Летучий фрегат что это такое
Летучий фрегат – Наутилус Помпилиус
«Летучий фрегат» – песня группы «Наутилус Помпилиус» из альбома «Переезд». Автор текста и музыки – Вячеслав Бутусов. В 1993 году кавер-версию композиции сделала Настя Полева для трибьюта «Отчёт 1983-1993».
Летучий фрегат – слушать
Настя Полева – Летучий фрегат – клип
Настя Полева исполняла песню группы «Наутилус» «Летучий фрегат» как сольно, так и дуэтом с Вячеславом Бутусовым на юбилейных концертах, посвящённых 10-летию «Нау». Студийная версия песни в исполнении Насти была сделана для альбома «Отчёт 1983-1993». На неё также был снят клип. Режиссёр ролика – Олег Ракович.
Наутилус Помпилиус – Летучий фрегат – текст песни
Смотри – огромное море,
Ты видишь точку вдали.
Смотри – бездонное небо,
К нему прикован твой взгляд.
Смотри – приблизилась точка,
Ты видишь – это корабль.
А там бескрайнее небо,
Что видишь ты вдалеке?
Мираж, он ожил вдали.
Смотри – безбрежное море
Несет по морю корабль.
Смотри – в безоблачном небе
Плывет летучий фрегат.
Смотри – открытое море,
Исчез проклятый корабль,
А там в предутреннем небе
Поплыл свинцовый ковчег.
Стой, стой обессилевшим в ветре!
Это мое прошлое,
Это мною покинутые идеалы…
Я восхищаюсь ими со стороны внутри себя,
Потому что они преследуют меня
Но они не в силах повредить мне,
Ведь я – их команда.
Примечание: последний куплет исполняется только в ранней версии песни.
Вячеслав Бутусов «Летучий фрегат»
Летучий фрегат
Язык написания: русский
Ранний Бутусов во многих своих стихах тяготел к какой-то тоске, светлой печали и этакому пронзительному задумчивому пессимистическому философствованию. В работах времён альбома «Наутилуса» «Переезд» это ощущается достаточно явно. Вспомнить хотя бы такую вещь как «После и снова». Даже чужие стихи для песен он отбирал в том числе подобного настроя («Ястребиная свадьба» Э. Ади). Но лучшим «номером» стал «Летучий фрегат», на «Переезде» исполненный пронзительно-акустически, но в таком виде славы не снискавший. Гораздо известнее песня стала в исполнении группы «Настя» в новой аранжировке, где безысходность и кричащая тоска чувствуются уже меньше.
Безысходность и кричащая, даже скорее воющая тоска — те характеристики, что отлично вскрывают всю суть «Летучего фрегата». Перед нами проходит череда образов: огромное море — точка вдали — бездонное небо. Точка эта приближается и превращается в корабль — одинокое судно, затерянное где-то в морской синеве. Но отражением этого образа в небе проплывает мираж, представляемый то «летучим фрегатом», то «свинцовым ковчегом». В итоге «проклятый корабль» исчезает, но остаётся его двойник в небе — в своей последней ипостаси.
Судно со своим доппельгангером — что это? Конечно, на мысль приходит «Летучий голландец». Мне ещё вспоминается «Сказание о Старом Мореходе» Кольриджа. Фрегат Бутусова таит в себе какую-то угрозу, какую-то страшную, манящую и пугающую тайну. Но он же содержит в себе и спасение — ковчег здесь не зря упомянут. Да и вообще, если обратить внимание на последние строки, которых нет в версии «Насти», становится понятно, что лирический герой и фрегат связаны неразрывно:
Это мною покинутые идеалы.
Я восхищаюсь ими со стороны, вне себя,
Потому что они преследуют меня.
Но они не в силах повредить мне,
Ведь я — их команда.
Вместе с музыкой это отличное стихотворение становится просто шедевром! В оригинальном исполнении «Летучий фрегат» звучит, конечно, более щемяще-прозрачно, более душевно-грустно, нежели в аранжировке «Насти» (хотя Егор Белкин подобрал отличное завораживающе печальное соло для этой композиции).
Вот за это я и люблю стихи Бутусова — настроение, образы, атмосфера. Просто отлично!
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — «Летучий Фрегат» (В. Бутусов)
Входит в альбом «Переезд» (1983)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Из интервью с В. Бутусовым, «FUZZ», №7/1999:
FUZZ: — За время существования НАУТИЛУСА у тебя лично и у группы накопился богатый песенный материал, и нам есть о чем поговорить… Начнем с песни “Летучий Фрегат”. Веселые или грустные истории с ней связаны?
Вячеслав Бутусов: — Так тогда грустного ничего не было, поскольку был период студенчества, 2 или 3 курс. Мы еще были так себе, студенческая самодеятельность. Поэтому обратились за помощью к маститому звукорежиссеру, который из популярных среди военных магнитофонов “Тембр” с помощью консервной банки и самодельного тумблера сделал двухканальный магнитофон. Это было достижение для того времени, можно было писать стерео. Моя задача заключалась в том, чтобы петь и играть одновременно, а это было очень трудно — опыта никакого не было. И еще помню, что зачем-то петь высоко старался, и песня получалась очень жалостливая. Ко всему еще профессиональная робость, и плюс все надо было записывать с одного дубля. Поэтому парились мы над этим до умопомрачения, до тех пор, пока не настала эдакая инженерная тупость. И еще одни момент — в то время я самым наглым образом вторгся в венгерскую классическую поэзию и все тексты брал оттуда. Например, “Битва С Магнатом” или что-нибудь подобное, зверское, с панковским уклоном. И все причем конец XIX века (смеется). А вот к этой я сам вынужден был текст писать, потому что ни одно произведение из четырех томов венгерского альманаха не подошло по размеру. Так что это была одна из первых песен, которую я целенаправленно закатал, т. к. надо было альбом до конца довести. Песню эту в данной версии включили в CD “Переезд”, где объединили два наших первых альбома студенческих, совершенно ужасных по качеству, но… с куражом, я бы сказал.
***
А там в предутреннем небе / Поплыл свинцовый ковчег… — зная любовь Бутусова к группе LED ZEPPELIN можно предположить, откуда навеян этот образ (LED ZEPPELIN переводится как «Свинцовый дирижабль»).
***
Информация о клипе на кавер песни «Летучий Фрегат», сделанный группой НАСТЯ ( www.nastyapoleva.ru ):
«Летучий Фрегат». 1994 г. (реж. Олег Ракович)
(рассказывает режиссёр Олег Ракович)
«Летучий фрегат» — песня Бутусова, и, в исполнении Славы, она однозначная какая-то. У Насти (как и всегда) есть второй план, я как-то его уловил (или придумал себе) и стал выстраивать картинку под это.
То есть герой рассказывает: «Смотри, огромное небо…», повествует историю фрегата, а сам-то не рад тому, что видит. Вот отсюда — повязка на глазах Егора и финал со второй повязкой.
Во «Фрегате» есть пара кадров, которыми горжусь до сих пор: телефонный провод, соединяющий трубку и гитару (в «интро» про «телефонный номер» Егора) и гитарный «проигрыш» Насти с зеркалом (между струнами и грифом вставили зеркало, а Настя придумала играть как на арфе).
А всё снято «на раз-два», в чёрном кабинете студии «4 канала» (в студии программы «Тик-Так» И.Шеремета — для тех, кто понимает специфику) на площади в 12 кв.м., с парой вентиляторов и рваных простыней.
И в целом, спасибо Егору за то, что вымучил из меня именно такой «Фрегат», я его раза три перемонтировал и какими-то ручками на пульте «охудожествлял»…
_______________________________________________________________________
Dm Gm A
Смотри огромное море
Ты видишь точку вдали
Смотри бездонное небо
К нему прикован твой взгляд
Смотри приблизилась точка
Ты видишь это корабль
А там бескрайнее небо
Что видишь ты в высоте?
F A F A
Мираж он ожил вдали
Смотри безбрежное море
Несет по морю корабль
Смотри, в безоблачном небе
Плывет летучий фрегат
Смотри открытое море
Исчез проклятый корабль
А там в предутреннем небе
Поплыл свинцовый ковчег
Стой стой обессилевший лебедь!
Это мое прошлое
Это мною покинутые идеалы…
Я восхищаюсь ими со стороны внутри себя
Потому что они преследуют меня
Но они не в силах повредить мне:
Ведь я — их команда
_______________________________________________________________________
Эта музыка будет вечной.
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Летучий фрегат
Сообщений 1 страница 23 из 23
Поделиться12006-05-06 16:24:38
Народ, как вы понимаете эту песню?
Поделиться22006-05-06 19:26:08
Я лично воспринимаю ее прежде всего как хаотичное нагромождение романтических образов. По-моему немного переборщил Бутусов с романтикой. Хотя песня все равно довольно приятная.
Поделиться32006-05-07 16:55:06
Согласен с Lars!Песня очень даже хороша,но огромное количество романтики затмевает весь смысл этой песни.
Поделиться42006-05-09 22:50:35
о. песни, которые являются потоками сознания, это мои любимые песни. у Вячеслава они особенно хорошо получаются. пять баллов.
Поделиться52006-05-29 10:09:07
Поделиться62007-06-22 00:23:16
я думаю,это песня о Led Zeppelin.только не понимаю,че они там поют о них.
Поделиться72007-06-22 08:17:27
Кстати, интересная версия И довольно логичная
Поделиться82007-11-22 11:28:01
Слыша эту песню мне представляется парень стоящий на высокой скале в море, который наелся галлюциногенов и переводит свой взглят то на птиц, то на корабли, то ещё куда-то. В последствии этот парень совсем запутался, где что.
Поделиться92007-11-23 03:29:40
А по моему эта песня очень подходит к легенде о Летучем Фрегате. Она как будто создает волшебную ауру вокруг этого мифического корабля. Слушаешь песню и как будто переносишься несколько столетий назад, в эпоху, когда пираты бороздили моря, оказываешься совсем рядом или даже на самом корабле. и чувствуешь это бескрайнее небо, безбрежное море, эту свободу. Вот. это мое субъективное мнение, мои впечатления от песни. Мне она оч оч нравится=)
Поделиться102007-11-23 09:29:17
подходит к легенде о Летучем Фрегате
Что за легенда? Имеется в виду Летучий Голландец?
Поделиться112007-11-23 18:50:17
Да, именно его я и имела ввиду=)
Поделиться122007-12-13 13:32:53
Поделиться132007-12-15 13:05:49
А мне всегда слышалось «. Стой, стой, обессилевший в ветре. «. Песня мне очень нравится.
Поделиться142007-12-15 17:59:54
Поделиться152007-12-15 18:20:06
А мне что-то всё больше и больше нравится версия про Лед Зеппелин
Поделиться162008-03-08 07:57:30
Поделиться172008-06-18 22:52:23
У английского романтика Кольриджа есть поэма «Сказание о старом мореходе». Именно с ней у меня ассоциируется «Летучий фрегат».
Поделиться182008-06-18 23:25:44
У английского романтика Кольриджа есть поэма «Сказание о старом мореходе». Именно с ней у меня ассоциируется «Летучий фрегат».
а вкратце содержание.
Поделиться192008-06-19 08:59:01
Поделиться202008-06-19 18:25:06
ой,ссылкой лучше б вы рассказалт чего..
Поделиться212009-12-03 07:56:57
ОдинокаяПтица
Можно еще поразмышлять, почему небо предутреннее и что это значит, но у меня не получается
Предутренее или предрасветное, расвет дарит новый день, новые надежды это такое время когда кажется что все сбудится, но наступает суровый реальный день и мечты рушатся. Где-то так.
Поделиться222011-04-22 11:39:30
Есть мощное описание текста песни.
Так как ссылки мне нельзя показывать то выложу сам текст что относиться к Летучему Фрегату, скажу что мне приятно что 80% текста я понял также и без глубоких знаний в символизме:
Оккультные символы в творчестве Наутилуса Помпилиуса
Версия для печати
Мы часто думаем что слышим и понимаем те песни которые знакомы нам с детства. Но так ли это на самом деле? Данная статья, предлагает всем нестандартный взгляд на творчество культовой группы «Наутилус» и поможет сделать даже такое простое дело как прослушивание любимой музыки духовной практикой. Работа будет интересна серьезным исследователям оккультно символизма, а также тем кто изучал Наследие великого швейцарца Карла Юнга.
Бриллиантовые дороги гнозиса
Эту книгу я хотел бы начать с анализа поэзии Ильи Кормильцева, тексты песен Группы «Наутилус Помпилиус». Их особенность в том, что здесь как нигде, мы можем не только увидеть символы трансформации, но и проследить вполне конкретные стадии самопосвящения, последовательность которых с древности была известна только избранным. С каждым новым альбомом песни становятся все более эзотеричными и отражают все более дальние горизонты сознания, пока наконец не звучит песня «Абсолютно Белое», знаменующая окончательное достижение короны и освобождение от власти иллюзии.
Плавание «Наутилуса» очень четко направлено от жизни к символу и от горизонтали к вертикали. Мысленно мы проделаем это символическое плавание вместе с ним, проследив его путь от самой начала и до конца. Разумеется, мы не можем рассмотреть каждую из его песен. Акценты будут сделаны только на той стороне творчества «Наутилуса», где символизм трансформации наиболее очевиден.
Но особого рассмотрения на этом альбоме заслуживает песня «Летучий фрегат», и очень скоро читателю станет ясно почему. Посмотрим как начинается эта песня:
Смотри – огромное море.
Ты видишь точку вдали.
Смотри – бездонное небо.
К нему прикован твой взгляд.
Смотри – приблизилась точка,
Ты видишь этот корабль,
А там бескрайнее небо,
Что видишь ты в высоте.
Мираж – он тоже вдали.
Корабль здесь уподобляется точке. Точка – начало всего сущего, исТОЧНИК, вселенной и сознания, центр Круга. Это монада их которой твориться вселенная и куда она возвращается. На каббалистическом древе жизни, который является центральным глифом западной оккультной традиции и подробно разбирался нами во втором томе, а так же в книге Регарди «Древо Жизни», точка и источник соответствует первой сфире – Кетер.
Точке здесь уподоблен корабль. Какие смыслы связаны с образом корабля? В греческой мифологии корабль – это символ дальнего странствия, арго, который несет аргонавтов к золотому руну, или корабль Одиссея, возвращающийся на родину. Однако в более поздних мифах образ корабля начинает обретать зловещую окраску – самым известным из зловещих кораблей является «Летучий голландец» средневековых преданий и … скандинавской мифологии. Корабль символизирует не только путешествие как таковое, но и является вестником, проводником, посредником между двумя мирами.
В гностических аллюзиях корабль символизирует человеческую душу, мечущуюся на волнах жизни. То же самое плавание по морю в поисках золотого руна христианские апологеты интерпретировали как стремление души к небесной отчизне.
Известно, что величайший оккультист двадцатого века Алистер Кроули написал стихотворение «Корабль». Мы не будем приводить весь текст, этой поэмы, процитируя лишь самые важные для нас отрывки:
«О ты кто есть я, помимо всего что я есть,
Кто не имеет природы и имени,
Когда все исчезает только ты остаешься,
Ты сердце солнца и тайна его,
Скрытый источник сущего,
Неизвестный отчужденный и одинокий».
Мы видим очень тонкое отождествление Корабля и изначальной Точки, как в стартовой песне наутилуса так и в гимне Кроули «Корабль». Это указывает на скрытое родство символов, причастность к одному духовному опыту. На какую эзотерическую истину это может указывать?
Попробуем прикоснуться к пониманию этого через воображение. Проведите релаксацию по методу данному в первом томе нашей трилогии или любому известному вам методу и представьте себе что вы находитесь на пустынном берегу моря, и вдалеке видите точку на горизонте. Эта точка начинает приближаться и увеличиваться, так что постепенно вы можете разглядеть корабль.
Если мы делаем все правильно, мы можем почувствовать особый трепет, который указывает на то, что мы имеем дело с подлинным символом. Мы понимаем что этот образ указывает в нашей душе на что то большее чем просто корабль, он есть символ (то есть связь) с идеей проявления вселенной из точки. Символ это тот образ, который приближает нас к духовному источнику. Говоря языком каббалы, мы можем говорить о разворачивании творения, когда из верхней точки произрастает наша душа, то есть корабль.
Но продолжим анализ текста.
Смотри – безбрежное море
Несет по морю корабль,
Смотри – в безоблачном небе
Плывет летучий фрегат.
Если рассмотреть это с точки зрения Каббалы, все получается еще более интересно. Первая сфира – Кетер, чтобы сотворить мир отражает себя саму в вторую сфиру – Хокма, и от этой изначальной пары рождается десять тысяч вещей.
Противоположности, объединяемые в чем-то третьем. Небесный корабль – Самость, земной – эго. Конечное и бесконечное, бог и человек – еще одна грань мистерии противоположностей. Эго есть лишь отражение Самости. Идея плавания по небу есть парадокс, а именно парадоксы, согласно всем истинным традициям, свойственны образу самости или высшей целостности.
В гностическом гимне есть образ корабля света, который переносит души через пропасть в вечную плерому вне времени и пространства:
О душа, обрати свой взор в высоту и созерцай свои оковы. смотри, твой Отец зовет тебя.
Теперь сядь на Корабль Света, и получи венок славы, и возвратись в свое царство, и возрадуйся со всеми Эонами (Ганс Йонес «Гностицизм»).
Как уже было сказано, земля и небо – это две отражающиеся друг в друге бездны. Мотив двух бездн прослеживается в поэзии Мережковского:
Одна другую отражает
Как зеркало, а человек
Их соединяет, разделяет
Своею волею навек.
Ты сам свой бог, ты сам свой ближний,
О, будь же собственным творцом.
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.
Смотри – открытое море,
Исчез проклятый корабль.
А там, в предутреннем небе,
Проплыл свинцовый ковчег.
Стой, стой, обессилевший ветер.
На нигредо указывает и то, что ковчег по форме напоминает гроб. Здесь еще один интересный парадокс: ковчег как утроба жизни и гроб как утроба смерти имеют одну форму и являются двумя сторонами одной монеты. Внешне рисунок ковчега и рисунок гроба невозможно отличить. Более того: в каббале свинцу соответствует сфира бина, которая является госпожой жизни и смерти. Она является матерью всего и убийцей всего, она же великое море, мать всего сущего.
Озирис обманом был помещен в свинцовый гроб, где и был убит своим братом Сэтом. Эта мифологема символизируется заходом солнца во тьму ночи. Нигредо, тьма, ночь представляют один символический полюс и одновременно начало индивидуации. Мария Луиза Фон Франц, исследуя алхимию, обратилась к этому мифу, чтобы проиллюстрировать состояние нигредо. «Поэтому можно сказать, что человек представляет собой гробницу и вместилище гробницы, удушенного и душителя, гроб и мертвого бога в нем». (Мария Луиза Фон Франц «Алхимия»). В одном из стихотворений Максимильяна Волошина есть строки, которые почти цитируют Марию Луизу Фон Франц: «Я только гроб, в котором тело бога погребено».
Не правда ли поразительно! Если вы читаете эти строки в первый раз, возможно вам это покажется всего лишь игрой интеллекта, но если вы уже имеете хотя бы минимальные знания соответствий оккультной каббалы, вы застынете в безмолвном изумлении пред тем, как универсальные законы, описанные в трудах А.Кроули, И.Регарди и Д.Форчун, проявляют себе в поэтическом откровении.
Летучие фрегаты лучше танков
Два фестиваля фантастики – «Летучий фрегат» в Евпатории и «Фанданго» в Феодосии
На «Летучем фрегате» – художник Николай Редька, издатель Дмитрий Барздун, еще художник Татьяна Глущенко и еще издатель Дмитрий Иванов. Фото Софьи Печёркиной
На первый взгляд может показаться, что литературные встречи в Крыму стали трендом последнего года. Если взять во внимание, что на прошлой и позапрошлой неделе с промежутком в два дня прошло сразу два фестиваля писателей-фантастов – «Летучий фрегат» в Евпатории и «Фанданго» в Феодосии. А месяц назад в Алуште состоялся 1-й всероссийский литературный фестиваль фестивалей «ЛиФФт». А еще месяцем раньше в Ялте проходил «Ялос»…
Однако это впечатление поверхностное. Не все настолько напрямую. Во-первых, литераторов понять можно – где еще собираться на фестивали в теплое время года, как не на побережье Черного моря. А в Крыму гораздо богаче литературные традиции, чем, скажем, в Краснодарском крае. Кубань ассоциируется с казачеством, спортом (сочинская Олимпиада), кинематографом (фестиваль «Киношок» в Анапе), в крайнем случае с кавээном (Михаил Галустян)… О том, что Лермонтов написал повесть «Тамань», помнят только школьники, но не все знают, где она находится. Говорят, Александр Ткачев гордился тем, что мама Александра Солженицына в юности жила в станице Новокубанской, но он уже не губернатор Краснодарского края. Гостиницу «Москва», в которой с компанией футуристов останавливался Маяковский, в которой читал стихи Есенин, снесли, поставили торгово-развлекательный центр, а напротив – двух бронзовых придурочных собак и доску с цитатой: «Это ж не собачья глушь, а собачкина столица». О том, что первая пьеса Маршака для детей была поставлена в краснодарском театре, я вообще узнал недавно… В общем, литературная история, безусловно, есть, но ею как-то не дорожат. Ни государевы люди, ни простой люд. Фестиваль любителей фантастики – «Новокон» – был в Краснодарском крае с 1987 по 1991-й. Но с тех пор ничего заметного из других регионов здесь провести не удалось – ни поэтам, ни фантастам. А это самые пассионарные группы литераторов.
На «Фанданго» писатель Валерий Гаевский и Геннадий Прашкевич, а также критик из Санкт-Петербурга Владимир Ларионов благословляют молодых писателей. Фото автора |
То ли дело Крым. Здесь дорожат памятью Александра Грина, проведшего вторую половину жизни в Феодосии и Старом Крыму, написавшего здесь многие произведения, в том числе главный фантастический роман «Блистающий мир». Здесь дорожат памятью поэта и художника Максимилиана Волошина и его экстравагантных гостей-поэтов Серебряного века. Здесь помнят, что в домах творчества Тавриды были написаны многие страницы Михаила Булгакова и Алексея Толстого. И когда организаторы «ЛиФФта» решили проводить фестиваль, их первыми пригласили в Алушту. И фестивали фантастики «Летучий фрегат» и «Фанданго» проходят уже не первый год…
«Летучий фрегат» помоложе. В этом году крымский фестиваль фантастики прошел в четвертый раз. А поскольку он летучий, то впервые он перелетел в Евпаторию. Ранее его организовывал севастопольский энтузиаст Дмитрий Барздун. В прошлом году к нему присоединился сбежавший от войны луганский издатель Юрий Иванов. Вместе они организовали издательство «Шико-Севастополь», выпускают книги своих друзей небольшими тиражами, собственноручно их переплетают, ездят по фестивалям, стараясь как-то распространить.
Сказочник Юрий Кузнецов в Доме-музее сказочника Александра Грина. Фото автора |
У фестиваля добрые партнерские отношения с книжным фестивалем «Бу! Фест», который в последние годы организует во Владимире Олеся Русалева. Они совместно провели конкурс детского фантастического рассказа и рисунка «Тайна планеты 33–92». Тайна эта проста: 33 – номер региона Владимирской области; 92 – Республики Крым.
Юные писатели, поэты и художники были приглашены оргкомитетом на подведение итогов и награждение. Мама уже двукратной победительницы этого конкурса Кати Борискиной сказала: «Огромное вам спасибо за то, что благодаря вашему конкурсу наши дети стремятся творить!» Будущие возможные звезды фантастики побывали на экскурсиях, поучаствовали в мастер-классах профессиональных писателей и художников, отдохнули на море и как итог получили заслуженный подарок – сборник с собственными рассказами и иллюстрациями.
Интерес вызвал тренинг писательницы Виктории Балашовой «Как разбудить воображение, или Что делать, если Муза застряла в пробке (лайфхаки для писателей)». Непонятное слово «лайфхаки» уже вовсю гуляет по Сети и означает всего-навсего «маленькие хитрости», «полезные советы». На семинар с моря в срочном порядке возвращались как опытные писатели, так и начинающие авторы, надеясь на чудеса, которые должны помочь им творить. Сначала Виктория Балашова попыталась развеять миф о так называемом вдохновении и вечно где-то шатающейся Музе – все от мозга, и если «подзавести» процесс, а не «бросать писать, всем печально сообщая о покинувшем вдохновении, то дело очень быстро пойдет на лад». Балашова поделилась тем, как работает лично она, и провела с участниками семинара небольшую игру. Главный совет заключался в том, чтобы писать регулярно, не бросать «перо» и даже, как акын, просто писать о том, что видишь, – «в итоге процесс пойдет, подзаведенный как та заглохшая машина». И порой именно эти куски, написанные из-под палки, вне прилива вдохновения, оказываются в произведении не менее удачными, чем написанные с помощью Музы.
Вы можете не верить, но это лекция по физике в исполнении Ариоллы Милодан, танцы были позже. Фото автора |
Традиционно фестиваль посетили писатели, художники, издатели и просто любители фантастики из России, Украины, Израиля, непризнанных ДНР и ЛНР.
В этом году «Летучий фрегат» обзавелся собственной премией и для «взрослых» творцов фантастики. Сама атмосфера подсказала, что именно заслуживает награды, – романтика! Символично, что «Малый фрегат» за романтизм в живописи был присужден москвичке Татьяне Глущенко, а «Большой» за те же достижения, но уже в литературе, получила писательница Симона Вилар из Харькова.
В общем, «Летучий фрегат» – это не только место встречи старых друзей, площадка для дискуссий и литературных споров, но и поле, где растут новые таланты. Будем надеяться, что пятый «Фрегат», а значит, и очередной детский конкурс состоятся, а итоговый сборник детского творчества найдет своих благодарных читателей…
С перерывом в два дня в Феодосии начался фестиваль «Фанданго». Состав участников частично сменился, частично остался прежним – кто-то, как я, «перекочевал» с одного на другой.
«Фанданго» назван в честь рассказа Александра Грина и проходит в городе Грина в десятый раз. Его организатор – поэт и прозаик Валерий Гаевский. В обоих своих творческих проявлениях он романтик: «Слово от олова – бронза./ Слово от лова – капкан./ Слово от «ово» – рожденье…/ Так мы начнем восхожденье,/ Друг мой, рассвет-великан./ Может быть, и взорвемся…/ Одуванчиками по небесам…/ Полетим, догоняя облако…/ И вдыхая любовь до обморока,/ Снова станем играть в слова».
Валерий Гаевский – хранитель особой, романтической крымской школы фантастики. Он с увлечением рассказывал о покинувших этот мир Светлане Ягуповой и Леониде Панасенко, об эмигрировавшем в Израиль Даниэле Клугере. И книга «Фантавры-2015», предложенная гостям фестиваля, – это отголосок этапного, исторического сборника «Фантавры», вышедшего в 1983 году и представившего миру крымских фантастов.
Открытие прошло в Доме-музее Грина. Три дня подряд шли мастер-классы для прозаиков – по их результатам к следующему году будет выпущена объемная антология. Такая же вышла по результатам прошлого года. А еще – специальный выпуск журнала «Фанданго», посвященный 75-летию давнего друга фестиваля, новосибирского писателя Геннадия Прашкевича (интервью с ним см. в «НГ-EL» от 19.05.16). Украшением фестиваля стала поэтесса Ариолла Милодан, участвовавшая и в «ЛиФФте». Она в равной степени элегантно танцевала индийские танцы и рассказывала о процессах, происходящих в оптоволоконных сетях. Главную награду фестиваля – приз имени Леонида Панасенко – получил сказочник Юрий Кузнецов.
Хочется верить, что хоть на время отошли в сторону проблемы, камнем преткновения которых стал Крым. Вот только внушает беспокойство то, что пятилетняя девочка Алиса после встречи на «Летучем фрегате» с писателем и бойцом ДНР Федором Березиным спросила организаторов: «Я познакомилась с дядей в погонах, а он мне танком порулить даст?»
Федор, не давай! Летучие фрегаты лучше танков. Пусть Алиса летает, пока маленькая.