Легенда о данко что это
Легенда о Данко
Микропересказ : Племя загнано в ядовитый тёмный лес. Юноша вызывается вывести людей, но путь страшен, и они начинают роптать. Тогда он вырывает своё пылающее сердце, освещает им путь и умирает, выведя племя из леса.
Легенда о Данко — отрывок из третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Название отрывка условное, в оригинале он никак не озаглавлен.
Жило в старину племя весёлых, сильных и смелых людей. С трёх сторон их стойбище окружали непроходимые леса, а с четвёртой простиралась степь. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей в глубь леса, где ветви вековых деревьев не пропускали солнечного света, а из болот поднимались ядовитые испарения.
Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и каменные деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы». Когда налетал ветер, «весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».
Люди могли бы вернуться в степь и биться насмерть, но они не могли погибнуть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Долгие ночи люди сидели «в ядовитом смраде болота» и думали.
Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.
Плачь женщин над умершими и над судьбой живых породил страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.
И тут встал молодой красавец Данко и сказал, что надо пройти этот лес насквозь, ведь «всё на свете имеет конец». В его глазах светилось так много «силы и живого огня», что люди поверили и пошли за ним.
Труден был их путь, люди гибли в жадных пастях болот, а лес переплетал свои ветви так плотно, что каждый шаг давался с трудом. Вскоре измученные люди начали роптать на Данко, но тот шёл впереди «и был бодр и ясен».
Однажды началась гроза, и на лес опустился непроглядный мрак. Людям казалось, что из тьмы ветвей на них смотрит «что-то страшное, тёмное и холодное». Племя пало духом, но сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они выместили зло на Данко — «стали упрекать его в неумении управлять ими».
Под торжествующий шум леса усталые и злые люди стали судить Данко, называя его ничтожным и вредным. Данко же отвечал, что повёл их, потому что чувствовал в себе мужество вести. Это люди не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец.
Желая сделать что-то для людей, Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал своё пылающее сердце и высоко поднял его над головой.
И весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.
Данко повёл очарованных людей вперёд, освещая путь пылающим сердцем. И сейчас люди гибли, «но гибли без жалоб и слёз». Вдруг лес расступился, и племя увидело широкую степь, полную солнца, простора и чистого воздуха.
А Данко посмотрел на степь, радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.
Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Анализ «Легенда о Данко» Горький
Всего получено оценок: 120.
Всего получено оценок: 120.
Данко – это герой третьей части рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” (1894). Легенда о нём, на первый взгляд, – просто красивая история, но это и призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. Писатель учит ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Основной мотив легенды – благородство, склонность к самопожертвованию людей, готовых на всё ради спасения своего народа, племени. Произведение изучают в 7 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку.
Краткий анализ
Год написания – 1894.
История создания – «Легенда о Данко» – третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 году М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя три года.
Тема – Главные темы произведения – трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство и подвиги истинных героев.
Композиция – Композиция третьей части рассказа Горького несложная: рассказывает легенду старуха Изергиль, чтобы показать, какими сильными бывают люди. Сюжет легенды линейный. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.
Жанр – Легенда
Направление – Романтизм.
История создания
Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В.Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».
Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».
В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; благородный подвиг человека-гуманиста. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».
Данко – молодой герой, который пожертвовал собой ради других людей. Он повёл народ к новой жизни, он осветил им дорогу, хотя для этого ему пришлось вынуть из груди своё пылающее сердце. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «тёмных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Старуха Изергиль ставит Данко в пример слабому духом современному поколению, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».
Композиция
Анализ «Легенды о Данко» стоит продолжить характеристикой формальной и смысловой организации. Легенда – третья часть рассказа «Старуха Изергиль». Композиция этой части несложная: рассказывает историю старуха Изергиль, чтобы показать, какими героями могут быть некоторые люди. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.
Жанр произведения – легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней чётко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» – романтизм, о чём свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчуждён от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.
Краткое содержание Горький Легенда о Данко из Старуха Изергиль
Когда-то очень давно жило на земле племя людей. Люди эти были смелыми и сильными. Но, однажды пришли на их земли враги и прогнали их оттуда. Пришлось им уйти в самую глушь леса.
В тех местах царила тьма. А от находившихся там болот исходил ужасный смрад, от которого люди умирали. В таких условиях пришлось жить теперь тем, кто привык к степным просторам.
Пойти назад и биться с захватчиками эти люди не могли, хоть и были сильны. Они боялись нарушить заветы. Идти вперед через лес – было задачей нелегкой и опасной. Так и проводили дни они свои в раздумьях. Женщины непрерывно рыдали над трупами погибших. И страх, и унылые думы – все это сковывало сердца людей. Они становились все трусливее, и ничего уже кроме уныния и боязни не звучало среди них.
Совсем уже было отчаялся народ. Уже собрались они идти на поклон иноземным племенам, не боясь рабского существования. Но, тут появился Данко.
Это был красивый и смелый юноша. В глазах его пылал огонь, а речи его призывали людей к действию. Они послушали его и решили, что он действительно лучше их всех и сможет провести племя сквозь страшный лес.
Сперва Данко разгневался на них, но жалость и любовь преобладали над яростью. Он боялся, что без него этот народ вовсе сгинет. И тут он вырвал из груди своей сердце, которое пылало и осветило людям путь.
Так и шли они зачарованные вслед за храбрецом и его горящим сердцем. Шли теперь уже без упреков и ропота. Наконец, лес закончился. Данко вывел народ к новой земле. А сам он по окончании пути упал и умер.
А люди даже и не заметили гибели своего спасителя.
Самоотверженность и преданность, ни требующая ничего взамен – качество, которым обладают довольно редкие люди. Эта легенда и рассказывает о таком человеке – Данко. Он силен, смел. Он – герой и спаситель. Такое качество ставится в рассказе в пример. Но, показывается и обратная его сторона. Те, ради кого совершается жертва зачастую не ценят этого и очень скоро забывают.
Вариант 2
Много лет назад в степи, возле леса, жило несколько таборов людей. Как-то явились чужие племена и оттеснили их в лесную чащу. Там царил полумрак, кроны густых деревьев всегда закрывали солнце и небо, а корни их утопали в болотах. От этих болот исходил смрад и гниение. Люди, вдыхая дурной воздух, стали болеть и умирать.
Табор впадал в уныние, женщины и дети плакали. Мужчины стали искать выход. По ночам огромные деревья будто каменные великаны сдвигались вокруг отсветов от костра, ветер пел похоронные песни в вершинах деревьев, и весь лес глухо ворчал, будто живое существо.
Вернуться в степи и биться с врагами люди не могли, иначе погибли бы заветы, которые они оберегали. Тоскливые думы изнуряли их, страх поселился в сердцах, сковал руки, и вот родились первые трусливые слова о возвращении к врагу, чтобы стать его рабами, но жить под солнцем.
Но появился Данко, молодой дерзкий юноша. Пламенны были его речи, когда обличал он трусость и тоскливые думы. И призвал он людей идти через лес, потому что все имеет свойство заканчиваться – и когда-либо иссякнут и эти заросли и болота, и тогда снова над головами людей засияет яркое солнце и голубое небо.
Люди вскочили и увидели огонь в глазах юноши. Тогда закричали они, чтобы Данко вел табор через лес. И юноша пошел впереди.
Лес густел, в болотах все чаще гибли люди и каждый шаг стоил многих сил. Вскоре они иссякли, и тогда поднялся ропот на Данко и нарекания на его молодость и неопытность.
Однажды над лесом разразилась гроза. Стало темно и лишь изредка молнии выхватывали синим светом бредущих людей, а мокрые ветви хватали их длинными цепкими лапами, пытаясь остановить. И тогда все пали духом и от бессилия с гневом и злобой обрушились на Данко, шедшего впереди.
Тогда разорвал он грудь и выхватил свое сердце, подняв над головой. Сердце пылало, и огонь его освещал дорогу. И лес замолчал, ослепленный этой великой любовью к людям. А изумленные люди бросились за Данко, забыв об усталости.
И вот лес расступился, гроза осталась позади. Юноша увидел свободную широкую степь, засмеялся и умер.
Никто не заметил его смерти, лишь один человек осторожно наступил на сердце ногой, и оно рассыпалось в искры и погасло. Искры эти иногда появляются в степи перед грозой.
Великая любовь заключается в способности принести великую жертву, не ожидая ничего взамен.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Горький. Все произведения
Легенда о Данко. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Рассказ Антона Павловича Чехова «Анна на шее» относится к позднему периоду творчества писателя. В печати произведение появилось в 1895 году и повествует о процессе нравственного упадка главной героини.
Трифонов Юрий Валентинович – знаменитый советский писатель. Родился Юрий Валентинович в Москве в небольшой семье. Отец мальчика Валентин Андреевич Трифонов был большевиком
Мысль о написание комедии появилась у Гоголя во время работы над другим не менее известным произведением «Мертвые Души». В переписки с Пушкиным он попросил его написать сюжет комедии из пяти актов.
В одной из книг о первой мировой войне утверждается, что наступление британских войск в Сен- Монтобане сорвалось из-за дождя, но найденная записка немецкого разведчика Ю-Цуна проливает
В 1857 году Шарль Бодлер опубликовал сборник стихов «Цветы зла». Это была самая скандальная и самая громкая часть его творчества. Первоначально он должен был иметь название «Бездна»
Краткое содержание «Данко»
Всего получено оценок: 2148.
О произведении
Легенда о Данко — содержание третьей главы рассказа Горького «Старуха Изергиль», написанного в 1894 году. В этой легенде писатель представил смелого, красивого молодого героя, который готов на самопожертвование ради людей.
Темой легенды является страх народа перед новой жизнью, беспомощность в трудных жизненных обстоятельствах, а также благородство и самоотверженность храбрых людей, готовых отдать жизнь за своё племя.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Данко». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Место и время действия
События легенды о Данко происходят «на земле в старину», время и место не уточняется.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Заключение
В своем произведении писатель вскрыл одну из распространенных проблем современного общества: слабые, безвольные люди не могут сделать шаг навстречу новой жизни. В обществе встречаются смельчаки, которые способны на героические поступки ради счастья других людей. Именно такие герои воспеваются в легенде.
После ознакомления с кратким пересказом «Данко» рекомендуем прочесть фрагмент рассказа «Старуха Изергиль» в полной версии (III глава).
Тест по легенде
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание Горький Легенда о Данко из Старуха Изергиль
Когда-то очень давно жило на земле племя людей. Люди эти были смелыми и сильными. Но, однажды пришли на их земли враги и прогнали их оттуда. Пришлось им уйти в самую глушь леса.
В тех местах царила тьма. А от находившихся там болот исходил ужасный смрад, от которого люди умирали. В таких условиях пришлось жить теперь тем, кто привык к степным просторам.
Пойти назад и биться с захватчиками эти люди не могли, хоть и были сильны. Они боялись нарушить заветы. Идти вперед через лес – было задачей нелегкой и опасной. Так и проводили дни они свои в раздумьях. Женщины непрерывно рыдали над трупами погибших. И страх, и унылые думы – все это сковывало сердца людей. Они становились все трусливее, и ничего уже кроме уныния и боязни не звучало среди них.
Совсем уже было отчаялся народ. Уже собрались они идти на поклон иноземным племенам, не боясь рабского существования. Но, тут появился Данко.
Это был красивый и смелый юноша. В глазах его пылал огонь, а речи его призывали людей к действию. Они послушали его и решили, что он действительно лучше их всех и сможет провести племя сквозь страшный лес.
Сперва Данко разгневался на них, но жалость и любовь преобладали над яростью. Он боялся, что без него этот народ вовсе сгинет. И тут он вырвал из груди своей сердце, которое пылало и осветило людям путь.
Так и шли они зачарованные вслед за храбрецом и его горящим сердцем. Шли теперь уже без упреков и ропота. Наконец, лес закончился. Данко вывел народ к новой земле. А сам он по окончании пути упал и умер.
А люди даже и не заметили гибели своего спасителя.
Самоотверженность и преданность, ни требующая ничего взамен – качество, которым обладают довольно редкие люди. Эта легенда и рассказывает о таком человеке – Данко. Он силен, смел. Он – герой и спаситель. Такое качество ставится в рассказе в пример. Но, показывается и обратная его сторона. Те, ради кого совершается жертва зачастую не ценят этого и очень скоро забывают.
Краткое содержание
Много лет назад жили «веселые, сильные и смелые люди». С трех сторон их поселение окружали дремучие леса, а с четвертой – простиралась бескрайняя степь. Однажды степь принесла им беду: появились воинственные племена и прогнали этих людей вглубь леса. Жить здесь было невозможно: густая листва огромных деревьев не пропускала солнечный свет, а из болот «подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».
Стало понятно, что нужно срочно покидать опасный лес. Перед людьми встал непростой выбор: вернуться в степь, где их поджидали «сильные и злые враги», или же двигаться вперед, пробивая себе дорогу через густые лесные заросли. Но деревья в лесу были крепкими и могучими, словно были сделаны из самого прочного камня. Их ветви так плотно переплелись между собой, что людей днем и ночью окружало «кольцо крепкой тьмы». Выбраться из этой западни было совсем непростым делом.
Все же это были смелые люди, и они могли бы рискнуть и сразиться с врагами. Однако они не могли позволить себе погибнуть, «потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы». Пытаясь найти выход из этого положения, люди сидели и думали, как правильно поступить. «Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». Вскоре люди ослабли от горестных мыслей. В племени зародился страх, и многие уже были готовы принести в дар захватчикам свою волю, и «никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни».
Но тут взял слово молодой красавец Данко, который считал, что «не своротить камня с пути думою». Он предложил соплеменникам отправиться сквозь лес навстречу солнцу, ведь «все на свете имеет конец». В его глазах было столько внутренней силы и «живого огня», что люди поверили ему. Они попросили Данко вести их через лес и спасти от неминуемой смерти среди ядовитых болот. Дорога была очень трудной, на каждом шагу путников поджидала опасность: «болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей», ветви деревьев раздирали в кровь их тела. Люди все шли и шли, но не было конца этому страшному лесу. Напротив, он становился еще гуще и темнее. Обессиленные путники все чаще стали роптать на Данко, который завел их неизвестно куда, на верную погибель.
Однажды над лесом грянула гроза, и стало «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Деревья-великаны скрипели под порывами ветра, синим пламенем сверкали молнии, пугая людей. Казалось, из темноты на них смотрит «что-то страшное, темное и холодное». Путники окончательно пали духом. Им, некогда сильным и бесстрашным, было стыдно признаться в собственном малодушии, и они принялись обвинять во всех своих бедах Данко. Люди назвали своего предводителя ничтожным, вредным человеком, из-за которого они вынуждены терпеть страшные лишения. Данко же возразил, что только в нем одном оказалось мужество вести вперед, и племя пошло за ним по доброй воле. Он упрекнул людей, что те не смогли «сохранить силы на путь более долгий» и шли, словно стадо овец.
Данко вновь возглавил племя и уверенно пошел вперед, освещая путь своим горячим сверкающим сердцем. Очарованные невиданным зрелищем, люди безропотно отправились за ним. Вскоре лес расступился, открыв путникам бескрайнюю плодородную степь и стремительную реку. Окинув радостным взглядом «свободную землю», Данко гордо засмеялся, упал и умер. Его смерти никто не заметил, и только один осторожный человек, увидев еще пылающее сердце, раздавил его ногой, словно боясь чего-то…
Основные герои
В легенде представлен лишь один главный герой – отважный и гордый юноша Данко. Молдавский фольклорист Георге Богач утверждает, что имя взято с цыганского наречия и означает «младший сын». Так или иначе, это имя Горький мог услышать, путешествуя по Румынии и Бессарабии.
Смелый Данко похож на Прометея, который подарил людям огонь и за это был наказан Зевсом.
Второстепенные персонажи
. — Красивый, гибкий, загорелый парень, которого полюбила юная Изергиль, когда ей было 15 лет. Узнав об этом мать избила её, но это не остановило девушку. Каждый вечер она убегала к нему в лодку, спустя какое-то время он стал ей неинтересен. Его казнили за преступление вместе с гуцулом. Перед казнью рыбак плакал, а Гуцул курил трубку и был спокоен.
. — Молодой человек с рыжими кудрями и усами. Красивый, печальный и ласковый, иногда дрался и ругался. Смелый, мужественный, перед лицом смерти ведёт себя достойно. Богатый турок Немолодой, очень богатый человек. Забрал Изергиль в гарем, где она прожила около недели. По словам старухи, он любил молиться, его взгляд проникал прямо в душу. Она любила турка, но жизнь в гареме была скучной и однообразной.
. — С ним Изергиль сбежала из гарема. Совсем молоденький мальчишка, он не выдержал тоски по дому (или от любви), умер на руках возлюбленной.
. — Мадьяр, которого любила Изергиль, подлый и смешной. Она спасла его из плена, рискуя жизнью, а после – бросила.
Основная мысль произведения
Главная мысль легенды – жить для людей, сделать что-то полезное и нужное для общества. Данко – воплощение жертвенности, альтруизма, то есть бескорыстия. Ему не жалко своей жизни, он не просит наград, не хочет славы. Единственное, чего он жаждет – помочь своему бедствующему народу. Даже когда юноша понимает, что умирает, продолжает идти вперед и достигает цели.
Максим Горький несколько раз упоминает в легенде, что Данко – гордый герой. Но эта черта характера не принижает других людей, а, наоборот, помогает им.
Глава 1
Встреча автора и старухи произошла после тяжелого трудового дня. Рабочие ушли к морю, они остались вдвоем под виноградным кустом, спасаясь от ненавистной жары. Увидев облака, Изергиль предположила, что это Ларра кружит над степью. Увидев неподдельный интерес в глазах собеседника, пожилая женщина решила поведать красивую древнюю легенду, послужившую началом для остальных.
Ларра сын молодой девушки и орла. Будучи совсем юной, она была похищена хищной птицей и унесена в дали дальние. Несколько лет о ее судьбе не было ничего известно. Многие думали, что она умерла. Спустя двадцать лет она вернулась в родное село. Выглядела женщина ужасно. Сухая, изможденная. От былой красоты не осталось следа.
Ларра ее сын был горд и свободолюбив, как его отец. Дерзкий с окружающими, он ставил себя выше всех, ясно давая понять, что ему нет равных. Даже старейшины для него не авторитет. Устав терпеть его выходки ему был дан приказ уйти из села.
Парень, желая доказать, что может все, схватил одну из девушек, желая обнять. Своенравная красавица оттолкнула наглеца, за что поплатилась жизнью. Он убивает ее на глазах сельчан.
Долго думали люди, как наказать убийцу. Способ для мщения был выбран странный. Они решили отпустить парня, предоставив полную свободу. Одиночество стало верным спутником Ларры. Он мотался по земле, досаждая людям, воруя скот и девушек, но не получал наказания. Стрелы пролетали сквозь него, а пули проходили навылет, не причиняя боли.
Вскоре Ларра понял, что устал от такой жизни. Он готов был умереть, когда понял ее смысл, но было слишком поздно. Бессмертие и одиночество вот его наказание за гордыню. Теперь ему нет места ни в мире живых, ни в мире мертвых. Так и скитается он в надежде обрести вечный покой, но безрезультатно.
Старуха на мгновение остановила повествование. Ее внимание отвлекла грустная, красивая песня, послужившая началом второй истории, не менее интересной и поучительной, чем первая.
Гроза
Смелый народ
Жили когда-то в старые времена люди, были они сильными и не знали страха. И вот однажды на них напало вражеское племя и вытеснило их с родных степных мест на болота, которые окружал темный непроходимый лес. Отчаянье овладело тем племенем, и страх сковал их мысли. Только два выхода было у них: либо вернуться и сдаться на милость захватчикам, либо идти вперед сквозь зловонные болота и густой лес. Так как люди эти не знали страха, хотели они ринуться навстречу врагу и отвоевать родную землю ценой собственных жизней, однако не могли они сделать это, потому что вместе с ними погибли бы и их заветы. Что же произошло дальше, вы узнаете, прочитав наше краткое содержание.
Данко
Часть II
Потом она стала рассказывать о своей длинной жизни. Она похвасталась тем, как много поцелуев взяла и дала в своей жизни. Пока была молодой, у нее хватало сил любить. Сейчас это была древняя старуха с заостренным подбородком, сморщенным носом и потрескавшимися губами. Но воспоминания о возлюбленных оживили тусклые глаза героини.
Своего первого мужчину она встретила в 15 лет. Это был рыбак с Прута, «высокий, гибкий, черноусый, веселый». Звал с собой в Добруджу, но через три месяца он уже был не интересен Изергиль. Ее познакомили с молодым гуцулом — «рыжей головой». Иногда он был печальный и ласковый, а иногда ревел и дрался, как зверь. Хотела она уйти с ним в Карпаты, но не успела: поймали его и вместе с рыбаком повесили.
Позже в Букурешти увидела Изергиль важного богатого турка и улыбнулась ему. В тот же вечер ее схватили и доставили к нему в гарем. Но скучно стало ей среди восьми прочих жен, и сбежала она в Болгарию с его шестнадцатилетним сыном, который потом умер от тоски.
Маленький монах-поляк был отвергнут, но в Польше ей пришлось туго. Тогда купил ее один жид, а потом к Изергиль ходили богатые паны, дрались из-за нее и разорялись. Изергиль же полюбила «достойного пана с изрубленным лицом», который погиб во время бунта. Красавец-венгр сам ушел от нее, как от чумы, но позже был найден с простреленной головой.
Последней любовью сорокалетней цыганки стал Аркадэк — красивый шляхтич, которого она спасла из плена. Однако он отверг любящую женщину. Тогда Изергиль вышла замуж, приехала в Молдавию, а год назад схоронив мужа, живет теперь рядом с молодежью и рассказывает свои сказки.
Изергиль спросила рассказчика, видит ли он искры в степи. Тот вновь ничего не увидел, а старая цыганка поведала, что искры от горящего сердца Данко.