Лаврентьевская летопись о чем
ЛАВРЕ́НТЬЕВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ
Том 16. Москва, 2010, стр. 553
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАВРЕ́НТЬЕВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ, памятник рус. летописания 14 в. Сохранилась в единственном пергаменном списке (хранится в РНБ), созданном в 1377 на основе «ветшаной» рукописи великокняжеского свода 1305 группой переписчиков для вел. кн. нижегородского Дмитрия Константиновича по благословению епископа Суздальского и Нижегородского Дионисия. Б. ч. текста (начиная с 9-й строки листа 40об. до листа 173об.) переписана монахом Лаврентием (отсюда назв.). Другому, неизвестному по имени писцу принадлежит начало текста (листы 1–40об.). Текст на листах 157–157об. и 167–167об. переписан третьим писцом. Изложение событий доведено в Л. л. до 6813 (1304 по ультрамартовской датировке). В шести местах обнаруживаются пропуски текста за годы: 1) 6406(898)–6430(922); 2) кон. 6596(1088) – нач. 6597(1089); 3) нач. 6705(1197); 4) 6711(1203)– 6713(1205); 5) 6771(1263)–6791(1283); 6) 6795(1283)–6802(1294). 1-й и 5-й пропуски являются следствием утраты листов в рукописи; 2-й, 3-й и 4-й, очевидно, принадлежат самому писцу или его непосредств. предшественнику; происхождение 6-го пропуска спорно: он может быть отражением дефекта в протографе или допущен в самой рукописи.
Лаврентьевская летопись. 1377 г.
Эта уникальная рукопись принадлежит к числу наиболее интересных и содержательных древнерусских книг исторического жанра, а обстоятельства создания и бытования знаменитой летописи придают ей статус поистине государственного достояния России.
Лаврентьевская летопись — это древнейшая дошедшая до наших дней датированная русская летопись, то есть имеющая на своих листах зафиксированную самим писцом дату создания.
Книга получила свое название по имени писца — монаха Лаврентия, выполнившего основную часть работы по переписке текста. На последних листах рукописи Лаврентий оставил запись, в которой сообщил, что переписал летопись по благословению суздальского епископа Дионисия для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, начал свой труд 14 января и завершил его 20 марта 1377 г.
Повествование в Лаврентьевской летописи доведено до 1305 года. В составе Лаврентьевской летописи дошел до нас самый старый из сохранившихся список «Повести временных лет» — древнейшего летописного свода восточных славян. Отражая в разных своих частях южнорусское, владимирское, ростовское и тверское летописания, Лаврентьевская летопись является основным источником по истории северо-восточной Руси. Памятник стал фундаментом всей русской историографии.
Листы древнего манускрипта овеяны звоном русской воинской славы. Золотой нитью в повествовании проходит общечеловеческая тема патриотизма и мужественного раздумья над судьбами родной земли.
Лаврентьевская летопись – рукописный книжный памятник
Что же представляет собой Лаврентьевская летопись как памятник средневековой рукописной книжности?
Лаврентьевская летопись – это пергаменный кодекс. Пергамен – специальным способом выделанная кожа, так что на ней можно писать с обеих сторон, – в XIV веке продолжал оставаться на Руси основным материалом для письма. Пергамен Лаврентьевской летописи не самого высокого качества выделки. На многих листах можно заметить швы (зашитые прорезы, допущенные при обработке кожи) и отверстия разной величины (образовались при правке шкуры в местах укусов насекомыми). На листах рукописи сохранились следы разлиновки, которая помогала писцу выдерживать ровность строк. В книге 173 пергаменных листа, несколько листов рукописи утрачены (лакуны между л. 9 и 10, после л. 169 и после л. 170). Листы сброшюрованы в 24 тетради, обычное число листов в тетради – 8. Однако в конце рукописи регулярная структура тетрадей нарушена: несколько листов срезаны и заменены другими, подклеенными на фальцах (вставные л. 157, 161, 167). Это говорит о том, что текст в заключительной части книги был отредактирован.
Текст рукописи написан двумя типами письма. Первые 40 листов выполнены уставом – древнейшим типом письма, воспринятым книжниками на Руси еще в XI веке из Византии через посредство южных славян. На обороте листа 40 работа первого писца, имя которого осталось неизвестным, прервалась, и далее труд продолжил монах Лаврентий, который располагает текст в два столбца и пишет другим типом письма – так называемым русским полууставом.
Этот тип письма возник во второй половине XIV века как результат эволюции традиционного устава за без малого четырехсотлетий период его использования в древнерусской письменности. Просуществовал русский полуустав недолго, поскольку вскоре был вытеснен южнославянским наклонным полууставом, который, пройдя на Руси свой путь развития, сохранится в русской рукописной книжности вплоть до ХХ века. Таким образом, Лаврентьевская летопись является чрезвычайно ценным памятником для палеографических исследований не только потому, что это датированная рукопись, но и потому, что на ее листах отразился сам процесс развития русской письменности.
Киноварью выполнена и запись монаха Лаврентия, завершающая книгу. Драгоценные для нас фактические сведения о создании рукописи Лаврентий обрамляет традиционными для средневековой книжности пассажами, выражающими духовную радость писца, завершающего свой труд, и его просьбу к читателям простить его, если в тексте обнаружатся описки, – «занеже книги ветшаны, а ум молод не дошел». Так мы узнаем еще одну важную деталь – при составлении Лаврентьевской летописи оригиналом служил древний, ветхий от времени летописец.
Замена исконного переплета на новый – явление типичное. Чем больше книгу читают, тем скорее изнашивается и рвется крепление переплета. А Лаврентьевскую летопись не только читали, но и использовали в качестве оригинала при создании других летописей. Об этом свидетельствуют многочисленные редакторские пометы на полях рукописи – большие кресты и маленькие крестики, а также трижды встречающееся на полях разных листов слово «Булгар». На некоторых листах эти пометы оказались частично срезанными. Значит, Лаврентьевская летопись служила источником дальнейшего летописания уже в первое столетие своего существования, так как редакторские пометы были проставлены еще до обрезки блока при замене переплета, что произошло в конце XV или начале XVI в.
В конце XVIII – XIX в. блок книги был отреставрирован – многие листы подклеены пергаменом, заклеены некоторые отверстия, продублированы пергаменными подклейками многие швы, так как нити, которыми они были сделаны, в большинстве случаев истлели. Очевидно, к этому времени Лаврентьевская летопись находилась в ветхом состоянии. И сегодня мы видим на ее листах многочисленные следы восковых пятен и лампадного масла – свидетельства читательского внимания к этой книге многих поколений наших предков. Внесли свою лепту и первые российские ученые-историки, изучавшие Лаврентьевскую летопись, – на некоторых листах остались следы химических растворов, которые применялись в то время для прочтения затухающего текста, а также для выявления первоначального текста в местах предполагаемой правки.
В поновленном виде дошел до нас и переплет Лаврентьевской летописи. Он был отреставрирован уже тогда, когда книга находилась в стенах Императорской Публичной библиотеки. Блок книги был заново сброшюрован, заменено крепление переплета и корешок (при этом оказались утраченными некоторые конструктивные особенности деревянных крышек), на внутренние стороны крышек выклеены форзацы из мраморной бумаги и вставлены защитные бумажные листы.
Лаврентьевская летопись
Лаврентьевская летопись является очень важным историческим источником для нашей истории. В 14 – 15 веке активно развивается летописание в России. Авторами летописей становятся умнейшие личности того периода. Авторы летописей, чтобы написать свою работу, собирали информацию, переводили, редактировали уже существующие летописи, вносили правки и важные исторические факты.
На Руси существовала традиция, по которой каждая новая летопись в своём начале имела ведомости о жизни Киевской Руси. При написании любой работы, многие авторы равнялись на «Повесть временных лет», цитировали её важные отрывки. Именно из-за схожести новых сводов с «Повестью временных лет» продолжались сказания о матери русских городов. При написании сказаний, летописцы обращали внимание не только на главный город Руси – Киев, но и на другие крупные города, такие как Новгород, Москва, Владимир, Суздаль и т.д.
Из истории создания.
Лаврентьевская летопись стала важным документом, который запечатлел в себе многие исторические события и факты в жизни древнего мира. Название летопись получила в честь монаха Лаврентия, написавшего её. Лаврентий начал написание летописи, по указанию суздальского князя Дмитрия Константиновича и по благословению Дионисия Владимирского – государственного епископа. Датой окончания написания является 20 марта 1377 года. По надписям на страницах летописи, было выявлено место написания – Суздальско-Нижегородское княжество. Существует множество предположений, о более точном месте написания, например, существует гипотеза, что Лаврентьевская летопись была написана в Рождественском монастыре или Печорском. Свои предположения учёные составляют, опираясь на текст летописи.
Лаврентьевская летопись имеет начало «Повести временных лет», где воспевается величие страны. Важным включением в свод было «Поучение», написанное киевским князем Владимиром Мономахом. Мономах всегда славился своей рассудительностью и мудростью. «Поучение» рассказывает о том, что война между соотечественниками является глупостью, твердит, что пора прекратить распри и начать вместе бороться за своё дело.
Далее Лаврентьевская летопись рассказывает нам об истории того времени: борьбе с монголо-татарским игом, о мучительных смертях князей и о героизме простого народа.
Данный свод находился в работе накануне важного события – Куликовской битвы. Именно поэтому в летописи присутствуют чаяния о победе Руси над нападающими, призывы к перемирию. В строках Лаврентьевской летописи чувствуется обострение отношений Руси и Золотой Орды, поэтому можно сделать вывод, что свод должен был поднять патриотизм русского народа.
Также в содержании Лаврентьевской летописи содержатся выписки из южнорусских летописей 1110-1161 годов, из летописей об истории Владимиро-Суздальской Руси 1164-1304 годов.
В летописи идёт рассказ о событиях до 1305 года. Последние статьи, возможно, были переписаны из Владимирского великокняжеского свода 1305 года, созданного во времена правления Михаила Ярославовича.
Лаврентьевская летопись – это памятник русского летописания 14 века и один из самых важных исторических источников по истории северо-восточной Руси. Данная летопись всегда привлекала особое внимание разных типов учёных, будь то историки, культурологи и т.д.
Формат DJVU. Пароль istmira
Характеристика текста
Лаврентьевская летопись, как и любая другая русская летопись, представляет собой свод, компиляцию многих произведений разных жанров, созданных в разное время разными, в большинстве неизвестными авторами. Летописание опирается не только на письменные источники, но и на устные, на богатую фольклорную традицию. Повествование о давно прошедших временах, о дохристианской, «дописьменной» Руси основано на исторических преданиях и легендах. Народная память сохранила сказания о подвигах древних князей-воинов и безымянных представителей народной среды, память о страшных нашествиях кочевников, трагических междоусобиях, великих победах и горьких поражениях. Так Лаврентьевская летопись превращается в подлинную сокровищницу исторического самосознания народа, предоставляя бесценный материал для постижения национальных особенностей миропонимания и мироощущения.
Повествование в Лаврентьевской летописи по традиции начинается с библейских времен, от разделения земель сыновьями Ноя, и доходит до 1305 года. Текст открывает Повесть временных лет – «Се повести временных (то есть минувших) лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля». Под таким названием понимается древнейший сохранившийся до наших дней летописный свод, созданный в начале XII века. Первая редакция этого свода, составленная, по преданию, иноком Киево-Печерского монастыря Нестором, в «чистом» виде не сохранилась. В Лаврентьевской летописи представлена Вторая, и древнейшая из дошедших до наших дней, редакция Повести временных лет, составленная на основании летописания Нестора игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г. при киевском князе Владимире Мономахе.
Переход к повествованию об истории Руси отмечен делением текста на погодные статьи. Принцип погодных записей стал важнейшей особенностью всего русского летописания, в отличие от западно-европейской хронографии, описывающей историю прежде всего по периодам правления государей. Первая дата в Лаврентьевской летописи – 852 г. С этого времени, по мнению летописца, появилось название «Русская земля». А под 862 годом помещена легенда о призвании варягов, положенная в основу историографической концепции о происхождении великих князей киевских от приглашенного новгородцами варяжского князя Рюрика.
Текст «Повести временных лет» в составе Лаврентьевской летописи завершается припиской Выдубицкого игумена Сильвестра, ставшего в 1118 г. епископом Переяславля Южного. В целом это летописание Владимира Мономаха, который, вступив на киевский стол в 1113 г. после смерти Святополка, перевел летописание из Киево-Печерского монастыря в свой Михайловский Выдубицкий монастырь, сделав летописание княжеским. Переработка Сильвестра касалась в основном времени Святополка и Владимира Мономаха – подчеркнута роль Мономаха в проведении съезда русских князей в 1097 г. в Любече и его усилия по сохранению мира между князьями. «Повесть временных лет» стала последним общерусским летописным сводом перед распадом Киевской Руси.
Дальнейшее повествование Лаврентьевской летописи, согласно выводам М. Д. Приселкова, объединяет в себе летописание владимирское, ростовское и тверское, то есть местное летописание важнейших политических центров периода феодальной раздробленности.
Владимирское летописание отразилось в Лаврентьевской летописи несколькими сводами. Первый из них был инициирован Андреем Боголюбским и завершен в 1177 г. уже после убийства этого князя. Второй – летописание Всеволода Большое Гнездо – доведен до 1193 г. И, наконец, третий составлен в 1212 г. его сыном Юрием Всеволодовичем в прославление отца. При составлении владимирских сводов привлекались и южно-русские источники – летописание Переяславля Южного, поскольку владимирские князья считали этот город своей отчиной (ныне на его месте современный г. Переяслав-Хмельницкий).
В изложении событий после 1212 г. до 80-х гг. XIII в. Лаврентьевская летопись отражает то летописание, которое велось в Ростове (Владимир к этому времени был разгромлен ордами Батыя). Это свод Ярослава Всеволодовича 1239 г. (в основе которого лежит летописание ростовского князя Константина и его сыновей), свод 1263 г. и свод 1281 г.
Известия Лаврентьевской летописи с 1284 г. по 1305 г. основаны на тверском летописании. Это свод тверского князя Владимира Ярославича, занявшего великокняжеский владимирский стол в 1305 г. Сюда входил не только летописец тверского князя, но и семейный летописец смоленского и ярославского князя Федора Ростиславича Черного, летописные известия новгородские и рязанские. Тверской свод, доведенный до 1305 г., был соединен с предшествующим владимирским и ростовским летописанием. Это и был тот ветхий летописец, который послужил в 1377 г. оригиналом для монаха Лаврентия.
Но Лаврентий не просто переписывал текст. В. Л. Комарович доказал, что в Лаврентьевской летописи коренным образом, по сравнению с тверским сводом 1305 г., изменена отрицательная характеристика владимирского князя Юрия Всеволодовича на положительную (этот Юрий Всеволодович был основателем Нижнего Новгорода, где, вероятнее всего, и работал Лаврентий). Значит, текст при переписке критически осмысливался, а вставные листы в конце рукописи свидетельствуют о том, что уже написанная рукопись была еще раз отредактирована. Г. М. Прохоров убедительно показал, что переделка коснулась той части текста, где рассказывается о татарах, нашествии Батыя на Русь и истории дальнейших взаимоотношений Руси с татарами. Редактура связана с трактовкой татарской темы, и тенденция переделки текста состоит в исторической реабилитации тех русских князей, которые в других источниках выступают в неблаговидной роли.
Очевидно, Дионисию Суздальскому мы должны быть благодарны и за те интерполяции в разных частях текста, которые встречаются только в Лаврентьевской летописи и превращают ее в бесценный по уникальности памятник. Так, в единственном списке в составе текста Лаврентьевской летописи сохранилось до наших дней знаменитое автобиографическое Поучение Владимира Мономаха – подлинный шедевр древнерусской литературы, провозглашающий с удивительной для средневековья искренностью высокий принцип нравственности в политике.
Необходимо отметить одну особенность рассказа Лаврентьевской летописи о призвании трех братьев-варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора. Дело в том, что в двух основных редакциях «Повести временных лет» это сказание читается в разных версиях.
Во Второй редакции, составленной Сильвестром, сообщается, что Рюрик «сел» в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. По смерти Синеуса и Трувора вся власть переходит к Рюрику, который раздает города своим мужам.
Третья редакция «Повести временных лет» – это летописание старшего сына Владимира Мономаха Мстислава, бывшего до 1118 г. новгородским князем (при нем в Старой Ладоге заложены каменные стены). Эта редакция насыщена сведениями о Мстиславе и местными ладожскими преданиями. В ней рассказывается, что братья-варяги приходят сначала к словенам (то есть к будущим новгородцам) и ставят город Ладогу. Старший Рюрик «садится» в Ладоге, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. По смерти братьев Рюрик получает всю власть. Он отправляется к Ильменю и строит здесь над Волховом Новгород. Отсюда уже Рюрик раздает города своим мужам. Очевидно, что эта версия восходит к местному ладожскому преданию.
В повествовании Лаврентьевской летописи, очевидно, сознательно устранено противоречие в сведениях относительно Новгорода и Ладоги как места правления Рюрика. И сделано это виртуозно – следуя Второй, Сильвестровской, редакции, летописец просто опустил всего два слова: «сел в Новегороде». Рассказ о призвании варягов читается в Лаврентьевской летописи без упоминания того города, где первоначально «сел» Рюрик: «Старейший Рюрик, а другий Синеус на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор». Так летописец нивелирует, по-видимому, уже тогда представлявший сложность вопрос о приоритете Новгорода или Старой Ладоги.