоторной асимметрии человека, её влияние на развитие и процессы адаптации. Исследования различных авторов демонстрируют связь готовности ребенка к школе со степенью сформированности параметров асимметрии. Эти параметры влияют на особенности и успешность когнитивной, речевой и учебной деятельности.
Весьма часто в общественном мнении есть представление, что по количеству левых или правых признаков в сенсорной и моторной сфере можно предсказать психологические особенности человека. Однако это представление развенчано еще в конце 20 столетия. Все чаще получаются данные о том, что в начальной школе тяжелее всего учиться детям, у которых сенсорная и моторная сфера относятся к разным полушариям. Анализ этого явления и явился целью нашего исследования.
Индивидуальный латеральный профиль представляет собой сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого ребенка, что, в свою очередь, влияет на его стиль обучения.
Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрии [2].
Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное мышление.
В нем представлена образная модель мира, разбитая на отдельные элементы. В памяти левого полушария хранятся осознанные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет последовательные функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим у левополушарных людей» [5].
Правое полушарие отвечает за конкретно-образный характер познавательных процессов, наглядно-образное мышление. Правое полушарие, в отличие от левого, формирует целостный и многообразный контекст на основе множества противоречивых связей. В процессах обучения правое полушарие реализует механизмы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). [3]
В любой деятельности участвует оба полушария. Различна только доля участия каждого полушария у человека. За передачу информации из одного полушария в другое осуществляет мозолистое тело. Оно созревает на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому в тех видах деятельности, в которых необходимо плотное взаимодействие полушарий (письмо, чтение и т. д.) дети с распределенными латеральными показателями могут быть менее успешными и требовать особого внимания. Для дифференцированного подхода к обучению детей с разными латеральными профилями необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления в зависимости от распределения функций по полушариям.
При нормальном развитии профиль индивидуальной латерализации должен сформироваться к 7—8-летнему возрасту (его несформированность в этом возрасте может свидетельствовать об отклонении или отставании в развитии, в том числе о ЗПР) [4].
С помощью проб, наиболее принятых в литературе (Николаева, 2009) были изучены латеральные предпочтения в сенсорной и моторной сферах у детей.
Мы провели исследование 10 детей подготовительной группы, обучающихся в ГБДОУ №60 Центрального района. Среди респондентов 3 мальчика и 7 девочек. Методика показала, что 90% респондентов имеют смешанный латеральный профиль и 10% правый (один человек).
Статистика индивидуальных латеральных профилей руки – 80% смешанный тип, 20% правый профиль; ноги – 60% смешанный, 40% правый; глаза – 50% смешанный, 10% левый, 40% правый тип; уха – 70% смешанный, 20% левый и 10% правый тип.
Двое детей имеют кросс-латеральный тип, при котором индивидуальные профили по разным показателям (глаз, ухо) противоположны (правый/левый). Это использование противоположных сторон при решении одной задачи. У таких детей будет возникать больше сложностей в обучении, поскольку не созревшее мозолистое тело с большим трудом передает информацию из одного полушария в другое.
1. Акимова Л. Н. Диагностика индивидуального профиля латеральнойорганизации индивида: методические рекомендации / Составитель Л. Н. Акимова [Электронное издание], 2015.
2. Горбачев М. Н. Психологические и психофизиологические особенности восприятия времени людьми с различным профилем латеральной организации головного мозга [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 2006.
3. Куликов Вячеслав Юрьевич, Антропова Людмила Кондратьевна, Козлова Лариса Анатольевна Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации // JournalofSiberianMedicalSciences. 2010. №5.
4. Найданова Галина Евгеньевна, Брызгалова Светлана Олеговна Особенности межполушарной асимметрии у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014. №1.
5. Сербина Л. Ф. Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2016. №XII.
Методика «Рукавички» для старших дошкольников (Г. А. Цукерман) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Обучение грамоте старших дошкольников Обучение грамоте старших дошкольников. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это.
Консультация для родителей «Особенности детей по типам активности» Биоритмы малыша: «сова», «жаворонок» или «голубь»? Все малыши, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может.
Программа по семьеведению для старших дошкольников СЕМЬЕВЕДЕНИЕ Старший дошкольный возраст. Воспитатель: Филатова Е. А. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Цели: – разностороннее.
Речевки, побудки для старших дошкольников Речёвки, побудки для старших дошкольников. *** Открывайте, дети, глазки! Детский сад «В гостях у сказки» Ждёт вас всех скорей играть, Улыбнулись.
Специфика музыкальной деятельности с детьми логопедических групп Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной.
Специфика связного речевого высказывания дошкольников с III уровнем речевого развития В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая.
Консультация «Специфика здоровьесберегающей среды» Специфика здоровьесберегающей среды Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МДОУ, является охрана и укрепление физического.
Латеральные предпочтения у детей что это
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable
Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Существуют различные предположения о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Леворукие люди существовали всегда, но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет назад отношение учителей к левшам было резко негативным, педагоги стремились, во что бы то ни стало, переучить детей на правую руку, порой прибегая к самым жестким методам. Но на сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей.
На сегодняшний день проблемам особенностей в развитии детей с левшеством, становится все более актуальной. При очевидной необходимости разработки проблемы левшества, психологические особенности левшей все еще продолжают оставаться мало изученными. Недостаточная теоретическая изученность этой проблемы во многом определяет отсутствие в практике обучения и воспитания леворуких детей научно-обоснованных специфических методических приемов их обучения. Особенности в развитии леворуких детей проявляются в ряде трудностей, которые испытывают дети в процессе обучения. Природа трудностей, которые дети начальной школы испытывают в процессе обучения, может быть объяснена самыми различными факторами. В этой связи с чем, углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется с позиции педагогической психологии, психофизиологии, прежде всего с позиции детской нейропсихологии.
Рассматривая проблемы, которые ребенок испытывает в процессе обучения, особое внимание следует уделить фундаментальным нейропсихологическим закономерностям, а именно межполушарной асимметрии строения головного мозга.
В настоящее время психологами в области образования разработаны теоретические рекомендации по социальной адаптации леворуких детей к школе, учителям известно о трудностях, которые возникают у леворуких детей при поступлении в школу, однако до сих пор нет концепции (научно-обоснованной программы) психологического сопровождения детей с наличием левшества, недостаточно разработаны исследования проблемы психологического сопровождения детей с наличием левшества в системе общеобразовательной школы.
Специалисты выделяют четыре основные причины школьной неуспеваемости:
1. Предъявляемые школьнику требования не совпадают со стадией функционального развития его мозга, опережая возрастную готовность к выполнению поставленных задач.
2. Отдельные структуры мозга отстают в анатомическом развитии и, следовательно, в формировании функциональных систем психики ребенка.
3. Не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.
4. Предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов школьника [4, с.280].
Нарушения межполушарного взаимодействия, блокирование активности ведущего и перегрузка менее активного полушария приводят не только к снижению обучаемости, худшим результатам в деятельности (главным образом учебной), но и к невротизации детей. Дифференцированное обучение и воспитание, учитывающие возрастные и физиологические особенности ребенка, способствуют устранению дисбаланса в работе мозга, снижению и профилактике утомляемости.
Довольно часто у младших школьников, особенно неуспешных, возникают навязчивые опасения сделать что-то не так, неуверенность, а затем и болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерная требовательность к себе нередко усугубляется давлением гиперсоциализированных родителей. Все это создает запредельный режим работы левого полушария, ответственного за деятельность, регламентируемую нормами и правилами. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, что проявляется в нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости, снижении работоспособности, головных болях.
Относительно детей с наличием левшества М.К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), отмечает «у этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”, ее все время “запихивают” в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки» М.К. Бурлакова призывает: «Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях» [1, с.280]. Как считает, Николаева Е.И., «родителям ни в коей мере не следует подчеркивать леворукость ребенка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить» [2,с.127]. Явление левшества дало миру многих гениев в самых разных, главным образом гуманитарных областях (Леонардо да Винчи, Микеланджело, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ч. Чаплин и др.). К равнополушарным относится М.В. Ломоносов.
Школьному психологу, зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети потом обязательно догонят сверстников, а став взрослыми, утверждают специалисты, будут иметь более высокий интеллект.
Учителям, в особенности начальных классов, когда доминирование правого полушария очень сильно и у правшей (это определено возрастными стадиями созревания структур головного мозга), следует помнить, что левшам свойственна большая впечатлительность. Из различных видов памяти для такого ребенка более характерна зрительная, образная. Восприятие материала на слух у него затруднено, и новый материал должен сопровождаться схемами, рисунками, иллюстрациями.
Но и для ребенка-правши школа таит множество серьезных моментов, препятствующих нормальному, спокойному, безболезненному процессу адаптации и обучения. И причина порой не столько в его личностных особенностях, сколько в психологической безграмотности учителей и родителей. Следовательно, знания из области нейропсихологии совершенно необходимы современному педагогу, психологу, логопеду, дефектологу.
Несмотря на обоснованные рекомендации психологов, работающих в области образования, не проводить тестирование для детей, поступающих в 1 класс, тем не менее, различного рода тестирования проводятся. Следует отметить, что оценка уровня готовности к обучению в школе проводиться без учета латеральных предпочтений детей поступающих в школу, а ведь дети с наличием левшества могут иметь особенности в пространственной ориентировке, скорости выполнения заданий и.т.д. Следовательно, результаты тестирования могут оказаться элементарно недостоверными.
Хотелось бы отметить, что проявление индивидуальности во взаимосвязи с латеральными предпочтениями не зависит от этнической принадлежности детей, феномены «левшества» являются, по нашему мнению «культурно-свободными», актуальным является развитие этой индивидуальности в социокультурном пространстве.
2. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение коррекция. Учебно-методическое пособие. Санкт Петербург. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 127с.
3. Проблема леворукости в дифференциальной психофизиологии. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Кол. монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. с.23-25.
Тест на латерализацию на тему «Определение ведущей руки»
ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
(ДОМИНАНТНОСТИ ПАРНЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ)
В научной литературе существует значительное количество анкет, проб для определения латеральных предпочтений. Это тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, М.М. Безруких, Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеевой, Я.Л . Меерсон и других.
С точки зрения Н.Я. Семаго в процессе практической работы целесообразно использовать небольшой набор наиболее показательных и простых проб для получения значимых данных о специфике латеральных предпочтений ребенка
Предлагается использовать следующие процедуры.
Для исследования ведущей руки пробы:
переплетение пальцев рук;
поза «наполеона» (для детей после 7 лет);
Для исследования ведущей ноги пробы:
«попрыгай на одной ноге»;
Для исследования сенсорных предпочтений пробы:
«телефонная трубка» (ведущее ухо);
«подзорная труба» (калейдоскоп) (ведущий глаз)
Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности).
Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок
«Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
1. Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков.
Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
2. Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками.
Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк.
3. Проба «Телефонная трубка»
Инструкция «Позвони по телефону».
Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии.
4. Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой.
Инструкция «Протри стол».
Активные действия выполняет ведущая рука.
5. Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой.
Инструкция «Лови мяч».
Активные действия выполняет ведущая рука.
6. Ребёнку предлагается раздать карты.
Инструкция «Раздай карты».
Ведущая рука раскладывает карты.
Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп)
Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп».
Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии.
8. Хлопать в ладоши.
Инструкция «Похлопай в ладоши».
Ведущая рука сверху.
9. Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.
Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки.
Инструкция «Заведи часы».
Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы.
11. Переплетение пальцев рук.
Инструкция «Переплети пальчики».
Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки».
Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
13. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5см.друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута).
Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой». Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой.
Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них.
Для определения скрытых признаков левшества, которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и «аплодирование»
В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА
Для успешного обучения ребёнка необходимо знать, какой глаз и нога являются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действовать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания
1. Проба с калейдоскопом
Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает.
2. Проба с прицеливанием (проба Розенбаха)
Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим
3. Тест «карта с дырой»
В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1×1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается
В тёмной комнате ребёнка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечку, а затем прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки
Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста
5. Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием
Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка
При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА
1. Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом
Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными
Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим
ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и
представьте, что слышите, как они тикают».
Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом.
Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.
. Проба «Телефонная трубка»
Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ
1. Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул на колени
Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей.
2. Ребёнку предлагается прыгнуть в длину
Ведущая нога является толчковой.
3. Сесть и закинуть ногу на ногу
Сверху оказывается функционально преобладающая нога.
4. Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку
Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.
5. Измерение длины шага
Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.
Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.