Лечение томатис что это
Томатис
Применение метода аудиовокальной терапии RUSTOMATIS в МЦ CORTEX
Авторы: Лукша Лариса Васильевна, к.м.н., Главный врач МЦ CORTEX, врач — невролог высшей категории;
Мальцева Алина Александровна, клинический психолог медицинского центра «CORTEX».
На сегодняшний день проблема лечения и коррекции детей с задержкой психического и речевого развития (ЗПРР) чрезвычайно актуальна, ведь по разным причинам, малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи. Задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что нужно не только лечить симптомы заболевания, но и стараться по возможности сгладить или убрать причины его появления.
В настоящее время подходы к лечению ЗПРР разнообразны, существует множество как традиционных, так и альтернативных методик: занятия с дефектологом и логопедом, лекарственная терапия, рефлексотерапия, работа с детским психологом, а так же альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, остеопатия и другие.
Несомненно, что все практически существующие методики вносят определённый вклад лечение ЗПРР, но нужно иметь в виду, что все они являются не радикальными, а симптоматическими и могут оказать положительное воздействие только в комплексе с основным патогенетическим лечением, которое используется в МЦ CORTEX. Основой лечения в МЦ CORTEX является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга.
В 50-х годах XX века, французский врач отоларинголог А. Томатис изучал влияние на мозг человека звуков различной частоты. Им было выявлено, что ухо зародыша начинает полноценно функционировать в 4,5 месяца, поэтому в период внутриутробного развития, ребенок слышит множество звуков – стук сердца матери, ее дыхание, шум от работы внутренних органов. При рождении эти звуки становятся ему недоступны, это происходит, потому что в утробе матери уши ребенка заполнены амниотической жидкостью, благодаря которой ребенок более чувствителен к высокочастотным звукам – выше 8000 колебаний в секунду.
А. Томатис проводил специальные эксперименты, позволяя детям с задержкой психического развития и речи, нарушением концентрации внимания, аутизмом, расстройствами моторно-двигательных функций слушать низкочастотную и высокочастотную (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральность и другие, запрограммированные в лаборатории с помощью специального оборудования эффекты) музыку. Родители этих детей отмечали заметные положительные результаты.
Предлагаемый в медицинском центре «CORTEX» лечение методом Томатиса (метод аудиовокальных тренировок с параметрами А. Томатиса) является результатом новейших научных достижений в области медицины, физиологии и психологии человека, он уже помог тысячам детей, страдающих детским церебральным параличом, расстройствами речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, аутизмом и расстройствами аутистического спектра.
А. Томатис обнаружил, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. Был разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Существует множество исследований, доказывающих эффективность применения метода А. Томатиса: улучшается сосредоточение и концентрация внимания, память, происходят значительные улучшения мелкой и крупной моторики, развиваются творческие способности маленького пациента.
Преимущество состоит в том, что когда ребенок находится в наушниках, он продолжает слышать голос мамы, которая может своим присутствием его успокоить и подбодрить. Также ребенок находится в комфортной и спокойной обстановке, подбирается индивидуальная громкость.
Наушники являются беспроводными, во время прослушивания возможна любая творческая деятельность (рисование, лепка, аппликации, поделки, танцы, раскраски); настольные (не видео) игры; небольшое общение для эмоциональной поддержки; физическая активность, питье воды или соков. Не рекомендуется: заниматься тем, что способствует стрессовым переживаниям; запрещается просмотр мультфильмов и видеоигр; чтение; нахождение в тревожной обстановке, прием пищи.
Метод А. Томатиса прошел множество клинических испытаний. Наиболее эффективным он оказался при аутизме, устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем.
Оказываемые эффекты:
При задержке речи и развития
При СДВГ
При аутизме и расстройствах аутистического спектра
При синдроме Дауна
При ДЦП
При эмоциональных проблемах
При заикании
Для дошкольников, школьников / учащихся
При раннем обнаружении проблемы ЗПРР (когда ребёнок развивается быстрее всего) велика вероятность благоприятного исхода. Но за лечение необходимо браться незамедлительно, как только обратите внимание, что поведение и восприятие ребёнка отличается от его сверстников! Не стоит думать «пройдёт», «догонит», «перерастёт», ведь здесь на счету каждая неделя. При этом обязательно обращение к специалистам, занимающимся лечением данной патологии.
Коллективом специалистов медицинского центра «CORTEX» постоянно обновляются знания по вопросам реабилитации маленьких пациентов, страдающих ЗПРР, ведется поиск и разработка новых эффективных и безопасных методик и комплексов лечения, которые помогут ребятам решить проблемы развития речи, общения со сверстниками, обучения и дальнейшего познания мира во всем его многообразии!
Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).
Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.
Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.
Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.
Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.
При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.
Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Новые подходы к лечению и реабилитации детей с аутизмом и ЗПРР
В связи с ростом в России числа пациентов с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) и расстройством аутистического спектра (РАС) возникла необходимость разработки комплексного лечения и реабилитации таких детей.
Мы взяли интервью у Александра Викторовича Антоненко, директора и научного секретаря научно-исследовательской лаборатории клинической патопсихологии «САНАТ», который рассказал, на каком этапе разработки новой методики терапии детей с РАС находится его лаборатория, а также поделился опытом создания центра медико-социальной службы для помощи детям с РАС и ЗППР.
Александр Викторович, число детей, страдающих аутизмом и нарушениями развития, неуклонно растет. В чем причина развития ЗПРР и РАС?
— На сегодняшний день наиболее перспективной считается гипотеза о формировании РАС и ЗПРР вследствие нарушения функции регуляторных пептидов, одним из которых является дипептидилпептидаза-4. Пусковые механизмы нарушения функций регуляторных пептидов пока очень мало изучены, но то, что они сопровождают РАС и ЗПРР сомнений не вызывает.
В НИЛ клинической патопсихологии «САНАТ» изучают влияние нарушений функции регуляторных пептидов на формирование изменений в органах и системах организма, сопутствующих РАС. Также лаборатория занимается исследованием взаимосвязи нарушений функций регуляторных пептидов с патологически значимыми количественными изменениями веществ семейства экзорфинов.
Развитие изменений в органах и системах организма, которые сопутствуют РАС, являются одним их совокупных механизмов формирования неспецифических факторов воспаления. Подобные изменения оказывают влияние на глиальные клетки головного мозга, что выражается в повышенном ответе со стороны клеток глии. В свою очередь, это характеризуется увеличением числа нейромедиаторов в головном мозге, эксайтотоксическими повреждениями нейронов, нарушениями в холинергической, дофаминергической и ГАМК-системах мозга с формированием патологии. То есть тех нарушений, которые и приводят к развитию РАС и ЗПРР.
Какие методы лечения ЗПРР и РАС сейчас разрабатывают в НИЛ клинической патопсихологии «САНАТ»?
— В настоящее время эксперты НИЛ клинической патопсихологии «САНАТ» уже разработали новый комплексный метод лечения ЗПРР и РАС, публикация о нем находится на стадии рецензирования в редакционной комиссии журнала ВАК. После публикации медицинское сообщество сможет детально ознакомиться с результатами исследований. В нем мы используем как медикаментозную терапию согласно стандартам лечения, так и немедикаментозные методы лечения, такие как физиотерапию и фитодиетотерапию (нейродиетологию). Тут важен вопрос, что именно мы собираемся лечить и в какой последовательности, ведь в данном случае речь идет о достаточно сложных метаболических расстройствах.
С какими трудностями можно столкнуться при внедрении таких методик?
— Отмечу, что использовать подобные методики «на практике» можно уже сейчас. Однако есть ряд затруднений, которые все же можно преодолеть.
Во-первых, это обучение врачей. Чтобы внедрить методики, нужно составить учебный план, согласовать с учебными заведениями план ТУ для врача-психиатра-нарколога и внедрить его. Самое главное — дать дополнительные знания врачам-психиатрам-наркологам о том, как работать с такими пациентами и следовать плану лечебно-реабилитационных мероприятий.
Во-вторых, при внедрении таких методик необходима работа бригадным методом. Формировать врачебную бригаду необходимо под руководством либо врача-психиатра, либо нарколога. На сегодня это и есть самая большая проблема.
Как понять, что лечение движется в правильном направлении? Как оценить эффективность терапии при ЗПРР и РАС?
— При нарушении функции регуляторных пептидов страдает весь организм. Нет такой системы или органа, которые бы не затрагивала болезнь. Поэтому необходима полная диагностика гепатобилиарной, сосудистой, выделительной, эндокринной и иммунной систем организма с помощью УЗИ, триплексного сканирования, функциональной (нейрофизиологической) и лабораторной клинической диагностики.
Маркером того, что работа идет в правильном направлении служат показатели NSE, S100, гормонов коры надпочечников, других гормонов и лабораторных данных. В результате, если все сделано с учетом логики и последовательности действий, легко оказать нейрофизиологическую, нейропсихологическую помощь и дефектологическую коррекцию.
Дети быстро избавляются от, так называемых, поведенческих нарушений, сопутствующих РАС, наблюдается положительная динамика психического статуса и происходит формирование социального взаимодействия. Конечно, только если врач-психиатр с патопсихологом выберут правильную тактику последовательного порядка оказания психологической и дефектологической помощи.
Многие родители детей с РАС и ЗПРР сталкиваются с лечением, далеким от доказательной медицины. Почему в нашей стране такие подходы, как метод Томатиса и микрополяризация, получили широкое распространение при терапии РАС и ЗПРР?
— Такое происходит из-за нехватки знаний о том, как проходит течение РАС и ЗПРР, как формируются и какими процессами вызываются метаболические расстройства и органная патология, сопутствующая течению РАС. Нет понимания, как и какие методы диагностики использовать, на что опираться при формировании лечебного процесса, когда начинать психологическую коррекцию и дефектологическую помощь и, самое главное, как контролировать лечебный процесс.
Медицины без знаний не бывает, а специализированного курса по ведению таких пациентов пока нет. При этом я говорю не только о России, его нет ни в одной стране мира. Поэтому о медицинской части нарушений наши специалисты часто просто не догадываются.
Метод Томатиса возможно и эффективен для чего-либо. Однако он не входит ни в один стандарт оказания помощи и не имеет медицинских показаний, поэтому его не стоит рассматривать в качестве способа оказания медицинской помощи детям с РАС и ЗПРР.
Микрополяризация — это совершенно другой вопрос. Она неплохо изучена. но в методиках по микрополяризации отсутствуют психические расстройства, РАС и ЗПРР, а также психогенные синкопальные состояния, которые всегда сопровождают РАС и ЗПРР. Рассматривается возможность применения методики при заикании и дефектах речи, но об использовании микрополяризации при РАС и ЗПРР научных данных нет. Также нет законных и официальных методических указаний на применение метода в психиатрии.
А какой тогда метод лечения РАС и ЗПРР можно назвать хорошим?
— Подчеркну, что не пытаюсь назвать какой-то метод лечения хорошим, а какой-то — плохим. Я говорю о том, что есть принципы медицинской науки.
Сначала нужно понять, что мы лечим. При РАС и ЗПРР мы лечим психическое расстройство сформированное нарушением функции регуляторных пептидов, то есть очень сложное метаболическое расстройство. При этом необходимо иметь возможность провести контрольную диагностику, определить точку приложения лечения, а только потом понять, что именно делать, какое лекарство назначить и т.д.
На сегодняшний день именно доказательная медицинская составляющая выпадает из практики. Назвать медицинской помощью изучение нехватки разных микроэлементов и последующее назначение БАД — невозможно. Обвинять прививки, а если их не было, то еще кого-нибудь, — глупо. Потому что сказать — мало. Надо доказать и перевести на медицинский язык то, что собираемся лечить. Из-за недостаточного изучения проблемы, качественная помощь на сегодня оказывается психологами и логопедами-дефектологами разных модальностей. Однако она могла бы быть в десятки раз эффективнее при предварительных медицинских вмешательствах.
У вас уже был продуктивный опыт сотрудничества с администрацией г. Новороссийск, где совместно с НИЛ КП «САНАТ» был сформирован новый городской центр медико-социальной службы для помощи детям с РАС и ЗППР. Какие результаты принес этот проект?
— Для начала отмечу, что работа с детьми, находящимися в состоянии СОП (социально-опасном положении), РАС, ЗППР — это достаточно серьезный сегмент загрузки специализированных служб для любого города.
В г. Новороссийск у мэра города и ряда депутатов возник интерес к тому, как можно грамотно организовать помощь детям, имеющим нарушения развития, или находящимся в состоянии СОП. Так пришла идея создания в городе центра медико-социальной помощи для работы с такими детьми. Город выделил площади, а депутат Александр Чечель организовал ремонт помещений, привлек к работе местных специалистов. Их подготовкой мы занимались на нашей базе, знакомили будущих сотрудников центра со спецификой как медицинской, так и психосоциальной работы.
Благодаря мэру Новороссийска Игорю Дяченко и его команде в городе появился центр под руководством врача-психиатра с наличием диагностических служб и специалистов медико-психосоциальной сферы. На базе этого центра появится возможность начать формирование учреждений санаторного типа для детей с РАС и ЗПРР.
У города появилась возможность не только решать проблему работы с детьми с нарушением развития и разгрузить коррекционные сады и школы, а также передать опыт обучения и практики специалистам в другие регионы. Ведь подобные учреждения в России пока отсутствуют. Для этого необходима политическая воля местных властей и понимание проблемы.
Антоненко Александр Викторович — директор, научный секретарь научно-исследовательской лаборатории клинической патопсихологии «САНАТ», клинический психолог, сертифицированный нейропсихолог, патопсихолог, психоаналитик. Нарколог-психотерапевт, специалист по работе с аддиктивными расстройствами. Судебный эксперт исследования психики человека. Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги России. Член СРО Судебных экспертов.