Лайф стриминг что это
Livestreaming в действии: гайд по созданию стримов для брендов
Теперь официально: стримы – это не только формат общения с аудиторией, но и эффективный инструмент по увеличению продаж, набирающий популярность буквально бешеными темпами. Такая востребованность не всегда играет на руку организаторам эфира: чем больше проходит продающих стримов, тем требовательнее и привередливее становятся зрители. Чтобы не пропустить вперед конкурентов по сегменту рынка, высоким ожиданиям необходимо соответствовать!
Как это сделать – рассказывают специалисты коммуникационного агентства MIGEL AGENCY. Что важно: все советы основаны исключительно на собственном опыте создания стримов для брендов «Детский мир», Birkenstock, Nutrilon, Hasbro и Vivienne Sabo.
От обычных прямых эфиров livestreaming отличается возможностью купить тот или иной товар, не отрываясь от просмотра трансляции. Для того, чтобы пользователю было удобнее, организаторы в деталях продумывают, как будет выглядеть интерфейс. К примеру, на экране стрима можно расположить плашку с промокодом (о действии которого мы расскажем дальше) и продуктовые карточки с изображением товаров и указанием стоимости. В некоторых эфирах настраивают и функцию уведомлений, появляющихся, когда кто-то из зрителей совершил покупку.
Мотивируют аудиторию совершать покупки несколько психологических факторов: так называемый эффект прайминга (обозначение проблемы и моментальная презентация способа ее решения), импульсивность реакции (зрителю достаточно сделать всего несколько кликов) и чувство доверия к происходящему (ведь это не заранее подготовленное видео, а прямой эфир).
Какие проблемы решает формат livestreaming?
Теперь, вооружившись теорией, переходим непосредственно к рекомендациям.
Брендам и компаниям, которые только начинают осваивать направление livestreaming, подойдет и классический вариант с прямыми эфирами в социальных сетях. Эти stream-friendly платформы помогут протестировать формат и выявить моменты, которые стоит проработать детальнее. Следующий уровень сложности (или непростой начальный этап в случае отсутствия корпоративных аккаунтов в социальных сетях) – встраивание прямой трансляции на официальный сайт. К слову, это отличное решение для маркетплейсов, позволяющее наладить контакт с аудиторией без площадок-посредников (такой формат уже реализован в проектах Ozon Live и AliExpress Live).
Страница с уже прошедшими стримами на сайте «Детского мира», www.detmir.ru/live
Ведущим может стать сотрудник компании, способный не потеряться в кадре и эффектно представить продукцию, известный блогер или селебрити, чья популярность не связана с интернетом напрямую.
Первый вариант хорош тем, что в кадре появится человек, знакомый с товаром не понаслышке: он знает все его преимущества и отличительные характеристики. Очевидная выгода от приглашения в эфир блогера или другой известной личности – в привлечении внимания к продукту новой аудитории. Впрочем, не рекомендуется ориентироваться только на «новичков»: если ведущий не понравится вашей текущей ЦА, стрим превратится в сеанс общения кумира и «пришедших за ним» фанатов, а линия с рассказом о продукции отойдет на второй план. Также не стоит забывать, что трансляция выполняет функцию еще и имиджевого инструмента: приглашение в эфир эксперта отрасли положительно повлияет на репутацию компании.
Есть и еще один необязательный, но крайне важный момент, на который стоит обратить внимание: присутствие в кадре нескольких человек сделает стрим более привлекательным для зрителей (к примеру, эксперт-представитель компании может отвечать за информативность, а специально приглашенный ведущий – за развлекательную подачу).
Не менее важно продумать и «закадровую часть» команды: например, понадобится ли модератор для общения и ответов на вопросы аудитории в чате.
Только представьте: сначала вы привлекаете аудиторию к просмотру стрима, а затем уже сама трансляция привлекает внимание аудитории к какому-либо важному для компании событию (к скорому релизу новой продукции и т.д.).
Приурочить эфир можно и к профессиональному празднику или внешнему инфоповоду, чтобы обосновать актуальность его проведения.
Что же касается времени, проанализируйте, когда вашей ЦА будет удобно подключиться к трансляции. Зрителей не должна отвлекать ни работа, ни домашние дела, ни что-то еще.
Пример темы прямого эфира бренда Nutrilon: «Лечебные и профилактические смеси при аллергии у детей»
Не стоит рассчитывать, что вопросы от аудитории пойдут непрерывным потоком и направят стрим в нужное русло: сначала людей нужно заинтересовать и обозначить им рамки – какой информацией обладают ведущие и, соответственно, на какие вопросы есть шанс получить полноценные ответы. Также именно в сценарий закладывайте список товаров (и их краткое описание), которые планируете продемонстрировать во время прямой трансляции. Это важно, так как подготовить нужно не только подводки, но и саму продукцию – «зрители любят глазами».
Подогреть аудиторию и ускорить принятие решения о покупке может специальное предложение, действующее ограниченное количество времени (проще говоря, потенциальных покупателей в значительной степени мотивирует боязнь упустить выгоду).
Какие существуют варианты предложений?
– Скидка, действующая только во время трансляции
– Акция в формате «3 по цене 2», срок действия которой также ограничен самим эфиром
– Промокод на скидку или подарок, активный в течение, скажем, получаса сразу после стрима. Причем опубликовать промокод можно только в конце трансляции, а анонсировать его появление в самом начале.
Свет, звук, интернет, качество картинки, кликабельность ссылок и, в принципе, наличие изображений на экране с трансляцией – все это не должно вызывать сомнений у организаторов. От форс-мажоров, разумеется, не застрахован никто, но хорошая, тщательная подготовка значительно снизит риск их появления.
На самом деле, практически любой компании (для решения разных задач). Продающие стримы – универсальный инструмент, подходящий и сегменту FMCG, и другим брендам с широкой дистрибьюцией, и маркетплейсам, и ритейлерам (к примеру, команда MIGEL AGENCY проводит серию трансляций на официальном сайте «Детского Мира» – крупнейшего ритейлера и интернет-магазина товаров для детей).
Словом, формат livestreaming – это проверенный способ обеспечить большой охват с высоким уровнем вовлеченности аудитории. А комбинация из интерактивного сценария, эмпатичных ведущих и выгодного спецпредложения обеспечит еще и продажи.
Кто такой стример и можно ли заработать на трансляции онлайн-игр
Кто такой стример
Стример — это человек, который в прямом эфире играет в видеоигры или обсуждает происходящее: готовку, путешествия, новости, вышивание крестиком — практически что угодно. Высшее образование для этого не требуется, даже в среднем специальном нет необходимости. Стример получает деньги не за свою игру, ему вообще не обязательно быть отличным игроком и досконально разбираться в предмете. Намного больше нужна харизма: за ведущим должно быть интересно наблюдать. При этом чем больше зрителей, тем лучше: они переводят донаты (благотворительные пожертвования, что-то вроде чаевых). Объем рынка игрового стриминга в России в 2020 году по различным оценкам составил около ₽22 млрд, ежегодный прирост — на 20%, это в два раза быстрее общемировых темпов.
Где можно стримить
Twitch и YouTube — самые популярные платформы у стримеров. Первая — почти синоним стриминга, как «Яндекс» и Google — поиска. Менее востребованные в России — Caffeine.TV, Facebook Gaming, Steam.tv, Goodgame, Trovo и AfreecaTV. Стримить можно и в соцсетях — во «ВКонтакте», Instagram, Facebook, там это будет стандартная прямая трансляция. В TikTok онлайн-эфир запустится только в аккаунте, у которого не меньше 1 тыс. подписчиков.
Русскоязычные трансляции на всех киберспортивных площадках посетили 5,8 млн зрителей, и более 130 тыс. стримеров из СНГ вышли в эфир.
Что должен уметь стример и какое ему понадобится оборудование
К онлайн-трансляциям есть, безусловно, свои технические требования. Основное — стабильное интернет-соединение. Если планируется снимать видеоигры, потребуется или один мощный компьютер, или сразу два: один для игр, другой — собственно, для стриминга.
В обязательный набор входят также камера, микрофон и наушники. Не рекомендуется использовать встроенную веб-камеру: она дает слишком простую, мутноватую картинку. Для записи хорошего звука часто берут профессиональный микрофон на ножке. Онлайн-трансляции ведутся через специальные ПО (например, OBS Studio, Bandicam или Wirecast), с их же помощью записывается видео.
Запустил веб-камеру, сиди играй и собирай донаты — так для большинства окружающих выглядит работа стримера. Однако удержать зрителя у монитора и побудить его добровольно расстаться с деньгами — не такая простая задача. Ведущий должен развлечь зрителя: рассказать интересную историю, пошутить, забавно прокомментировать сообщение в чате. При этом спросить во время трансляции могут о чем угодно, темы могут быть намеренно провокационными и неудобными. Стример, который не умеет с ними работать, вряд ли станет успешным.
На чем зарабатывают стримеры
В компании Wanta Group подсчитали, что 61% видеостримеров в Рунете монетизируют свой контент. Почти все (96%) пользуются для этого специальными сервисами, с помощью которых принимают донаты. На подписки приходится только 15%, еще меньше — на платные чаты на YouTube и платежные системы (8% и 6% соответственно). Как зарабатывают стримеры?
Можно разместить рекламу в описании профиля, напрямую рекламировать продукцию (интеграция), пользоваться ей без прямого предложения (нативная реклама) и так далее.
В 2020 году, с началом пандемии, многие рекламодатели (автокомпании, банковский сектор, фэшн-индустрия) ушли из спорта и шоу-бизнеса в индустрию видеоигр, а те, кто уже был там — например, Monster Energy (бренд энергетических напитков), Five (жевательная резинка), Nivea Men (шампуни, гели, средства для бритья), «Додо Пицца» — еще больше нарастили свое присутствие. В коллаборациях с киберспортивными организациями, партнерских программах со стримерами и даже создании собственных видеоигр также поучаствовали Louis Vuitton, Burberry, Dior Men, Balenciaga, BMW, Mazda, Honda, Nissan, Home Credit Bank, Сбербанк, Газпромбанк, Tinkoff, Picnic и многие другие.
Стример получает 50% от суммы подписки, остальное уходит платформе. Но для того, чтобы иметь право на отчисления, необходимо стать «компаньоном»: статус присваивается в случае, если на канале имеется достаточное число зрителей и стабильное расписание трансляций. Следующий этап — «партнер». Заявку на «партнерку» должна утвердить администрация сайта. Из 2,2 млн стримеров партнерами Twitch являются всего 27 тыс.
Чем сильнее зрителям нравится человек в кадре, тем больше денег ему переводят. Многие стримеры считают донаты основной частью своих доходов. Жертвуя деньги, зритель может быть уверен, что 100% суммы дойдет до адресата: платформа не имеет доступа к платежам, если они проведены через сторонние ресурсы.
Сколько можно заработать на стриминге
На вопросы о своих гонорарах российские стримеры отвечают уклончиво. Самый известный российский игрок в PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds) MakataO (Дмитрий Пустоваров) предположительно зарабатывает ₽180–230 тыс. в месяц, Gnumme (Роман Олейник, стримит Hearthstone) — ₽250–500 тыс., одна из самых популярных девушек на русскоязычном Twitch Olyashaa (Ольга Саксон, стримит разговорные шоу) — ₽100–250 тыс.
Существует мнение, что сегодняшнее поколение любителей стримов (на Twitch средний возраст активного пользователя составляет 21 год) вот-вот войдет в платежеспособный возраст, и тогда потоковое видео ожидает взрывной финансовый рост.
Кто может стать стримером и где этому научиться
Профессия подойдет людям любого возраста и имеет низкий порог вхождения. На диплом вуза никто не посмотрит. Можно пройти четырехмесячные курсы на образовательной платформе Skillbox, созданные совместно с МА Cybernetica. Организаторы обещают, что по окончании программы слушатели смогут придумать свой уникальный образ и отточить ораторские навыки, а также научатся писать сценарии и вести онлайн-шоу.
Если денег на курсы пока нет, начальное образование готов взять на себя Twitch. На платформе действует «Учебный лагерь для стримеров», где объясняются азы работы на площадке: как провести первую трансляцию, как зарабатывать на жизнь любимым делом и вырасти из рядового стримера в партнера и компаньона Twitch.
Успешный live stream: запускаем трансляцию грамотно
Что нужно знать и уметь, чтобы запустить качественный лайвстрим и не напортачить.
Из статьи вы узнаете:
В предыдущей статье мы рассказывали о том, как можно использовать формат live stream для бизнеса и какие виды лайвстримов уже сейчас используют крупные (и не очень) бренды. В этой статье расскажем, как организовать процесс запуска трансляции.
Для того чтобы трансляция была качественной и собирала зрителей, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий.
Как запустить лайвстрим
Продвижение
Начните заблаговременно рекламировать трансляцию. Если вы планируете транслировать конференцию или другое серьезное событие, которое проходит достаточно редко, подготавливать аудиторию лучше за 15-30 дней. Для рядовых стримов этот период можно сократить до 2-7 дней.
Что включает продвижение:
Выбор места
Заранее продумайте, как будет смотреться трансляция в выбранных локациях. Если транслируемое мероприятие привязано к определенному месту, оцените уровень шума в помещении, эха, освещенности. Это позволит подобрать подходящее оборудование.
Если же привязки к локации нет, старайтесь подобрать такое место, где не будет посторонних шумов (например, от проезжающей техники или работающего оборудования — конечно, если вы не снимаете производственный процесс), с презентабельным фоном и достаточной освещенностью. Возможно, потребуется «подсветить» помещение с помощью софт-боксов.
Естественная освещенность — это тоже хорошо, но при условии, что на участников и камеру не падают прямые солнечные лучи. Изучите прогноз погоды, и если ожидается солнечный день, продумайте локацию так, чтобы свет был рассеянным.
Выбор оборудования
Лайвстримы хороши тем, что зрители не ожидают идеального видео. Здесь необязательно использовать дорогие профессиональные камеры. Но это не означает, что не нужно уделять внимание качеству картинки и звука.
Вот минимальный набор техники:
Смартфон с микрофоном на треноге
Набор «аутдорного» стримера: смартфон, стедикам, микрофон направленного действия, накамерный свет
Выбор платформы
Следующий вопрос — с помощью какого сервиса выйти в прямой эфир? Самые популярные (и бесплатные):
Как выбрать платформу:
1. Учитывайте раскрученность вашей компании в той или иной сети. Например, если у вас хорошо раскрученная группа на Facebook, и вы общаетесь с аудиторией преимущественно через этот канал, смело выбирайте Facebook Live. Если же вы сумели создать привлекательный для зрителей YouTube-канал, у вас тут есть подписчики, а в Facebook вы просто постите новости, то лучше остановиться на YouTube Live.
2. Если вы хотите получить максимум отдачи от стрима, используйте мультиканальность: транслируйте событие сразу с помощью нескольких сервисов. Правда, это потребует больше ресурсов: оборудования и персонала. Зато вы получите больший охват, чем при использовании одного сервиса.
3. Протестируйте разные платформы. Организуйте стримы в нескольких сервисах, посмотрите на реакцию аудитории и выберите ту платформу, которая обеспечивает наилучший результат.
После трансляции
После стриминга не стоит расслабляться. Что стоит сделать:
Распространенные ошибки
Зачитывание текста
Суть лайвстрима в живом взаимодействии. Если вы начнете читать с листа, интерес к трансляции быстро пропадет. Естественно, обучающее видео требует подготовки тезисов, а развлекательное — проработки сценария. Но это нужно лишь для того, чтобы не потерять логическую нить и иметь под рукой опорный план. Сухое чтение никому не нужно.
Псевдоэкспертиза
Не пытайтесь казаться тем, кем вы не являетесь. Эта мудрость максимально справедлива для трансляций. Обычный ролик можно смонтировать, выявить ошибки и убрать лишнее. Со стримом так не получится. Если вы не профи, «плаваете» в теме, это сразу видно. Тем более что по ходу видео зрители задают вопросы, и от ответов на них они тоже будут судить о вашей компетентности.
Излишняя деловитость
Лайвстрим — это не деловые переговоры, а свободное общение с аудиторией. Конечно, не настолько свободное, чтобы вещать в растянутом домашнем свитере, но и повязывать галстук и принимать позу советского первоклассника за партой тоже необязательно. Наденьте что-нибудь повседневное, ведите себя естественно, говорите без официоза, шутите. Это помогает расположить аудиторию и сократить дистанцию.
Плохое качество звука
К неидеальному качеству картинки стримов зрители относятся с пониманием, особенно если съемка ведется на ходу или в вечернее время. Но плохой звук недопустим. Если голос заглушается звуком проезжающего транспорта или задувающего в микрофон ветра, то интерес к трансляции резко снижается. Поэтому обязательно используйте микрофон и выбирайте локацию с минимумом посторонних шумов.
Нет призыва к действию (СТА)
Если уж вы затеяли лайвстриминг, выжимайте из него максимум — попросите зрителей подписаться на канал, сделать репост, поставить лайк, написать комментарий, задать вопрос. Но не стоит увлекаться и агрессивно заниматься прямыми продажами. Упомянуть о своей продукции и услугах можно, но при условии, что информация органично «вплетется» в повествование.
Нет модератора
В чате по ходу стрима много флуда. Для того чтобы выделить стоящие вопросы и комментарии, требуется время. И если ведущий будет самостоятельно просматривать чат, это снизит динамику трансляции. С модератором же такая проблема отпадает. Кроме того, в его задачи входит контролировать качество и доступность трансляции, переключать слайды и экраны.
Не анализируется эффективность
Завершился стрим — теперь самое время посмотреть его эффективность. Если этого не сделать, вы так и не поймете, правильно ли вы все делаете и стоит ли вообще игра свеч.
Например, если вы стримите с помощью YouTube Live, полезно изучить такие показатели:
Такой комплексный анализ открывает дорогу к оптимизации будущих трансляций.
Заключение
Сразу добиться идеального результата от лайвстриминга не получится. Необходимо анализировать трансляции, вносить изменения и отслеживать реакцию аудитории.
Чтобы привлечь потенциальных зрителей к вашему стриму, используйте возможности соцсетей. Заказывайте рекламу во ВКонтакте и на YouTube через Webartex.
Что такое стриминг и как на этом зарабатывают?
Журналист, автор блока «Технологии».
Стриминг – это потоковое онлайн-вещание. К стриминговым мультимедиа относят музыку, видео и информацию, которые пользователь получает непрерывно от провайдера потокового вещания. Большая часть рынка стриминга относится к сегменту киберспорта, здесь геймеры показывают в режиме онлайн, как они проходят игры. Стримерами называют также авторов видеоблогов в жанре музыки, кулинарии, путешествий, распаковки и других направлениях.
Специалисты часто называют стриминг медиа будущего. При этом популярные стриминговые платформы уже вошли в набор известных инструментов в digital, а рынки киберспорта и стриминга видеоигр постоянно попадают в поле внимания СМИ.
На чем зарабатывают стримеры
Стримеры – авторы и трансляторы стримов – могут зарабатывать на своем канале несколькими способами:
Какие существуют способы интеграции бренда в стрим
Интегрировать рекламу компании в стрим можно с помощью следующих инструментов:
Платформы для стриминга
Возможности для стриминга как дополнительный сервис предлагают крупнейшие медиаплощадки. Иные платформы и сервисы специализируются исключительно на потоковом вещании.
К популярным стриминговым платформам в мире и России можно отнести:
Twitch
Крупнейшая стриминговая площадка, согласно данным компании Streamlabs. Twitch.tv вырос из ресурса justin.tv, который не ограничивался специализацией на видеоиграх, а транслировал также стримы про животных, спорт и политику. Однако в 2011 году руководители justin.tv поняли, что за компьютерными играми большое будущее, и переключились только на игровую тематику.
Twitch доступен через браузер на любом устройстве, в том числе для iOS и Android. Платформа проводит трансляции геймплея и киберспортивных турниров и сотрудничает с крупнейшими конференциями и мировыми чемпионатами в игровой индустрии.
YouTube Live
Возможности для трансляций предлагает также крупнейший мировой видеохостинг. Этот канал продвижения геймеры считают достаточно сложным в плане конкуренции, поэтому YouTube Live обычно выбирается в качестве дополнительной площадки.
Facebook Live
Facebook Live запустился в 2016 году. С помощью сервиса можно напрямую связываться с подписчиками. Согласно статистике, пользователи Facebook комментируют прямые трансляции в несколько раз чаще, чем обычные видео. Смотреть потоки в Facebook Live можно непосредственно в момент их записи или постфактум.
Mixer
Mixer – стриминговая платформа, принадлежащая Microsoft, так же, как и Twitch, сфокусированная на видео-гейминге. Сервис интегрирован в Xbox One и Windows 10 и позволяет играть и общаться нескольким игрокам одновременно и устраивать интерактив со зрителями, которые могут воздействовать на геймплей и отдавать стримерам голоса.
Periscope
Periscope – служба потокового вещания, принадлежащая Twitter. Приложения Periscope доступны для Android и iOS. Пользователи Periscope могут транслировать видео в прямом эфире, общаться со зрителями, смотреть пропущенные трансляции в записи, делиться видео онлайн в соцсетях и проводить закрытые трансляции для отдельных пользователей.
GoodGame.ru
Крупнейший портал о киберспорте в рунете, предлагающий, кроме тематических репортажей, новостей и интервью, трансляции с турниров и стрим-сервис для зарегистрированных пользователей. Ресурс позволяет привязывать канал к YouTube, записывать свои потоки и делиться записанными видео с пользователями других сервисов.
CyberGame.tv
CyberGame.tv – еще одна российская площадка, специализирующаяся на потоковом вещании для геймеров. Среди преимуществ CyberGame.tv – стабильная работа служб, постоянно обновляющийся функционал, удобная навигация и достаточное разнообразие трансляций с турниров и фестивалей.
VK Live
«Одноклассники»
Трансляция стримов доступна также для пользователей «Одноклассников» и OK Live. В 2017 году социальная сеть первой в России представила функцию стримов из браузера. Во время эфира стримеры могут общаться со зрителями в чате, получать «классы» и комментарии. Прямые трансляции попадают в ленты друзей и подписчиков и появляются на карте стримов, а самые популярные видео выходят в топ стримов OK Live.
Как настроить стрим
Для настройки стрима пользователю нужно подготовить оборудование: выбрать мощный компьютер, подобрать качественную камеру, микрофон, хромакей. Также стримеру понадобятся сервисы для записи видео, настройки донатов и подписок и программы для чатов и оповещений.
Xsplit Broadcaster достаточно проста в установке, но эта программа требует переустановки для каждой платформы. Open Broadcaster Software устанавливать сложнее, но зато, настроив программу один раз, к ее настройке возвращаться уже не нужно. Кроме того, OBS предлагает большой набор изменяемых параметров и не так сильно нагружает компьютер.
Зачем нужны чаты для стрима
Крайне важный элемент стрима – чат. Если стример проводит ретрансляцию для нескольких платформ, то он вряд ли сможет полноценно стримить без чата. Зрители с ресурсов с небольшой аудиторией в полупустых чатах чувствуют себя одиноко и не задерживаются на канале. Стримеры советуют уделять особое внимание таким зрителям и читать их сообщения в первую очередь. Причем выведение этих сообщений в общий поток на экране трансляции создает хорошие условия для пребывания пользователя на канале.
Опытные авторы каналов утверждают, что чтение чата для любого стримера должно быть обязательным условием, при этом размещение чата на экране стрима крайне желательно для продвижения канала. Часть зрителей разворачивают стрим во весь экран на компьютере или просматривают трансляции с мобильных устройств, поэтому им будет удобнее видеть чат прямо на экране трансляции.