Лента и ленточка в чем разница
Как «Лента» превратила даркстор в «Ленточку»
Как «Лента» превратила даркстор в «Ленточку»
Дмитрий Скиба, директор по новым бизнесам торговой сети «Лента», в публичном интервью рассказал почему первый даркстор заменил сервис доставки «Ленточка», как изменился покупатель и что для него важнее – сервис или скорость.
Торговая сеть «Лента»
Дмитрий, каков ландшафт вашего онлайн-канала сейчас, и каким он, по вашему прогнозу, будет к концу года?
— В онлайне «Лента» представлена уже три года. Ландшафт делится на две части: партнерские локальные сервисы доставки и наша собственная экспресс-доставка «Ленточка», а также самовывоз. Оба своих проекта мы запустили в этом году. Подготовка шла давно, но пандемия ускорила развитие. К концу года мы планируем партнерские проекты продолжать, а свои – развивать. В планах – значительное расширение географии работы по всем фронтам.
«Ленточка» появилась на рынке совсем недавно. Можно сказать, стартап…
— Да, для нас это действительно стартап. Началось с того, что в конце 2019 года мы открыли первый даркстор в Москве. Но быстро поняли, что надо менять эту модель на доставку из магазинов. Это оказалось удобнее, учитывая, как широка наша сеть.
Какие вызовы вам пришлось преодолеть, чтобы запустить работу «Ленточки»?
— Такая большая компания, как «Лента», живет в определенном ритме планирования и бюджетирования. Он очень четкий, не терпит самодеятельности. А с «Ленточкой» нам пришлось отважиться на эксперимент. Но нам повезло. Год назад у нас, как вы знаете, поменялся акционер. Новый собственник делает акцент на инновационном развитии. Сейчас «Лента» строит инновационную платформу и стремится быстро запускать в работу новые экспериментальные идеи. Финансы на такие проекты тоже выделяют по упрощенной схеме. В общем, все получилось.
Какой объем продаж дал вам онлайн, если считать с начала этого года?
— В онлайне у нас оборот за полугодие составил 1,9 млрд рублей. Это менее 1% от общих продаж «Ленты» с начала года. Но онлайн за год вырос более, чем в 3 раза. Думаю, динамика сохранится.
А средний чек как изменился?
— Пиковые показатели чека были в апреле-мае. Он тогда вырос в 2-2,5 раза по сравнению с показателем до самоизоляции. Потом был откат, а сейчас чек стабилизировался. Думаю, на него повлияли начало летнего сезона и окончание пандемии. Сейчас чек вполовину меньше, чем до снятия карантина.
Весь ли ассортимент сети покупатель сейчас может заказать онлайн?
— Нет. В «Ленточке» он ограничен набором из 5 тыс. товаров. Но мы планируем список расширять почти до всего ассортимента. Исключение составят тяжелые вещи и товары, которые онлайн нельзя продавать по закону. А для самовывоза можно заказать все.
Как вы перестраивали бизнес-процессы во время локдауна? Пришлось ли нанимать персонал?
— В партнерских сервисах вся инициатива по перестройке процессов была на стороне партнеров. Мы со своей стороны, как могли создавали условия и помогали. Что касается собственных сервисов, то тут главная задача, которую пришлось решать – это ускорение работы. Стали смотреть на индустрии, где люди оказались без работы. Нанимали персонал. А вообще, применили, наверное, 20-30 разных инициатив, которые нам позволили быстро перестроиться. Во время пандемии в «Ленте» работал штаб быстрого реагирования. И все изменения принимались оперативно.
У вас много партнеров по доставке. Как получалось наладить с ними диалог в пандемию?
— У нас была главная цель – обеспечить безопасность в магазинах. А у партнеров – расширить географию покрытия и набрать персонал. Тут мы совершенно друг другу не мешали. И даже наоборот – смотрели, где и чем можем помочь. Делились контактами по лизингу персонала. Не было противоречий.
Изменился ли покупатель?
— Видим несколько изменений. Во-первых, народ стал ходить в магазин реже и покупать больше – берут продукты сразу на 1-2 недели, чтобы меньше быть на людях. Во-вторых, вырос средний чек. В-третьих, сократилось число сетей, которые человек в принципе посещает. Он теперь выбирает любимые магазины и ходит только туда. За разнообразием не гонится. Ну, и поведение в онлайне изменилось. Люди стали смелее. Покупают больше и чаще, средний чек тут тоже вырос. Да, сейчас случился откат в продажах, связанный с завершением карантина, и мы вышли на плато. Но с этого уровня дальше будет рост. Вся аналитика это подтверждает.
С чем «Лента» останется в онлайне после кризиса? Что будете развивать дальше?
— Мы продолжим расширение географии партнерских сервисов. Наша задача – чтобы онлайн-сервис был во всех городах нашего присутствия. Самовывоз и «Ленточку» тоже планируем раскрутить на всю страну. Но у этих программ разный срок реализации. Думаем также над новыми моделями онлайна – продолжим экспериментировать.
Что можете сказать о конкуренции в сегменте? Как она на вас влияет?
— Партнеров в этой области мы не воспринимаем, как конкурентов. А на других конкурентов смотрим с интересом, учимся у них. В этой гонке победит тот, кто даст лучший клиентский сервис.
ЛЕНТОЧКА — Доставка продуктов на дом
Еще в декабре 2019 года гипермаркет «ЛЕНТА» начал тестировать мобильное приложение «Ленточка». Изначально сервис был доступен только в Москве. Сегодня Ленточка работает уже во многих крупных городах и планирует масштабироваться.
Чтобы избежать больших очередей в магазинах в период пандемии, вы можете заказать доставку продуктов на дом. Цены продуктов в приложении не отличаются от действующих в магазине. Заказ продуктов из ЛЕНТЫ — это ваша экономия времени.
Каталог товаров
Заказать из Ленточки вы можете практически все то же самое, что есть в гипермаркете. Стабильно в наличии:
Оформляя доставку продуктов на дом из ЛЕНТЫ, у вас нет возможности проверить их состояние, срок годности. Но это не повод для беспокойств. Сотрудники склада внимательно оценивают заказанные вами продукты, смотрят их срок годности. Поэтому вы гарантированно получите свежее молоко, качественные фрукты, овощи и другую продукцию.
Возможности приложения Ленточка
Пользоваться мобильным приложением гораздо удобнее, экономнее по времени и практичнее, нежели отправляться в огромный гипермаркет. Чтобы сориентироваться в функциональной составляющей программы, не нужно обладать большим опытом пользования смартфоном. Вы высоко оцените Ленточку по многочисленным причинам:
Время доставки
Для вас сервис доставки работает каждый день, включая выходные и любые праздники. Оформить заказ можно с 9:00 по 21:00.
Важный момент — если вы оформили заказ в 20:55, он будет вам доставлен в этот же день. Именно оформление становится невозможным после девяти вечера.
Сроки доставки Ленточки — это приятный бонус. Многие заказы доставляют в течение 15 минут. Однако, в некоторых случаях срок больше. Во время оформления заказа вы увидите примерный срок доставки. На срок влияют два фактора:
Стоимость доставки
Клиент не платит за доставку — исключений не бывает. У вас есть возможность заказать, например, исключительно молоко и хлеб по цене, что в магазине, не платя ни за что больше. Вы экономите не только время, отказываясь от походов в гипермаркет, но и деньги, не оплачивая доставку.
Минимальная сумма заказа
Фиксированной минимальной суммы нет. Она зависит от адреса вашего проживания, а также спроса на доставку. Если спрос высокий, что провоцирует большую загруженность работы курьеров и склада, минимальная сумма может вырасти. Она варьируется от 100 до 1000 рублей.
Проверить, какая в вашем случае мин. сумма, легко. Добавьте любой недорогой товар в корзину, после чего перейдите в раздел «Корзина». Далее нажмите по кнопке «Оформить заказ». Появится уведомление, от какой суммы принимается заказ в вашем случае. Нажатие по кнопке оформления ни к чему не обязывает.
Способы оплата заказа
Принимается исключительно онлайн-оплата. Курьеры не принимают оплату за товар. Совершайте покупки с помощью банковской карты платежных систем Visa, MasterCard, МИР и других, Apple Pay или Google Pay.
После оформления заказ вы будете перенаправлены на страницу Сбербанка, где указываете реквизиты банковской карты. Гипермаркет ЛЕНТА не имеет доступ к реквизитам. За безопасность ваших данных отвечает Сбербанк.
Чек за покупку поступит вам в виде SMS или письма на электронную почту. Эти данные вы указываете при регистрации в Ленточке и заполнении профиля.
Города доставки
ЛЕНТА стремительно расширяет территорию доставки. Сегодня Ленточка работает для жителей следующих городов:
Проверить, входит ли ваш адрес в зону доставки, можно после первого запуска приложения. Программа попросит вас указать точный адрес проживания. Если он не попадает в зону доставки, приложение вас об этом уведомит. Если нет уведомления, можете смело оформлять заказ!
Как заказать в приложении
Среднее время оформления и оплаты заказа с момента первого запуска Ленточки — 15 минут. Вы закажите продукты быстрее, чем успеете добраться до гипермаркета. Вам поможет следующая инструкция:
Как заказать на сайте
Сайт ЛЕНТЫ не включает в себя возможность заказа продуктов на дом. Однако, вы можете оформить заказ на самовывоз. Ваша корзина покупок будет сформирована — в магазине вы просто заберете пакет с продуктами, не тратя время на поход по гипермаркету. Воспользуйтесь данной инструкцией, если заинтересовал самовывоз:
Рабочие промокоды в Ленточке
За первый заказ через приложение на карту ЛЕНТЫ вы получите 300 баллов. Актуально при заказе через программу на Android и iOS. Ввод промокода для получения баллов не требуется.
С помощью баллов вы можете оплатить часть своих покупок. Так, например, при наличии достаточного количества баллов вы можете оплатить ими 99% стоимости товаров.
Что делать, если забыл пароль от Ленточки
Забыть данные для входа достаточно проблематично. Так как логин и пароль поступают вам в виде СМС. Если все же данные для авторизации утеряны, в приложении предусмотрена функция восстановления пароля:
Что делать, если товар не понравился
ЛЕНТА внимательно следит за качеством доставляемых товаров. Однако, если у вас возникли претензии к той или иной продукции, беспокоиться не о чем:
Скачать приложение
Просим вас устанавливать приложения исключительно с App Store, либо Play Market.
Это гарантия того, что вы установите официальные программы, не представляющие угрозу для ваших конфиденциальных данных.
Контакты
Если у вас есть вопросы на тему работы приложения, качества доставки или другие, касающиеся ЛЕНТЫ, Ленточки, обязательно свяжитесь с представителями гипермаркета:
Обязательно связывайтесь с представителями ЛЕНТЫ, если ваш заказ был доставлен неудачно. Ленточка предоставит компенсацию за свою ошибку.
«Лента» замахнулась на малый формат и большие прибыли
Компания «Лента» заявила о наличии у нее стратегии завоевания рынка. В ход пойдут не столько «крупные соединения» — гипермаркеты, сколько небольшие подразделения — магазины в формате «у дома», которые компания начала открывать только в 2021 году
Мини, это супер
Сеть гипермаркетов «Лента» объявила о том, что компанией принята стратегия развития до 2025 года. Цели очень амбициозные: удвоение продаж до конца прогнозного периода, резкое увеличение торговых площадей и открытие магазинов малых форматов. Все это должно позволить сети стать «лидером российского продуктового ритейла на следующем этапе развития этого сектора», сообщает «Интерфакс».
Новые планы можно расценивать как результат появления примерно 2 года назад контролирующего собственника сети гипермаркетов. «Севергрупп» Алексея Мордашова, напоминает агентство «Интерфакс», весной 2019 года приобрела 42% «Ленты» у TPG и ЕБРР, а затем выкупала акции у миноритариев и в итоге довела свою долю до 78%. До появления «Севергрупп» в составе акционеров более половины акций компании находилось в свободном обращении. На основании стоимости сделок по их консолидации оценка компании составила 1,75 млрд долларов.
О новой стратегии «Ленты» было объявлено на дне инвестора 18 марта. Ранее в компании заявляли, что сеть будет прирастать на 150-200 тыс. кв. м ежегодно. Однако этот план претерпел изменения. Сейчас, отметил гендиректор компании Владимир Сорокин, компания собирается открывать и гипермаркеты, и супермаркеты, и магазины «у дома» — уже в текущем году планирует прибавить минимум 100 тыс. кв. м новых торговых площадей.
Причем основная часть будет приходиться на супермаркеты и магазины «у дома» — в формате «Лента мини». Такие магазины начали открываться именно в 2021 году. «Рассматривая покупательские миссии, мы выделили форматы торговли, которые были бы удобны нашим покупателям для удовлетворения их нужд. И если ты как ритейлер хочешь бороться за все миссии, иди ближе к своим клиентам, открывай магазины разных форматов и развивай онлайн. И мы планируем это делать, мы планируем продолжить экспансию магазинов меньшего формата: «Лента мини» и «Лента супер»», — отметил гендиректор «Ленты»
Впрочем, и формат гипермаркета забыт не будет. «Наши большие магазины — это уникальная инфраструктура для развития онлайна. Мы можем трансформировать их для развития омниканального предложения. Как? Отдать часть площади онлайну, тем самым создавая гибридные магазины-склады либо дарксторы», — сказала на дне инвестора директор по стратегии «Ленты» Анастасия Волохова.
Dark store, это «тёмный магазин», или магазина без покупателей. Согласно стратегии компании, путем развития всех заявленных форматов торговли, к 2025 году ее продажи должны достичь 1 трлн рублей по сравнению с 445 млрд рублей по итогам 2020 года.
Хорошо для акций
«Лента» долгое время была просто сетью крупных супермаркетов, поэтому серьезное обновление стратегии, особенно после смены состава учредителей, более чем логично, считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. И развитие сетей как гипермаркетов и магазинов у дома, так и системы дарксторов полностью отвечает веяниям времени — продуктовые покупки постепенно переходят в онлайн.
Еще один момент, который может помочь компании в развитии, — большая вакантность площадей под гипермаркеты, вызванная пандемией, считает аналитик. Многие крупные ритейлеры, как продовольственные, так и непродовольственные, были вынуждены сокращать издержки в прошедшем году и закрывать большие магазины. Необходимость собственников таких помещений в постоянном денежном потоке сыграет на руку компании — с ними будет проще договариваться. К тому же, развивая сеть гипермаркетов, можно серьезно сократить время на доставку, что также будет хорошим плюсом.
Формат «магазинов у дома» представлен всеми ведущими игроками рынка, но обилие таких точек продаж еще не значит, что у формата исчерпан потенциал или что конкуренция настолько большая, что сюда лучше не заходить. Это формат магазинов, который будет актуален всегда и места в этом сегменте рынка для «Ленты» есть однозначно. К тому же цены на продукты не сильно отличаются от тех же «Дикси», «Магнита», «Пятерочки». Значит, считает Алексей Кричевский, у этих супермаркетов в скором времени появится конкурент, что будет делать их только лучше.
Если отталкиваться от всех этих тезисов, увеличение продаж до 1 трлн рублей к 2025 году с текущих 445 миллиардов кажется вполне реальным, а увеличение площадей магазинов на 1,5 млн. кв. м. — это необходимость для развития и извлечения такой прибыли, что также положительно скажется на финансовом состоянии компании в будущем.
Маловероятно, говорит эксперт, что выплаты дивидендов начнутся раньше 2023 года — ближайшее время компания будет тратить средства на инвестиции в новые форматы и проекты. Но уже за 2022 год можно ждать может и небольших, но выплат акционерам, прогнозирует он. Замораживание дивидендов на более долгий срок оттолкнет от компании долгосрочных консервативных частных инвесторов, ориентирующихся на реинвестирования прибыли. Поэтому вряд ли «Лента» будет тянуть с выплатами дольше.
Сейчас акции компании торгуются примерно по 260 рублей за штуку. На горизонте года-двух они могут легко подняться до 300-320 рублей за акцию, но, уверен Алексей Кричевский, многое будет зависеть от реализации новой стратегии, а также от конъюнктуры рынка продуктового ритейла. А именно: какой его процент по итогам текущего года займет доставка? Чем он будет больше, тем сложнее будет рассчитывать на дивиденды и быстрый рост капитализации компании, поскольку возникнет необходимость в быстром агрессивном развитии.
Вообще, указывает, в свою очередь, главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов, многоформатность — это устойчивый тренд, который диктует ритейлерам новая экономическая реальность. Как правильно признали в «Ленте», эра высокоприбыльных гипермаркетов переживает не самые лучшие времена, поэтому сейчас наиболее правильный шаг направить инвестиции в сторону формирования сильного блока магазинов у дома в формате мини-супермаркетов, стандартных супермаркетов и жестких дискаунтеров.
При этом «Лента» активно развивает онлайн продажи с развитой системой доставки, что в период пандемии позволило получить хорошую выручку от этого направления. Между тем, «Лента» по-прежнему остается лидером рынка по уровню развития гипермаркетов, говорит аналитик, и в компании не собираются полностью смещать акценты с этого сегмента — они продолжат развиваться, но со сравнительно небольшим процентом прироста в год. Гипермаркеты «Ленты» в данном случае являются малоуязвимыми, поскольку, как там планируют, если покупательский интерес будет окончательно переходить в онлайн и в сегменты «у дома», большие площади можно будет оперативно переориентировать в дарксторы для обеспечения качественной логистики заказов.
Конечно, признает эксперт, планы «Ленты» по двукратному приросту площадей с 1,52 до свыше 3 млн кв. м можно оценивать как весьма амбициозные. Тем более что предыдущие планы из стратегии, озвученной в 2018 году, она реализовала не полностью, а 2020 год и вовсе заставил смещать приоритеты. Соответственно, соглашаться с таким прогнозом мы бы не торопились, говорит он.
У компании 1,4 млн кв. м торговых площадей приходится на гипермаркеты, это 254 торговых помещения. И только 117,8 тыс. кв. м, или 139 помещений заняты супермаркетами. И очевидно, считает Алексей Антонов, что на фоне такого агрессивного роста лидеров рынка сегмента «у дома», как X5 и «Магнит», «Лента» будет стремиться подвинуть конкурентов за счет усиленного открытия новых небольших магазинов и традиционных поглощений менее слабых игроков. Учитывая такую высокую конкуренцию в регионах присутствия и наличия определенного процента местных торговых сетей, можно ожидать, что «Лента» должна будет усиливать программу лояльности и значительно вкладываться в развитие экспансии, что скажется на финансовых результатах в первые годы реализации стратегии.
В целом компания развивается более чем гармонично, уверен аналитик. Анонсированные планы по дивидендам на 2022 год, по его словам, должны подстегнуть аппетиты инвесторов, при успешной реализации целей даже на 70-80% компания вполне может приблизиться по количественному присутствию и финрезультатам к основным лидерам рынка. Но, полагает Алексей Антонов, компания вряд ли сможет вырваться на первое или второе место среди продуктового ритейла. С другой стороны, сейчас гораздо важнее сделать хороший задел по развитию и количественному приросту магазинов нового формата, считает он.
О, доставка
и самовывоз
из Ленты!
Я хочу промокод на скидку и ссылку для скачивания приложения
Сумки донесет
курьер
Посмотреть скидочные купоны!
Получайте муми-стикеры и тату
за каждые 1 200 ₽ в заказе
О, акции!
Ещё больше скидок и привлекательных предложений
О, скидки!
Чтобы купить, скачайте приложение Лента Онлайн
Всё включено
для вашей выгоды
баллами за покупки
в любимых категориях 1 балл = 1 руб.
Электронные фишки для покупки эксклюзивных товаров в магазинах Лента
Предложения от партнёров
гарантированная скидка на всё
скидка на товары по акциям
персональных скидок каждые 2 недели в приложении
скидка на ваш день рождения
Уникальные клубные
предложения
Возможности
мобильного
приложения
Это просто! После нажатия кнопки «Оформить заказ», выбери поле «Промокод» и введи код
Отзывы
о нас
Очень удобный сервис доставки продуктов. Большой ассортимент, есть из чего выбрать, упаковывают все хорошо, ничего не пролилось и не испортилось. Всегда можно найти хорошие промокоды))
Удобный сервис, пользуюсь уже несколько месяцев) Привозят без нареканий, вовремя и все качественное.
Этот отзыв я хочу посвятить моей любимой службе доставки от гипермаркета Лента. Не рекламы ради от слова совсем. Надеюсь, благодаря этому отзыву, многие из вас смогут неплохо сэкономить. Это уже мой второй отзыв за последнее время про службу доставки от гипермаркетов. Мой первый опыт доставки был неудачным совсем- Ашан мне так и не вернул деньги за продукты, которые не смог привезти. И после того неудачно опыта, я зареклась, что больше не буду платить деньги заранее, пока заказ не будет сформирован. И да, я нашла такую службу доставки. Это доставка от гипермаркета Лента. Заказ можно оформить онлайн с доставкой на дом исключительно через приложение Ленточка.
Впервые заказала доставку в Ленточке, до этого всегда заказывали в окее, но увидела, что фрукты овощи достаточно дешевле чем в другом магазине+ качество фруктов лучше +разнообразие. Купила нектарин, очень вкусно. Понравилось мобильное приложение не глючит, интуитивно понятно все и очень быстрый отклик у кнопок/разделов.
Один из самых надежных сервисов доставки, всегда четко и вовремя. А еще мне приложение нравится, очень понятное и удобное.
Не первый раз делаю доставку через Ленточку, все супер! Привозят быстро, вежливые курьеры, продукты все свежие и хорошо упакованы. Вообще, раньше сами с мужем ездили закупаться в Ленту, теперь нет необходимости тратить время и тащить тяжелые пакеты. Мне проще заказать и сэкономить драгоценное время. В магазине огромный ассортимент, поэтому глаза обычно разбегаются и главное, что все необходимые продукты которые чаще всего берем, есть всегда в наличие.
Гвардейская лента: правда и ложь о главном символе Дня Победы
С каждым годом мы все дальше уходим от героических и трагических событий Великой Отечественной войны, кардинально изменивших весь ход мировой истории. Однако память об этом событии продолжает жить, слишком уж высокой ценой досталась России победа в той страшной войне. 9 Мая – День Победы над нацистской Германией – это, наверное, самый почитаемый и уважаемый праздник в нашей стране. В последние годы неизменным его атрибутом стала так называемая георгиевская ленточка, которую в эти майские дни можно встретить практически повсеместно.
К сожалению, далеко не все, кто цепляет георгиевскую ленту на одежду или зеркало автомобиля, знают историю этого старинного русского воинского символа. Также не всем известно, что в советские времена никакой «георгиевской» ленты вовсе не существовало, а лента аналогичной цветовой гаммы называлась «гвардейской» и появилась она уже во время войны. Позже гвардейская лента стала неотъемлемой частью советской наградной системы, однако рассматривать ее отдельно от георгиевской, наверное, будет не слишком корректно.
Можно сказать, что введение гвардейской ленты – и соответствующего звания – стало началом возрождения в РККА традиций старой русской армии, вслед за которым появились погоны, генеральские звания и т. д. Несколько позже эта лента стала элементом нескольких боевых наград. Сталин отлично понимал значение символов для объединения народа и поднятия боевого духа у солдат на фронте.
Гвардейская ленточка – это лента золотистого или оранжевого цвета, на которую нанесены три продольные черные полосы. Если говорить об орденской гвардейской ленте, то для нее используют шелковую репсовую ткань с общей шириной 32,5 мм. При этом ширина каждой черной полосы составляет 6 мм, оранжевой – 6,25 мм, а канта (или выпушки) – 1 мм.
Гвардейская и георгиевская лента – разница минимальна
В чем же основные отличия между гвардейской и георгиевской лентой? Прежде чем рассказать об этом, необходимо вкратце поведать об истории этих геральдических символов.
Как в России появилась георгиевская лента
Черный, желтый и белый можно смело назвать государственными цветами Российской империи, ведь именно эта гамма присутствовала на ее гербе: черный двуглавый орел, золотое поле и белый Георгий Победоносец, поражающий змия. Именно в этих цветах был выполнен и российский флаг, который сегодня называют «имперским».
Поэтому неудивительно, что когда императрица Екатерина Великая учредила новый орден Св. Георгия, то лента его оказалась выполнена в черной и желтой цветовой гамме («цвета дыма и пламени»). Им награждали офицеров и генералов, особо отличившихся на поле брани.
Эти цвета не только соответствовали государственному гербу и знамени, но и имели другой символизм:
Понятно, что подобная гамма идеально подходила для воинской награды.
В начале XIX века в России появилась еще одна награда, посвященная Георгию Победоносцу, которая впоследствии стала самым известным знаком отличия империи – Георгиевский крест.
Георгиевская лента была неотъемлемой частью наградной системы Российской империи вплоть до революции 1917 года. После нее этот символ активно использовался сначала в Белом движении, а потом и различными российскими эмигрантскими организациями за рубежом.
Гвардейская лента: когда и почему она появилась
Начало Великой Отечественной войны для Советского Союза было катастрофическим. В считанные месяцы были потеряны огромные территории, десятки дивизий сгинули в многочисленных котлах, враг подошел к столице. Речь шла уже о самом выживании советского государства. Для сплочения народа перед лицом врага и поднятия боевого духа на фронте стране нужны были новые символы, что отлично понимало руководство страны. Вот здесь и вспомнили о георгиевской ленте. Следует отметить, что в начале войны в Красной армии было сравнительно немного знаков отличия и боевых наград.
Советские награды, в которых используется гвардейская лента
Уже осенью 1941 года отличившимся подразделениям, частям и даже отдельным боевым кораблям стали присваивать звания «гвардейских». Первыми этой чести были удостоены четыре стрелковые дивизии в сентябре 1941 года. В мае 1942 года для военнослужащих-гвардейцев был официально учрежден специальный нагрудный знак, а несколько месяцев позже звание «Морская Гвардия» появилось и на флоте. Причем у моряков гвардейский знак был во многом скопирован со старого российского: он представлял собой пластинку, обтянутую желто-черной лентой. Кроме того, лента такого же цвета крепилась на матросских бескозырках. В июне 1942 года главнокомандующий советского ВМФ адмирал Кузнецов официально утвердил эту ленту в своем приказе, где она получила обозначение «Гвардейская».
Военно-морской флаг с гвардейской лентой
Отличившимся подразделениям вручали знамена с укрепленными на них гвардейскими лентами. Позже гвардейская лента стала элементом сразу нескольких советских боевых наград:
В 1943 году в Советском Союзе была утверждена новая награда – орден Славы. Этот знак отличия имел три степени, им награждали отличившихся солдат и младших командиров. Колодка ордена обтягивалась гвардейской лентой. Нетрудно заметить, что концепция этой награды была скопирована с Георгиевского креста российской армии, черно-оранжевая лента просто подчеркивала это. Всего за годы войны эту награду получили около 1 млн человек, более 2,5 тыс. военнослужащих стали полными кавалерами ордена Славы.
Кстати, изначально советский аналог Георгиевского креста хотели назвать именем одного из самых известных генералов войны 1812 года – Багратиона. Однако этому воспротивился Сталин. Он посчитал, что аналогии с другими полководческими орденами у солдатской награды будут явно лишними. Сказав, что побед никогда не бывает без славы, он приказал назвать новую награду орденом Славы.
Советский Орден Славы и царский “Егорий”
В конце войны в СССР появилась еще одна награда – медаль «За победу над Германией», колодка которой также была обтянута гвардейской лентой. Данный знак отличия стал одним из самых массовых, его получили практически все, кто участвовал в боях на западном фронте – около 15 млн человек. Поэтому неудивительно, что в Советском Союзе гвардейская лента стала настоящим символом Победы.
В послевоенные годы черно-оранжевая гвардейская лента была широко представлена в наглядной агитации, связанной с военной тематикой. В дальнейшем гвардейская лента использовалась в так называемых юбилейных наградах, которые в СССР выдавали ветеранам в годовщины окончания войны. Но при этом следует отметить, что ленту никогда не называли георгиевской и параллели между этими двумя геральдическими символами не проводили.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. В годину самых тяжелых для страны испытаний, ее руководство вспомнило о старых русских традициях. Люди сталинской эпохи хорошо помнили Георгиевский крест, ведь с момента революции прошло меньше двадцати лет. Поэтому георгиевскую ленту решено было вернуть в войска, изменив ее название. Позже был придуман и советский аналог солдатского «Егория». Этим Сталин хотел показать преемственность РККА и старой русской армии.
Лента гвардейская и георгиевская: найди десять отличий
Чем же отличаются царская георгиевская лента и советская гвардейская? Да практически ничем. Однако в геральдике играют роль даже крохотные нюансы, тем более важно название того или иного символа. Так вот, в советской наградной системе георгиевской ленты никогда не было, это исконный символ российской армии, который существовал до 1917 года.
Гвардейская лента активно использовалась в советской наглядной агитации
В 1992 году указом первого президента России Георгиевский крест опять вошел в наградную систему нашей страны. Вместе с ним была принята и традиционная лента, которая по своему внешнему виду полностью идентична царскому знаку отличия. Поэтому в различных армейских уставах вооруженных сил РФ черно-оранжевая лента именуется георгиевской знаменной лентой. А боевое знамя с такой лентой и специальным навершием – Георгиевским знаменем. Именно георгиевскую ленту сегодня можно увидеть на парадах и разных официальных мероприятиях.
Внешние различия между двумя символами настолько малы, что разобраться с ними могут только профессиональные геральдисты или историки. Правда, зачем нужно было называть символ Дня Победы георгиевской лентой, которая к советской армии не имеет никакого отношения, это, конечно, большой вопрос. Почему сразу нельзя было назвать ее гвардейской? Хотя, и упреки относительно неправильной ленточки, с которой люди приходят на праздник, также кажутся довольно глупыми и мелочными.