Лавинный рюкзак что это
Правда о лавинных рюкзаках
Ниже приведен перевод статьи, опубликованной на сайте лавинного центра штата Юта (США) в марте 2013года. Автор статьи — Брюс Темпер (Bruce Tremper), с 1986 года возглавляющий Лесную Службу Лавинного Центра Юты. Брюс Темпер работал директором лавинных служб на нескольких американских горнолыжных курортах, а также главным аналитиком в Лавинном Центре Аляски.
Оригинал статьи тут.
Этой зимой я заметил в журнале рекламу лавинных рюкзаков, в которой было заявлено о «97% выживших в реальных условиях». О чем реклама не упоминает, так это о том, что количество выживших среди не пользовавшихся эйрбэгом составляет и так 80-90%. Другими словами, большинство людей, попавших в лавину, легко отделаются: уедут от доски, ухватятся за дерево, останутся на поверхности или будут выброшены на лавинный вынос, лавина может быть достаточно маленькой, чтобы засыпать, они могут быть найдены с помощью лавинного датчика или же им просто повезет… Большинство людей, попавших в лавину, выживет, что очень хорошо для нас всех.
Кажется, что конца сомнениям в эффективности лавинных подушек безопасности не будет. Я слышал массу разных версий от уже упомянутых 97% вплоть до «эйрбэг спасет лишь 3 из 100 человек, в другом случае погибших бы», и эту точку зрения высказывали профессионалы-лавинщики. Это приводит в замешательство.
Лавинный рюкзак что это
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 09:00 до 23:00
Современный лавинный рюкзак – это предмет снаряжения, который работает не только в качестве средства транспортировки вещей, но и повышает шанс выжить при сходе снега.
Создание нового средства безопасности стало актуальным после случая с егерем Йозефом Хохенестером. Охотник дважды попадал в сходящий поток и оба раза выжил благодаря туше оленя, которого нес на себе. Большой объем тела животного позволял «всплывать» на поверхность вместо погребения.
Содержание:
Позже он экспериментировал с различными конструкциями, создающими объем, как баки и баллоны на рюкзаке. Передвижение по заснеженным горам с такой конструкцией было сложным делом, потому широкого распространения они не получили.
Осовремененный прототип появился в 1980, его создал лыжник из Германии – Петер Аушер, для чего приобрел патент на конструкцию
Конструктивно это был рюкзачок угловатой формы, внутри которого находился нейлоновый мешок, надуваемый при помощи баллона с азотом. Публике первая модель была продемонстрирована на выставке спустя 5 лет.
Матчасть
Новинка не вызвала особого ажиотажа, но постепенно потенциал был переоценен. На самом деле этот девайс является одним из немногих средств пассивной защиты при попадании в лавину, который продемонстрировал свою эффективность. Рост популярности привел к тому, что разнообразные компоновки и новинки хлынули на рынок, занимая нишу.
Выделяют несколько параметров для оценки систем:
Несмотря на это, вариант срабатывания всегда один – это заполнение мешка сжатым газом. Обычно срабатывает 1-2 подушки, которые имеют суммарный объем 150-180 литров. Смысл их в том, что райдер становится самым крупным объектом в лавине и естественным образом выталкивается на поверхность более мелкими крупинками и комками снега, которые стремятся вниз.
В рыхлом покрове метод очень эффективен, но ухудшается, если на пути потока оказывается препятствие, приводящее к сваливанию в большие плотные блоки
В качестве источника газа выступают:
В качестве наполнения может выступать:
У баллонов есть один существенный недостаток – это необходимость перезарядки и ограниченное количество пусков. Компрессор будет работать столько, сколько позволит запас батарей, а после пополнения от сети, снова окажется в строю. Кроме того, емкости под газ скрадывают свободное пространство сумки.
Наличие таких устройств в багаже может вызвать дополнительные трудности при провозе в самолете.
Кстати, у нас в пункте аренды горных лыж люди часто спрашивают данный девайс, так как без него фрирайд является опасным.
Недостаток электроники в массивности и большей массе, которую обеспечивают не только электрические компоненты, но и корпус для их защиты, батареи
Цена: около 60-70 тысяч рублей
Этот бренд идет первым в списке, так как это та самая марка, созданная немцем после покупки патента. Некоторое время сохраняла ведущие позиции на рынке этой продукции, так как была пионером.
Характеристики лавинных рюкзаков ABS:
По сути, бренд предлагает базовое оснащение, которое можно доукомплектовать необходимыми модулями по собственному желанию
Всего в ассортименте 2 варианта модулей, 2 типа баллонов. За счет молнии каждый компонент системы пристегивается к основе.
Плюсы:
Минусы:
Гибкость системы, возможность собирать оптимальный комплект для широкого спектра условий;
Заполнение только аргоном;
Защитные средства включают особую форму подушек, прикрывающих голову со стороны затылка у модели ABS P.Ride;
Стандартные стальные баллоны тяжелые. Можно заменить на углепластиковые, экономящие силы;
Имеется вариант с автоматической активацией подушки, которая происходит при помощи дистанционного пульта. Это повышает безопасность, если неопытный участник группы не успел запустить заполнение газом;
Mammut R.A.S. 3.0
Цена: около 50 000
Данная модель представляет собой наиболее легкий вариант из доступных, в сборе масса составляет всего 1010 г. Существенное снижение веса обеспечил баллон из карбона. Оборудование можно установить на любой совместимый рюкзак или приобрести уже в комплекте с багажной емкостью.
Предлагается также в форме жилета со встроенными системами безопасности. Преимущество такой формы в большем комфорте, который выигрывает в случае катания на снегоходах или экстремальных режимов езды.
Совместимость с рюкзаками: не подойдет для моделей Mammut R.A.S. 2.0 сезонов 2011-2016
Плюсы:
Минусы:
Максимальная компактность и легкость. Приятным бонусом является дополнительное пространство, которое остается после установки комплекта в сумку;
Интегрированные средства защиты головы и шеи обладают ограниченным функционалом. Существуют аналоги с более полной защитой, которые создают вокруг райдера своеобразный буфер, полностью прикрывающий голову и шею. Нет отдельных баллонов в лямках.
Сравнительно доступная заправка, которая обойдется от 7 тысяч рублей в среднем. При необходимости допускается эксплуатация одноразовых емкостей с газом;
Alpride
Цена: около 65-70 тысяч рублей
«Альпрайд» является детищем швейцарского бренда.
Часто системами комплектуются рюкзаки:
В качестве мешка установлена 150-литровая подушка, заполнение происходит за счет пары баллонов
В одном находится углекислый газ, во втором – аргон. Для повышения производительности используется принцип Вентури, при котором объем заполняется в том числе за счет атмосферного воздуха. Спуск механический, пиропатроны и электроника не предусмотрены.
Плюсы:
Минусы:
Емкости сделаны по технологии систем для профессиональных спасжилетов. За счет этого достигается высокая надежность всего оснащения;
Картриджи с газами не заправляются. По стоимости полной замены обходятся дороже заполнения многоразовых баллонов;
Оборудование имеет сертификат IATA, что призвано упростить ограничения на перевозку авиакомпаниями;
На данный момент ассортимент сократился до выпуска одной облегченной версии Alpride 2.0. Это позволило добиться снижения массы до 1090 грамм;
Экономия веса. Средний рюкзак, объемом в 26 литров, укомплектованный подушкой, будет весить около 2,7 кг.
JetForce
Цена: от 90-95 тысяч рублей
Новинка известного бренда, основанная на заполнении атмосферным воздухом компрессором. Интегрирована подушка большого объема (200 литров), которая обеспечивает эффективное всплытие в снежном потоке.
При активации насос поддерживает давление в подушке около 3 минут. Этого времени хватает на остановку в большинстве случаев. Снег уплотняется, но газ выпускается из баллона, что освобождает дополнительное место для движения и дыхания райдера.
Небольшая глубина захоронения существенно повышает шанс выжить и скорость спасения
Высокая автономность обеспечивается аккумулятором большой емкости. После 5 часовой прогулки на 15-градусном морозе лавинный рюкзак удавалось запустить 3 раза с отработкой полного цикла.
Плюсы:
Минусы:
Низкая стоимость обслуживания. Закупать газ и заправлять картриджи не нужно, батареи обладают большим циклом заряд/разряд (до 3-5 тысяч). Расходуется только электричество на зарядку аккумулятора;
Довольно громоздкая из-за батареи и компрессора. Рюкзак, объемом 38 литров, оснащенный данным комплектом, имеет массу в 3,4 кг;
Сравнительно высокая скорость активации, на накачку подушек уходит 2,5-3 секунды;
Зависимость эффективности работы батарей от окружающих условий. Низкая температура может сократить количество пусков в дальнем походе;
Интегрирована защита головы и шеи;
Низкое давление компрессора. Из-за этой особенности подушка не надувается, если клапан зажат. Например, упав на клапан на склоне, его, фактически, блокируешь. Производитель рекомендует запускать систему заранее в опасной ситуации, не дожидаясь падения в снег. Все это может оказаться малоэффективным для райдера без большого опыта или в случае потери самообладания.
Ortovox Avabag
Цена: от 50 тысяч
Немецкий бренд производит профессиональное лавинное и зимнее снаряжение. Подушка стала новинкой 16-17 годов, когда была продемонстрирована на ISPO. Основная ставка разработчика сделана на компактность и снижение массы, что позволило «уместиться» в 690-граммовый рубеж. За счет компактности можно использовать даже в маленьких рюкзаках, сохраняя приличное свободное пространство.
Для раскрытия применяется подушка объемом 150 литров. Для повышения эффективности спасения, отличается увеличенной площадью поверхности и сравнительно небольшой толщиной
Наполнение газом осуществляется за счет заправляемого баллона с азотом. Повторное использование возможно после посещения сервисного центра, где за 12-15 тысяч рублей проведут обслуживание системы.
Плюсы:
Минусы:
Легкая, в сочетании с рюкзаком на 22 литра, весит 2,4 кг. При необходимости можно использовать любые совместимые сумки. Приобрести можно не только в комплекте, но и только подушку с баллонами отдельно;
Обслуживание системы осуществляется только в сертифицированном центре, которых не так много. Фактически, вдали от столицы можно оказаться с качественной, но одноразовой лавинной системой на руках;
Интегрированы защитные приспособления для шеи и головы, в том числе обеспечивается за счет формы самой заполняемой емкости;
Механизм активации требует отработки движений вне склонов и на безопасных склонах. При непредвиденном падении, когда райдер оказывается в потоке и не может запустить ключ, система может оказаться бесполезной.
Конструкция спускового механизма позволяет натренироваться без расходования газа. Имеется специальный ключ для активации, который можно опробовать без присоединенного баллона. Согласно заявлениям производителя, механизм рассчитан на 100 тренировочных запусков или 20 рабочих (по гарантии);
Подушка безопасности для райдера
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Устроено всё достаточно просто. Когда сходит лавина, рюкзак создает дополнительный объем за счет надувной подушки в массе движущегося снега по принципу буйка в воде. Заодно защищает верхнюю часть тела, как подушка безопасности в автомобиле.
ЧТО МОЖЕТ ЛАВИННЫЙ РЮКЗАК
— Во-первых, удержать райдера на поверхности в массе снега. *Важное замечание. Эффективность рюкзака зависит от типа лавины. К примеру, если снег мокрый и тяжелый, то шансы быть погребенным под лавиной возрастают даже с надувной подушкой, как бы безнадежно это не звучало.
— Сделать райдера заметным для спасателей. С рюкзаком его проще найти.
— Сохранить воздух для дыхания под лавиной. Механизм Jet Force, к примеру, сам откачивает воздух из подушки через три минуты после активации. Считается, что это то время, за которое лавина гарантировано остановится. И если райдер попал в нее и оказался под слоем снега, то подушка, сдуваясь, освободит пространство и необходимый кислород.
— Обеспечить дополнительную защиту. Подушка имеет достаточную прочность, чтобы уберечь шею и лицо от кусков льда, камней и веток. Плюс, у большинства моделей есть встроенная защита спины.
— Быть обычным рюкзаком для катания. Кто знает, может сама подушка вам никогда и не пригодится (дай Бог). А вот функциональный рюкзак на склоне нужен каждый день.
— Заменить домкрат и помочь вам поменять «запаску». На кадрах, кстати, подушка Alpride.
ЧТО НЕ МОЖЕТ ЛАВИННЫЙ РЮКЗАК
— Стать вашим оберегом от лавин и дать 100% гарантию на спасение
— Раскрыться в толще снега. Всегда есть шанс прощелкать момент, когда подушку нужно активировать.
— Заменить остальные фрирайд-прибамбасы: лопату, щуп и бипер. Ну к примеру. Если райдер вовремя дернул за лямку и не утонул под лавиной, его все равно может присыпать снегом. А значит, спасатели будут искать его по сигналу бипера, который должен быть где? Правильно! На теле.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Встроенная стропа огибает ногу и предотвращает сдергивание рюкзака через голову при попадании в лавину
СИСТЕМЫ НАДУВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА Е1
Относительно новая штука на рынке. Ее придумали в компании Alpride. Раньше конструкция была представлена только в рюкзаках Scottи Black Diamond. В этом году у Alpride вышел собственный рюкзак.
Кнопки On/Off спрятаны внутри рюкзака Alpride. Сбоку, через внутреннюю сетку, вы можете видеть заряд.
Плюсы: простая и бесплатная перезарядка системы, возможность нескольких запусков в течение одного спуска. Недостатки: конструкция занимает достаточно много места в рюкзаке.
БАЛЛОННЫЕ СИСТЕМЫ
ORTOVOX FREE RIDER 22 AVABAG KIT оснащен еще и съемной защитой спины, что очень удобно. Продается без баллона! Баллон покупается отдельно!
СИСТЕМА ARVA REACTOR
Надувается из двух источников: от баллона с газом и дополнительно из внешней среды за счет разницы давления (есть специальный клапан). В рюкзаке сделаны вентиляционные отверстия, которые обеспечивают приток воздуха внутрь рюкзака.
Пусковой рычаг тоже не совсем обычный. В система Reactor используется механическая ручка Т-образной формы. Для блокировки системы ее можно сложить пополам. В таком положение риск случайного срабатывания равен нулю.
Т-образная ручка складывается пополам для блокировки системы
ПЕРЕВОЗКА В САМОЛЕТЕ
Вот вам и еще одна возможность лавинного рюкзака
— Баллон нельзя брать в салон. Он перевозится только в багаже и должен быть упакован таким образом, чтобы при необходимости его можно было досмотреть.
— На баллоне должна стоять отметка Международной Ассоциации Воздушного Транспорта. Сокращенно она называется IATA и на баллонах всех брендов, которые мы упоминали выше, надпись присутствует.
— Баллон должен быть закрыт защитным колпачком (всегда есть в комплекте)
— Авиакомпания должна быть в курсе ваших планов. Нужно заблаговременно позвонить в колл-центр и сообщить о том, что вы везете лавинное оборудование, назвать объем и вес баллона.
Обзор лавинного рюкзака ABS (ВИДЕО)
Лавинный рюкзак — снаряжение, которое может спасти вашу жизнь. В этом обзоре вместе с бренд-менеджером ABS в России Еленой Рощупкиной разбираемся, как работает лавинный рюкзак, как провозить его в самолёте и что готовы предложить современные технологии ABS, чтобы обеспечить вашу безопасность во время катания вне подготовленных склонов.
Принцип работы лавинного рюкзака
Принцип №1: Увеличение объёма вашего тела позволит вам остаться на поверхности
Каждая лавина состоит из отдельных снежных кристаллов. Тест движения частиц по наклонной плоскости показал, что большие предметы плывут по поверхности: в лавине маленькие кристаллы снега просачиваются между большими, выталкивая их на поверхность. Во время движения лавина сама выталкивает лыжника наверх, но когда она начинает останавливаться, выталкивающая сила падает. При этом увеличивается плотность снега, лыжник начинает вязнуть и не может выбраться на поверхность.
Для того, чтобы лавина не засыпала, необходимо увеличить объём тела в 1,5 раза. Дополнительные 170 литров, которые дают надутые подушки ABS, обеспечивают плавучесть и позволяют остаться на поверхности лавины.
Принцип №2: Горизонтальное положение уменьшает риск получения травм
Лавина — это неоднородная движущаяся масса. На разной глубине она имеет разную плотность, начиная от мягкого снега и заканчивая ледяными блоками. При этом слои движутся с разной скоростью. Чем ближе к горизонтальному положение, в котором пострадавший движется на поверхности лавины, тем меньше на него воздействуют её внутренние разрушающие силы. Соответственно, уменьшается шанс получить травму.
Подушки рюкзака ABS расположены таким образом, что тело будет полностью находиться на поверхности:
Лавинное снаряжение ABS
Спина для рюкзака Vario Base
Тщательно проверенная система ABS TwinBag® имеет две подушки для двойной безопасности. Система с подушками встроена в базовый блок — спину для рюкзака Vario Base. Базовый блок поставляется с оранжевой 8-литровой красно-оранжевой подстежкой, но вы можете варьировать объём рюкзака, закрепляя на молнии подстежки нужного вам объема. Форма и положение подушек безопасности значительно увеличивает шансы остаться на поверхности лавины.
Особенности
Вес и размер
Подстёжки для рюкзака ABS Vario
Подстежка Vario 18
Подстежка Vario 32
Особенности
Вес и размер
Особенности
Вес и размер
Видеообзор лавинного рюкзака ABS
Пример комплектации лавинного рюкзака ABS
Спина для рюкзака Vario Base
Подстежка Vario 18
Правила провоза лавинного рюкзака ABS в самолете
К провозу в багажном отделении самолета разрешена 1 активационная система (баллон + ручка). Баллон при этом должен быть отключен от системы и иметь защитную крышку, ручка также должна быть отключена.
При регистрации и сдаче багажа в аэропорту необходимо предупредить сотрудника, проводящего регистрацию, что вы везёте баллон для лавинного рюкзака. Ваш багаж при этом будет маркирован. При упаковке багажа баллон не стоит убирать далеко в рюкзак или сумку, т.к., возможно, на стойке регистрации потребуется показать его сотруднику безопасности аэропорта.
Баллон имеет всю необходимую маркировку, чтобы его разрешили к провозу.
Правда о лавинных рюкзаках
Этой зимой я заметил в журнале рекламу лавинных рюкзаков, в которой было заявлено о «97% выживших в реальных условиях». О чем реклама не упоминает, так это о том, что количество выживших среди не пользовавшихся эйрбэгом составляет итак 80-90%. Другими словами, большинство людей, попавших в лавину, легко отделаются: уедут от доски, ухватятся за дерево, останутся на поверхности или будут выброшены на лавинный вынос, лавина может быть достаточно маленькой, чтобы засыпать, они могут быть найдены с помощью лавинного датчика или же им просто повезет… Большинство людей, попавших в лавину, выживет, что очень хорошо для нас всех. Прошлой осенью на Международном семинаре исследований снега уважаемый канадский исследователь Паскаль Хайгели (Pascal Haegeli) представил некоторые предварительные результаты его актуального анализа эффективности использования рюкзаков с лавинными подушками безопасности. Свой анализ он представил как стандартное медицинское исследование, в котором он сравнивает уровень смертности в экспериментальной группе с контрольной группой (люди, которые пользовались эйрбэгами и которые – нет). Как я уже упоминал ранее, лавины несут многообразие опасностей. При этом многие люди умудряются попросту уехать от доски, или же лавина была небольшого размера и т.д… Так что он включил в исследование только те случаи, когда люди попадали «по-крупному», в том смысле что эйрбэг мог бы сыграть ключевую роль. В дополнение он включил случаи с несколькими жертвами, в которых в одной лавине – у одних был эйрбэг, а у других не было, а также несчастные случаи, в которых люди не сумели лавинным рюкзаком воспользоваться. Другими словами, он хотел честно сравнить преимущества технологии с недостатками. Ему еще нужно добавить больше данных из Европы и опубликовать в рецензируемом журнале, так что я не могу привести здесь цифры, но ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ результаты содержат следующие выводы: Действительно, в апрельском номере Avalanche Review за 2012 год Джонатан Шеффтц (Jonathan Shefftz) обобщил данные пяти опубликованных обзоров (в основном на базе информации из Европы) и получил примерно те же цифры. Наличие эйрбэга спасает от 35 до 81 человека из 100, которые при других обстоятельствах погибли бы (в среднем в 5 исследованиях из 64). Так что, кажется, в реальном мире наличие эйрбэга, возможно, спасет чуть больше половины тех, кто без него погиб бы. Как минимум, с моей точки зрения, спасение половины жизней – более чем хорошо. Эйрбэг – лучшая технология, из того, что мы видели, включая изобретение лавинного трансивера. Хотя невозможно сравнивать трансиверы (биперы) и эйрбэг напрямую, поскольку это словно сравнивать яблоки с апельсинами. Большинство экспертов соглашается с тем, что эйрбэг, скорее всего, спасает больше жизней И, наконец, моя больная мозоль в обсуждаемом вопросе – то, что люди, спорящие о цифрах, не учитывают самую важную часть дискуссии – рельеф. Если вы попали в лавину на участке, падение на котором несовместимо с жизнью, вы не выживете, каким бы снаряжением вы ни пользовались. Известно несколько громких несчастных случаев, жертвы которых погибли, несмотря на активированный эйрбэг, поскольку лавина протащила их через лес и скалы, они оказались погребены под толщей снега в понижении рельефа или сброшены со скалы. Подведем черту:
|