Летят журавли что было в записке

«Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?

Летят журавли что было в записке. Смотреть фото Летят журавли что было в записке. Смотреть картинку Летят журавли что было в записке. Картинка про Летят журавли что было в записке. Фото Летят журавли что было в записке

Во вторник, 21 июля, на телеканале «МИР» смотрите культовый советский фильм «Летят журавли», снятый по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». В нашей стране трудно найти хотя бы одного взрослого человека, который никогда не видел бы этот удивительный фильм. Этот киношедевр, снятый режиссером Михаилом Калатозовым в 1957 году, обладает такой магической притягательной силой, так околдовывает буквально с первых кадров, что его можно пересматривать бесконечно, открывая все новые грани.

Смотрите на телеканале «МИР» во вторник, 21 июля, в 21.45 художественный фильм «Летят журавли».

Это история о двух влюбленных из Москвы – Веронике и Борисе, которых навсегда разлучила война. Борис добровольцем идет на фронт и погибает там. А его любимая в минуту слабости и страха сближается с его сводным братом, подлецом и трусом. А потом все годы войны живет с горечью измены, с ощущением своей вины. И – вот удивительно – авторы картины, да и зритель почему-то сопереживают ей, оказываются на ее стороне.

Когда этот фильм вышел на экраны, он потряс и кинозрителей, и критиков, и все общество. Он получился невероятно страстным, откровенным, и при этом удивлял, поражал, даже шокировал. И уж точно не был похож ни на один другой фильм, снятый в Советском Союзе. Как же удалось достичь этого? Почему фильм так впечатляет зрителя до сих пор?

Летят журавли что было в записке. Смотреть фото Летят журавли что было в записке. Смотреть картинку Летят журавли что было в записке. Картинка про Летят журавли что было в записке. Фото Летят журавли что было в записке Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г.

Глубоко личная история

Начать следует с того, что фильм был снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», написанной в 1943 году. Это первое литературное произведение писателя, к тому же написанное им в госпитале, где он лежал после ранения. У Виктора Розова получилась щемящая, глубоко личностная история, прототипами которой стали реальные люди и их судьбы. Может быть поэтому писатель так сопереживает своим героям, мыслит не штампами советской пропаганды, а вкладывает в них всю душу.

Фильм Михаила Калатозова – это размышление о неслучившемся: о том, какой прекрасной могла бы быть жизнь героев, если бы не началась эта страшная война. И хотя в фильме звучит всего лишь один роковой выстрел, он обрывает эту прекрасную неслучившуюся жизнь.

Великолепная операторская и режиссерская работа погружают зрителя в совершенно особый мир, отсылая к воспоминаниям героини, к прежним, довоенным временам. Они заставляют взглянуть на мир глазами героини и ощутить каждую ее мысль, ее страх, ее смятение, ее слабость и отчаяние, ее гнев: каждый оттенок ее настроения.

Главная роль – Вероники – досталась молодой актрисе Татьяне Самойловой, которая в тот момент только окончила вуз и была еще никому неизвестна, несмотря на то, что уже снялась в небольшой роли в фильме «Мексиканец» по рассказам Джека Лондона. Попробовать ее на столь ответственную роль уговорил режиссера гениальный оператор картины Борис Урусевский, который сразу оценил, как будут смотреться в кадре бездонные глаза Самойловой.

Кроме того, актриса благодаря своему военному детству не понаслышке знала, что такое потери близких и играла, вкладывая в роль всю себя. Немногие знают, что снималась она, едва держась на ногах: актриса болела туберкулезом, во время съемок болезнь обострилась, и она «работала на уколах». Тем не менее никаких поблажек и скидок на плохое самочувствие она не просила, хотя съемки были очень напряженными.

После выхода ленты на экран Самойлова стала настоящей звездой. Ее образу подражали все девушки конца 50-х: делали такую же прическу, как у главной героини. А еще в моду вошли свитера, которые подчеркивали фигуру и сексуально обтягивали грудь.

После успеха картины в Каннах Татьяну Самойлову даже звали сниматься в Голливуд. Но в то время советские актрисы собой не распоряжались и вместо Голливуда ее отправили сниматься в тайгу, где она снова тяжело заболела. Тем не менее нельзя отрицать, что именно роль Вероники сделала актрису настоящей звездой и кумиром целого поколения.

За плечами Баталова, который снялся в роли Бориса, уже были звездные роли. Но именно фильм «Летят журавли, в котором он в сущности играет совсем небольшую роль, сделали его всесоюзным любимцем, вывели на новый уровень популярности.

Летят журавли что было в записке. Смотреть фото Летят журавли что было в записке. Смотреть картинку Летят журавли что было в записке. Картинка про Летят журавли что было в записке. Фото Летят журавли что было в записке Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г.

Гениальные операторские решения

Третью, а может быть и первую главную роль в этом фильме играет операторская работа гениального мастера, настоящего фаната своего дела оператор Сергея Урусевского. «Мне всегда интересно не фиксировать сторонним взглядом происходящее, а активно вовлекать зрителя в то, что происходит на экране. Превратить зрителя в соучастника – чтобы он не только переживал за героя, а как бы сам бежал с ним, мучился вместе с героем. Через камеру я выражаю свое отношение к событию, и она становится соучастником. Зритель тоже», – говорил он в одном из интервью.

Вот знаменитый план Урусевского: камера идет и мечется вслед за героиней, а потом – резко взлетает в небо, чтобы показать панораму и потерянность персонажа среди толпы и танков.

А на съемках прохода разведчиков помощники оператора несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора, чтобы он снял все дубли. И как гениально снята сцена попытки самоубийства главной героини. Тут оператор экспериментировал с изменяющейся скоростью кадров. Благодаря этому изображение передает состояние человека, который собирается кинуться под поезд: прохожих она не видит, зрение фрагментарно. Это сильное решение.

Борис Урусевский все время изобретал новые технические решения и приспособления. Так, для съемок сцены гибели Бориса он придумал круговые операторские рельсы. Об этой находке до сих пор рассказывают на занятиях студентам ВГИКа.

А для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали оператора, чтобы камера находилась все время вровень с актером.

Летят журавли что было в записке. Смотреть фото Летят журавли что было в записке. Смотреть картинку Летят журавли что было в записке. Картинка про Летят журавли что было в записке. Фото Летят журавли что было в записке Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г.

Клод Лелуш и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля

Интересно, что именно съемки этого фрагмента увидел тогда еще совсем юный французский режиссер Клод Лелуш, ставший впоследствии легендой французского кинематографа. В то время он снимал в СССР документальное кино. Но увиденная на «Мосфильме» работа оператора Сергея Урусевского и режиссера Михаила Калатозова так потрясла его, что через несколько лет он ушел в художественный кинематограф. Если приглядеться повнимательнее, то в зрелом творчестве Клода Лелуша, например, в его культовом фильме «Мужчина и женщина» можно заметить множество ходов и решений, навеянных советским кинофильмом «Летят журавли».

А тогда, в 50-х, молодой французский режиссер, вернувшись на родину, в разговоре с директором Каннского фестиваля рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино. Директор дождался премьеры фильма, посмотрел его и включил в основную конкурсную программу кинофестиваля. Правда, на конкурсе фильм фигурировал под названием «Когда прилетают аисты», так как перевод настоящего названия на французский язык обретал скабрезное сленговое значение.

Вот так и случилось, что советская военная кинодрама обошла на конкурсе работы мэтров зарубежного кино, и в 1958 году была удостоена главного приза Канн «Золотой пальмовой ветви». И до сих пор «Летят журавли» остается единственным полнометражным отечественным фильмом, который выиграл эту высокую международную награду.

Смотрите художественный фильм «Летят журавли» во вторник, 21 июля, в 21.45 на телеканале «МИР».

Источник

«Летят журавли». Почему мир восхитила история измены Герою

Фильм был необычным во всем: в накале страстей, с которым проживали экранную жизнь его герои, в необычности героини. Раньше советские фильмы не были такими страстными и такими откровенными, да и проблемы были совсем другими. Надо было героически преодолевать трудности и быть хорошим коммунистом. А здесь героиня изменяет жениху, который ушел на фронт, с подлецом и трусом, и при этом авторы почему-то на ее стороне.

После выхода фильма на экран его разругали во всех центральных советских газетах как идеологически неправильный: «Не может быть у советской девушки такой внешности, и никогда она так себя не поведет». Никита Хрущев был возмущен фильмом и даже обозвал главную героиню «шлюхой», возмущался ее распущенными волосами и тем, что она позволяет себе ходить босиком.

«Журавли» спровоцировали эффект разорвавшейся бомбы не только в Советском союзе. Картину с трепетом смотрела вся Европа, а во Франции этот фильм и вовсе стал лидером проката. Но за границей картину восприняли совсем иначе. Будущий знаменитый режиссер Клод Лелюш (автор культового фильма «Мужчина и женщина») позже признался, что в его становлении как режиссера огромное значение имел советский фильм «Летят журавли».

Снял фильм режиссер Михаил Калатозов. Его судьба не менее удивительна, чем его фильм. Свою творческую деятельность Мишико Калатозишвили начинал на Тбилисской киностудии. Работал киномехаником, шофером, монтажером, оператором, ассистентом и режиссером. Был даже актером (его мужественная и аристократичная внешность нашла применение в грузинских мелодрамах). Но все время он шел к тому, ради чего, чувствовал, родился на этот свет: снимать фильмы. Первым его фильмом стала «Соль Сванетии», где он выступил и в качестве оператора. В 30-е годы Михаил Калатозов переехал в Ленинград, где снял несколько фильмов о летчиках. Его «Валерий Чкалов» произвел фурор в те годы. Позже Калатозов несколько лет провел в Голливуде как представитель советской кинематографии и хорошо понимал, что такое настоящие критерии качества.

Калатозов снимал, совершенно не ориентируясь на прежние успехи российского кино, которое в те годы было совершенно невостребованным, находясь по ту сторону «железного занавеса».

Бесконечные повторы деталей и даже ракурсов создают совершенно особый мир, который сложно воспринимать только как внешнюю для Вероники реальность. Отсылы к прежним, довоенным временам, к ее воспоминаниям заставляют зрителя не только взглянуть на мир глазами героини, но и ощутить в себе самом каждое движение ее души, каждую мысль, каждый взгляд, каждый оттенок настроения.

Фильм приняли так близко к сердцу еще и потому, что именно в нем чуть ли не впервые в советском кино герои получились не «правильные», как случалось раньше, а, скорее, человечные.

Вероника, которая по советским канонам должна была стать настоящим идеалом, иллюстрацией к стихотворению «Жди меня и я вернусь», предает любовь Бориса и выходит замуж за его сводного брата Марка еще до того, как узнает о гибели своего жениха. Интеллигентный пианист Марк, который, по идее, должен быть «правильным», воспользовался тем, что девушка потеряла сознание от страха, и фактически выступил в роли насильника.

Вероника не только не отталкивает Марка, но и становится его женой, хотя в душе продолжает любить Бориса. Хотя потом «справедливость» торжествует. Вероника уходит от мужа, и на Белорусском вокзале, где встречают поезда с победителями, возвращающимися с фронта, появляется в белом платье невесты. К тому времени уже ясно, что Борис, скорее всего, никогда не приедет. Но вот тут-то и срабатывает формула: «Жди меня, и я вернусь!».

История советского и российского кинематографа многим обязана этому фильму. Неизвестно, как она сложилась бы, если бы «Летят журавли» в 1957 году не посмотрели ныне известнейшие наши режиссеры. В итоге Андрей Кончаловский ушел из консерватории, Глеб Панфилов на следующий день после просмотра организовал любительскую киностудию, а тринадцатилетний Сергей Соловьев больше не метался в выборе профессии.

Источник

Летят журавли

Летят журавли что было в записке. Смотреть фото Летят журавли что было в записке. Смотреть картинку Летят журавли что было в записке. Картинка про Летят журавли что было в записке. Фото Летят журавли что было в записке

В начале фильма мы видим счастливую молодую пару, Веронику (Татьяна Самойлова) и Бориса (Алексей Баталов). Они влюблены друг в друга и собираются пожениться. Но вдруг начинается война, и Борис уходит на фронт добровольцем. Вероника опаздывает на сборочный пункт, и они даже не успевают попрощаться, она только издалека видит, как он уходит. Проходит некоторые время, писем от него все нет. У Вероники при бомбежке погибают родители, и родители Бориса берут ее к себе. За ней начинает ухаживать двоюродный брат Бориса, Марк, давно влюбленный в нее. Он музыкант, получил бронь и не пошел на войну. Она его не любит, но ситуация вынуждает ее уступить его настойчивым ухаживаниям и выйти за него замуж. В это время Борис погибает на войне. Его семью эвакуируют на Урал. Никто из них не знает о его смерти. Вероника продолжает день и ночь ждать от него письма. Своего мужа она ненавидит, и чувствует вину перед Борисом. Ей не хочется жить, она в порыве бежит на железнодорожную станцию с мыслью броситься под поезд, но там случайно находит потерявшегося мальчика, Борьку, и берет его к себе домой. В этот же день выясняется, что Марк получил бронь нечестным путем, и отец Бориса выгоняет Марка из дома, а Вероника остается. Вскоре приходит сослуживец Бориса, видевший, как Бориса убили, и сообщает о его смерти. Вероника до последнего не верит в то, что он мертв. И только когда со всеми возвращающимися фронтовиками приезжает и товарищ Бориса, Степан, который говорит ей о том, что Борис правда умер, она, наконец, поверила. Но Степан произносит речь о том, что память о погибших останется вечной, и эти слова воодушевляют Веронику.

Уйти на фронт добровольцем значило добровольно поступить на службу в армию во время войны, не дожидаясь мобилизации. Борис и Степан поступили именно так, тем самым совершив благородный и патриотический поступок. Такие патриотические настроения действительно захватывали тогда умы молодых людей, многие уходили защищать Родину добровольно и не могли иначе. Например, Владимир Этуш, известный актер, рассказал газете «Новые Известия» о том, как он пошел воевать по собственному желанию, даже несмотря на то, что у него была бронь.[1] В фильме также фигурирует факт получения брони. После начала войны к Веронике вместо Бориса приходит Марк, чтобы передать, что Борис не может прийти, потому что из-за войны он день и ночь на заводе. Вероника спрашивает его:

-А тебя могут взять в армию?

-Ну, потому что… бронь будут давать тем, кто наиболее ценен.

Когда Борис собирается уходить на войну, и его семья устраивает проводы, все сидят за столом. Вдруг прибегают две девочки с завода, где работает Боря, и начинают быстро, четко и громко говорить заученный слова: «От имени заводского комитета и комсомольской организации…» но на этом отец Бориса их прерывает, и, передразнивая и размахивая кулаком, продолжает за них: «Держитесь, мол, товарищ Бороздин до последней капли крови, бейте проклятых фашистов, а мы, на заводе, здесь, в тылу, будем выполнять и перевыполнять!… Все это нам известно и знакомо, лучше садитесь, девушки…». Это сопровождается смехом всех остальных, сидящих за столом. Потом, одна из девочек рассказывает, что она плакала, провожая папу, а отец Бори говорит ей на это, улыбаясь: «От завкома плакали, или по-домашнему?», на что та смущенно отвечает: «По-домашнему…». Дело в том, что в советском союзе был некий официальный язык, которым было принято писать в газетах, или делать доклады и т. п. Таким языком часто говорили и советских пропагандистских фильмах, что было крайне неестественно. Здесь же, две эти девочки пытались что-то сказать именно таким языком, что в царящей там домашней обстановке выглядело очень смешно, над чем папа Бори и иронизирует. То есть нам показывается здесь жизнь, какой она была на самом деле, а не какой она должна была быть по мнению правительства: люди не воспринимали всерьез такого рода высказывания, а воспринимали их как пустые, заученные наизусть слова, чем, собственно, они и были, и если где-то в официальной обстановке они могли еще притворяться, что относятся к этому серьезно, то в семейной обстановке они просто смеялись над этим. Также, в этой же сцене, перед тем, как Боря уходит, бабушка успевает его перекрестить. Показывать такое в кино было опасно, учитывая отношение советской власти к религии. Тем не менее, создателей фильма это не остановило: ведь это является жизненной правдой.

В экспозиции, которая длится всего около 10-ти минут, нас быстро и легко знакомят с семьями каждого из главных героев. Сначала нам показывают, как Белка утром возвращается домой: она очень тихо проходит мимо спящих родителей, а затем камера переводится на них, и они произносят несколько слов, вполне их характеризующих: мама строго замечает, что «он вскружил ей голову», а отец сонно говорит «любовь, дорогая моя, это взаимное головокружение». Также и с семьей Бориса: он входит в квартиру, натыкается сначала на бабушку, которая уже встала в такую рань, потом проходит мимо спящей сестры, которая недовольно что-то бурчит про то, что «нечего всю ночь шляться», и, наконец, Борис приходит в комнату, где спит Марк, который в первую очередь волнуется, не порван ли его пиджак. Еще остается отец, но с ним мы знакомимся уже днем, когда семья, кроме Бориса, собирается за столом.

Похожий прием использован еще в нескольких раз. Например, когда Борис уже на сборочном пункте, он, высматривая Веронику, протискивается сквозь толпу. Камера двигается параллельно с ним, но на переднем плане мы видим не его, а разных людей: обнимающихся влюбленных, молодую пару с ребенком, мать с взрослым сыном, целую семью, бабушек, дедушек и т. д. Они плачут, прощаются, у многих улыбки на лицах; мы ловим несколько их реплик. Эта деталь, без лишних громких слов и ухищрений, рисует вполне полную картину тяжелой, суматошной, но в то же время торжественной атмосферы этих дней начала войны.

В фильме максимальное количество крупных планов, а в особо драматических эпизодах фильма они играют очень важную роль. В начале фильма, уже после того, как началась война, Борис и Вероника прибивают на окно одеяло, чтобы сделать затемнение. Именно в этой сцене Белка вдруг узнает, что Борис идет на войну добровольцем. В этот момент комната полуосвещена. Мы видим крупным планом лица влюбленных: на лице Вероники полоски света, лицо Бориса в темноте. Таким образом, авторы концентрируют наше внимание на наблюдении сложных чувств Вероники, которые она испытывает в эту минуту: конечно же, для нее это невероятно горькая новость, тем более услышанная в момент, когда она меньше всего этого ожидала. Но она не плачет, не бьется в истерике: она кажется спокойной и молчит, но на лице ее выражается глубокая грусть. Мы понимаем, какая борьба сейчас в ней происходит: Борис совершает благородный поступок, идя добровольцем защищать Родину; но она, конечно же, мечтает о том, чтобы он остался с ней.

Крупный план грустного лица Вероники мы видим, когда она разговаривает в телефонной будке и узнает, что Борис ничего не пишет. Далее, когда Вероника спускается в бомбоубежище: на заднем плане мы видим, что там очень много народу, но камера фокусируется лишь на отдельных детских и взрослых тревожных лицах.

Также очень важен момент, когда, уже в эвакуации, Вероника приходит дежурить в госпиталь, и у одного из раненых солдат начинается истерика: он узнает, что его невеста не дождалась его и вышла за другого. Прибегает глав. врач, отец Бориса, и убеждает солдата прекратить истерику, вдохновленно и громко говоря о том, что солдат «против самого страшного выстоял – против смерти! А она ничтожного испытания временем не выдержала! Грош цена таким как она, нет им прощения!». В момент произнесения этой речи мы видим крупный план глаз и сосредоточенного, печального лица Вероники, которая стоит позади. В словах, произносимых Федором без всякой задней мысли, она видит упрек себе. Ведь она именно так и поступила: не дождалась Бориса, вышла замуж за Марка. Понятно, что все это время она корила себя за это, но в этот момент, как мы понимаем, ее ненависть к себе за этот поступок достигает апогея, и она решает лишить себя жизни. Когда Вероника уже выбежала из госпиталя, мы наблюдаем лицо Федора, который внезапно понял, что он сделал, и чем были его слова для Вероники.

Следующий важный эпизод – это эпизод, когда Вероника, узнав, что ее плюшевую белку, последний подарок Бориса, Марк унес дарить некой даме, побежала в дом к этой даме, чтобы забрать белку. Перед тем, как приходит Вероника, мы видим, что в этом тесном доме куча народу, все веселятся. Общество это обладает весьма развратными нравами, в их числе и Марк, который, как мы узнаем, часто туда наведывается (без ведома Вероники). Он, помимо всего прочего, заигрывает с хозяйкой. Все, что там происходит, вызывает отвращение у зрителя. Еще до того, как вбегает Вероника, один из гостей берет в руки белку, и из корзинки в лапах у белки выпадает записка Веронике от Бориса, спрятанная им так, что Вероника не смогла найти ее и поэтому не знала о ее существовании. Одна гостья нагло раскрывает и читает записку, не зная даже, от кого она и кому. Тут вбегает Вероника, узнает о выпавшей записке, вырывает ее из рук у гостьи и начинает читать. Во все время чтения мы слышим голос Вероники и видим ее лицо крупным планом. Глаза ее не опущены, а подняты, несмотря на то, что она вроде бы как читает. С помощью данного художественного приема мы лучше понимаем чувства, охватывающие героиню в этот момент. Сама записка и минута ее прочтения очень символичны: Борис пишет о том, что ему не хочется уходить от Вероники, но выхода у него нет: ведь нельзя веселиться и жить прежней жизнью, «когда по нашей земле идет смерть». Это звучит, и, собственно, и является моралью всего фильма.

После этого Вероника, сильно ударив Марка по лицу несколько раз, выбегает оттуда. Марк бежит за ней. Они вместе приходят домой, где Марка уже поджидает Федор, только что узнавший, что Марк получил бронь просто подлизавшись к какому-то начальнику. Входя, Марк начинает жаловаться на Веронику: она, мол, ворвалась к чужим людям и начала драться. Федор резко прерывает его жалобы и подзывает к себе. Мы видим крупным планом лицо Федора: он с чувством, со слезами на глазах говорит Марку о его подлости, а затем прогоняет его.

Как в начале и в конце, так и по всему фильму встречаются перекликающиеся между собой сцены, из-за чего возникает ощущение гармонии и условной закольцованности композиции. В начале и в конце – это клин журавлей, летящих на юг. С этими кадрами, собственно, и связано название фильма. Эти журавли символизируют вечность, надежду; дорогу в какой-то иной мир, может быть, в будущее.

В сцене, где происходит разговор о брони между Марком и Вероникой, Вероника говорит, что ее не нужно провожать, Марк останавливается, а она уходит от него, и мы видим кадр, идентичный тому, что мы видели в начале, когда Борис провожал Веронику домой. Абсолютно такой же ракурс выбран не случайно. Разница лишь в том, что теперь она идет одна и вокруг везде стоят противотанковые ежи. Делается очень яркий акцент на том, как война перевернула все с ног на голову, и благодаря этому, опять же, возникает ощущение гармоничности и последовательности повествования.

Сцена, где Вероника узнает, что Борис идет на фронт добровольцем, заканчивается громким боем часов в тишине. С этой сценой перекликается сцена, когда Вероника вбегает по лестнице того, что осталось от ее дома и, открывая дверь в свою квартиру, видит, что она полностью разрушена, остался лишь кусок стены с теми самыми часами, которые неизменно отбивают время. Слышать этот зловещий звук ей невыносимо, она закрывает уши. И в той и в той сцене бой этих часов символизирует одиночество и горе, разливающееся в душе героини в эти моменты. Только во второй сцене эмоция, конечно, намного сильнее, поэтому она и закрывает уши.

Наиболее известной и запоминающейся является сцена гибели Бориса. Она так же во многом построена на том же приеме, примеры которого мы сейчас приводили. В самом начале, когда Борис провожает Веронику домой, и она уходит от него по круговой лестнице, он бежит за ней по этой лестнице и камера следит за ним. И именно здесь впервые применяются круговые операторские рельсы, сконструированные Урусевским. Этот момент является кульминацией счастья и радости в этом эпизоде. Эти кадры перекликаются с предсмертными видениями Бориса. В них он также вбегает по той же самой лестнице, только грязный и в военной шинели, и видит их с Вероникой свадьбу, улыбки на лицах родных – то, о чем он мечтал и думал все это время. Этот кульминационный момент фильма выполнен впечатляюще – кадры крутящегося над Борисом неба и его видения накладываются друг на друга, так же на протяжении всей сцены мы слышим крик его сослуживца: «Помогите!», все это в соединенье с быстрой, громкой оркестровой музыкой.

Эта сцена кульминации в линии Бориса по своему построению похожа на кульминацию и в линии Вероники. Ее угнетение нарастает все больше и больше, а потом в одну секунду разрешается ее порывом. Она сначала идет обычным шагом, сама не зная куда, потом все быстрее, быстрее, начинает бежать, камера движется параллельно ей, все больше и больше мелькания, и мы видим все как бы ее глазами, так же, как мы видим глазами Бориса то, что он видит перед смертью. Эти съемки не так впечатляющи, как сцены гибели Бориса, но они очень точны в смысле художественного приема: мы видим и чувствуем смятение в душе героини.

Весна на Заречной улице

Осенью, молодая учительница, только что окончившая педагогический институт, Татьяна Левченко (Нина Иванова), по распределению приезжает в некий поселок, чтобы работать в вечерней школе рабочей молодежи учителем русского и литературы. Один из ее учеников – ее ровесников – Саша Савченко (Николай Рыбников) – начинает за ней ухаживать. Саша – хороший, простой парень, душа компании, и, видимо, не привык получать отказ от девушек. До какого-то момента он совершенно уверен в себе, но постепенно понимает, что он и Таня из двух совершенно разных миров: он – простой рабочий парень, для которого образование далеко не на первом месте, а она – образована, начитанна, разбирается в искусстве. В конце концов, уже совсем отчаявшись, Саша решает прямо спросить у Тани, пойдет ли она за такого простого работягу, как он. В ответ на это от совершенно растерявшейся Тани он получает лишь строгое замечание, чтобы он больше не появлялся в классе в пьяном виде. После этого Саша перестает ходить в школу. Через две недели наступает весна. Таня, которая переживает и думает о нем, хоть и пытается это скрыть, вскоре, с помощью своего старого друга, инженера Николая Крушенкова (Геннадий Юхтин), разбирается в себе и делает несколько жестов в сторону Саши, которые он, помня обиду, не сразу понимает. Фильм заканчивается символическим объяснением между ними, дающим нам понять, что их история только начинается и впереди их ждет много хорошего. Стоит также упомянуть, что визитной карточкой фильма стала песня «На Заречной улице», которую в одной из сцен исполняет Рыбников, которая, соответственно, была сочинена специально для фильма. Также популярной стала и «Песенка Юры».[3]

Для понимания фильма необходимо знать, что такое вечерняя школа для рабочей молодежи. Такие школы существовали в СССР. Это специальные учреждения для молодых людей, которые, по каким бы то ни было причинам, бросив школу после окончания того или иного количества обязательных классов, пошли работать (в разное время в СССР количество классов, которые надо было обязательно окончить, было разным). Но, поработав некоторое время, передумали и решили доучиться. В вечерних школах молодежь могла получать среднее образование, не переставая при этом работать. Начали такие школы основываться еще в 20-ые годы XX века, тогда это назвали школой рабочих подростков[4]. В 40-ые годы они были переименованы в школы рабочей молодежи. В 1944 году стала создаваться сеть школ рабочей молодёжи и школ сельской молодёжи, с 1958 получивших название вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ.[5]

В самом начале фильма, когда Таня только садится в самосвал к Юре (Владимир Юхтин), который заметил ее и любезно предложил подвезти, Юра, разглядев, что это молодая девушка, начинает напевать песенку: «Курс окончен, по глухим селеньям разбредёмся в дальние края, Ты уедешь к северным оленям, в жаркий Казахстан уеду я. ». Пропев эти слова, он спрашивает у Тани: «Угадал?». Она утвердительно кивает головой. Юрина догадка заключалась в том, что это девушка, которая только что окончила институт, и ее, не спросив, по случайному распределению отправили в этот рабочий поселок. Так тогда поступали с выпускниками разных университетов, с молодыми людьми разных специальностей: не хватало специалистов, поэтому могли отправить вообще в любую точку Советского Союза[6]. Об этом, собственно, и поется в песне. А Таня то, наверное, даже не знала, что она будет работать в вечерней школе: поэтому она так удивляется, когда Юра говорит, что, скорее всего, она будет работать именно там. Она думала, что будет работать с детьми, как ее и учили. Этим же объясняется ее смешная строгость по отношению к своим ученикам. Смешная, потому что она пытается говорить с взрослыми людьми, с ее ровесниками, как ее учили говорить с шаловливыми детьми: при перекличке заставляет непременно встать женщину, даже когда муж этой женщины говорит, что ей нельзя вставать. Но Тане даже не приходит в голову, из-за чего это может быть. Оказывается, женщина беременна: Таня смущается. Но через некоторое время снова проявляет свою строгость: с первого же урока выгоняет опоздавшего Сашу Савченко, который пытался подарить ей цветы. Он, дескать, срывает урок. Потом, уже ближе к концу фильма, когда она переезжает, наконец, на новую квартиру, она, вместо того, чтобы радоваться, плачет и говорит: «Какой я там педагог, когда я для них просто девчонка? Разве я думала, что мальчики будут варить сталь, рожать детей, пить водку, отращивать усы?!»

В начале фильма происходит такой диалог:

-У нас сегодня шумная компания собирается.

-Где, по какому поводу? Почему я не знаю?

-Новый Год встречаем с елкой.

-В ноябре то? Это ж по какому календарю?

-Что, Сашок, дожал?! Дай-ка я тебя расцелую!

Чтобы понять, о чем они говорят, нужно знать, кто такой Пьер Мартен(). Это французский металлург, который придумал универсальный способ переплавки чугуна и лома в сталь, создав также специальную плавильную печь (мартеновская печь), у которой мы и видим работающего Сашу ближе к концу фильма. Эти печи очень широко использовались, начиная с конца XIX века и до конца 1-ой половины XX века. В 60-ых годах началось развитие кислородно-конвертерного способа выплавки стали, который является более современным, экономичным и экологически-чистым. По мере развития технологий появились и печи с использованием электричества, которые являются еще более функциональными[7],[8]. В связи со всем этим мартеновские печи уходят в историю: осталось минимальное количество стран, где широко используется мартеновский способ.[9]

Хоть фильм «Летят журавли» можно назвать фильмом про войну, в нем мы не видим ни батальных сцен, ни различных майоров и генералов, произносящих пламенные речи, как это было принято в советских пропагандистских фильмах про войну. Здесь мы наблюдаем историю нескольких людей: их переживаний, взаимоотношений, нравственных колебаний; видим, как их характеры раскрываются в экстремальных ситуациях.

Фильм же «Весна на Заречной улице» уже о послевоенной молодежи; о первом послевоенном поколении. Самое первое сходство, бросающееся в глаза при сравнении этих двух фильмов, это то, что внимание также заострено на отдельных людях, их чувствах и поведении в тех или иных ситуациях. Следствием этого, как мы видим, является то, что оба фильма насыщены крупными планами, позволяющими нам углубиться в чувства и мысли героев, при почти полном отсутствии общих планов.

Самое важное сходство между этими фильмами заключается в том, что оба фильма принадлежат к социально-исторической тематике.

«Весну на Заречной улице» при невнимательном и неглубоком рассмотрении можно назвать просто «фильмом о любви». Это, безусловно, и фильм о любви тоже, но это в нем далеко не главное. Через призму данного любовного конфликта фильм затрагивает одну из важнейших тогда тем – тему социального неравенства людей. В то время как сословного строя в стране давно уже нет, все люди равны и имеют право и некую обязанность учиться, люди все равно остаются очень разными, потому что, в зависимости от воспитания и разных других факторов, кто-то хочет учиться и тянется к знаниям, а кто-то считает это для себя совершенно не нужным, и вполне довольствуется работой на заводе, всю жизнь там проработает и будет счастлив. Авторы также создают персонажей, наделенных личностными качествами и одновременно являющихся некими собирательными образами. Мы понимаем, что этот социальный конфликт действительно сильно бросался в глаза тогда и занимал умы людей.

Теперь о различиях. Авторы этих фильмов принадлежат к разным поколениям: авторы «Летят журавли» это люди, родившиеся в начале XX века, прошедшие войну и, соответственно, знающие, о чем говорят. Авторы фильма «Весна на Заречной улице» годятся им в дети; они, также, как и герои своего фильма, принадлежат к первому послевоенному поколению (напомним, что все создатели фильма – режиссер, сценаристы, оператор, композиторы и актеры к моменту создания фильма только-только выпустились из ВГИКа и все были примерно одного возраста – от 25 до 30 лет).

Композиция фильмов также устроена по-разному.

В «Летят журавли» композиция хоть и не совсем традиционная но очень близка к традиционной. Экспозиция и завязка четко обозначены. Далее повествования разделяется на линии Вероники и Бориса, и в каждой линии развитие действия, кульминация и развязка также четко обозначены. В «Весне на Заречной улице» нет никакой четкой композиции, ее элементы можно выделить только очень слабо.

Также в «Летят журавли» используются, помимо крупных планов, множество других художественных приемов. «Весне на Заречной улице» же не изобилует этими приемами в таком количестве, но от этого фильм не становится менее интересным и художественно богатым.

[1] «НИ» за 30 Апреля 2010 г.»Культура; «На фронт я ушел добровольцем» ; ВИКТОР БОРЗЕНКО; http://www. *****/culture//126111-akter-vladimir-etush. html

[2] ЗАКОН О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ; http://*****/index. php? option=com_content&task=view&id=227&Itemid=30

[3] http://www. *****/songs/vesna_zarech. html

[4] Декрет СНК РСФСР от 01.01.2001 г. «Положение о школах рабочих подростков» КонсультантПлюс

[6] МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР, ПРИКАЗ от 01.01.01 г. N 220 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРСОНАЛЬНОМ

РАСПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКАНЧИВАЮЩИХ

ВЫСШИЕ И СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ» http://www. *****/doc_ussr/usr_6758.htm

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *