Леванидов крест что это такое

Леванидов

Смотреть что такое «Леванидов» в других словарях:

Леванидов, Андрей Яковлевич — Андрей Яковлевич Леванидов Дата рождения 1747 год(1747) Дата смерти 26 февраля 1802(1802 02 26) Принадлежность … Википедия

Леванидов, Андрей Яковлевич — генер. лейтенант, в чине генерал майора с 1784 ноября 24, шеф Северского драгун. полка 1798 г.; в службе с 1756 г. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Леванидов, Яков Герасимович — влиятельнейший обер секрет. Сената с 1740 г. до смерти 1756 г.; р. 1699 г. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Каховский, граф Михаил Васильевич — (Коховский) генерал от инфантерии, из дворян Смоленской губернии, род. в 1734 году, ум. в 1800 г. Воспитывался в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, в службе считался с 8 го мая 1752 года когда был еще кадетом; в 1757 году выпущен… … Большая биографическая энциклопедия

Кутузов, Михаил Илларионович — князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия

Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса Л — Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «Л» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

Armorial général de la noblesse de l’Empire Russe : liste des blasons enregistrés — Armorial général de la noblesse de l Empire russe : liste des blasons (et des noms[1] de famille concernées) enregistrés[2], listés selon l ordre alphabétique romain[3]. Cette page reproduit donc les armes[4] des familles russes (ou… … Wikipédia en Français

Armorial général de la noblesse de l’Empire russe — Page de garde de l Armorial général de la noblesse de l Empire russe. Armorial général de la noblesse de l Empire Russe, en russe Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Très important recueil des armes de familles répertoriées[1] … Wikipédia en Français

Ведель, Артемий Лукьянович — русский композитор и певец; родился в Киеве в 1770 г. Воспитание получил в Киевском духовном училище, пел в архиерейском хоре. Через несколько лет В. получил место регента этого хора, который и привел в образцовое состояние. Митрополит Самуил,… … Большая биографическая энциклопедия

Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… … Литературная энциклопедия

Источник

Где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын?

Вопросы на засыпку

Для начала вспомним былину об Илье Муромце и Соловье Разбойнике, тот классический вариант, который изучался в общеобразовательной школе.

На пути русского богатыря к стольному Киеву-граду возле Чернигова
«нагнано-то силушки черным-черно,
ай черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не проскакиват».

Много интересной информации содержится в приведенном отрывке. Но прежде взглянем на географическую карту, еще лучше на глобус Земли. От Мурома до Киева лучше, удобнее и ближе, ехать через Орел или Курск, а Чернигов не по пути. Если Илья Муромец спешил, а его конь мог скакать через реки и леса, то зачем же он сделал такой крюк?

Допустим, что Илья поехал через Чернигов, чтобы расправиться с черною силою. Мужик-то хитрый оказался. Совершив подвиг, он получил приглашение стать в Чернигове воеводою, но он за оказанную услугу спросил у черниговцев про прямоезжую дорогу. И хотя фактически от Чернигова до Киева менее ста двадцати километров, черниговцы, видимо, по простоте душевной, назвали ему аж пятьсот верст. Зачем же черниговцы обманули своего избавителя?

Не значит ли это, что у сказителей неверные представления о расстояниях? Похоже, что сказители не имеют представлений о том, какие расстояния между этими городами: почт еще нет, курьеры не ездят и не бегают, скороходов, похоже, еще не набирали. А может, автор хотел зачем-то обмануть читателя или на что-то намекнуть?

Кроме того, Чернигов внутренний русский город. Степняки могут угрожать с юга, татаро-монголы, кажется, еще не подошли, время их не наступило, но в былине сообщается, что под Черниговом стоят вражеские войска. Откуда? Почему? На ум приходит только один вывод, видимо, былина сообщает о географии того времени, когда царство Романовых сузилось до «овчинки» вокруг Москвы. Вот тогда и могли стоять вокруг Московии враги. А если это было более древнее Киевское государство, то откуда здесь, то есть под Черниговом, взяться огромной силе?

Если эта сила шла с Запада, то зачем ей пересекать Днепр и идти лишние сотни верст в обход, если можно пойти прямо на Киев? Немцы во время Второй мировой войны так и сделали. Они шли прямо на Киев, не делая никаких крюков и не забегая по пути в Чернигов. Удивительно: Илья Муромец делает гигантский крюк, враги с Запада, если, конечно, они оттуда, тоже не любят ходить напрямую, обязательно делают крюки. Помнится, что педагог Шаталов в свое время рисовал на классной доске крюк, который сделал Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Значит, это традиция такая!

Если темная сила, допустим, шла с юга или востока, то ей тоже незачем идти на Чернигов, проще было пойти прямо на Киев. Не надо быть математиком, чтобы выбрать короткий путь. А здесь враги Киева выбрали самые неудобные подходы к стольному городу. Да и опытный воин Илья Муромец, конь которого мог скакать через реки и озера, выбрал какой-то извилистый путь. Неужели наши предки были такими тупыми, что не имели никаких представлений о преимуществе прямого пути?

А теперь о самом главном. Я уверен, что сказитель знал о том, что тьма – это очень конкретное число, но он заменил слово синонимами, указывающими на беспросветную черноту. Скорее, это указание на ту угрозу, которая нависла над страною в целом в связи с оккупацией России Романовыми.

Чернигов, видимо, в силу своего названия, указывающего на черное, темное, оказался почему-то тем центром, из которого управляли Тьмутараканью. Если Тмутаракань это нынешняя Астрахань или нынешний Таманский полуостров, то какие расстояния отделяют их от Чернигова? Как же управлялись князья с руководством такими отдаленными территориями? Или там находились летние резиденции черниговских князей? И не потому ли автор-сказитель использовал другие корни, чтобы сказать о нависшей угрозе.

Давайте разбираться вместе. Угроза Киеву шла с севера. И действительно, при Екатерине Великой, этой просвещенной императрице, состоявшей в переписке с именитыми европейскими философами, в Малороссии было установлено крепостное право. Вообще, самые дикие формы закрепощения в России связаны с династией Романовых. Закрепощение Малороссии – это апофеоз. В те же годы, когда Северные Соединенные Штаты не без участия российской императрицы получили независимость, народ России – ужесточение крепостной зависимости.

Еще интересный эпизод в связи с этой былиной. Между Черниговом и Киевом на прямоезжей дороге указаны такие пункты, которые свидетельствуют совсем о другом. Что это за пункты, памятные топонимы прошлого?

Это гора у Черной Грязи.

Это береза покляпая, то есть согнутая.

Это речка Смородина.

Это Крест Леванидов.

Вот там-то и сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

Через пятьсот верст прямоезжею дорогою от Киева к северу будет примерно стоять Москва. Все зависит от того, какую шкалу принять. Напомню, что при Петре Первом верста стала 500 саженей, это около 2 км, а до него была 700 саженей, а еще раньше – 1000. Не указывает ли былина, что Соловей-то Разбойник сидит не где-то, а непосредственно в Москве, только цензоры и комментаторы этого не заметили. Или не захотели заметить?

В комментарии читаем:

«Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст». Представление о пути следования Ильи у поздних сказителей весьма туманное: от Чернигова до Киева расстояние по прямоезжей дороге оказывается в пятьсот верст, на самом же деле оно менее ста двадцати верст. Илья должен ехать в Киев мимо какой-то Грязи Черной и Креста Леванидова. Древние былины помнят путь Ильи из Мурома через леса Брынские (то есть Брянские, дебрянские, дремучие) и черные Грязи Смоленские. О Москве, поскольку она возвысилась позднее, былина не вспоминает».

Вот такой комментарий. Обращаю внимание, что Смоленск с его Черными Грязями вообще не по пути, это крюк в лишнюю сотню верст, да не одну. Похоже, что автор намекает проницательному читателю (Помните о таком из курса русской литературы ХIХ века?), что царская династия, ставшая по сути для России Соловьем Разбойником, вышла как раз из тех мест и зацепилась на речке Смородине.

Речка Смородина (Смородинка) довольно часто встречается и в сказках, и в былинах. Именно так до начала строительства столицы империи Москвы называли Москву-реку. Встречаются упоминания, что Неглинка впадала в Смородину. Кстати, смородина – очень вкусная ягода, без кустов которой не обходится ни один садовый участок в России, как ни один дом не обходится без смородинного варенья или наливки. В словаре Даля смородина дана в гнезде слова смородъ – смрад, вонь, сильный запах, гарь, угар, чад, дано уточнение, что черная ягода стала смородиной от резкого, удушливого запаха куста и ягод. Но удивительно не это, а то, что в немецком такую ягоду называют Johannisbeere, буквально ягода Иоханна, Йоханна. Почему? Не потому ли, что ханы-цари Иваны строили Москву на речке, прославленной смородиной?

А Крест Леванидов – это, похоже, символ Западной Европы, католический крест. Леванидов – принадлежащий Ливонии, той самой, с которой собирался воевать Иван Грозный, но из-за смуты в Москве отказался от замысла. Сегодня с Ливонией соотносят Литву, однако так называемые ливонские писатели и просветители проживали не в Прибалтике, а в Голландии.

Крест Леванидов упомянут, видимо, потому, чтобы указать, что Романовы победили в борьбе с регулярной армией-ордой и возвысились над Россией в результате помощи стран Западной Европы. На мой взгляд, на это указывает герб города Владимира, утвержденный Екатериной Второй в 1781 году: лев, встающий на дыбы, держит в правой лапе серебряный католический крест. Свирепая пасть льва на старых гербах заменена почти человеческим лицом, на голове льва железная корона. Карикатурный лев указывает на Леванидов крест.

А фраза сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын тоже указывает на прозападную ориентацию Романовых.

Одихмантьев, где о – это приставка-корень со значением вокруг, около, со всех сторон; дих – это дикий, от чего одышка, отчего трудно дышится, что стесняет дыхание; мант – это немецкий корень Mann, мужчина, человек, а это символ Западной Европы. Сравните: вариант этого слова басурман, сборщик налогов и податей. Однако авторы могли указать и на мантию – один из атрибутов царской власти, тогда мантия – пальто из дорогих мехов, от которых нет возможности дышать.

Вот она, зверская сущность самодержавной власти, и проявляется во всей полноте.

Удивительно, что в былине не признали острую сатиру на самодержавие в России. Кажется, я знаю почему. Публикация былин относится к 70-м годам ХIХ века. К этому моменту появилось немало явной критики самодержавия, особенно в Европе, потому на этот жанр, да еще на скрытую форму, просто не обращали внимания, а вопросом на засыпку, где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын, видимо, никто тогда не задавался.

Источник

Карта былинного мира

Леванидов крест что это такое. Смотреть фото Леванидов крест что это такое. Смотреть картинку Леванидов крест что это такое. Картинка про Леванидов крест что это такое. Фото Леванидов крест что это такое

Географическое пространство былины достаточно обширно. Это направления (север, юг, восток, запад), топонимы (места, деревни, села, города, земли, царства, страны), гидронимы (реки, озера, моря, океан). Чтобы понять, как устроен эпический мир, имеет смысл разделить все названия на несколько групп.

1. Названия, которые проецируются на реальную карту и совпадают с реально-историческими местами (Киев, Чернигов, Литва, Днепр и проч.). Такие названия попадают в былину на разных этапах ее бытования, во многом они нужны для формирования установки на достоверность при пропевании эпоса. Это своего рода внешняя карта.

2. Названия сугубо внутренние, характерные только для фольклорных текстов (камень Алатырь, земля Латыгорская, Корела проклятая, Святые горы и так далее). Их можно обозначать как эпические — или, шире, фольклорные. Они не проецируются на реальную карту, но тем не менее показывают примерное представление о пространстве эпического прошлого в головах у былинных сказителей.

Это карта внутренняя. И те и другие названия смело можно разделить на «свои» (Русь), «чужие» (земли неверные, горы, лес, река) и «нейтральные» (поле, дорога, море, океан).

Царьград

Большой процветающий город — до того момента, пока в нем не обосновался Идолище, и теперь в Царьграде «все не по-прежнему, не по‑хорошему»: и люди плачут, и милостыни не дают. Илья Муромец побеждает Идолище и спасает город.

Окиян-море

Граница былинного мира. Очень глубокий водоем. «Высота ли, высота поднебесная, глубота, глубота окиян-море, широко раздолье по всей земле».

Ёрдань-река

Река недалеко от Еросолима-града. Несмотря на предупреждение «бабы залесной» не купаться в ней, Василий Буслаев, не верящий в приметы, отправляется в реку. На обратном пути в Новгород предсказание сбывается и Васька погибает.

Еросолим-град

Святой город. Туда едет Василий Буслаев, чтобы отмолить грехи молодости. Там Господу-то Богу молятся, во Ёрдань‑то реченьке купаются, в кипарисном деревце сушатся.

Леденец

Иностранный торговый город. Там родился «богатый гость» (то есть купец) Соловей Будимирович, оттуда он приплывает на кораблях в Киев — свататься.

Галич

Город. Родина Дюка Степановича; там, по мнению Дюка, пекут лучшие калачи и делают замечательную водку. Описывается как «деревенька, славный город». Там в расписном тереме живет мать Дюка Степановича. Галичская земля славится богатством — у князя Владимира не хватает бумаги, чтобы описывать все имущество Галича, и он велит использовать бересту.

Святые горы

Место обитания Святогора, который может «гулять» только по ним, но не по русской земле, потому что проваливается. Там Святогор находит гроб для себя, ложится в него и умирает.

Датская земля

Туда князь Владимир посылает Добрыню, чтобы собрать дань.

Чисто поле

Промежуточное пространство между городами, странами и землями. Туда выходят богатыри из дома, там они разбивают шатры, спят, дерутся, пробуют свои силы, подкидывая палицы к небу.

Непра-река

Пограничная река, через которую татары каждый день пытаются построить мосты, но река каждую ночь смывает мосты. Происходит из крови убитой Непры-королевичны. Маленькая, но бурная. «Во глубину двадцати сажень, в ширину река сорока сажень».

Алатырь-камень

Нулевой километр былинного мира, своего рода центр.

Литва

Иностранное королевство, также известное как царство Ляховинское. Там служил Дунай, живет невеста князя Владимира и ее отец — литовский король. Богатыри туда ездят с посольством. Описывается как «поганая», «хоробрая», «проклятая». Оттуда родом братья Ливики — напавшие на Русь племянники короля. Они сжигают пару городов, но терпят поражение: их выгоняют, одному отрезают ноги, другому выкалывают глаза. Возвращаются в Литву с позором.

Латинская земля

Любая чужая земля. В этой земле выращивают хороших жеребцов. Вероятно, там проживает любовница Ильи Муромца — баба Латыгорка, также известная как Златыгорка — мать Сокольника.

Ильмень-озеро

Владение Водяника (морского царя). Садко вылавливает из озера мусор — или рыбу белорыбицу, которые потом превращаются в золото. Озеро часто штормит.

Новгород

Богатый торговый мегаполис. Там (или рядом с ним) живут Садко и Вольга Всеславьевич, Хотен Блудович и богатырь-пахарь Микула, новгородские купцы, мужики, настоятели, стоят церкви соборные, в нем «колокольный звон». На мосту через Волхов с новгородцами дерется Василий Буслаев.

Ростов

Родина Алеши Поповича. Там живет отец Алеши — Леонтий, поп ростовский, у которого есть ненасытная корова.

Чернигов

Провинциальный город недалеко от Мурома. Илья Муромец спасает город от осады, и ему предлагают стать градоначальником. Эта позиция не устраивает Илью, поскольку он спешит на вечернюю службу в киевской церкви. Чернигов славится своими невестами («есть девушки да хорошии, молодушки да пригожии»).

Бекешовец

Провинциальный город. Илья Муромец освобождает его от татар, жители предлагают Илье стать у них воеводой, но тот благородно отказывается. Город постоянно осаждается врагами.

Смородина-река

Муром

Небольшой красивый город. Иногда в Муроме князь Владимир устраивает пиры, недалеко от него родная деревня Ильи Муромца. Там «фатерушки (то есть квартиры, дома) порасписаны» и «солдатушки порасставлены».

Карачарово

Село. Родина Ильи Муромца. Там он сидит на печи до 30 лет, затем, исцелившись, отправляется в Киев. Это село разоряют племянники литовского короля.

Поморская земля

Северная земля. Там есть «лавочка питейная», «царев кабак», там «пьют голи кабацкие», там же опохмеляется Илья Муромец. В Поморской земле живет Пленка Поморская — жена Святогора.

Леванидов крест

Эпическая координата места обитания Соловья-разбойника. Используется в качестве ориентира для локализации былинного смутьяна и разорителя — Чурилы Пленковича.

Столица былинного мира. Там живет князь Владимир, туда стремятся богатыри из провинции, которые затем его охраняют. Там живут бояре, воины, чудотворцы, есть застава, переулочки, пещеры, есть кабаки, сады, палаты белокаменные, дом колдуньи. Там проводятся пиры, скачки и свадьбы. Описывается как «стольный город», «славный город», «село прекрасное», про него идет «слава великая», он довольно большой: сокол облетит за меженный (то есть летний) день, маленькая птичка — ни за что.

Рязань

Родина Добрыни Никитича. Раньше она слободой слыла, а теперь слывет славным городом, оттуда Добрыня выезжает на подвиги.

Чисто поле

Промежуточное пространство между городами, странами и землями. Туда выходят богатыри из дома, там они разбивают шатры, спят, дерутся, пробуют свои силы, подкидывая палицы к небу.

Пучай-река

Пограничная «свирепая река», огненная, купанье в ней угрожает гибелью. Вопреки запрету матери там купается Добрыня Никитич и дерется со Змеем.

Бухарское царство

Выиграно в шашки Михайло Потыком у заморского царя Бухаря.

Заморская земля

Типичное царство, куда отправляются богатыри свататься. Там живет Торокан да сын Заморянин, там производят вино заморское — зелье лютое.

Индея богатая

Иностранное царство. Еще одна родина Дюка Степановича. Действительно очень богата — когда Добрыня едет описывать имущество Дюка, перед ним открывается великолепный вид: «золоченые кровельки», «крыши как огонь горят». Добрыня думает, что жители, испугавшись, подожгли город, но Индея настолько богатая страна, что и крыши тут из золота.

Сорочинские горы

Находятся за пределами Руси или на самой границе. Там живет Змей, с которым бьется Добрыня. Сорочинские горы — это гиблое место, в Сорочинских горах погибает новгородский сур (то есть молодец, удалец, забияка) Василий Буслаев.

Поленецкая земля

Восточное царство, «земля дальняя». Там живет нехороший царь Батур Батвесов. Добрыня и его приятель Василий Казимирович везут ему дань. Там играют в карты, в кости, соревнуются в меткости — стреляют в золотое кольцо на дубе кряковистом.

Подольское царство

Иностранное царство. Туда отправляется Михайло Потык за данью. В нем живут король и жена Михайлы — Авдотья, а также Настасья-королевична.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

114. В.Агошков. Тросна. Чёрная Грязь.

Леванидов крест что это такое. Смотреть фото Леванидов крест что это такое. Смотреть картинку Леванидов крест что это такое. Картинка про Леванидов крест что это такое. Фото Леванидов крест что это такое

114. В.Агошков. Тросна. Чёрная Грязь.

что означает чёрная грязь.

в отрывке из былины » Илья Муромец и соловей разбойник.

«Как у той ли то у Грязи- то у Чёрноей».

Черные грязи? В былине это, безусловно, название географическое. Название либо населенного пункта, либо реки. Это видно, в частности, из фразы: «…ехал мимо Грязи, мимо Черноей». Говорить: «я ехал мимо грязи», имея в виду грязь — слякоть, как-то странно. Но все становится на место, если Грязь — название населенного пункта или реки.

И действительно, в Курской области есть два села с одинаковым названием «Черная Грязь». Первое из них находится на реке Свапе в Дмитриевском районе. Другое — на реке Сейме, против устья Свапы.

Можно предположить, что именно первое из этих сел названо Илье мужичками освобожденного города в качестве начального ориентира на пути в столицу. Тогда освобожденный богатырем город должен был находиться где-то поблизости.

Как раз километрах в пяти севернее села Черная Грязь находится большое городище Старогородское. Проведенные на нем археологические разведки показали, что в эпоху Киевской Руси здесь, по-видимому, был небольшой город. Во всяком случае верхний культурный слой этого городища прочно датируется Х—ХIII веками. Находится Старогородское городище километрах в пятистах от Киева. Такое расстояние указано и в былинах.
Еще один ориентир: мужички предлагают богатырю ехать мимо… березы. Это в лесной-то стороне да на пятисоткилометровом пути принимать березу за ориентир! Пусть покляпую (пониклую). Да ведь берез по пути будут многие тысячи! Опять все становится на место, если понять березу не как название дерева, а как имя географического пункта-поселения или реки. И опять… километрах в семи к югу от села Черная Грязь, на правом берегу Свапы, находится большое старинное село Береза при устье реки Березы. В селе был когда-то найден большой клад арабских серебряных монет-дирхемов IX—Х веков. Рядом с селом — два городища. На одном из них, на Мойсеевском, в эпоху Киевской Руси было укрепленное славяно-русское поселение.

Далее в былине идет еще одна веха, несколько необычная и, на первый взгляд, таинственная — «Леванидов крест» или «славный Леванидов крест», какой назван в другом месте в былине.
Сейчас нас особенно интересуют кресты, которые на Руси ставились на путях речных. Их высекали на камнях или вырубали из камня и устанавливали на берегу (или в русле реки) либо в местах, опасных для судоходства, либо на раздорожье — там, где река впадала в другую реку или в озеро.
.
Славный Леванидов крест скорее всего стоял на речном раздорожье, при впадении Свапы в Сейм. Пока приходится ограничиться лишь предположением, так как «на своем посту» крест не сохранился. Это не значит, что он пропал безвозвратно. Может быть, лежит или стоит где-нибудь в песке, в иле или в воде в реке, либо на каком-нибудь сельском кладбище.
Но пока не найден еще крест Леванидов, вернемся к остальным вехам, названным в летописи. Во-первых, еще одно село, все с тем же названием — Черная Грязь. Оно, как сказано уже, находится близ устья Свапы. И недалеко от него, там, где, по былинному рассказу, положено быть «поселью Соловьиному», возвышается среди болот городище… Соловейня, или по-другому — Соловень-гора. У местного населения до сих пор бытует предание, что именно здесь и находилось гнездо Соловья-разбойника. Археологические разведки показали, что и здесь было поселение в Х—XIII веках.

Итак: Ахмат в истории Соловьиной Курской земли — Ахматович в былине. Черные Грязи, Береза, поселье Соловьиное в былине — села Черные Грязи, село Береза, городище Соловейня на пути вдоль Свапы в Курской области.

Совпадения? Не многовато ли — сразу и в одном месте?

© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213102002117

Источник

Новое в блогах

Фольклор о мироустройстве. Глава 10. Прародина воплощённого человечества

Веды рассказывают о прародине жителей Яви и сравнивают её с благодатью Прави (вечность вселенной). На белой горе Березани растёт дуб вверх кореньями, вниз ветвями – символ вечности, там же растёт вишнёвое дерево – образ божественных воплощений. На дворе вечности находится вечнозелёный Ирий сад, там есть и яблоня с золотыми молодильными яблочками цель и мечта многих богатырей. «В том саду лужайки зелёные, на лугах трава мягкая, шелковая, а цветы во лугах лазоревые. Бродят в Ирии звери дивные, поют птицы вещие, серебрятся ручьи хрустальные, плещут в их водах златопёрые рыбы. Нет прохода в те горы пешему, нет проезда сюда и конному. Все дороженьки загорожены, заколодели-замуравели«.

В Веде Купалы сказано, как поезживал Семаргл-Огнебог по белу свету и наехал на камень Алатырь, а на нём начертан Закон коловращения Жизни: «Как направо поедешь – богату быть. А налево поедешь – живым не быть, ну а прямо поедешь – женату быть«. Испытал судьбу Семаргл на прямой (в Явь) и левой (в Навь) дорогах вселенной. «И наехал он на пречудный крест. Словно Солнце крест тот сияет, и объят он весь ясным пламенем. То не просто крест на земле стоит – он стоит над кладом великим, где лежат богатства несметные – там лежит сама книга Вед. И сходил Семаргл со добра коня, брал он крест во рученьки белые, брал из погреба книгу Вед и повёз её в Сваргу синюю да ко тем горам Алатырским«. Здесь Сварга – это Правь, божественная родительская обитель.

Фольклор подробно рассказывает, где находится клад великий, и как герои начинают странствия по вселенной. В былине «Илья Муромец и соловей-разбойник» (Пудожское собрание былин) богатырь подъезжает ко речке Смородине, а ко той ли он Грязи да ко Чёрной, а ко той ли ко берёзе да покляпой, к тому славному кресту ко Леванидову. Свет звёзд Малой Медведицы и есть образ креста Леванидова, он летит по небосводу вселенной в вечном круговороте жизни. Пречудный крест оставил след в жизни всего людского рода. Славный-пречудный крест Леванидов указывает путь к древним знаниям. Богатыри-волхвы, славутные певцы, калики-перехожие и другие Искатели двора Прави достигают славный крест, под которым находится Книга Вед.

Память народов хранит корни прародины. В преданиях человечества Северное созвездие – символ далёкой прародины, он стучится и поныне в сердцах поколений. Следует отметить, что для населения Ирана, Индии, большей части Китая не доступен свет Северного созвездия. С этих территорий только в Купалины дни можно видеть распластавшиеся низко над горизонтом лебединые крылья Большой Медведицы. Если мысленно зафиксировать по четырем сторонам света вращение звёзд Малой Медведицы вокруг Золотого кола (Полярной или Седавы звезды), то получится вечно светящийся символ прародины – крестообразный знак страны Бореи или «Крест в круге«. Он и есть Свасти Вед Руси, Индии, Китая и учений Востока.

Когда-то в стране Борее царил тропический климат. Но всё имеет начало и конец. При смене вёрст разбушевались ветра из божьих уст, взволновались воды окиян-моря, и ослепительное пламя озарило вселенную. В результате глобального катаклизма сместилась ось вселенной, и прародина жителей Яви погрузилась в Белое безмолвие, её земли поглотил ныне Ледовитый океан. Человечество следующих вёрст было вынуждено отступить к Югу от борея – сурового дыхания северного ветра.

Люди покинули замерзающий край. Но память русских Вед и Авесты хранит волны движения рода на этапах вселенной. На пути следования создавались опорные пункты: триста новогородов и сёл Русколани (вблизи Голуни в скифских степях), на границе степей и уральских гор – Аркаим с семью городищами, сто городов по берегам Чёрного моря. Люди освоили берега и воды Средиземного моря, переплыли его и создали царство Египта. Род проник далеко на Восток, о чём ныне свидетельствуют десятки древних городов Диринга на реке Лене. Потоки миграции докатились до Индийского океана, и там возникли города. Проходили тысячелетия, человечество множилось и осваивало юг планеты. Именами своих вождей стали называться народы. И каждое племя хранит и передаёт знание Закона Жизни.

Об исходе рода с когда-то благодатных земель страны Бореи сказывает Влесова Книга.

«Двое сыновей пошли туда, куда заходит солнце, и видели они там много чудес и злачные травы.

И многие племена и роды изъявили желание следовать по тропе той, и пришли они все к тому осевшему огнищанину.

И тут приказал Отец-Орей сыновьям своим быть впереди всех родов. И не захотели они делиться на этих и тех. И тогда князь единый повёл своих людей на полдень, в край морской. И была там сушь великая и пустыня. И пошли они в горы, и там поселились на полвека, и собрали большую конницу, прежде чем идти в края чужие.

И в тех краях воины встали на тропе, и они принудили их сражаться и были разбиты. И тогда они пошли дальше, и увидели тёплые земли, и пренебрегли ими, так как многие чужие племена там сидели. И шли они дальше.

И так боги вели их как своих людей. И добрались они до горы великой. И повоевав там с врагами, двинулись дальше…».

Два тысячелетия тому назад в конце пятого круга вселенной Сварог отправился на отдых в Правь. Он предупредил сынов на сырой земле о скором нашествии потьмы и оставил людям наказ (Веда Белояра):

«Вспоминайте Орея – он для Вас свет зелёный и жизнь. Вот его завет: Любите друзей своих и живите мирно между родами«.

Прошлое доносит до современного читателя названия прародины: Орея (Влесовой Книги), Беловодье (Вед и фольклора), Борусия (западных и южных сказаний), Биармия (северных легенд), Северная страна Гиперборея (Геродота), Северная земля Араз (кобзаря Олексы), Северная Аразия Антских и Китайских легенд. Возможно, отсюда же следуют названия Азия и Абхазия – созвучные с именем родины, унесённого предшествующими вёрстами.

Не только человечество помнит о Борее, но и птицы возвращаются в родной благословенный край. Стаи ежегодно прокладывают весенний маршрут на Север. У качинских шаманов Алтая есть легенда о сорока родах птиц, которые на зиму улетают в царство божественного Ульгена. Кетская сказка «Глухарь, утка и гусь», долганская сказка «Полярная сова Лэнгкэй», качинская легенда о сорока родах перелётных птиц напоминают, что для жителей Яви приходит время возвращаться на родину и собирать семью в единое целое – Род. Мартовское возрождение зовёт птиц с Юга планеты в Великое Семиречье. Человек, наблюдая их, тоже слышит голос Белого Безмолвия. Люди и птицы чувствуют зов ветра борея. Кому-то прародина является в свете Золотого кола (ось, шест), соединяющего воедино печной столб вселенной, Землю-матушку и человека. А кто-то «видит» её в сверкании холодного огня Северного сияния. Селькупская сказка «Соколиный костёр» называет Северное сияние костром, который светит тем, «кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело«.

Летят журавли в Борею и передают людям, как ладно им было в Ирии. Перекликаются они в лазурной сини, предвосхищают долгожданную встречу. Журавли песней поднебесной славят Род и несут весть, как в Сварге родительская семеюшка счастливо живёт. Божественная семеюшка горе не мыкает, зла не знает и помогает варожичу Велесу пасти звёздное стадо на Млечном пути. Хорошо им в Ирии. И мы – их божьи сыны на сырой земле тоже счастливо жить будем! Взор человека устремлен за летящей стаей и сопровождает её на всём пути.

Передают сыны сырой земли ласточкам, улетающим осенью в Ирий, сердечный привет всей родительской семеюшке, братишкам и сестрицам, до срока ушедшим в вечность. Ведают они, что донесут их мысли божьи птицы. Как вернутся птахи весной, то деловито щебечут – несут весточку из вечнозелёного сада. Торопятся они с весны продолжить род, птенцов вскормить и научить любви к северному краю. Люди тоже ждут весенней поры. Как и родительская семеюшка в вечности, человек зёрна сеет, за всходами смотрит, плоды растит. Не забывают славящие Правь (православные) божественную обитель. 29 августа (16 августа) после праздника хлебного Спаса передадут хлеборобы с ласточкой весточку родительской семеюшке. В ней расскажут они, каков урожай нынешний.

Генетические связи с прародиной и божественной семеюшкой передаются памятью родов природы и человечества. Они поведаны заветными словами фольклора, нанесены на священные изображения шаманских бубнов. Они озвучены в традициях Европы, Азии, Сибири и Востока. Сказывает Влесова Книга: «Создались роды те в Семиречье, где мы обитали за морем в крае зелёном. И было это в древности до исхода нашего к Карпатской горе.… А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра-реки…Род славен ушёл в земли, где солнце спит в ночи, и где много травы и тучных лугов, где реки от рыб полны, и где никто не умирает«. Волхв-летописец сравнивает край зелёный страны Бореи с Ирием, где никто не умирает. Благодать прародины так и осталась в памяти рода вечнозелёным садом. Воспоминание о прошлом трансформировало название страны Орея в Арий, затем в Ирий. При смене вёрст жители Семиречья – потомки Орея (арии) отправились в странствие по пятой версте вселенной. Арии принесли с собой слова арало – плуг, арать – пахать, орать и др.

В Борее водились даже львы, об этом поведано в бурятской сказке «Почему львы больше не живут в Сибири». «Си» в слове Сибирь означает гармонию, место слияния семи могучих рек, которые и поныне несут свои воды в древний стан рода; «Си» – это и цвет созвездия Ориона, Саху или трезубца Коляды. На принадлежность Сибири к Борею указывает буква «б», а «ирь» на Ирий (страну Орея).

Если взглянуть на карту Руси, то можно увидеть семь могучих рек прародины: Северную Двину, Печору, Обь, Енисей, Лену, Индигирку, Колыму. Они, берущие своё начало на просторах Северного полушария, как и прежде, во времена наших пращуров, несут из Семиречья свои могучие воды в Беловодье полярного круга. В фольклоре и русских Ведах описание прародины соответствует картинам Прави.

«В том блаженном северном крае слышны песни – там вечный праздник, там текут молочные реки и впадают в Белое море.

Как во том окияне-море подымались из волн три острова. Первый остров Фаворский Белый, следом Тульский и Алатырский.

Тот священный остров Фаворский недоступен даже для мысли, неподвластен ничьим веленьям. Он покрыт садами чудесными. ходят-бродят дивные звери, там поют ирийские птицы…. Там гуляет сам Вышний…

А на острове Алатырском – вся земля, все камни из золота. Там растут золотые яблони, а на яблонях – златы яблочки. Там ручьи и речки струятся да по камушкам золотым. Средь златых ветвей и цветов там поют ирийские птицы и сияют златыми перьями. Как на тот Алатырский остров едет Сурья-Ра на закате дня. Едет он по Млечной дороге на своей златой колеснице.

А у Ильма на Тульском острове из железа выстроен замок. В замке Ильма Тульского – кузница. Он куёт и бьёт мощным молотом, и очаг его пышет пламенем, разлетаются искры по всей Земле, свод небесный гром сотрясает» (Веда Крышня).

На карте Северного полушария можно увидеть месторождения газа, нефти и каменного угля, которые сегодня добываются в отвалах Шпицбергена, Воркуты и Ямала, и так вплоть до Чукотки. Это признаки того, что в северном крае когда-то царили могучие тропические леса и вечнозелёные луга. Память человечества сохранила страницы прошлого Беловодья. На заре третьей версты вселенной огромные массы гигантских деревьев и растений плодились и умирали с большой скоростью. Затем ветра из божьих уст сотворили из останков исполинских лесов и трав чудо: газ, нефть, уголь. Тем самым Творец вселенной оставил сынам на сырой земле жар-цвет своего неисчерпаемого животворящего намерения.

Народы сохраняют почитание Неба, Солнца, Луны, Венеры, Северного созвездия. И передают из поколения в поколение космогонические мифы о Белобоге. Койбальский шаман в обрядовой молитве перечисляет родовых покровителей: «О царь-левша, не стреляющий и не промахивающийся! Постель твоя влажное облако. Белое облако, в белом небе! О, владыко, белое небо«. Сагайские шаманы вспоминают Род на белом облаке, как Белобога. Он «будучи существом, имеющим добрую душу, сидит на облаках: он оттуда смотрит на борьбу богатырей с нечистыми духами«.

Правь является начальным пунктом странствия и конечной целью жизненного пути любого жителя. В заговорах часто упоминается её местоположение. Например, в заговоре «от недуга» изображен дом вечности: «За морем за синим, за морем Хвалынским, посреди Окиян-моря лежит остров Буян, на том острове Буяне стоит дуб, под тем дубом живут седмерицею семь старцев, ни скованных, ни связанных. Приходил к ним старец…» (из собрания И. Сахарова). Старец и есть сам Всевышний, а семь старцев – Его воплощения на семи верстах круговорота вселенской жизни. При описании моря Хвалынского упомянут остров Буян. На нём находится бел-горючий камень Алатырь, заговор указывает на его высоту – 60 сажень.

В начале третьей версты вселенной прародители из этого камня Алатыря сотворили семь тысяч богатырей. Былина «Волх Всеславьевич» их называет посадскими, на Кавказе их именуют нартами, в Удмуртии – алангасарами, в Бурятии – гэсэр, в Ингушетии – прежними великанами, в Чувашии – улупами и т.д. Ростом-то все они были в камень Алатырь – 60 сажень. В заговоре (из собрания И.Сахарова) поведано, что на этом камне расположен и хрустальный терем или дом, в котором стоят кади железные, а в тех кадях лежат тенета шелковыя. Там же есть золотой стул, а на том стуле сидит красная девица (не иначе как Великая Богоматерь Лада), подпоясанная золотым поясом, подпёрлась золотым посохом, и избавляет от недугов.

В сюжетах сказок под камнем Алатырем стоит живая Щука. Щука златопёрая – фольклорный образ Бога на первой версте вселенной. На острове Буяне живёт и птица Гагана: «с железным носом, с медными когтями«. Гагана – это гагара. Жрецы северных народов, которые избрали своим тотемом гагару, совершают при её покровительстве странствия в ночь и вечность вселенной.

Качинский шаман, отправляясь на встречу с родительской семеюшкой, чествует Белобога следующими словами:

Останавливаешься ты на белом хребте!

Получаешь тень от белой берёзы!

Имеешь дом (владыко) на свежем облаке!

Имеешь селение на белом облаке!

Жрецы родов Руси одинаково смотрят на небесную твердь – дом Белобога. Творец вселенной имеет множество имён: у славян – Сварог, у карел – Укко, у эрзя – Верхний Нишке, у качинских шаманов Алтая – Ульген, у народов крайнего Севера – Эрлик, Айыылар, Юрунг Айын-тойон, Ак ээрен, у ингушей – Дяла (Тга и Великий Нарт), у мордвы – Уд, у нганасан – Нгуо, у чувашей – Великий Тора и др. Жрецы ведают, что людские души были усыновлены Белобогом ещё до начала вселенной, и считают Его своим прародителем. Пословица напоминает, кем Он приходится сынам на сырой земле: «Ни отец до детей, как бог до людей«. Другая пословица уточняет: «Свет плоти – солнце, свет духа – истина«. Свет духа и есть Свят Дух, а истина – это установленный Им Закон коловращения Жизни.

Фольклор, Веды, Руны и других священные Книги родов Руси передают мысли Бога о творении жизни, и рассказывают потомкам о единых корнях, к которым по праву рождения с мифологического прошлого принадлежит каждый.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *