Лекция что такое предпринимательство
Лекция по экономике «предпринимательство»
Предприятие и предпринимательство
1. Предпринимательство: сущность, функции, виды и формы.
2. Предприятие как основное звено рыночной экономики. Основные виды предприятий.
3. Управление фирмой (менеджмент).
4. Маркетинг в системе управления фирмой.
1 в. Предпринимательство: сущность, функции, виды и формы.
В условиях рыночной экономики любая экономическая деятельность в конечном результате направлена на получение максимальной прибыли. Однако высокая прибыльность достигается не сама по себе, а есть результат определенной активной деятельности субъектов рынка. Такая деятельность получила название предпринимательства.
Истоки предпринимательства уходят в глубь веков. Однако необходимым атрибутом рынка оно стало в период развития капитализма.
А.Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.
Содержание предпринимательства раскрывается в Законе Украины «О предпринимательстве»: «Предпринимательство – это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственной риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли».
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, активным поиском. Всё это есть признаки предпринимательства.
Сущность предпринимательства более глубоко раскрывается через его основные функции:
Ресурсная функция заключается в том, что предприниматель берёт на себя инициативу соединения земли, капитала, труда в процессе производства товара и услуг и организует производство.
Управленческая функция – это принятие управленческих решений на всех этапах производственной и сбытовой деятельности, осуществления планирования, организации контроля.
Инновационная – осуществление инновации, нововведений, т.е. новаторство, освоение новой продукции, новых технологий и новых форм организации труда, поиск новых средств удовлетворения потребностей потребителя и др.
Функция риска – предусматривает необходимость принятия таких решений, которые направлены на достижения успеха, но не гарантирует его по причине изменчивости и неопределённости экономической ситуации. Предприниматель всегда рискует своим временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами.
В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.
Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.
Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства:
Производственное предпринимательство – это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информаций, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства основная.
Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции.
Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого. Объектом купли- продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
Страховое предпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Информационное предпринимательство – это деятельность по коммерческому получению, хранению и продаже информации (экономической, научно-технической, социальной, правовой и др.)
Таким образом, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.
Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны разные её варианты и сочетания. Это значит, для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Предпринимательство основано не на владении собственностью, а на распоряжении и пользовании ею. Собственник и предприниматель соединены в одном лице лишь в условиях простого товарного производства. Крупному производству свойственно их разделение. Предприниматель может использовать заемный, чужой капитал. Однако заёмный капитал подлежит возврату. Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает.
Как соотносятся предпринимательство и бизнес? Самое общее определение бизнеса – это дело. В принципе между понятиями “бизнес” и “предпринимательство” можно поставить знак равенства. Вместе с тем термин “предпринимательская деятельность” используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону бизнеса. В общих чертах предпринимательство можно определить как организационно-экономическое новаторство на основе использования новых возможностей.
С точки зрения собственности различают предпринимательство индивидуальное, коллективное и государственное.
Субъектом индивидуального предпринимательства является отдельный индивидуум (частные лица), который организует единоличное производство или семейное предприятие. Деятельность такого предпринимателя ориентируется на собственные затраты труда либо предполагает использование наемного труда. В последнем случае предприниматель нанимает рабочую силу (это торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки, кинотеатры).
Коллективное предпринимательство осуществляется группой людей, связанных между собой договорными обязательствами и экономическими интересами. Объединение партнеров позволяет решать задачи более крупного масштаба по сравнению с индивидуальным предпринимательством. Субъектами коллективного предпринимательства выступают: товарищества; акционерные общества и т.д.
К субъектам государственного предпринимательства относят государство в лице его соответствующих органов. Основа государственного предпринимательства – государственная собственность на средства производства, информацию, ценные бумаги и т.д. Государственное предпринимательство помимо коммерческой цели преследует и некоммерческую, обусловленную необходимостью решения социальных и политических проблем страны, приносящих пользу обществу в целом.
Ключевой фигурой рыночной экономики выступает предприниматель бизнесмен. Он есть субъект, действующий ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли, самостоятельно организующий “дело”, планирующий и распоряжающийся его результатами. Он, начиная своё дело:
1. составляет производственную программу, выбирает поставщиков потребителей, нанимает работников, оплачивает их труд, устанавливает цену на свою продукцию и услуги:
2. распоряжается прибылью и вообще результатами производства:
3. ищет возможности совершенствования производства, повышения качества продукции.
2 в. Предприятие как основное звено рыночной экономики. Основные виды предприятий.
Общественное производство представляет собой сложную, интегрированную систему, состоящую из комбинации отдельных предприятий (фирм). Предприятия следует отличать от фирм, компаний. Фирма, как правило, включает несколько предприятий, каждое из которых имеет одно производство и изготавливает один вид продукции. Фирма является многопрофильной, вкладывает инвестиции в разные отрасли, является большей по масштабам. Это обеспечивает ей большую устойчивость в период кризисов. Если фирма включает лишь одно предприятие, эти понятия совпадают.
В западной экономической литературе предприятие называют фирмой.
Мы же будем рассматривать их как синонимы.
Предприятие выступает первичным звеном экономики, звеном общественного разделения труда. Оно одновременно является элементом производительных сил и носителем производственных отношений. Именно здесь происходит соединение производительных сил и производственных отношений, проявление индивидуальных, коллективных и общественных интересов. Поэтому хозяйственная деятельность предприятий во многом определяет успехи и достижения национальной экономики.
Что собой представляет предприятие?
Итак, предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой деятельностью понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.
В зависимости от формы собственности в Украине выделяют следующие виды предприятий:
Название частного предприятия должно содержать фамилию и имя основателя.
В условиях рыночной экономики это
Организационными формами товарищества являются:
— товарищества с ограниченной ответственностью,
— товарищества с дополнительной ответственностью,
Различия между ними определяются в зависимости от степени ответственности членов товарищества по его обязательствам и степени участия в его управлении.
В товариществах с ограниченной ответственностью партнеры несут ответственность, ограниченную пределами их вкладов в уставной фонд предприятия и не более.
В товариществах с дополнительной ответственностью партнеры несут ответственность перед кредиторами по долгам и обязательствам фирмы в пределах своего вклада, а в случае если этих средств недостаточно для покрытия задолженности, отвечают личным имуществом в одинаковом для всех размере. При этом предел ответственности определяется при организации предприятия в уставных документах.
Для полного товарищества характерна полная и одинаковая для всех ответственность по обязательствам предприятия, причем в пределах всего личного имущества.
В коммандитном товариществе, также как и в ограниченном, одни партнеры, в зависимости от их статуса несут ответственность полную, в пределах всего личного имущества, а другие лишь в пределах вклада в уставной фонд.
В данном случае принцип ограниченной ответственности проявляется в том, что акционеры не отвечают своим личным имуществом за дела общества, а несут лишь ограниченную ответственность в размере внесенного пая, т.е. суммы, уплаченной за акции. Если общество терпит крах, то его собственный капитал идет в уплату кредиторам и лишь остаток, если таковой окажется, выплачивается акционерам. Владелец же акций не имеет права потребовать от акционерного общества возврата стоимости акций.
Главная особенность такого общества состоит в том, что его первоначальный, уставный капитал формируется посредством выпуска и продажи акций.
Предприятия имеют право на добровольных началах объединять свою производственную, коммерческую и др. виды деятельности.
В современной рыночной экономике активизируется роль объединений предприятий.
С точки зрения хозяйственно-организационной выделяют такие формы объединений:
— картель форма объединения, в котором устанавливается обязательный для всех участников объём производства, цены на товары, условия найма рабочей силы, разграничения рынков сбыта, доля каждого участника в общем объёме производства или сбыта. Предприятия и компании, входящие в картель, сохраняют хозяйственную самостоятельность;
— диверсификаты – многоотраслевые корпорации, объединенные системой участия, производственной кооперацией, патентно-лицензионными соглашениями, общими производственными и научно-исследовательскими программами, единой системой финансирования.
— финансово-промышленные группы (ФПГ) – организационная форма объединения крупных промышленных фирм с банковскими структурами,
Критерием определения размеров предприятия является объем хозяйственного оборота и численность его работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различный в каждой стране и изменяется по отраслям предприятия.
Сегодня на Западе велика роль малых предприятий или малого бизнеса, который стремительно растет. Это фундамент экономики развитых стран. Преимущества малых предприятий:
— гибкость и мобильность
— оперативное реагирование на изменение общественных потребностей
— возможность быстрого обновления продукции
— создание возможностей дополнительной занятости пенсионерам, студентам, домохозяйкам.
Вместе с тем малые предприятия не в состоянии решать крупные хозяйственные задачи, связанные с большими капитальными вложениями, научными изысканиями. Они имеют ограниченный доступ к сырью и кредитным ресурсам, они чувствительны к негативным внешним факторам. У них более низкая производительность труда.
Если сопоставить развитие малого бизнеса в Украине и в других восточноевропейских государствах, то у нас имеет место сильное отставание его развития, как в количественных, так и в качественных характеристиках. У нас на пути к развитию малого бизнеса стоят такие препятствия, как экономические (отсутствие сырья, фондов содействия, кредитов, высокие налоги и арендная плата), административные (сложная система регистрации), криминогенные (коррупция, рэкет).
3 в. Управление фирмой (менеджмент).
Менеджмент-в переводе с англ.- управление. Но эти понятия (менеджмент и управление) не идентичны. Менеджмент- одна из форм управления, точнее управление экономическим процессом на уровне отдельного предприятия или фирмы, а также организациях некоммерческого типа.
Менеджмент в самом общем определении есть искусство и наука рационального управления прежде всего коммерческой деятельностью на уровне хозяйственной единицы.
Причинами, объективно обусловившими обособление управления, явились:
1. возрастание масштабов производства и размеров действующего капитала;
3. ожесточение конкуренции и обострение проблемы сбыта.
4. быстрое обновление и моральное старение капитала и товаров под воздействием НТР;
5. высокая «цена» за непродуманные хозяйственные действия и нерациональное использование производственно-технологического потенциала.
Следовательно, менеджмент возник как закономерный результат развития производительных сил на рубеже 19-20 веков.
Дальнейшее увеличение роли и удельного веса организационно-управленческих проблем в функционировании предприятия породило потребность в менеджменте как науке.
Так началось формирование «научного менеджмента», у истоков которого стояли американский инженер Ф. Тейлор (1856-1915), на могиле которого значится «Отец научного менеджмента». В своих работах он
— представил научное управление как отрасль индустриального труда, проводя принцип разделения его на труд исполнительский и распорядительский.
«Очевидно,- писал Тейлор,- что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнять его».
— он трактовал менеджмент как совместную деятельность управляющих и рабочих, основанную на их общих интересах;
-им были разработаны унифицированные методы производства в соответствии с установленными стандартами, в которых много положительно нашел Ленин.
«Управлять,- писал он,- это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы».
во-первых, предвидеть будущее фирмы и разработать программу ее развития;
во-вторых, организовывать- строить двойной организм предприятия: материальные и социальный;
в-третьих, распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия;
в-четвертых, согласовывать-связывать и объединять, сочетать все действия и усилия фирмы;
в-пятых, контролировать- наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.
Эти 5 пунктов относятся к любому предприятию, лежат в основе менеджмента.
Если в период становления менеджмента преобладающим был технократический подход к управлению предприятиям, т.е. предприятие рассматривалось только как производственно-технологическое звено, а работники лишь как элементы производительных сил, то в дальнейшем принимается во внимание и социальная сущность предприятия. Это отражено в теории «человеческих отношений», лидер этой школы Элтон Мэйо (США). Эта школа все рассматривает через призму человека. Она представляет менеджмент как определенную «социальную систему», решающую 2 задачи: экономическую ( максимизация прибыли) и социальную ( создание эффективно работающих коллективов и групп и их стабилизация на базе совместных интересов), утверждения сотрудничества менеджера и рабочего, улучшение морального климата на предприятии, повышение удовлетворенности рабочего условиями труда.
Современный менеджмент- это в первую очередь управление персоналом фирмы. «Из всех проблем менеджмента,- говорил Г.Гант (последователь Тейлора в США) наиболее важной является проблема человеческого фактора». Дело в том, что финансовое положение фирмы и конкурентоспособность ее продукции в условиях информационного периода НТР зависит всецело от «человеческого фактора».
Это концепция трансформировалась в концепцию «производительной демократии» (Д. Найтингейл, А. Гороу и др.)- широко распространившуюся на Западе в последние годы. Ее суть в том, что наемный труд как законный акционер предприятия, обязан участвовать в управлении производством.
Сейчас, например, в США рабочие привлекаются к управлению через:
1. участие их в управлении трудом и качеством продукции на цеховом уровне;
2. через создание рабочих советов или совместных комитетов рабочих и управляющих (их имеют 25% компаний с количеством работников более 500чел);
3. через разработку систем участия в прибылях ;
4. через привлечение рабочих в советы директоров корпораций.
Рабочие органы управления имеют консультативные полномочия, но, несомненно, влияют на управленческие решения на всех уровнях.
Таким образом, к управлению персоналом в развитых странах подходят с все более гуманных позицией.
Акио Морита, который начал свой бизнес с вложения в дело 500 долларов, сейчас возглавляет «Сони корпорейшен» утверждает, что в основе эффективности японского менеджмента – правильное отношение к работникам, постановка их во главу угла всей деятельности предприятия. «Никакая теория, программа не может сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди».
«Самая важная задача менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения к корпорации как к родной семье, сформулировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба»
Следовательно, менеджмент имеет четкую установку: сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность. А раскрывается эта установка через цель, организационные структуры, функции и методы менеджмента.
По организационной структуре менеджмент представлен специализированными подразделениями, занимающимися:
— Технической подготовкой и совершенствованием производства.
-Управлением рабочей силы и организацией труда.
-Оперативным управлением и обслуживанием оборудования, складским и транспортным хозяйством, маркетингом.
-Финансами и бухучетом и т.д.
Существует следующая специализация между различными уровнями управления:
— высшие управляющие (менеджеры) т.е. совет директоров с его председателем и с президентом во главе, вице-президентом фирмы, ее контролером и казначеем. Они разрабатывают общую стратегию компании, определяют кадровую политику, решают вопросы маркетинга, ценообразования, НИОКР, контролируют деятельность всех звеньев корпорации;
-средние управляющие, т.е. руководители подразделений и функциональных служб, директора заводов, фирмы и их заместители, отвечающие за оперативное планирование и организацию научных исследований, производство и сбыт, налаживание учета и контроля. Их работа связана не с принятием, а с реализацией решений;
Менеджмент выполняет следующие функции:
1.Разроботка задач фирмы, выяснения способов их достижения;
2.Координация совместных усилий для получения желаемых результатов;
3.Планирование и прогнозирование всех направлений деятельности фирмы;
6.Принятие хозяйственных решений;
7.Анализ и контроль хозяйственной деятельности.
Следовательно, менеджмент выступает как элемент планомерности, Планируется все: производство, технология, финансы, сбыт, кадры и т.д.
Какие методы применяет менеджмент?
С 20-х. до 80-х. годов 20 века в менеджменте явно преобладали административные методы. С 80-х. годов авторитарные методы вытесняются все более экономическими и социально-психологическими. Следовательно, в практике менеджмента выделяются различные методы, основными из которых являются административные, экономические и социально-психологические.
Экономические – связаны с управлением экономическими интересами работников, что требует их предварительного знания и учета. Эти методы проявляются в определенной организации зарплат, в системах распределения прибыли, формирования доходов работников.
Психологические методы основаны на знании инженерной психологии, социологии, экономики и направлены на формирование ответственности, инициативы, внутрифирменного патриотизма.
С развитием теории и практики менеджмента изменяется и сама фигура менеджера. Неотъемлемыми его профессиональными качествами является:
А. умение увидеть место предприятие в окружающем мире и смотреть на него как на единое целое;
Б. обладание аналитическими навыками, способностью разобраться в запутанной ситуации;
В. экономическая компетентность;
Г. профессиональная зрелость;
Д. навыки общения с людьми, умение гасить конфликтные ситуации в коллективе, умение спокойно работать в атмосфере конкуренции.
Таким образом, менеджер должен владеть экономической теорией вообще и ее важными составляющими – теорией рынка и рыночной экономики, бизнеса, маркетинга, менеджмента.
В развитых странах идеальным менеджером считается инженер, имеющий способность коммерсанта и руководителя.
Вот почему труд менеджера на Западе высоко ценится и оплачивается (менеджеры высокого ранга часто получают зарплату в 4-5 раз более высокую, чем у президента США).
На Западе исключительное внимание уделяют выбору менеджеров, так как только они владеют, как говорил еще Ф.Тейлор, искусством «знать точно, что предстоит сделать».
4 в. Маркетинг в системе управления фирмой.
Маркетинг (от англ. слова “рынок”) как практика предпринимательства, связанная с организацией сбытовой деятельности фирмы, возник на рубеже 19-20 вв. Маркетинг возник как закономерный результат развития бизнеса. Если проследить историю этого развития в связи с появлением маркетинга, то в ней прослеживаются 3 периода.
Первый период отличается ориентацией на производство. Производство было ориентировано на создание стандартной продукции, обеспечивающей реализацию массовых нужд населения. Производители следовали правилу “производи, сколько можешь, ибо рыночный спрос безграничен”. Поэтому в экономической деятельности доминировало массовое производство товаров на поточных линиях. Стратегия товаропроизводителей отсюда была проста: произвести как можно больше товаров с меньшими издержками, тогда успех весьма вероятен. В этом суть концепции производства и реализации товаров т.н. индустриального общества, т.е. общества, в котором преобладает материальное производство
Второй период связан с ориентацией на сбыт. К этому времени возможности производства в результате резкого перелома в технологическом способе производства гигантски возросли. Лишь в период 1870-1900гг. мировое промышленное производство утроилось, а условия сбыта оставались прежними, что и потребовало их изменения. Бизнес был вынужден начать управлять коммерческой деятельностью на основе анализа сбытового процесса. Так появился маркетинг. Этот период завершился в середине 50-х годов. К этому времени маркетинг стал общепринятой формой организации бизнеса.
Третий период характеризуется первоочередной ориентацией на запросы потребителей, удовлетворения их потребностей. Это объясняется начавшимся в 50-х годах20 века в ведущих странах Запада переходом от индустриального общества к информационному, в котором производство становится гибким, немассовым, ориентированным на индивидуальные запросы. В этих условиях наблюдается изменение концепции производства и реализации продукции. И главное в её изменении заключается в том, что, как сказано в западных учебниках по бизнесу: “Современный бизнес рассматривает покупателя – как короля… предпринимательская фирма, вообще все структуры в состоянии выжить лишь в том случае, если они найдут возможность услужить покупателю”.
Поиск покупателя, изучение его запросов в целях максимально качественного удовлетворения его потребностей стали рассматриваться как начальный этап предпринимательской деятельности, предшествующий разработке программы производства.А время от времени наступающие в экономике кризисные явления, резкое повышение предложения товаров (в США покупателю предлагают около 300 марок автомобилей и микроавтобусов, у каждой из которых – десятки модификаций, или например, производится 400 видов пива) – всё это заставило бизнес подходить к производственно – сбытовой деятельности стратегически. Так на смену классическому маркетингу пришёл стратегический.
Итак, можно сделать вывод, что появление маркетинга, его развитие – объективная необходимость, выросшая из развития производительных сил и движения самого бизнеса.
К истории возникновения маркетинга
Как наука об управлении и организации сбытовой деятельности фирмы маркетинг возник в США в 1902г.
Маркетинг – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена, которому предшествует их глубокое изучение. В более широком смысле он выступает как неценовой метод конкуренции, который включает систему способов изучения требований рынка и приспособления к ним производства с целью гарантированного сбыта.
Какова цель маркетинга?
Маркетинг подчиняет предпринимательскую деятельность рыночным требованием, а значит, обеспечивает удовлетворение платежеспособных потребностей покупателей. Но, помня, что маркетинг –это часть бизнеса, поэтому он является средством для достижения цели бизнеса, т.е. получения максимальной прибыли на основе обеспечения стабильного положения фирмы на рынке.
Каким способом достигается цель маркетинга?
— изучение рынка: спроса, вкусов, потребностей покупателей
ориентацию фирмы на эти требования
а также активное воздействие на эти объекты изучения.
Маркетинг выполняет множество функций, основные из них следующие:
1. Изучение рынка и его сегментация.
Изучение рынка сводится к сбору информации и на этой основе анализу объёма и структуры спроса, состава покупателей и их требований к предлагаемым товарам. Результатом анализа становится сегментация рынка, т.е. выявление в общей массе покупателей какого-либо товара отдельных групп, предъявляющих к нему особые требования на основе различий: в доходах, половозрастных, национальных, психологических. Поиск неосвоенного конкурентами сегмента рынка – это способ утверждения на рынке.
2. Планирование товарного ассортимента и его обновление, определяемое изучением рынка, позволяющее целенаправленно приспособить производство продукции к характеру и структуре спроса, определять долго,- средне- и краткосрочные цели
3. Установление цен на товары и услуги, возможные их изменения в зависимости от различных обстоятельств, их соотношение с ценами конкурирующих товаров.
4. Продвижение товара на рынок, охватывающее различные виды стимулирования спроса: рекламу, использование товарного знака, лозунгов, премиальных методов торговли, предоставление послепродажного обслуживания, кредит, гарантийный ремонт. Главное средство – реклама она является мощным средством стимулирования сбыта, поэтому развитые страны тратят на неё около 10% ВНП.
5. Выбор посреднических звеньев на пути движения товаров фирмы к потребителю, а также способов реализации товаров.
Существует 3 способа реализации:
а) через прямые связи производителей и потребителей;
б) через собственную сбытовую сеть фирмы (оптовую и розничную);
в) через независимых посредников.
6. Прогнозирование рынков, ставшим необходимостью с переходом к стратегическому маркетингу, прогнозирование жизненного цикла товара (включающего 4 этапа: вхождение товара в рынок, завоевание рынка, покорение рынка, моральное старение и спад) и выработка и использование определённой стратегии. Именно прогнозы на 1-1,5, 4-6, 10-20 лет на основе анализа рынка позволяет компаниям осуществить “стратегию охвата рынка” и на долгосрочной основе управлять рыночными процессами.
Раскрывая сущность маркетинга, важное значение имеет вопрос о его видах:
1. Недифферинцированный, его объект – товары массового спроса. Он не предполагает исследования сегментов рынка. В современных условиях он нетипичен, т.к. может иметь место при неограниченной ёмкости рынка или при остром дефиците.
2. Дифференцированный, связан со стремлением фирмы охватить различные сегменты рынка, дифференцируя при этом свою деятельность.
При современном усилении конкуренции на Западе и в связи с быстрым обновлением продукции именно этот вид маркетинга становится главным!
3. Концентрированный, основанный на концентрации производственно – сбытовых усилий фирмы на ограниченном числе сегментов рынка, что обеспечивает, как правило, прочные позиции в них.
Сейчас господствует 2-ой и 3-ий виды маркетинга, а недифференцированный –встречается редко, т.к. существует только в условиях острого дефицита.