Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском

Эффективные способы обучения

Эббингауз изучал особенности человеческой памяти, как человек забывает только что изученный материал. В результате экспериментов выяснилось, что уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35%. Далее процесс забывания идёт медленно, через 6 дней в памяти остаётся около 20%. Удручающие цифры. Моя память ещё хуже: 90% прочитанной книги я забываю, как только заканчиваю читать последнюю страницу. Хорошая новость в том, что есть надёжные методы сохранения информации в памяти.

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Мозг человека использует два режима: сфокусированный и рассеянный. Оба важны для запоминания, обучения и принятия решений.

Сфокусированный режим задействуется при решении задач, в которых уже есть опыт и алгоритм действий понятен. Мозг погружается в процесс, происходит отключение внешнего мира, используются накопленные знания. Так выполняется большинство рутинных дел. Но если мозг сталкивается с задачей, для которой нет подробной инструкции, то происходит ступор — решить её в фокусированном режиме не получится. Чтобы найти решение новой проблемы, необходим широкий взгляд на вопрос. Для этого нужен рассеянный режим.

В рассеянном режиме обдумывание проблемы происходит неосознанно. Когда ты не думаешь о проблеме, мозг продолжает поиск решения, выстраивая новые связи между знаниями из разных областей. Такой подход часто приводит к неожиданным и оригинальным решениям. Но для эффективной работы этого режима нужно чтобы в голове было что соединять. Поэтому сначала над проблемой работают сфокусировано, а потом переключаются в рассеянный режим.

Переключаться между режимами помогают спорт и сон. Самая приятная новость — сон способствует изучению материала. Во время сна клетки мозга сжимаются, а межклеточная жидкость вымывает токсины, вырабатываемые во время бодрствования. И главное, во сне мозг занимается строительством новых нейронных связей и повторяет заученную информацию. Поэтому повторение материала перед сном — хорошая идея.

Во время выполнения физических упражнений высвобождаются ресурсы мозга для поиска новых решений и запоминания информации. Кроме этого, установлено, что во время бега в гиппокампе формируются новые нейроны, а чем больше нейронов в головном мозге, тем больше объём памяти.

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Для успешного изучения материала необходимо выполнение двух условий: разбить информацию на блоки и переписать её из краткосрочной в долгосрочную память.

Краткосрочная память похожа на школьную доску: объём ограничен, качество записи плохое, легко стирается и не гарантирует понимания. Эта память нужна для работы над текущей задачей, но бесполезна при длительном хранении.

Чтобы запомнить информацию, её необходимо сохранить в долгосрочной памяти. Это гигантский склад практически бесконечного объёма. В таком количестве информации легко заблудиться. Чтобы находить требуемую информацию быстро, нужно правильно упаковывать и раскладывать по полкам.

При изучении новой темы полезно разбить её на блоки. Разобравшись с одним блоком, переходить к следующему, постепенно складывая картинку в единое целое. Блоки информации хорошо усваиваются при соблюдении следующих условий:

Learning How To Learn: конспект

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Мышление

Типы мышления

Существует два типа мышления — сфокусированное и расслабленное.

При сфокусированном мозг решает привычные задачи, при расслабленном может решать незнакомые задачи и проблемы. С друг другом несовместимы, потому что мозг умеет мыслить только одним способом одновременно.

Примеры расслабленного мышления

Сальвадор Дали сидел в кресле и расслабленно думал с гаечным ключом в руке. Засыпал — ключ выпадал и будил его. Томас Эдисон делал так же, но с подшипниками.

Смысл в том, чтобы переключать мозг с одного режима на другой. При этом часть мозга всё еще занята проблемой, но думает о ней уже не в сфокусированном режиме.

Это помогает учится эффективнее. Похоже на спорт, когда заранее и долго готовишься к соревнованиям, а не пытаешься интенсивно готовиться в последний момент.

Прокрастинация

Когда делаешь то, что не нравится — мозг автоматически пытается защитится от негатива. Постоянно переключается на более приятные задачи, а главная не сдвигается с места.

Мозг можно и нужно обмануть. Если всё-таки начать заниматься неприятным делом — через некоторое время защита снимается и задачка начинается решаться. Главное — начать. Курсера предлагает использовать для этого Помодоро.

Помодоро — концентрация на одной задаче в течении 25 минут. Не отвлекаясь при этом ни на что. Потом сделать паузу на 5-10 минут и снова сконцентрироваться.

У меня зашёл вариант с 30/10. Минусы — плохо работает в потоке, когда задача решается 2-3 часа. Тогда отключаю уведомления помидорок и фигачу до победного конца, пока не закончится мозг или задача не решится. Нюанс — в работе с большим количеством людей и проектов не всегда есть возможность поработать в потоке.

Бороться с прокрастинацией важно, чтобы не чувствовать себя унылым говном, делающим факапящим всё в последний момент.

Схема запуска реакции такая же, как в методике Випассаны. Приёмы борьбы — тоже.

Стимул → Реакция → Вознаграждение

Механизм срабатывания процесса похож на «Щёлк, зажужжало» из «Психологии влияния» Чалдини.

Реакция

Надо понять, что именно вызывает реакцию прокрастинации. Следим только за реакцией и работаем с ней.

Например, в понедельник надо собрать отчёт, однообразная работа, сделанная уже 50+ раз. Делать 30 минут: свести все данные, проанализировать и сделать выводы.
По Архангельскому, это «лягушка». Я могу ходить, тупить, откладывать на последний момент, но с недавних пор срабатывает правило — просто иди и сделай это. Надо концентрироваться не на результате, а на процессе.

Награда

Понять, что приятное будет ценнее, если задачу взять и сделать. Например, за сделанный отчёт подарить себе мороженку. За честно отмеченное время за неделю в таск-трекере → весь вечер смотреть кубы на Ютубе.

Списки дел

Позволяют упорядочить задачи в мозгу и при прокрастинации просто смотреть в список. У меня работает Трелло со списком задач на день. Подробнее — в видео о технике пустого инбокса или книге Макса Дорофеева.

Задачи в списке надо чередовать, держать баланс между рутинными и творческими.

Почему технические науки учить сложнее?

Всё дело — в абстракциях. Сложно представить себе физический смысл корня или дифференциального уравнения. Легче — представить себе смысл более простых вещей, например корову на лугу. Появилась картинка в голове? Ок, в этом и есть секрет. Мы одновременно представляем корову и произносим слово. Материализуем образ. Слово превращается в ясную картинку в голове.

Аналогично работают и эмоции — когда представляешь «любовь» или «преданность».

Смысл в силе привязки абстрактного термина к реальной жизни и практике.

Поэтому нужно всё абстрактное и непонятное материализовать на практике. Усиливать таким образом нейронные связи между информацией и выстраивать паттерны.

Когда первый раз понимаешь, как решать задачу — паттерн появляется, пока слабый. Когда решаешь такую же задачу еще раз — усиливаешь паттерн. Потом доводишь до автоматизма и создаёшь себе в голове готовый рабочий быстрый алгоритм для решения, без активного участия мозга.

На примере обучения — сначала надо погрузиться в материал, просто взять и выучить. Это сфокусированный режим. Потом — сделать паузу, переключится на расслабленный. Это позволит взглянуть на материал или проблему сверху. Если зубрить без пауз — будет куча рассеянной и неструктурированной информации, которую мозг быстро забудет.
Вспомните свои первые сессии 🙂

Память

Виды памяти

У человека есть два основных вида памяти — рабочая (оперативная) и долгосрочная.

Оперативная — работает с тем, что прокручивается в мозгу сейчас. Умеет удерживать до 4 сущностей в каждый момент времени. Раньше считали, что до 7. Похожа на маркерную доску, где мало места и всё хаотично расписано, без классификации

Долгосрочная — склад информации, где хранится то, что использовано несколько раз. Чтобы перенести информацию из рабочей в долгосрочную память, нужно использовать повторение с паузами. Не 20 раз за вечер повторить формулу, а методически учить её 1-2 недели. Напоминает стихи в школе, которые учил вечером или перед уроком — не помню ни одного. А пару любимых песен, который слышал и подпевал несколько лет, помню наизусть. Работает!

Для запоминания важна визуализация информации и интервальные повторения.

Легче посмотреть крутую картинку с динамикой, чем скучные формулы — пример по машинному обучению.

Это чисто исторический факт. Австралопитеку легде было запомнить, куда не ходить, чтобы саблезубый тигр не сьел. Наверное, поэтому и наскальные картинки появились раньше письменности.

Долговременная память

За неё отвечает гиппокамп. Крутой пример отключения — фильм «Помни», где главный герой забывал все события на следующий день.

Предварительный процесс консолидации приводит головной мозг в состояние активной памяти и сохраняет информацию в долгосрочной памяти, изменяя соединения с помощью синапсисов на отростках нервной клетки. Эти долгосрочные воспоминания долгое время могут оставаться пассивными до тех пор, пока память не возвратит и не восстановит их в краткосрочной активной памяти, во время процесса обратного анализа и принятия решения. Восстановленная память в новом контексте уже может сама быть трансформирована в долгосрочную память, таким образом, что изменит прежнюю память, несмотря, на повторную консолидацию. Наши воспоминания переплетаются друг с другом. Если мы узнаем что-то новое, наши воспоминания также изменяются. Подобно консолидации, повторная консолидация также происходит во время сна. Похоже на перезапись информации на жёстком диске при повторном обращении.

Именно поэтому, время от времени надо делать паузы в учебе, чем выучить все за один раз.

Кроме нейронов, в процессе запоминания участвуют астроциты. Такое моторное масло для нейронов.

«Чертоги разума»

На самом деле — в оригинале «дворец памяти». Крутая техника, основанная на наложении информации, которую нужно запомнить, на знакомое место. Например, хранить список покупок в магазине в условном доме. Или холодильнике. На верхней полке лежат яйца, сырки и сосиски. На второй молоко, твёрдый сыр. Сбоку соусы и фрукты, внизу овощи — картофель, морковь, лук, огурцы.

Я визуализирую с помощью библиотеки. Вспоминаю, где на полке видел информацию.

Алгоритм запоминания

Сфокусироваться на информации. Визуализировать. Сохранить — конспект.

Сделать паузу. Обработать и вновь воспроизвести. Отредактировать конспект.

Сделать паузу. Построить цельную картинку. Связать информацию с другой — добавить ссылки на похожие штуки, картинок для усиления.

Важность сна

Во время активного периода в мозгу образуются токсины. Мозг избавляется от них во время сна, когда мозговые клетки сжимаются. Моя аналогия — мойка или ТО автомобиля. Привет, высшее образование инженера-механика 🙂

Если долго не обслуживать механизм — будет работать хуже, сбоить и однажды сломается. У машины запчасть можно заменить или купить новую. С мозгом так не получится. Поэтому нужно спать столько, сколько нужно, а не по 4-5 часов. Во время сна мозг тоже учится. Если не давать ему это делать — ничем хорошим не закончится.

Чанки

В интерпретации Барбары Оукли chunk’s — фрагменты информации. Чанки составляются в блоки — удобные для работы мозга логические кусочки информации.

Обучение — выстраивание нейронных связей от простого к сложному, от единичных чанков до огромного количества, которое позволяет эффективно думать или делать.

Как сформировать чанк

Любой навык — сложная комбинация из простых элементов. Например, игра на гитаре состоит из простых пассажей, небольших комбинаций и объединения комбинаций комбинаций.

Важная часть процесса обучения — примеры. Они позволяют сформировать навык самостоятельно. Например, задачка по математике сначала решается с учителем, потом даётся домашка с похожими условиями.

Поэтапно

Сконцентрироваться на информации. Не отвлекаться на уведомления, письма, фейсбук. Вся доступная оперативная память должна работать с одним процессом.

Понять и осознать смысл. Похоже на алгоритм понимания задачи в Бюро Горбунова и наш агентский.

Понять контекст. Где можно применять информацию и когда. Например, сначала научится собирать семантику, потом понимать, как распределять её по страницам.

Концентрация → Понимание → Практика

Простой лайфхак — после обучения закрыть книгу или ноутбук и воспроизвести прочитанное или услышанное. Я дополнительно делаю конспект и осмысливаю после лекции. Процесс извлечения информации из памяти улучшает запоминание.

Хорошо в процессе не просто линейно пересказывать информацию, но и интерпретировать её по своему — схемой, майндкартой, примерами из жизни и картинками. Примерно, как я сейчас — пишу конспект, добавляю картинки и примеры, осмысливаю еще раз перед каждым новым блоком.

В формировании единицы новой информации участвуют все 4 слота внимания. После осмысления — уже один, три освобождаются для новой инфы и построения связей. Понимание — это не про количество информации, а про количество связей.

Перечитывание не работает

Надо проверять и оценивать свои знания на практике. Перечитывание конспекта или ссылка на статью в интернете в закладах — иллюзия понимания.

Смотрим шире

Как вызвать интерес к обучению

На помощь приходит научное объяснение. Всё дело — в химии.

В нейронах мозга хранится информация о том, что происходит вокруг сейчас вокруг. «Смазка» для нейронов — нейромодуляторы, отвечают за то, насколько важна для нейронов информация. Сложная статья на Вики с примерами действия.

Три главных нейромодулятора, которые влияют на то, как нейроны воспринимают информацию:

ацетилхолин — важен для обучения в сфокусированном режиме, образует связи нейронов с корой головного мозга и долгосрочные воспоминания,

допамин — отвечает за мотивацию, ощущения удовольствия. Сильные наркотики увеличивают действие допамина, поэтому возникает зависимость. Снижение и гибель большого количества допаминовых нейронов ведут к болезни Паркинсона.

серотонин — отвечает за активность. У альфа-самцов в обезъяних стаях уровень серотонина выше, у омег — ниже. Низкий уровень таких нейронов ведет к депрессии.

Обучение тесно связано с эмоциями. Отвечает за эмоции миндалевидное тело.

На миндалевидное тело влияет медитация, с ним тесно связано настроение.

Библиотеки в мышлении

Новаторское мышление напрямую зависит от количества группировок фрагментов информации между собой. Шахматисты держат в памяти тысячи комбинаций, музыканты — нот. Чем больше информации — тем легче решение проблем.

Это не единственная, но важная составляющая творческого мышления.

При создании новых фрагментов информации оказывается, что они могут быть связаны не только между собой, но и экстраполированы в другие области. Например, принципы физики могут использоваться для решения проблем и задач в бизнесе.

При упорядочивании фрагментов информации в шаблоны и триггеры в мозгу меняется сама структура нейронов — связи становятся более прочными. Чем больше такая библиотека фрагментов — тем легче приходят решения в расслабленном режиме мышления. Поэтому один раз прочитать книгу ≠ начать решать проблемы. Напоминает готовые библиотеки в программировании, которые можно подключать для нужных задач.

Существует два способа познания и решения проблем. Последовательный — когда каждый шаг ведет к решению в сфокусированном режиме, и интуитивный — когда новые идеи и способы комбинируются в расслабленном режиме. Самые сложные задачи и проблемы мозг решает на интуитивном уровне, потому что новые варианты решения — уникальны. И не всегда правильны. Вопрос в количестве попыток.

Автоматическое запоминание

Круто для автоматических действий, например докладчики на 20-минутное выступление на TED тратят 70 часов на прогоны. Спортсмены — на отработку простых действий: подач мяча, ударов.

Минус — не усиливает запоминание в долгосрочной памяти. Долгосрочную память тренирует решение сложных и неизвестных задач, концентрироваться надо на более сложном.

Эффект Лачинса

Когда в голове есть идея или шаблон решения, новое решение найти сильно сложнее.

Творчество блокируется первоначальным решением. В спорте это неправильная стойка или неверно выученные приёмы. Переучиваться сильно тяжелее.

Самая большая ошибка для обучения — механически зубрить что-то без понимания. Нужно использовать оба режима — сфокусированный и расслабленный и балансировать не только между ними, но и между разными дисциплинами.

Большинство смен парадигм в науке вызвано молодыми учёными, которые изначально пришли из другой области. Они не заблокировали своё мышление академическим образованием — поэтому мыслили шире и без шаблонов.

Эмоции и реакции тесно связаны с химией мозга.
Медитация помогает хакнуть этот баг мозга и реагировать вне зависимости от эмоций.

Как лучше учиться учиться

Встраивать физические упражнения и делать переключения. Зкщаше!

Блог Алекса Локка

Биохакинг. Стратегия. Практический трансгуманизм.

Learning How To Learn

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Я считаю, мы, в действительности, очень-очень плохо пользуемся достижениями науки. Вне зависимости от статуса, знаний, регалий, утверждений об обратном. А время перемен уже наступило, профессии устаревают, появляется масса новых возможностей — использовать их некому. В связи с этим — немного об универсальном навыке — обучаться новому.

Далее — мои впечатления от курса «Learning How To Learn» с Курсеры — о том как научиться учиться, с точки зрения недавних достижений науки. Который я прошёл недавно.

1. Сфокусированный режим, диффузный режим

Оказывается, физиологически, любители работать 12 часов в сутки так же неправы, как и любители целый день бездельничать. Удерживать концентрацию без перерыва — контрпродуктивно.

Мозг работает (в основном) в двух разных режимах — сфокусированном и диффузном. Диффузный не менее важен. В нём включаются совсем другие механизмы, происходит консолидация памяти, происходит восстановление нейромедиаторов, потраченных в сфокусированном режиме. Единственный путь — использовать диффузный режим, то есть «регулярно бездельничать». Небольшой нюанс: безделие работает только если перед ним зарядиться полезными мыслями в сфокусированном режиме. Именно их мозг и будет консолидировать.

В диффузном режиме вы ни о чём не думаете, но процесс обучения просисходит.

Проще говоря: более того, отдых — это такая разновидность работы. Тот, кто им пренебрегает — теряет своё время и силы, потраченные в сконцентрированном режиме, впустую. Тот же, кто утверждает, что работает 14 часов в сутки — просто лгун. Либо он имеет в виду, что:

отдых — это такая разновидность работы.

Самые эффективные люди на свете — те, кто сделал значимые достижения в науке и изобретательстве, — переключаются между разными режимами работы мозга, каждый из которых приносит пользу их делу. Например, сначала напряжённая аналитическая работа, затем — общение с потенциальными партнёрами, либо необременительная работа другого типа, ради временных денег или будущих проектов. Затем спорт, как средство оставаться длительно в хорошей интеллектуальной форме. См. систему ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера (книга «Как Стать Гением»).

2. Разделение по аспектам

Пианист просто садится, и играет — так кажется со стороны. Можно подумать, что игра на пианино — это один навык, которым обладает пианист. В реальности — это целый ряд навыков и знаний.

Мне нравится называть это словом «аспект». В курсе его назвывают просто «chunk». Речь идёт об отдельном знании, навыке, или привычке, которые можно натренировать отдельно от всего остального.

Пианист, скорее всего, тренировал растяжку пальцев, пока ехал домой в транспорте — и не сидел при этом за пианино. Да и понимание эмоциональных оттенков музыки у него развилось вовсе не в момент освоения нотной грамоты.

К примеру, когда я учил математику на первом курсе ВУЗа, было желание разделить всё на:

Например, для умения пользоваться формулами необходимо поверхностно знать греческий алфавит. Когда преподаватель начинал вводить странные значки, да ещё и в своей собственной интерпретации написания, лично меня это отвлекало от понимания сути формул и теорий. В такой ситуации неплохо было бы осознать помеху, остановиться, и использовать отдельное время, чтобы запомнить основные буквы греческого алфавита.

Тот же самый принцип: можно отдельно рассмотреть математику в комплексе, полезные задачи которые она решает — и тогда появится естественная мотивация углубляться в сложные формулы.

Для улучшения дикции подойдут отдельные упражнения — и они технически никак не связаны с знанием аудитории или со структурой текста. Структура текста может зависеть от аудитории — но само умение строить структуру под заданную цель — тоже отдельный навык.

Выступления можно разделить на такие аспекты:

Разбивка на аспекты может зависеть от личных знаний, интересов и возникающих в голове диссонансов. Разные люди могут видеть их по-разному, и, я полагаю, по этой причине именно самостоятельная работа важнее всего остального. Об этом же говорит метод «осознанной практики»: исследования показывают, что действительно выдающиеся люди, помимо занятий с преподавателем, уделяли огромное количество времени самостоятельным занятиям. В этом, например, отличие известных скрипачей от их сокурсников, которые стали преподавателями музыки.

Изучать аспекты по отдельности, а затем объединять их — это подход снизу вверх. Рассматривать всю область в комплексе, чтобы понять, как элементы работают вместе, и зачем они нужны, это — подход сверху вниз.

Можно и нужно применять оба подхода — так говорится в курсе. То есть рассматривать проблему на разных уровнях абстракции. Пример такого подхода — шестиуровневая модель в системе GTD Дэвида Аллена, которая гласит, что жизнь нужно организовывать на разных уровнях:

Дэвид Аллен утверждает: двигаться можно как снизу вверх, от организации текущих дел, так и сверху вниз — от осознания своих ценностей и мировоззрения. Таким образом мы обучаемся понимать самих себя и контролировать свой уникальный набор дел и проектов.

3. Интервальные повторения — физиологически оптимальное обучение

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Тот, кто следует лозунгу «повторение — мать учения» — навсегда останется на вторых ролях. Потому что не каждое повоторение создаёт память и навыки. Отец учения — спэйсинг-эффект. Это — феномен в когнитивной психологии: знания хорошо закрепляются только если повторения разделены во времени. Оптимально, чтобы временные промежутки между повторениями увеличивались.

Причина этого проста: память строится на связях между нейронами. При освоении нового материала, только создаются новые, слабые связи. Чтобы вспомнить 100 новых английских слов через год, пять, десять лет, нейронные связи должны стать постоянными.

Оптимальная стратегия будет выглядеть примерно так:

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Идея не нова, но что-то я редко замечаю у окружающих людей календари с жёстко расписанной, самостоятельно составленной программой обучения с увеличивающимися интервалами повторений.

4. Интерливинг: самое вкусное

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Интерливинг — техника обучения, при которой тренировка навыков чередуется. Если представить, что есть навык A, навык B, и навык C, старая стратегия выглядела бы как «AAABBBCCC», в то время как интерливинг — «ABCABCABC».

Последние научные исследования показывают, что «блочная» стратегия обучения не такая выгодная, как интерливинг. Обратите внимание: многие из этих исследований опубликованы после 2000 года, когда мы школу уже закончили.

Как видно из одного исследования, на задаче перевода иностранных слов, интерливинг после обучения даёт более сильный эффект (а увеличивающиеся интервалы между повторениями этот эффект усиливают), хотя во время обучения, краткосрочно, «блочный» метод выглядит более эффективным.

Другое исследование, при обучении алгебры и геометрии показало: тест через один день после конца обучения дал 25% преимущества интерливинга. Тест через месяц показал 76% преимущества интерливинга (источник, статья 2015 года).

Выигрывает тот, кто настроен на долгосрочный результат.

С другой стороны, мы все знаем, как негативно может сказываться на мышлении частое переключение контекста. Интерливинг — это не мультизадачность!

Поэтому, вот такие правила, касающиеся интерливинга, помогут:

Для меня этот метод выглядит как настоящий шанс использовать творчество в любом деле. Через некоторое время от однообразия интерес притупляется, и тогда переход к другой задаче — как глоток свежего воздуха. А потом — начинаешь видеть пересечения между прочитанными книгами, создаётся целый кластер знаний — это незабываемые ощущения. Можно предположить, что этот метод связан с феноменом синестезии — которая есть у каждого в каком-то количестве.

Список ошибок и правильных решений

Как не надо и как надо — из разных мест курса:

Ещё есть такие вещи, как

В курсе об этом рассказывается подробнее. К тому же, там есть множество ссылок на дополнительную литературу. Курс на английском, но есть русские субтитры.

Траблшутинг

На мой взгляд, главная проблема — та же, что и у любых инноваций. Мы не знали раньше, как на самом деле работает мозг человека, и продолжаем жить среди людей, которые до сих пор этого не знают, или не практикуют.

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Поэтому, чтобы внедрить этот метод обучения в вашу жизнь, неплохо было бы:

* С точки зрения физиологии мозга — у некоторых людей когнитивные способности во время стресса снижаются. Часто они — большие любители интеллектуального труда. Некоторые наоборот лучше соображают в условиях стресса, например так называемые «кризис-менеджеры». Это во многом зависит от генов и уровня катехоламинов, т.е. дофамина, адреналина и норадреналина в префронтальной коре мозга. Подробнее — см. ген COMT, и гипотезу «Warrior / Worrier». Кроме того, этот феномен коррелирует с чертами экстраверсии и интроверсии.

Будущее уже здесь. Просто оно неравномерно распределено.

Оставляйте ваши комментарии, критику, идеи — ниже!

Литература

Система Getting Things Done (GTD) Дэвида Аллена: шестиуровневая модель, как пример рассмотрения задачи на разных уровнях абстракции.

«Научитесь учиться»: курс о том, как победить прокрастинацию

Ко­гда мы изу­ча­ем что-то неэф­фек­тив­но, у нас воз­ни­ка­ет ил­лю­зия соб­ствен­ной ком­пе­тент­но­сти. Ка­жет­ся, что раз уж мы по­тра­ти­ли столь­ко вре­ме­ни на обу­че­ние, то мы точ­но раз­би­ра­ем­ся в во­про­се. Хо­ро­шим при­ме­ром мо­жет слу­жить изу­че­ние ан­глий­ско­го язы­ка в шко­ле — сколь­ко лет мы про­ве­ли, за­по­ми­ная сло­ва, чи­тая стран­ные диа­ло­ги по ро­лям и за­учи­вая непра­виль­ные гла­го­лы? И как мно­го из нас по­сле всех этих лет сво­бод­но за­го­во­ри­ли на язы­ке?

Один из прин­ци­пов «Цеха» — быть мак­си­маль­но по­лез­ным для чи­та­те­ля. По­это­му се­го­дня мы ре­ко­мен­ду­ем курс, ос­но­во­по­ла­га­ю­щий для фи­ло­со­фии на­ше­го ме­диа — «Learn­ing How to Learn» («На­учи­тесь учить­ся») от Cours­era.

Это один из са­мых успеш­ных и мас­со­вых кур­сов об­ра­зо­ва­тель­ной плат­фор­мы — его про­шли бо­лее 2 мил­ли­о­нов че­ло­век из 200 стран, 65% опро­шен­ных на­зва­ли его по­лез­ным для сво­ей ка­рье­ры.

Пре­по­да­ва­те­ли — про­фес­со­ра Уни­вер­си­те­та Мак­Ма­сте­ра и Ка­ли­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та в Сан-Ди­его — разо­бра­ли об­щие прин­ци­пы усво­е­ния ин­фор­ма­ции, ре­ле­вант­ные для са­мых раз­ных сфер — от про­грам­ми­ро­ва­ния до изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства.

Как бо­роть­ся с про­кра­сти­на­ци­ей?

Что та­кое «чан­кинг» и «ме­тод по­ми­до­ра»?

По­че­му ино­гда 30 ми­нут, по­тра­чен­ные на уче­бу, луч­ше, чем час?

Пред­ла­гая по­нят­ные прак­ти­че­ские при­е­мы, уче­ные опи­ра­ют­ся на по­след­ние дан­ные ней­ро­био­ло­гии.

Курс рас­тя­нут на один ме­сяц и за­ни­ма­ет 12 ча­сов непо­сред­ствен­но­го во­вле­че­ния. У «Learn­ing How to Learn» есть рус­ские суб­тит­ры и он бес­пла­тен (но за офи­ци­аль­ный сер­ти­фи­кат Cours­era нуж­но бу­дет до­пла­тить).

Зато на рус­ский пе­ре­ве­де­на её но­вая книж­ка — «Ду­май как ма­те­ма­тик: Как ре­шать лю­бые про­бле­мы быст­рее и эф­фек­тив­нее», ко­то­рая в прин­ци­пе сно­ва о том же — как по­мочь сво­е­му моз­гу ра­бо­тать луч­ше. В этом ви­део Бар­ба­ра рас­ска­зы­ва­ет о кни­ге. Не удив­ляй­тесь тому, как очень хо­ро­шо она го­во­рит по-рус­ски. В мо­ло­до­сти этот ге­ний ин­же­нер­ной мыс­ли лю­би­ла гу­ма­ни­тар­ные на­у­ки и язы­ки, слу­жи­ла в ар­мии и там вы­учи­ла рус­ский. По­сле чего ра­бо­та­ла пе­ре­вод­чи­ком на со­вет­ском ры­бо­лов­ном судне в Бе­рин­го­вом море. И толь­ко по­том вы­учи­лась на ма­те­ма­ти­ка и ста­ла док­то­ром наук.

По этой ссыл­ке мож­но ска­чать бес­плат­но боль­шую гла­ву из этой кни­ги о том, как справ­лять­ся с про­кра­сти­на­ци­ей.

Learn 15,000 words & phrases

FunEasyLearn

Designed for iPad

Screenshots

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Learning how to learn на русском. Смотреть фото Learning how to learn на русском. Смотреть картинку Learning how to learn на русском. Картинка про Learning how to learn на русском. Фото Learning how to learn на русском

Description

Subscribe for Free with flowers, play games & progress easily while learning Offline.

Join 60 million learners worldwide that read, listen, write and speak a language with FunEasyLearn. It’s free, effective and can be used offline. FunEasyLearn believes that everyone should have a chance to learn any language from their own mother tongue. That’s why we are continuously adding new languages for achieving this goal.

FunEasyLearn offers ample and complete courses divided into topics, subtopics and difficulty levels. Each verb, noun, adjective, greeting or useful phrase is related to everyday life. That’s why the app works well for both personal needs and travel purposes.

Why this app:
— 34 language courses.
— Contents: Alphabet + ALL Reading Rules + ALL Words (continuously updated) + 5,000 Phrases.
— Developed with native translators and professional voice actors.
— Colorful and engaging: great app for parents & kids to spend time together.
— No boring lessons, just fun.

Learn a language from your mother tongue.

You can learn 34 languages: English, American English, French, German, Italian, Spanish, Romanian, Russian, Arabic, Bulgarian, Catalan, Chinese, Traditional Chinese, Croatian, Czech, Danish, Dutch, Finnish, Greek, Hebrew, Hindi, Hungarian, Indonesian, Japanese, Korean, Norwegian, Polish, Portuguese, Brazilian Portuguese, Slovak, Swedish, Thai, Turkish, Ukrainian.

The above-listed languages can be learned from 61 mother tongues: Afrikaans, Albanian, Amharic, Azerbaijani, Belarusian, Bengali, Estonian, Filipino, Georgian, Icelandic, Igbo, Irish, Kazakh, Latvian, Lithuanian, Macedonian, Malay, Mongolian, Nepali, Persian, Serbian, Slovenian, Swahili, Urdu, Vietnamese and 34 more.

Change the way you learn languages forever. Use innovative strategies for learning and memorizing words and phrases while playing games. Feel the great satisfaction of finally speaking a foreign language.

Track your progress, earn flowers & bees, and enjoy your learning. Use flowers as a payment for a FREE subscription.

Our artists crafted beautiful images just to make your learning enjoyable and effortless.

While everything you learn in Learn Languages is free as you pay with the flowers earned in the app, we do offer a FunEasyLearn Premium Subscription to unlock all the courses. If you choose to purchase the FunEasyLearn Subscription, the payment will be charged to your iTunes account. The subscription renews automatically unless the auto-renew is turned off at least 24-hours before the end of the current period. Your account will be charged for renewal within 24-hours prior to the end of the current period. You can also turn off the auto-renewal at any time just by going to your settings in the iTunes Store after the purchase.

The FunEasyLearn Subscription price varies in different countries. If you choose not to purchase the FunEasyLearn Subscription, use it for free by paying with flowers.

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *