Лег на лыки что это значит
О стихотворении Пушкина Анчар
Во времена Пушкина в ряде публикаций рассказывалось о ядовитом дереве «Анчар», который растет на острове Ява. Легенда гласила, что вожди племен посылали рабов за ядовитой смолой этого дерева, чтобы напитать этим ядом наконечники стрел. В основу стихотворения «Анчар» Пушкин положил легенду об этом смертоносном ядовитом дереве. Вот как он его описывает:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Во второй части стихотворения Пушкин рассказывает о гибели раба, которого властитель послал к дереву за этим ядом. Под властителем поэт подразумевал царя, владыку, но слово «царь» цензура бы не пропустила, поэтому он написал «Но человека человек послал к Анчару властным взглядом».
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Раб выполнил поручение своего владыки, заплатив за это жизнью.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
У Пушкина смертельно ядовитое дерево символизирует абсолютное зло. Анчар – ошибка природы, и природа сама отторгает его, изолирует от всего живого, сделала так, что «К нему и птица не летит и тигр нейдет». Даже «вихорь черный» мчится от него прочь.
Но человек ломает эти преграды природы, отделяющие добро от зла. Князь посылает человека за этим злом, за этим ядом, чтобы с помощью его гибель разослать еще и «к соседям в чуждые пределы».
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
В стихотворении «Анчар» много поучительного и назидательного можно почерпнуть и современному человечеству. Зла сегодня в мире много, и творят это зло властители. Творят потому, что люди «послушно» выполняют их злую волю себе и другим на погибель. В результате этого «послушно», летят «томогавки» на головы мирных граждан, полыхают войны, льется много крови. И будет так продолжаться, пока люди будут ПОСЛУШНЫ злой воле властителей, послушны злу.
В стихотворении «Анчар», Пушкин призывает нас хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена.
И еще всем нам надо всегда помнить Божье наставление:
«Удерживайся от всякого рода зла».
Тогда не будет бед, слез и трагедий.
Лег на лыки что это значит
Автор проекта:
Татьяна Колесник
Учредители:
ЗАО «Агроимпэкс-96»,
ООО «Деловой ритм»
Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru
Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2
Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему». В статье «Несколько слов о Пушкине», опубликованной при жизни поэта, в 1835 году, Н.В.Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Срок, назначенный Гоголем, ещё не пришёл, но совершенно ясно, что слова эти оказались пророческими. Однако лишь наполовину. «Русский человек в его развитии» сегодня весьма далёк (и, скорее всего, ещё долго-долго будет далёк) от того образца, с которым его сравнивал Гоголь. Но одновременно понимание Пушкина как «явления чрезвычайного» и «единственного явления русского духа» оказалось удивительно точным. Ничего подобного Пушкину в русской жизни действительно не было. Когда говорят, что Пушкин современен, то можно подумать, что это только общие слова, дань уважения великому поэту. Где-то, в какой-то пустыне, на раскалённой зноем почве, растёт «древо яда». Вокруг него гибнет всё живое. Поэтому и птица к нему не летит, «и тигр нейдёт». Даже налетающий на дерево вихрь становится тлетворным. А когда проливается дождь, то стекает с его ветвей ядом. Но есть человек (владыка), который посылает к этому дереву другого человека (раба). Тот приносит «смертную смолу» и умирает. А владыка (царь) напитывает тем ядом стрелы и с ними рассылает гибель соседям. Сюжет, можно сказать, не слишком сложный. Всё понятно, всё просто. Трудно, к примеру, не согласиться с таким комментарием к «Анчару» в собрании сочинений Пушкина, где говорится, что это «одно из сильнейших стихотворений» поэта, «выражающее протест против безграничной власти человека над человеком». Да, верно. Стихотворение действительно о власти человека над человеком. И протест против такой безграничной власти в нём имеется. Но только ли и столько ли эта мысль в нём главная? Становится ясно: сказанное здесь Пушкиным настолько актуально и серьёзно, что об этом, может быть, стоит говорить каждый Божий день по всем телевизионным каналам. Здесь автор данных заметок хочет вспомнить очень интересного человека, пушкиниста Михаила Павловича Ерёмина, который в своё время в бытность его, автора, студентом Литинститута рассказывал нам, среди многого прочего о Пушкине, и об этом «Анчаре». Удивило уже то, что он обратил внимание, как некий художник проиллюстрировал это стихотворение. На рисунке к нему он изобразил «непобедимого владыку» (царя), принимающего раба с ядом, в царских чертогах. Правитель облачён в роскошные одежды, стоит на богатом ковре. Читатель обычно так и воспринимает описанную поэтом картину. Но ведь это чушь! У Пушкина сказано, что всё происходит «под сводом шалаша», а не в каком-то дворце. И отравленный раб ложится умирать не на ковёр, а на лыки. Получается, что дело происходит в глубокой древности, когда люди жили в шалашах и вместо ковров у них были лыковые циновки! Разве слабой, заурядной была личность того, под чьим водительством наши отцы и деды отдавали свои жизни за свободу Родины? Разве не жажда власти руководила теми, кто ради её сохранения не пожалел ни многовековой истории страны, ни своих соотечественников, теми, кто разрушил, расчленил, как маньяки расчленяют тело жертвы, живое мощнейшее государство? Разве это не современно? Лег на лыки что это значитПолезноеСмотреть что такое «ЛЫКО» в других словарях:ЛЫКО — ЛЫКО, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть лыко. Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое лыко. 2. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный … Толковый словарь Ушакова лыко — не всякое лыко в строку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. лыко кора, луб, лубок, лычко Словарь русских синонимов … Словарь синонимов ЛЫКО — ЛЫКО, внутренний (лубяной) слой коры молодых лиственных деревьев (до 10 лет), чаще липы и ивы. Из лыка плетут корзины, короба и другие изделия, раньше лапти … Современная энциклопедия ЛЫКО — внутренняя (лубяная) часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы. Из лыка плетут корзины и другие изделия, раньше лапти … Большой Энциклопедический словарь ЛЫКО — ЛЫКО, тип растительного волокна или плетения, изготовленного из луба (внутреннего слоя коры, ФЛОЕМЫ) растений … Научно-технический энциклопедический словарь ЛЫКО — ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Драть л. Лапти из лыка. • Лыка не вяжет кто (прост.) настолько пьян, что не может связно говорить. Не лыком шит кто (прост.)… … Толковый словарь Ожегова Лыко — внутренняя (лубяная) часть коры молодых лиственных деревьев,преимущественно липы, хотя в некоторых местностях, по недостатку этойпороды, дерут Л. и с вяза, ивы и др. Главнейшее употребление Л. находитпри изготовлении лаптей, представляющих… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Лыко — ЛЫКО, внутренний (лубяной) слой коры молодых лиственных деревьев (до 10 лет), чаще липы и ивы. Из лыка плетут корзины, короба и другие изделия, раньше лапти. … Иллюстрированный энциклопедический словарь Лыко — Лыко луб молодой липы и других лиственных деревьев[1][2]. Применяется в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари[3][4]. Содержание 1 История … Википедия ЛЫКО — Пять лык в рожу. Горьк. Лапти, носок которых плетется из 5 лык. БалСок., 51. Дожить до лыка. Яросл. Оказаться в безвыходном положении. ЯОС 4, 9. Дойти до лыка. Яросл. Сильно похудеть. ЯОС 4, 10. Лыка не везёт. Арх., Пск., Прикам. То же, что лыка… … Большой словарь русских поговорок Лыко – что означает? Определение, значение, примеры употребленияИщешь, что значит слово лыко? Пытаешься разобраться, что такое лыко? Вот ответ на твой вопрос: Значение слова «лыко» в словарях русского языкаЛыко это:Лы́ко (возможно, от — суффикс обладания) — луб молодой липы и других лиственных деревьев. Применяется в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари. ср.Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб ср. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы Драть л. Лапти из лыка. внутренняя (лубяная) часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы. Из лыка плетут корзины и другие изделия, раньше — лапти. лыко ср. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть лыко. Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое лыко. 2. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Лыка не вязать (разг. фам.) – перен. говорить заплетающимся языком, будучи пьяным. Не всякое лыко в строку (поговорка) – нельзя каждую мелочь ставить в вину, в упрек (букв. – не всякое лыко годится для плетения лаптей; строка – каждая полоса лыка в лапте). Не лыком шит – поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья. внутренняя (лубяная) часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы. Используется для плетения корзин и других изделий; раньше из Л. плели лапти. молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, внутренний слой коры дерева; в том числе используемый в качестве поделочного материала жгут или лоскут из этой волокнистой ткани Где и как употребляется слово «лыко»?Кроме значения слова «лыко» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «лыко». Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «лыко» в тексте и устной речи. Примеры употребления слова «лыко»Ничего, мы тоже не лыком шиты. Я заступила на бессрочную вахту, и чёрт меня возьми, если хоть ещё один волос упадёт с головы моей клиентки! Я раскрыла тетрадь и обмерла, пробежав глазами несколько строчек. О-ля-ля! А покойничек-то у нас и правда не лыком шит! И вот сейчас у меня появилась чудесная возможность показать другу, что и я не лыком шита, и тем самым закрепить свой авторитет. Драть лыкиСмотреть что такое «Драть лыки» в других словарях:ДРАТЬ — ДРАТЬ, дирать что, раздирать на части, рвать; сдирать, отдирать, стаскивать, срывать; продирать, прорывать, продырять, дергать, рвать таском; | сечь, бить, наказывать. | вост. пахать лесную новину, росчисть. Дери лист пополам. Пойдем лыки драть.… … Толковый словарь Даля Врать, что лыки драть. — (прибавка: лыко за лыком тянется). См. НЕПРАВДА ЛОЖЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа Пошел гору на лыки драть. — см. Завить горе ремешком … В.И. Даль. Пословицы русского народа Пошёл гору на лыки драть — Народн. Ирон. О бесполезной деятельности. ДП, 792 … Большой словарь русских поговорок ЛЫКО — Пять лык в рожу. Горьк. Лапти, носок которых плетется из 5 лык. БалСок., 51. Дожить до лыка. Яросл. Оказаться в безвыходном положении. ЯОС 4, 9. Дойти до лыка. Яросл. Сильно похудеть. ЯОС 4, 10. Лыка не везёт. Арх., Пск., Прикам. То же, что лыка… … Большой словарь русских поговорок КОЗЁЛ — Безрогий козёл. Прост. Бран. О гнусном, мерзком, но не способном нанести серьёзного ущерба человеке. Мокиенко, Никитина 2003, 171. Вонючий козёл. Прост. Бран. О подлом, злобном и вредном человеке. Мокиенко, Никитина 2003, 171. Горный козёл. Жарг … Большой словарь русских поговорок ГОРА — С гор вода, со стану рыба. Новг. О времени таяния снега и льда, когда рыба начинает двигаться активно. НОС 9, 161. Спустились с гор за солью. Жарг. мол. Презр. 1. О грубых, невежественных людях. 2. О кавказцах. Максимов, 401. Белая гора. 1.… … Большой словарь русских поговорок ЛЫКО — ЛЫКО, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть лыко. Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое лыко. 2. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный … Толковый словарь Ушакова ЛЫКО — ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Драть л. Лапти из лыка. • Лыка не вяжет кто (прост.) настолько пьян, что не может связно говорить. Не лыком шит кто (прост.)… … Толковый словарь Ожегова
|