Летописи былины жития что это такое
Конспект. Летописи. Былины. Жития.
Урок литературного чтения
Тема: Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Цель: обобщить знания по разделу «Летописи. Былины. Жития».
1. Формировать умение работать с текстом, анализировать прочитанное, закрепить теоретический материал и применить его на пректике.
2. Развивать навык устной связной речи, логического мышления, умение работать в парах, группе
3. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое своего народа
· развивать умение извлекать информацию из текста;
· на основании анализа объектов делать выводы;
· выделять аналогии и решать задачи на их основе.
· формулировать учебную задачу к уроку, планировать учебную деятельность вместе с учителем;
· оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
· находить и исправлять ошибки;
· учиться определять степень успешности своей работы, определять причины своего успеха или неуспеха;
· осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
· развивать умение слушать и понимать других;
· оформлять свои мысли в устной форме;
· умение работать в паре, группе.
· Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные карточки.
1. Проверка готовности класса уроку.
2. Развитие речевого аппарата.
2. Чтение стихотворения.
II . Актуализация опорных знаний.
Введение в тему урока, постановка целей и задач.
— Я шла к вам на урок. Приготовила материал, а название темы у меня рассыпалось. Помогите мне, соберите слова, и мы узнаем тему урока.
Дети собирают. ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ.
— Ребята с чем созвучна тема нашего урока? ( С названием раздела).
— Что мы должны будем вспомнить и закрепить?
Работа по теме урока.
— Давайте вспомним, что такое летописи, былины, жития.
Соедини название и определение
жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
один из видов устного народного творчества, в котором рассказывается о подвиге богатырей
— Кто создавал летописи?
— Как назывались отрывки из летописей, которые мы изучали?
— О какой исторической личности мы узнали?
— Кто такой князь Олег? О каких событиях в жизни князя мы узнали?
— Докажите, что события, описанные в летописи действительно происходили? (с.7, с.10)
— Почему летописец посчитал важным описать жизнь киевского князя Олега и даже причину его смерти? Докажите, что люди любили князя Олега.
Вывод: Почему нужно изучать летописи?
— О каком богатыре мы читали на уроках литературного чтения?
Работа в парах. Всавить пропущенные слова
Насколько хорошо вы помните текст:
1.«Прямо ехать – ( убитому ) быть!
Влево ехать – (женатому )быть!
Вправо ехать –( богатому) быть!»
2. «Богатырь Илья Муромец
Там бывал, (да убит не бывал.»)
1. «Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, (что – то у неё задумано»).
2. Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну ( и срубил ей лукавую голову).
3. Принатужился Илья, упёрся ногами,( по колено в землю вошёл.)
4. Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев град. Там построил он (три церкви каменные.)
5. Остальное серебро – золото, жемчуг роздал он (вдовам, сиротам,) не оставил себе (ни полушечки.)
— назовите те черты характера, которыми бы обычный человек обладать не мог.
О каких богатырях вы ещё читали? Что общего у всех богатырей, о которых вы читали?
Вывод: для чего народ создавал былины? Какое чувство вы испытываете, когда читаете о богатырях?
— Назовите автора и название картины. Кто изображён на картине?
Задание: вспомните, как называются богатырские доспехи и вооружение.
Игра ( в группах) «Собери богатыря» ( подписать название под картинками)
— О жизнеописанием какого святого мы познакомились?
Беседа по содержании, текста
1. Какой обет дали родители до рождения ребенка?
2. Какое имя дали при рождении мальчику?
3. Какое первое знамение (знак) о том, что мальчик необычен?
4. Какая необычная встреча произошла в жизни Варфоломея? (с.24)
5. Варфоломей стремился к иноческой жизни(?), но о чем попросили его родители?
6. Исполнил ли волю родителей? О каком человеческом качестве это свидетельствует?
Какой эпизод из жизни Сергия Раденежского изображен на картине М. Нестерова?
Работа с текстом. с. 22
— Как история города Коломны связана с этим историческим событием?
— Как жители Коломны чтят память о Дмитрии Донском?
Ученик ( читает наизусть).
КАКОЕ ЧУВСТВО ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ, КОГДА ЧИТАЕТЕ ЛЕТОПТСИ, БЫЛИНЫ
— Подводя итоги урока, предлагаю следующую работу. Прочитать предложенные отрывки и определить жанр.
Определите жанр отрывков из произведений: летопись, былина, житие. Докажите свою точку зрения
1. И вышел из Коломны князь Дмитрий в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня. И, пройдя свою отчину и великое свое княжение, встал у Оки в устье Лопасни, перехватывая вести от поганых. Сюда же приехал Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей Васильевич, и все остальное войско, которое оставалось в Москве. И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку, вступили в землю Рязанскую.
2. Житие матушки Матроны полно чудесных историй и свидетельств. Матрона была избрана Господом задолго до своего рождения и вся ее жизнь была лишь служением Богу. Уже с рождения малышка была отмечена перстом Божьим — на груди у нее была небольшая выпуклость, в форме нательного крестика. Девочка родилась полностью слепой. Но ее жизнь с самого рождения была наполнена чудесами: во время крещения купель стала благоухать, что позволило сделать священнику вывод о том, что крестит он необыкновенного ребенка. Он высказал пророческое слово о необычной пророческой судьбе ребенка, что впоследствии и сбылось — отсутствие земного зрения не могло затуманить отчетливый духовный взгляд Матроны.
3. Мне было интересно…
5. Я ставлю себе отметку…
Слайд 14. Домашняя работа.
Подготовить рассказ о герое, который тебе понравился, проиллюстрировать рисунком.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 1. Что такое летопись
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Былины. Летописи. Жития.
Летопись— запись событий по годам.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Перо – роговое образование на коже птиц.
(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).
Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.
Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.
Чернильница – небольшой сосуд для чернил.
Хартия – старинная рукопись.
Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.
Житие – повествовательный жанр описание жизни.
Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Основное содержание урока.
В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?
О-(Летописи, былины, жития.)
— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.
В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?
-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?
В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
В-Какую цель поставим на урок?
О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.
В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?
О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.
Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.
В-А зачем нужны летописи?
О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.
Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.
-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.
-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».
— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.
В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?
О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).
В- Как понимаете слово летопись?
О- (Запись событий по годам).
В- Как называлась начальная русская летопись?
О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.
Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).
Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».
«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.
— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.
В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.
— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?
— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)
Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.
В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?
О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)
Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.
Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.
— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) с появлением письменности
б) многие тысячи лет назад
в) когда появилось устное народное творчество
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
а) с появлением письменности.
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.
2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 1. Что такое летопись
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Былины. Летописи. Жития.
Летопись— запись событий по годам.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Перо – роговое образование на коже птиц.
(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).
Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.
Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.
Чернильница – небольшой сосуд для чернил.
Хартия – старинная рукопись.
Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.
Житие – повествовательный жанр описание жизни.
Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Основное содержание урока.
В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?
О-(Летописи, былины, жития.)
— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.
В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?
-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?
В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
В-Какую цель поставим на урок?
О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.
В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?
О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.
Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.
В-А зачем нужны летописи?
О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.
Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.
-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.
-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».
— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.
В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?
О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).
В- Как понимаете слово летопись?
О- (Запись событий по годам).
В- Как называлась начальная русская летопись?
О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.
Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).
Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».
«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.
— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.
В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.
— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?
— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)
Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.
В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?
О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)
Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.
Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.
— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) с появлением письменности
б) многие тысячи лет назад
в) когда появилось устное народное творчество
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
а) с появлением письменности.
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.
2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня