Лекция что такое проект
Что такое проект?
ПРОЕКТ — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации (Википедия).
Прежде всего для твоей самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект дает возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своем развитии. Что говорят документы?
“Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта.”
Работа над проектом требует четкой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки твоей деятельности. Необходимо внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Какие это документы? Вот примерный перечень:
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
Что делать, если идей очень много? Оцени все свои идеи и подумай, какую пользу принесет твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между “интересно и полезно”. Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесет пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести свое, оригинальное.
Исследовательские творческие работы (проекты), выполненные в результате анализа наблюдений, сбора материала, сведений, экспериментов и т. д., с помощью корректной с научной точки зрения
Типичным недостатком реферативных работ является их перегруженность информацией, мало значимой в раскрытии поставленной темы.
Проектные творческие работы или проекты связаны с планированием, достижением и описанием определенного результата (построение установки, выявление источника загрязнения и т. д.). В процессе работы над проектом осуществляется коррекция исходной программы, необходимая для повышения эффективности достижения цели.
Критерием качества проектных работ является:
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Экспериментальные творческие работы (проекты) написаны на основе выполнения эксперимента, иллюстрирующего известные науке законы и закономерности. Конкретный результат эксперимента,
как правило, зависит от исходных условий. Экспериментальные работы могут включать этап конструирования, анализа технических схем, трактовку результата эксперимента. Экспериментальные работы часто являются творческим развитием лабораторных работ. Хорошие экспериментальные работы‚ как правило, содержат элементы исследования.
Результатом работы над проектом может быть, как готовый объект или информация (учебное пособие, WEB-сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертеж, бизнес-план).
Виды продуктов проектной деятельности:
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ (ПРОДУКТ) ИТОГОВОГО ПРОЕКТА см. статью «Творческие работы»
Прочитай свой “Дневник работы над проектом”. Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы этой анкеты.
«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!
Лекция что такое проект
Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько в вашей жизни проектов? Написание сочинения в школе, ремонт в квартире, покупка машины, поиск работы – все это можно описать как проект.
Чтобы понять, что является проектом, важно провести для себя грань между проектом и процессом. Процесс – это повторяемая задача или операции, которые приносят ожидаемый результат. Примером процесса может быть: продажа билетов, управление командой, печать баннеров, утренние пробежки. Главный признак процесса – повторяемость. К тому же, результат процесса предсказуем.
В свою очередь проект – это совокупность действий, ограниченных во времени и направленных на решение проблемы или достижение конкретной цели.
Основные признаки проекта:
Ограниченное время его выполнения, есть точка начала проекта и точка конца.
Для его реализации нужны ресурсы, и они ограничены.
Проект – это временная система, он не повторяется после завершения (но может начаться новый проект).
Проект – это всегда управление изменениями.
Результат проекта – непредсказуем и всегда уникален.
Также важно отметить, что проект, в отличие от процесса, всегда имеет высокую степень неопределенности, хоть и состоит из известных заранее процессов.
Примером проекта может быть: создание сервиса по продаже билетов, набор команды проекта, разработка дизайна баннеров для концерта, марафон.
Логику проектного подхода хорошо описывает так называемый треугольник проекта или треугольник проектного менеджмента:
У него есть три основные грани:
Время (time), которое всегда ограничено в проекте.
Содержание проекта (scope), т. е. задачи и активности проекта, его наполнение.
Стоимость (cost). Сюда относят все ресурсы проекта, в том числе человеческие, т. к. они все имеют денежный эквивалент.
Есть также четвертая, невидимая грань – качество (quality). О нем далеко не всегда говорят в проектах, не всегда заранее описывают требования к качеству. Тем не менее, в результате мы все оцениваем проект в том числе и за его качество.
Треугольник наглядно показывает, что, если мы изменим хотя бы одну грань, это потянет за собой еще как минимум одну из них. Например, если сокращается грань времени проекта (нам нужно закончить его на месяц раньше), это может значить, что мы сокращаем содержание проекта, т. е. уменьшаем количество активностей. Или если мы, наоборот, хотим увеличить количество активностей, мы должны или увеличить бюджет, или добавить время, или пожертвовать качеством.
Яркий пример, где такой треугольник мы применяем подсознательно, – это ремонт квартиры. Мы не можем сделать его и быстро, и дешево, и качественно. Если хотим повысить качество, приходится увеличивать бюджет и т. д.
Треугольник хорошо описывает существующие в проекте ограничения. Управление этими ограничениями для достижения результата – и есть задача проектного менеджера.
Не всегда менеджер проекта имеет большую команду. Очень часто в секторе культурных и креативных индустрий менеджер проекта – человек многофункциональный, который имеет широкий спектр компетенций. В любом случае, основные функции проектного менеджера соотносятся со всеми процессами, которые происходят в проекте, в частности:
1. Управление коммуникациями – во многом именно внутренними, между членами команды, внутренними и внешними заинтересованными сторонами. Сюда же относим различные виды и формы отчетности.
2. Управление командой – часто управление талантами, работа с творческими людьми и художниками. Сюда относим все: от поиска команды к организации ее работы, менторства и мотивации.
3. Управление заинтересованными сторонами – работа со всеми, кто так или иначе заинтересован (или незаинтересован) в вашем проекте и может на него повлиять: от партнеров и спонсоров до медиа и органов власти.
4. Управление содержанием проекта – наполнение его контентом, внесение необходимых изменений, корректировка задач проекта.
5. Управление временем – соблюдение сроков, отслеживание общего графика проекта.
6. Управление стоимостью – все, что касается финансового ресурса проекта.
7. Управление качеством – от определения критериев качества до постоянного отслеживания и контроля того, насколько реальность соответствует ожидаемому результату.
8. Управление рисками – возможно, одна из ключевых функций. Анализ рисков, разработка и внедрение стратегии работы с рисками.
9. Общий мониторинг и контроль выполнения проекта, интеграция всех его компонентов и процессов для достижения целей проекта.
Итак, лидерские качества, уверенность в себе и в своем деле, аналитические способности, самоорганизация и желание браться – вот ключевые характеристики проектного менеджера. К тому же ему необходимо обладать знаниями из общего менеджмента и проектной деятельности, понимать специфику креативных индустрий, владеть иностранным языком, уметь работать с людьми и вести переговоры, и напоследок – уметь видеть картину в целом и анализировать ее.
Конспект урока «Понятие «проект». Теоретические основы проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов» в 10 классе
Конспект урока «Понятие «проект». Теоретические основы проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов» в 10 классе
Здравствуйте! Ребята, перед вами набор карточек. Предлагаю разделиться на 2 группы. Ваша задача составить из букв слова и постараться дать определение получившимся терминам.
Следующее задание: напомните, какой раздел русского языка занимается изучением однокоренных слов?
Предлагаю к получившимся словам подобрать как можно больше однокоренных слов.
Подберите термины к определениям.
Мотивация: Качество подготовки специалиста включает два ключевых понятия: квалификация и компетентность.
Квалифицированный специалист – это лицо, прошедшее профессиональное обучение, опыт и знания которого позволяют ему выполнить работу.
Профессионально компетентным может быть лишь тот специалист, который способен воспроизводить полученные знания на уровне творчества, способен проектировать объекты своей профессиональной деятельности .
Пример 1. После смерти египетского фараона Хеопса, он
был похоронен в построенной при его жизни и по его приказу
пирамиде, которую сегодня называют Великой. Это единствен-
ное из “семи чудес света”, сохранившееся до наших дней. Пи-
рамида Хеопса строилась в течение 20 лет. Более трёх тысяч
лет (до постройки кафедрального собора в английском городе
Линкольне) она была самым высоким сооружением на Земле.
Ее высота равнялась около 146 метрам. Каждая из четырех бо-
ковых граней у основания была длинной в 230 метров. Пира-
мида построена из 2,5 миллионов каменных блоков, средняя
масса которых 2,5 тонны. В ходе изучения пирамиды внутри
нее обнаружены: грот, Большая галерея, Палаты Фараона, вен-
тиляционные каналы. Пирамида Хеопса – грандиозное соору-
жение даже по современным меркам.
В современном мире создают проекты самых разных изделий,
сооружений: самолетов, автомобилей, кораблей, станков, приборов,
гидростанций, аэропортов, каналов. Однако значение термина “про-
ект” сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ
желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все
стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в
Постройка Великой пирамиды, запуск первого спутника земли, запуск человека в космос – это примеры успешно реализованных крупномасштабных проектов. Сегодня в разных сферах деятельности создаются и реализуются проекты разных масштабов: от таких, в которых участвуют небольшие группы людей, до проектов, число участников которых достигает нескольких сотен т и даже тысяч.
Проект (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план.
Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).
Проект – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.
Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но, в тоже время, определенного результата.
ПРОЕКТ – это пять П:
Проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировалось в начале ХХ столетия. Тогда под проектированием понимали процесс перевода изображения трехмерного объекта в плоскостное – двумерное. С усложнением объектов проектирования проектная деятельность стала включать предварительные исследования объекта проектирования с помощью естественных и технических наук и научно-технические расчеты его основных параметров.
Во второй половине ХХ века изменяется:
В настоящее время сфера приложения системного проектирования расширяется: оно включает в себя не только промышленное производство, но и сферы обслуживания, потребления, обучения, управления и т. д. Формируется новый вид проектной деятельности, который выходит за рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.
Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и решение поставленной задачи – то, что изменяет мир.
Сегодня любое инженерно-проектировочное воздействие на окружающую действительность имеет фатальные и далеко идущие последствия для общества, поэтому огромное значение приобретает проектная культура.
Проектная культура – это знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижение различных идей выполнения проекта и выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
Формирование проектной культуры возможно при соблюдении соответствующих нормативов, правил, технологий проведения всех этапов проектирования.
В настоящее время в учебном плане подготовки специалистов имеется ряд дисциплин, обладающих определенными возможностями в формировании проектной культуры. Так, законы строения и развития техники, ее компоненты, совместимость, задачи проектирования рассматривают дисциплины «Введение в специальность», «История и философия науки и техники», «Вычислительная техника»; поиск, систематизацию и использование проектной информации – дисциплины «Инженерная графика», «Компьютерная графика»; творчество в технических разработках, методы решения изобретательских задач, патентная документация являются предметом изучения дисциплин «Основы научно-технического творчества», «Патентоведение» и др.. Сегодня большое влияние на развитие проектирования оказывает развитие разного рода информационных технологий и срастание проектных процедур с методами компьютерного программирования, поэтому изучение дисциплин «Информационные технологии», «Информатика и ИКТ» также способствуют формированию проектной культуры будущего специалиста.
Мотивация: приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с их типологией (типами проектов).
Это необходимо для того, чтобы ответить на три вопроса:
Какой результат (продукт) вы хотите получить?
Что Вы планируете для этого сделать?
Как Вы это будете делать?
Типология проектов по:
индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
от проекта-урока до многолетнего проекта.
длительности (продолжительности) проекта:
монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
ВИДЕО «Типология проектов»
Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят какие-то изменения. Содержание проекта и проектной деятельности существенно зависят от того, на изменения в каких областях он ориентирован. Проекты, ориентированные на изменения в технической сфере путем создания и производства новых видов техники, образуют группу технических проектов. Другие проекты имеют целями изменения в социальной сфере путем создания новых политический партий, новых общественных
движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п. Это – социальные проекты.
Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:
По доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и пр.)
1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом) такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме.
Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать альманахи, газеты, видеофильмы, сценарии праздников и т.п.
Развивает творческие способности, позволяет проявить себя в учебной деятельности, создавая произведения любого жанра. Такой проект способен кардинальным образом изменить представление окружающих о его авторе, поднять его статус и повысить самооценку.
— Введение (обоснование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета)
— Основная часть: 1-2 главы (анализ источников по теории вопроса, описание исследования)
— Заключение (анализ, обобщение результатов).
Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Способствует развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации
6. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).
В работе над проектом тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобится.
Примеры продуктов проектной работы:
Все лекции. Лекция 1 общее представление о проектной деятельности
1.1 Проектная деятельность: общее представление. Понятие проекта
С проектной деятельностью мы сталкиваемся в своей жизни постоянно. К ней можно отнести многое из того, что мы делаем. От небольших проектов, занимающих дни или недели (например, организации дня рождения или встречи друзей) до крупных проектов, продолжающихся месяцы (например, подготовка выпускной работы или книги) или даже годы (например, строительство стадиона).
Для начала проясним, что же такое проект и проектная деятельность, чем она отличается от операционной деятельности.
Формулировка понятий, особенно многосложных (каковым является понятие проекта и проектной деятельности), как правило, не претендует на единственность и полноту охвата всех
ов вводимого понятия. Поэтому существует достаточно много различных определений проекта и проектной деятельности.
Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.
В отличие от нее, операционная деятельность – это постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей, результат ее повторяется, т.е. не является уникальным. Ключевое отличие проектной деятельности – это уникальность результата, ограниченность по срокам и большее число рисков. Состав исполнителей, как правило, формируется под конкретный проект.
(1) Первый этап работы – проблематизация. Идентификация проблемы, которую нужно решить, или задачи, которую нужно выполнить – вот, что является началом работы..
Например, проблемой может быть низкое качество или отсутствие определенных услуг или товаров, несоответствие поведения людей или функционирования некоторой технической или иной системы определенным требованиям.
Возможна иная ситуация, когда заказчиком формулируется не проблема, а ставится конкретная задача. В этом случае обязательно необходимо определить, какую именно проблему заказчика решает эта задача. Этот момент в дальнейшем может привести к другим способам решения поставленной задачи.
(2) Следующий этап – целеполагание.
На этом этапе определяется: к чему все-таки должен прийти проект и каких достичь целей. Для этого важно провести шаг генерации идей, вариантов решений по достижению целей.
Существуют разные критерии, по которым можно оценить, хорошо ли сформулирована цель. Один из распространенных подходов – использование методики SMART. Здесь SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач в различных областях. Вообще, в разных источниках происхождение термина присваивают различным авторам, да и впоследствии появились дополнительные критерии. Поэтому отметим суть.
Желательно представить себе как можно больше способов достижения цели и выбрать из них самый оптимальный. Естественно, при выборе пути решения не забудьте оценить свои возможности.
Здесь же стоит определиться с продуктом проекта. По сути, под продуктом проекта понимается то, что должно быть реализовано (создано) для завершения проекта, для достижения цели. Продуктом проекта могут быть товары, услуги, разработанные методологии, определенные информационные материалы, результаты исследований и т.д.
Например, если цель проведения конференции – наладить взаимодействие с определенными лицами и компаниями для проведения совместных работ, то продукт проекта – это конкретные соглашения с определенными временными рамками, составом участников и тематикой работ.
(3) Третий этап – планирование. Здесь происходит планирование деятельности, которую необходимо осуществить для достижения цели проекта. Определяются требования к продукту проекта, выбираются способы выполнения проекта, устанавливаются сроки выполнения и т.д.
(4) Четвертый этап — реализация проекта. Для успешной реализации важно научиться отслеживать прогресс выполнения, чтобы вовремя выявить отклонения и предпринять управленческие действия. Определяйте контрольные точки (вехи), проводите оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов.
(5) Последний этап – сдача проекта. Для данного курса «Основы проектной деятельности» непременным условием является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации команда не только показывают полученные результаты, но и демонстрируют полученный опыт в приобретенные компетенции. Также подготовка финальной презентации позволяет команде осмыслить проделанную работу, дает возможность перевести полученный опыт в знания.
В следующих лекциях данные этапы раскрыты более подробно.
1.3 Классификация проектов
Проекты могут значительно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, составу участников, степени сложности и т.д. Одна из самых распространенных классификаций проектов приведена на рисунке.
По составу и структуре проекта (класс проекта): монопроект (отдельный проект), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающий в свой состав ряд моно и мультипроектов).
По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (тип проекта): технический, организационный, социальный, смешанный.
По продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
По масштабу проекта (размер бюджета, количество участников) различают мелкие, малые, средние, крупные проекты.
По характеру предметной области проекта (вид проекта): инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, образовательный, смешанный.
1.4 Особенности проектов различных типов
Понятие успешности проекта
Успешность проекта состоит из двух слагаемых: успех управления проектом + успех продукта. Каждое из слагаемых влияет на оценку успешности всего проекта.
Успешность управления проектом – тот показатель, который оценивает процесс выполнения проекта. Успех управления проектом обычно легко поддается измерению после завершения проекта. Критерии приведены выше на рисунке.
Успешность продукта показывает, решил ли полученный продукт поставленную в проекте проблему или нет. Есть нюанс, что успешность продукта не всегда можно измерить по завершению проекта, например, если проблема связана со структурой организации, поведением социальных групп, образовательной политикой и т.д. В таких системах изменения происходят очень медленно.
Можно привести хрестоматийный пример сочетания неуспешности процесса управления проектом и успешности продукта проекта: здание Оперы в Сиднее — проект, создавший своего рода «национальный символ» Австралии, при этом окончившийся с перерасходом сроков и бюджета в несколько раз. Можно привести аналогичные примеры проектов по строительству «зданий – символов города» и в Санкт-Петербурге.
2.1 Участники проекта
Проекты выполняются людьми и для людей. Это взаимодействие порождает множество управленческих задач, необходимость выстроить процессы совместной работы между участниками проекта.
Прежде всего определим, кого будем понимать под участниками проекта.
Участники проекта – это физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта.
И Исполнитель, и Заказчик обязательно являются участниками проекта. А вот сотрудник, который просто интересуется, как идет проект, уже не входит в группу участников проекта. Такие сотрудники относятся к категории «заинтересованных сторон проекта» (или на английский манер, «стейкхолдеров»).
О работе с заинтересованными сторонами более подробно будет рассказано в следующих лекциях. Сейчас же скажем кратко, что под заинтересованной стороной будем понимать персону, группу, организацию, систему, которые могут повлиять на проект или чьи интересы затронет выполнение проекта.
В данном разделе сейчас сконцентрируемся на изучении участников проекта, на тех, кто непосредственно выполняет проект.
Критически важным для управления проектом является с самого начала понимать персональную мотивацию, заинтересовнаность и ответственность участников проекта в выполнении проекта и получения требуемых результатов.
Роль в проекте – определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между участниками проекта.
Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации.
Выделение ролей позволяет определить набор функций, которые должны выполняться в проекте безотносительно к конкретным персонам участников. В соответствии с ролями можно подбирать людей в команду или распределять ответственность и полномочия между участниками уже сформированного коллектива.