Лермонтов кавказский пленник о чем
Краткое содержание поэмы «Кавказский пленник» Михаила Лермонтова
Большой черкесский аул, где каждый занят своим делом: воинственные черкесы с жаром обсуждают стычки с русскими, а прекрасные черкешенки поют и играют над водным потоком. Между тем, есть в этой почти мирной картине и разбойничья нота. Близ Терека пасут чужие стада подневольные пастухи. На ногах их цепи, в глазах тоска и безнадежность. Иные уже не первый год в рабстве у горцев. Мысль о родине не питает, а только бередит сердце. Их самих, почти как лошадей, привязывают у забора. А перед сном они слышат ненавистную песнь о торжествующем над русским чеченце. Между тем, сами черкесы не дремлют. Они планируют напасть на русский отряд. Их сборы на минуту прерывает появление храброго Гирея. Он, как зверя, тянет на аркане молодого, едва живого, пленника. Наконец, черкесы скачут в ночь.
О пленнике же заботились руки товарищей по несчастью. Он выжил. На лоне величественной природы Кавказа совершалась драма превращения свободного человека в раба. Пленник рыдает под ненавистный звон цепей. Теперь осталось жить лишь воспоминаниями. О прошлом, милом, незабвенном. Юноше приходится стать пастухом. Единственной отрадой для него были вылазки к Тереку, чтобы хотя бы взглянуть на противоположный берег. Туда, где чудилась свобода.
Узнал он жизнь горцев изнутри. Стал и свидетелем расправ их над казаками. Давно растерял романтические представления о войне. Однажды бессонной ночью к нему робко приближается юная черкешенка. Доброе сердечко подсказало девушке подкрепить силы пленника хлебом и кумысом. Четыре ночи приходила печальная и, как он догадывался, влюбленная девушка. Однако он слишком занят был своим горем, чтобы ответить на ее чувства. Тем более что иной прекрасный женский образ всегда был перед его глазами.
В очередную ночь он ждал ее невольно. Шел сильный дождь, юноша вымок в своей пещере. Она с помощью пилы и кинжала освобождает его от оков и жалобно молит о взаимности. Но тщетно. Тогда черкешенка в слезах ведет его «через утесы». Уже близка свобода – и раздается меткий выстрел старого черкеса. Пленник падает замертво, а с ним – без чувств – и его спутница. Оказывается, беглеца приметил отец той самой девушки. Своим выстрелом он решил и участь дочери: вне себя от горя, домой она больше не вернулась и утопилась в ледяной горной реке. Только утром безутешному отцу принесли черную весть. Теперь старому черкесу жизнь уж не мила.
Читательский дневник по поэме «Кавказский пленник» Лермонтова
Сюжет. Черкесы держат в рабстве русских солдат. Дочь одного из горцев полюбила молодого пленника. Однако он мечтает лишь о свободе и своей возлюбленной. Черкешенка освобождает его и выводит на дорогу. Ее отец вдруг видит беглеца. Юноша застрелен. Девушка сводит счеты с жизнью в реке. А старому черкесу остается только догадываться, участником какой трагедии он стал.
Отзыв
Война разрушает жизни и мечты людей. Рабство души опаснее рабства тела. Нельзя отчаиваться и терять надежду. Надо бороться за себя и свободу, даже если придется пострадать. Любовь действительно творит чудеса. Всегда найдется отзывчивое или любящее сердце. В несчастье люди добрее друг к другу. Жестокость приводит к трагедии.
Краткое содержание Лермонтов Кавказский пленник для читательского дневника
В тихом ауле на Кавказе появляется наездник, который тащит на себе русского человека, взятого им в плен. Раб, как всем кажется, умер от ран. Но только солнце на небе успело достигнуть наивысшей точки, он просыпается и осознаёт, что теперь у него нет той самой свободы, из-за которой он и прибыл на Кавказ. Теперь пленник с горестью и мечтанием вспоминает о своей Родине – России, а себе желает лишь умереть.
После того как весь аул погрузился с тишину и темноту, к пленнику приходит черкешенка. Теперь она приходит к нему каждую ночь. Черкешенка учит пленника родному языку, приносит еды, воды, вина. Становится ясно, что она влюблена в него.
Восхищают пленника даже жестокие игры чеченских юношей. Раб старается не показывать своих страхов и волнений. Черкесы любят его за это, гордятся им. Его невозмутимость привлекает их.
Черкешенка, которая влюблена в пленника до беспамятства, предлагает ему позабыть о свободе и остаться с ней. Она готова даже пойти против воли отца. Если же он будет против, то она покончит с собой. Но как оказалось сердце пленника уже занято другой. Об этом он говорит и самой черкешенке. Пленник рассказывает, что теперь душа его занята лишь одним, но таким желанным образом, достигнуть которого он не сможет никогда.
Признания пленника возмущают черкешенку. Она говорит ему, что можно было хотя бы из жалости не рассказывать всего. Пленник говорит, что он воспринимает её, как родственную душу, поэтому и говорит обо всём. На рассвете они расстаются.
Набег. В ауле остались только дети и женщины. Черкешенка освобождает пленника. Он предлагает ей убежать с ним, но она отказывается. Переправляясь по реке, он слышит, как кто-то стонет и всплескивается вода. Оглядываясь, видит, что на берегу черкешенки уже нет.
Пленник понимает, что значило услышанное им. Окинув взглядом аул, он отправляется к русским штыкам.
Произведение «Кавказский Пленник» учит людей любить Родину, а также повествует о быте народов Кавказа.
Читать краткое содержание Кавказский пленник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Лермонтов. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Кавказский пленник
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Произведение начинается с описания семейства Глумовых, которое живет в московской достаточно приличной квартире. Читателей привлекает разговор Егора Глумова со своей матерью о продвижении по службе в обществе
Потомок аристократической фамилии Федор Годунов-Чердынцев, бежавший от последствий русской революции, проживает на съёмной квартире у старой немки в Берлине
Сюжет происходит в Париже, во времена Людовика четырнадцатого в театре Пале-Рояль. Актёр театра Мольер, в спешке и волнении придумывает хвалебные слова посетившему спектакль королю
Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо
Произведение по жанровой направленности является автобиографическим романом, повествующим о юношеском периоде жизни писателя и его первой любви.
Кратко «Кавказский пленник» М. Ю. Лермонтов
«Кавказский пленник» – один из прелестных образцов поэзии периода романтизма. Поэма продолжает покорять сердца читателей спустя почти 2 столетия после создания.
Очень краткий пересказ поэмы «Кавказский пленник».
Однажды стан невольников пополняется еще одним, молодым, тяжело раненым в бою. Его выхаживают, он остается жить и тоже выходит пасти скот. Душа его томится по родине и оставленной там возлюбленной. Молодая черкешенка влюбляется в него, тайком приносит кумыс и хлеб, а затем дает ему кинжал и пилу, предлагая вместе бежать. Но сердце юноши глухо к мольбам красавицы: он соглашается на побег, однако не может ответить ей любовью.
В момент побега один из горцев стреляет в юношу, убивает его. Девушка с горя бросается в реку, ее труп находят наутро. Горец, убивший пленника, в отчаянии: оказывается, это была его дочь. Вся дальнейшая его жизнь превращается в муку.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание поэмы «Кавказский пленник» подробно по частям и главам.
Часть первая.
Глава I.
Глава II.
Черкешенки, юные девушки, по-своему проводят время, свободное от дневных трудов: уходят в горы, слушают журчание реки, вглядываются вдаль: не возвращаются ли из похода отец или брат.
Глава III.
Девушки гадают, бросая в воду золотые кольца, балуются, расплетая и заплетая косы, поют, веселятся. Они юны, им и тревожно, и любопытно: какая судьба им уготована?
Глава IV.
Вечер. В аул идут пленники, ведущие за собой стада коней, которых они пасли весь день. Лермонтов описывает красоту гор, природы, и на этом фоне особенно горькой кажется судьба русских невольников, печально бредущих к своему сараю или пещере и скудному ужину. Они не могут наслаждаться красотой окружающего мира: для них, это все чужое, они мечтают о доме и о родных, которых больше никогда не увидят. Отраду свою они оставили в прошлой жизни.
Глава V.
Невольники печально подходят к сакле, в которой смогут провести ночь. Звенят их цепи. Бывшие воины унылы и грустны. Их печаль становится еще тяжелее, когда до них доносится песня девушек. Песня рассказывает о сражении русских с чеченцами и о победе последних. Сгущается ночь, пленники не спят. Горит костер, который не согревает, а лишь добавляет тоски.
Глава VI.
Глава VII.
Черкесы ускакали. Гирей делится добычей: это оказывается русский юноша, приведенный им на аркане. Юноша чуть жив, думают, что ему осталось недолго.
Глава VIII.
Сжалившись над молодым русским, черкесы не убивают его, а дают шанс выжить. Его относят туда, где размещаются остальные рабы, и он в беспамятстве проводит ночь со своими.
Глава IX.
Всю ночь и половину следующего дня пленники неотступно дежурили при русском мальчике. Когда взошло солнце и стало жарко, его заботливо перенесли в тень, обливали прохладной водой. Сами испытывая сильные мучения, думая о бессмысленности дальнейшего существования в рабском обличье, невольники тем не менее старались облегчить участь новенького. К полудню он очнулся, услышал звон цепей, все вспомнил.
Глава X.
Поэт отмечает: юноша еще счастлив по сравнению со многими, так как не одинок в своем горе, с ним его товарищи.
Глава XI.
Юноша вспоминает прошлую жизнь, терзаясь при мысли о том, что она потеряна для него навсегда.
Глава XII.
Прошли дни, молодой человек смирился со своей долей. Иногда он пас стада вместе с товарищами или выполнял иную работу, иногда думал о том, что у него было, чего он теперь лишен, и ровная печаль навсегда поселилась в его сердце.
Глава XIII.
Пленник влачил свои дни в неволе, и, глядя на орла, хватающего добычу, думал о том, что он и есть такая же добыча для горцев.
Глава XIV.
Юноша часто созерцал природу в грустных раздумьях.
Глава XV.
Порой он видел, как черкесы бросаются в атаку, как идет бой, как арканом они ловко выхватывают себе очередную жертву, и вспоминал тот бой, который оказался для него последним.
Глава XVI.
Глава XVII.
Пленник вместе с друзьями вспоминает прошлую жизнь, но грустит сильнее прочих: он жалеет о том, что пустился в незнакомый край, оставив на родине любимую. Он ее больше никогда не увидит.
Часть вторая.
Глава XVIII.
Однажды, кручинясь, пленник долго сидел без сна возле сакли, где содержались по ночам узники, и внимал звукам ночи.
Глава XIX.
Меж кустов в свете огня показалась легкая тень. Юноша с удивлением видит черкешенку. Она пришла к пленнику с кувшином кумыса и свежим хлебом. На фоне суровых кавказских вершин ее фигурка смотрится особенно хрупкой. Девушка молча передала свой дар и долго стояла рядом.
Глава XX.
Молодая черкешенка тяжело вздохнула, как бы говоря, что не все счастье потеряно для пленника. Затем она скрылась. Молодой человек на мог сомкнуть глаз до рассвета, думая над причинами ее поступка. Почему она принесла ему хлеб?
Глава XXI.
Девушка несколько ночей украдкой носила русскому пищу. Она наконец заговорила, и пленник понял, что красавица испытывает к нему нежные чувства. Но, принимая пищу и кумыс из рук черкешенки, юноша благодарил ее, не ощущая отклика в сердце. Он не испытывал любви к своей спасительнице. Его сердце по-прежнему занято той, что осталась далеко, на полузабытой родине.
Глава XXII.
Внимая речам черкешенки, юноша невольно видел в ней образ своей русской возлюбленной.
Глава XXIII.
Юноша не мог быть уверенным, что черкешенка влюбилась в него, в раба, потерявшего все, что у него было. И не мог ответить взаимностью. Однажды ночью он долго ждал ее, но она все не появлялась.
Глава XXIV.
Ночь была темная, началась гроза, пленник в своей пещере, ожидая черкешенку, промерз и дрожал. Но ее все не было.
Глава XXV.
Лишь когда гроза стихла и взошла луна, в ее блеклом свете показалась дочь кавказских гор. Но девушка выглядела не так, как обычно: в ее руках не было кувшина. Вместо него она принесла пилу и кинжал. Молодые люди усаживаются на пол и заводят разговор.
Глава XXVI.
Девушка открывает душу и сердце пленнику. Она рассказывает о переполняющих ее чувствах и открыто спрашивает, есть ли надежда на взаимность. И сообщает юноше, что он может считать себя спасенным: сейчас она поможет ему спилить оковы. Русского пленника ждет свобода. Но как быть ей? Остаться в родном селении, страдая от неразделенной любви, или утереть слезы и стать русскому верной подругой и отправиться с ним искать счастье?
Глава XXVII.
Юноша приподнимается. Слезы блестят в его «прелестных глазах». Он отказывается от такой желанной свободы, понимая, что не сможет осчастливить спасительницу, ответить на ее любовь. Красавица, заливаясь слезами, спиливает железные цепи. Он молчит, она отчаянно рыдает.
Глава XXVIII.
Девушка прощается с любимым: говорит ему нежные слова, берет за руку и выводит туда, откуда он сможет под покровом ночи бежать на родную сторону.
Глава XXIX.
Беглецы идут, но вдруг раздается одиночный выстрел. Пуля, выпущенная меткой рукой, попадает в пленника. Он падает и умирает. Вместе с ним замертво падает девушка, сраженная горем.
Глава XXX.
Еще руки пленника сжимают кинжал, но жизнь уже оставила его: он лежит бездыханный.
Глава XXXI.
Выходит «с улыбкой злобной» черкес. Он убеждается в том, что попал ловко, однако «тщетно потерял патрон»: убитый – всего лишь пленник, взять с него нечего. Черкес вновь скрывается.
Глава XXXII.
Девушка очнулась. Увидев убитого русского, она немеет от ужаса, не может проронить ни слезинки. Она встает и бежит, вероятно, сама не понимая, куда.
Глава XXXIII.
Девушка подошла к бурному Тереку. Долго всматривается она в холодную воду, не зная, на что решиться. Но сердце ее полно смертной тоски, и она бросается в реку, вскрикнув: «О, русский, русский!». Виден белый покров, уносимый бешеным течением.
Глава XXXIV.
Глава XXXV.
Утром нашли труп девушки. Жителям селения стало ясно, куда пропали русский пленник и прелестная черкешенка. Отныне отцу предстоит весь остаток жизни расплачиваться за содеянное, терзаясь страшной сердечной мукой, от которой нет лекарства.
Кратко об истории создания.
«Кавказский пленник» был задуман и воплощен в 1828 г. В год написания автору исполнилось всего 14 лет. Но юный Лермонтов уже великолепно владел словом. Его произведения производили сильное впечатление на общество. С 10-летнего возраста мальчик бывал на Кавказе, куда его привозила бабушка, имел возможность наблюдать жизнь местного населения, его обычаи, слушать предания и легенды, впитывать красоту окружающей природы.
«Кавказский пленник» Лермонтов о чем? в кратце
Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары (по вине Костылина, так как Костылин должен был прикрывать Жилина, но увидев татар начал убегать от них. Костылин предал Жилина). Татарин, который взял в плен русских офицеров продал их другому татарину. Их держали в кандалах в одном сарае.
Татары заставили офицеров написать письмо домой с требованием выкупа. Костылин написал, а Жилин специально написал другой адрес, так как знал, что выкупить его некому (старушка мама и так бедно жила). Жили они так целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка девочка Дина, она носила ему тайком лепешки и молоко, а он делал для нее куколок. Жилин стал думать как им с Костылиным сбежать из плена, начал копать подкоп в сарае.
И однажды ночью они сбежали. Убежали в лес, но Костылин стал отставать и ныть, так как ему сапогами ноги натерло. И так из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил один татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников и их быстро догнали с собаками. Пленникам надели кандалы и больше не снимали даже ночью, а также посадили их в другое место в яму аршин пяти. Но Жилин все равно не отчаялся. Все думал, как ему убежать. И спасла его Дина, она ночью принесла длинную палку и спустила её в яму, по ней и вылез Жилин наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.
Жилин отошел подальше от деревни и хотел снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепешек, а потом стала плакать, прощаясь с Жилиным: она к нему очень привязалась, так как он был очень добр с ней. И Жилин стал уходить все дальше и дальше, хоть колодка и очень мешала, когда силы закончились он полз, так он дополз до поля, за которым были уже свои русские. Но Жилин боялся, что его заметят татары, когда будет пересекать поле. Только подумал глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим: Братцы! Выручай! Братцы! Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары не доезжаючи стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин, как с ним все было, и говорит: Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.
Михаил Лермонтов — Кавказский пленник:
Краткое содержание
Большой черкесский аул, где каждый занят своим делом: воинственные черкесы с жаром обсуждают стычки с русскими, а прекрасные черкешенки поют и играют над водным потоком. Между тем, есть в этой почти мирной картине и разбойничья нота. Близ Терека пасут чужие стада подневольные пастухи. На ногах их цепи, в глазах тоска и безнадежность. Иные уже не первый год в рабстве у горцев. Мысль о родине не питает, а только бередит сердце. Их самих, почти как лошадей, привязывают у забора. А перед сном они слышат ненавистную песнь о торжествующем над русским чеченце. Между тем, сами черкесы не дремлют. Они планируют напасть на русский отряд. Их сборы на минуту прерывает появление храброго Гирея. Он, как зверя, тянет на аркане молодого, едва живого, пленника. Наконец, черкесы скачут в ночь.
О пленнике же заботились руки товарищей по несчастью. Он выжил. На лоне величественной природы Кавказа совершалась драма превращения свободного человека в раба. Пленник рыдает под ненавистный звон цепей. Теперь осталось жить лишь воспоминаниями. О прошлом, милом, незабвенном. Юноше приходится стать пастухом. Единственной отрадой для него были вылазки к Тереку, чтобы хотя бы взглянуть на противоположный берег. Туда, где чудилась свобода.
Узнал он жизнь горцев изнутри. Стал и свидетелем расправ их над казаками. Давно растерял романтические представления о войне. Однажды бессонной ночью к нему робко приближается юная черкешенка. Доброе сердечко подсказало девушке подкрепить силы пленника хлебом и кумысом. Четыре ночи приходила печальная и, как он догадывался, влюбленная девушка. Однако он слишком занят был своим горем, чтобы ответить на ее чувства. Тем более что иной прекрасный женский образ всегда был перед его глазами.
В очередную ночь он ждал ее невольно. Шел сильный дождь, юноша вымок в своей пещере. Она с помощью пилы и кинжала освобождает его от оков и жалобно молит о взаимности. Но тщетно. Тогда черкешенка в слезах ведет его «через утесы». Уже близка свобода – и раздается меткий выстрел старого черкеса. Пленник падает замертво, а с ним – без чувств – и его спутница. Оказывается, беглеца приметил отец той самой девушки. Своим выстрелом он решил и участь дочери: вне себя от горя, домой она больше не вернулась и утопилась в ледяной горной реке. Только утром безутешному отцу принесли черную весть. Теперь старому черкесу жизнь уж не мила.
Читательский дневник по поэме «Кавказский пленник» Лермонтова
Сюжет. Черкесы держат в рабстве русских солдат. Дочь одного из горцев полюбила молодого пленника. Однако он мечтает лишь о свободе и своей возлюбленной. Черкешенка освобождает его и выводит на дорогу. Ее отец вдруг видит беглеца. Юноша застрелен. Девушка сводит счеты с жизнью в реке. А старому черкесу остается только догадываться, участником какой трагедии он стал.
Отзыв
Война разрушает жизни и мечты людей. Рабство души опаснее рабства тела. Нельзя отчаиваться и терять надежду. Надо бороться за себя и свободу, даже если придется пострадать. Любовь действительно творит чудеса. Всегда найдется отзывчивое или любящее сердце. В несчастье люди добрее друг к другу. Жестокость приводит к трагедии.