Либеральные взгляды что это
Либерализм
Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — идеология, провозглашающая права и свободы каждого человека высшей ценностью.
Следует различать либеральные ценности (индивидуализм, личная свобода, свобода слова, равенство перед законом, мир между людьми, неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательства, религиозный плюрализм и др.) и идеологию либерализма.
Не сложно заметить, что разные либеральные ценности по-разному соотносятся с нормами христианской морали и этики. Положим, либерализм декларирует свободу личности — христианство учит, что свобода, как естественная способность человека, дарована ему Богом, является чертой образа Божия в нём. Между тем, согласно христианству, под верным распоряжением личной свободой подразумевается лишь такое, какое согласно с Божественной волей; использование же дара свободы вопреки Божьей воле артикулируется как злоупотребление этим даром, как грех. В свою очередь либерализм может поддерживать, как норму, и тот вектор человеческой свободы, который направлен на богоборчество. По-разному интерпретируются христианством и либерализмом такие, к примеру, понятия как индивидуализм, религиозный плюрализм (в том числе в форме экуменизма).
С середины 20-го века в экономически развитых странах классический либерализм, подразумевавший опору на нравственность, стал вытесняться идеологией неолиберализма, во многом эгоистической, основанной на секулярных ценностях. Соответственно этой идеологии, либерал поставляется на место Создателя, объявляется творцом образцовой морали и этики, а в качестве ряда нравственных ориентиров, человеку, вместо Божественных заповедей, предлагаются нормы, прямо противоречащие закону Божию, — нормы, основанные на извращенном понимании личной и общественной свободы, на ложном осмыслении высшего призвания и предназначения человека. Понятия добра и зла, установленные Творцом, размываются. Кто от этого выигрывает? Производители желаний – продавцы товаров и услуг.
Следует отметить, что свобода является качеством, дарованным человеку Богом, это часть Его образа. Ошибка либерализма состоит не в том, что он провозглашает свободу важнейшей ценностью, а в том, что он:
Философия либерализма – утилитари́зм (от лат. utilis — полезный). В рамках этого направления моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Главный лозунг либерализма – можно всё, что не мешает другим. Но это очень шаткое и небезопасное правило. Допустим, сейчас то-то и то-то лично мне не мешает. А как это скажется на других, а как это скажется на мне в будущем? К слову, большинство из тех, чьи дети стали ЛГБТКИАП, ранее были равнодушны к этой проблеме, их лично она не касалась… И вот результат!
Либерализм ставит приемлемые для либералов законы критериями правильности поступков человека и социальных явлений, при этом подразумевается, что законы могут меняться в угоду либерализму. Проявление религиозности может запрещаться, а пропаганда порока, наоборот, защищаться законом. Ребёнка отправляют на химическую кастрацию по прихоти матери в полном соответствии с законом. Разве это не нарушает свободы ребенка? Нормы морали шире правовых норм, это знает любой юрист.
Плоды либеральной идеологии:
Обо всём этом пророчествует Апокалипсис: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр.13:16-17 ).
Людям без семьи, государства, без культурной идентичности, с примитивной шкалой ценностей, проще продавать товары и услуги, наконец, ими проще управлять.
Как либерализм отвлекает от высшего? Цель жизни человека – подготовка к вечности. Либерализм же ставит высшим идеалом: комфорт и удовольствия здесь и сейчас. Если либералам комфортно жить во грехе, то грех уже и не считается грехом, а то и признаётся общественной нормой (даже с запретом именовать пороки своими именами).
Либерализм — это идеология со своими принципами, которая готова их не просто провозглашать, а отстаивать; и не только убеждением, но и насилием над несогласными посредством законодательного ограничения их прав.
Либерализм – это политическая и экономическая идеология, воплощающие в себе:
В течение двадцатого века либерализм победил своих соперников, а с 1991 стал единственной доминирующей идеологией в мире.
Либерализм борется против всех форм коллективной идентичности, против всех видов ценностей, проектов, стратегий, целей, методов, так или иначе являющихся коллективистскими, или по крайней мере не-индивидуалистическими. Любая цель, любое значение, любой смысл в либеральном или в открытом обществе, должны базироваться на индивидууме. Поэтому враги открытого общества, которое является синонимом западного общества после 1991 года и стало нормой для всего остального мира, очень конкретны.
Либерализм глубоко нигилистичен по своей сути. Множество ценностей, защищаемых либерализмом, в своем основании связано с его главным тезисом: приматом свободы. Но свобода в либеральном понимании является существенно отрицательной категорией: либерализм требует «свободы от», но не «свободы для» (чего-то), предлагая даже использовать два разных английских слова – liberty и freedom. Liberty – от чего и происходит название «либерализм» – это исключительно «свобода от». За нее-то и бьются либералы, на ней-то они и настаивают. А что касается «свободы для», т. е. ее смысла и ее цели, то тут либералы замолкают, считая, что каждый конкретный индивидуум сам может найти применение свободы – или вообще не искать для нее никакого применения. Это вопрос частного выбора, который не обсуждается и не является политической или идеологической ценностью.
Напротив, «свобода от» описана подробно и имеет догматический характер. Освободиться либералы предлагают от:
Либералы идут довольно далеко, отрицая практически все традиционные социально-политические институты – вплоть до семьи или половой принадлежности. В предельных случаях либералы выступают не только за свободу абортов, но и за свободу от половой принадлежности (поддерживая права гомосексуалистов, транссексуалов и т.д.). Семья и иные формы социальности считаются ими чисто договорными явлениями, которые, как и иные «предприятия», обуславливаются юридическими соглашениями.
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8:31-36 ).
«Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнёт вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает, — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил не то, что хотел».
Эрнст Хэмингуэй
«Слабость института прав человека, — говорится в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», — в том, что он, защищая свободу выбора (αὐτεξουσίον), все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха (ἐλευθερία). Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу».
В каком-то смысле либерализм вполне правомерно считать очередным искаженным изводом из христианства и христианских ценностей (как и коммунизм, например), когда во главу угла берется лишь одна сторона христианского учения – свобода – в ущерб многим остальным.
Однако сегодня либерализм и либеральные страны – это не только и не столько царство свободы, ограниченное лишь рамками возможного: «живи сам, и жить давай другим». В либерализме как идеологии есть ряд четких постулатов относительно того, как должно быть устроено общество. Эти идеи или требования сегодня абсолютизированы и возведены в догмат. И, вопреки некоторым своим изначальным намерениям, либерализм, напротив, превратился в очень жесткое учение, которое, как это ни парадоксально, ущемляет свободу человека. Например, в борьбе с призраком тоталитаризма и авторитаризма оно само становится путем к Большому Брату. Сегодняшний агрессивный либерализм признает свободу, лишь пока люди соглашаются устроиться по либеральным идеологическим меркам. Но свобода, право и желание некоторых народов устроиться политически иначе им не признается и атакуется, что мы видим в сегодняшней агрессивной политике западных стран и их очередном (и весьма, к сожалению, успешном) Drang nach Osten («натиске на Восток»).
Но, пожалуй, главное, – это то, что либерализм (как и другие идеологии) категорически отказался от христианского представления о первородном грехе, о связанной с этим коренной испорченности человека и, соответственно, человеческого общества. В этом главный изъян не только его антропологии (учение о человеке), но и онтологии (учение о мире и бытии). Для либерала человек и его разум в основе своей пусть ограничены, но здоровы и неиспорченны. Учением о неотъемлемых правах личности либерализм словно пытается провести вокруг человека некую непереходимую для иных, в том числе и высших трансцендентных сил, границу или линию. Внутри этих границ, говорит либерализм, каждый сам себе хозяин: как он решит, так и будет – лишь бы его решения не приносили вреда окружающим.
Но тем самым человек по большому счету остается один на один со своей испорченной природой. И тогда его же собственный грех, многократно усиленный слишком «свободными» общественными порядками, в конечном счете и разъест его изнутри. Однако человек, проникнутый таким мировоззрением, напротив, будет воспринимать процесс своей духовной гибели как торжество свободы и правды.
Юрий Пущаев, журнал “Фома”
Либерализм — определение, признаки, основные идеи и ценности
В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.
Либерализм — кратко и понятно об основных понятиях
Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.
Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:
Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.
Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.
Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.
Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.
На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.
Главные принципы либеральной идеологии
Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.
К основным идеям относятся:
права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;
гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;
саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;
равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.
На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.
Основатели либерализма
Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.
Первым принципы и основы теории сформулировал английский педагог и философ Джон Локк в своём труде «Два трактата о правлении». Он считал, что любому свободному человеку необходимо владеть собственностью — как материальной, так и интеллектуальной.
Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.
Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.
Изначальная теория либерализма
В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.
Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.
Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.
Виды либерализма
Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.
В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:
социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;
либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.
Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.
Экономический либерализм
Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.
Идея основана на запрете вмешательства в экономику органами власти. Всеми субъектами должна руководить «невидимая рука рынка», которая и сбалансирует вопросы спроса и предложения.
Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.
Неолиберализм
В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.
На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:
недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;
защита прав и свобод граждан;
поддержка социально незащищенных групп населения.
В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.
Либералы в России и их взгляды на развитие общества
У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.
Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:
Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.
Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.
Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.
Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.
Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.
Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.
Либерализм, либеральная идеология и либеральная политическая система. Основные течения либерализма
Либерализм (от лат. liberalis – «свободный») – это идеология, которая считает защиту личных свобод основной целью существования государства. Либералы, как правило, отстаивают право отклоняться от установленных норм и властей по политическим или религиозным вопросам. Поскольку право людей формировать собственное общество (гражданское общество) является одним из основных постулатов либерализма, либералы всегда выступают против тоталитарных и коллективистских идеологий (фашизма, коммунизма и др.).
Слово «либерал» происходит от латинского слова liber («свободный»). Либералы всех школ считают себя защитниками свободы, особенно свободы от традиционных ограничений. Начало либерализма в эпоху Просвещения поставило эту философию в явную оппозицию феодализму и меркантилизму.
Во время французской революции и позже, в XIX – начале XX вв. либерализм был представлен как идеология, в равной степени противоположная социализму и коммунизму. При этом «левые» либеральные школы либерализма часто поддерживали некоторые из социал-демократических целей и методов.
Человека, придерживающегося либеральных ценностей, называют либералом. Либерал – это:
Слово «либерал» означает не только политические ориентации. Он может иметь совершенно разные интерпретации (например, быть высоким комплиментом и оскорбительным ярлыком).
Политические идеи либерализма
Как и в других политических интерпретациях, либерализм в любой из его форм по-разному определяется его сторонниками и противниками. Поскольку либерализм широк и в основном прагматичен в своих определениях, не существует твёрдого и неизменного списка руководящих принципов, которые можно было бы воспринимать как «либеральные» везде и всегда.
В одних случаях либералы выступают за увеличение налогов, в других – за уменьшение. В одних случаях либералы поддерживают расширение государственного сектора экономики, в других – выступают за программу приватизации. Иногда либерализм делает упор на финансовой помощи более бедным гражданам (например, через финансовую помощь безработным, отрицательный подоходный налог и т. п.).
В целом, практически все либералы и либеральные течения выступают за следующие политические преобразования:
В разное время либералы признавали и конституционную монархию, и республиканский строй. Либералы, как правило, выступают против любых форм национализма (кроме умеренных либералов). Расизм совершенно несовместим с либерализмом.
Разные течения в либерализме по-разному отвечают на следующие вопросы:
Как писал Джон Ролз, «государство не имеет права определять одно конкретное понятие хорошей жизни». Либеральная приверженность неограниченной свободе личности не обязательно является безусловной. Как выразился Оливер Вендель Холмс-младший: «Даже самая строгая защита свободы слова не защитит человека, который ложно кричит «Пожар!» в театре…». Либеральные партии поддерживают подавление призывов к насилию, что в философском смысле тоже не совсем является призывом к свободе.
Разные течения либерализма могут полностью отвергать некоторые аспекты либерализма. Например, консервативные либералы полностью отвергают моральный либерализм, делая упор на политическом и экономическом.
Существует несколько отдельных (а иногда и противоположных) течений либерализма. Кроме того, большое количество идеологий и философских течений оказывают влияние на либералов и либеральную теорию. В некотором смысле социал-демократия наиболее близка к либерализму «слева», а консерватизм близок к либерализму «справа».
Классический либерализм
Взгляды классических либералов характеризуются тем, что ни правительство, ни какая-либо группа или социальная единица не должны каким-либо образом вмешиваться в свободу человека, и единственное допустимое ограничение – это когда человек представляет реальную угрозу чьей-либо свободе или собственности.
Классические либералы выступают за минимальное вмешательство государственных институтов в жизнь граждан. Государственные учреждения должны быть ограниченными и заботиться, прежде всего, об обеспечении безопасности населения, прозрачности и неподкупности судебной системы, мирной и честной внешней политики. Классические либералы придерживаются взглядов свободного рынка.
Течениями, относящимися к классическому либерализму, являются:
В то время как классические либералы были сторонниками негативной свободы, понимаемой как отсутствие ограничений или свободы выбора, современные либералы выступают за позитивную свободу, которая предполагает личное развитие и процветание личности.
Либертарианство
Либертарианство, которое развилось из классического либерализма, иногда считается ветвью либерализма, а иногда и независимой, отдельной идеологией.
Современная либертарианская традиция претендует на роль идеологического преемника «классического либерализма». Однако многие выступают против этого слияния двух концепций, которые они считают отдельными и фактически противоположными.
Либертарианцы утверждают, что свободный рынок не может удовлетворить все потребности общества. Либертарианство и либерализм принципиально несовместимы, потому что контроль и баланс, обеспечиваемые либеральными институтами, противоречат либертарианской поддержке полного экономического дерегулирования.
Фридрих Хайек и другие предпочитают просто называть «либертарианство» «либерализмом» вместо того, чтобы подчёркивать связи с основателями.
Неолиберализм
Неолиберализм – это тип прорыночной экономической политики. Он вырос из либеральной традиции, которая часто принимается консервативными, христианско-демократическими и социал-демократическими политиками. При этом неолиберализм значительно отличается от классического либерализма в других областях политики. Неолиберализм – это прежде всего экономическая, а не более широкая политическая точка зрения.
Термин «неолиберализм» был введён после поворота к сокращению государственного вмешательства в экономику в 1970-х гг. и относится к программе по снижению торговых барьеров, ограничений внутреннего рынка как пути к более свободной рыночной капиталистической системе.
Неолибералы признают определённую роль государства в экономике, необходимость в центральном банке и надёжной защите имущества граждан. При этом неолибералы пытаются свести к минимуму государственное регулирование (особенно в области налогов). Иногда говорят, что неолиберализм пересекается с тэтчеризмом.
Неолиберальные экономические взгляды не обязательно сопровождаются политико-либеральными взглядами. Неолибералы часто не отстаивают личные свободы по этическим вопросам или моральным принципам (например, по вопросу сексуальных свобод). Примером крайнего неолиберализма был режим Пиночета в Чили. Многие также к неолибералам относят Рональда Рейгана, Маргарет Тэтчер, Тони Блэра и Герхарда Шредера.
Позитивный либерализм
Острые вопросы либерализма заключаются в следующем:
Для большинства современных либералов, особенно в США и ЕС, однозначный ответ – да. По их мнению, люди имеют положительные права, основанные на принадлежности к определённой нации, политическому или местному субъекту, имеют право рассчитывать на получение определённых благ и определённую защиту.
Классические либералы ответили бы «нет». По их мнению, люди не имеют таких прав как члены сообщества, потому что такие права обязательно находятся в конфликте с более фундаментальными «негативными» правами других членов тех же сообществ.
Если люди имеют положительные права как члены сообщества, они, следовательно, также имеют право ожидать, что государство будет регулировать экономику и другие сферы жизни общества, потому что человек сам не может справиться со всеми жизненными обстоятельствами. Если люди имеют право участвовать в общественной жизни, то они также имеют право на образование и социальную защиту от дискриминации как представители этой общественности.
Многие либералы придерживаются совершенно разных мнений о точном количестве и характере этих прав, которые следует признать.
Политический либерализм
Политический либерализм – это совокупность взглядов на политику. Ему свойственны индивидуализм и приверженность гражданским правам и свободам (таким как свобода слова, свобода совести, право голоса). Эти элементы создают либеральную политическую систему, примером которой является либеральная демократия.
Экономический либерализм
Экономический (рыночный) либерализм – это совокупность взглядов на экономику. Он отвергает все ограничения, мешающие свободному экономическому развитию и свободной конкуренции на рынке. Он против государственного вмешательства в экономику.
Экономический принцип либерализма основан на ведущей роли конкуренции, которая является гарантией свободы в материальной жизни. Следовательно, государство должно поддерживать и развивать конкуренцию с помощью антимонопольных мер. В системе общественных отношений либерализм поддерживает ненасилие и сдержанность.
Культурный либерализм
Культурный (социальный, моральный) либерализм – это совокупность взглядов на культуру и частную жизнь. Он выступает против вмешательства государства в сферу частной жизни, а также против социального угнетения, ограничивающего самовыражение личности.
Примером культурного либерализма является, например, противодействие государственным постановлениям об искусстве, азартных играх, сексе, проституции, контрацепции, алкоголе и наркотиках.
Социальный либерализм
Социальный либерализм – это направление, сложившееся в начале ХХ века. Оно выступает за определённое государственное вмешательство в механизмы свободного рынка, чтобы обеспечить выживание самых бедных в социальном плане. Социальный либерализм фокусируется на моральном либерализме, подчеркивая светский характер общего публичного пространства и абсолютную свободу мировоззрения граждан наряду с правом выбора в субъективных вопросах.
Сам термин «либерализм» по-разному понимается в разных частях мира. В США либерализм означает социальный либерализм, инициированный политикой государства всеобщего благосостояния администрации Франклина Д. Рузвельта «Нового курса». В Европе, с другой стороны, это слово имеет более классическое значение, связанное с ограничением государственной власти и свободным рынком.
Либерализм рассматривает основой автономную личность с правом свободно действовать в соответствии со своими интересами. Частная жизнь человека является неотъемлемой сферой жизни и защищается универсальным принципом невмешательства со стороны государства (либеральный фундаментализм).
В условиях демократии вся власть принадлежит гражданскому обществу. Справедливость в обществе обеспечивается верховенством закона и равенством всех граждан перед законом. Утверждение либеральной демократии как гуманистического направления развития общества является политическим аспектом глобализации и связано с предоставлением безусловного статуса правовой защиты личности.
Либерализм и консерватизм
Некоторые консерваторы считают себя истинными наследниками классического либерализма. Консерваторы хотят сохранить некоторые институты, которые они считают необходимыми для свободы. Отнесение либертарианства к либерализму также затрудняется попытками других групп присвоить его ценности.
Либералы обычно отличаются от консерваторов более широкой терпимостью и большим принятием мультикультурализма. В основе консерватизма лежит стремление к меньшему вмешательству правительства в дела рынка, к менее централизованному руководству или к большей индивидуальной свободе.
Отец консерватизма, Эдмунд Берк, представил горячую критику французской революции, в которой он подверг критике многие либеральные идеи. Консерваторы против либерального стремления к прогрессу и материальным благам, т. к. они подрывают традиционные ценности, укоренившиеся в обществе.
С другой стороны, консервативный либерализм – это направление, близкое к классическому либерализму, сочетающее либеральные взгляды на экономику (защита собственности, свободный рынок, минимальное правительство) с моральным консерватизмом. Большинство консервативных течений также принимают, с некоторыми оговорками, либерально-демократическую систему.
Либерализм и социализм
Либерализм и социализм – взаимосвязанные понятия. Этот вопрос был поставлен русским философом В. М. Межуев. Существует внутреннее противоречие между предпосылками либеральной идеологии (свобода человека) и социальными последствиями её реализации (человеческое неравенство). По его словам, свобода ведёт к неравенству, а не к равенству, где всё бесплатно, но не равно. Отсюда происходит социалистическая оппозиция либерализму.
Существует мнение, что либерализм поддерживает свободу, которая вредит равенству, в то время как социализм стремится к равенству за счёт свободы. И либералы, и социалисты ищут выход из этого тупика. Современный либерализм стремился решить эту проблему, сформировав новую теорию социальной справедливости, сочетающую закон и мораль.
Социализм, начиная с Маркса, предлагает иное решение проблемы сочетания свободы и равенства. Он основан на доказательстве невозможности решения данной проблемы при наличии частной собственности. В случае частной собственности необходимо пожертвовать свободой или равенством.
Таким образом, социалистическое течение, проповедующее идею свободы, можно рассматривать как исторического преемника либерализма.
Либерализм и демократия
Классический либерализм был против демократии или, по крайней мере, критиковал её. Либералы были сторонниками ограниченных избирательных прав (например, переписи населения). Они указывали на опасность передачи власти в руки людей.
Джон Стюарт Милль и Алексис де Токвиль предостерегали от тирании большинства, написав, что демократическое большинство может нарушать права людей и меньшинств.
С конца XIX в. либерализм принял демократические идеалы. Доминирующей формой демократии в современном мире является либеральная демократия.
Либерализм и социал-демократия
Принципиальное различие между либерализмом и социал-демократией, помимо того, что они имеют совершенно разное происхождение, заключается в их взглядах на роль государства в экономике.
Либералы в целом не верят, что правительство в любом масштабе должно напрямую управлять промышленным производством через государственные предприятия. Этим либералы противостоят социал-демократам.
Социал-демократия стремится достичь определённой степени равенства результатов и считает эгалитаризм источником своих моральных ценностей.
Социал-демократы поддерживают широкий государственный сектор и поддержку сервисных компаний, таких как поставщики электроэнергии и природного газа, чтобы избежать частных монополий, добиться социальной справедливости и поднять уровень жизни для всех.
Либералы, с другой стороны, выступают за гораздо более ограниченную роль государства, например, через субсидии, и считают, что крупнейшие отрасли промышленности должны подчиняться государственному регулированию, но ни в коем случае не принадлежать ему.
Социал-демократия также считает более важным позитивное понимание прав и свобод (право на участие в политической жизни и пользование свободами, предоставляемыми государством, и права, вытекающие из принадлежности к сообществу). Либералы выступают за естественные свободы, которые государство должно защищать, а не предоставлять.
Помимо этих различий, либерализм разделяет многие основные цели с социал-демократией. В течение 1990-х годов многие социал-демократические партии также приняли неолиберальные экономические принципы, такие как обширная приватизация и открытые рынки, в значительной степени к ужасу своих избирателей. Таким образом, эти партии стали де-факто неолиберальными.
Либерализм в психологии
Психологи построили серию шкал либерального консерватизма для измерения отношения людей. Либерализм в этих шкалах чаще всего означает принятие определённых убеждений, связанных с моральным либерализмом. Под моральным либерализмом понимают открытость социальным изменениям, склонность принимать непохожесть или моральную свободу.