Левша что он сделал
Левша
История персонажа
Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.
История создания персонажа
В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была автором изложена в предисловии. Николай Лесков писал, что в произведении изображает борьбу русских мастеров с английскими. В этом «сражении» русские умельцы показали свой талант и «англичан совершенно посрамили и унизили». Также в предисловии к повести писатель подчеркивает, что записал эту историю со слов старого сестрорецкого оружейника, некогда работавшего в Туле.
Впоследствии русскому классику пришлось убрать из текста вступительную часть. Критики и читатели буквально восприняли информацию о рассказе мастера из Сестрорецка и обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле повесть о Левше была написана Лесковым самостоятельно. Описание героя подчеркивает народные черты: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Характеристика мастера, образ заняли особое место в истории русской литературы.
Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами. Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение. Фразы действующих лиц повести стали популярными цитатами.
Биография и образ Левши
Действие разворачивается в 1815 году. Сообщается, что император Александр I посетил в рамках поездки по европейским странам Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно правителю понравилась у англичан механическая блоха, выполненная из стали, которая умела «танцевать».
Левша, иллюстрация Виктора Бритвина | R-book.club
Через несколько лет после смерти Александра, когда на престол взошел Николай I, в вещах покойного обнаружили стальную вещицу. Придворные не могли понять, какова функция этой миниатюры, и пригласили для пояснения донского казака Платова, сопровождавшего Александра I в туре по Европе. Казак рассказал, что за удивительное устройство приобрел покойный император, указав, что это дело рук английских искусных механиков. И тут же отметил, что мастера в России не менее талантливы.
После этого рассказа государь Николай Павлович отправил Платова на Дон с дипломатическим визитом, а заодно поручил заехать в Тулу, познакомиться с местными оружейниками и дать им для ознакомления блоху —– чтобы те затем смогли придумать с вещицей что-то, что превзошло бы труд англичан. В Туле казак нашел трех опытных оружейников, среди которых был мастеровой по прозвищу Левша. Дав умельцам задание, Платов отбыл на Дон, а через 2 недели вернулся.
За это время 3 мастера съездили помолиться и приступили к обдумыванию работы. Увидев с прошествием срока, что с блохой не произошло разительных перемен, казак вспылил, посчитав, что тульские оружейники его обманули. Взяв с собой Левшу, дипломат отправился обратно в Петербург. Платов хотел, чтобы мастер перед самим императором отчитался о том, что ничего нового русские ремесленники придумать не смогли.
Иллюстрация Николая Кузьмина (Мастера несут Платову шкатулку) | Leskov.org.ru
На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. Николай Павлович решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными лицами, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров. Только под микроскопом можно было увидеть, что придумали тульские умельцы.
Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу — ковал гвозди для подков. Российский двор единодушно признал, что у мастера — золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца происходит неожиданный поворот.
Отмыв сельского мужика и придав герою вид более приличный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо. Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.
Левша (герой)
Тульский мастер Левша – образец русского мастерства, центральный персонаж произведения Николая Семеновича Лескова. У повести «Левша» существует оригинальное название: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». У героя нет имени, левшой его называют из-за того, что он все делает левой рукой. Принято считать, что в талантливом мастере-оружейнике автор воплотил собирательный образ русского народа. Но существует и другая версия. Предположительно, прототипом Левши мог быть мастер из Тулы Алексей Сурнин.
Описание героя
Левша. Актер Н. Стоцкий. Фильм «Левша». 1986
История Левши начинается с того, что российскому императору Николаю I достается танцующая блоха, выполненная английскими инженерами. Он решает доказать, что русские мастера способны еще и не на такие чудеса. Вызвав к себе генерала Платова, он приказывает ему найти самых лучших умельцев и поручить им сделать что-нибудь необычное, что могло бы поразить англичан. Так в сюжете появляются три мастера, среди которых главный герой данного произведения.
Характеристика Левши
Настоящее имя тульского самородка, умельца Левши неизвестно. Он ловко пользуется левой рукой, поэтому все называют его просто Левшой. Крестится он также левой рукой, потому что так ему сподручнее. Внешность у него неказистая: на лице родимое пятно, волос на висках не осталось после того, как ему их «выдрали при ученье». Ко всему прочему, у Левши косоглазие.
Одет герой очень бедно, на ногах старая стоптанная обувь. Вот как описывает автор его облачение: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
Левша живет в Туле со старенькими родителями в маленьком, тесном домике со спертым воздухом. Стариков своих он любит и уважительно ним относится. Отца он нежно зовет тятенькой, а мать – старушкой. Забота о родителях не позволяет ему остаться в Англии, несмотря на то, что ему обещают хорошие условия для жизни. Своей семьей Левша еще не обзавелся, сам о себе он говорит: «я еще в холостом звании».
Особенности личности
Левша неграмотен, как и основная часть крестьян того времени. Мастерству он также нигде не обучался. Все способности даны ему от природы и, благодаря трудолюбию, превратились в талант, которому нет равных. Сам он так говорит о своей необразованности: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».
Левша очень религиозен и считает, что без божьего благословения нельзя начинать какое-либо дело. Вера в бога помогает ему справиться с самыми сложными задачами. Так, прежде чем выполнить императорский заказ, мастера направляются к иконе Николая Чудотворца, рассчитывая на его помощь: «…надо взяться подумавши и с Божьим благословением».
Левша без страха встречается с русским царем, приходит к нему в рваной одежде и нисколько не стыдится своего вида. Он с гордостью показывает императору подкованную блоху, доказывая тем самым, что русские мастера некоторые вещи умеют делать лучше англичан. Он готов ответить за свою работу, потому что выполнена она добросовестно и честно. Левша разговаривает с императором так же, как привык общаться в своем окружении: «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто». Левша без робости и со знанием дела разъясняет государю, что работа с блохой настолько тонкая, что ее не видно даже в «мелкоскоп»: «…я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Левша отличается смирением. Несмотря на то, что задето его достоинство (несправедливые упреки и избиение Платовым), он терпеливо сносит это незаслуженное наказание. В этом проявляется такая черта подневольного русского крестьянства, как долготерпение, заложенная с детства самой системой.
Восхищенный работой император, растрогавшись, обнимает и целует Левшу. Видя это, остальные придворные также бросаются обнимать и благодарить мастера, а Платов даже приносит ему извинения за выдранные «волосья» и дает сто рублей.
Левша скромен и непритязателен. Видимо, сказывается привычка довольствоваться тем, что есть. Так, на корабле ему были организованы поистине барские условия. Однако, он неудобно чувствовал себя в окружении господ и все время старался уединиться. «Он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился». Чаще всего он проводил время на палубе, всматриваясь в безбрежную даль, туда, где была его родина.
И сам Левша, и мастера, с которыми он работал над блохой, – большие патриоты России и своего императора. Они считают за честь выполнить приказ государя и трудятся днем и ночью, чтобы оправдать его доверие: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется».
Отношение к труду
Герой до самозабвения любит свое дело. Чтобы вовремя выполнить приказ императора, Левша с товарищами запираются в доме и покидают его только по окончании работы. Даже попытка выманить их из избы обманом не увенчается успехом. Когда кто-то крикнул, что загорелся соседний дом, Левша, показавшись в окне, спокойно ответил: «Горите себе, а нам некогда», закрыл ставни и снова принялся за работу.
Несмотря на то, что в Туле проживает много талантливых умельцев, мало кто может сравниться в мастерстве с Левшой. Именно ему достается самая филигранная работа – выковать гвоздики для подковок, и выполняет он ее блестяще. Все поражаются: как человек с косоглазием, левой рукой и без «мелкоскопа» смог сотворить такое чудо!
Левша в Англии
Англичане восхищены мастерством Левши. Их огорчает лишь то, что умелец, обладающий таким талантом, совершенно безграмотен. Ведь, если бы Левша разбирался в науках, он смог бы путем расчетов предугадать, что блоха уже не сможет танцевать как прежде из-за отягощенных подковками лапок. Левше предлагают остаться в Англии, чтобы обучаться наукам, пророчат ему блестящее будущее. О нём пишут в английских газетах, как о чуде, русский мастер окружен уважением и восхищением.
На корабле Левша заводит знакомство со своим попутчиком, который оказывается английским моряком. На протяжении всего пути они пьют спиртные напитки и допиваются до чертиков и галлюцинаций. В какой-то момент Левша едва не падает за борт в открытое море. Пьянка продолжается до самого конца путешествия, в результате чего друзья заболевают. По прибытии в Петербург, их пути расходятся.
Финал
Неласково встретила Левшу горячо любимая им Родина. Обессилевшего от долгого путешествия и непомерных возлияний, его сразу же обокрали. Причем, произошло это в полицейском участке, куда Левшу доставили прямо с корабля. Отобрали деньги, часы, добротную одежду и практически раздетого долго возили по разным больницам, где его ни в какую не хотели принимать без документов. Несколько раз его роняли, да так, что разбили голову, наконец, привезли в больницу для простолюдинов и оставили на ледяном полу.
Роль героя в произведении
Нелегкая судьба Левши представляет собой собирательный образ судеб простых, бесправных людей. Их было бесчисленное множество на просторах огромной России. Были среди них и самородки, подобные Левше. Они в большинстве своем так и остались неоцененными и безызвестными, так как не имели возможности в полной мере проявить свои таланты. Именно таким людям посвятил Н.С. Лесков свои слова: «шуба овечкина, а душа человечкина».
Сама российская система того времени, ее нелепые законы не предполагали заботу о талантливых выходцах из народа. Никто не был заинтересован в их развитии и востребованности. Нужны они были лишь для того, чтобы в очередной раз блефануть перед иностранцами, а ведь именно такие люди и являлись национальным богатством России.
Лесков в образе Левши воспевает талант маленького человека, большое сердце которого переполняют истинный патриотизм и огромная любовь и преданность Родине.
Отношение автора к герою
Автор с глубоким сочувствием относится к своему герою. Он с горечью констатирует, что лишь англичане смогли разглядеть в Левше не только его талант, но и душу. На родине же к мастеру относились, как к исполнителю воли императора. Герой являлся лишь демонстрацией того, что русские мастера могут превзойти в своем искусстве даже продвинутых в инженерном деле англичан.
Автор видит, что положение простого народа не меняется в лучшую сторону. Высшие сословия все так же не желают признавать таланты и способности человека «из низов». Примером этому служит судьба его героя, который, так и не дождавшись помощи, умирает в жутких условиях простонародной лечебницы. Несмотря на это, даже на смертном одре Левша остается человеком, преданным государю и Родине, которой он оказался не нужен.
Прототипы
Согласно высказыванию Н.С. Лескова, его герой – плод собственной фантазии: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Однако историк С.А. Зыбин еще в 1905 году отмечал сходство в судьбе Левши и реального человека – Алексея Михайловича Сурнина, мастера-оружейника Тульского завода, ставшего впоследствии выдающимся машиностроителем.
Так же, как и Левше, ему довелось побывать в Англии, где он продемонстрировал свои таланты. Англичане настолько восхитились его способностями, что назначили заместителем Генри Нока – владельца оружейного завода. Вернувшись в родной город, Сурнин получил высокую должность на Тульском оружейном заводе, до конца своей жизни был уважаемым и почитаемым человеком. Он внес большой вклад в развитие оружейного дела в России, обогатив отечественное производство английскими разработками. Это сыграло не последнюю роль в победной войне России 1812 года против Наполеона.
Экранизации героя
Знаменитый сказ о Левше Н.С. Лескова не раз становился сюжетом как для театральных постановок, так и художественных и мультипликационных фильмов.
В 1964 году на экраны вышел мультфильм «Левша» советского режиссера Ивана Иванова-Вано. Несмотря на несовершенную технику анимации, фильм получился необыкновенно удачным и максимально передающим сам стиль повести Лескова. Поражает портретное сходство героев мультфильма с реальными историческими личностями: мягкий, лысоватый блондин Александр I и видный статный брюнет Николай I. Не оставляет равнодушным и музыкальное сопровождение фильма, в основном представленное народными песнями.
В 1986 году режиссер Сергей Овчаров представил свой фильм «Левша», который можно назвать вершиной его творчества. Гениальность режиссера прослеживается во всем: великолепно подобранном составе актеров, невероятной продуманности каждой мелкой детали, отличной операторской работе. Главную роль в фильме исполнил популярный актер Николай Стоцкий.
Герой за пределами произведения
Судьба литературного героя Левши трагически заканчивается на последней странице повести. Но память о талантливом самородке из народа жива до сих пор. В 2004 году в самом центре Челябинска был открыт памятник Левше, как олицетворению всех уральских мастеров. В композиции присутствует и знаменитая блоха, которую все, кто пожелает, могут рассмотреть через увеличительное стекло. Памятник выполнен из бронзы, автором его является скульптор Игорь Брунеткин.
Еще один памятник символу тульских мастеров был торжественно открыт в 2009 году в городе Тула, на набережной реки Упы. Автор бронзового монумента Б.И. Кривохин изобразил Левшу в полный рост в рабочей одежде. В левой руке мастера кузнечный молот, правой рукой он держит только что подкованную им блоху. В нижней части памятника – цитаты русских писателей и, конечно же, самого Н.С. Лескова.
Правда и выдумки о Левше
Известный тульский филолог Михаил Майоров издал брошюру «Миф о Левше: судьба без жизни», в которой, мягко говоря, подверг сомнению сложившийся у нас образ Левши как символ тульского рабочего мастерства.
О некоторых главных выводах, изложенных в этой небольшой книжке, мы поговорили с ее автором.
Карикатура на оружейника
– Михаил, откуда возник такой интерес к теме Левши?
– Всё очень просто. Когда-то, будучи еще сотрудником музея «Тульский некрополь», я получил предложение исследовать этот бессмертный образ, не такой простой и примитивный, каким его принято считать. И для меня как для исследователя было важно ответить на вопросы: кто такой Левша и откуда он? в чем был замысел произведения?
– Удалось ответить?
– Несмотря на почти 150 лет, прошедших со времени появления в литературе образа Левши, ответ на этот вопрос не дан ни в одном литературоведческом исследовании. Лесков будто бы услыхал рассказ о Левше от рабочего Сестрорецкого завода, перешедшего туда из тульского оружейного. Это уже подозрительно, ибо Лесков неоднократно бывал в Туле и ничего тут «не слыхал». Сестрорецкой версией писатель обеспечил себе надежный тыл. Во всех собраниях сочинений Лескова, где сказ комментировался, источниковая база подверглась странному расширению: появление сказа объяснялось уже «эпосом работников», «баснословной легендой». Эти сведения никто не проверял.
11 июня 1981 г. в Орле открыли мемориальный комплекс из 5 бронзовых фигур, посвященный Лескову.
– Получается, образ мастера сформировался сам по себе, безотносительно к той идее, что была заложена в произведение?
– В 2005 году, определяя место лесковского персонажа в современной культурной жизни, кандидат филологических наук Нина Алексеевна Щеглова обратилась к тулякам с просьбой внимательно вчитаться в литературный оригинал: «Левша у Лескова предстает неучем и пьяницей. Это фарс, карикатура на тульского оружейного мастера и фактическое отклонение от сущности при внешнем соответствии». Нина Алексеевна Щеглова, между прочим, коренная тулячка, лауреат премии им. Мосина, автор «Технического словаря тульских оружейников XVII–XVIII вв.».
– Почему же сразу неуч? Подковы блохе прибивать – очень тонкая работа.
– Давайте разбираться. Действие этой истории происходит в первой половине XIX века, когда оружейное производство достигло высокой технической культуры. На тульских заводах уже давно хорошо было налажено обучение ремеслу. Помимо оружейной школы для детей-сирот на 60 человек, где обучали грамоте, рисованию, арифметике и геометрии, существовала система обучения по цехам. Ученики распределялись по лучшим мастерам, и те обязаны были передать им секреты мастерства. После этого происходила торжественная церемония освидетельствования ученика в мастерстве, когда он в присутствии всего цеха демонстрировал новые «инвенции».
Настоящий, невыдуманный мастер не мог не знать «расчет силы» и четырех правил арифметики, а потому не мог лишить аглицкую блоху способности прыгать.
Также он не мог утверждать, что в России ружья кирпичом чистят, – с самого начала оружейного производства к каждому ружью и пистолету для чистки ствола прилагался шомпол с трещоткой и пыжовником.
– Нельзя же литературное произведение считать историческим документом.
– Вряд ли и Лесков претендовал на серьезный исторический анализ оружейного дела в Туле. Его Левша – это метафора, если хотите, миф. А мифы порой бывают более живыми и реальными, чем факты из учебника истории. Ведь даже самый продвинутый знаток литературы не сразу сообразит, к какому историческому периоду относится действие всех произведений о Левше. И что именно должно прославляться, когда сей персонаж сломал уникальное английское изобретение, неизвестно зачем его подковав.
Таким увидели тульского мастера в 1970-е годы члены содружества Кукрыниксы.
Левша или левша?
– У Лескова довольно странное для положительного персонажа определение «косой левша» прописано со строчной буквы.
– И кстати, редкий литературный персонаж выделяется среди прочих внешними данными. Обратные примеры можно пересчитать по пальцам: Гаргантюа, Пантагрюэль, Сирано де Бержерак, Портос, Квазимодо. Изображая странную внешность оружейника – косой, левша, на щеке родимое пятно, крестится левой рукой, – Лесков, по всей вероятности, подразумевал связь фантастического мастерства с нечистой силой. Поэтому, по авторскому замыслу, для словесного портрета достаточно словосочетания из двух слов: «косой левша».
– Да еще и левша со строчной буквы.
– Прославление и увековечение мастерового, сломавшего британский антиквар, принадлежит казанскому и тульскому дворянину, начальнику замочной части тульского завода Сергею Зыбину. В узкоспецифическом бюллетене «Оружейный сборник» он разместил статью «Происхождение оружейничьей легенды и о тульском косом Левше». Прописную букву Зыбин без околичностей и объяснений употребил уже в названии. С этого момента появился именно тот Левша, которого знает современный читатель и зритель.
– То есть прозвище стало именем только в начале XX века?
– Эту тонкость вообще очень трудно заметить, особенно если не иметь перед глазами прижизненное издание. Речь идет о таком определяющем компоненте произведения, как самый обычный оним, то есть имя в любом значении этого слова: персоним, топоним, эргоним и т. д. Собственно как персоним Левша встречается, например, в изысканиях Н. М. Тупикова: «Левша Михайлович, боярин в Литовском княжестве», «Левша Терпигорев, боярин Василия Шемячича» и так далее. Эти примеры убедительно демонстрируют варианты одного и того же имени Алексей. Версии «Лев», «Александр», «Леонид» для реалий того времени представляются весьма сомнительными.
– Это могло быть имя – даже не Левша, а Лёвша?
– Возникающий соблазн разместить ударение на последнем слоге относится к тем же рефлексам, что ударения типа диспАнсер, стОляр и др. Ответ прост, но следует начать от противного, исходя из самого текста. Лесков употребляет только прозвище безымянного героя. Это самый существенный момент, от которого отталкивается вся дальнейшая эволюция образа и его имени.
– А почему именно прозвище? Он действительно мог быть мастером, который работает левой рукой лучше, чем правой.
– Термины левый – правый, характерные для времен сегодняшних, на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков еще не вошли в язык настолько плотно, чтобы Лесков имел основание использовать именно такое прозвище. Всё, конечно, относительно, но нельзя забывать, что мастеровые наряду с крестьянами и священством в обиходной речи пользовались архаизмами десница (правая) и шуйца, шуя (левая). Имена прилагательные левый и правый внедрялись почти насильственно.
Миф «Сурнин – Левша» не обоснован
– В Туле при всём при этом не сомневаются, что у Левши был реальный прообраз – мастеровой Алексей Михайлович Сурнин.
– Есть два мифа. Изначальный миф о левше – это наследие Лескова, писатель не обязан отталкиваться от реальности, если его целью прежде всего становится не факт, а предмет художественного изображения. Но миф «Сурнин – Левша» не имеет права на существование, он насильственно навязан и противоречит истине.
– Миф именно навязан?
– С совершенно неясной целью Зыбин принялся за поиски возможных прототипов обновленного им Левши. Учитывая явную творческую безапелляционность Зыбина, легко предположить, как скоро он нашел прообраз. В 1785 году тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев по инициативе графа Григория Потемкина были снаряжены в Англию для повышения оружейной квалификации.
В итоге «Тульский биографический словарь», например, без сомнений и ссылок называет лесковский сказ источником жизнеописания Сурнина. Причем как-то не замечается, что, в отличие от Левши (или левши), в биографии Сурнина не зафиксировано ни одного яркого, выдающегося и достойного литературной обработки факта: ни взлетов, ни падений, ни приключений, ни конфликтов. Сурнин был самым обычным человеком, хоть и отмеченным наградами, и не в пример Левше наплодившим кучу детей.
Согласно же Лескову, косой левша – убежденный холостяк, этакий местный простофиля со своими комплексами и склонностью к поучениям: «Англичане ружья кирпичом не чистят!»
– Кто-то еще эту Вашу точку зрения разделяет?
– Профессор Вадим Николаевич Ашурков предложил в одной из своих работ наиболее честный подход к параллели «Сурнин – Левша». При этом следует учитывать положение самого Ашуркова: он не мог допустить мысли об открытом противостоянии официальному краеведению, поэтому в качестве главной опоры доводов избрал свидетельство сына писателя Андрея Николаевича Лескова о нереальности личности левши. Среди прочего Ашурков писал, что «…сопоставил некоторые факты биографии Сурнина и Леонтьева» со «Сказом» Лескова и усмотрел «определенные совпадения».
Кратко передавая содержание «Сказа», Вадим Николаевич успевает и поздравить пребывающего в Англии левшу с патриотизмом, и выругать царей, и посочувствовать нищете «народных талантов». Главное не это, а то, что, цитируя Лескова, Ашурков довольно смело выделяет жирным шрифтом четыре слова: «…Я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Основания для написания этого имени с прописной буквы здесь отсутствуют, скорее, это явная инициатива тульского редактора, но жирный шрифт Ашуркова намеренно игнорировался и педагогами, и писателями, и журналистами тульского края.
– В 2000 году даже нашли реальную могилу Алексея Сурнина.
– Надгробие Сурнина по подсказке профессора Ашуркова в далеком уже в 1986 году нашли и атрибутировали москвич В. А. Простов и туляк А. А. Камоликов. В 2005 году ныне покойный начальник службы тульского городского транспорта Т. В. Шарыпов организовал установку дублирующего надгробия-стелы рядом с «саркофагом» Сурнина. Эпитафия, содержащая грубейшую орфографическую ошибку, гласит: «Сурнин Алексей Михайлович. 1767–1811. Легендарный Тульский Левша. Неутомимому труженнику в приобретении успехов в пользу России». Вот так неистребимая безграмотность нашла увековечение, ибо исправить слово «труженник» технически невозможно, да и некому.
Уже в наше время на могиле Сурнина поставили памятник
как неутомимому тружеННику.
– А миф стал историческим фактом?
– Вопреки предупреждениям Ашуркова и откровениям самого Лескова ложное тождество реального Сурнина и литературного персонажа по сей день используется. Многим читателям советского периода были знакомы сборники с названиями типа «Наследники Левши», «Потомки Левши» и проч., изданные массовыми тиражами. Ни о каком левше (или, конечно же, Левше) там не говорится ни слова, а герои – мастера с тульского оружейного и подобного ему заводов. Давая этому шаржированному персонажу вторую жизнь в образе современных мастеров, составители подобных сборников не отдавали себе отчета в том, что попросту оскорбляют тех, кто аглицких блох не ломал и даже не практиковался за границей. Литературная эволюция закончилась курьезом.
Никогда не живший на свете левша был переименован в Левшу и наряду с невыдуманными людьми стал фантазийным тульским брендом, которому наставили памятников, хотя кроме истории с блохой ни один другой подвиг этого странного человека неизвестен.
Зато после выноса памятника Левше с территории машзавода он прекрасно устроился напротив памятника настоящему императору.