Лазарева суббота что означает
Что мы празднуем в Лазареву субботу и как правильно провести этот день
По Церковному Уставу, за неделю до Светлого Воскресения Христова перед праздником Входа Господнего в Иерусалим в субботу вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой.
Данная история подробно описана в 11-й главе Евангелия от Иоанна. Примечательным событием является то, что Спаситель воскресил не просто умершего, но того, кто был четыре дня во гробе и начал разлагаться. В Священной истории евреев это был беспрецедентный случай. Ветхозаветные пророки воскрешали умерших, но только тех, которые упокоились совсем недавно.
Воскресение же Лазаря спустя четыре дня после погребения было уникальным. Это событие взбудоражило Иерусалим и многих жителей Палестины. Люди осознали, что между ними находится явный Посланник Всевышнего. Они признали в Господе нашем Иисусе Христе Мессию, хоть и имели извращенное понятие о Нем как о земном царе, который должен избавить евреев от римского владычества, дать им земное благоденствие и господство над другими народами. Благодаря воскрешению Лазаря стал возможным Вход Господень в Иерусалим при большом стечении народа, радостный и торжественный.
Именно воскрешение Лазаря и последовавшая за ним встреча Христа людьми у врат еврейской столицы послужили толчком для вынесения смертного приговора Спасителю на совещании иудейских старейшин в среду перед Пасхой. Они совершили воистину сатанинский страшный грех. Убедившись, что в мир пришел Мессия (ибо никто не творил такие дела, которые совершал Христос), они ради сохранения своей власти, статуса и материального благополучия сознательно отказались от Него и решились на убийство.
Для нас же Лазарева суббота является первой «ласточкой» Пасхи – Светлого Воскресения Христова. Воскрешение Лазаря символично: это воскрешение во Христе всех нас, каждого человека. Для Бога нет ничего невозможного. Какие бы тяжелейшие грехи ни тяготили душу человека, какие бы оковы страстей ни держали бы ее в плену-гробе страстей года и даже десятилетия (в том символика четырех дней), нужно только покаяться и призвать Бога, и Он, как любящий Отец, воскресит каждого из нас. Эта символика воскресения записана в богослужебном уставе. На утрене Лазаревой субботы поются воскресные тропари и песнь «Воскресение Христово видевше…» При этом отверзаются Царские врата и совершается каждение всего храма. Поется Великое славословие. Во время трапезы разрешается вкушение подсолнечного масла и рыбьей икры.
Ведь Христос восстанавливает НОВЫЙ Завет с человеком. Вскоре разорвется завеса в Иерусалимском храме перед Святая Святых, и Царствие Небесное снова окажется открытым перед человеком.
Лазарева суббота и Вербное воскресение – это остановка-оазис в спасительной пустыне Великого поста. Это луч утренней зари-надежды перед мраком человеческого предательства и отречения от Бога на Страстной седмице.
Как писал Борис Пастернак в стихотворении «На Страстной»:
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
Лазарева суббота 2021: какого числа, традиции, что можно есть в этот день
Лазаревой субботой называют день накануне Вербного воскресенья. Два этих праздника — настоящий оазис во время Великого поста, остановка, дающая возможность набраться сил перед Страстной неделей. Рассказываем, как правильно провести этот день.
Лазарева суббота в 2021 году
В период Великого поста, который в этом году длится с 15 марта по 1 мая включительно, церковь вспоминает много событий, связанных с земным служением Христа. В субботу на шестой неделе Великого поста, по традиции, отмечается большой праздник — Лазарева суббота. Из-за особенностей календаря этот праздник не имеет точной даты и каждый год выпадает на разные числа. В этом году Лазарева суббота приходится на 24 апреля. На следующий день, 25 апреля, Вербное воскресенье или праздник Входа Господня в Иерусалим, а совсем скоро, через неделю, Пасха — 2 мая.
Кстати, иногда Лазареву субботу тоже, как и воскресенье, называют Вербной — и это не ошибка. Дело в том, что вся неделя перед Страстной седмицей называется Вербной или Неделей Ваий («ваией» называли раньше в церкви пальмовую веточку), ведь в воскресенье Иисуса приветствовали в Иерусалиме пальмовыми ветвями — бросали их ему под ноги как царю.
Воскрешение Лазаря, Винсент Ван Гог, 1890 г.
История праздника
Несмотря на то, что Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим празднуются церковью два дня подряд, все же между этими событиями на самом деле прошел месяц или два. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос по пути в Иерусалим посетил в селении Вифания дом своих друзей, которые принимали его не раз, — Марфу, ее сестру Марию и брата Лазаря. Он получил известие от сестер, что его друг Лазарь заболел.
Услышав это, Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий». Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился.
Когда же Иисус добрался до Вифании, оказалось, что его друг Лазарь уже четыре дня назад умер. Христос поспешил к гробнице умершего друга, по пути спросив у Марфы: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?». Марфа ответила не сомневаясь: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Окружающие его люди отвалили камень, которым была закрыта гробница, и Иисус начал молиться: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, он воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!».
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: «Развяжите его, пусть идет». Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, чтó сотворил Иисус, уверовали в Него.
Воскрешение Лазаря, Питер Ластман, 1622 г.
После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет, он стал священником и проповедовал христианскую веру на Кипре, в городе Китионе, который сейчас называется Ларнака. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря на Кипре была построена церковь Святого Лазаря.
Традиции Лазаревой субботы
В Лазареву субботу накануне Вербного воскресенья у нас принято собирать веточки вербы (вместо пальмовых ветвей) и приносить их в церковь. Верба — первое растение, которое распускается весной, и ее пушистые почки — символ новой жизни, воскресения всего живого и процветания.
На вечерней службе в этот день освящают вербу, а еще верующие молятся об исцелении от болезней — считается, что в Лазареву субботу они будут обязательно услышаны. При этом в левой руке нужно держать веточки вербы, а правой креститься. Освященную вербу приносят домой и хранят целый год — до следующей Лазаревой субботы. Количество веточек может быть любым, но чаще это либо нечетное количество, либо соответствующее числу членов семьи.
Согласно народному поверью, если легонько ударить человека освященными веточками вербы, то это наделит его здоровьем надолго. Не рекомендуется в этот день выполнять тяжелую работу — лучше отдохнуть перед тяжелой Страстной неделей.
Пост в Лазареву субботу
Лазарева суббота — единственный день во время Великого поста, когда разрешено есть рыбную икру. Это послабление связано с тем, что четыредесятница, то есть первые сорок дней поста, позади, но после Лазаревой субботы и Вербного воскресенья наступает самая строгая неделя в году — Страстная. Также в Лазареву субботу можно готовить блюда из рыбы, но есть их можно только на следующий день — в Вербное воскресенье. Эти два дня дают возможность набраться сил перед особо строгим постом на Страстной седмице.
Традиционно на Лазареву субботу пекли постные гречневые блины, варили каши, которые заправляли растительным маслом, запекали картофель. В Греции в этот день пекли «лазарчики» — сладкое печенье.
Также в этот день, как и на любой праздник во время поста, разрешается употребить немного красного вина. Помните о том, что традиционно, еще с античных времен, вино было принято разбавлять водой в соотношении один к трем (три части воды и одна часть вина). Вино — довольно калорийный напиток, и даже разбавленное водой (крепостью 8-10°) оно позволяло постящимся не испытывать жажду и голод.
Гречневые постные блины, рецепт здесь
Лазарева суббота 2022: история, смысл и как отмечают
Пасха – это не один праздник, а целое созвездие весенних торжеств и интересных памятных дат. Среди них особое место занимает Лазарева суббота, которая всегда отмечается накануне Вербного воскресенья.
То есть в 2022 году Лазареву субботу встретят 16 апреля, а 24 апреля будут отмечать саму Пасху. О том, что это за праздник, что принято делать на Лазаревскую субботу, и в чем ее истинное значение, подробно рассказывается в материале.
Лазарева суббота в православии: предыстория праздника
На самом деле сегодня довольно трудно сказать, в субботу ли произошло памятное событие или в другой день. Но факт в том, что накануне Пасхи, как написано в Евангелии от Иоанна, Христос побывал в пригороде Иерусалима – местечке под названием Вифания.
Там жили его хорошие приятельницы, с которыми он был знаком очень давно – сестры Мария и Марфа. С ними долгое время дружил и Лазарь. Вот только за несколько дней до посещения Вифании Спасителю еще в пути стало известно, что его старый друг тяжело болен.
В такой ситуации каждый человек испытает чувство скорби, да и Христос сильно опечалился и устремился навстречу Лазарю, чтобы как можно скорее встретиться с ним. И в этот момент к нему навстречу выходят те самые сестры и говорят, что приятель их скончался 4 дня тому назад. Спаситель прослезился, однако сказал опешившим ученикам, которые сопровождали его: «Не умер, но уснул». Конечно, никто и представить себе не мог, что произойдет потом.
Христос направился к гробнице, велел убрать камень от входа. Его пытались отговорить, ведь к чему тревожить покойного? Да и что приятного можно увидеть по ту сторону входа? Но просьбу его выполнили. После чего Господь велел Лазарю просто выйти из гробницы. И в тот же момент воскресший человек, обмотанный погребальными пеленами, как ни в чем не бывало, стоял перед шокированной толпой (11 глава Евангелия от Иоанна).
С тех пор на протяжении многих веков верующие соблюдают интересную традицию: в шестой день 6 недели Великого поста они отмечают Лазареву (Лазаревскую) субботу.
День также называют Лазаревым воскресением, подчеркивая тем самым, что практически через неделю наступит Воскресение Господне – т.е. праздник Светлой Пасхи. А самого воскресшего нередко именуют Лазарь Четверодневный, ведь по преданию он пролежал в могиле ровно 4 дня, и только потом Господь оживил своего друга.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОСЛЕ
После своего «второго рождения» Лазарь прожил еще добрых 30 лет. Надо ли говорить, что это был глубоко верующий, поистине набожный человек. К тому же он почти сразу после смерти Христа стал Китийским епископом – нес служение в местечке Китион, который сейчас называется Ларнака. Этот курортный город по сей день находится на популярном острове Кипр.
Более того – сохранились даже мощи Лазаря, вот только в 9 веке их вывезли в Константинополь. Шли годы, века и даже тысячелетие. Наступил 1972 год. И вот во время очередного ремонта рабочие неожиданно наткнулись на очень древний саркофаг.
Как оказалось впоследствии, в нем все это время находились останки воскресшего святого – очевидно, не все мощи были перевезены в славный город Константинополь. С тех пор их продолжают хранить в Ларнаке – и более уже никто не тревожит прах почтенного Лазаря.
Могила Святого Лазаря в городе Ларнака (Кипр)
Традиции Лазаревской субботы: как отмечают и что делают
Если говорить напрямую о том, что такое Лазарева суббота в православии, да и вообще в христианской традиции, можно сказать, что это памятная дата, которая служит предпосылкой великого события – Воскресения Христа.
Поэтому считается особенно важным помолиться о своем здоровье, исцелении родных и близких от каких-либо недугов. Верующие люди всегда стремятся отправиться в церковь. К тому же в такой особой обстановке гораздо легче прочувствовать светлые волны и настроиться на встречу Пасхи, которая состоится совсем скоро – через неделю.
Что можно кушать в Лазареву субботу в Великий пост
А еще не надо забывать о том, что значит Лазарева суббота с точки зрения Великого поста, который продолжается и в этот день. Традиционные ограничения, связанные с приемом мясной пищи, сохраняются.
Однако в Лазареву субботу разрешено вкушать рыбную икру (до 100 г), растительное масло и вино. Допускается также и горячая пища, прошедшая тепловую обработку (вареная, печеная и т.п.), с растительным маслом и вином (одна чаша 200 г) — два раза в день. Вино — чистое виноградное, без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально будет воздержание от вина.
Расскажем подробнее и про некоторые другие послабления в посте, которые можно будет себе позволить на следующие день:
Как уже отмечено выше, кушать все это разрешается на следующий день – т.е. в Вербное воскресенье.
В Лазаревскую субботу можно насладиться гречневыми блинами и кашей, а также блюдами из гороха. Считается, что если эти продукты будут на столе, то урожай гречихи и бобовых культур будет богатым.
Как известно, на следующий день после Лазаревской субботы наступит Вербное воскресенье. А ведь подготовка к торжеству не менее приятна, чем сам светлый день праздника. Вот и на Руси именно в день субботы Лазаря делали брагу, пекли блины, варили каши (гречневую, манну, тыквенную).
Обычаи и приметы Лазаревой субботы в православии
Православными считают себя не только многие россияне, но и народы других стран. И они также считают долгом знать о том, что означает Лазарева суббота, и как правильно провести этот необычный день. Вот несколько интересных традиций и примет, которые дошли и до наших дней:
Что нельзя делать в день субботы Лазаря
Полезно знать не только о том, что такое праздник Лазарева суббота, но и что именно не рекомендуется делать в такой день. Конкретных запретов не существует – по сути, люди продолжают заниматься традиционными обязанностями. Кому-то понадобится сходить на работу, кому-то – прибраться в доме. Однако по возможности дела лучше отложить на потом, а тяжелым физическим трудом и вовсе не заниматься. Вместе с тем не возбраняется, например, побывать на кладбище и прибраться на могилах.
Современный взгляд: что значит Лазарева суббота сегодня
Итак, накануне Вербного воскресенья отмечают праздник Лазаревскую субботу; и конечно, интересно подумать, что это может значить в день сегодняшний. Ошибочно говорить, что воскрешение Лазаря – это единственный случай сотворения подобного чуда Христом. Евангелия описывают, что до этого события Спаситель избавил от смерти еще как минимум двух человек – сына бедной вдовы и дочь иудейского жителя по имени Иаир.
Но именно история с Лазарем стала, по сути, последним великим чудом, которое совершил Господь во время своей земной жизни. Считается, что через 1-2 месяца он вошел в Иерусалим (в этот день отмечают Вербное воскресенье). Еще через неделю Спасителя распяли, но он и сам воскрес из мертвых. Таким образом, в реальности описанные события имеют довольно большую разницу во времени.
В православии принято отмечать Лазареву субботу и Вербное воскресенье одно за другим. У католиков история о друге Христа, восставшем из мертвых, также хорошо известна. Однако надо сказать, что память о событии в большей степени чтут, пожалуй, православные.
Уже много веков подряд именно в эту субботу в народе было принято целыми семьями и даже деревнями отправляться на побережье местного водоема, в ивовые рощицы, чтобы нарвать много-много веточек вербы. В этом смысле можно сказать, что такое событие, как Лазаревская суббота, является своеобразной подготовкой к наступлению праздника Вербное воскресенье.
Однако истинный смысл описанного события гораздо глубже. Ведь что произошло на самом деле? Близкий друг Иисуса тяжело заболел и умер. Он совсем немного не дождался прихода Господа, который наверняка смог бы воскресить его из мертвых. Даже Мария с огромной печалью на сердце сказала об этом:
Можно сказать, что помощь была так близка, но по трагической случайности она просто не подоспела вовремя. Обида, отчаяние и глубокая скорбь переполняли сердца всех, кто знал Лазаря. Эти тяжелые чувства передались и Христу, который тоже прослезился. Но даже в такой безвыходной на первый взгляд ситуации он не опустил руки и сотворил большое чудо.
Вот такие чудеса, большие и маленькие, порой случаются и в нашей жизни. Причем помощь приходит как будто из ниоткуда, а возможности могут и сами постучаться в двери – остается только прислушаться.
И тогда каждый человек имеет шанс получить свое маленькое чудо: дела его начинают идти в гору, удача сопутствует во всех начинаниях, да и настроение не покидает волны позитива. А что для этого нужно? Только правильный настрой и вера.
Да, проблема может и не иметь решений. Во всяком случае, порой именно так все и выглядит. Но надо признать, что мы никогда не сможем увидеть все и сразу. Поверхностный взгляд дает лишь общее представление. Стоит только посмотреть на ситуацию без отчаяния и хотя бы мысленно принять решение о том, что выход обязательно найдется.
Вера в лучшее, надежда на помощь небесных сил, наконец, способность довериться самому себе – вот что нужно каждому человеку. И Лазарева суббота может стать как раз таким днем, который еще раз напомнит нам о столь простых, но очень важных истинах.
Лазарева суббота
Историческое содержание
С Лазаревой субботы церковные песнопения начинают вести верующих по стопам Господа. Времени Его земной жизни осталось менее недели. Час великого Исхода близок. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. », – слышим мы пение праздничного тропаря.
Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа Китиона (о. Кипр). В конце IX в. его мощи перенесли в Константинополь. Память – 17/30 октября и в субботу Лазареву.
Литература
Кассиан (Безобразов), еп. Воскрешение Лазаря и Воскресение Иисуса Христа // Путь. Париж, 1929. № 16; Раин А. П. Воскресение Лазаря // Странник. 1904. № 3.
Примечания
[1] Другой возможный перевод: «иметь благодарность».
Молитвы
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
Всех ра́дость Христо́с, и́стина, свет,/ живо́т, и ми́ра воскресе́ние,/ су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию,/ и бысть о́браз воскресе́ния,// всем подая́ боже́ственное оставле́ние.
Перевод: Христос, всем радость, истина, свет, жизнь миру, воскресение, на земле живущим явился по Своей благости и стал образом воскресения, всем подавая Божественное прощение.
Лазарева суббота
Лазарева суббота (Воскрешение праведного Лазаря) — это торжественный праздник, совершаемый в субботу шестой недели Великого поста. Праздник является подвижным, т.е. зависит от даты Пасхи. В этот день Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря через четыре дня после смерти (Ин. 11:1–45). Лазарева суббота предваряет праздник Входа Господня в Иерусалим.
Лазарева суббота в 2022 году: 16 апреля
Содержание:
Лазарева суббота. История праздника
После Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею и перебрался на Кипр в 33 году н. э. (в 30 лет), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его епископом Китиона (Ларнака). На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. Согласно греческому преданию, Лазарь после своего воскресения прожил еще 30 лет и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипре.
Почитание святого праведного Лазаря
Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (ныне Ларнака) в мраморной раке, на которой была надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь.
Гробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке
Первая могила праведного Лазаря (где он бы воскрешен Спасителем) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам. Чуть далее расположены две церкви — православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть ее Эль-Азария.
Могила, из которой вышел воскресший Лазарь
Память святого Лазаря совершается в субботу шестой седмицы Великого поста и 30 октября (17 октября ст. ст.), в честь перенесения мощей. Прославлен во святых как праведный и считается епископом Китийским. Католическая церковь совершает память святого Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя.
Воскрешение Лазаря. Богослужение
Лазареву субботу называют также «малой Пасхой»: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Так, в пятницу на утрени перед чтением канона поется « Воскrніе хrт0во ви1дэвше », что соответственно чину воскресного богослужения; праздничный тропарь общий для двух праздников, для самой субботы и для последующего за ней Цветоносного воскресенья. Последние стихеры перед Великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихера «Преблагословена еси Богородице Дево». С этого дня начинается богослужение по Триоди Цветной, книги октай и минея опускаются до недели св. апостола Фомы.
Тропарь, глас 1.
Џ бщее воскRсeніе прeже своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ воздви1же лaзарz хrтE б9е. тёмже и3 мы ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ, њсaнна въ вhшнихъ, блгcвeнъ грzдhи в0 и3мz гDне.
Кондак, глас 7.
Канон празднику на павечернице составил прп. Андрей Критский, на утрени — прп. Феофан Песнописец.
Библиотека Русской веры
Канон на Лазареву субботу →
Воскрешение Лазаря. Иконы
Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакомб и рельефах саркофагов.
Воскрешение праведного Лазаря. Фреска катакомб Джордани. Рим, IV в.
Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.
Воскрешение Лазаря. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей Диочезано, Италия, VI в.
В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка — атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.
Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.
Чудо Воскрешения Лазаря. Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Псков, 1313 г.
Воскрешение Лазаря. Фрагмент иконы из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок. 1341 г.
Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. 1470–1480 годы
Воскрешение Лазаря. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.
Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва. Начало XV в. (1410-е гг.?)
Воскрешение Лазаря. Троице-Сергиева лавра. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский музей
Воскрешение Лазаря. Происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. 1560-е годы. Государственный Русский музей, СПб
Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного чина иконостаса церкви Рождества Христова в Ярославле. 1640-е годы. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря
В честь святого Лазаря освящена церковь в городе Ларнака (Кипр), построенная в IX веке над гробницей Лазаря. Она является одной из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С XIII по XVI век храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году церковь стала мечетью. В 1589 году турки продали ее православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь. Сейчас храм принадлежит Кипрской православной церкви.
Церковь Святого Лазаря в Ларнаке
В честь Воскрешения Лазаря освящен древнейший храм Москвы. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь была сооружена в 1393-1394 гг. по заказу княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского. Ранее на месте церкви существовал деревянный одноименный храм и находился при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали известные иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный с учениками. В 1479 году в связи с пожаром рухнула верхняя часть церковного здания, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514-1518 годах архитектор Алевиз Новый соорудил храм на уровне жилого яруса дворца новым объемом, в котором разместился главный престол в честь Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в виде подклета, в котором был устроен придел Лазаря. При царе Феодоре Алексеевиче в 1681-1684 гг. храм был перестроен в одноглавую церковь. Лазаревский придел был упразднен. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была устроена церковь Воскрешения Лазаря. В настоящее время храм не действует, доступ в него перекрыт.
Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря). Княгиня Евдокия устанавливает в свежепостроенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангела
В честь Воскрешения святого Лазаря была освящена церковь в Кижах. Этот древнейший памятник деревянного зодчества России, по преданию, был построен в XIV в. преподобным Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря (XIV в.), который расположен в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 г. церковь была перевезена на остров Кижи и отреставрирована. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв.
Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря
Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.
Воскрешение Лазаря. Живопись
Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.
Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы
«Воскрешение Лазаря» Альберта ван Оуватера. Написана около 1450 года
Караваджо «Воскрешение Лазаря» 1608-1609 гг.
Гверчино. Воскрешение Лазаря. 1619 год. Лувр, Париж, Франция
Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря». 1630 год
Винсент Ван Гог. Воскрешение Лазаря. 1890 год
М. В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. 1899-1900 г. Эскиз росписи северной стены церкви св. Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, СПб
Лазарева суббота. Народные традиции
В Лазареву субботу отрывают вербы затем, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Вечером в субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. В народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным и богатым на радости.
В Лазареву субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу и рыбный курник. В этот день молодые девицы собирались вместе и ходили по избам делать «лазари» — петь песни. В ответ хозяева дарили девушкам съедобные подарки. После окончания обряда певуньи делили дары поровну и счастливые расходились по домам.
Отметим, что в Лазареву субботу не принято устраивать больших пиршеств и веселий. Поскольку Лазарева суббота приходится на Великий пост, праздник отличается сдержанным весельем, без пиров и развлечений — это день смиренного и светлого ожидания. В честь праздника в этот день разрешается икра. У других славянских народов существуют свои традиции в этот день: болгары в Лазареву субботу исполняли весенний девичий обряд лазарования — девочки ходили по домам с пением лазарских песен, участниц одаривали подарками; греки в этот день пекут «лазаракиа» («лазарчики») — антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.
Душеполезное поучение в Лазареву субботу
Желая укрепить духовно Своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и небывалое доселе чудо, ибо ни Сам Он, ни прежде Него бывшие святые до этого дня никогда еще не воскрешали из мертвых тела людей, которые по времени начинали уже разлагаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как имевшего последовать в скором времени Воскресения Христова, так и всеобщего Воскресения для всех людей, которое явится при кончине мира. Свт. Иоанн Златоуст так раскрывает духовный смысл этого предивного и выше естественного события, ясно показывающего Божественное достоинство Спасителя:
Се светозарное предтече торжество, Христова Воскресения. Се провозсия память Лазарева, чудеса Христова проявляя. Образ сей четверодневнаго воскресения Лазарева, плоды носит тридневнаго Воскресения Христова. Сей Лазарь явился вторый предотеча во тме сидящим. Сей первый враг бысть адовы погибели. Днесь Христос чудес Своих всего мира исполни. Днесь Христос силу смерти разорь, четверодневнаго возставляет Лазаря, Свое прообразуя Воскресение («Златоуст», сл. 58-е).
«Громкий голос Спасителя, воскресивший Лазаря, служит образом великой трубы, которая будет гласить во Всеобщее Воскресение» (бл. Феофилакт Болгарский) [1].
Из всех четверых евангелистов только один Иоанн Богослов рассказывает о воскрешении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, св. Лазарь был еще жив. Св. ап. Иоанн точно раскрывает как Божественную, так и человеческую природу Господа, ибо мы видим Его не только самовластно приступающим законы природы, но и вопрошающим о месте погребения Лазаря и проливающим слезы сострадания.
Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек [2].
Как известно, Св. Писание имеет также и иносказательный смысл, поэтому бл. Феофилакт дает нам еще одно толкование для пояснения чудесного события, как можем воспринимать его касательно себя самих:
Понимай, пожалуй, чудо это и в отношении к внутреннему человеку. Ум наш — друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, падает в грехе и умирает смертию духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаивается сожаления, ибо умерший — друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те — иудеев. Ибо Иуда значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира и не погребайся в житейских развлечениях и страстях, — и, таким образом, воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобою. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был он неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра [3].
Источники:
[1] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[2] Там же.
[3] Там же.