Левкасный гвоздь что такое
Эксклюзивное интервью с реставраторами Надвратных икон
Открытие икон: стадии работы
— Есть какие-то странные домыслы: реставраторы герои, в ночи поставили леса, якобы чтобы Сталин не знал. Это неправда. Было принято решение о консервации двух этих фресок. Одно изображение на Спасской башне (раньше её называли Спасо-Смоленской) и одно на Никольской.
Отреставрированный образ Спаса Смоленского со Спасской башни:
К.М.: Сначала мы сбили штукатурку, которая была замонтирована на металлическую решётку. Следующая стадия – удаление сетки. Сетка такая панцирная, похожа на рабицу. Датируется она где-то с 1931 по 1935 гг. – здесь чётких документов нет. Они есть, конечно, но их не удалось найти.
Следующая стадия: мы снимаем металлическую решётку и видим вот такой образ Спаса Смоленского. Что мы увидели? Мы увидели достаточно руинированную картину. Штукатурка держалась слабо и фреска была в аварийном состоянии. Наша задача как консерваторов – укрепить основу. Основой здесь является штукатурный слой. Известково-песчаный или штукатурный слой. Укрепляется он при помощи известкового раствора. Для этого делаются отверстия и с помощью спринцовки или шприца вводится внутрь такой раствор. Но вначале всё обильно промачивается водой. Ставится раствор и прижимы: штукатурка отходила и стояла такими буграми. Наша задача была её прижать. Причём прижимы ставятся и снимаются, чтобы посмотреть, где вышла штукатурка, которую необходимо убрать, иначе от живописи её уже не отмоешь. Делается это, в основном, скальпелем, чтобы не оставалось набела на живописном слое фрески. Аккуратно излишки убираются скальпелем и опять ставится прижим.
В таком виде реставраторы увидели законсервированную икону:
Эта конструкция оставляется на некоторое время, чтобы раствор зафиксировался.
Все это укрепляется специальными второпластовыми шпателями, потому что они инертные: они не прилипают к живописи. Бывают разных конфигураций, в зависимости от плоскости.
Художник-реставратор Андрей Киселев за работой. Сейчас мастерская занимается реставрацией икон Новодевичьего монастыря:
К.М.: Следующая стадия укрепления: мы вычиняем все поздние вставки. Вот из иконы Спаса мы вытащили такие кляверы или левкасные гвозди они ещё называются. Для чего они делались: перед тем как подготовить доску под роспись, в окладочный шов вбивались кляверы. Они торчали примерно на сантиметр от стены и являлись арматурной частью, укрепляющей для штукатурного слоя. Чтобы конструкция не рухнула. Они как костыли держали штукатурку. Все-таки иконы располагались на отвесной стене, внешней. Но в чем беда этих левкасных гвоздей – а эти, которые мы держим, скорее всего, 17 века. Эти гвозди со временем окисляются и ржавеют, а ржавчина даёт отторжение штукатурного слоя.
Рабочие инструменты художников-реставраторов:
Ржавчина расширяется и штукатурный слой отходит: с одной стороны эти гвоздики держат конструкцию, а с другой стороны, ломают. В местах этих забитых гвоздей живопись утрачена. Мы во время реставрации эти места дополняем – реконструируем. Следующей нашей задачей было собрать утраты красочного слоя: не покрасить, а в местах утрат собрать маленькой такой кисточкой. Наша реконструкция живописи не должна заползать на авторский красочный слой. То есть, вы понимаете, какая это тонкая и кропотливая работа. Именно этим и отличается реставрация от поновления. Мы не имеем права закрашивать автора. Мы можем только собрать живопись в местах осыпей и в местах утрат. По правилам наша тонировка должна отличаться от авторской живописи, так как мы занимаемся научной реставрацией.
Почетный реставратор Москвы Андрей Бринцев в мастерской:
Есть определенные реставрационные законы
Художник-реставратор Константин Муравьев на кухне в мастерской:
Лик Спасителя, промежуточная стадия реставрационных работ, фото из архива мастерской:
Та же фреска после реставрации:
Никола Можайский
К.М.: Мы пришли на объект, там была белая заштукатуренная ниша, в альбоме у меня ее нет почему-то. Есть только фрагмент на фото – она была просто вот так заштукатурена. Мы сначала сделали зондажи, это такие небольшие отверстия.
Фреска Николы Можайского с Никольской башни Кремля, фото из архива мастерской:
Ведь раньше не было точно известно, что живопись сохранилась. Это было скорее предание.
Состояние фрески Николы Можайского до начала реставрационных работ:
Андрей Бринцев: Кремль был закрыт фактически с 1918 года – это была правительственная территория. Вплоть до хрущёвских времён он был закрыт для посещения общественности. Может быть, после смерти Сталина, он был какое-то время открыт и всё. Орлы на башнях стояли до 1934 года, их никто особо не видел. Потом уже в конце 1930-х гг. поставили рубиновые звезды из стекла рубинового цвета. А стекло для них готовили в городе Вышний Волочек. Сейчас, к сожалению, его разорили, а тогда это был красивейший город Тверской губернии.
Фрагмент фрески после реставрации:
К.М.: После того, как фреска была обнаружена на башне, совет решил не убирать более позднюю запись и не раскрывать икону 17 века. Поэтому то, что мы видим сейчас, больше напоминает более позднюю живопись. Изначальная фреска, скорее всего, мало сохранилась под более поздним красочным слоем – так что решение это оправданное. Скорее всего, поновление, которое мы и видим сейчас, было сделано к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. Может быть, это поновление 1896 года к коронации Николая II, но, скорее всего, всё же более позднее, 1913 года. Как известно, 300-летие династии Романовых праздновалось пышно и к этой дате все важные объекты приводились в надлежащий вид.
Фреска Спаса со Спасской башни, до реставрации, фото из архива мастерской:
Сохранились ли документы этого времени? Известны ли имена людей, которые делали это поновление?
Рассказывает художник-реставратор Андрей Киселев:
Нет, к сожалению, мы не нашли таких документов. Искусствоведы их действительно искали, и вполне возможно, что они где-то есть. Но найти не удалось.
Андрей Киселев в мастерской
Поэтому мы все равно считаем, что это изображение Спаса относится в 17 веку, поскольку в основе фрески лежит именно этого времени живопись.
О.З.: Как писались эти фрески? Расскажите немного.
А.К.: Знаменщик наносил слой штукатурки и граффити. Граффити – это контуры будущей иконы, нанесенные на мягкую ещё штукатурку тоненькой палочкой или гвоздиком. По этим контурам граффити уже и наносили живописный слой. И граффити как раз соответствует 17 веку. Мы не знали точно, какая там сохранность, но могли предположить, что фреска почти полностью утрачена. Реставрацию кремлевских фресок необходимо было закончить за один сезон. Поэтому утраченные фрагменты тонировали и восстановили.
Вся консервация этих икон была сделана очень профессионально. Эту фреску законсервировали по факту; скорее всего, у них не было возможности её реставрировать. Реставраторов просто поставили перед фактом: через неделю всё должно быть законсервировано. Спасибо, они правильно всё это сделали!
Фрагмент фрески с изображением Николы Можайского сразу после раскрытия консервации 1930-х гг.:
Фотофиксация
Константин Муравьев: Во время реставрации мы занимаемся фотофиксацией: каждый этап мы фотографируем. Вся документация таким образом остаётся и в любой момент можно к ней вернуться. В каких-то местах фрески было невозможно удалить металлические детали (левкасные гвозди, о которых я уже рассказывал) и, чтобы они не продолжали ржаветь, мы их фиксировали. Убирали все излишки с ржавчиной, которая впоследствии может проявиться, и закрывали всё специальным раствором. Пробное раскрытие выглядит как маленький высветленный квадратик: так живопись выглядела, когда была только что написана. В трещинах красочного слоя делается тонировка. Это делается для того, чтобы фреску привести в экспозиционный вид.
Пробные раскрытия нужно делать неровные. Объясняю почему: когда фреску будем раскрывать дальше, то четкий квадратик пробного раскрытия будет виден, а неровный не будет так бросаться в глаза. Когда маленький квадрат пробного раскрытия смазан по краям, то его не видно после реставрации.
В реставрационной мастерской можно увидеть не только иконы, которые находятся на реставрации, но и плоды увлечения Андрея Бринцева и Константина Муравьева старинной фотографией: фото напечатаны особым способом, который восстановили художники, на металических пластинах.
Андрей Киселев: Раскрытие красочного слоя делается очень разными способами: мы подбираем растворители, которых существует множество. Уже после завершения всех реставрационных работ и перед тем, как поставить на фрески антибликовое стекло, нам выделили машину с люлькой. Перед тем, как ставить антибликовое стекло фрескам дали постоять зиму, после этого мы удалили высолы, которые появляются на изображениях из-за погодных условий, подтонировали и закрыли живопись стеклом
Фото-фиксацию мы делали фрагментами т.к. снимать необходимо широкоугольным объективом, а все изображение фресок он искажает. Сейчас, конечно, можно было бы снять все с дронов, но тогда еще техника не была на таком уровне.
«То, что мы видим сейчас – это действительно фреска 16 века»
К.М: В 1920-х годах икону Николы Можайского раскрыл Игорь Имануилович Грабарь. Раскрыл до 16 века. То, что мы видим сейчас – это действительно фреска 16 века. В 16-17 веках кремль выгорал несколько раз, поэтому на иконе Спаса мы увидели жженую охру. Грабарь снял с нее всю масляную живопись позднейшую, и вот на этом фото мы видим авторскую фреску, сделанную по всем правилам фрески. Поэтому эта живопись 16 века и сохранилась – ее писали по сырой штукатурке. На этой иконе хорошо сохранились граффити – набросок контуров будущей иконы.
Андрей Киселёв: Эта фреска могла быть первоначальной, её могли написать сразу после строительства башни. Она построена в конце 15 века и фреска могла быть того же времени. Она была тоже записана масляной живописью, позднейшей. Она была такая очень цветистая.
Грабарь раскрыл икону Спасителя, увидел, что там фактически ничего не осталось от авторской живописи. А мы увидели, когда добрались до иконы, что раскрытие живописи было стремительное – времени ему дали мало и ни о какой реставрации речи совсем не шло. Он раскрыл лик, ну, немножко, одежду. Фон он просто не стал раскрывать, потому что убедился, что сохранность живописи минимальная.
Мы эту икону отреставрировали, икон этого времени сохранилось много – нас были схожие примеры перед глазами.
Головоломки для поднятия настроения
Уважаемые участники сообщества «Головоломки для поднятия настроения»! Наша численность растет. Если у вас есть интересные задачки, загадки, головоломки или любая интересная познавательная информация, не стесняйтесь размещать свои публикации. Они не обязательно должны быть такими же, как предыдущие публикации. Может быть, вы предложите что-то оригинальное, чего мы здесь еще не видели, и удивите всех. Давайте вместе делать наше сообщество еще более интересным и познавательным! С Богом!
Откуда берутся дырки в росписях XVII века?
Это фрагменты росписей храмов митрополичьего подворья в Ростове Великом (XVII век) до реставрации. Внешне они выглядят так, как будто бы по ним стреляли картечью. Подобные дефекты можно видеть и на других росписях XVII века в средней полосе России, в частности, в подобном состоянии сейчас находятся фрески Троицкого собора Свято-Троицкого Макарьевого монастыря в Нижегородской области.
Понятно, что внутри храмов не было никаких боевых действий. А что же тогда привело к появлению отверстий в штукатурке?
Небольшая подсказка: в XVII веке храмы начали строить из обожжённого кирпича, а не из камня, и встал вопрос о том, насколько крепко и ровно будет наноситься на него штукатурка. Предложенное решение этой проблемы спустя много лет привело к тем последствиям которые мы сейчас видим, потому что автор.
Небольшая подсказка: в XVII веке храмы начали строить из обожжённого кирпича, а не из камня, и встал вопрос о том, насколько крепко и ровно будет наноситься на него штукатурка. Предложенное решение этой проблемы спустя много лет привело к тем последствиям которые мы сейчас видим, потому что авторы этого решения не учли одну очень важную особенность, характерную для храмов средней полосы России.
Ответ: Из опасения, что штукатурка не будет крепко держаться на кирпичной стене, решено было использовать так называемые левкасные гвозди. Они были кованые с широкими выпуклыми шляпками. Эти гвозди забивали между кирпичами по самую шляпку, а сверху наносили слой штукатурки, по которой потом делал.
Ответ: Из опасения, что штукатурка не будет крепко держаться на кирпичной стене, решено было использовать так называемые левкасные гвозди. Они были кованые с широкими выпуклыми шляпками. Эти гвозди забивали между кирпичами по самую шляпку, а сверху наносили слой штукатурки, по которой потом делалась роспись.
В средней полосе России температурные колебания достаточно выражены, а коэффициент линейного расширения у железа намного больше, чем у левкаса. Гвозди, расширяясь и сжимаясь под действием тепла или холода, постепенно разрушали штукатурку, и в результате образовались многочисленные отверстия.
Чтобы вернуть прекрасным фрескам первоначальный вид, реставраторы удаляли гвозди, ставили на их место керамические заглушки, наносили штукатурку и восстанавливали красочный слой.
А идея из всего этого такая: даже если ты иконописец, то физику лучше знать, чем не знать.
Ответ: Из опасения, что штукатурка не будет крепко держаться на кирпичной стене, решено было использовать так называемые левкасные гвозди. Они были кованые с широкими выпуклыми шляпками. Эти гвозди забивали между кирпичами по самую шляпку, а сверху наносили слой штукатурки, по которой потом делал.
Ответ: Из опасения, что штукатурка не будет крепко держаться на кирпичной стене, решено было использовать так называемые левкасные гвозди. Они были кованые с широкими выпуклыми шляпками. Эти гвозди забивали между кирпичами по самую шляпку, а сверху наносили слой штукатурки, по которой потом делалась роспись.
В средней полосе России температурные колебания достаточно выражены, а коэффициент линейного расширения у железа намного больше, чем у левкаса. Гвозди, расширяясь и сжимаясь под действием тепла или холода, постепенно разрушали штукатурку, и в результате образовались многочисленные отверстия.
Чтобы вернуть прекрасным фрескам первоначальный вид, реставраторы удаляли гвозди, ставили на их место керамические заглушки, наносили штукатурку и восстанавливали красочный слой.
А идея из всего этого такая: даже если ты иконописец, то физику лучше знать, чем не знать.
Александра, очень интересная информация. Хотя мне кажется, что проблема с удержанием штукатурки не на стенах, а на сводах. На стенах штукатурка держится за счет неровностей стены, ее собственный вес не сильно сказывается. А вот на сводах, действительно, штукатурке удержаться сложнее, там использ.
Александра, очень интересная информация. Хотя мне кажется, что проблема с удержанием штукатурки не на стенах, а на сводах. На стенах штукатурка держится за счет неровностей стены, ее собственный вес не сильно сказывается. А вот на сводах, действительно, штукатурке удержаться сложнее, там использование гвоздей для армирования штукатурки более обосновано.
Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов
Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками. Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску.
1.Заштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов: Подготовительный этап подразумевает очищение поверхности стен от старого покрытия. Очистка должна быть глубокой, поэтому даже слой штукатурки необходимо убирать.
2.Тщательно осмотреть поверхность стен. Все имеющиеся трещины и дыры (но только глубокие) нужно заделать шпатлевкой. На данном этапе нужно использовать состав на цементной основе. Также можно взять и алебастр (сухую смесь на основе гипса), особенно если в дальнейшем планируется левкас. Что это такое, было описано в начале статьи. 3.Места, где наблюдались особо крупные трещины, помимо цементной штукатурки необходимо проклеить стекло сетчаткой. Также с этой целью может использоваться серпянка.
4.Только после того, как все возможные крупные дефекты были устранены, можно проводить грунтовку. Данный этап упускать ни в коем случае нельзя. Дело в том, что грунтовка выполняет очень важную функцию. Благодаря ей можно достичь максимального скрепления отделочных материалов с поверхностью стены, а это минимизирует вероятность того, что шпаклевка отпадет.
5.После грунтовки накладывает выравнивающий слой шпаклевки. Его толщина должна быть всего лишь 2 мм. Этой толщины должно быть достаточно, чтобы в результате получить идеально ровную поверхность. Если достичь этого не удалось, то можно нанести еще один слой, однако каждый следующий пласт шпатлевки может наноситься только в том случае, если предыдущий окончательно высох.
7.Только теперь можно наносить левкас стен своими руками, используя при этом состав из мела или извести. Тщательно нужно следить за однородностью нанесения материала. После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или оклейке обоев.
Получение узорных росписей
Левкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая:
1.Всю площадь нужно разделить на квадраты со стороной 30 или 40 см.
2.На каждый квадрат наложить шаблон выбранного узора, который обвести.
3.По нанесенным линиям нанести гипсовый раствор, при этом нужно тщательно следить, чтобы структура узора имела одинаковую структуру в каждом квадрате.
4.Оставить на двое суток для высыхания.
5.Убрать все неровности (избежать их, к сожалению, никак не удастся) с использованием специальной шкурки.
Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе. –
Состав левкаса
Есть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора.
Можно приготовить левкас своими руками.
Смесь на основе мела:
3 кг просеянного мела;
Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков.
Известковый левкас
Для известкового левкаса необходимо подготовить:
2-3 кг гашеной соды; 0,5 кг красителя;
50-80 г поваренной соли; 150-200 г алюмокалиевых квасцов;
Особенность состава – в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен.
Шпаклевка для левкаса
Существуют специальные готовые смеси на основе гипса, например “Кнауф”, “Вебер Ветонит”, “Климс”, “Ивсил”. Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости.
После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально. В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой – воды. Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес.
Инструменты для левкаса
Перед тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты:
1.Пневматический распылитель, или краскопульт, для отделки стен мелом или известью. Можно использовать и ручной аналог, однако стоит учитывать площадь обрабатываемой поверхности стен. При использовании пневматического распылителя нужно заранее позаботиться и о средствах защиты, в частности, это касается резиновых перчаток, очков и респиратора.
2.Кисть-макловица. Более дешевый заменитель краскопульта. Главным в использовании этого инструмента является направление нанесения смеси для левкаса. Наносить необходимо несколько слоев, причем два последних должны быть перпендикулярны друг другу, а последний – направлен к окну. Такой способ нанесения позволит избежать появления разводов от кисти.
3.Широкий шпатель для нанесения вязкой гипсовой шпатлевки. При этом нужно соблюдать определенные правила. Количество материала, которое накладывается на шпатель не должно быть слишком большим и слишком маленьким. Наносить смесь можно с любого удобного места, но, как правило, делать это лучше с угла. Движения должны быть дуговыми, при этом слой смеси тонким. Каждый соседний слой должен накладываться внахлест к предыдущему.
Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции.
Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике.
Левкасный гвоздь или короткая поездка в Тульскую губернию
Помимо всего остального, чем уже ушедший год надолго запомнится, отдельное сожаление вызывают дни отпуска, растворившиеся где-то по ту сторону барьера повсеместно введенных ограничений и приятное ощущение которого окончательно приглушилось накатившим объемом работы. Весна, лето и невероятно теплое, красивое и затянувшееся бабье лето 2020-го — весело улыбаясь, махали они на прощанье руками, отдаляясь все дальше и дальше. Дети радуются наступившим осенним каникулам… Заглядываю в прогноз погоды на ближайшие две недели и … практически силой вырываю ближайшую из них из рабочего календаря. Собираю воедино некогда набросанные планы поездки в Тулу (потому, что в сторону юга :), да и не были мы там еще), оплачиваю жилье, заправляю машину, кошку забрасываю к родителям, в сумку — какие-то вещи на всю семью всего на 4 дня…
Мелихово
Первая наша промежуточная остановка — музей А.П. Чехова в Мелихово, где в конце 19 века наш известный соотечественник — писатель, врач и учитель, провел семь лет. Где, кроме написания литературных произведений, он участвовал в строительстве школ, дорог и почты, лечил (бесплатно), помогал местным учителям, собирал помощь для нуждающихся. В амбулатории, глядя на медицинские инструменты и прочие атрибуты оказания медицинской помощи тех времен, порой становится не по себе, если попытаться представить себя на месте тогдашнего пациента.
Мелихово — замечательное место. Интересное внутри (музей точно передает дух того времени) и душевное снаружи — уютный парк, ярко раскрашенный теплым осенним Солнцем.
Вознесенская Давидова пустынь
После Мелихово заезжаем в Вознесенскую Давидову пустынь — мужской монастырь с большой историей. Основан в 1515 году. Постройка каменного храма начата по указанию Иоанна Грозного. В 1619 году был разорен литовцами и черкасами, после чего свою деятельность возобновил только в 1625 году. Монастырь регулярно попадал под различные церковные реформы — то его приписывают к другим монастырям, то он получал различное имущество (земли, здания и пр.), то оно изымалось. В результате периоды расцвета и упадка также сменяли друг друга. С 1929 по 1995 — очередной период забвения, начавшийся с репрессии настоятеля и братии. В зданиях монастыря расположились сельхозтехникум, общежития, гаражи, склады, поселковый клуб, спортивный зал и столовая. Кладбище было уничтожено, а надгробия использовались в качестве фундамента для нового общежития. Но и этот период теперь в прошлом. Быть свидетелем ренессанса все-таки как-то лучше.
Тула
Далее уже без остановок. Если не считать отнявшей больше часа времени пробки на М-2 из-за ремонта в районе 98-го км. В Тулу приезжаем уже вечером. Разместились в новеньких апартаментах в районе Левобережный (на машине очень удобно и с парковкой проблем никаких), бросили вещи и пошли гулять по вечернему городу. Пешком до центра примерно три с небольшим километра. Прошли старыми кварталами с деревянными домами и улицами, где нет освещения, а местами и нормального тротуара. В центре красиво и спокойно. С удовольствием прогулялись по набережной, вокруг и внутри Кремля, ул. Металлистов, Советской, пр. Ленина и другим местам.
Названия улиц — как отражение богатейшей истории города. Улицы Оружейная, Оборонная, Мосина, Дегтярева, Арсенальная, Ствольная, Пороховая, Гусеничный, Танковый и Броневой переулки … еще указом последнего царя из рода Рюриковичей — Федора Иоанновича, положено начало «государеву самопальному делу», благодаря которому Тула является одной из оружейных столиц России (наряду с Ижевском).
Улицы Революции, Демонстрации, Ликбеза и другие названия, «объединяющие» наверное все населенные пункты нашей страны.
Улицы Гармонная, Белобородова (музыкант, изобрел тульскую хроматическую гармонику), Чулковский путепровод (Леонтий Алексеевич Чулков, открывший в Туле в 1880 году гармонную фабрику). Для такого традиционного предмета русского быта, как гармонь, Тула тоже стала своего рода «местом происхождения». Гармонное дело активно развивалось здесь еще с первой половины 19 в., является вторым по значимости после оружейного, а сама продукция тульских мастеров в разное время удостаивалась огромного количества разнообразных призов и медалей на международных выставках.
Улицы Самоварная и Баташевская (Александр Степанович Баташев, представитель самоварной династии Баташевых, продолжил дело отца, владелец самоварной фабрики (после революции 1917 года — Тульский Патронный завод), предприниматель, меценат, почетный гражданин Тулы и даже один из основателей Московского зоопарка), как связь с другой, также всемирно известной, продукцией тульских мастеров — самоваром, символом гостеприимства, домашнего уюта и (в свое время) хорошего материального положения. Развитие многих ремесел шло практически параллельно. Примерно в середине того же 19 в. в Туле работало больше сотни заводов, фабрик и мастерских и более тысячи ремесленников, производивших самовары… В музей самоваров мы не попали, ибо он закрылся на ремонт.
Ну и наконец пряничное дело. Хотя оно и имеет более давнюю историю, известный всем тульский пряник (его появление относится к 17 в.) тоже в определенном смысле является результатом симбиоза с делом оружейным — поскольку на ружьях выполнялась резьба, те же оружейники стали причастными и к созданию деревянных форм для пряников с более сложными узорами. А вот названий улиц (даже среди старых), которые хоть как-то были бы связаны с этим ремеслом, я не нашел.
В одном из материалов на просторах Интернета вычитал интересный факт, который на мой взгляд хорошо (даже без его проверки на достоверность) показывает историческую взаимосвязь тульских ремесел — первое стационарное производство ручных гармоник организовал оружейник в подвале самоварной фабрики. Такое вот место мастеров на все руки.
Вообще история тульских ремесел очень занимательна, но, к сожалению, уже выходит за рамки данного поста… а ведь еще в Туле было много известных врачей и меценатов, в честь которых также называли улицы.