Либертарианство что это такое
Либертарианство — что это такое простыми словами. Кто такие либертарианцы.
Либертарианство — это сложная политическая философия, которая способствует максимизации индивидуальной свободы и минимизации государственной власти.
Кто такие либертарианцы и чего они хотят?
Сторонников либертарианства принято называть — либертарианцами. Приверженцы данной философии считают, что людям должно быть позволено делать абсолютно все, что они хотят, если эти действия не нарушают прав и собственности других представителей общества. По факту, либертарианцы выступают за отмену большинства положений, законов и правил, которые являются общими для большинства правительств мира.
В своей крайней форме либертарианство — это анархизм (отсутствие всех правил), но на практике, большинство либертарианцев выступают за существование правительства в качестве необходимого зла.
Какое должно быть общество в представлении либертарианцев?
Приверженцы данной философии представляют себе либертарное общество как сеть групп и отдельных лиц, которые определяют и осуществляют свои коллективные законы и нормы без вмешательства правительственного органа. В подобном обществе почти все было бы полностью приватизировано:
Идея состоит в том, что, если люди чего-то хотят, они будут платить за это. Предложение появится, чтобы удовлетворить спрос. Это понятие свободных рынков занимает центральное место в либертарианстве.
Либертарианство – за и против.
Основным доводом против подобных идей является опасение того, что данная форма управления не имеет целостной и контролируемой структуры, и может превратиться в хаос.
Либертарианци в свою очередь утверждают, что свободный рынок, наоборот приведет все сферы жизнедеятельности в порядок. Он позволит сократить все неэффективные затраты на содержание правительства и чиновничьих структур, что в свою очередь позволит направить финансы на более перспективные нужды общества.
Либертарианци выступают против любых форм правительственных подачек или социальной защиты. Именно поэтому, все финансируемые государством программы, такие как финансовая поддержка, медицинское страхование и тому подобные, должны быть расформированы и в будущем заменены частными структурами, если на это будет спрос.
Приверженцы данной концепции верят, что общество, основанное на «выживании наиболее приспособленных», будет лучшим местом для жизни.
Либертарианство
Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают запрет на «агрессивное насилие» как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование являются примером воровства и грабежа, и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительности.
Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает запрет на «агрессивное насилие» в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором — ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло.
В силу того, что перечисленные конкретные формы либертарианства (анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном быть праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном быть государстве, эти конкретные формы либертарианства относятся не только к правовой, но и политической философии.
Содержание
История термина
Таким образом, до середины XX века термин «либертарианство» не употреблялся в описываемом в данной статье значении. В современном значении этот термин впервые начал использовать американский политик и основатель Фонда экономического образования Леонард Рид (Leonard Read), который в 1940-е годы провозгласил себя либертарианцем. Вслед за ним многие сторонники личной и экономической свободы также стали называть себя либертарианцами, чтобы отличать себя от «либералов», под которыми в США и некоторых других странах начиная с XX века понимают сторонников личной свободы и государственного перераспределения ресурсов (в частности, «нового курса» Рузвельта), включая социал-демократов и умеренных коммунистов. Тем не менее, многие сторонники либертарианских идей не называют себя либертарианцами, настаивая на традиционном обозначении своей идеологии («либерализм») или определяя себя как «классических либералов». Другие считают подобную приверженность старым терминам ошибочной, вносящей путаницу в политическую картину мира, что мешает распространению и пониманию либертарианских идей. В России наряду с термином «либертарианство» в близком значении также употребляется термин «либертарно-юридическое правопонимание», введенный в науку академиком В. С. Нерсесянцем и его последователями (Четвернин В. А. и др.).
Либертарианство и австрийская школа в экономической теории
Либертарианство иногда смешивается с австрийской школой в экономической теории, которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. На самом деле, хотя большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, это отождествление ошибочно. Либертарианство — политико-правовая доктрина, содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в сфере законодательства. Это учение о должном, предписывающее людям, и особенно государственным служащим, определённые нормы поведения. Австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике. Делая, например, выводы о том, что протекционистский таможенный режим уменьшает количество благ, доступных населению страны, где он применяется, она остается ценностно нейтральной наукой и не делает призывов к изменению законодательства и политики.
Политические взгляды современных либертарианцев
Критика
Известные либертарианцы
Литература
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Либертарианство» в других словарях:
либертарианство — сущ., кол во синонимов: 2 • анархо капитализм (1) • минархизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
либертарианство — а; ср. Совокупность взглядов и убеждений, отстаивающих свободу в выборе способов удовлетворения чувственной страсти и полового партнёра из лиц своего пола … Энциклопедический словарь
либертарианство — а; ср. Совокупность взглядов и убеждений, отстаивающих свободу в выборе способов удовлетворения чувственной страсти и полового партнёра из лиц своего пола … Словарь многих выражений
Либерализм — Эта статья о либерализме как общепринятом ядре политической идеологии. Использование термина в разных странах имеет более узкие интерпретации, см. Либерализм в России … Википедия
Блок, Уолтер — Уолтер Блок Walter Block … Википедия
Принцип ненападения — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия
Либертарные левые — Либерализм … Википедия
Конкин, Сэмюэль Эдвард — Сэмюэль Эдвард Конкин Третий Samuel Edward Konkin III Род деятельности: либертарий, анархист, публицист Дата рождения: 8 июля 1947( … Википедия
Тибор Махан — Тибор Ричард Махан Tibor Richard Machan [[Файл … Википедия
Тирания большинства — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия
Либертарианство — это реальность или утопия?
Часто мы встречаем споры касательно налогов, военной обязанности, сексуальных отношений, однополых браков и т.д. Всё это относится к либертарианству — политическому направлению, которое рассматривает свободу личности превыше всего. Кто такие, либертарианцы, и какие у них взгляды, узнайте здесь.
Что такое либертарианство?
Простыми словами либертариантство — это политическая философия, которая гласит, что людям позволено жить так, как они сами этого хотят, и делать свой выбор без вмешательства со стороны правительства или других лиц. Но только при условии, что этот выбор не предполагает применения силы или мошенничества против других лиц.
«Когда люди боятся своего правительства, возникает тирания; когда правительство боится людей, это свобода» (Томас Джефферсон).
Либертарианство противоположно авторитаризму или этатизму. Идея двух последних направлений состоит в том, что правительство должно в значительной степени контролировать людей, распределять их ресурсы и принимать за них решения. Это всё, якобы, для блага общества, но на практике, для блага тех, кто находится в правительстве.
Популярность среди молодежи
Многие исследования доказали, что поколение миллениалов наиболее склонно к либертарианству. Согласно результатам YouGov, в США 1 из 5 миллениалов называет себя либертарианцем.
Опрос показал, что 20% респондентов в возрасте 18-29 лет идентифицируют себя как либертарианцы. Еще 42% не были уверены, являются ли они либертарианцами, а 39% категорически отвергли это утверждение. Либертарианство популярно среди молодежи, ведь это направление поддерживают:
Поддержка среди молодых людей не удивительна, поскольку политическая философия затрагивает много современных проблем. Так, например, либертарианцы хотят узаконить:
В то же время либертарианцы борются за отмену:
Можно ли полностью отменить налоги? Возможно, это утопия. Поэтому сейчас либертарианцы говорят об уменьшении их количества и снижении ставок имеющихся налогов. Ведь согласно данной философии, налоги являются узаконенным грабежом со стороны государства.
В наказания за преступление без потерпевших входит употребление наркотических веществ, контрабанда, поездка в автомобиле без ремня безопасности, проституция.
Правда, в либертарианстве есть много споров и нерешенных вопросов. Молодежь никак не сойдется во мнении в таких моментах:
Либерализм и либертарианство — в чем различия?
Либерализм — это политическая доктрина, которая рассматривает защиту и укрепление свободы личности как центральную проблему. Либералы обычно полагают, что правительство необходимо для защиты отдельных лиц от причинения вреда со стороны других, но они также признают, что само правительство может представлять угрозу для свободы личности.
На первый взгляд, либерализм и либертарианство имеют много общего. Но если копнуть глубже, мы увидим их различия.
Основные разногласия | Либерализм | Либертарианство |
---|---|---|
Призыв в армию | Должен быть, но не в мирное время. | Нет, воинская повинность является рабством. |
Половая жизнь | В целом нет. Но легализованная проституция должна регламентироваться во благо общественного здравоохранения. | Правительство не имеет права регулировать половую жизнь. |
Легализация наркотиков | Легализация марихуаны разрешена, но должна контролироваться государством и облагаться налогом. | Должна быть разрешена. |
Контроль СМИ со стороны государства | Государство должно владеть и контролировать газеты, ТВ, радио и Интернет. | Нет, ни в коем случае. |
Международная политика | Проезд, въезд и выезд в страны должен быть ограничен, чтобы не отнимать рабочие места у граждан в принимающей стране. | Ограничений не должно быть. Все имеют равные права невзирая на то, где они живут. |
«Независимо от того, являетесь вы либертарианским либералом или эгалитарным либералом, идея заключается в том, что справедливость означает неосуждение в отношении предпочтений, которые люди привносят в общественную жизнь» (Майкл Сандель).
Либертарианство: флаг
Популярным символом либертарианства является гадсденовский флаг. На желтом фоне изображена гремучая змея. Она означает, что либертарианцы готовы отстаивать свою свободу, несмотря на ее покушения.
Надпись «don’t tread on me» переводится дословно с английского как «не наступай на меня».
Либертарианство в мире
Поскольку нет настоящих либертарианских стран, давайте исследуем государства мира, которые предоставляют наибольшую свободу их жителям:
Во что верят либертарианцы? В нескольких словах, они считают, что свобода личности является фундаментальной ценностью, которая должна лежать в основе всех социальных отношений, экономических обменов и политической системы. Они считают, что роль государства не в том, чтобы преследовать цели во имя общества. Государство должно ограничиваться защитой прав личности и позволить гражданам добиваться своих целей мирным путем.
Либертарианство. Виды либертарианства
Либертарианство. Общей идеей либертарианства является индивидуальная свобода, неприкосновенность частной собственности и невмешательство государства в экономику и жизнь людей. Два основных течения либертаринцев — это анархо-капиталисты, которые считают, что государство не нужно совсем, и минархисты, полагающие, что минимальное государство необходимо для поддержания правопорядка. На самом деле течений значительно больше, и здесь я попробую кратко разобрать большую часть из них.
Классический либерализм
Либертарианство является развитием идей либерализма, окончательно сформулированных в США и Европе в 19 веке, но восходящих и к более ранним работам, в частности к политической философии Джона Локка. В 20 веке либерализм приобрел несколько иное значение, сильно ассоциированное с социальной демократией и идеями равенства и позитивной свободы, что потребовало изменения названия исходного политического течения на «классический либерализм», а также привело к появлению нового «либертарного» дискурса.
Минархизм
В отличии от классического либерализма, целью минархизма является создание по-настоящему «минимального» государства. В теории, функции государства при минархизме должны ограничиваться всего тремя сферами: армией, полицией и судебной системой. Еще одним отличием является то, что минархизм вовсе не подразумевает либеральной демократии, он вполне может быть реализован при монархии или каком-либо ином авторитарном режиме, главным условием является ограничение государства функциями поддержания правопорядка и защиты базовых прав граждан.
При всем этом, выбор именно этих трех функций — армии, полиции и суда, с точки зрения многих либертариев, является достаточно произвольным: не очень понятно, почему все остальные сферы жизни могут спонсироваться частным образом, а именно эти три — обязательно из налогов. Вопрос с налогами также является не до конца проясненным, т.к. минархисты вполне допускают идею частных денег и отсутствие Центрального Банка, но с трудом могут объяснить каким образом в такой системе будет происходить регулярное налогообложение и борьба с уходом от него.
Для всех этих проблем по отдельности можно найти решение или указать на их неактуальность, предлагая также как и с классическим либерализмом просто двигаться в направлении «наибольшей свободы», но зыбкость самой концепции приводит к существованию множества разных вариантов, кардинально отличающихся у каждой из либертарианских политических партий и организаций.
Анархо-капитализм по Ротбарду
В анархо-капитализме всё должно принадлежать частным лицам и являться чьей-либо собственностью, за исключением тех вещей, собственность на которые еще никем не оформлена. Мюррей Ротбард в своей книге «К новой свободе: либертарианский манифест» подробно описывает то, как по его мнению должно быть устроено подобное общество, включая частную судебную систему, дороги, улицы, полицию, армию и т.д. Одним из ключевых моментов, который, по мнению Ротбарда, должен поддерживать функционирование данной системы является Принцип Ненападения (NAP), подразумевающий запрет на инициацию насилия против человека или его собственности со стороны любого другого человека или организации.
Самым слабым местом в данной концепции анархо-капитализма является тот факт, что мы подразумеваем, что общество, разделенное на множество частных общин и корпораций со своей полицией и судебной системой, по какой-то причине будет обладать одинаковым представление о NAP и толковать его однозначным способом в спорных ситуациях.
Анархо-капитализм (контрактные юрисдикции)
В основе контрактных юрисдикций (КЮ) лежит идея, которая не могла придти в голову Мюррею Ротбарду, жившему в эпоху до распространения Интернета и мобильной связи. КЮ являются частными корпорациями, которые предоставляют страховые, правоохранительные, судебные, охранные и любые другие спектры услуг для любого человека, кооператива или организации, при этом физически располагаясь на произвольно большом расстоянии от них, и работая по аналогии с мобильными и Интернет провайдерами. Человек может подписывать договора с любыми юрисдикциями, готовыми его принять, обязываясь таким образом выполнять указанные в договорах правила и принимая на себя ответственность за их нарушение.
Таким образом может существовать неограниченное количество частных организаций (КЮ) с собственными принципами, правилами и законами, которые на добровольной основе обслуживают своих граждан, выполняя все те функции, которые раньше брало на себя государство. Международная политика, в свою очередь, заменяется договорными отношениями между разными КЮ, заключающими разного рода торговые и военные соглашения, альянсы и т.д.
Что немаловажно, данная концепция анархо-капитализма полностью лишена необходимости в признании всеми юрисдикциями Принципа Ненападения или любой другой общей для всех правовой концепции, полностью базируясь на обычном современном позитивном праве. Каждая КЮ может иметь собственную законодательную, судебную и правоохранительную систему (или пользоваться аутсорсом от других фирм и КЮ), применимую ко всем гражданам и лицам без гражданства данной КЮ, находящимся на ее территории. Конкуренция между различными системами и возможность свободного выбора между ними автоматически приводит к нормализации большинства из них и торговой, политической и финансовой изоляции особо маргинальных вариантов.
Экстерриториальные государства
Это описание состояния общества, промежуточного между современным нам и анархо-капиталистическим. Выбор между множеством контрактных юрисдикций, являющихся провайдерами (бывших) государственных услуг — это прекрасная идея, но она не объясняет, откуда эти контрактные юрисдикции могут взяться, и куда собственно делись знакомые нам национальные государства.
В этой концепции показывается, что всё, что требуется для начала перехода к анархо-капитализму — это появление экстерриториальных государств, которые будут оказывать традиционным государствам услуги по интеграции современной правовой и юридической системы, признаваемой по всему миру. Экономист Пол Рамер еще десять лет назад предложил идею о создании на территории менее развитых стран Африки частных городов, которые будут созданы по самым современным образцам, а их управление возьмут на себя развитые страны, заключившие соответствующие договора с местным правительством. Это создаст возможность для местного населения получить доступ к современному образованию, новым рабочим местам, и даст бизнесу надежную арбитражную систему, не связанную с местной коррумпированной системой правосудия.
Подобные зоны, подчиненные законодательству другой страны, являются не такой редкостью, наиболее известными историческими примерами являются Гонконг и Макао, а также Бермудские и Багамские острова. Также примером мест, в которых применяется особый тип законодательства с арбитражем, находящемся в международной юрисдикции, являются так называемые офшорные зоны.
Построение подобной системы «импорта правосудия» создает возможность взаимовыгодной сделки между разными государствами по создания гибридной территории: страна третьего мира платит специалистам из развитого государства за постройку или модернизацию на ее территории особого города, в котором будет действовать торговое и корпоративное право развитого государства, что позволит привлечь на данную территорию иностранные инвестиции и бизнес, а также стать драйвером для развития местного предпринимательства (местная правовая система может быть коррумпирована и ненадежна с точки зрения инвесторов, поэтому создание зоны, подчиненной более надежной юрисдикции, резко повышает инвестиционный климат).
Но одновременно с этим подобная система при ее распространении создает конкуренцию между юридическими системами, которые фактически становятся товарами импорта/экспорта, и начинает размывать границы традиционных государств, т.к. с точки зрения местных жителей подобные особые зоны становятся идеальным местом для миграции, а успешные примеры таких частных городов, находящихся в экстерриториальной юрисдикции, сподвигают к созданию соответствующих пакетов услуг по администрированию и управлению городами и территориями, которые вполне могут оказывать не только государства, но и частные корпорации.
Агоризм
Термин агоризм был придуман Сэмюэлем Конкиным, и он относится скорее к стратегии, чем к идеологии. Идеологически агористы придерживаются тех же самых принципов, что и все другие либертарианцы — добровольного обмена, свободного рынка и невмешательства государства в частную жизнь и экономику. Но, согласно агоризму, построения такого общества невозможно достичь демократическими и другими политическими путями, требующими интеграции с существующей государственной системой.
Агористы считают необходимым создание и распространение методов «контрэкономики», т.е. рыночной деятельности, ведущейся в обход существующего законодательства. Работа черных рынков и теневой экономики всячески приветствуется, равно как и уход от налогообложения и обход различных законодательных норм, ограничивающих свободное ведение бизнеса. Объединение всех людей, работающих на серых и черных рынках, либертарианской идеологией должно позволить эффективно противостоять натиску государства, позволяя полностью исключить его из всех сфер человеческой деятельности.
Конечным этапом преобразования общества агористы считают появление агор, состоящих из теневого бизнеса и сравнимых по размеру с традиционными государствами, которые будут способны противостоять насилию со стороны государства, в том числе, путем прямого вооруженного конфликта. (Но, разумеется, вполне возможно и образование статус-кво, когда теневые рынки станут такими же большими, как государственные: за счет большей экономической свободы и меньших издержек они постепенно заменят собой все обычные государства путем обычной экономической экспансии).
Криптоанархизм
Криптоанархия тоже относится больше к стратегии, чем к идеологии. Движение появилось на заре становления Интернета, и основной его идеей является защита личной информации от любых посягательств со стороны третьих лиц и государства. Криптоанархисты также являются частью либертарианской идеологии, т.к. защищают свободный рынок и условия для анонимной торговли и обмена информацией, которые не могут быть ограничены государственной властью. Торренты, анонимные чаты, электронные деньги, анонимайзеры, даркнет и криптовалюты — все это создает все новые возможности для обхода любых государственных регуляций.
Одним из идеологических моментов, несовместимых с современной государственной экономикой, является создание частных денег, эмиссия которых не зависит от системы Центробанков, а стоимость определяется исключительно потребностями обмена и свойствами самих денег. Частные деньги ставят под угрозу существование современной государственной экономики и потенциально, при их широком распространении, могут сделать невозможным налогообложение, а следовательно и существование неконтрактных юрисдикций.
Также криптоанархисты приветствуют создание виртуальных государств, таких как Bitnation, которые в будущем могут послужить основой для появления полноценных контрактных юрисдикций и частных экстерриториальных государств.
Фузионизм и либертарный консерватизм
Фузионизм — это консервативная либертарная идеология, больше свойственная для США (особенно среди республиканцев), чем для какой-либо другой страны. Как и классический либерализм, она скорее указывает направление движения, чем имеет какие-то конкретные отличительные черты.
По большому счету, фузионизм является реакцией на современную социальную демократию, выступает за традиционные семейные ценности, минимальное вмешательство государства в жизнь людей, свободный рынок, низкие налоги, при этом часто осуждает миграцию и позитивную дискриминацию в пользу меньшинств.
Также либертарианские консерваторы часто являются христианами, и в связи с этим существует такое явление как христианское либертарианство, показывающее, что основные идеологические постулаты христианства и либертарианства не противоречат друг другу.