Ледерман уроков не будет о чем
Виктория Ледерман: Уроков не будет!
А вот абсолютно противоположная ситуация в рассказе «Второй «Б» не играет». У второклассника Вани Царёва много родственников, но все они заняты работой и многочисленными бытовыми делами, поэтому уделяют Ване мало внимания. Если Маргарита была избалована излишним вниманием мамы, то мама Вани приходит с работы поздно вечером, ужинает и почти сразу ложится спать, ведь нужно вставать на работу рано утром. Когда же уделять сыну внимание? Папа, который живет отдельно, забирает Ваню на несколько часов один раз в неделю, дедушка постоянно лежит в больнице, а бабушка нянчится с многочисленными детьми дяди. Вот сколько родственников, а поговорить по душам не с кем: все заняты. А тут еще в школе объявили семейный конкурс. Как бы хотелось Ване, чтобы его семья приняла участие в этом конкурсе и стала дружной. Но осуществится ли Ванина мечта?
Если первые два рассказа в основном о семейных проблемах, то третий рассказ Виктории Ледерман неожиданно поднимает важный педагогический вопрос. Какой из учителей для ребёнка лучше: строгий и требовательный или добрый и мягкий? У строгого учителя дети всегда идеально знают предмет, но зато доброго учителя дети любят, ведь он никогда им не ставит плохих оценок, жалеет их, с ним можно свободно поговорить на личные темы. Личное неформальное общение приятнее и полезнее с добрым учителем, но научить хорошо знать предмет может только строгий учитель. У слишком доброго учителя дети усердно заниматься не будут. Зачем? Ведь всё равно поставит хорошую оценку. Но ведь школа— это место, где нужно получать знания, а не просто общаться. Такую сложную и актуальную проблему поднимает Виктория Ледерман в рассказе «Пардон», «мерси» и «о-ля-ля» и замечательно решает её.
Последний рассказ «Ненавижу Мирона Соломатина!» самый трогательный в сборнике. Флегматичная, скромная и полноватая четвероклассница Света Головастикова страдает от систематических издевательств одноклассника Мирона Соломатина. Полная, нескладная, запинающаяся на длинных словах, в очках, со смешной фамилией Головастикова— она просто идеальная мишень для жестких шуток. Света никому не рассказывает об издевательствах и «шутках» Мирона, ей это стыдно, да и в глубине души, она понимает, что жалобами тут ничего не изменишь. Постепенно в душе у Светы начинает накапливаться ненависть к противному Мирону, она начинает думать о том, как ему отомстить и остановить издевательства… Финал рассказа очень добрый и светлый.
Рассказы в книге «Уроков не будет!» содержат в себе всё то, за что мне так нравится творчество Виктории Ледерман. Это сочетание интересного сюжета, легкого юмора, доброты и глубокого психологизма. Писательница хорошо понимает психологию каждого персонажа, раскрывает перед читателем самые тонкие движения его души, делает понятными и естественными любые его поступки. Лично мне в современной русскоязычной детской прозе очень не хватает того психологизма, который был раньше в повестях Крапивина, Железникова, Погодина и других. Виктория Ледерман продолжает традиции этих замечательных детских писателей, поэтому я отдыхаю душой, когда читаю её книги. Я понимаю, конечно, почему традиции лучшей детской психологической прозы сейчас встретишь нечасто. Ведь чтобы писать такую прозу, нужно обладать настоящим писательским талантом, здесь «дешевые» сюжетные или стилистические эффекты не пройдут. Писательская халтура может удивить читателя, но заставить его влюбится в книгу она не способна. В ней нет того волшебства, которое древние греки назвали «катарсисом»— сопереживание героям книги, которое меняет читателя, заставляет задуматься, делает его лучше. Эта «литературная магия» есть в книгах Виктории Ледерман, в каждом своём произведении она раскрывает безбрежные глубины человеческих мыслей и чувств. Причем делает она это так интересно и занимательно, что от чтения невозможно оторваться. А ведь это и есть настоящий признак таланта. С нетерпением жду следующей книги писательницы.
Книга Виктории Ледерман «Уроков не будет!» вышла в издательстве «КомпасГид». Издание в твёрдой обложке с цветным рисунком, с качественной белой бумагой, печать крупная офсетная. Черно-белые иллюстрации художницы Ольги Громовой. Рисунков в книге не очень много, они сделаны в приятной юмористической манере, вызывают улыбку и хорошее настроение.
Книга рекомендована для детей младшего и среднего школьного возраста и для всех, кто любит хорошую и глубокую психологическую прозу.
Дмитрий Мацюк специально для Букландии
Виктория Ледерман «Уроков не будет!»
Художник: Громова Ольга
Изд-во: ИД КомпасГид, 2017г.
Лабиринт
Уроков не будет!
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 41
В книжке четыре небольших рассказа о школьниках. Первый – про избалованную девочку, которая не хотела ходить в школу, а сосед ее «перевоспитал», второй – про сына занятой мамы и папы с другой семьей, который мечтал видеть всех родных на школьном конкурсе, третий – о выборе детей между «хорошей» учительницей, которая мало задает и ставит пятерки, и «плохой» – требовательной, но дающей знания, четвертый – о девочке, ставшей мишенью для насмешек благодаря однокласснику с трогательным концом. Для детей 6-9 лет.
В книжке четыре небольших рассказа о школьниках. Первый – про избалованную девочку, которая не хотела ходить в школу, а сосед ее «перевоспитал», второй – про сына занятой мамы и папы с другой семьей, который мечтал видеть всех родных на школьном конкурсе, третий – о выборе детей между «хорошей» учительницей, которая мало задает и ставит пятерки, и «плохой» – требовательной, но дающей знания, четвертый – о девочке, ставшей мишенью для насмешек благодаря однокласснику с трогательным концом. Для детей 6-9 лет.
«Прекрасная книга и пример любви!», – так отозвались об этой книге мои дети 8 и 6 лет! Я сама читала немножко вперёд, после того как мы делали паузы в совместном чтении с детьми. Большое спасибо!
«Прекрасная книга и пример любви!», – так отозвались об этой книге мои дети 8 и 6 лет! Я сама читала немножко вперёд, после того как мы делали паузы в совместном чтении с детьми. Большое спасибо!
Рекомендую не только школьникам, но и тем, кто уже давно встал со школьной скамьи. Очень жизненные ситуации автор описывает в книге. Жалко мало иллюстраций, ребенок просил картинки.
Рекомендую не только школьникам, но и тем, кто уже давно встал со школьной скамьи. Очень жизненные ситуации автор описывает в книге. Жалко мало иллюстраций, ребенок просил картинки.
Очень милая детская книга. Сборник четырех рассказов о детях с первого по четвертый класс. Главные герои каждого рассказа разные и пересечений между ними нет. Невероятно живые персонажи, в которых действительно веришь. Тематика идет по нарастающей от более легкой, практически юмористической до глубокой и не совсем детской.
1 класс – Маргаритка, которая не хотела учиться, и о том, что с ней стало, когда ее мама попала в больницу
2 класс – Ваня, который очень хотел участвовать в викторине, и о том, как все узнали, что у него большая семья
3 класс – о двух учительницах французского языка и о том, как по-разному учителя завоевывают популярность
4 класс – Света, которая хотела иметь красивое имя, и о том, как ее травили, а она ненавидела своего обидчика, а потом, взяла и не отомстила
Это совсем небольшая книжка и, если у вас есть дети от 7 до 10, то обязательно прочтите ее с ними.
Очень милая детская книга. Сборник четырех рассказов о детях с первого по четвертый класс. Главные герои каждого рассказа разные и пересечений между ними нет. Невероятно живые персонажи, в которых действительно веришь. Тематика идет по нарастающей от более легкой, практически юмористической до глубокой и не совсем детской.
1 класс – Маргаритка, которая не хотела учиться, и о том, что с ней стало, когда ее мама попала в больницу
2 класс – Ваня, который очень хотел участвовать в викторине, и о том, как все узнали, что у него большая семья
3 класс – о двух учительницах французского языка и о том, как по-разному учителя завоевывают популярность
4 класс – Света, которая хотела иметь красивое имя, и о том, как ее травили, а она ненавидела своего обидчика, а потом, взяла и не отомстила
Это совсем небольшая книжка и, если у вас есть дети от 7 до 10, то обязательно прочтите ее с ними.
Очень интересные и поучительные истории о взаимоотношениях младших школьников с одноклассниками, друзьями, родителями. Автор ставит ребят в ситуации, которые случались и случаются со многими школьниками. Выход из этих ситуаций показывает героям рассказов понять и прочувствовать свои заблуждения и ошибки, убедиться в том, что жить и поступать по совести – это единственно правильное решение, за которое в будущем не будет стыдно перед самим собой.
Переживания героев описаны очень ярко и понятно. В рассказах нет назидательного тона, ситуация развивается очень логично, как бы сама собой.
Книга читается очень легко. Будет интересна не только младшим школьникам, но и подросткам. А также будет полезна для совместного чтения детей с родителями.
Уроков не будет!
Скачать книгу
О книге «Уроков не будет!»
Что объединяет робких первоклассников с ветеранами из четвертого «Б»? Неисправимых хулиганов с крепкими хорошистами? Тех, чьи родственники участвуют во всех праздниках, с теми, чьи мама с папой не приходят даже на родительские собрания? Все они в восторге от фразы «Уроков не будет!» – даже те, кто любит учиться! Слова-заклинания, слова-призывы!
Рассказы из сборника Виктории Ледерман «Уроков не будет!» посвящены ученикам младшей школы, с первого по четвертый класс. Этим детям еще многому предстоит научиться: терпению и дисциплине, умению постоять за себя и дипломатии. А неприятные сюрпризы сыплются на них уже сейчас! Например, на смену любимой учительнице французского – той, которая ничего не задает и не проверяет, – приходит строгая и требовательная. Или отвратительный Мирон Соломатин придумывает тебе обидную кличку Плюшка – всего лишь потому, что ты не дала ему списать. Хочется ли ходить в школу, когда там происходит такое? Хочется только кричать во все горло: «Уроков не бу-у-удет!»
Виктория Ледерман, как всегда, блестяще описывает переживания героев – и подсказывает им лучший выход из ситуации. Ни капли назидательности: следить за приключениями придуманных ею мальчишек и девчонок – сплошное удовольствие! Повесть «Календарь ма(й) я», отмеченная премией им. В. П. Крапивина, стала самой продаваемой книгой издательства «КомпасГид» в 2016 году. «Первокурсница» и «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом „Д“» тоже быстро завоевали любовь читателей всех возрастов, в России и за рубежом: еще бы, ведь от них невозможно оторваться, а в героях многие узнали себя.
В 2017 году рукопись книги «Уроков не будет!» стала победителем «Корнейчуковской премии» в номинации «Проза для детей младшего возраста (зарубежные авторы)».
Произведение было опубликовано в 2017 году издательством ИД КомпасГид. На нашем сайте можно скачать книгу «Уроков не будет!» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Ледерман уроков не будет о чем
Первый класс. Маргарита и дядька Пират
Поиграть с «открученной» головой не удалось – в зале появилась тетька Лохмотька. Маргарита юркнула в шкаф для одежды, но дверцу за собой прикрыть не успела.
– Кто трогал манекен? – гневно заговорила тетька Лохмотька. – Сколько раз говорить: учебные головы не предназначены для игр! Они слишком дорогие. Дубровина, Катя, где ты там? Это ты опять привела с собой ребенка? Тут салон красоты, между прочим, а не детский сад!
Голос у нее был громкий и резкий, лицо – жутко раскрашенное. А на голове – целая копна волос, от чего голова казалась огромной и пушистой, как дворовая кошка Пуська. Она тоже так раздувалась и становилась похожей на меховой шар, когда к ней подбегала овчарка с первого этажа.
«Настоящая Баба-яга, – подумала Маргарита, из своего убежища глядя на сердитую мамину начальницу. – У нее, наверно, нюх на детей. Она их за пять километров чует. Ловит, а потом ест по ночам».
– Вот ты где, красота ненаглядная! – обрадовалась тетька Лохмотька, вытягивая Маргариту из шкафа. – Давно не виделись! Что ты опять здесь делаешь?
– Маму жду, – буркнула Маргарита, вырываясь. – Пусти!
– Иди домой и жди. Мама отработает смену и придет.
– Не пойду. Я хочу здесь, с мамой.
– Поглядите на нее! Хочет она! – возмутилась тетька Лохмотька. – А если все мои мастера будут своих детей с собой приводить? Что здесь начнется?
– Извините, Анжела Робертовна, – виновато заговорила мама, прибежав из другого зала с ножницами в руках. – Я ей говорила не приходить. Маргарита, мы же с тобой договорились.
– Не договорились, – сказала Маргарита. – Я не пойду домой.
– Маргарита! – застонала мама.
– Избаловала ты ее вконец, Катерина, – покачала головой мамина начальница. – Ей только шесть лет, а она тебе уже на голову села.
– Мне семь, между прочим. – Маргарита показала ей язык.
– Вот-вот, ей семь, между прочим, – сказала тетька Лохмотька маме. – Как она у тебя осенью в школу пойдет – не представляю.
– Не пойду я ни в какую школу! – крикнула Маргарита и громко хлопнула дверью.
Маргарите уже давно исполнилось семь лет, в середине ноября. Мама собиралась отдать ее в школу в прошлом году, когда до семи оставалось всего два месяца. Но не смогла. Маргарита не захотела. Мама подумала-подумала и махнула рукой. Сказала: «Ладно, посиди еще годик, время есть». Маргарита надеялась, что и в этом году будет то же самое. Мама поуговаривает-поуговаривает и бросит. Но в этом году она почему-то никак не отставала. То есть отставала на время, а потом снова заводила разговор. Идут они, например, мимо трехэтажного большого здания, а мама и говорит:
– А вот это твоя школа, Маргаритка. Здесь ты будешь учиться.
Или читает мама ей сказку на ночь, бросает на самом интересном месте и болтает по телефону целых полчаса. Маргарита ходит вокруг нее и дергает ее за руку, а мама отвечает:
– Вот пойдешь в школу, научишься читать, и не надо будет меня ждать. Возьмешь и почитаешь сама.
Маргарита не могла понять: чего она все никак не успокоится? Ведь ее всегда было очень легко уломать. Вот хотела мама отвести Маргариту в музыкальную школу – и не отвела. Ничего у нее не получилось. Хотела на фигурное катание отдать – и это не вышло. Да и в детский сад Маргарита наотрез отказалась ходить. Она по несколько часов рыдала в раздевалке, вцепившись в дверную ручку. Мама не выдержала и через неделю сдалась. И стала оставлять Маргариту с бабушкой своей подруги, учительницей на пенсии.
Бабушка подруги очень быстро отказалась от Маргариты, сказала, что она с ней не справляется. Потом были еще две няни по объявлению, которые тоже не могли с ней сладить. Маме ничего не оставалось, как брать Маргариту с собой на работу. Но тогда мама работала в другом салоне, и начальница там была другая. Не такая противная, как эта тетька Лохмотька. И она не запрещала сидеть в кресле перед зеркалом и брать накидки, ножницы и расчески. Правда, и «открученных» голов там не было, так что ругаться было не из-за чего.
В общем, в школу Маргарита абсолютно не собиралась. Только не могла придумать, как бы попонятней объяснить это маме. А тут вдруг мама сообщила, что им надо идти на примерку.
– На какую примерку? – насторожилась Маргарита.
– Тебе будут шить форму, – сказала мама.
– В которой ты будешь ходить в школу.
– Мама! – воскликнула Маргарита. – Мне не нужна форма. Я не буду ходить в школу. Я тебе тысячу раз говорила!
– Ну, Маргаритка, это очень хорошая школа, – заторопилась мама. – И ребята все хорошие… И учительница добрая, детишек любит.
– Откуда ты знаешь про учительницу?
– Я тебя уже к ней записала…
– Что?! – Маргарита задохнулась от негодования. – Мама, ну кто тебя просил?
Мама стала рассказывать, как в школе здорово, как ребятам весело и интересно там учиться. Но Маргарита ничего не хотела слушать. Она плакала и кричала, заткнув уши пальцами:
– Не пойду, не пойду, не пойду.
Потом плакала мама и глотала желтые таблетки, чтобы успокоиться. А потом они обнимались и целовались, и Маргарита горячо шептала маме на ушко:
– Мамочка, не отдавай меня в школу. Пожалуйста- пожалуйста-пожалуйста!
– Но почему, Маргаритка? Там много детей.
– Я не хочу к детям. Они все злые и противные. Мне там будет плохо.
– Ну с чего ты это взяла? Может, тебе понравится в школе?
– Не понравится. Мне только с тобой нравится.
После долгих уговоров, скандалов и дорогих подарков Маргарита согласилась сходить на школьный праздник Первое сентября. И то только потому, что мама пообещала, что все время будет рядом.
Утром мама повязала Маргарите два огромных белых банта, помогла надеть рюкзак на спину и дала в руки цветы и воздушный шарик. И они отправились в школу. В подъезде им повстречался сосед снизу, дядя Марат. Или дядька Пират, как звала его Маргарита. Конечно, когда он не слышал. У него была густая борода, прищуренный глаз из-за шрама на щеке, и от его рабочей куртки всегда пахло бензином.
– Ой, первоклашка шагает! А нарядная какая! – весело сказал дядя Марат, подмигивая прищуренным глазом. – Учиться идешь?
– И вовсе не учиться, – буркнула Маргарита. – Я только на праздник.
– Как это так? А завтра в школу не пойдешь, что ли?
– Потому! Не хочу, и все!
Маргарита взяла маму за руку и потянула за собой. Дядя Марат удивленно посмотрел им вслед.
Во дворе школы собралось очень много народу. Даже больше, чем на День города в парке. Никогда в жизни Маргарита не видела столько людей в одном месте. И столько цветов, и столько воздушных шариков.
– Почему их так много? – спросила она у мамы.
– Детей. Смотри, сколько их. И все в одинаковой одежде. Откуда они взялись?
– Как – откуда? Они все учатся в этой школе.
– Все? – поразилась Маргарита. – Такая толпа в одной школе? Представляю, какой у них там шум и бардак.
– Никакого бардака нет. Все дети поделены на классы. В каждом классе свой учитель. Он и следит за порядком.
– Да, ты идешь в первый «А». Твою учительницу зовут Анна Андреевна. Запомнила? Пойдем искать твой класс.
Маргарита попыталась представить себе школу, поделенную на классы. У нее получилась глубокая яма, разделенная перегородками на большие квадраты. В каждом квадрате сидит множество детей. Все кричат и прыгают, карабкаются по стенкам и пытаются выбраться наверх. А возле квадрата стоит учительница и грозно щелкает кнутом, как дрессировщик в цирке.
Виктория Ледерман «Уроков не будет!»
Уроков не будет!
Язык написания: русский
Четыре истории об учениках начальной школы. По истории на класс. Чем старше класс — тем сложнее проблемы. Увлекательная хроника жизни современных школьников.
В произведение входит:
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Дети хотят читать книги про себя и свое время. Нет, конечно, не только такие, но такие — обязательно. Наверное, пройдет сколько-то лет и эту книгу можно будет читать только в электронном виде на компьютере, как мы с детьми читали Житкова: чтобы в соседнем окне сразу же показать колесный пароход, примус, красноармейца. Но сейчас этот сборник абсолютно актуален и атрибутике современной жизни, и ее проблематике.
Истории очень просты, очень поучительны, очень глубоко эмоциональны, но все — с хорошим концом. Мне кажется, последнее особенно важно. Это мы, взрослые, можем грустно ухмыльнуться, услышав про дружную семью, внезапно собравшуюся из родственников разведенных мамы и папы. Или понять, что спасенный от смерти инициатор буллинга вряд ли оценит подвиг своей жертвы — как бы не начал мстить и за свое спасение тоже. Но пусть хотя бы дети какое-то время поживут без этого знания! Никуда оно от них в итоге не уйдет.
Я читаю детям эти рассказы вслух, а потом мы их обсуждаем. Как ты думаешь, а правильно повела себя учительница? А если бы тебе так сказали, ты бы что сделал? Мы разыгрываем эти сценки в лицах и меняемся ролями, это простой и безопасный метод дать детям жизненно необходимые знания и навыки, такой вот выживальческий тренинг в области человеческих отношений.
Ледерман — талантливейший писатель и опытнейший психолог. Огромное ей спасибо за ее детские книги. Жаль, что историй слишком мало.
Иногда для отдыха я читаю хорошие детские книги. До сего дня я как-то не замечал, что ни в одной из прочитанных мною книг не действовали современные дети, живущие в современном мире, ходящие в современную школу. Даже попадавшиеся мне книги нынешних авторов помещали героев в прошлое или в какое-нибудь волшебное окружение, слабо связанное с сегодняшним днём. Получается, что книга Ледерман первая для меня, где действие происходит в реальности «здесь и сейчас», где младшеклассники ходят на литературное чтение и окружающий мир, а не на просто чтение и природоведение, фотографируют на смартфоны и выкладывают ролики в интернет. Внезапно, это оказало ошеломляющее действие. Ведь я, как любой интеллигент, человек литературоцентричный, т.е. где-то в самой глубине души убеждённый, что мир на страницах книг более настоящий, чем реальный мир. И поэтому, что бы мне ни говорили органы чувств, при слове «детство» в памяти всплывало что-то давнее, тёплое, гайдаровко-крапивинское, баранкин-будь-человеческое. А тут, оп! и здравствуйте 2010-е со всей их жёсткостью и цинизмом. Ощущение такое, что открыл «Властелина колец» и оказался в купе поезда «Минас-Тирит — Эсгарот» в компании пьяных матерящихся эльфов.
. А книга очень хороша. Автор изумительно овладела главным навыком детского писателя — писать просто о сложном. Сообразный язык, и живые персонажи, которые сначала бесят, а потом их начинаешь понимать, и конфликт, и катарсис, и свет, и доброта. Да, очень хорошая книга. Но не моя. Я не хочу видеть на страницах книги то же, что за окном своей квартиры. Верните мне мою клавишу «Escape», туннель в моё собственное детство.
Книга представляет собой сборник из четырёх рассказов. Каждый рассказ соответствует одному из классов начальной школы. И если первые истории представляют собой откровенную выдумку, то рассказы, завершающие сборник реалистичны. Видимо это должно символизировать процесс взросления учеников младших классов. Если я прав, то задумка автора удалась.
Коротко о каждом из рассказов:
«Маргарита и дядька Пират» – история про то, как капризную Маргариту-первоклассницу дядя-пират, живущий по соседству, убедил в пользе от учёбы в школе. Очень добрый и ироничный рассказ, настоящая современная сказка. 8/10.
«Второй «Б» не играет» – ещё одна сказка, однако на этот раз грустная. Ситуация у Ивана Царёва многим знакома: вроде бы у него полно родственников (папа, мама, дедушка, бабушка, сводная старшая сестра, дядя и его семья), а на самом деле он одинок настолько, что некому даже прийти на семейную викторину, которую устраивает школа. Ведь у героя рассказа мама с папой находятся в разводе и оба постоянно пропадают на работе; сводная старшая сестра уже выросла и ей общаться с второклассником неинтересно; дедушка по материнской линии тяжело болен и вынужден постоянно лечиться, а с родственниками папы из-за развода родителей Иван видится нечасто. Вот и живёт восьмилетний мальчик сам по себе. А ведь ему так хочется хотя бы раз ощутить себя частичкой большой и дружной семьи! И хотя в конце концов ему это удаётся рассказ оставляет после себя лёгкую печаль, ведь в жизни так никогда не бывает. 7/10.
«Пардон», «мерси» и «о-ля-ля!» – а вот здесь всё гораздо более реалистично. Какой учитель лучше: который просто так ставит хорошие оценки или тот, который требует с тебя конкретного результата? Да, неприятно получать двойки и тройки, однако как же хорошо, когда ранее неизвестный предмет (в данном случае – французский язык) становится тебе всё более и более понятным! Ну, а поскольку поставленный автором вопрос актуален для всех классов, то и история получилась актуальной для всех школьников. 8/10.
«Ненавижу Мирона Соломатина!» – наиболее психологичная история сборника. У каждого из нас был дебил-одноклассник, который именно тебя выбирал в качестве своей жертвы (если в вашей жизни такого не было, то именно вы и были тем дебилом, от которого страдали окружающие). Именно такой случай травли не в меру активного паренька над тихой и замкнутой соседкой по парте и описывает Виктория Ледерман. Автору удалось очень хорошо передать как в душе флегматичной и очень неторопливой девочки закипает НЕНАВИСТЬ к своему мучителю. Что и говорить – жизненно. И опять же, поскольку с подобной проблемой можно столкнуться как в первом, так и в одиннадцатом классе, то возраст героев особого значения здесь не имеет. 9/10.
Итог: достойный сборник. Истории написаны простым языком. Характеры героев достоверны. В общем, Виктория Ледерман продолжает держать высоко заданную планку. Если у сборника и есть недостаток, то только его объём. Историй категорически не хватает! Я требую продолжения банкета!