Ленинградский метроном что это
Метроном как сердце города: звуковая летопись блокадного Ленинграда
Если спросить у жителей блокадного Ленинграда, какой звук того времени навсегда отпечатался в памяти, то многие скажут: «ленинградский метроном». В годы войны он передавался по радио во время пауз между передачами и воздушных тревог. Бесстрастные сухие щелчки метронома, доносящиеся из черных круглых репродукторов, означали, что город – жив и борется. Это как биение сердца Ленинграда, которое учащалось во время воздушных атак.
Звуковую летопись блокадного города составляли журналисты ленинградского радио. Репортер Лазарь Маграчев во время авианалета решил не спускаться в бомбоубежище, а, напротив, подняться на самое опасное место – крышу Дома радио – и записать звук авианалета.
Конечно же, звучание блокадного города – это еще и голоса его жителей. Вот фрагмент репортажа 1943 года: “Город пережил две блокадные зимы и готов бороться дальше. А дети после каникул, как всегда, собираются в школу”.
Есть среди записей и интервью юной жительницей Ленинграда. Как известно, в блокаду в городе работали предприятия, в том числе военные заводы, где у станков стояли дети.
Яркой страницей в звуковой летописи блокадного города стало исполнение VII симфонии Дмитрия Шостаковича. Концерт через репродукторы слышал весь город. Он транслировался и на всю страну. Перед этим композитор в эфире радио рассказал, как он работал над этим произведением.
Блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года – этот день сейчас называют днем прорыва кольца, когда в ходе операции «Искра» советские войска освободили Шлиссельбург от гитлеровцев.
Но полное освобождение города от блокады произошло только через год с небольшим – 27 января 1944. Репортаж с празднования ленинградского Дня Победы сделал всё тот же репортер Лазарь Маграчев. Это был единственный за всю историю Великой Отечественной салют, который прошел не в Москве.
Сейчас звуковой архив получает новый статус и переезжает в специальное хранилище государственного архива. Записи будут оцифрованы и выложены в свободный доступ, чтобы звуки блокадного города вновь и вновь возвращали нас в то страшное, стремительное и величественное время, когда окруженный врагом город выжил и победил.
Популярное
«На Украине поняли, что их судьба США не волнует»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У США остался единственный вариант – затолкнуть Украину, и не только Украину, в войну. Но за это время украинские элиты, тупые-тупые, но они тоже что-то увидели. Они за это время увидели своего друга Саакашвили. Хорошо, когда ты на него смотришь издалека, и он тебе рассказывает, как его холят и лелеют США. А когда ты видишь, что его практически выбросили на помойку, а потом еще списали в утиль и сдали его врагам в Грузии.
Современный капитализм к рынку не имеет отношения
АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Мы видим очень странную картину. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды.
«Американская политическая культура исключает компромисс»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.
Зачем в войну по радио транслировали звук метронома
Что означал звук метронома
Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Снабжение и сообщение производилось нерегулярно, это было очень опасно. Ситуация была критическая, в любой момент могло случиться что угодно, и хотя люди верили в лучшее, поводов для опасений было достаточно. Сложно даже вообразить, что довелось пережить людям в блокаду.
Чтобы почтить память героев блокады и напомнить всем остальным про это тяжелое время, в Петербурге 9 мая все теле- и радиокомпании в течение нескольких минут транслируют звук метронома.
В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность.
У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах.
Метроном в воспоминаниях и творчестве
Образ метронома выступает не только как главная отличительная деталь блокады, но и как нечто священное, неприкосновенное. Радио, посредством неумолчного стука метронома, связывало людей, даже когда замолкал голос диктора.
Упоминания о звуке метронома можно найти во многих произведениях искусства, созданных людьми во время блокады, особенно часто – в стихах. Вообще, радио, как основная ниточка, связывающая людей с миром, очень ясно присутствует в стихах блокадной поры таких выдающихся поэтов, как О. Берггольц, Г. Семенова, С. Ботвинник, В. Инбер и других.
То, как люди во время войны воспринимали метроном, можно лучше всего описать, приведя строчки В. Азарова:
«Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый».
Ленинградский метроном
Также ситуацию в городе, а именно воздушную тревогу, объявлял диктор ленинградского радио Михаил Меланед.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ
Текст: М. Матусовский Музыка: Вениамин Баснер
декламация 1-го куплета:
/повтор 1-го куплета на музыку/
Тишина стоит такая,
Тишина стоит такая,
Дремлет Нарвская застава,
Спит под снегом Летний сад.
Метроном не умолкает,
Метроном не умолкает,
Будто все сердца погибших
И сегодня в нём стучат.
малюсенькое уточнение: было три ритма метронома!
первый, медленный: отбой или просто отсутствие воздушной тревоги.
второй, чуть быстрее: именно, воздушная тревога и авиа налёт бомбардировщиков.
третий, самый быстрый темп: налёт ВВС противника на город плюс артобстрел дальнобойной гаубичной артиллерии.
Для меня всегда словосочетание Ленинградский метроном означало признак спокойствия. Если он работает, значит в городе все было спокойно. Чтобы метроном начал работать быстрее, его кто-то должен был переключать. Но во время тревоги включалась сирена, а потом уже учащенный метроном. Не частота метронома символизировала тревогу. Метроном получался как дополнение.
В газете прочитала подтверждение:
«В самое тяжелое время блокады, зимой 1941/42 гг., система оповещения города работала четко и надежно. Каждый раз по приказу штаба МПВО дежурный Центральной станции прерывал вещание программы, включал электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги, и тогда более 1 тыс. громкоговорителей, 400 тыс. радиоточек разносили над городом вой сирены и речевой сигнал. Эту «симфонию» дополняли 400 мощных электросирен. По окончании звучания грамзаписи включался метроном с учащенным ритмом 160-180 тактов в минуту. Когда опасность миновала, по приказу штаба вновь включался электропроигрыватель, на улицах и в домах раздавался сигнал отбоя тревоги, сопровождающийся звуками фанфар. Если не было программ вещания, то вновь включался мет*роном с замедленным ритмом 50-55 тактов в минуту. И так в течение всей войны – сеть была включена круглосуточно, что давало возможность населению и службам ориентироваться в обстановке и быть уверенными в работе сети.«
Полностью о работе радио в годы блокады в Ленинграде можно прочитать в статье «Сила блокадного радио» в газете [Просмотр ссылок гостям запрещён.]
Ленинградский метроном
Ленинградский метроном
8 сентября – важный для истории Ленинграда-Санкт-Петербурга день. Он напоминает нам о далеком 1941 годе, когда вокруг города замкнулось вражеское кольцо и начались 872 трагических и героических дня блокады.
Многие годы Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных вместе со всем городом посвящает этому дню уроки памяти, становится участником телемостов школьников из городов-героев, а детские общественные объединения выставляют у живого огня Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы торжественные вахты памяти.
Название «Ленинградский метроном» для видеозарисовки к этому дню мы выбрали не случайно, ведь именно метроном работающего блокадного радио звучал как биение сердца Ленинграда, как символ жизни и надежды. Пока размеренно звучит метроном, отбивая 50 ударов в минуту – все спокойно, можно не волноваться – это, несмотря на все тяготы времени, перерыв на мирную жизнь, на детские игры, на учебу в школе, на занятия творчеством, на работу наравне со взрослыми на заводах, изготавливающих продукцию для фронта и Победы.
Чем же занимались дети блокадного Ленинграда? Малыши продолжали играть в куклы и самолетики. Только теперь куклу не наряжали, а старались накормить и перевязать ей раны. Самолетик в руках мальчишки отчаянно пикировал, чтобы истребить вражеский бомбардировщик. Ребята постарше продолжали учится в школе, понимая, как это важно, что это – часть их работы, которую они обязаны делать хорошо.
Говоря о блокадном детстве, мы не можем не вспомнить подвиг воспитанников хореографического коллектива Дворца. Истощенных детей собрал по замерзшим домам Аркадий Ефимович Обрант и восстановил ансамбль танцоров, агитбригаду, чьей публикой стали не зрители театров и концертных залов, а бойцы с передовой и раненые из госпиталей, где ребята дали 3000 концертов. Все выступления, помимо музыки, сопровождал звук метронома. В 1944 году, еще до окончания войны, участников Обрантовского ансамбля, многие из которых еще не получили паспорта, наградили медалями «За оборону Ленинграда».
Завершается сюжет у мемориала «Цветок жизни», созданного в память о детях блокады. Каменная ромашка, расположенная на Дороге жизни во Всеволожском районе Ленинградской области, поднимает ввысь высеченные на лепестках слова известной детской песни «Пусть всегда будет солнце»!
Надеемся, что эта художественно-историческая видеозарисовка о детях военного Ленинграда будет близка и понятна сегодняшним школьникам, вызовет у них чувство гордости за сверстников, которые все делали для того, чтобы наш любимый город выжил и выстоял!
Ленинградский метроном что это
Немного истории запись закреплена
Михаил Владимиров
Живое биение сердца Ленинграда. Метроном.
В блокадном Ленинграде радио являлось практически единственным средством круглосуточного оповещения граждан. Когда по радио были перерывы в вещании, оно не молчало: в эфире транслировался звук работающего метронома. Причины подобного решения были очень серьезные.
Люди в Ленинграде были отрезаны от страны. Не хватало продовольствия, ситуация была критическая и поводов для опасений было предостаточно. Советская власть была всерьез озабочена тяжелейшим психологическим климатом в городе. В первые месяцы блокады на улицах города было установлено более 1 500 громкоговорителей. Почти 450 тысяч радиоточек было установлено в квартирах и учреждениях.
Значение трансляции метронома:
1. Психологическое. Работающее радио означало, что город жив и борется, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то нужно и дальше бороться. Этот равномерный звук успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность в том, что ситуация управляемая.
2. Техническое:
— сигнал метронома подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна.
— сигнал метронома был нужен, чтобы предупреждать население об артиллерийских обстрелах и воздушных налетах.
Такт в 50 ударов в минуту означал, что можно не волноваться, все спокойно. 150 ударов сигнализировали о тревоге, предупреждали о налетах (артобстрелах).
Люди, пережившие блокаду, вспоминали, что у ленинградского метронома было три ритма:
— Медленный. Означал отбой или просто отсутствие воздушной тревоги.
— Чуть быстрее. Означал возможное скорое начало воздушного налета бомбардировщиков врага.
— Самый быстрый темп. Означал воздушный налет фашистов с артобстрелом дальнобойной артиллерии.
За годы блокады Ленинграда погибло, по разным данным, от 600 000 до 1,5 млн человек. Интересен факт, что только 3 % из них погибли от обстрелов, тогда как остальные 97 % умерли от голода.