Левкасный гвоздь что это
Головоломки для поднятия настроения
Уважаемые участники сообщества «Головоломки для поднятия настроения»! Наша численность растет. Если у вас есть интересные задачки, загадки, головоломки или любая интересная познавательная информация, не стесняйтесь размещать свои публикации. Они не обязательно должны быть такими же, как предыдущие публикации. Может быть, вы предложите что-то оригинальное, чего мы здесь еще не видели, и удивите всех. Давайте вместе делать наше сообщество еще более интересным и познавательным! С Богом!
Откуда берутся дырки в росписях XVII века?
Это фрагменты росписей храмов митрополичьего подворья в Ростове Великом (XVII век) до реставрации. Внешне они выглядят так, как будто бы по ним стреляли картечью. Подобные дефекты можно видеть и на других росписях XVII века в средней полосе России, в частности, в подобном состоянии сейчас находятся фрески Троицкого собора Свято-Троицкого Макарьевого монастыря в Нижегородской области.
Понятно, что внутри храмов не было никаких боевых действий. А что же тогда привело к появлению отверстий в штукатурке?
Небольшая подсказка: в XVII веке храмы начали строить из обожжённого кирпича, а не из камня, и встал вопрос о том, насколько крепко и ровно будет наноситься на него штукатурка. Предложенное решение этой проблемы спустя много лет привело к тем последствиям которые мы сейчас видим, потому что автор.
Небольшая подсказка: в XVII веке храмы начали строить из обожжённого кирпича, а не из камня, и встал вопрос о том, насколько крепко и ровно будет наноситься на него штукатурка. Предложенное решение этой проблемы спустя много лет привело к тем последствиям которые мы сейчас видим, потому что авторы этого решения не учли одну очень важную особенность, характерную для храмов средней полосы России.
Ответ: Из опасения, что штукатурка не будет крепко держаться на кирпичной стене, решено было использовать так называемые левкасные гвозди. Они были кованые с широкими выпуклыми шляпками. Эти гвозди забивали между кирпичами по самую шляпку, а сверху наносили слой штукатурки, по которой потом делал.
Ответ: Из опасения, что штукатурка не будет крепко держаться на кирпичной стене, решено было использовать так называемые левкасные гвозди. Они были кованые с широкими выпуклыми шляпками. Эти гвозди забивали между кирпичами по самую шляпку, а сверху наносили слой штукатурки, по которой потом делалась роспись.
В средней полосе России температурные колебания достаточно выражены, а коэффициент линейного расширения у железа намного больше, чем у левкаса. Гвозди, расширяясь и сжимаясь под действием тепла или холода, постепенно разрушали штукатурку, и в результате образовались многочисленные отверстия.
Чтобы вернуть прекрасным фрескам первоначальный вид, реставраторы удаляли гвозди, ставили на их место керамические заглушки, наносили штукатурку и восстанавливали красочный слой.
А идея из всего этого такая: даже если ты иконописец, то физику лучше знать, чем не знать.
Ответ: Из опасения, что штукатурка не будет крепко держаться на кирпичной стене, решено было использовать так называемые левкасные гвозди. Они были кованые с широкими выпуклыми шляпками. Эти гвозди забивали между кирпичами по самую шляпку, а сверху наносили слой штукатурки, по которой потом делал.
Ответ: Из опасения, что штукатурка не будет крепко держаться на кирпичной стене, решено было использовать так называемые левкасные гвозди. Они были кованые с широкими выпуклыми шляпками. Эти гвозди забивали между кирпичами по самую шляпку, а сверху наносили слой штукатурки, по которой потом делалась роспись.
В средней полосе России температурные колебания достаточно выражены, а коэффициент линейного расширения у железа намного больше, чем у левкаса. Гвозди, расширяясь и сжимаясь под действием тепла или холода, постепенно разрушали штукатурку, и в результате образовались многочисленные отверстия.
Чтобы вернуть прекрасным фрескам первоначальный вид, реставраторы удаляли гвозди, ставили на их место керамические заглушки, наносили штукатурку и восстанавливали красочный слой.
А идея из всего этого такая: даже если ты иконописец, то физику лучше знать, чем не знать.
Александра, очень интересная информация. Хотя мне кажется, что проблема с удержанием штукатурки не на стенах, а на сводах. На стенах штукатурка держится за счет неровностей стены, ее собственный вес не сильно сказывается. А вот на сводах, действительно, штукатурке удержаться сложнее, там использ.
Александра, очень интересная информация. Хотя мне кажется, что проблема с удержанием штукатурки не на стенах, а на сводах. На стенах штукатурка держится за счет неровностей стены, ее собственный вес не сильно сказывается. А вот на сводах, действительно, штукатурке удержаться сложнее, там использование гвоздей для армирования штукатурки более обосновано.
Левкасный гвоздь или короткая поездка в Тульскую губернию
Помимо всего остального, чем уже ушедший год надолго запомнится, отдельное сожаление вызывают дни отпуска, растворившиеся где-то по ту сторону барьера повсеместно введенных ограничений и приятное ощущение которого окончательно приглушилось накатившим объемом работы. Весна, лето и невероятно теплое, красивое и затянувшееся бабье лето 2020-го — весело улыбаясь, махали они на прощанье руками, отдаляясь все дальше и дальше. Дети радуются наступившим осенним каникулам… Заглядываю в прогноз погоды на ближайшие две недели и … практически силой вырываю ближайшую из них из рабочего календаря. Собираю воедино некогда набросанные планы поездки в Тулу (потому, что в сторону юга :), да и не были мы там еще), оплачиваю жилье, заправляю машину, кошку забрасываю к родителям, в сумку — какие-то вещи на всю семью всего на 4 дня…
Мелихово
Первая наша промежуточная остановка — музей А.П. Чехова в Мелихово, где в конце 19 века наш известный соотечественник — писатель, врач и учитель, провел семь лет. Где, кроме написания литературных произведений, он участвовал в строительстве школ, дорог и почты, лечил (бесплатно), помогал местным учителям, собирал помощь для нуждающихся. В амбулатории, глядя на медицинские инструменты и прочие атрибуты оказания медицинской помощи тех времен, порой становится не по себе, если попытаться представить себя на месте тогдашнего пациента.
Мелихово — замечательное место. Интересное внутри (музей точно передает дух того времени) и душевное снаружи — уютный парк, ярко раскрашенный теплым осенним Солнцем.
Вознесенская Давидова пустынь
После Мелихово заезжаем в Вознесенскую Давидову пустынь — мужской монастырь с большой историей. Основан в 1515 году. Постройка каменного храма начата по указанию Иоанна Грозного. В 1619 году был разорен литовцами и черкасами, после чего свою деятельность возобновил только в 1625 году. Монастырь регулярно попадал под различные церковные реформы — то его приписывают к другим монастырям, то он получал различное имущество (земли, здания и пр.), то оно изымалось. В результате периоды расцвета и упадка также сменяли друг друга. С 1929 по 1995 — очередной период забвения, начавшийся с репрессии настоятеля и братии. В зданиях монастыря расположились сельхозтехникум, общежития, гаражи, склады, поселковый клуб, спортивный зал и столовая. Кладбище было уничтожено, а надгробия использовались в качестве фундамента для нового общежития. Но и этот период теперь в прошлом. Быть свидетелем ренессанса все-таки как-то лучше.
Тула
Далее уже без остановок. Если не считать отнявшей больше часа времени пробки на М-2 из-за ремонта в районе 98-го км. В Тулу приезжаем уже вечером. Разместились в новеньких апартаментах в районе Левобережный (на машине очень удобно и с парковкой проблем никаких), бросили вещи и пошли гулять по вечернему городу. Пешком до центра примерно три с небольшим километра. Прошли старыми кварталами с деревянными домами и улицами, где нет освещения, а местами и нормального тротуара. В центре красиво и спокойно. С удовольствием прогулялись по набережной, вокруг и внутри Кремля, ул. Металлистов, Советской, пр. Ленина и другим местам.
Названия улиц — как отражение богатейшей истории города. Улицы Оружейная, Оборонная, Мосина, Дегтярева, Арсенальная, Ствольная, Пороховая, Гусеничный, Танковый и Броневой переулки … еще указом последнего царя из рода Рюриковичей — Федора Иоанновича, положено начало «государеву самопальному делу», благодаря которому Тула является одной из оружейных столиц России (наряду с Ижевском).
Улицы Революции, Демонстрации, Ликбеза и другие названия, «объединяющие» наверное все населенные пункты нашей страны.
Улицы Гармонная, Белобородова (музыкант, изобрел тульскую хроматическую гармонику), Чулковский путепровод (Леонтий Алексеевич Чулков, открывший в Туле в 1880 году гармонную фабрику). Для такого традиционного предмета русского быта, как гармонь, Тула тоже стала своего рода «местом происхождения». Гармонное дело активно развивалось здесь еще с первой половины 19 в., является вторым по значимости после оружейного, а сама продукция тульских мастеров в разное время удостаивалась огромного количества разнообразных призов и медалей на международных выставках.
Улицы Самоварная и Баташевская (Александр Степанович Баташев, представитель самоварной династии Баташевых, продолжил дело отца, владелец самоварной фабрики (после революции 1917 года — Тульский Патронный завод), предприниматель, меценат, почетный гражданин Тулы и даже один из основателей Московского зоопарка), как связь с другой, также всемирно известной, продукцией тульских мастеров — самоваром, символом гостеприимства, домашнего уюта и (в свое время) хорошего материального положения. Развитие многих ремесел шло практически параллельно. Примерно в середине того же 19 в. в Туле работало больше сотни заводов, фабрик и мастерских и более тысячи ремесленников, производивших самовары… В музей самоваров мы не попали, ибо он закрылся на ремонт.
Ну и наконец пряничное дело. Хотя оно и имеет более давнюю историю, известный всем тульский пряник (его появление относится к 17 в.) тоже в определенном смысле является результатом симбиоза с делом оружейным — поскольку на ружьях выполнялась резьба, те же оружейники стали причастными и к созданию деревянных форм для пряников с более сложными узорами. А вот названий улиц (даже среди старых), которые хоть как-то были бы связаны с этим ремеслом, я не нашел.
В одном из материалов на просторах Интернета вычитал интересный факт, который на мой взгляд хорошо (даже без его проверки на достоверность) показывает историческую взаимосвязь тульских ремесел — первое стационарное производство ручных гармоник организовал оружейник в подвале самоварной фабрики. Такое вот место мастеров на все руки.
Вообще история тульских ремесел очень занимательна, но, к сожалению, уже выходит за рамки данного поста… а ведь еще в Туле было много известных врачей и меценатов, в честь которых также называли улицы.
Левкасный гвоздь что это
© Текст, авторы статей, 2012
© Издательство «Индрик», 2012
Настоящий сборник, содержащий статьи по технике и технологии стенной живописи, иконы, резьбы по дереву, гравюры, медного литья разных эпох, отнюдь не претендует на исчерпанность данной темы в целом. Его задача – высветить новое и суммировать уже утвердившиеся и общепризнанные позиции в названном контексте. К последнему типу работ относятся статья по технике древнерусской монументальной живописи в виде обзорной информации в рамках общеправославной традиции В. В. Филатова и работа В.В. и С. В. Филатовых об истории технологии русских храмовых росписей. Обе статьи построены на многолетнем опыте авторов как реставраторов и признанных знатоков древнерусской живописи со всеми тонкостями ее технологии.
Статьи А. И. Яковлевой, опытного реставратора и известного историка искусства Древней Руси, раскрывают взгляд автора на технику живописи Андрея Рублева (росписи 1408 года в Успенском соборе Владимира) и на рисунок праздничных икон Благовещенского собора Московского Кремля, что, учитывая высокий статус «пресловущего живописца» и его последователей, принципиально значимо для уточнения некоторых важных моментов в истории древнерусского искусства в целом. Гипотеза автора состоит в том, что Андрею Рублеву принадлежит общий колористический замысел росписи 1408 года и выбор самого живописного приема, который наиболее близок иконе «Троица». В содружестве двух мастеров автор видит глубокую духовную связь «сопостников», обеспечившую симфонизм общего решения.
Во второй работе А. И. Яковлева выявляет работы двух иконников, между которыми был поделен праздничный ряд Благовещенского иконостаса, и делает заключение, что при всем разнообразии творческого почерка каждого из них традиция рисунка связана с работами Рублева и мастеров его времени.
С глобальной темой этих исследований на первый взгляд контрастирует по «весовой категории» самого памятника статья Д. С. Головковой об иконах местного ряда главного иконостаса Преображенского храма села Спас-Загорье, Калужской области, конца XVII века с их технико-технологической характеристикой. Между тем выводы, сделанные в процессе реставрационных исследований, не только раскрывают конкретные приемы, характерные для этого комплекса, но ценны и в более широком плане, помогая высветить известные весьма фрагментарно методы работы провинциальных мастеров данной эпохи.
«Утонувший» слой русского церковного искусства Нового времени выводит на свет в историческом, художественном и технологическом плане О. П. Постернак, крупнейший специалист в масляной живописи. Выявляя памятники, писанные маслом на металле, автор подробно анализирует не только их технологию, но и индивидуальную манеру художников, среди которых были крупные мастера, а в заключение рисует панораму эволюции этого вида иконописания к началу XX века.
Три небольшие, но содержательно ёмкие статьи касаются проблем технологии древней и современной иконы как в аспекте сугубо рецептурном, так и в её связи с духовной традицией «иконного делания», независимо от эпохи создания образов. Если Г. С. Клокова и Н. Е. Алдошина единомышленники (в частности, в отношении своем к новейшим технологиям и материалам), то позиция И. Горбуновой-Ломакс вносит в эту тему элемент полемики через порой парадоксальные суждения. Она разводит прямую связь образа Божия и технологии как таковой с мастерством опытного полемиста, хотя никто из вышеназванных авторов не говорит о «механическом превращении технологии в икону». Автор несколько утрирует проблему, утверждая, что в современной России «что ни мастерская, то технология». Действительно, сейчас имеют место поиски новых решений и даже попытки реанимации исторических приемов письма, направленные на пользу общего дела возрождения религиозного искусства. В отличие от Клоковой и Алдошиной, Горбунова приветствует современные материалы и технологии, применение которых теперь вызывает острую полемику среди художников, независимо от сферы их деятельности.
Особое место в сборнике занимает убедительное по тщательности исследование памятников иконописи в их технико-технологических параметрах – небольшая, но предельно ёмкая статья Т. М. Мосуновой. На основе мастерски исполненных материально-технических анализов автор выявляет иконы-подделки рубежа XIX–XX веков собрания ГТГ («Облачный чин», датируемый ранее XV веком, и Царские врата из собрания С. П. Рябушинского, имевшие ранее привязку к искусству рубежа XV–XVI веков). Настоящая работа на фоне современного разгула новодельства, ставшего в последнее время особенно очевидным, крайне актуальна. Именно по этой причине исследователю постоянно приходится иметь дело с жесткими оппонентами, ибо проблема эта впрямую связана с «рынком иконы» и частным коллекционированием.
Несомненный интерес в связи с обострившейся актуальностью проблемы технологии представляет открывающая в сборнике раздел скульптуры статья Т. Ю. Малаховой, позволяющая ощутить художественную и ремесленную значимость малых форм византийской религиозной пластики. Особую ценность представляет попытка автора реконструировать технологический процесс создания резных костяных икон.
Церковная резьба по дереву представлена двумя работами, по времени и составу памятников стоящими как бы на полюсах явления. В статье А. В. Рындиной затронуты проблемы технологии древнерусских «икон в храмцах» XIV–XVIII веков, восходящих к традиции деревянных «поклонных икон» – фигур святых при их гробах, захватившей Балканы и Италию в XIII веке и пришедшей на Русь в XIV столетии в воспоминание о прославленных мощах (в частности, о барийской гробнице святого Николая). Последнее отразилось в составной структуре ранних памятников (XIV–XVI веков), навеянной древними итало-византийскими фигурами-реликвариями из дерева. В статье ученый не претендует на окончательность выводов по причине недоступности многих памятников как в церковных, так и в музейных собраниях. Тем не менее им выстроена достаточно логичная линия эволюции явлений в целом и акцентирована изначально храмовая принадлежность памятников фигуративной резьбы, равночестных, согласно писаниям Святых Отцов, живописной иконе.
На другом полюсе пластики – роскошные резные иконостасы последней четверти XVII века. М. В. Николаева рассматривает их в особом ракурсе с привлечением обширных и неоценимых в историко-культурном плане неопубликованных архивных материалов Оружейной палаты. Последнее дает редкую возможность ощутить процесс работ и их организацию, характер использованных технологических приемов, многоаспектность труда, в который были вовлечены столяры, резчики, позолотчики и иконописцы. В целом все это рисует уникальный образ «эпохи перемен», в котором при всей значимости ремесла центральное место заняли по-европейски универсальные по своим возможностям мастера, подобные, например, Карпу Золотарёву.
Большую ценность представляет статья Е. Я. Зотовой о назначении, истории и технологии медного литья староверов. Акцент сделан на специфике литейного производства и организации труда литейщиков, умевших осуществлять технологический процесс не только в стационарных условиях, но и передвижных «кузнях» на конных повозках. Редкие источники XIX века дают возможность «увидеть» устройство литейных горнов с мехами, коробов с углем и ломом на повозках. Е. Я. Зотова расширяет наше представление не только о мало исследованном гуслинском литье, но рисует особый мир так называемого загарского производства с его нательными крестами и иконами без эмали для массового потребителя.
Истинное открытие автора – старообрядческое «анциферовское литье» XVIII–XX веков, которое «говорит» с нами устами нашего современника Ф. Е. Варламова, повествующего об устройстве анциферовской кузни и работе литейщиков с их «технологическими секретами». Этот «практический подход» к теме массового литья весьма перспективен, учитывая наши пока еще скромные познания о реальной технологии медной пластики староверов.
Глава 3. УКРЕПЛЕНИЕ РАЗРУШЕННОГО ШТУКАТУРНОГО ГРУНТА МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
Глава 3. УКРЕПЛЕНИЕ РАЗРУШЕННОГО ШТУКАТУРНОГО ГРУНТА МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
v Бортовое укрепление штукатурного грунта
v Укрепление отставшего от основы штукатурного грунта механическим способом
v Укрепление расслоившейся штукатурки
v Укрепление деструктированного штукатурного грунта
v Склейка отставших фрагментов штукатурки и приклейка их на первоначальное место
v Удаление части левкасных гвоздей и обработка оставленных
v Заполнение трещин в грунте
v Подведение грунта в местах его утрат
v Инструменты, применяющиеся в процессах укрепления штукатурного грунта
v Материалы и приготовление рабочих растворов
v Список рекомендуемой литературы
Процесс укрепления разрушенного штукатурного грунта монументальной живописи выполняется только после укрепления красочного слоя.
Перед операцией укрепления штукатурки проводится обследование состояния штукатурки, наличие отставания, деструкции, расслоения, трещин, левкасных гвоздей и т.д. Выявленные разрушения грунта фиксируются на картограммах графической фиксации живописи до реставрации.
Укрепление разрушенного штукатурного слоя делится на несколько операций:
1.Бортовое укрепление.
2.Укрепление отставшей от основы штукатурки методом инъекции.
3.Укрепление отставшей от основы штукатурки механическим способом.
4.Укрепление расслоившегося штукатурного грунта.
5.Укрепление методом пропитки или инъекцией деструктированной штукатурки.
6.Склейка отставших фрагментов штукатурного фунта с живописью и приклейка их на первоначальное место.
7.Удаление части левкасных гвоздей и обработка оставшихся с последующим заполнением утрат штукатурного грунта.
8.Заполнение трещин.
9.Подведение грунта в местах утрат.
Во время выполнения все перечисленные работы фиксируются на картограммах графической фиксации живописи в процессе реставрации.
БОРТОВОЕ УКРЕПЛЕНИЕ ШТУКАТУРНОГО ГРУНТА
Участки отставшего от кладки штукатурного грунта определяются путем простукивания кончиками пальцев или резиновым молоточком. Одновременно определяются и размеры отставших участков. Укрепление такого вида разрушения выполняется методом инъекции раствором гашеной извести.
В наименее ответственном месте отставшего участка ручной дрелью просверливается отверстие диаметром 6–8 мм. Затем через это отверстие полость отставания очищается от мелких кусочков штукатурки, кладочного раствора и других включений, сдвоенным крючком из стальной проволоки слегка оттягивается наружу, а затем промывается водой из резиновой груши. Обильная промывка делается до тех пор, пока не увлажнятся и грунт и поверхность кладки.
Крупных и средних размеров трещины, находящиеся на укрепляемом участке, временно заделываются ватой или заклеиваются папиросной бумагой с помощью5–процентного водного раствора поливинилового спирта (ПВС) или осетрового клея.
При необходимости, если грунт весь растрескался, участок отставания полностью заклеивается бумагой.
Подготовленный участок через просверленное в грунте отверстие заливается известью с помощью резиновой груши.
Для инъекций используют резиновую грушу, которая специально подготавливается следующим образом: отверстие, находящееся в рожке груши, увеличивается путем обработки его раскаленным металлическим стержнем. Тонкий кончик рожка срезается.
Подготовленная груша заполняется известковым раствором и вводится в просверленное в штукатурке отверстие. Чтобы избежать разбрызгивания и вытекания укрепляющего раствора наружу, в месте соприкосновения рожка груши с поверхностью грунта рожок обертывается жгутом из ваты и поддерживается левой рукой. Применение резиновой груши, а не механического шприца или компрессора, нагнетающего раствор под высоким давлением, обусловлено тем, что она дает возможность ощущать степень проникновения укрепляющего раствора в полость отставания и регулировать сжатием руки его давление.
Степень заполнения полости отставания известковым раствором определяется простукиванием поверхности укрепляемого участка. Заливка выполняется по возможности быстро, но осторожно, чтобы избежать образования известковых пробок. Если же они все–таки образовались, то с помощью той же груши внутрь отставания подается вода для размывания сгустка.
После того, как полость отставания полностью заполнена, груша вынимается, отверстие закрывается ватным тампоном и на данный участок ставится мягкая хлопушка и механический прижим (рис.1). В таком положении прижим остается до полного высыхания известкового раствора, после чего снимается, вата из трещин и из просверленного отверстия вынимается, а бумага удаляется теплой водой. Большие участки отставания укрепляются в несколько приемов, после полного высыхания каждого фрагмента укрепленного участка.
Необходимо помнить, что большие участки отслаиваний, находящиеся как на прямой, так и на изогнутой поверхностях, укрепляются снизу вверх, при этом отставший грунт будет постепенно и ровно подтягиваться к кладке. При укреплении сверху вниз под тяжестью введенной внутрь извести может произойти отрыв штукатурки.
УКРЕПЛЕНИЕ РАССЛОИВШЕЙСЯ ШТУКАТУРКИ
В процессе укрепления участков отставшей от основы штукатурки иногда обнаруживаются ее расслоения.
1)скрытые, когда отслаиваются друг от друга слои двухслойной штукатурки или расслаивается один, нанесенный толстым слоем;
2)поверхностные, когда отслаивается тонкий слой фунта с поверхности. Как правило, такие участки невелики по размерам.
Укрепление скрытых расслоений
Укрепление скрытых расслоений штукатурного грунта выполняется методом инъекции раствора извести (см. «Укрепление методом инъекции отставшего от основы грунта монументальной живописи»). Укрепление послойное — вначале укрепляется нижний слой штукатурки, а затем, после полного высыхания, верхний. После укрепления каждого слоя на участок ставится механический прижим.
УКРЕПЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИРОВАННОГО ШТУКАТУРНОГО СЛОЯ
Понятие «деструктированная штукатурка» не совпадает с понятием «расслоившаяся штукатурка». Деструкция — изменение физической структуры штукатурки.
Чаще всего причиной такого рода разрушения являются высолы, образующиеся в результате вымывания водорастворимых солей влагой из кладки и штукатурки.
В большинстве случаев участки деструктированного штукатурного фунта вспучены и на поверхности сохраняют полностью или частично кальцинированную известковую пленку. Она может различаться по толщине и твердости, в зависимости от чего и будет производиться укрепление.
Укрепление методом инъекции
При наличии на поверхности участка деструктированной, аморфной штукатурки достаточно крепкой и толстой кальцинированной пленки укрепление выполняется методом инъекции с помощью медицинского шприца. Твердость кальцинированной пленки проверяется иглой от шприца, при нажатии которой пленка не должна разрушаться. Инъектирование трехкратное. При необходимости после укрепления на участок ставится хлопушка и прижим, которые через трое суток снимаются. Если после укрепления произошло усиление тональности живописи, то на участок сразу же надо поставить компресс из материала, смоченного уайт–спиритом или ксилолом.
Укрепление методом пропитки
Когда кальцинированная пленка на поверхности деструктированной штукатурки слабая, или уже разрушена, или отсутствует вовсе, то укрепление такого вида разрушения выполняется методом пропитки с помощью мягких кистей или компрессов из ваты или др. материалов.
Укрепление выполняется таким же образом, как и в предыдущем случае, раствором смолы К–15/3. Насыщение трехкратное, обильное. Концентрация рабочего раствора постепенно увеличивается от 3% до 10%. Смоченный укрепляющим составом компресс прикладывается к поверхности участка. Во избежание быстрого испарения растворителя поверхность закрывается полиэтиленовой или другой пленкой и поддерживается рукой. По окончании пропитки на укрепленный участок ставится компресс из материала, смоченного ксилолом или уайт–спиритом, для того, чтобы удалить излишек укрепляющего состава с поверхности живописи, что может вызвать усиление тональности живописи.
Удаление левкасных гвоздей
Удалению подвергаются те левкасные гвозди, которые наиболее сильно разрушены коррозией и на шляпках которых штукатурный грунт полностью утрачен или сохранился фрагментарно. Тогда разрозненные фрагменты штукатурки снимаются. Если сохранившийся вокруг шляпки гвоздя фунт отстал, то выполняют его подклейку, применяя при этом, в зависимости от состояния и размеров отставания, известковый раствор или мастику на основе смолы К–15/3. Укрепление известью выполняется методом инъекции (см. «Укрепление методом инъекции отставшего от основы грунта монументальной живописи»), раствор вводят со стороны шляпки гвоздя. В небольшие полости отставания мастихином или шпателем малого размера подводится мастика на основе смолы К–15/3 с каким–либо наполнителем (мел, белокаменная или кирпичная мука). После укрепления отставшего по краям штукатурного грунта выполняется удаление гвоздя. Если гвоздь легко поддается удалению, то его вынимают без каких–либо механических приспособлений.
Гвоздь, прочно сидящий в штукатурке, удаляется механическими клещами (рис.6 ниже).
Процесс удаления такого гвоздя заключаются в следующем: на поверхность участка, где находится гвоздь, устанавливается лист фанеры размером 25×25 см, обтянутый со стороны живописи фланелью или тонкой резиной. В центре фанерного листа выпилено круглое отверстие размером больше диаметра шляпки левкасного гвоздя. Затем на лист фанеры устанавливается специально сконструированное реставраторами винтовое приспособление. Винт его опускается так, чтобы клещами, находящимися на его концах, можно было прихватить шляпку левкасного гвоздя. Установив таким образом приспособление, винт медленно и осторожно вращают. При этом клещи, плотно сжимая шляпку гвоздя и часть грунта, находящегося под ней, легко вытаскивают гвоздь. При прокручивании винта клещи, благодаря подвижной муфте на нижнем основании винта, не поворачиваются. Чем крепче сидит гвоздь в кладке, тем больше усилий требуется для его удаления и тем плотнее он сжимается клещами. Свободно вращающаяся муфта, изогнутые губы клещей и лист фанеры, закрывающий весь грунт вокруг гвоздя. позволяют удалить его не причинив штукатурке ни малейшего вреда.
После удаления гвоздя фанерный лист снимается и образовавшаяся полость очищается. Из нее удаляются продукты коррозии, кусочки разрушенного грунта и кладки, загрязнения. После этого очищенная полость смачивается водой и в нее вводится новый известковый или известково–цемяночный грунт (см «Подведение грунта в местах его утрат «). Если в изначальном штукатурном грунте обнаружены волокна пеньки или другого армирующего наполнителя и толченый уголь, то эти материалы соответственно добавляются в новый грунт. Вновь подведенный грунт тщательно уплотняется и выравнивается. При наличии деструктированного грунта выполняется его укрепление методом пропитки (см.»Укрепление деструктированного штукатурного слоя»).
Если с поверхности гвоздя были сняты сохранившиеся фрагменты штукатурки с живописью, то их ставят на место на вновь подведенный сырой грунт, предварительно смочив водой (если грунт крепкий) или укрепив растворами К–15/3 (при наличии деструктированной части грунта).
Удаление и обработка оставленных левкасных гвоздей (рис. 3, 4, 5, 6, 7, 8)
Во многих случаях в результате образовавшихся продуктов коррозии левкасного гвоздя находящийся на нем штукатурный грунт лишь потрескался и вспучился (рис.2).
| Рис.2. Владимир. Успенский собор Княгинина монастыря. Состояние штукатурного грунта, разрушенного продуктами коррозии левкасного гвоздя. |
Если произошла внутренняя деструкция слоя грунта, участок заклеивается папиросной бумагой. Мягким карандашом на бумаге делаются риски, корректирующие правильное расположение фрагмента. Затем, заклеенный бумагой участок выпиливается круглой пилой (рис. 3, 4), сконструированной реставраторами мастерской.
| |
Применение такой пилы позволяет полностью сохранить находящийся на шляпке гвоздя штукатурный грунт. Утраты его ничтожны, так как пропиливается и удаляется грунт лишь по толщине стенок самой пилы.
Если левкасный гвоздь разрушен и его следует удалить после выпиливания фрагмента, выполняется его удаление вышеописанным способом с помощью винтового приспособления (рис. 5. 6. 7), штукатурку по краям выпиленного фрагмента предварительно подклеивают.
| | |
Образовавшаяся после гвоздя полость очищается от продуктов коррозии и других включений и выполняется структурное укрепление деструктированного грунта методом пропитки (см. «Укрепление деструктированного штукатурного слоя»).
Одновременно укрепляется и тыльная сторона снятого фрагмента штукатурного грунта после ее предварительной очистки. Затем в полость отставания подводится меловая мастика на основе смолы К–15/3 с одним из наполнителей. Подведенная мастика уплотняется и на нее устанавливается снятый фрагмент авторского изначального штукатурного фунта (рис.8).
| Рис.8. Снятый фрагмент штукатурного грунта после установки его на прежнее место. При наличии крепкого и прочного штукатурного грунта структурное укрепление его не производится. |
Образовавшаяся в результате удаления гвоздя полость промывается водой и в нее подводится новый известковый или известково–цемяночный грунт, уплотняется, после чего на участок устанавливается и прижимается выпиленный фрагмент штукатурки. Тыльная сторона фрагмента предварительно обильно смачивается водой. Иначе влага, находящаяся в приготовленной штукатурной композиции, диффундирует внутрь штукатурки выпиленного фрагмента и часть ее испарится, в отсутствии влаги может произойти неполная и неравномерная карбонизация извести нового грунта, который будет обладать низкой прочностью.
После полного высыхания вновь подведенного фунта прижим снимается и бумага, заклеивающая выпиленный фрагмент, снимается теплой водой.
Можно использовать другой способ: находящийся в хорошем состоянии гвоздь после выпиливания фрагмента не удаляется, а лишь обрабатывается антикоррозионными материалами. В этом случае со шляпки левкасного гвоздя с помощью зубилец или металлических щеток механическим путем удаляются продукты коррозии.
При обнаружении отставаний фунта по краям выполняется его прикрепление раствором извести или мастикой на основе смолы К–15/3. Очищенный от продуктов коррозии гвоздь обрабатывается 15–20–процентным раствором К–15/3, обладающим хорошими антикоррозионными свойствами.
Края штукатурного фунта вокруг гвоздя и снятый фрагмент с тыльной стороны укрепляются методом пропитки (см. «Укрепление деструктированного штукатурного грунта»). После укрепления снятый фрагмент приклеивается с помощью меловой мастики на основе смолы К–15/3 на прежнее место согласно рискам. Приготовленная мастика наносится тонким слоем на шляпку гвоздя или на тыльную сторону фрагмента, установленный фрагмент выравнивается и прижимается. По высыхании участка прижим снимается и бумага удаляется теплой водой.
При отсутствии смолы К–15/3 работы, связанные с обработкой левкасных гвоздей, выполняются растворами полибутил–метакрилата (ПБМА) в ацетоне.
В утратах изначального фунта подводится меловая шпаклевка на основе 15–процентного раствора ПБМА и шлифуется корковой пробкой, смоченной в ацетоне.
ЗАПОЛНЕНИЕ ТРЕЩИН В ГРУНТЕ
Штукатурный грунт монументальной живописи по истечении времени покрывается сетью различных по размерам и направлениям трещин. Они могут быть крупные, средние, мелкие и совсем тонкие, волосяные. Последние, ввиду их ничтожных размеров, не заделываются. Другие трещины, в зависимости от их величины, заполняются различными способами.
Заполнение мелких трещин
Обнаруженная трещина тщательно очищается от пыли при помощи птичьих перьев или продувается струей воздуха из резиновой груши. Заполнение очищенной от загрязнений трещины выполняется восковой мастикой, состоящей из воска, пинена и наполнителя — мела. Для приготовления мастики в размягченный воск в соотношении 1:1 вводится пинен. Затем в полученную массу добавляется сухой и просеянный через мелкое сито мел. Мел вводится до тех пор, пока не получится тестообразная масса. Приготовленная мастика мастихином вводится в трещину, при этом она (мастика) должна быть мягкой, для чего постоянно разминается в руке. Эта мастика удобна при заложении мелких трещин и не оставляет после себя, в отличие от трудно удаляемой с поверхности живописи извести, грязных краев. Крупные же трещины заполнять восковой мастикой нельзя. Она при высыхании дает усадку и может отойти от краев трещины. В мелких же трещинах, где масса восковой мастики сравнительно мала, такого не наблюдается.
Круглая пила. Рис.10.
| Представляет собой полую трубу, диаметр которой может быть различным, в зависимости от размеров шляпок левкасных гвоздей. Целесообразно изготовить несколько пил разного диаметра. Длина трубы 200 мм, толщина стенок от 0,5 до 1 мм. К одному из ее концов приварена труба меньшего диаметра длиной 75 мм с рычагом. Другой конец трубы нарезан зубьями. На три четверти своей длины труба с двух сторон разрезана на ширину 2–3 мм. Пила устанавливается на место, и поворачивая пилу за рычаг на 180 в обе стороны, выполняется выпиливание заклеенного фрагмента штукатурки. Затем, фрагмент вынимается из пилы. При необходимости изъятие его выполняется с помощью тонкого ножа через вырезанные по длине трубы пилы пазухи. |
Винтовое приспособление для удаления левкасных гвоздей. Рис.11.
| Представляет собой металлическую треногу с установленными внутри ее подвижными клещами. Верхние концы рычагов клещей подвижно соединены с парой мелких рычагов, которые также подвижно прикреплены стержнями к муфте, свободно вращающейся на гладком основании винта. Для винта в столе треноги нарезана резьба, в головку винта вставлен рычаг. Чтобы ножки треноги при работе не скользили по листу фанеры и не разрушали штукатурку, к их основанию приварены «пятачки» диаметром 25 мм, на которые внизу наклеена резина. Приспособления желательно выполнять из легкого и прочного металла. |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.В. А. Воробьев, А. Г. Комар. Строительные материалы «Стройиздат», М., 1976 г.
2.Р. О. Бойнтон. «Химия и технология извести».Перевод с англ. Изд–во литературы по строительству. М.,1972 г.
3.Ю. М. Бутт, В. В. Тимашев. Практикум по химической технологии вяжущих материалов. Изд–во «Высшая школа», М.,1973г.
Глава 3. УКРЕПЛЕНИЕ РАЗРУШЕННОГО ШТУКАТУРНОГО ГРУНТА МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
v Бортовое укрепление штукатурного грунта
v Укрепление отставшего от основы штукатурного грунта механическим способом
v Укрепление расслоившейся штукатурки
v Укрепление деструктированного штукатурного грунта
v Склейка отставших фрагментов штукатурки и приклейка их на первоначальное место
v Удаление части левкасных гвоздей и обработка оставленных
v Заполнение трещин в грунте
v Подведение грунта в местах его утрат
v Инструменты, применяющиеся в процессах укрепления штукатурного грунта
v Материалы и приготовление рабочих растворов
v Список рекомендуемой литературы
Процесс укрепления разрушенного штукатурного грунта монументальной живописи выполняется только после укрепления красочного слоя.
Перед операцией укрепления штукатурки проводится обследование состояния штукатурки, наличие отставания, деструкции, расслоения, трещин, левкасных гвоздей и т.д. Выявленные разрушения грунта фиксируются на картограммах графической фиксации живописи до реставрации.
Укрепление разрушенного штукатурного слоя делится на несколько операций:
1.Бортовое укрепление.
2.Укрепление отставшей от основы штукатурки методом инъекции.
3.Укрепление отставшей от основы штукатурки механическим способом.
4.Укрепление расслоившегося штукатурного грунта.
5.Укрепление методом пропитки или инъекцией деструктированной штукатурки.
6.Склейка отставших фрагментов штукатурного фунта с живописью и приклейка их на первоначальное место.
7.Удаление части левкасных гвоздей и обработка оставшихся с последующим заполнением утрат штукатурного грунта.
8.Заполнение трещин.
9.Подведение грунта в местах утрат.
Во время выполнения все перечисленные работы фиксируются на картограммах графической фиксации живописи в процессе реставрации.